РУБРИКИ

Правовые особенности охраны труда женщин, молодежи и инвалидов в организации

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Правовые особенности охраны труда женщин, молодежи и инвалидов в организации

Правовые особенности охраны труда женщин, молодежи и инвалидов в организации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СЕРВИСА»

Кафедра: «Общепрофессиональные технические дисциплины»






КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


По дисциплине: «Безопасность труда»

На тему: «Правовые особенности охраны труда женщин, молодежи и инвалидов в организации»





Работу выполнил

студент гр. БСз-2С

Гришина Елена Алексеевна

Проверил: Кузьмина Н.С.





Тольятти 2010 г.

Содержание

 

Введение

1. Правовые особенности охраны труда женщин в организации

2. Правовые особенности охраны труда работников в возрасте до 18 лет в организации

3. Правовые особенности охраны труда инвалидов в организации

Список используемой литературы

 

Введение

 

Охрана труда (от англ. protection of / abour) в РФ - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилак-тические, реабилитационные и иные мероприятия, образующие организационно-правовой механизм реализации конституционного права граждан на труд (ст. 37 Конституции РФ) в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Охрана труда представляет собой систему законодательных актов, социально - экономических, организационных, технических и лечебно - профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Охрана труда выявляет и изучает возможные причины производственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, взрывов, пожаров и разрабатывает систему мероприятий и требований с целью устранения этих причин и создания, безопасных и благоприятных для человека условий труда.

Сложность стоящих перед охраной труда задач требует использования достижений и выводов многих научных дисциплин, прямо или косвенно связанных с задачами создания здоровых и безопасных условий труда.

Так как главным объектом охраны труда является человек в процессе труда, то при разработке требований производственной санитарии используются результаты исследований ряда медицинских и биологических дисциплин.

Объектом выпускной квалификационной работы является труд женщин, несовершеннолетних и инвалидов.

Задачи:

2. Раскрыть особенности регулирования труда женщин.

3. Рассмотреть особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.

4. Раскрыть особенности регулирования труда инвалидов.

Цель курсовой работы - изучить и проанализировать систему охраны труда женщин, молодежи и инвалидов.


1. Особенности охраны труда женщин


Ст. 251 ТК РФ введено понятие "особенности регулирования труда" - нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила.

В ст. 252 ТК РФ приводятся случаи установления особенностей регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями, работников в возрасте до восемнадцати лет, руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству.

С учетом физиологических особенностей женского организма и выполнения женщинами материнских обязанностей трудовым законодательством, в первую очередь ТК РФ, предусмотрены дополнительные гарантии охраны труда женщин, здоровья их детей.

Согласно ст. 253 ТК РФ ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию.

Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы.

Перечни производств, работ, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

"Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин" утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 162.

Министерство труда и социального развития РФ своим письмом от 9 июля 1998 г. N 3971-ММ в адрес своих территориальных органов по вопросам занятости населения установило Порядок трудоустройства женщин детородного возраста при их выводе с тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда.

Согласно указанному Порядку вывод женщин детородного возраста с тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда имеет своей целью обеспечение права работающих женщин на охрану труда, защиту жизни и здоровья с учетом материнской функции.

Высвобождение женщин детородного возраста с тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда осуществляется работодателями в соответствии с утвержденным в установленном порядке Списком тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин, прежде всего за счет:

- внутрипроизводственных перемещений на свободные рабочие места и вакантные должности, отвечающие требованиям законодательства об охране труда;

- профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации с последующим трудоустройством как в данной организации, так и у других работодателей.

При необходимости органами службы занятости выполняется комплекс мероприятий по оказанию дополнительной помощи женщинам детородного возраста, предусматривающий:

- проведение консультаций по вопросам действующего законодательства о труде и занятости, о состоянии местного рынка труда;

- тестирование для определения профессиональных наклонностей;

- определение желающих пройти переобучение, повысить квалификацию по профессиям исходя из потребностей рынка труда;

- проведение профориентационной работы;

- представление информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в организациях за пределами зоны проживания.

Содействие в трудоустройстве, консультации и предоставление необходимой информации женщинам детородного возраста осуществляется органами службы занятости бесплатно по месту жительства исходя из наличия в информационном банке данных вакантных рабочих мест (должностей).

Подбор подходящей работы осуществляется в соответствии с профессиональной пригодностью и квалификационными требованиями, которые предъявляются работодателями к приглашаемым работникам, с учетом ограничений по использованию труда женщин, определенных трудовым законодательством.

