РУБРИКИ

Права работника на безопасные условия труда

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Права работника на безопасные условия труда

Права работника на безопасные условия труда

Министерство образования Республики Беларусь

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»


Юридический факультет


Кафедра государственного, трудового и сельскохозяйственного права





ПРАВА РАБОТНИКА НА ЗДОРОВЫЕ И БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА И ЕГО ГАРАНТИИ


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 Общая характеристика законодательства об охране труда работника

1.1  Понятие, система и задачи охраны труда работника

1.2  Конституционные начала охраны труда

1.3  Основные законодательные акты Республики Беларусь в области охраны труда

Глава 2 Понятие права работника на здоровые и безопасные условия труда

2.1 Условия возникновения права работника на охрану труда

2.2 Понятие права работника на здоровые и безопасные условия руда

2.3 Обязанности нанимателя при реализации права работника на здоровые и безопасные условия труда

Глава 3 Гарантии прав работника на здоровые и безопасные условия труда

3.1    Понятие здоровых и безопасных условий труда

3.2    Гарантии работника в области труда

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время вопросы по охране труда имеют огромную актуальность. Этот факт обосновывается тем, что в современном мире в трудовой сфере происходит более 2,2 млн. несчастных случаев на производствах, увеличивается процент профессиональных заболеваний у работников и многое другое. В большинстве случаев это происходит именно из-за несоблюдения правил по охране труда на производстве, из-за нарушения законодательства по охране труда, недостаточно серьезного отношения к правилам охраны труда не только нанимателя или работника, но и органов, которые осуществляют контроль и надзор за соблюдением законодательства об охране труда.

 Нельзя не заметить того, что государство создает все условия для того, чтобы вопрос охраны труда имел полную научную и правовую разработку. На данный момент разработано множество нормативных актов по охране труда работника, издана масса научной и методической литературы для возможности изучения этого аспекта в области труда всеми субъектами трудовых отношений. Также созданы специальные государственные органы для контроля за исполнением норм по охране труда, чего буквально несколько десятков лет назад не наблюдалось. Ввиду этого становится ясно, что законодатели уделяют ему массу внимания и времени. И это также обуславливает актуальность вопроса охраны труда.

 Тема данной курсовой работы: «Право работника на здоровые и безопасные условия труда и его гарантии». Чтобы более точно рассмотреть этот вопрос, определим цель и задачи. Цель работы заключается в исследовании имеющихся прав и гарантий работника в области охраны труда. А задачами:

– определить понятие, задачи и содержание охраны труда работника;

– дать общую характеристику законодательства об охране труда работника;

– рассмотреть основные права работника на охрану труда;

– рассмотреть основные гарантии прав работника на здоровые и безопасные условия труда.

 Основными методами рассмотрения охране труда будут обработка и изучение имеющейся литературы, которая раскрывает вопросы охраны труда, сравнения взглядов различных ученых-юристов, выявление разногласий по данному вопросу и также самостоятельное обнаружение существующих проблем охраны труда. Следовательно, будет применен научно-практический, сравнительный методы и метод анализа. При их использовании будет наиболее досконально изучен и рассмотрен материал по вопросу охраны труда.

 Структура работы включает три главы:

глава 1: общая характеристика законодательства об охране труда работника. В ее разделы включены следующие проблемы: а) понятие и система охраны труда работников; б) правовая охрана труда и ее содержание; в) задачи охраны труда.

глава 2: понятие права работника на здоровые и безопасные условия труда. Ее разделы: а) понятие права работника на охрану труда; б) условия возникновения права работника на охрану труда; в) обязанности нанимателя при организации охраны труда работника на предприятии;

глава 3: гарантии прав работника на здоровые и безопасные условия труда.

а) понятие гарантий здоровых условий труда; б) понятие гарантий безопасных условий труда; в) гарантии прав работника в области охраны труда.

 При просмотре работы будет видно, что главы разделены именно на такие разделы потому, что они являются важнейшими пунктами того или иного вопроса, и при их изучении сложится полная и четкая картина, например о гарантиях прав работника на здоровые и безопасные условия труда.

