РУБРИКИ

Правовые основы охраны труда в Российской Федерации

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Правовые основы охраны труда в Российской Федерации

Таким образом, все установленные ТК РФ (разд. X) требования по обеспечению здоровых и безопасных условий труда работников должны применяться и к гражданскому персоналу с учетом специфики их деятельности. В локальных актах, таких как коллективные договоры воинских частей, нормы охраны труда образуют самостоятельный раздел или же оформляются в виде приложений к ним - соглашений об охране труда.

Об охране труда можно судить как о многоуровневой системе мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий трудовой деятельности, осуществляемых государственными органами, органами местного самоуправления, работодателями и самими работниками. Кроме того, охрана труда предполагает рассмотрения в различных аспектах: медицинском, техническом, социальном, экономическом и т.д.

Правовая охрана труда как институт трудового права представляет собой систему правовых норм, непосредственно направленных на создание таких условий труда, которые обеспечивают сохранение в процессе труда жизни и здоровья работников и обязательны для выполнения всеми субъектами трудовых правоотношений. При этом, под условиями труда понимается совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работников.

В Российской Федерации охрана труда является частью государственной политики, основные направления которой в производственной деятельности предусмотрены ст. 210 ТК РФ. Несмотря на государственное управление охраной труда, правовые нормы по охране труда устанавливаются как в централизованном порядке, так и на локальном уровне, находя свое отражение в коллективном договоре, соглашении по охране труда, принимаемых в организации.

Основными источниками правовой охраны труда являются ТК РФ (гл. 33-36) и подзаконные нормативные правовые акты.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 утвержден Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда, т.е. согласно ст. 211 ТК РФ правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Действующая система подзаконных нормативных правовых актов состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда. Они разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти.[26]

Обязанности командира воинской части по обеспечению надлежащих условий труда. Работа по обеспечению безопасности труда гражданского персонала военных организаций осуществляется как в соответствии с общим законодательством об охране труда, так и на основании ведомственных нормативных актов, действующих в этой сфере трудовых отношений. Среди последних, наиболее значительным нормативным актом является Руководство по организации работы по охране труда в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Министерства обороны Российской Федерации, введенное в действие приказом министра обороны Российской Федерации от 12 сентября 1995 г. N 302. [27]

Организация работы по охране труда заключается в планомерном и целенаправленном осуществлении различных мероприятий по охране труда (правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных) в целях создания здоровых и безопасных условий труда как в целом на предприятии, в учреждении и организации, так и на отдельном рабочем месте.[28]

Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 г. утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (с изменениями от 25 апреля 2007 г.), в которых содержатся требования к площади, освещенности рабочих мест и некоторым другим показателям. Так, например, площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ на базе электроннолучевой трубки должна составлять не менее 6 квадратных метров, в помещениях культурно-развлекательных учреждений на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) - 4,5 квадратных метра.[29]

В указанных правилах содержатся и другие требования по оборудованию рабочих мест пользователей ПЭВМ;

-режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

-приобретение, применение и выдачу за счет собственных средств сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

При выполнении работ, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, как определено Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825, требуется обязательное проведение работникам профилактических прививок. К таким работам отнесены: строительные, сельскохозяйственные, гидромелиоративные, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные работы на территориях неблагополучных по инфекциям. Отсутствие требующихся прививок влечет отказ в приеме граждан на работу либо отстранение их от названных работ, что предусмотрено ст. 5 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ;[30]

-недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), а также в случае медицинских противопоказаний. Данная обязанность одновременно установлена и ст. 76 ТК РФ;

-информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

-предоставление органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля, органам профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

-принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

-расследование и учет в установленном ТК РФ и иными нормативными правовыми актами порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

-санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда.

Согласно ст. 223 ТК РФ в организации по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки. Создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи, устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой; производится перевозка транспортными средствами организации либо за ее счет в лечебные учреждения или к месту жительства работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по иным медицинским показаниям и др.;[31]

-беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

-выполнение предписаний должностных лиц органов государственного управления охраной труда, надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки. По требованию этих должностных лиц работодатель на основании ст. 76 ТК РФ обязан отстранять работников от работы либо не допускать их к ней;

-обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

-ознакомление работников с требованиями охраны труда;

-разработку и утверждение с учетом мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа инструкций по охране труда для работников;

-наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации.[32]

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охране труда. Командир воинской части (работодатель) обязан ежегодно выделять на охрану труда необходимые средства в объемах, определяемых коллективным договором. Данные средства аккумулируются в фонде охраны труда воинской части и подлежат расходованию исключительно по целевому назначению.

