РУБРИКИ

Организация, управление, надзор и контроль в области охраны труда

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Организация, управление, надзор и контроль в области охраны труда

Текущее планирование осуществляется в пределах календарного года через разработку соответствующих мероприятий в разделе „Охорона труда" коллективного договора.

Оперативное планирование работы по охране труда осуществляется по итогам контроля состояния охраны труда в структурных подразделениях и на предприятии в целом. Оперативные мероприятия по устранению выявленных недостатков отмечаются непосредственно в приказе по предприятию, который выдается по итогам контроля, или в плане мероприятий, как приложению к приказу.

Учет показателей, анализ и оценка состояния условий и безопасности труда направлены (соответственно полученной информации) на разработку и принятие управленческих решений руководителями всех уровней управления (от мастера участка к руководителю предприятия). Суть данной функции состоит в системном учете показателей состояния охраны труда, в анализе полученных данных и обобщении причин несоблюдения требований законов и нормативно-правовых актов, а также причин невыполнения планов по охране труда с разработкой мероприятий, направленных на устранение выявленных недостатков. Анализируются материалы: о несчастных случаях и профессиональных заболеваниях; результаты всех видов контроля за состоянием охраны труда; данные паспортов санитарно-технического состояния условий труда цеха (участка); материалы специальных обследований зданий, сооружений, помещений, оборудования и т.п. В результате учета, анализа и оценки состояния охраны труда вносятся дополнения и уточнения к оперативным, текущим и перспективным планам работы по охране труда, а также — по стимулированию деятельности отдельных структурных подразделений, служб, работников за достигнутые показатели по охране труда.

Контроль за состоянием охраны труда и функционированием СУОТ обеспечивает действующее управление охраной труда. Любая система управления может надежно функционировать лишь при наличии полной, своевременной и достоверной информации о состоянии объекта управления. Получить такую информацию о состоянии охраны труда, проявить возможные отклонения от норм безопасности, а также проверить выполнение планов и управленческих решений можно только на основании регулярного и объективного контроля. Поэтому контроль состояния охраны труда есть наиболее ответственной и трудоемкой функцией процесса управления.

К основным формам контроля за состоянием охраны труда в рамках СУОТ предприятия относятся: оперативный контроль; ведомственный контроль, который проводится службой охраны труда предприятия; административно-общественный многоступенчатый контроль. Кроме этих видов контроля, существует ведомственный контроль высших хозяйственных органов, государственный надзор и общественный контроль за охраной труда.

Оперативный контроль со стороны руководителей работ и подразделений предприятия проводится согласно утвержденным должностным обязанностям.

При этом служба охраны труда контролирует выполнение требований безопасности труда во всех структурных подразделениях и службах предприятия.

Административно-общественный многоступенчатый контроль есть одной из наилучших форм контроля за состоянием охраны труда, но возможность его эффективного функционирования обусловлена наличием сотрудничества и взаимопониманиея между работодателем и профсоюзами предприятия. Этот контроль проводится на нескольких (как правило - трех) уровнях. На первой ступени контроля начальник производственного участка (бригадир) совместно с общественным инспектором профгруппы ежедневно проверяют состояние охраны труда на производственном участке. На второй ступени - начальник цеха совместно с общественным инспектором и специалистами соответствующих служб цеха (механик, электрик, технолог) два - четыре раза в месяц проверяют состояние охраны труда согласно утвержденному графику. На третий ступени контроля ежемесячно (согласно утвержденному графику) комиссия предприятия под председательством руководителя (главного инженера) проверяет состояние охраны труда на предприятии. В состав комиссии входят: руководитель службы охраны труда, председатель профкома, руководитель медицинской службы, работник пожарной охраны и главные специалисты предприятия (технолог, механик, энергетик). Результаты работы комиссии фиксируются в журнале третьей ступени контроля и рассматриваются на совещании. По результатам совещания издается приказ по предприятию.