 В учебниках, пособиях и иной литературе охрана труда рассматривается двояко: как один из принципов трудового права и как самостоятельный институт этой отрасли права. Естественно авторами уделяется больше внимания к охране труда – как к самостоятельному институту отрасли, поскольку она является системой нормативного обеспечения организационных, санитарно-гигиенических и иных мер и средств, направленных на предупреждение травматизма и заболеваемости в процессе трудовой деятельности. Важным является и факт того, что противоречий по данному вопросу практически не имеется. Большинство ученых-юристов высказывает единое мнение по охране труда. Это объясняется тем, что все правовые нормы и требования, предусмотренные институтом охраны труда сгруппированы в Государственный реестр действующих в республике Беларусь нормативно-правовых актов по охране труда и являются строгими для исполнения. Например такие заслуженные юристы Республики Беларусь как доктор юридических наук, профессор Семенков В.И, доктор юридических наук Кеник К.И., Василевич Г.И. в своих трудах четко и логично обосновывают именно ту проблему, которая волнует именно сегодня. Например в учебнике по трудовому праву В.И.Семенкова ясно выявлена одна из причин, почему же при таком количестве принятых нормативных правовых актов, при таком скрупулезном изучении учеными-юристами вопроса охраны труда, все равно происходит масса несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производствах. В.И.Семенков обосновывает это тем, что нет четкой системы , программы по охране труда именно в практике, в жизни. Нет четкой структуры применения законодательства об охране труда на производствах, предприятиях, организациях.

 Таким образом, при изучении данной темы будут рассмотрены основные проблемы в области охраны труда работника, а также будет выявлено место и степень отношения работника к этому вопросу. Будет уделяться масса внимания уже изученных вопросов охраны труда, имеющейся литературе, которая рассматривает охрану труда.

ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА РАБОТНИКА

1.1 Понятие, система и задачи охраны труда работника

Охрана труда – это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, реабилитационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и иные мероприятия и средства [12, 456].

 Понятие «охрана труда» следует рассматривать как комплексную систему. Правовые нормы, предусмотренные институтом охраны труда в отрасли трудового права включает в себя:

1)                правила и нормы по охране и безопасности труда (межотраслевые и отраслевые);

2)                санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы;

3)                государственные стандарты системы безопасности труда (ССБТ);

4)                строительные нормы и правила;

5)                специальные нормы и правила по охране труда женщин, молодежи, инвалидов;

6)                нормы, регулирующие деятельность органов государственного надзора и общественного контроля в области охраны труда работающих;

7)                положения и инструкции;

Все эти нормы и правила направлены на предупреждение травматизма и заболеваемости на производстве.

Основными задачами охраны труда работника являются:

·                   создание здоровой производственной обстановки;

·                   привлечение общественного внимания к сокращению, вплоть до устранения несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости;

·                   усиление ответственности за нарушение требований правил и норм по охране труда, безопасности и производственной санитарии;

·                   укрепление связи всех субъектов хозяйствования с государственными и профсоюзными органами;

·                   повышение профессионализма лиц, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда;

 Таким образом, охрана труда определяет систему организационно-правовых мер (средств), обязательных для исполнения нанимателями, руководителями и специалистами субъектов в экономической деятельности[12, 489]. Эти меры способствуют полной или частичной нейтрализации воздействия на человека в процессе трудовой деятельности вредных производственных факторов, профилактике травматизма и профессиональных заболеваний, предусматривают со стороны государства и объединений профсоюза контроль за соблюдением требований законодательства и нормативных актов по охране труда.


1.2 Конституционные начала охраны труда


Высшее место в иерархии нормативных актов, в том числе и законодательных, занимает Конституция, которая является Основным Законом нашего государства и в соответствии со ст. 137 обладает высшей юридической силой. При этом законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

Конституция – база всего текущего законодательства. Ее положения являются привычными, учредительными. Все остальные акты могут лишь развивать и конкретизировать ее положения, но не стоять выше.

Не остался без внимания и вопрос охраны труда. Конституция гарантирует право граждан на охрану здоровья. Оно обеспечивается мерами по оздоровлению окружающей среды, совершенствованию правил и норм охраны труда и др.

В период становления в республике рыночной экономики вопросы охраны труда приобретают особую значимость. Применение наемного труда в организационно-правовых формах создает опасность пренебрежения к требованиям охраны труда, сокращения вложения средств именно в эту область.

Жизнь подтверждает, что многие предприниматели и предприятия в погоне за прибылью и высокими доходами не вкладывают средства даже в развитие производства, не говоря уже о мероприятиях по улучшению условий труда и его охране. Таким образом, создается реальная угроза жизни и здоровью трудящихся.

И становится понятно, что было необходимо закрепить единые для всех правила и нормы охраны труда. Исходя из ст. 2 Конституции Республики Беларусь, признающей человека высшей ценностью государства, вытекает приоритет жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности предприятия.

В свою очередь государственные органы должны тщательно контролировать с точки зрения охраны труда создаваемое новое оборудование и прежде всего – в процессе его проектирования и испытания. Это позволит пресечь ввод в эксплуатацию новых и реконструкцию существующих объектов, не отвечающих требованиям техники безопасности.