Принципиально новые требования, относящиеся к финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусматривает ТК РФ, который статьей 226 обязывает организации независимо от организационно-правовых форм (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) выделять на эти мероприятия денежные средства в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Поэтому данные положения о финансировании охраны труда относятся только к унитарным предприятиям Министерства обороны Российской Федерации, имеющим имущество на праве хозяйственного ведения. Причем в любом случае работники не несут никаких расходов на эти цели.[33]

Фонды охраны труда могут также создаваться в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отраслях экономики, субъектах Российской Федерации и на территориях регионов.

Все работники военных организаций, в том числе их руководители, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, что определено ст. 225 ТК РФ. При этом, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, оказания первой помощи пострадавшим и инструктаж по охране труда должны проводиться работодателем или уполномоченным им лицом не только с работниками при приеме их на работу, но и при переводе их на другую работу в пределах организации.

Перед началом всех видов работ руководитель военной организации должен обеспечить прохождение всеми работниками инструктажа по охране труда, осуществляемого в соответствии с ГОСТом 12.0.004-90 ССБТ «Организация обучения по безопасности труда». Государственным стандартом, а также ст. 225 ТК РФ и Руководством предусмотрены пять видов инструктажа в зависимости от их целевого назначения:

а) вводный - при поступлении на работу со всеми вновь принимаемыми на работу лицами независимо от образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, учащимися, прибывшими в организацию на производственное обучение или практику, с военнослужащими, привлекаемыми к работе на производственных объектах, а также с учащимися в образовательных учреждениях всех видов перед началом лабораторных и практических занятий в учебных лабораториях, мастерских, на участках, полигонах и др. Данный инструктаж проводят главный инженер либо начальник службы охраны труда (сотрудники этой службы), а с учащимися в учебном заведении - преподаватель, с обязательной его фиксацией в контрольном листе прохождения инструктажа (хранится в службе кадров) и в журнале регистрации вводного инструктажа. Этот инструктаж проводится в соответствии с утвержденной командиром воинской части программой в специально оборудованном помещении (кабинете охраны труда). Программой должны быть учтены правила, нормы и инструкции по охране труда, а также специфика производственной и хозяйственной деятельности предприятия;

б) первичный - на рабочем месте непосредственно до начала производственной деятельности. Производится с теми же лицами, за исключением тех работников, которые не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом машин, механизмов и оборудования, использованием инструмента, хранением и применением сырья и материалов. Перечень работников, а также программа проведения этого инструктажа утверждаются в военной организации главным инженером по согласованию со службой охраны труда и профсоюзным комитетом предприятия. Этот инструктаж проводится индивидуально с каждым работником или с группой лиц, о чем делается запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте и в контрольном листе прохождения инструктажа. После этого инструктажа все работники должны в течение 2-14 смен (в зависимости от характера работы и их квалификации) пройти стажировку под руководством лиц, назначенных приказом (распоряжением) по воинской части (военной организации). Работники, имеющие стаж работы по специальности не менее трех лет и переходящие на работу в другое структурное подразделение с сохранением характера их прежней работы и типа оборудования, на котором они работали ранее, могут быть освобождены от стажировки главным инженером по согласованию со службой охраны труда и профсоюзным комитетом предприятия. После прохождения стажировки, проверки теоретических знаний и приобретенных навыков безопасной работы работники допускаются к самостоятельной работе. Об этом также делается запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте и в контрольном листе прохождения инструктажа;

в) повторный - проводится со всеми работниками, за исключением перечисленных в п. «б», причем независимо от их квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы и не реже одного раза в полугодие. Проведение инструктажа отмечается в журнале регистрации прохождения повторного инструктажа. Он проводится по программе первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме;

г) внеплановый - производится при необходимости:

-при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;

-при изменении технологического процесса, замене оборудования, инструмента, сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;

-при нарушении работниками требований по охране труда, которые привели или могли привести к травме, аварии, взрыву, пожару, отравлению;

-по требованию органов контроля и надзора;

-при длительном перерыве в работе: для работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, более чем на 30 календарных дней, а для остальных - 60 дней.[34]

Объем и содержание данного инструктажа определяются в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

О проведенном инструктаже делается отметка в журнале регистрации прохождения инструктажа;

д) целевой - проводится в следующих случаях:

- при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (вне предприятия, цеха, погрузка, выгрузка, уборка территории и т.п.);

- при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;

- при производстве работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение и прочие документы.