При этом не допускаются:

- направление на рабочие места, условия труда на которых не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

- направление в организации с целью трудоустройства без подтверждения этими организациями наличия у них вакантных рабочих мест (должностей);

- направление на рабочие места, находящиеся за пределами транспортной доступности. Транспортная доступность (максимальная удаленность) подходящей работы от места жительства определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности;

- приглашение женщин детородного возраста в органы службы занятости чаще одного раза в две недели за исключением случаев, когда такое приглашение связано с предложением подходящей работы или с предложением об участии в специальных программах содействия занятости;

- направление на работу, связанную с переменой места жительства при несогласии с такой переменой.

В случае отсутствия постоянной работы женщинам детородного возраста может быть предложено принять участие в работах временного и сезонного характера, общественных работах, а также сообщена информация о других вариантах трудоустройства с учетом состояния рынка труда.

Статьей 254 ТК РФ предусмотрены трудовые льготы для беременных женщин в дородовой период, а также льготы матерям малолетних детей.

Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе.

До решения вопроса о предоставлении беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя.

При прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях за беременными женщинами сохраняется средний заработок по месту работы.

Женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с сохранением среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет.

Ст. 259 ТК РФ запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин.

Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им медицинскими рекомендациями. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

Указанные гарантии предоставляются также работникам, имеющим детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста восемнадцати лет, а также работникам, осуществляющим уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением.

Согласно ст. 264 ТК РФ гарантии и льготы, предоставляемые женщинам в связи с материнством (ограничение работы в ночное время и сверхурочных работ, привлечение к работам в выходные и нерабочие праздничные дни, направление в служебные командировки, предоставление дополнительных отпусков, установление льготных режимов труда и другие гарантии и льготы, установленные законами и иными нормативными правовыми актами), распространяются на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних.

Порядок предоставления работающим женщинам перерывов для кормления ребенка установлен ст. 258 ТК РФ.

Работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа непрерывной работы продолжительностью не менее 30 минут каждый.

При наличии у работающей женщины двух и более детей в возрасте до полутора лет продолжительность перерыва для кормления устанавливается не менее одного часа.

По заявлению женщины перерывы для кормления ребенка (детей) присоединяются к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде переносятся как на начало, так и на конец рабочего дня (рабочей смены) с соответствующим его (ее) сокращением.

Перерывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка.

Отпуска по беременности и родам предоставляются женщинам согласно ст. 255 ТК РФ.

Женщинам по их заявлению и в соответствии с медицинским заключением предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух и более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном законом размере.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.

Перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком женщине по ее желанию предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы в данной организации (ст. 260 ТК РФ).

Что же касается отпуска по уходу за ребенком, то он предоставляется в порядке, предусмотренном ст. 256 ТК РФ.

По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральным законом.

Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.

На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).

Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях).

Особый порядок предоставления отпусков предусмотрен для работников, усыновивших ребенка. Согласно ст. 257 ТК РФ работникам, усыновившим ребенка, предоставляется отпуск на период со дня усыновления и до истечении 70 календарных дней со дня рождения усыновленного ребенка, а при одновременном усыновлении двух и более детей - 110 календарных дней со дня их рождения.

По желанию работников, усыновивших ребенка (детей), им предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им (ими) возраста трех лет.

В случае усыновления ребенка (детей) обоими супругами указанные отпуска предоставляются одному из супругов по их усмотрению.

Женщинам, усыновившим ребенка, по их желанию вместо отпуска, указанного в части первой настоящей статьи, предоставляется отпуск по беременности и родам на период со дня усыновления ребенка и до истечения 70 календарных дней, а при одновременном усыновлении двух и более детей - 110 календарных дней со дня их рождения.

Ст. 263 ТК РФ предусмотрен порядок предоставления дополнительных отпусков без сохранения заработной платы лицам, осуществляющим уход за детьми.

Работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до четырнадцати лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. В этом случае указанный отпуск по заявлению соответствующего работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается.

Лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства, предоставляются дополнительные выходные дни. Согласно ст. 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста восемнадцати лет по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выгодного дня производится в размере и порядке, которые установлены федеральными законами.

Женщинам, работающим в сельской местности, может предоставляться по их письменному заявлению один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы.

Ст. 261 ТК РФ предоставлены гарантии беременным женщинам и женщинам, имеющим детей, при расторжении с ними трудового договора по инициативе работодателя.

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами не допускается, за исключением случаев ликвидации организации.

В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее заявлению продлить срок трудового договора до наступления у нее права на отпуск по беременности и родам.

Расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по пункту 1, подпункту "а" пункта 3, пунктам 5-8, 10 и 11 ст. 81 ТК РФ).

Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя;

- согласно ст. 122 "Порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков" до истечения шести месяцев непрерывной работы оплачиваемый отпуск по заявлению работника должен быть предоставлен женщинам - перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него;

- в соответствии со ст. 125 "Разделение ежегодного оплачиваемого отпуска на части. Отзыв из отпуска" не допускается отзыв из отпуска беременных женщин;

- в соответствии со ст. 298 "Ограничения на работы вахтовым методом" к работам, выполняемым вахтовым методом, не могут привлекаться беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;

- согласно ст. 319 "Дополнительный выходной день" одному из родителей, работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющему ребенка в возрасте до шестнадцати лет, по его письменному заявлению ежемесячно предоставляется дополнительный выходной день без сохранения заработной платы;

- согласно ст. 320 "Сокращенная рабочая неделя" для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным договором или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.

Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. N 105 утверждены нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную (см. таблицу №1):

Таблица №1

Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную

Характер работы

Предельно допустимая масса груза

Подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой (до 2 раз в час)

10 кг

Подъем и перемещение тяжестей постоянно в течение рабочей смены

7 кг

Величина динамической работы, совершаемой в течение каждого часа рабочей смены, не должна превышать:

- с рабочей поверхности

- с пола




1750 кгм

875 кгм


Примечания:

1. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки.

2. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг.

2. Особенности охраны труда работников в возрасте до 18 лет


В соответствии с международными актами, исходя из общегуманистических принципов охраны здоровья своих граждан, создания благоприятных условий для их всестороннего развития, Российское государство приняло на себя обязательства по защите лиц, не достигших 18-летнего возраста, от выполнения любой работы, которая представляет опасность для их здоровья, может являться препятствием для их физического, умственного, духовного и морального развития.

Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет регулируются ст.ст. 265-272 главой 42 ТК РФ, а также рядом других статей ТК РФ, о которых речь пойдет в настоящей главе.

Согласно ст. 272 ТК РФ особенности трудоустройства лиц в возрасте до восемнадцати лет определяются ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением. В частности, согласно ст. 266 ТК РФ лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного, обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.

При этом медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя.

Заключение трудового договора (ст. 63 ТК РФ) допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.

В случае получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет.

С согласия одного и родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения.

Таким образом, трудовая деятельность в возрасте от четырнадцати до пятнадцати лет становится возможной при соблюдении следующих условий: 1) выполняемая работа должна быть легкой, не причинять вред здоровью подростков; 2) работа должна проводиться в свободное от учебы время и не нарушать процесс обучения; 3) прием на работу возможен с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства.

Согласно ст. 70 ТК РФ испытание при приеме на работу не устанавливается для лиц, не достигших возраста восемнадцати лет.

Согласно ст. 265 ТК РФ запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).

Запрещаются переноска и передвижение работниками в возрасте до восемнадцати лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.

Перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до восемнадцати лет, а также предельные нормы тяжестей утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Минтруд РФ постановлением от 7 апреля 1999 г. N 7 "Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную"*(15) утвердил следующие нормы (см. таблицу №2):


Таблица №2

Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную

Характер, работы, показатели

Предельно допустимая масса груза в кг

Юноши

Девушки

14 лет

15 лет

16 лет

17 лет

14 лет

15 лет

16 лет

17 лет

Подъем и перемещение вручнуюгруза постоянно в течение рабочей смены

3

3

4

4

2

2

3

3

Подъем и перемещение вручнуюгруза постоянно в течение не более 1/3 рабочей смены:









- постоянно (более 2-х раз в час)

6

7

11

13

3

4

5

6

- при чередовании с другой работой (до 2-х раз в час)

12

15

20

24

4

5

7

8

Суммарная масса груза, перемещаемого в течение смены:









- подъем с рабочей поверхности

400

500

1000

1500

180

200

400

500

- подъем с пола

200

250

500

700

90

100

200

250


Примечания:

1. Подъем и перемещение тяжестей в пределах указанных норм допускаются, если это непосредственно связано с выполняемой постоянной профессиональной работой.

2. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки.

3. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать:

для юношей 14 лет - 12 кг, 15 лет - 15 кг, 16 лет - 20 кг, 17 лет - 24 кг;

для девушек 14 лет - 4 кг, 15 лет - 5 кг, 16 лет - 7 кг, 17 лет - 8 кг.