В борьбе с производственным травматизмом необходимо переходить от чисто формальных форм надзора и контроля к более углубленной работе – детально изучать причины каждого отдельного несчастного случая, внимательно анализировать конкретные производственные моменты с точки зрения их опасности, творчески подходить к планированию мероприятий, направленных на ликвидацию причин, порождающих несчастные случаи.

Охрана труда – это область общественных отношений, которая должна всегда находиться под контролем государства, независимо от каких-либо преобразований в методах регулирования хозяйственной деятельности предприятий, предпринимателей, форм собственности и трудовых отношений.

Таким образом, улучшению условий труда работников непосредственно связано с обеспечением их конституционного права на здоровые и безопасные условия труда.


1.3 Основные законодательные акты Республики Беларусь в области охраны труда

Определив то, что Конституция Республики Беларусь является правовой основой организации работы по охране труда, следует рассмотреть и иные законодательные акты государства в области охраны труда. Таким является Трудовой кодекс (далее ТК). ТК определяет основные права и обязанности работников и нанимателей, гарантии прав работников, ответственность; предусматривает систему государственного и общественного контроля и надзора за соблюдением законодательства об охране труда, регламентирует деятельность службы охраны труда.

Также имеется целый ряд нормативных документов по охране труда:

Декрет Президента Республики Беларусь от 30 июля 2003 г. № 18 «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в рамах вопросов страхования граждан предусматривает также их страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

 Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» от 23.11.1993 г. № 2583-ХИ (в редакции Закона от 23.05.2000 г. №397-З, с изм. и доп. от 29.06.2003 г. №217-З) направлен на предупреждение воздействия неблагоприятных факторов среды на здоровье населения, устанавливает государственный санитарный надзор за соблюдением санитарных норм и гигиенических нормативов.

Закон Республики Беларусь «О пожарной безопасности» от 15.06.1993 г. устанавливает государственный надзор за обеспечением пожарной безопасности министерствами, госкомитетами, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от того, к какой форме собственности они относятся, а также гражданами. В законе определяется правовая основа и принципы организации пожарной безопасности.

Закон Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 10.01.2000 г. определяет правовые , социальные, экономические основы производственных объектов. Закон направлен на предупреждение аварий на них и обеспечение готовности организаций, которые эксплуатируют опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий производственных аварий.

Закон Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» от 05.01.2004 г. №269-З определяет правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, работ и услуг.

Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» от 05.01.2004 г. №262-З регламентирует правовые отношения в области стандартизации, а также государственный надзор за выполнением требований стандартов и строительных норм. Закон определяет нормативные документы по стандартизации: государственные стандарты; государственные строительные нормы; государственные классификаторы технико-экономической информации; отраслевые нормативные документы по стандартизации; стандарты предприятий; предусматривает порядок их разработки, принятия и отмены.

Закон Республики Беларусь «О коллективных договорах и соглашениях» регулирует трудовые и социально-экономические отношения между нанимателями и работниками. Исполнение законов о труде контролируется специальными органами.

Нарушение их нанимателями, рабочими и служащими считается преступлением.

Важное место в системе нормативных документов занимают инструкции по охране труда. Они подразделяются на типовые, разработанные научно-исследовательскими, технологическими и другими институтами и организациями, а также предприятиями по указанию соответствующих министерств; инструкции для работающих, разрабатываемые на каждом предприятии руководителями цехов, участков, отделений и учитывающие, в отличие от типовых, специфику каждого отдельного предприятия и его подразделения.

 Следовательно охрана труда представляет собой систему обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, которая урегулирована такими нормативными правовыми актами Республики Беларусь как Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь. Также важное значение для урегулирования системы охраны труда имеют Декреты и Указы президента, Законы Республики Беларусь, инструкции по охране труда как типовые, так и для отдельных организаций. Например Закон «О техническом нормировании и стандартизации», «О пожарной безопасности» и др.

Соблюдение основных требований и правил по охране труда является одним из важнейших факторов понижения количества несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также является одним из условий повышения уровня производительности на предприятиях и увеличения качества и количества труда.


ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ ПРАВА РАБОТНИКА НА ЗДОРОВЫЕ И БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА

2.1 Условия возникновения права работника на охрану труда

 Условием возникновения права на охрану труда является вступление в трудовые, ученические правоотношения, причем независимо от будущей специальности работника. Свое право на охрану труда работник не может не использовать. Охрана труда в коллективе не может зависеть от желания отдельных лиц, поскольку соблюдение требований правил и норм охраны труда конкретным работникам может существенно влиять на безопасность других. Именно этот момент является очень важным, и строго регулируется государственными надзорными органами по охране труда. Любое самостоятельное необоснованное изменение в инструкциях и положениях по охране труда является наказуемым.