Стимулирование деятельности по охране труда направлено на создание заинтересованности работников в обеспечении здоровых и безопасных условий труда. Стимулирование предусматривает как моральные и материальные поощрения, так и наказания за невыполнение возложенных на конкретное лицо обязательств относительно безопасности труда или нарушение требований относительно охраны труда. К числу поощрительных мероприятий принадлежат премии, вознаграждения за выполненную конкретную работу, изобретательство и рационализаторские предложения по вопросам охраны труда и т.п.

Чтобы эта система действовала, необходимо ввести соответствующий нормативно-правовой акт, который бы регулировал все вопросы, связанные с подготовкой, принятием и реализацией управленческих решений. При этом надо помнить, что СУОТ является составляющей общей системы управления производством (качеством продукции, которая производится) и направленная не только на создание оптимальных условий труда, но и на использование резервов производства, повышение производительности труда и значительное улучшение качества продукции.

Согласно Закону «Об охране труда» к работникам предприятий могут применяться любые поощрения за активное участие и инициативу в осуществлении мероприятий по повышению уровня безопасности и улучшение условий труда. Виды поощрений определяются коллективным договором (соглашением).

В случае необеспечения требований относительно охраны труда работодатель оплачивает страховой тариф в увеличенном размере на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. И, наоборот, при надлежащем состоянии охраны труда страховой тариф уменьшается.

За нарушение нормативных актов по охране труда, невыполнение распоряжений органов государственного надзора по вопросам безопасности, охраны труда и производственной среды предприятия могут привлекаться органами государственного надзора по охране труда к уплате штрафа в установленном порядке.

Максимальный размер штрафа не может превышать двух процентов месячного фонда заработной платы предприятия, другого субъекта предпринимательской деятельности.

Неуплата предприятием, другим субъектом предпринимательской деятельности штрафа тянет за собой начисление на сумму штрафа пени в размере двух процентов за каждый день просрочки.

В повышении организационного уровня работы по охране труда, мобилизации коллективов и руководителей производственных подразделений на своевременное и качественное выполнения мероприятий, которые предусмотрены планами работ и для повседневного выполнения правил охраны труда, важное значение имеет моральное и материальное стимулирования за эту работу.

На каждом предприятии должна функционировать система материального поощрения трудовых коллективов за работу без травм.

Материальное поощрение за повышение уровня охраны труда осуществляется в форме премирования, повышение надбавок за высокое профессиональное мастерство, за высокие достижения в работе, повышение разряда (для рабочих), повышение оклада (для должностных лиц и специалистов), а также путем награждения подарками, предоставление льготных путевок в санатории и дома отдыха, командировок на выставки и т.п.. Виды материальных поощрений определяются коллективным договором (соглашением, трудовым договором).

Материальные санкции за несоблюдение (нарушение, необеспечение) норм и требований охраны труда осуществляется путем полного или частичного лишения или снижения размеров надбавок, снижение оклада, перевода на менее ответственную и ниже оплачиваемую работу.

Моральное поощрение работников за достижения в обеспечении охраны труда осуществляется путем награждения ведомственными знаками отличия, почетными грамотами, другими ведомственными знаками, присвоение почетных званий, занесение на доску почета и т.п..

Разработка системы стимулирования охраны труда, анализ и оценку ее эффективности осуществляет служба охраны труда при участии профсоюзов, службы оплаты труда с привлечением при необходимости других служб предприятия. Система стимулирования охраны труда должна быть отображена в Положении о премировании работников предприятия, а также в коллективном договоре (соглашению предприятия).

Система стимулирования улучшения условий и безопасности труда на предприятии содержит следующие показатели:

- снижение количества аварий и остановок на работе;

- снижение количества нарушений норм и требований охраны труда;

- снижение количества штрафов и выплат через них;

- снижение уровня производственного травматизма;

- снижение уровня профессионального заболевания;

- снижение уровня общего заболевания;

- своевременное и в полном объеме выполнение программ и планов, обязательств по охране труда в коллективном договоре;

- другие показатели, которые оказывают содействие заинтересованности работников в обеспечении здоровых и безопасных условий труда

В системе управления охраной труда применяются организационно-распорядительные, социально-психологические и экономические методы управления.

