РУБРИКИ |
Охрана труда - основные термины, понятия, определения |
РЕКЛАМА |
|
Охрана труда - основные термины, понятия, определенияЗащита от статического электричества Сведения о способах защиты от статического электричества обобщены в Правилах защиты от статического электричества в производствах химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности и ГОСТ 12.4.124—83 ССБТ «Средства защиты от статического электричества. Общие технические требования». Основными способами уменьшения напряженности ЭСП в рабочей зоне являются; —экранирование источника поля или рабочего места; —применение нейтрализаторов статического электричества; —применение
антистатических препаратов или увлажнение —замена
легкоэлектризующихся материалов и изделий на не —подбор
контактирующих поверхностей, исходя из условий —- уменьшение скорости переработки и транспортировки материалов; —поддержание
оптимальной относительной влажности (не ни —удаление
зон пребывания обслуживающего персонала от ис- В отдельную группу выделяются способы, которые не предотвращают образования и накопления зарядов статического электричества, а направлены на то, чтобы возникший искровой разряд статического электричества не вызвал воспламенения горючей смеси. Защита от статического электричества ведется по двум направлениям: уменьшением интенсивности генерации электрических зарядов и устранением уже образовавшихся зарядов. Уменьшение интенсивности генерации электрических зарядов достигается использованием слабоэлектризующихся или неэлектризую-гцихся материалов; уменьшением силы трения и площади контакта взаимодействующих поверхностей, их хромированием или никелированием; ограничением скоростей переработки или транспортирования материалов; предотвращением налива жидкости в резервуары свободно падающей струей, а также ее разбрызгивания, распыления или быстрого перемешивания. Расстояние от конца загрузочной трубы до дна сосуда не должно превышать 200 мм, а если это невозможно, то струю направляют вдоль стенки. Устранение зарядов статического электричества достигается, прежде всего, заземлением электропроводных частей оборудования (выполняется независимо от других средств защиты). Для обеспечения заземления вращающихся частей применяют электропроводную смазку. Автоцистерны, передвижные аппараты и сосуды, предназначенные для транспортирования огнеопасных жидкостей, заземляют на время их наполнения и опорожнения. Для перекачки нефтепродуктов используют шланги из электропроводной резины. Заземление передвижных объектов осуществляют посредством колес из электропроводных материалов или с помощью специальных заземляющих устройств (металлических цепочек или ленточек из электропроводной резины). Заземление работающих обеспечивается применением антистатических заземляющих браслетов, антистатической одежды и обуви. Для обеспечения непрерывного отвода зарядов статического электричества в землю полы во взрывоопасных помещениях выполняют из бетона, антистатического линолеума и т.п. Увеличение относительной влажности воздуха до 65...70% вызывает значительное снижение поверхностного электрического сопротивления и практически полностью исключает электризацию гидрофильных материалов (древесины, бумаги, хлопчатобумажной ткани и т.п.). Введение антиэлектростатических присадок (олеата и диолеата хрома, хромистых солей синтетических жирных кислот и др.) увеличивает объемную электропроводность нефтепродуктов. Применение индукционных, высоковольтных и радиоактивных нейтрализаторов статического электричества увеличивает электропроводность воздуха путем его ионизации. Во взрывоопасных помещениях применяют радиоизотопные и аэродинамические нейтрализаторы. Общие требования искробезопасности от разрядов статического электричества в целях обеспечения пожаро- и взрывобезопасности установлены ГОСТ 12.1.018—93. Для устранения взрывоопасных концентраций мелкодисперсной пыли необходимо устройство эффективной вытяжной вентиляции с индукционными нейтрализаторами. Уменьшить образование электростатических зарядов при заливании жидкостей в резервуар можно также путем снижения скорости заливания {< 1 м/с). К средствам коллективной защиты от статического электричества относят: заземляющие устройства; антиэлектростатические вещества; увлажняющие устройства; нейтрализаторы; экранирующие вещества (ГОСТ 12.4.124—83). В качестве индивидуальных средств защиты следует применять антистатические обувь, халаты и др.
№59. АТМОСФЕРНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО. Молниезащита зданий и сооружений Молния — искровой разряд статического электричества, аккумулированного в грозовых облаках. Энергия искрового разряда молнии и возникающие при этом токи представляют опасность для человека, зданий и сооружений. С грозовым разрядом связано электромагнитное поле, которое индуктирует напряжение на проводах и проводящих конструкциях зданий и сооружений вблизи места удара. Индуктированные напряжения на линиях электропередачи могут достигать сотен киловольт и вызывать перекрытие изоляции в установках с рабочим напряжением до35...110кВ. Протекание тока молнии вызывает нагрев проводника до температуры каления, плавления или испарения. Механические воздействия тока молнии проявляются в расщеплениях деревьев, разрушении небольших каменных строений, кирпичных труб, незащищенных молниеотводами и др. Прямой удар молнии (поражение молнией) — непосредственный контакт канала молнии со зданием или сооружением, который сопровождается протеканием через него тока молнии. Вторичное проявление молнии — наведение потенциалов на металлических элементах конструкции, оборудования, в незамкнутых металлических контурах, вызванное близкими разрядами молнии и создающее опасность искрения внутри объекта. Занос высокого потенциала — перенесение в защищаемое здание или сооружение по протяженным металлическим коммуникациям (трубопроводам, кабелям и т.п.) электрических потенциалов, возникающих при прямых и близких ударах молнии и создающих опасность искрения внутри защищаемого объекта. Молниеотвод
— устройство, воспри
№60.ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ДЕЙСТВИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА При поражении электрическим током необходимо как можно скорее освободить пострадавшего от действия тока, поскольку тяжесть электротравмы зависит от продолжительности его действия. Если пострадавший находится на высоте, то необходимо принять меры, предупреждающие падение пострадавшего или обеспечивающие его безопасность. Немедленно отключить токоведущие части, к которым прикасается пострадавший. Если это невозможно сделать быстро, следует оттащить пострадавшего от токоведущих частей, пользуясь изолирующими защитными средствами.