 Требование об использовании субъективных прав в соответствии с их социальным назначением применительно к данному праву может быть дополнено и требованием об обязанности использования своего субъективного права, закреплением соответствующей юридической обязанности вступления в правоотношения по охране труда. Такое положение не является чем-то необычным для нормотворческой практики. Известны и другие субъективные права, дополненные соответствующей юридической обязанностью.

 Итак, каждый работник обладает субъективным правом на охрану своего труда. Вопрос же об условиях возникновения этого права, его содержании, порядке реализации и о профилактике вредных последствий влияния производства решается по-разному, применительно к каждой категории работающих, каждой отрасли экономической деятельности. Но обладатель субъективного права на охрану труда не может самостоятельно определять место, время, форму и последовательность его реализации. Все эти моменты в общем виде предусмотрены законодательством и не могут быть изменены односторонним волеизъявлением работника или соглашением сторон (нанимателя и работника).


2.2 Понятие права работника на здоровые и безопасные условия труда


Исследуя сущность права работника на охрану своего здоровья в труде, считается, что этот вопрос упирается в проблему понятия и классификации субъективных прав, от правильного разрешения которой во многом зависит механизм удовлетворения материальных и духовных потребностей граждан, всестороннего развития личности.

Право работника на безопасные и здоровые условия труда может быть рассмотрено в различных аспектах. Это, прежде всего, право работника на охрану труда, установленную и гарантированную государством, т.е. элемент правового статуса граждан. Кроме того, право работника на безопасные и здоровые условия труда может выступать в качестве правомочия, требовать от соответствующих органов и должностных лиц необходимой организации труда и его охраны, т.е. предстает в качестве элемента конкретного трудового правоотношения [15, 186]. Разумеется, обе эти формы связаны между собой, взаимообусловлены и взаимозависимы.

Рассмотрим право работника на здоровые и безопасные условия труда в качестве элемента конкретного трудового правоотношения, т.е. во втором случае.

Создание здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах обеспечивается комплексом мер, которые наниматель обязан выполнять с учетом требований нормативных правовых актов (документов) по охране труда. К этим актам согласно постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 15 октября 1996 г. № 76 относятся:

– правила охраны и безопасности труда (межотраслевые и отраслевые);

– Государственные стандарты системы безопасности труда (межотраслевые – ГОСТ ССБТ и отраслевые - ОСТ).

– строительные нормы и правила (СНиП и СНБ).

– санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы (СаНПиН).

– другие акты, документы (инструкции, сертификаты соответствия, паспорта и т.д.).

Каждое рабочее место должно быть обустроено с учетом требований соответствующих нормативных актов и защищено от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

·                   Обучение, инструктаж и проверка знаний работников по вопросам охраны труда являются важным элементом системы мер по предупреждению аварий и травматизма на производстве, обеспечению конституционного права граждан на здоровые и безопасные условия труда и носят бесперебойный многоуровневый характер [16, 254].

Порядок проведения этой работы закреплен в Типовом положении об обучении, инструктаже и проверке знаний работников по охране труда, утвержденном постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 29 августа 1996 г. № 62 [10, 21]. В его основу заложены также требования, вытекающие из Положения о беспрерывном профессиональном обучении руководящих работников и специалистов, утвержденного постановлением Кабинетом Министров Республики Беларусь от 11 января 1995 г. № 20, и Типового положения о беспрерывном профессиональном обучении рабочих, утвержденного приказом-постановлением Министерства образования и Министерства труда Республики Беларусь от 2 июня 1995 г. № 201/51 [11, 16].

·                   Работник, занятый на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами условий труда, должен быть защищен от воздействия их на человека. В этих целях, при невозможности устранения этих факторов, наниматель обязан обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты или при технологической необходимости коллективной защиты.

·                   При заключении трудового договора, а также в процессе трудовой деятельности наниматель обязан информировать работника о состоянии условий труда и техники безопасности на его рабочем месте, о мерах, принимаемых по защите работника от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, если таковые имеются. Кроме того, работник вправе получать информацию по этим вопросам не только от нанимателя, но и общественных органов, владеющих данными по охране и безопасности труда.

·                   Проведение проверок по охране труда на рабочем месте в Республике Беларусь осуществляют специально уполномоченные государственные органы и профсоюзы – в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь (приложение А). Координацию деятельности органов государственного надзора и контроля и общественного контроля осуществляет республиканский орган государственного управления в сфере труда.

Проверки могут проводиться как плановые, так и внеплановые, а также по запросу работника при его участии. Непосредственно на рабочих местах эти функции обязаны выполнять руководители работ и специалисты по охране труда предприятия, объединения, отрасли.