Ограничения на работу лиц до 18 лет предусмотрены и другими статьями ТК РФ:

- работники в возрасте до 18 лет не могут привлекаться к работам, выполняемым вахтовым методом (ст. 298 ТК РФ);

- не допускается работа по совместительству лиц в возрасте до 18 лет на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если основная работа связана с такими же условиями, а также в других случаях, установленных федеральными законами (ст. 282 ТК РФ);

- стороной трудового договора с работодателем - религиозной организацией может быть лицо, достигшее возраста восемнадцати лет (ст. 342 ТК РФ).

"Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет" утвержден постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163 (в редакции от 20 июня 2001 г. N 473).

Для работников до 18 лет установлена сокращенная продолжительность рабочего времени. Согласно ст. 92 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени) сокращается на:

- 16 часов в неделю - для работников в возрасте до 16 лет;

- 4 часа в неделю для работников в возрасте от 16 до 18 лет.

Продолжительность рабочего времени учащихся образовательных учреждений в возрасте до восемнадцати лет, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины указанных норм. Таким образом:

- продолжительность рабочего времени учащихся до 16 лет - 12 часов;

- продолжительность рабочего времени учащихся от 16 до 18 лет - 18 часов.

В свою очередь, продолжительность ежедневной работы (смены), согласно ст. 94 ТК РФ не может превышать:

- для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 7 часов;

- для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 3,5 часа.

В соответствии с ТК РФ запрещается привлечение работников до 18 лет к работе в ночное время (с 22 часов до 6 часов) и к сверхурочным работам. Так, согласно ст. 96 ТК РФ к работе в ночное время не допускаются работники, не достигшие восемнадцати лет, за исключением лиц, участвующих в создании и (или) исполнении художественных произведений, и других категорий работников в соответствии с законодательством.

Согласно же ст. 99 ТК РФ не допускается привлечение к сверхурочным работам работников в возрасте до восемнадцати лет.

ТК РФ предусмотрен особый порядок установления норм выработки и оплаты труда работников до восемнадцати лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы. Для работников в возрасте до восемнадцати лет нормы выработки устанавливаются исходя из общих норм выработки пропорционально установленной для этих работников сокращенной продолжительности рабочего времени.

Для работников в возрасте до восемнадцати лет, поступающих на работу после окончания общеобразовательных учреждений и общеобразовательных учреждений начального профессионального образования, а также прошедших профессиональное обучение на производстве, в случаях и порядке, которые установлены законами и иными нормативными правовыми актами, могут утверждаться пониженные нормы выработки (ст. 270 ТК РФ).

При повременной оплате труда заработная плата работникам в возрасте до восемнадцати лет выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы. Работодатель может за счет собственных средств производить им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы.

Труд работников в возрасте до восемнадцати лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается по установленным сдельным расценкам. Работодатель может устанавливать им за счет собственных средств доплату до тарифной ставки за время, на которое сокращается продолжительность их ежедневной работы.

Оплата труда работников в возрасте до восемнадцати лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Работодатель может устанавливать этим работникам доплаты к заработной плате за счет собственных средств (ст. 271 ТК РФ).

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время (ст. 267 ТК РФ). Этот отпуск может предоставляться до истечения шести месяцев непрерывной работы по соглашению сторон по заявлению работника (ст. 122 ТК РФ). Согласно ст. 124 ТК РФ запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска работникам в возрасте до восемнадцати лет.

Еще одной мерой по охране труда работников до 18 лет является запрет на направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями профессий, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений) (ст. 268 ТК РФ).

Письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, т.е. о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, заключается с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет (ст. 244 ТК РФ).

Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 269 ТК РФ).


3. Охрана труда инвалидов


Инвалидом считается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а для лиц в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".

Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ.

Государство в лице его представительных и исполнительных органов осуществляет социальную защиту инвалидов - разрабатывает и проводит в жизнь систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Законодательство РФ о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции РФ, Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"*(16), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

К другим мерам социальной защиты инвалидов относится их реабилитация. Согласно ст. 9 упомянутого выше Закона реабилитация инвалидов - это система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Реабилитация инвалидов включает в себя:

1) медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования;

2) профессиональную реабилитацию, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства;

3) социальную реабилитацию, которая состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.

Трудоустройство инвалидов, как составная часть их профессиональной реабилитации, гарантируется государством. Согласно ст. 20 упомянутого Закона инвалидам предоставляются следующие гарантии трудовой занятости Федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

1) осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов;

2) установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

3) резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

4) стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

5) создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

6) создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

7) организация обучения инвалидов новым профессиям.

Положения ст. 20 об установлении в организациях квоты для приема на работу инвалидов получили развитие в ст. 21.