При напряжении до 1000 В для отделения пострадавшего от то-коведущих частей можно воспользоваться любыми непроводящими ток предметами: обмотать руку шарфом, оттянуть его за одежду, встать на сверток сухой ткани, сухую доску. Даже голой рукой можно оттянуть пострадавшего за его сухую одежду (рис. 6.17), отстающую от тела (за ворот, хлястик, полу пиджака). Нельзя тянуть за брюки или обувь, которые могут оказаться сырыми или иметь металлические детали, соприкасающиеся с телом. Если пострадавший судорожно сжал провод и оторвать его невозможно, то можно прервать ток, проходящий через пострадавшего, отделив его не от провода, а от земли (подсунув под него сухую доску, оттянув ноги сухой веревкой). После этого он легко разожмет руку. Можно быстро перерубить провода топором или лопатой (по одному, чтобы не появилась электрическая дуга из-за короткого замыкания между проводами). Удобно пользоваться кусачками с изолированными рукоятками. Допускается обернуть неизолированные рукоятки сухой одеждой, полиэтиленовым пакетом или любым диэлектрическим материалом. Напряжение до 1000 В. При напряжении 380/220 Б и ниже, если ток проходит на землю только через тело пострадавшего, можно не опасаться поражения спасающего шаговым напряжением, так как ток, проходящий через пострадавшего столь велик, чтобы создать шаговое напряжение опасных значений. Но если провод, которого касается пострадавший, лежит на земле или соприкасается с заземленными металлическими предметами, существует опасность поражения шаговым напряжением. В такой ситуации подходить к проводу или месту заземления без диэлектрических галош или сапог нельзя. Для освобождения пострадавшего при этом лучше воспользоваться сухой палкой или доской, изолировав от нее руки своей одеждой. Оказывающий помощь, если ему необходимо коснуться тела пострадавшего, не прикрытого одеждой, должен надеть диэлектрические перчатки или обмотать руку шарфом, надеть на руку рукав пиджака или пальто, или просто сухую материю. При отделении пострадавшего от токоведущих частей рекомендуется действовать одной рукой, держа вторую в кармане или за спиной. Подходить к пострадавшему следует маленькими шагами. Напряжение выше 1000 В. Если в установке напряжением более 1000 В быстрое отключение невозможно, то пользоваться какими бы то ни было подручными средствами вроде палки, доски или сухой одежды нельзя.
В этом случае необходимо надеть диэлектрические перчатки и боты и оттащить пострадавшего от частей установки, находящихся под напряжением, пользуясь изолирующими защитными средствами, рассчитанными на это напряжение (штанги, клещи для предохранителей или коврики), либо вызвать автоматическое отключение установки, устроив в ней короткое замыкание на безопасном расстоянии от пострадавшего. Например, на ВЛ набрасывают голый провод на 3 или 2 фазы (не на одну\), предварительно присоединив его к какому-либо заземлителю. Этот провод после соприкосновения с проводами ВЛ не должен касаться бросавшего или других людей, и никто не должен стоять ближе 5 м от заземлителя. На ВЛ напряжением выше 1000 В после отключения может сохраниться опасный для жизни емкостный заряд. Прикасаться к пострадавшему без изолирующих средств можно только после надежного заземления ВЛ [5]. №61. СВЕТОВАЯ И ЗВУКОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ. Сигнальная окраска Сигнальные цвета, знаки и плакаты безопасности применяют для предупреждения работающих о возможной опасности, предписания или разрешения определенных действий. Согласно ГОСТ 12.4.026—76 «Цвета сигнальные и знаки безопасности» и СТБ 1392—2003 ССБТ «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Общие технические требования. Методы испытаний» в качестве сигнальных цветов применяют красный, желтый, зеленый и синий цвета. На автоматизированных линиях красные сигнальные лампы устанавливают на машинах и оборудовании, которые не контролируются обслуживающим персоналом; зеленые — на временно не работающем оборудовании. Красный цвет — запрещающий, сигнализирует о необходимости немедленного вмешательства, указывает устройство, работа которого представляет опасность. Его применяют для запрещающих знаков, отключающих устройств машин и механизмов, в том числе аварийных, внутренних поверхностей крышек (дверец) шкафов с открытыми токоведущими элементами электрооборудования (если вся машина красного цвета, то указанные поверхности должны быть желтыми); сигнальных ламп, извещающих о нарушении технологического процесса или условий безопасности, пожарной техники, оборудования и др. Желтый цвет — предупреждающий, указывает на приближение одного из параметров к предельным, представляющим опасность значениям. Его применяют для предупреждающих знаков, обозначения элементов строительных конструкций (низких балок, выступов, малозаметных ступеней, кромок, погрузочных платформ, люков и т.п.), открытых движущихся частей оборудования, кромок оградительных устройств, которые не полностью закрывают движущиеся элементы оборудования; постоянных и временных ограждений, устанавливаемых на границах опасных зон; ограждений лестниц, балконов и пр. Предупреждающую окраску в виде чередующихся наклонных под углом 45...60° черных и желтых полос шириной 30...200 мм применяют для обозначения низких балок, колонн, выступов, малозаметных ступеней, сужений подъездов, элементов внутрицехового транспорта, подъемно-транспортного оборудования, кабин, бамперов, боковых поверхностей электрокранов, кранов, обойм грузовых крюков и др. Синий цвет — сигнализирующий, используется для технической информации о работе оборудования и т.