Проведенный инструктаж фиксируется в наряде-допуске или другой документации, разрешающей производство работ.

Указанные виды инструктажа по охране труда (первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой) осуществляются непосредственным руководителем работ (мастером, прорабом, инструктором производственного обучения). Все они должны завершаться проверкой теоретических знаний и приобретенных навыков безопасной работы. Если работник не выдержал эту проверку, то он вновь должен пройти соответствующий инструктаж. Журналы регистрации прохождения инструктажа по охране труда должны быть предусмотрены номенклатурой дел организации и структурных подразделений, а оформленные контрольные листы прохождения инструктажа по безопасности труда хранятся в службе кадров.[35]

Как предусмотрено ст. 212 ТК РФ, допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда, запрещается. Работник, не прошедший в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, подлежит безусловному отстранению от работы (недопущению к работе). Если эти обучение и проверку знаний и навыков работник не прошел не по своей вине, то ему производится оплата за все время отстранения как за простой (ст. 76 ТК РФ).

Особенности в регулировании условий труда лиц гражданского персонала связаны в основном с вопросами оплаты труда: при повышении ее размеров различным категориям работников, установлении им тарифных ставок (должностных окладов), введении различных надбавок и доплат, предоставлении гарантийных и компенсационных выплат.

При рассмотрении вопроса об особенностях оплаты труда лиц гражданского персонала необходимо обратить внимание на ряд общих положений, касающихся в целом источников финансирования средств на оплату труда таких работников.

Согласно ст. 71 Конституции РФ установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности находится в ведении Российской Федерации. Поэтому финансирование оплаты труда лиц гражданского персонала производится в основном за счет средств бюджета, как правило, федерального бюджета, на что указывается в соответствующих нормативных правовых актах.[36]

С учетом тех изменений, которые были внесены Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122 в действующее законодательство РФ. В статье 135 Трудового кодекса РФ говорится, что работникам организаций, финансируемых из бюджетов, системы заработной платы, размеры тарифных ставок, должностных окладов, различного рода выплат устанавливаются соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.

Что касаемо выплат действующих тарифных ставок и должностных окладов гражданскому персоналу воинских частей, привлекаемому для выполнения задач по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения, а также в зонах вооруженных конфликтов, определяемых Правительством РФ, была установлена с повышением на 100% за дни фактического пребывания в условиях чрезвычайного положения и в зонах вооруженных конфликтов.

Было также разрешено Министру обороны РФ устанавливать гражданскому персоналу подчиненных воинских частей, находящихся на территориях государств - бывших республик СССР, дополнительные гарантии и компенсации к заработной плате, в частности, районные и другие повышающие коэффициенты, другие льготы и преимущества в размерах и на условиях, предусмотренных законодательством страны пребывания.

Согласно Постановлени Правительства РФ от 9 февраля 2004 г. N 65»О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» (с изменениями от 8, 30 декабря 2005 г., 4 октября, 22 декабря 2006 г., 10 марта, 25 июля, 15 августа, 6 октября, 1 декабря 2007 г., 22 июля, 24 декабря 2008 г.) Лицам гражданского персонала, работающим в дислоцированных на постоянной основе в воинских частях на территории Чеченской Республики, командированным в воинские части, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на административной границе с Чеченской Республикой в составе воинских частей, выплачивают:[37]

- должностные оклады (тарифные ставки) в полуторном размере;

- суточные по установленной норме с применением коэффициента 1,1;

- дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью два календарных дня за каждый полный месяц работы на территории Чеченской Республики, но не более четырнадцати календарных дней.[38]

Таким образом, рассмотрение вопросов об особенностях регулирования труда лиц гражданского персонала показало, что действующее законодательство РФ в этой области весьма разнообразно: можно назвать как различные федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, так и многочисленные нормативные правовые акты соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Действие всех этих актов затрагивает права и законные интересы значительной категории граждан, работающих по трудовому договору и относящихся к лицам гражданского персонала.