Организационно-распорядительные методы включают выполнение работниками своих должностных обязанностей по охране труда, издание и выполнение приказов, распоряжений, предписаний, решений. Это методы прямого характера действия. Любой регламентирующий документ или устный приказ, распоряжения должны быть обязательно выполненные. Правомерность, оперативность и силу этих действий определяют соответствующие нормы, правила, стандарты, инструкции и другие нормативные акты. Эффективность организационно-распорядительных методов базируется на сознательной дисциплине работников.

Однако только приказами, распоряжениями невозможно достичь значительных результатов. Поэтому очень важное значение имеют социально-психологические методы управления, такие как воспитание, обучение, моральное стимулирование, гуманизация работы (повышение ее привлекательности, устранение монотонности, расширение творческих процессов, использование функциональной музыки, производственной эстетики).

Существенным образом влияет на работающих личный пример руководителя, его отношение к выполнению требований охраны труда не на словах, а на деле. Руководитель не должен мириться с нарушителями правил и инструкций, с недисциплинированностью, с недооценкой мероприятий по безопасности труда.

Социально-психологические методы управления предусматривают: воспитательную работу, обучение и пропаганду по охране труда, представление личного примера руководителями подразделений в воспитании ответственности за соблюдение правил и норм охраны труда, установление контроля., повышение дисциплины и ответственности за порученное дело, создание здорового психологического климата в коллективе, привлечение работников к управлению охраной труда, конкурсы за высокое состояние безопасности труда и культуры производства, моральное стимулирование, применение общественных, дисциплинарных и административных мероприятий к нарушителям правил, норм охраны труда.

Экономические методы управления охраной труда имеют важное значение, особенно в условиях перехода предприятий к рыночным отношениям. Несчастные случаи и заболевания на производстве, плохие условия труда отрицательно влияют на экономическую эффективность предприятия, его прибыль и рентабельность. В новых условиях хозяйствования фонд заработной платы и материального стимулирования целиком зависит от прибыли (дохода) и потому каждый руководитель и работник предприятия заинтересован в предотвращении таких случаев. Кроме того экономические методы предусматривают выплату премий за отсутствие травматизма и заболеваний, а также за высокий уровень охраны труда.

Валовая хозрасчетная прибыль арендного предприятия распределяется за формулой: «Выручка от реализации - материальные затраты - плата за производственные фонды - плата за трудовые ресурсы - плата за кредит - фиксированная сумма бюджета - арендная плата арендодателю = хозрасчетная прибыль». Хозрасчетная прибыль и незапланированные прибыли (затраты) - финансовый резерв - фонд производства и социального развития = единый фонд оплаты труда (ЕФОТ) или фонд потребления. Таким образом, фонд потребления в значительной мере зависит от состояния и эффективности управления охраной труда.

Для эффективного управления руководители предприятий и подразделений должны иметь объективную информацию о состоянии и уровне охраны труда.

 

4.4 Обучение и проверка знаний по охране труда


Одним из элементов системы государственного управления охраной труда является обучение и проверка знаний. «Типовое положение о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда и перечень работ с повышенной опасностью» устанавливает обучение и проверку знаний в учебных заведениях и на всех предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и видов их деятельности [1, ст.18].

Изучение основ охраны труда в учебных заведениях и во время профессионального обучения работниками на предприятии. Изучение основ охраны труда в учебных заведениях, а именно: предмета "Охрана труда" (профессионально-технические учебные заведения), учебных дисциплин "Основы охраны труда" (высшие учебные заведения) и "охрана труда в отрасли" (высшие учебные заведения), проводится по типовым учебным планам и программам по этому предмету и учебным дисциплинам. Отдельные вопросы (разделы) по охране труда должны излагаться в учебных программах общественно-технических и специальных дисциплин.