п. Его применяют для предписывающих знаков и в ряде других случаев. Зеленый цвет — извещает о нормальном режиме работы; его применяют для обозначения эвакуационных выходов, сигнальных ламп, извещающих о нормальной работе машин, и для указательного знака. Сигнальные цвета широко применяются для опознавания различных веществ и материалов, аппаратуры, органов управления и т.п. Так, трубопровод с водой при необходимости окрашивают в зеленый цвет, паром—красный, воздухом— синий, горючим газом — желтый, горючей жидкостью — коричневый и т.д. Баллоны со сжатым или сжиженным аммиаком имеют желтый, с воздухом — черный, с кислородом — голубой, с ацетиленом — белый цвет и т.д. Коробки промышленных противогазов для защиты от паров органических веществ окрашивают в коричневый цвет, от кислых газов — в желтый, от оксида углерода — в красный и т.д. Сигнальную (оранжевую) спецодежду используют дорожные рабочие. №62. Предупредительные надписи и знаки безопасности Кроме сигнальных цветов широко применяют различные опознавательные надписи. Видом информативной сигнализации являются также различного рода схемы, указатели, надписи. Последние поясняют назначение отдельных элементов машин либо указывают допустимые величины нагрузок. Как правило, надписи наносят непосредственно на корпуса машин, оборудования, тару или на табло, расположенное в зоне обслуживания. Например, надписи «Перевозка людей запрещена» наносят на борта транспортных средств, «Огнеопасно» — на тару с легковоспламеняющимися веществами и т.д. Знаки безопасности подразделяют на 4 группы (СТБ 1392—2003 и ГОСТ 12.4.026—76); 1)запрещающие — запрещают выполнять определенные действия; 2)предупреждающие — предупреждают о возможной опасности; 3)предписывающие
— предписывают выполнять определенные 4)указательные
— указывают месторасположение различных Вид знаков строго регламентирован государственным стандартом. Эти знаки отличаются друг от друга цветом и формой, примеры знаков безопасности показаны на форзацах книги. В местах, зонах, пребывание в которых связано с возможной опасностью для работающих, а также на производственном оборудовании, являющемся источником опасности, установка знаков безопасности обязательна. Знаки, установленные на воротах и входных дверях, распространяют свое действие на все помещение, а у въезда на объект — на весь объект. Знаки, используемые в темное время, освещают. Кроме знаков применяют также плакаты безопасности запрещающие, предупреждающие, предписывающие и указательные, устанавливаемые в местах временных работ, а также в других случаях.
№63. БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ И ТРАНСПОРТНЫХ РАБОТ. Погрузочно-разгрузочные работы Погрузочно-разгрузочные работы весьма травмоопасны. Причинами травм являются неправильная организация работ, ненадежная строповка груза, использование не прошедших техническое освидетельствование грузоподъемных машин, тары, строп, работа без средств индивидуальной защиты, особенно рукавиц, касок, плохая подготовка обслуживающего персонала и др. К постоянным погрузочно-разгрузочным работам допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда. Рабочие, допущенные к погрузке (разгрузке) опасных грузов (взрывчатых веществ, окислителей токсичных веществ и др.), проходят специальное обучение с последующей аттестацией. На опасные грузы в соответствии с ГОСТ 19433—£8 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» наносят определенные знаки опасности. Транспортные средства, поставленные под погрузку (разгрузку) должны быть заторможены. Перемещение груза вручную без приспособлений разрешается на высоту не более 1,5 м, а по наклонной плоскости — на высоту не более 3 м. Для погрузки (выгрузки) штучных грузов из кузовов транспортных средств устраивают специальные эстакады, платформы высотой на уровне пола кузова. Если высота пола кузова и разгрузочно-погрузочной площадки не совпадают, для пере носки груза применяют трапы, мостики или сходни, выполненные из дерева или металла, имеющие прогиб при максимальной нагрузке не более 20 см, снабженные поручнями. При длине более 3 м под их середину устанавливают опору. Ширину трапов и мостиков принимают не менее 0,6 м, сходней — 0,8 м при движении в одну сторону и не менее 1,5 м — при движении в обе стороны. Для погрузки (разгрузки) бочек, рулонов, труб, круглого леса и других подобных грузов применяют специальные слеги (покаты) длиной не менее 4 м (с крючками для фиксации на кузове), выполненные из дерева диаметром не менее 200 мм или из металла. Длинномерные грузы (бревна, трубы и т.