Из вышесказанного мы видим, что второй аспект тесно взаимосвязан с первым. Рассматривая право работника на охрану труда как элемент конкретного трудового правоотношения видно, что вся деятельность должностных лиц обеспечивается и проверяется государством, что относится к первому аспекту.

 Таким образом понятие права на здоровые и безопасные условия труда отражает не только интересы работника, но и интересы нанимателя, государства и всего общества. Ведь последовательное и наиболее полное его осуществление в итоге ведет к сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, росту производительности труда, улучшению качества продукции и т.д.


2.3 Обязанности нанимателя при реализации права работника на здоровые и безопасные условия труда


 При реализации нанимателем права работника на здоровые и безопасные условия труда наниматель обязан:

– обеспечивать здоровые и безопасные условия труда на каждом рабочем месте;

– соблюдать установленные нормативными правовыми актами требования по охране труда и предоставлять гарантии и компенсации за работу с вредными условиями труда. При отсутствии в нормативных правовых актах требований об обеспечении безопасных условий труда наниматель принимает меры по их обеспечению;

– принимать необходимые меры по профилактике производственного травматизма, профессиональных и других заболеваний работников;

– обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты;

– проводить инструктажи;

– требовать обязательно при поступлении на работу справку о прохождении медицинского осмотра;

– не допускать ввод в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного назначения без разрешения компетентных государственных органов [12, 498].

Наниматель обязан обеспечивать охрану труда работников, в том числе:

1)                безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов и применяемых в производстве материалов и химических веществ, а также эффективную эксплуатацию средств защиты;

2)                условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям техники безопасности и производственной санитарии;

3)                организацию в соответствии с установленными нормами санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников;

4)                режим труда и отдыха работников, установленный законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором;

5)                выдачу работникам, занятым на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, специальной одежды, специальной обуви и других необходимых средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;

6)                постоянный контроль за соблюдением нормативных правовых актов по охране труда;

7)                постоянный контроль за уровнями опасных и вре6дных производственных факторов;

8)                проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;

9)                подготовку (обучение), инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний работников по вопросам охраны труда;

10)           проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических в течении трудовой деятельности медицинских осмотров работников;

11)           информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающих средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда;

12)           расследование и учет несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, аварий, разработку и реализацию мер по их профилактике;

13)           организовывать проведение заседаний комиссий по охране труда с обязательным ведением протоколов заседаний (приложение А);

14)           возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работников, в том числе выплату единовременной материальной помощи работнику, утратившему трудоспособность;

15)           пропаганду и внедрение передового опыта безопасных методов и приемов труда и сотрудничество с работниками, их полномочными представителями в сфере охраны труда;

16)           выделение в необходимых объемах финансовых средств, оборудования и материалов для осуществления предусмотренных коллективными договорами, соглашениями мероприятий по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников;

17)           назначение должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда [15, 198].

Итак, при невыполнении этих требований и несоблюдении требований нормативных актов по охране труда нанимателем, которые могут привести к возникновению опасности для жизни и здоровья работника и окружающих, работник имеет право на отказ от выполнения порученной работы до устранения этой опасности. При этом ему должна быть предоставлена другая работа, соответствующая его компетенции, либо, с его согласия, работа не ниже среднего заработка по прежней работе на срок до одного месяца (ст. 223 ТК Республики Беларусь).

 Следовательно понятием права работника на здоровые и безопасные условия труда является гарантия выполнения этих условий нанимателем и гарантия не нарушения со стороны нанимателя и других госорганов установленных государством прав и правил охраны труда.


ГЛАВА 3 ГАРАНТИИ ПРАВ РАБОТНИКА НА ЗДОРОВЫЕ И БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА

3.1 Понятие здоровых и безопасных условий труда


 Согласно ст.45 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, которое обеспечивается, в том числе совершенствованием охраны труда.

 Создание здоровых и безопасных условий труда достигается через осуществление комплекса мер по соблюдению законодательства области охраны труда, выполнению социально-экономических, технических и организационных мероприятий, направленных на обеспечение требований стандартов безопасности труда санитарно-гигиенических, психофизиологических и эргономических норм, нормативов и правил по охране труда.

 Здоровые условия труда – это такие условия труда, которые соответствуют санитарно-гигиеническим, психофизиологическим и социально-экономическим нормам, нормативам и правилам, обеспечивающим сохранение в процессе трудовой деятельности здоровья и работоспособности.