2.2 Порядок осуществления в военных организациях расследования и учета производственного травматизма

В настоящее время единый и обязательный для всех работодателей порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве установлен ТК РФ (ст. 227-231)

Данный порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве должен соблюдаться в воинских частях и военных организациях, но с учетом требований Инструкции об особенностях расследования и учета несчастных случаев на производстве в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 25 октября 1999 г. N 499.

В настоящее время также следует руководствоваться Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73. Формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, утверждены постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73 и приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2005 N 275.[39]

В соответствии с перечисленными нормативными правовыми актами расследование и учет производственного травматизма производятся с работниками из числа гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, выполняющими работу по трудовому договору, дислоцированных на территории Российской Федерации и на территориях иностранных государств. При этом, в воинских частях, дислоцированных на территориях иностранных государств, расследование и учет несчастных случаев на производстве проводятся в соответствии с российским законодательством, если иное не предусмотрено международными договорами с участием Российской Федерации.

Как показывает анализ, основными нарушениями порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве в Вооруженных Силах Российской Федерации, установленного ст. 227-231 ТК РФ и Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73, являются:

а) нарушение установленного порядка направления извещений о происшедших групповых несчастных случаях, тяжелых несчастных случаях, несчастных случаях со смертельным исходом в органы и организации, указанные в ст. 228 ТК РФ, и, как следствие, расследование указанных несчастных случаев комиссиями ненадлежащего состава;

б) нарушение установленных сроков расследования несчастных случаев на производстве;

в) несоответствие причин несчастных случаев на производстве, установленных в ходе расследования, фактическим обстоятельствам происшествия несчастных случаев;

г) необоснованное возложение вины в происшедшем несчастном случае на пострадавшего (в первую очередь - при проведении расследований легких несчастных случаев комиссиями организаций), необоснованное освобождение от ответственности должностных лиц организаций, ответственных за допущенные нарушения государственных нормативных требований охраны труда, послуживших истинными причинами несчастных случаев;

д) нарушения в оформлении материалов расследования, в том числе актов о несчастных случаях на производстве, заполняемых по установленной форме;

е) необоснованная квалификация несчастных случаев как не связанных с производством, и др.

Несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету. Как установлено ст. 227 ТК РФ, расследованию и учету подлежат следующие несчастные случаи на производстве:[40]

а) травмы, в том числе полученные в результате нанесения телесных повреждений другим лицом;

б) приравненные к травмам: острые отравления, тепловые удары, ожоги, обморожения, утопления, поражения электрическим током (молнией, излучением), укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными, повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушений зданий (сооружений), стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.[41]

Несчастный случай, имевший место на производстве с застрахованным работником (т.е. подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), является страховым несчастным случаем.

Все вышеперечисленные случаи расследуются (и учитываются), если они произошли с теми лицами, которые прямо названы в ТК РФ и Федеральном законе «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ.

Условия, при которых несчастные случаи подлежат обязательному расследованию. В ст. 227 ТК РФ приведены условия, при которых указанные несчастные случаи подлежат обязательному расследованию.

Первое условие. Несчастные случаи должны иметь место при выполнении вышеназванными гражданами трудовых обязанностей и работы по заданию организации или иного работодателя, а именно:

1) в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства, одежды и т.п., перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;[42]

2) при следовании к месту работы или с работы на транспорте работодателя (его представителя) либо на личном транспорте (при наличии соответствующего соглашения или распоряжения работодателя об использовании его в производственных целях);

3) при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком;

4) при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на грузовой автомашине, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде и др.);

5) при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне в свободное от вахты и судовых работ время;

6) при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.

Второе условие. Расследуются и подлежат учету только те несчастные случаи, которые повлекли за собой:

- необходимость перевода работника на другую работу;

- временную или стойкую утрату им трудоспособности;

- смерть работника.

Ответственность за организацию и своевременность расследования, учет несчастных случаев и устранение причин, их вызвавших, возлагается на командира воинской части (руководителя военной организации) (ст. 212 ТК РФ).