д.) должны переносить с помощью специальных захватных приспособлений не менее чем двое рабочих. Стеклянные емкости с агрессивными жидкостями переносят на специальных носилках, тачках, оборудованных гнездами с мягкой обивкой; мелкие, штучные, а также сыпучие грузы транспортируют в специальной таре (контейнерах, поддонах, ящиках), укладывая их ниже уровня борта. Площадки для погрузочных и разгрузочных работ должны иметь уклон не более 5°. Рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, должны выполнять только ту работу, которая им поручена. При погрузке и выгрузке барабанов с карбидом кальция рабочие не должны пользоваться крючьями, ломами, лопатами или другими металлическими предметами. Разгружать барабаны с карбидом кальция разрешается только по деревянным слегам, сбрасывать барабаны с автомашины запрещается. Погрузку и выгрузку отравляющих веществ (технические спирты, растворители, антифриз, мышьячные соединения и др.), способных к образованию взрывчатых смесей, следует производить в специально отведенных местах с соблюдением мер безопасности. Ручки лопат и носилок должны быть изготовлены из прочных пород древесины и чисто, без заусенец, обработаны. Перед началом работы груз должен быть тщательно осмотрен. В случае повреждения тары груз необходимо брать осторожно. Кантовать тяжеловесные грузы, подвозить их под стропы необходимо при помощи специальных ломов или реечных домкратов. Применять для этого случайные предметы запрещается. Погрузка и выгрузка пылящих, едких грузов навалом запрещается. При выгрузке не разрешается выдергивать из середины штучные грузы, уложенные в штабель или кучи, так как верхний груз обвалится. Грузы следует брать только с верха штабеля (кучи). Чтобы предохранить себя от ушиба в случае падения груза при открывании продольного борта, надо сначала снять средние затворы, а затем, находясь у торцов платформы (машины), концевые. При укладке грузов следует оставлять проходы и проезды необходимой ширины (не менее 1 м). Запрещается складывать материалы и оборудование ближе 1 м от бровки выемки и траншеи, а также опирать на заборы. Грузы в мешках, кулях, кипах надо укладывать в перевязку. Грузы должны быть в исправной таре. Баллоны со сжатым или сжиженным газом (кислородом, ацетиленом и др.) нельзя подвергать ударам, сбрасывать на землю во избежание взрыва. Их переносят на специальных носилках с мягкими гнездами. На транспортных средствах груз размещают, а при необходимости закрепляют так, чтобы в процессе его транспортировки он не мог самопроизвольно смещаться, выпадать, ограничивать обзорность водителя, нарушать устойчивость машины; закрывать световые и сигнальные приборы, номерные знаки и регистрационные номера. Бочки с жидкостями, стеклянную тару транспортируют пробками (горловинами) вверх, баллоны со сжиженным газом — только на подрессоренных средствах с искрогасителями на выхлопных трубах, укладывая их поперек кузова на специальные стеллажи с выемками под баллоны, обитые войлоком, предохранительными колпаками в одну сторону (вертикально только в специальных контейнерах). Пылящие грузы (цемент, известь) транспортируют в специально оборудованных машинах. Предельная норма переноски тяжестей для мужчин — 50 кг, для женщин — 20 кг. Перемещение грузов массой более 20-—25 кг должно быть механизировано. Грузоподъемные механизмы на погрузочно-разгрузочной площадке располагают так, чтобы между ними были свободные проходы для людей шириной 0,8 м и проезды для транспортных средств шириной не менее 2,5 м. Подъемно-транспортными средствами разрешается поднимать груз, масса которого вместе с грузозахватными приспособлениями не превышает допустимую грузоподъемность данного оборудования. Нельзя поднимать груз неизвестной массы, вмерзший в грунт, защемленный или за что-либо зацепившийся. Перед горизонтальным перемещением груза он должен быть поднят на высоту не менее 0,5 м выше встречающихся на пути предметов. На грузах, а также под грузом в зоне его перемещения подъемно-транспортным оборудованием не должны находится люди. Грузы укладывают в штабеля высотой не более 3 м при ручной выгрузке и не более 6 м — при использовании механизмов. При скорости ветра более 12 м/с погрузочно-разгрузочные работы с помощью механизмов должны быть прекращены. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫМ РАБОТАМ Погрузочно-разгрузочные работы производят, как правило, механизированным способом согласно требованиям ГОСТ 12.3.009—76 ССБТ «Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности». Работы по погрузке, разгрузке и перемещению тяжестей называют такелажными. Стропальные и такелажные работы могут выполнять лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинскую комиссию, обучение и проверку знаний по безопасности труда, пожарной безопасности и оказанию первой помощи и имеющие удостоверение на право производства таких работ. При выполнении такелажных работ вручную предельная норма переноски тяжестей для мужчин 50, для женщин — 20 кг. Подростки и женщины допускаются только к работам по перемещению штучных (кирпич, легкая арматура и т.п.) и навалочных (песок, гравий и т.