Изучение нормативных дисциплин по охране труда во всех высших учебных заведениях осуществляется соответственно приказу Министерства образования от 02.12.98 N 420 "Об усовершенствовании обучения по охране труда и безопасности жизнедеятельности в высших учебных заведениях Украины", зарегистрированного Министерством юстиции Украины 03.02.99 за N 59/3352.

Содержание и объем дисциплины "Охрана труда" для подготовки, переподготовки и повышении квалификации работников, которые привлекаются к выполнению работ с повышенной опасностью, изучается объемом не менее 30 часов, а во время переподготовки и повышении квалификации - не менее 15 часов. Специфические вопросы охраны труда для конкретных профессий должны изучаться в курсах специальных и общественно-технических дисциплин - с целью объединения технологической подготовки с подготовкой по охране труда, а рабочие учебные программы этих дисциплин должны включать соответствующие вопросы безопасности труда.

Теоретическая часть предмета "Охрана труда" во время профессиональной подготовки работников для выполнения работ, которые не принадлежат к перечню работ с повышенной опасностью, изучается в объеме не менее 10 часов, а во время переподготовки и повышении квалификации - не менее 8 часов.

Организация обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда на предприятии. Работники во время принятия на работу и в процессе работы, а также ученики, слушатели и студенты во время трудового и профессионального обучения проходят на предприятии за счет работодателя инструктажи, обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда, оказание первой помощи пострадавшим от несчастных случаев, а также правила поведения в случае возникновения аварии.

На предприятиях разрабатываются и утверждаются соответствующие положения предприятий об обучении по вопросам охраны труда, а также формируются планы-графики проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, с которыми должны быть ознакомлены работники.

Организацию обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда работников на предприятии осуществляют работники службы кадров или другие специалисты, которым работодателем поручена организация этой работы.

Обучение по вопросам охраны труда может проводиться как традиционными методами, так и с использованием современных видов обучения - модульного, дистанционного и т.п., а также с использованием технических средств обучения: аудиовизуальных, компьютерных контрольных систем, компьютерных тренажеров.

Лица, которых принимают на работу, связанную с повышенной пожарной безопасностью, должны предварительно пройти специальное обучение (пожарно-технический минимум). Работники, занятые на роботах с повышенной пожарной опасностью, один раз в год проходят проверку знаний соответствующих нормативных актов по пожарной безопасности, а должностные лица к началу выполнения своих обязанностей и периодически (один раз на три года) проходят обучение и проверку знаний по вопросам пожарной безопасности.

Лица, которые совмещают профессии, проходят обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда как по основной профессии, так и по профессии по совместительству.

Перед проверкой знаний по вопросам охраны труда на предприятии для работников организуется обучение: лекции, семинары и консультации.

Проверка знаний работников по вопросам охраны труда на предприятии осуществляется комиссией по проверке знаний по вопросам охраны труда предприятия, состав которой утверждается приказом руководителя. Председателем комиссии назначается руководитель предприятия или его заместитель, к служебным обязанностям которого входит организация работы по охране труда, а в случае потребности создания комиссий в отдельных структурных подразделениях - их возглавляют руководитель соответствующего подразделения или его заместитель.

В состав комиссии предприятия входят специалисты службы охраны труда, представители юридической, производственных, технических служб, представитель профсоюза или уполномоченное нанимаемыми работниками лицо по вопросам охраны труда. В состав комиссии предприятия могут привлекаться страховые эксперты по охране труда соответствующего рабочего органа исполнительной дирекции Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины и преподаватели охраны труда, которые проводили обучение.

Участие представителя специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзора за охраной труда или его территориального управления в составе комиссии обязательно лишь во время первичной проверки знаний по вопросам охраны труда у работников, которые привлекаются к выполнению работ повышенной опасности.

Комиссия считается правомочной, если в ее состав входят не меньше трех человек.