Обязанность нанимателя внедрять современные средства техники безопасности, предупреждать производственный травматизм, предотвращать возникновение профессиональных заболеваний работающих детализируется в Типовых правилах внутреннего распорядка (ПВТР), в Законе «О предприятиях» Республики Беларусь, в коллективном договоре и других нормативных актах.

Таким образом, обеспечение здоровых условий труда является одной из важнейших задач любого субъекта трудовых отношений.

 Безопасные условия труда – это условия, обеспечивающие недопущение травматизма или иных резких повреждений здоровья в процессе труда (повреждение отдельных частей тела, отключение сознания и т.д.) [12, 423].

Материальной основой классификации гарантий в сфере охраны труда служат определенные группы общественных отношений – отношения по применению мероприятий производственной санитарии и т.д. Такая классификация возможна и по характеру возникающих отношений между различными субъектами, дифференцируемыми по половозрастным, профессиональным, отраслевым и тому подобным признакам

Согласно ст. 41 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на здоровые и безопасные условия труда.

Также ст. 84 Закона о предприятиях гласит: «Предприятие обеспечивает для всех работающих на предприятии безопасные условия труда и несет ответственность в установленном законодательством порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособностью».

Следовательно, гарантия безопасности труда стоит на одном уровне с гарантиями здоровья труда и влечет те же последствия за неисполнение положенных правил по безопасности.


3.2 Гарантии работника в области труда

Гарантии – это условия, которые обеспечивают работнику в случае ухудшения здоровья, обусловленного условиями труда потери трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием полную защиту его прав на другую работу, обеспеченную не за счет средств работника, либо помощь в выздоровлении или предотвращений последствий несчастного случая.

К гарантиям в области труда относятся:

а) гарантии охраны труда при поступлении на работу (заключение трудового, ученического договора). Это меры, обеспечивающие, закрепляющую трудовую или учебно-трудовую функцию с учетом особенностей организма (физиологии и психики, темперамента и пр.), а также мероприятия по предварительному ознакомлению с правилами поведения и обращения с инструментом, оборудованием, машинами;

б) гарантии охраны труда в процессе производственно-технического обучения. К ним следует отнести меры, закрепляющие правовые формы обучения работников знаниям и навыкам ведения безопасной работы, обращения с машинами, механизмами, агрегатами и т.д. Такие знания предусматриваются обычно программами подготовки или повышения квалификации кадров на производстве и имеют большое значение в совершенствовании мер по охране труда;

в) гарантии охраны труда в ходе возникновения самостоятельных заданий (работ). Этот вид гарантий составляют мероприятия по проведению инструктажей по технике безопасности, медицинских осмотров (для соответствующих групп работников), правила проверки квалификации работника, которая определяет и значение вопросов охраны труда;

г) гарантии охраны труда при перемещении рабочей силы. Согласно законодательству о труде (ст. 226) необходимым условием допуска работника к новой работе являются обучение, инструктаж работника безопасным методам труда, которые гарантируют его от случайных трав и т.д.

д) гарантии охраны труда, направленные на создание и поддержание безопасного режима их трудовой деятельности. К ним можно отнести гарантии, закрепляющие меры контроля и надзора компетентных государственных и общественных органов за состоянием охраны труда, выполнением должностными лицами обязанностей по совершенствованию охраны труда и т.д.

е) последнюю группу гарантий охраны труда составляют средства, которые предусматривают право работника подавать жалобы, когда есть препятствия к осуществлению его субъективного права на создание безопасных условий труда.

 Таким образом государство обеспечивает организацию охраны труда, осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране труда и ответственность за нарушение требований законодательства.

В случае причинения здоровью работника вреда или его гибели на производстве наниматель несет ответственность за вред, причиненный увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья и произошедшими на территории нанимателя или за ее пределами, во время следования работника к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном нанимателем.

Следовательно, каждому работнику в обязательном порядке гарантируется право на здоровые и безопасные условия труда. И действительно, жизнь и здоровье человека превыше всего, и если не придерживаться установленных государством стандартов по охране труда, если просто игнорировать правила, условия правильного поведения на рабочем месте не только работником, но и самим нанимателем, то естественно никакого порядка, никакой организации безопасности на производстве не будет. А поэтому будет увеличиваться количество несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, и конечно же тогда не будет совершенно никакой эффективности производства.

Все недостатки надо устранять на корню, а соответственно, чтобы обеспечить эффективность нашего производства в самой начальной стадии нужно обеспечить здоровые и безопасные условия труда работникам.