п.) грузов, пустой тары, пиломатериалов; работа производится в спецодежде и рукавицах. Нельзя также оставлять груз на наклонной плоскости. Работающим следует находиться вне зоны возможного падения грузов. Способы укладки грузов должны обеспечивать: устойчивость штабелей, пакетов и грузов, находящихся в них; безопасность работающих на штабеле или около него; возможность применения и нормального функционирования средств защиты работающих и пожарной техники, а также соблюдение требований к охранным зонам линий электропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения. Такелажные работы с грузом более 50 кг и подъемом груза на высоту более 3 м производятся только механизированным способом с помощью кранов, автопогрузчиков, электрических и ручных лебедок, талей, блоков, домкратов, полиспастов. Вспомогательными приспособлениями являются цепи, веревочные и стальные канаты (тросы), кольца, стропы, захваты, клещи, тара и др. Для крепления груза применяют канаты и калиброванные цепи. Для подвязки груза без узлов применяют стропы — отрезки гибких канатов сравнительно небольшой длины. Стропы выбирают такой длины, чтобы угол между ветвями (в натянутом состоянии) не превышал 90°. Запрещается устанавливать груз в местах временных перекрытий, залегания труб, газо- и паропроводов, кабелей и т.п., а также находиться на перемещаемом грузе. Запрещается также пользоваться неисправными или изношенными чалочными приспособлениями, срок испытания которых истек; поправлять ударами кувалды, лома и т.п. ветви стропов, которыми обвязан грз'з; удерживать руками или клещами соскальзывающие при подъеме груза стропы; уравновешивать груз собственным весом. №64. Перевозка людей При перевозке людей травмы происходят вследствие опрокидывания транспортных средств, наезда на препятствие, управления транспортом в состоянии алкогольного опьянения, падения людей из кузова, движения с повышенной скоростью на поворотах неровной дороги, перевозки людей стоя, самооткрывания бортов, посадки и высадки на ходу, несогласованных действий водителя и пассажиров, на переправах и в других случаях. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осуществляться водителями, имеющими стаж управления транспортными средствами данной категории более 3 лет и удостоверение на право управления транспортными средствами категории «С», а при перевозке более 8 человек — категорий «С» и «Д», Грузовой автомобиль с бортовой платформой и кузовом-фургоном, используемый для перевозки людей, должен быть оборудован сиденьями, закрепленными на высоте 0,3—0,5 м от пола и не менее 0,3 м от верхнего края борта. Сиденья, расположенные вдоль заднего и бокового борта, должны иметь прочные спинки. Скорость движения не должна превышать 60 км/ч. Число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также в кузов е-фур гоне не должно превышать количества оборудованных для сиденья мест. Запрещена перевозка людей в кузовах самосвалов, самоходных шасси, в транспортных прицепах, а также на навесных, прицепных и других машинах. Переезд на грузовых автомобилях, которые не приспособлены для перевозки пассажиров, разрешается лицам, сопровождающим грузы (не более б человек); их фамилии должны быть указаны в путевом листе. Запрещается перевозить людей при транспортировании длинномерных грузов, если уложенный груз превышает высоту борта, а также при транспортировании огнеопасных и ядовитых грузов. При перевозке оборудования и других грузов в сопровождении грузчиков необходимо принимать меры, предупреждающие падение людей из кузова. Материалы при этом должны быть равномерно размещены по всей площади кузова автомобиля, а штучные грузы сложены и укреплены так, чтобы не было их смещения. При сопровождении груза на автомобиле рабочие должны располагаться в кузове на отдельных местах, расположенных ниже уровня бортов. Запрещается садиться на борта кузова, ездить на подножке, крыше кабины, стоять в кузове, садиться или высаживаться во время движения автомобиля не только на перегоне, но и при маневрировании на стройплощадке. Запрещается оставлять место для сопровождения рабочих на полу кузова автомобиля между грузом и передним или задним бортом, так как при торможении они могут быть прижаты смещенными грузами. Во время транспортировки груза рабочие обязаны подчиняться шоферу и выполнять все его указания. Они должны следить за грузом и в случае его смещения немедленно оповестить шофера. Рабочим нельзя находиться в кузове автомобиля при транспортировке порожних бочек из-под опасных материалов. СКЛАДИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ К складам предъявляются следующие требования: —площадка перед складом должна быть выровнена, утрамбована и иметь уклон в сторону кюветов; —территория, проезды и подходы к дверям склада
должны быть —помещение, предназначенное для складирования,
должно быть —ширина дверных проемов должна быть не менее 1,8 м, а высота не менее 2,3 м (СНиП 2.11.01—85* «Складские здания»); —проходы и проезды, а также подходы к средствам пожаротушения должны быть свободными; -—для временного хранения использованных обтирочных материалов и тряпок должен быть установлен железный плотно закрывающийся ящик; — для укладки и
транспортировки грузов весом более 50 кг —склады должны быть обеспечены достаточным количеством лестниц-стремянок; —стеллажи должны быть прочными и
соответствовать форме и —для складов должен быть разработан план размещения веществ и материалов с указанием их наиболее характерных свойств(взрывопожароопасные, ядовитые, химически активные и т.п.); —в складских помещениях должны соблюдаться
проходы: про- —расположение закрытых складских площадок в
зоне работ №65. Хранение материалов При хранении карбида кальция; —помещение склада должно быть наземным, неотапливаемым, —во избежание попадания воды в склад его кровля должна иметь