В ст. 227 ТК РФ также указаны лица, которые могут быть пострадавшими от несчастных случаев:

- во-первых, работники, выполняющие работу по трудовому договору или по поручению работодателя (его представителя), а также осуществляющие иные правомерные действия, обусловленные трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемые в его интересах;

-во-вторых, студенты и учащиеся всех типов образовательных учреждений, проходящие производственную практику в организациях;

-в-третьих, осужденные по приговору и привлекаемые к труду;

-в-четвертых, лица, страдающие психическими расстройствами, участвующие в производительном труде на лечебно-производственных предприятиях в порядке трудовой терапии в соответствии с медицинскими рекомендациями;

-в-пятых, лица, привлекаемые в установленном порядке к выполнению общественно-полезных работ;

-в-шестых, члены производственных кооперативов и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, принимающие личное трудовое участие в их деятельности.[43]

Обязательные мероприятия при возникновении несчастных случаев. В соответствии с законодательством можно выделить следующие обязательные мероприятия работодателя при возникновении несчастных случаев на производстве:

-незамедлительное оказание пострадавшему первой медицинской помощи, в том числе при необходимости доставка его в лечебное учреждение.

Пострадавший или очевидец несчастного случая извещает своего непосредственного руководителя работ, который немедленно организует первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в учреждение здравоохранения. Затем он обязан сообщить работодателю или уполномоченному им лицу о происшедшем несчастном случае;

-сохранение обстановки на рабочем месте (объекте) в том состоянии, в котором она находилось в момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к аварии, а в случае невозможности ее сохранения - фиксирование сложившейся обстановки (составление схем, фотографирование и производство других мероприятий);

-немедленное информирование о производственном травматизме органов (организаций), установленных нормативными правовыми актами о труде. О тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом сообщается также родственникам пострадавшего.

В ст. 228 ТК РФ не определены способы и формы сообщения о несчастном случае родственникам пострадавшего, поэтому они избираются в зависимости от различных обстоятельств: наличия с ними телефонной связи, времени, места случившегося, удаленности их места жительства и т.д. В любом случае такое сообщение подлежит документальному подтверждению в виде копии (например, телеграммы, телефонограммы), справки и т.п. с указанием адресата и времени направления сообщения.

В соответствии с Инструкцией командир воинской части обязан направить в течение суток сообщения о каждом:[44]

а) страховом несчастном случае (ст. 227 ТК РФ) - в исполнительный орган Центрального отраслевого отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Министерства обороны Российской Федерации (по месту регистрации в качестве страхователя). Такое информирование необходимо даже при страховом случае лишь с одним работником.

б) групповом, тяжелом несчастном случае или случае, повлекшем смертельный исход - в следующие органы и организации:

- в соответствующую военную прокуратуру;

- в орган военного управления по подчиненности;

- в соответствующую государственную инспекцию труда (ст. 354 ТК РФ), обслуживающую воинскую часть, и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (кроме воинских частей, дислоцированных на территориях иностранных государств);

- в орган труда и заработной платы (службу охраны труда) военного округа, флота, армии, флотилии, Воздушно-десантных войск, главного и центрального управлений Министерства обороны Российской Федерации по подчиненности, который в течение суток сообщает о происшедшем несчастном случае в Управление труда и заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации;

-в воинскую часть, направившую работника, с которым произошел несчастный случай;

-в территориальные объединения организаций профсоюзов (ст. 29 ТК РФ);

-в территориальный орган, осуществляющий в воинской части государственный надзор, если несчастный случай произошел на объекте (на оборудовании и т.д.), подконтрольном этому органу (ст. 353 ТК РФ);

Орган труда и заработной платы Вооруженных Сил Российской Федерации при групповом (два и более человек) несчастном случае, тяжелом несчастном случае и несчастном случае со смертельным исходом, происшедшем в воинских частях в течение суток сообщает в Федеральную службу по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.[45]

В указанном выше случае принимаются также иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования.

Определение тяжести несчастных случаев. Схема определения тяжести несчастных случаев на производстве утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве» от 24 февраля 2005 г. N 160.[46]

Заключение о степени тяжести травмы по запросу дают клинико-экспертные комиссии лечебно-профилактического учреждения, где осуществляется лечение пострадавшего. Степень утраты профессиональной трудоспособности определяется по Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 789.

При общем порядке расследования данная комиссия создается незамедлительно в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются:[47]

а) специалист по охране труда или ответственный за организацию работы по охране труда в соответствии с приказом;

б) командир воинской части или его представители;

в) представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа;

г) уполномоченный профсоюзного органа или трудового коллектива по охране труда.