Организациям, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

Механизм установления квоты в организациях определяется органами государственной власти субъектов РФ.

В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов РФ обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Размеры и порядок внесения работодателями указанной платы определяются органами государственной власти субъектов РФ.

Статьей 22 указанного Закона введено понятие: "специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов". Это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ, за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей военной службы или в результате стихийных бедствий и межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета.

Специальные рабочие места для лиц, ставших инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, создаются за счет средств работодателей - причинителей вреда.

Что же касается особых, облегченных, условий труда инвалидов, то они предусмотрены ст. 23 указанного Закона. Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида - это разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с федеральной базовой программой реабилитации инвалидов, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральной базовой программой реабилитации инвалидов.

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации, включая автомобили, кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое или иное средство либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно (ст. 11 Закона о социальной защите инвалида).

Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работа в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.

Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.

В связи с изложенным обратим внимание читателей на следующее:

1) продолжительность рабочей недели не более 35 часов для инвалидов I и II групп подтверждена ст. 92 ТК РФ);

2) согласно ст. 99 ТК РФ привлечение инвалидов к сверхурочным работам допускается с их письменного согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом инвалиды должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочных работ;

3) согласно ст. 113 ТК РФ привлечение инвалидов к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается только в случае, если такая работа не запрещена им по медицинским показаниям. При этом инвалиды должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от работы в выходной или нерабочий праздничный день;

4) согласно ст. 96 ТК РФ инвалиды могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом инвалиды должны в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время.

5) согласно ст. 115 ТК РФ ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 рабочих дней. Ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 рабочих дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с трудовым законодательством.

Таким образом, при предоставлении инвалидам ежегодных оплачиваемых отпусков следует руководствоваться ст. 23 Закона о социальной защите инвалидов.

Статьей 24 указанного Закона определены права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов.

Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Статьей 5.42. КоАП предусмотрена следующая административная ответственность за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости:

1) Отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

2) Необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Вместе с тем, ст. 26 указанного Закона, предусмотрено государственное стимулирование участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов.

Государственная поддержка (в том числе предоставление налоговых и иных льгот) предприятий и организаций, производящих промышленные товары, технические средства и приспособления для инвалидов, обеспечивающих занятость инвалидов, оказывающих медицинскую помощь, услуги в сфере образования, осуществляющих санаторно-курортное лечение, бытовое обслуживание и создающих условия для занятий физической культурой и спортом, организации досуга инвалидов, инвестирующих более 30 процентов прибыли в проекты, обеспечивающие жизнедеятельность инвалидов, в научные и опытно-конструкторские разработки технических средств реабилитации инвалидов, а также протезно-ортопедических предприятий, лечебно-производственных (трудовых) мастерских и подсобных сельских хозяйств учреждений органов социальной защиты населения, государственного предприятия "Национальный фонд содействия инвалидам Российской Федерации" осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством РФ.

Список используемой литературы

1. Кодекс законов о труде Российской Федерации.-М.:Новая волна,1997.-128с.

2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., с изменениями и дополнениями от 25.07.2003 г.

3. Комментарии к Трудовому Кодексу Российской Федерации. - М.: ТОН-ИКФ ОМЕГА-Л, 2002

4. Трудовой Кодекс Российской Федерации. - М., «Издательство ЭЛИТ», 2005г. - 176с.

5. Кодекс Законов о труде РСФСР. - М. :Юридическая литература,1988. -112с.

6. Колобова С. «Как защитить трудовые права?».Российская юстиция. 2000 г. № 10.

7. Коршунов Ю.Н. Законодательство РФ об охране труда: Комментарий/Ю.Н.Коршунов. - М.: Фонд «Правовая культура»,2000.-224с.

8. Женщины на производстве: Охрана репродуктивного здоровья. Ч2/Сост. О.Сивочалова, Т.Гнаденко.-М.:Социздат,2003.-160с.

9. Макашова А. Некоторые аспекты законодательства и состояния законности в сфере трудовых прав женщин: трудовое право/А. Макашова//Секретарское дело.-2004.-№3.-С.85-89.

10. Женщины и дети: Юридический справочник. Семейное право. Трудовое право. Социальные льготы. - М.: Информационно-издательский дом Филинъ,1998.-496с.

11. Сборник документов по охране труда. - Набережные челны,2001.-96с.

12. Постановление Правительства РФ от 25.02.00 г. № 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин»

13. Постановление Госкомсанэпиднадзора России от 28.10.1996 г. № 32.

14. Разъяснения Минтруда России от 22.05.97 № 15.



© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.