Таким образом гарантиями прав работника на здоровые и безопасные условия труда являются определенные условия, которые полностью обеспечивают защиту прав работника при несчастном случае или профессиональном заболевании на производстве. Эти права обеспечиваются самим государством и органами, которые следят за исполнением законодательства об охране труда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Охраной труда является система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Очень важным является то, что наше государство прикладывает немало усилий и средств на развитие этого института охраны труда. Созданы специальные государственные органы для надзора за исполнением инструкций, правил и иных нормативных актов по охране труда.

Не только у работника, но и у нанимателя существуют определенные обязанности для обеспечения безопасных и здоровых условий труда. Следует отметить, что большая ответственность за безопасность работника лежит на нанимателе. Это объясняется тем, что именно наниматель принимает на работу, именно наниматель регулирует исполнение и обеспечение необходимых условий для работы на предприятии, учреждении, организации, именно наниматель организует производство определенного труда в организации и т.д. Поэтому наниматель будет нести большую ответственность за какие-либо нарушения охраны труда.

 Ответственность также лежит и на органах надзора и контроля за соблюдением условий охраны труда. Они в пределах своей компетенции должны тщательно регулировать исполнение предписаний государства по охране труда.

 Государство предоставляет работникам немало прав и немало гарантий в области охраны труда, но нельзя не заметить, что все равно это полностью не предотвращает несчастных случаев на производстве.

 Необходимо переходить от чисто формальных форм надзора и контроля к более углубленной работе – детально изучать причины каждого отдельного несчастного случая, внимательно анализировать конкретные производственные моменты с точки зрения их опасности, творчески подходить к планированию мероприятий, направленных на ликвидацию причин, порождающих несчастные случаи. А соответственно, чтобы это имело большую эффективность, нужно создавать кадры более узкой специализации.

Наличие самих гарантий и прав просто необходимо. Они являются фундаментом всех отношений в сфере охраны труда. Но максимальный эффект будет достигнут в том случае, когда эти гарантии и права будут строго и целиком исполняться, когда каждой мелочи будет уделяться максимум внимания, когда не будут упускаться и «оставляться на завтра» любая деталь в этой сфере.

 Права и гарантии работника являются фундаментом, базой, на которой строятся отношения между работником, нанимателем, государственными органами и самим государством в области охраны труда. А также основной гарантией защиты работника от незаконных действий нанимателя в сфере труда, например, незаконного увольнения, необеспечение необходимыми средствами индивидуальной защиты на производстве с вредными условиями труда, выплата обязательных пособий при утрате трудоспособности на производстве и т.д.



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Литература

1 Типовая инструкция о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации; утверждена постановлением Министерства и социальной защиты Республики Беларусь от 26 декабря 2003г. № 159, зарегистрированная в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь.

2 Постановление Совета Министров Республики Беларусь, О государственных нормативных требованиях охраны труда в Республике Беларусь: 10 февр. 2003 г., № 150 // НРПА . - 2003г. - № 19. - 5/11931.

3 «Межотраслевые общие правила по охране труда»; утверждена Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03 июня 2003г. № 70, зарегистрированные в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь.

4 Декрет Президента Республики Беларусь от 30 июля 2003г. № 18 «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

5 Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» от 23.11.1993г. № 2583-ХИ (в редакции Закона от 23.05.2000г. № 397-З, с изм. и доп. от 29.06.2003г. № 217-З).

6 Закон Республики Беларусь, «О пожарной безопасности»: 15 июня 1993г. // Консультант – 2000г.

7 Закон Республики Беларусь, «О техническом нормировании и стандартизации»: 15 янв. 2004г., № 262-З // Консультант – 2004г.

8 Закон Республики Беларусь, «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»: 10 янв. 2000г. // Консультант – 2000г.

9 Закон Республики Беларусь, «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации»: 05 янв. 2004г., № 269-З // Консультант – 2004г.

 10 Типовое положение об обучении, инструктаже и проверке знаний работников по охране труда: 29 авг.1996г., №62 // Консультант – 2000г.

 11 Типовое положение о беспрерывном профессиональном обучении рабочих: 2 июня 1995г., № 201/51 // Консультант – 2000г.

 12 Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / Г.И.Василевич [ и др.]; под общ. ред. Г.И.Василевича. – Минск: Амалфея, 2000. – 964с.

 13 Кеник, К.И. Судебная практика по трудовым делам / К.И.Кеник. – Минск: 2000. – 235с.

 14 Конституция Республики Беларусь. Минск, 2000г.

 15 Трудовое и социальное право: учебник / В.И.Семенков [ и др.]; под общ. ред. В.И.Семенкова. – Минск: «Книжный Дом», 2006. – 384с.

 16 Трудовое право: учебник / В.И.Семенков [ и др.]; под общ. ред. В.И. Семенкова. – Минск: Амалфея, 1997. – 585с.