ширину навеса не менее 0,5 м, а уровень пола должен быть на —освещение склада должно быть наружным; —полы должны быть выполнены из материалов, не вызывающих искрообразования; —склад должен быть укомплектован противопожарными средтвами.- При хранении баллонов с газами: —помещение склада должно быть одноэтажным, без чердачного перекрытия; —стены, перегородки, крыши должны быть сделаны из несгораемых конструкций; —окна и двери должны открываться наружу; —должно быть исключено искрообразование какими-либо предметами; —отопление закрытых складов для хранения баллонов с
газа —баллоны со сжатыми и сжиженными газами должны закрепляться и размещаться так, чтобы они не подвергались механическим воздействиям; —для предупреждения утечек газа на боковом штуцере
вентиля —баллоны с газами, хранящиеся в вертикальном положении ,во избежание падения должны устанавливаться в специально оборудованных гнездах или ограждаться барьерами; —баллоны с газами, не имеющие башмаков, допускается хранить в горизонтальном положении на рамах или стеллажах, выполненных из несгораемого материала. При хранении агрессивных химических веществ: —склад необходимо располагать на расстоянии не менее 100 м от производственных и административных зданий; —полы должны быть покрыты кислотоупорной керамической плиткой; —в помещениях, где хранятся химические вещества,
способные —вещества, которые при нагревании или взаимодействии выделяют токсичные или горючие продукты разложения, должны храниться отдельно от других веществ в специально оборудованном складском помещении; —в складах и под навесами, где хранятся кислоты,
необходимо —места хранения кислот должны быть обозначены; —жидкости, которые при нагревании или непродолжительном горении разлагаются или вскипают, следует хранить отдельно от других веществ; —химические вещества, хранящиеся в штабелях, следует подвергать систематическому контролю для предупреждения и своевременного обнаружения процессов их разложения и самонагревания; при обнаружении таких процессов необходимо немедленно удалить вещество со склада в безопасное место; —химически активные жидкости в стеклянной таре должны При хранении лаков и красок: —электропроводка в складе должна быть выполнена с
выносом —в помещении склада должны быть вывешены на видном месте предупредительные надписи «Взрывоопасно: взрывоопасная среда», «Запрещается курить» и т.п.; —разбавители необходимо хранить в хорошо вентилируемых помещениях с температурой воздуха от -2° до +20 °С в таре с герметическими крышками (пробками); —места складирования растворителей, красок, лаков и других веществ должны быть оборудованы естественной или искусственной вентиляцией, обеспечивающей не менее трехкратного обмена воздуха; —курить, пользоваться спичками, керосиновыми лампами и нагревательными приборами в складах запрещается; —порожнюю тару во избежание взрыва смеси остатков паров растворителей следует выносить в отдельное помещение или на специально выделенную для этой цели площадку, расположенную в стороне от места производства работ; —металлическую тару для хранения лакокрасочных материалов закрывать пробками и открывать инструментом, не вызывающим искрообразования; — при хранении легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (ЛВЖ и ГЖ) в таре должны соблюдаться следующие требования: ЛВЖ в таре должны храниться только в закрытых складах, где исключается резкое колебание температуры окружающей среды; хранение ГЖ в таре допускается в зданиях, имеющих не более 3 этажей, а ЛВЖ — в одноэтажных, без подвалов и чердаков; ГЖ допускается хранить на открытой площадке в таре, сделан- - ; ной из материала, который стоек к атмосферным воздействиям; в помещении склада разрешается хранить не более 200 м3 ЛВЖ или 1000 м3 ГЖ; при ручной
укладке бочки с ЛВЖ и ГЖ должны устанавливать ЛВЖ в стеклянной таре (бутылях) емкостью более 30 л должны храниться на полу в один ярус; ящики с ГЖ в мелкой упаковке укладывать в соответствии с предупредительной надписью «Верх»; запрещается хранить в помещении склада ЛВЖ и ГЖ в поврежденной таре и с негерметично закрытой горловиной; пролитая жидкость должна немедленно убираться; для предупреждения разлива ЛВЖ и ГЖ их необходимо хранить на поддонах или устраивать бортики на полу; емкости с краской (бидоны, бочки, банки) должны иметь этикетки или бирки с наименованием материала, его маркой, видом растворителя, номером партии, датой изготовления и весом. №66. БЕЗОПАСНОСТЬ СОСУДОВ, РАБОТАЮЩИХ ПОД ДАВЛЕНИЕМ Баллоны; цистерны и бочки, наполненные сжиженными газами; компрессоры, паровые и водогрейные котлы относятся к сосудам, работающим под давлением. Разгерметизация их может привести к выбросу в рабочую зону токсичных паров и газов, ионизирующих излучений, тепловых излучений, резкому повышению давления, обрушению строительных конструкций и оборудования при взрыве. Взрыв баллона может быть следствием удара, нагревания солнечными лучами, переполнения сжиженными газами, ошибочного заполнения его другими газами (например, кислородного баллона метаном). Сосуды, работающие под давлением, могут обслуживаться лицами не моложе 18 лет, прошедшими медицинское освидетельствование, обученными по соответствующей программе, аттестованными и имеющими удостоверение на право обслуживания сосудов.