Комиссию вправе возглавлять командир воинской части (руководитель военной организации) или уполномоченное им лицо. Однако лицо, непосредственно отвечающее за безопасность труда на участке, где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включается. Состав комиссии утверждается приказом работодателя.

При образовании комиссии следует иметь в виду, что каждый пострадавший в результате любого несчастного случая на производстве работник имеет право на личное участие в ее работе либо на участие своего представителя.

Если травма была получена работником в период командировки, то в качестве члена комиссии в случае прибытия может участвовать в расследовании полномочный представитель воинской части (военной организации), направившей пострадавшего в командировку.

Несчастный случай, происшедший с работником военной организации, производящей работы на выделенном участке другой военной организации, расследуется и учитывается военной организацией, производящей эти работы. В этом случае комиссия, проводившая расследование несчастного случая, информирует руководителя военной организации, на территории которой производились эти работы, о своих выводах.

Несчастный случай, происшедший с работником при выполнении работы по совместительству, расследуется и учитывается по месту, где производилась работа по совместительству.

Расследование несчастного случая на производстве, происшедшего в результате аварии транспортного средства, проводится комиссией, образуемой руководителем военной организации, с обязательным использованием материалов расследования, проведенного соответствующим государственным органом надзора и контроля.

Помимо лиц, указанных в качестве членов комиссии при общем порядке расследования, в комиссию также включаются: государственный инспектор по охране труда соответствующей государственной инспекции труда, представители от соответствующего органа военного управления, органа труда и заработной платы, а по требованию пострадавшего (его родственников) - его доверенное лицо. В случае если это доверенное лицо не участвует в расследовании, командир воинской части (или уполномоченный им его представитель) либо председатель комиссии обязан по требованию доверенного лица ознакомить его с материалами расследования.[48]

Комиссию возглавляет государственный инспектор по охране труда, а при невозможности его прибытия приказом командира воинской части или начальника соответствующего органа военного управления председателем назначается другое лицо.

При крупных авариях с числом погибших 15 и более человек расследование производится комиссией, назначаемой Правительством Российской Федерации.

ТК РФ в соответствии со статьей 229 предусмотрены следующие сроки расследования: в течение 3 суток - при расследовании в общем порядке либо в течение 15 дней - при производстве расследования в специальном порядке. И в том и в другом случаях, если о них работодателю не было своевременно сообщено либо возникшая в результате них нетрудоспособность наступила не сразу, срок расследования не должен превышать одного месяца со дня подачи пострадавшим заявления.

При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений указанные сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней.

К материалам расследования прилагаются:

-приказ о создании комиссии;

-выписки из журналов регистрации инструктажа и протоколов о проверке знаний пострадавших по охране труда;

-документы, характеризующие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;

-протоколы опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших;

-экспертные заключения специалистов, результаты лабораторных исследований и экспериментов;

-медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, о нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

-копии документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами;

-выписки из ранее выданных на данном производстве предписаний государственных инспекторов по охране труда и должностных лиц территориального органа государственного надзора (если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу), а также выписки из представлений профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений нормативных требований по охране труда;

-другие документы по усмотрению комиссии.

По окончании расследования, как в общем, так и в специальном порядке на каждого пострадавшего оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной форме, если несчастный случай на производстве:

-вызвал необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу;

-вызвал потерю работником трудоспособности на срок не менее одного дня;

-повлек смерть работника.

По общему правилу указанный акт составляется в двух экземплярах на русском языке либо на русском языке и государственном языке соответствующего субъекта Российской Федерации.[49]

При несчастном случае на производстве с застрахованным работником составляется дополнительный экземпляр акта. Если несчастный случай на производстве произошел с работником, состоящим в трудовых отношениях с другим работодателем (воинской частью, военной организацией), то акт также составляется в трех экземплярах, два из которых вместе с документами и материалами расследования несчастного случая и актом расследования направляются этому работодателю. Третий экземпляр акта, документы и материалы расследования остаются у командира воинской части (руководителя военной организации), где произошел несчастный случай.

В акте о несчастном случае на производстве должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая на производстве, а также указаны лица, допустившие нарушения требований безопасности и охраны труда. Более того, при наличии к тому оснований в акте о несчастном случае, происшедшем на производстве с застрахованным работником, в обязательном порядке отражается допущенная им грубая неосторожность. Если комиссией установлено, что грубая неосторожность этого работника содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то комиссия с учетом заключения профоргана или иного уполномоченного органа данной воинской части (военной организации) определяет степень вины работника в процентах и фиксирует данный факт в этом акте.