 17 Основы права: учебник / Г.Б.Шишко [ и др.]; под общ. ред. Г.Б.Шишко. – 3-е изд. – Минск: Книжный Дом, 2006. – 416с.

 18 Трудовой кодекс Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2005, 2006, 2007гг.) от 26 июля 1999. № 296 – З. – Минск: «Амалфея», 2007 – 396с.

 19 Юридический справочник работника по кадрам / Г.Б.Шишко [ и др.]; под общ. ред. Г.Б.Шишко. – Минск: Амалфея, 2001. – 721с.

 20 Крыжановский, И.Ю. Охрана труда / И.Ю.Крыжановский – Минск: 2007 – 218с.

 21 Сокол, Т.С.Охрана труда: учебное пособие / Т.С.Сокол – Минск: 2005 – 425с.



ПРИЛОЖЕНИЕ А


УТВЕРЖДЕРЮ

Постановление

Министерства труда

и социальной защиты

Республики Беларусь

26.12.2003 №159

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

о проведении контроля за соблюдением законодательства

об охране труда в организации

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.Настоящая Типовая инструкция о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации (далее - Типовая инструкция) разработана в соответствии со статьей 226 Трудового кодекса Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 22 апреля 1992 года «О профессиональных союзах» в редакции Закона Республики Беларусь от 14 января 2000 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., .№ 23, 2/146), Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 8,2/138) и иными актами законодательства, регулирующими вопросы охраны труда.

2.Настоящая Типовая инструкция распространяется на нанимателей всех организационно-правовых форм независимо от формы собственности и направлена на выполнение нанимателями обязанностей по охране труда, реализацию государственной политики в этой области.

3.Настоящей Типовой инструкцией определены цель, задачи, основные виды и объекты контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации (далее - контроль).

4.      Целью контроля является создание здоровых и безопасных условий труда работников, предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Контроль может осуществляться в форме проверок, обследований, осмотров, систематического учета показателей, характеризующих состояние условий и охраны труда, затребования необходимой информации, рассмотрения жалоб, заявлений. Контроль предусматривает выявление причин нарушений, требований охраны труда и разработку мероприятий по их устранению и предупреждению.      

5.      Основными задачами контроля являются:

выявление и предупреждение нарушений государственных нормативных требований охраны труда (далее - требования охраны труда);

оценка состояния условий труда работников, безопасности производственных процессов, оборудования, приспособлений, инструмента, сырья и материалов, эффективности применения средств защиты работниками;

выполнение работниками должностных обязанностей по охране труда и требований локальных нормативных актов по охране труда; принятие мер по устранению выявленных недостатков.

6.      Основными видами контроля являются:

контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый руководителями и специалистами организации в соответствии с юс должностными обязанностями;

контроль по охране труда, осуществляемый службой охраны труда организации в соответствии с Типовым положением о службе охраны труда организации, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 мая 2002 г. № 82 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 89, 8/8286);

производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, осуществляемый эксплуатирующей их организацией в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 июня 2000 г. № 11 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 75, 8/3744);

периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый представителями нанимателя с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда (уполномоченных лиц по охране труда работников);

общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый профсоюзами в соответствии с Порядком осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 1630 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000г., .№ 103, 5/4377; 2001 г., №22, 5/5300; 2003 г., № 1, 5/11685).

7. На основе настоящей Типовой инструкции в организациях с учетом характера их деятельности разрабатываются локальные нормативные правовые акты, регламентирующие проведение контроля за соблюдением законодательства об охране труда.



ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ КОМИССИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА


Белорусский профсоюз работников

образования и науки

Брестская городская организация

СШ № 20

Протокол

02.04.2004 № 2

заседания комиссии по охране груда

Председательствующий (фамилия, инициалы)

Присутствовали:

Члены комиссии по охране труда (фамилии, инициалы)

Приглашенные: (фамилии, инициалы, должности)

ПОВЕСТКА ДНЯ:

1. (наименование вопроса)

2,

1.СЛУШАЛИ: (фамилия, инициалы, должность и наименование

вопроса). Текст доклада, информации, сообщения включается в протокол или указывается, что на _ листах прилагается.

ВЫСТУПИЛИ:

1. (фамилия, инициалы, должность, текст выступления дается при

необходимости).

 1 -1. ПОСТАНОВИЛИ: (текст постановления включается в протокол или

указывается, что на     листах прилагается).

После голосования постановление принято.

Итоги голосования: за ______

Против ___ , воздержались ____________

2.      СЛУШАЛИ:ВЫСТУПИЛИ:

2-2. ПОСТАНОВИЛИ:

Председатель___________ (подпись)___________(инициалы, фамилия)



© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.