Техническое освидетельствование, регистрация и разрешение на эксплуатацию Сосуды, на которые распространяются Правила по сосудам, перед пуском их в работу должны быть зарегистрированы в органе технадзора. Регистрации не подлежат: бочки для перевозки сжиженных газов, баллоны вместимостью до 100 л включительно, установленные стационарно, а также предназначенные для транспортировки и хранения сжатых, сжиженных и растворенных газов. Сосуды подвергаются техническому освидетельствованию после монтажа до пуска их в работу, периодически в процессе эксплуатации и в необходимых случаях — внеочередному освидетельствованию. Разрешение на ввод в эксплуатацию сосуда выдается инспектором после его регистрации на основании технического освидетельствования и проверки организации обслуживания. При этом контролируется наличие и исправность арматуры, контрольно-измерительных приборов и приборов безопасности. Проверяется соответствие установки сосуда правилам безопасности и правильность включения сосуда. Инспектор должен убедиться в наличии аттестованного обслуживающего персонала и специалистов. Он проверяет также наличие должностных инструкций для лиц по надзору за техническим состоянием и эксплуатацией сосудов, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию сосудов, инструкции по режиму работы и безопасному обслуживанию сосудов, сменных журналов и другой документации, предусмотренной Правилами по сосудам. В случаях ввода в эксплуатацию сосуда, не подлежащего регистрации, на предприятии издается приказ, назначающий ответственного для осуществления надзора за техническим состоянием и эксплуатацией сосудов. Сосуд, работающий под давлением и не требующий регистрации, вводится в эксплуатацию на основании документации предприятия-изготовителя после технического освидетельствования и проверки организации обслуживания. На каждый сосуд после выдачи разрешения на его эксплуатацию должны быть нанесены краской на видном месте или на специальной табличке форматом не менее 200 х 150 мм: наименование или технический индекс сосуда; регистрационный номер; разрешенное давление; число, месяц и год следующих наружного и внутреннего осмотров и гидравлического испытания. Требования к цистернам и бочкам для перевозки сжиженных газов Железнодорожные цистерны для сжиженных газов должны быть рассчитаны на давление, которое может возникнуть в них при температуре 50 °С, они могут иметь термоизоляцию или теневую защиту. Термоизоляционный кожух цистерны для криогенных жидкостей снабжается разрывной мембраной. У железнодорожной цистерны в верхней ее части должны быть устроены люк диаметром не менее 450 мм и помост около люка с металлическими лестницами по обе стороны цистерны, снабженными поручнями. На цистернах и бочках завод-изготовитель должен наносить клеймением следующие паспортные данные: —наименование завода-изготовителя или его товарный знак; —заводской номер цистерны (бочки); —год изготовления и дату освидетельствования; —вместимость (для цистерн — в м3, для бочек — в л); —массу
цистерны в порожнем состоянии без ходовой части (т) и —величину рабочего и пробного давления; —клеймо отдела технического контроля завода-изготовителя; —даты проведенного и очередного освидетельствования. На цистерны клейма должны наноситься по окружности фланца для люка, а на бочках — на днищах, где располагается арматура. Для бочек с толщиной стенки до 6 мм включительно паспортные данные могут быть нанесены на металлической пластинке, припаянной или приваренной к днищу в месте, где располагается арматура. Окраска цистерн и бочек, а также нанесение полос и надписей .. на них должны производиться в соответствии с государственными стандартами или техническими условиями на изготовление. На цистернах должны быть установлены: вентили с сифонной трубкой для слива и налива среды; вентиль для выпуска паров из верхней части цистерны; пружинный предохранительный клапан; манометр; указатель уровня жидкости. Цистерны и бочки можно заполнять только тем газом, для перевозки и хранения которого они предназначены. Дополнительные требования к баллонам Баллоны должны иметь вентили, плотно ввернутые в отверстия горловины или в расходно-наполнительные штуцера у специальных баллонов, не имеющих горловины. Баллоны с газами могут храниться в специальных помещениях, или на открытом воздухе, в последнем случае они должны быть защищены от атмосферных осадков и солнечных лучей. Складское хранение в одном помещении баллонов с кислородом и горючими газами запрещается. Баллоны с газом, устанавливаемые в помещениях, должны находиться на расстоянии не менее 1 м от радиаторов отопления и других отопительных приборов и печей и не менее 5 м от источников тепла с открытым огнем. №67. БЕЗОПАСНОСТЬ РАБОТЫ НА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИНАХ При работе на персональных электронно-вычислительных машинах (ПЭВМ) с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ) необходимо соблюдать СанПиН 9—131 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы». Негативное влияние ПЭВМ на здоровье пользователей выражается в повышенном зрительном напряжении, психологической нагрузке, длительном неизменном положении тела в процессе работы, а также воздействии некоторых физических факторов (электромагнитных излучений, статического электричества, ультрафиолетового и рентгеновского излучения). Важнейшее значение в возникновении зрительного перенапряжения имеет качество более двадцати визуальных параметров изображения на дисплее. Поэтому выполнение требований, установленных действующими стандартами к ним, имеет первостепенное значение в профилактике ухудшения зрения пользователей ПЭВМ. При работе с ВДТ значения визуальных параметров должны быть в пределах оптимального