В соответствии со ст. 230 ТК РФ акт о несчастном случае на производстве подписывается всеми членами комиссии и заверяется печатью, а также учитывается в журнале регистрации несчастных случаев на производстве. Окончательное оформление акта осуществляется начальником этого органа и государственным инспектором по охране труда, и он подлежит утверждению должностным лицом данного органа.[50][51]

В трехдневный срок после утверждения руководителем организации один экземпляр акта выдается пострадавшему, а при несчастном случае со смертельным исходом - родственникам погибшего или его доверенному лицу (по требованию). Второй экземпляр этого акта вместе с материалами расследования хранится в воинской части (военной организации) в течение 45 лет.

Составленный в результате расследования страхового случая третий экземпляр акта с материалами расследования направляется командиром воинской части (руководителем военной организации) в исполнительный орган Центрального отраслевого отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Министерства обороны Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя.

После чего в трехдневный срок после утверждения данный акт с документами и материалами расследования и копиями актов на каждого пострадавшего председателем комиссии направляется: в военную прокуратуру, в которую сообщалось о происшествии на производстве, а при страховом случае - также в исполнительный орган Центрального отраслевого отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Министерства обороны Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя. В этот же срок копии перечисленных документов представляются в соответствующую государственную инспекцию труда.

Для анализа состояния и причин производственного травматизма, разработки предложений по его профилактике копии указанных документов направляются другим органам и организациям:[52]

-председателем комиссии - в Федеральную службу по труду и занятости;

-лицом, утвердившим акт - в орган военного управления по подчиненности военной организации и в соответствующий орган труда и заработной платы. Орган труда и заработной платы, а при отсутствии его - орган военного управления данные копии документов направляет в орган труда и заработной платы вида Вооруженных Сил Российской Федерации и Управление труда и заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Кроме того, результаты расследования несчастных случаев на производстве должны быть обязательно рассмотрены командованием воинской части с участием профсоюзного органа в целях принятия решений, направленных на профилактику несчастных случаев на производстве (ст. 230 ТК РФ).

Иные документы, необходимые для составления акта по окончании расследования и для учета производственного травматизма, утверждены постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. N 73.

По окончании временной нетрудоспособности пострадавшего командир воинской части или руководитель военной организации (уполномоченный ими представитель) обязан направить в соответствующую государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях - в территориальный орган государственного надзора информацию о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев.

О несчастных случаях на производстве, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых или несчастных случаев со смертельным исходом, указанное должностное лицо (уполномоченный им представитель) сообщает в соответствующую государственную инспекцию труда, о страховых случаях - в исполнительный орган страховщика (исполнительный орган Центрального отраслевого отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Министерства обороны Российской Федерации по месту регистрации страхователя).

По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).

Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда.

Более того, согласно ст. 231 ТК РФ разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, непризнания работодателем (уполномоченным им представителем) несчастного случая, отказа в проведении расследования несчастного случая и составлении соответствующего акта, несогласия пострадавшего или его доверенного лица с содержанием этого акта рассматриваются соответствующими органами государственной инспекции труда или судом.[53]

Однако в указанных случаях поданная жалоба не является основанием для неисполнения работодателем (уполномоченным им представителем) решений государственного инспектора по охране труда.

Тем самым, в данном параграфе рассмотрен вопрос о расследования несчастных случаев и учета травматизма, где определен порядок действия должностных лиц при проведении расследования, необходимые формы документов составления соответствующего акта о несчастном случае, сроки проведения расследования. Так же необходимо сказать о том, что бы уменьшать статистику несчастных случаев на производстве необходимо создание компетентных органов, которые будут осуществлять контроль и надзор за безопасностью труда.


2.3 Контроль и надзор за соблюдением нормативных правовых и технических актов, обеспечивающих безопасность труд


Организация охраны труда осуществляется специально созданными для того органами на двух уровнях: централизованном и локальном.

На локальном уровне осуществляется контроль за соблюдением законодательства и технических норм об охране труда службами (органами) самого работодателя. Такими службами являются служба охраны труда и комитет (комиссия) по охране труда.

Согласно статье 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.