диапазона. Для профессиональных пользователей разрешается кратковременная работа при допустимых значениях параметров. Рекомендуется применение приэкранных фильтров, специальных экранов и других средств защиты. Конструкция клавиатуры должна соответствовать требованиям СанПиН 9—131 РБ 2000. Требования к помещениям. Помещения должны иметь естественное и искусственное освещение (КЕО не ниже 1,5%). В компьютерных классах всех типов учебных заведений освещенность на поверхности стола в зоне размещения документов должна быть 400 лк (при люминесцентном освещении), а на экране ВДТ — 200 лк. Не допускается применение светильников без рассеивателей и экранирующих решеток. Не допускается располагать рабочие места с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ в подвалах, а во всех видах учебных заведений — в подвальных и цокольных помещениях. Эксплуатация ПЭВМ, ЭВМ без естественного освещения может осуществляться только по согласованию с органами Госсаннадзора. Площадь на одно рабочее место с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ для взрослых пользователей не менее 6,0 м2, а объем не менее 20 м2; в учебных заведениях не менее 6,0 и 18 м2 соответственно. В порядке исключения в действующих компьютерных классах допускается площадь не менее 4,5 м'2 при обязательном соблюдении оптимального микроклимата помещений. В классах рекомендуется предусмотреть устройство встроенных шкафов для сумок и портфелей. Рабочие места с ВДТ, ЭВМ не должны граничить с помещениями, где уровни шума превышают нормируемые значения (с механическими цехами, мастерскими, спортивными залами). Учебные кабинеты (классы) с вычислительной техникой (ВТ) должны иметь смежное помещение — лаборантскую площадью не менее 18 м2 с двумя выходами на лестничную площадку или в комнату отдыха. Помещения с ПЭВМ должны оборудоваться системами отопления, кондиционирования воздуха или эффективной приточно-вытяжной вентиляцией. Поверхность пола должна быть ровной, нескользкой, удобной для влажной уборки и обладать антистатическими свойствами. Для внутренней отделки следует использовать диффузионно-отражающие материалы. Во всех типах учебных заведений и в дошкольных учреждениях запрещено применять для внутреннего интерьера полимерные материалы (древесно-стружечные плиты, слоистый пластик, синтетические ковровые покрытия). В производственных помещениях, в которых работа на ВДТ и ПЭВМ является основной, должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата (СанПиН 9—80 РБ 98 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»), В табл. 5.5 приведены соотношения температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха. При работе ВДТ уровни напряженности, плотности потока энергии электромагнитных полей (ЭМП), напряженности электростатического поля не должны превышать допустимых значений. Допустимые уровни напряженности и плотности потока энергии ЭМП, излучаемых системным блоком, клавиатурой, манипулятором «мышь», не должны превышать значений. Допустимые уровни напряженности электрического поля тока промышленной частоты 50 Гц, создаваемые монитором, системным блоком, клавиатурой, изделием в целом, не должны превышать 0,5 кВ/м. Допустимые уровни напряженности электростатического поля, создаваемые монитором, системным блоком, клавиатурой, манипулятором «мышь», не должны превышать 15,0 кВ/м. Интенсивность ультрафиолетового излучения от экрана видеомонитора не должна превышать в диапазоне 0,28—0,315 мкм 0,1 ■ 10"3 Вт/м2; в диапазоне 0,15—0,4 мкм — 0,1 Вт/м2. Излучение в диапазоне 0,2— 0,28 мкм не допускается. Уровень мощности экспозиционной дозы рентгеновского излучения не должен превышать на расстоянии 0,5 м от экрана и частей корпуса ВДТ 7,74-10~32 А/кг, что соответствует мощности эквивалентной дозы, равной 100 мкР/ч (0,03 мкР/с). Компьютеры с жидкокристаллическим экраном не имеют источников мощного электромагнитного излучения и не наводят статического электричества. Однако при использовании блока питания возникает некоторое превышение уровня на частоте 50 Гц, поэтому рекомендуется работать больше с использованием аккумулятора. Эффективным средством защиты от излучений ПЭВМ с электронно-лучевой трубкой является применение дополнительного металлического внутреннего корпуса, замыкающегося на встроенный закрытый экран. Такая конструкция позволяет уменьшить электрическое и электростатическое поля на расстоянии 7—8 см от корпуса до фоновых значений. Во всех случаях для снижения уровня облучения монитор рекомендуется располагать на расстоянии не ближе 50 см от пользователя. При работе на ПЭВМ и ВДТ установлено время регламентированных перерывов в зависимости от категории работ и уровня нагрузки. №68. ОСНОВЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 7.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОЦЕССЕ ГОРЕНИЯ Горение — химический процесс соединения веществ с кислородом, сопровождающийся выделением тепла и света. Для возникновения горения необходим контакт горючего вещества с окислителем (кислород, фтор, хлор, озон) и с источником зажигания, способный передать горючей системе необходимый энергетический импульс. Наиболее бурно горят вещества в чистом кислороде. По мере уменьшения его концентрации горение замедляется. Большинство веществ прекращают горение при снижении концентрации кислорода в воздухе до 12...14%, а тление — при 7...8% (водород, сероуглерод, оксид этилена и некоторые другие вещества могут гореть в воздухе при 5% кислорода). Температура, при которой вещество воспламеняется и начинает гореть, называется температурой воспламенения. Эта температура неодинакова у различных веществ и зависит от природы вещества, атмосферного давления, концентрации кислорода и других факторов. |
|
© 2000 |
|