Все члены комиссии должны пройти обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Формой проверки знаний по вопросам охраны работы работников есть тестирование, зачет или экзамен.

Результаты проверки знаний по вопросам охраны труда оформляется протоколом заседания комиссии по проверке знаний по вопросам охраны труда.

Лицам, которые во время проверки знаний по охране труда проявили удовлетворительные результаты, выдается удостоверение о проверке знаний по вопросам охраны труда. При этом в протоколе и удостоверении в краткой форме отмечается перечень основных нормативно-правовых актов по охране труда и по безопасному выполнению конкретных видов работ, в объеме которых работник прошел проверку знаний.

Работникам, которые проходят обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда на своем предприятии, выдача удостоверений есть обязательной лишь тем, кто выполняет работы повышенной опасности.

При неудовлетворительных результатах проверки знаний по вопросам охраны труда работники на протяжении одного месяца должны пройти повторное обучение и повторную проверку знаний.

Не допускаются к работе работники, в том числе должностные лица, которые не прошли обучения, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Организационное обеспечение работы комиссии возлагается на субъект хозяйственной деятельности, которым проводилось обучение по вопросам охраны труда. Срок хранения протоколов проверки знаний по вопросам охраны труда не менее 5 лет.

Ответственность за организацию и проведение инструктажей, обучения и проверки знаний работников по вопросам охраны труда возлагается на работодателя.

Представители профсоюзов, уполномоченные нанимаемыми работниками лица как члены постоянно действующих комиссий по проверке знаний по вопросам охраны труда, проходят обучение по вопросам охраны труда соответственно Типовому положению, а проверку знаний при участии представителя специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда.

Специальное обучение и проверка знаний по вопросам охраны труда.

Должностные лица и другие работники, занятые на роботах, указанных в Перечне работ с повышенной опасностью и Перечне работ, где есть потребность в профессиональном отборе, утвержденном приказом МОЗ и Госнадзорохрантруда от 26.01.2005 N 15 и зарегистрированном Министерством юстиции Украины 15.02.2005 N 232/10512 проходят ежегодное специальное обучение и проверку знаний соответствующих нормативно-правовых актов по охране труда.

Специальное обучение по вопросам охраны труда может проводиться как непосредственно на предприятии, так и другим субъектом хозяйственной деятельности, который получил в установленном порядке соответствующее разрешение.

В случае осуществления профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации непосредственно на предприятии специальное учение по вопросам охраны трудаы является составляющей профессиональной подготовки.

Специальное обучение по вопросам охраны труда проводится работодателем на предприятии по учебным планам и программам, которые разрабатываются с учетом конкретных видов работ, производственных условий, функциональных обязанностей работников и утверждаются приказом.

Проверка знаний по вопросам охраны труда после проведения специального обучения проводится комиссией предприятия.

В случае невозможности составить комиссию по проверке знаний по вопросам охраны труда на предприятии проверка знаний проводится комиссией родственного предприятия или территориального управления специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда.

Обучение и проверка знаний по вопросам охраны труда должностных лиц. Перечень должностей должностных лиц, которые проходят обучение и проверку знаний по вопросам охраны работы, во время принятия на работу и периодически, один раз на три года, обучаются согласно Типовому тематическому плану и программе обучения по вопросам охраны труда должностных лиц.

Первые заместители и заместители министров, руководители центральных органов исполнительной власти, первые заместители и заместители министров, руководители других центральных органов исполнительной власти Совета министров Автономной Республики Крым, заместители руководителей областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций; руководители объединений предприятий, руководители предприятий (численностью свыше 1000 работников), руководители и специалисты служб охраны труда, члены комиссий по проверке знаний по вопросам охраны труда этих предприятий; эксперты технические по промышленной безопасности; руководители и преподаватели кафедр охраны труда высших учебных заведений, руководители и штатные преподаватели отраслевых учебных центров проходят обучение в Главном учебно-методическом центре Госнадзорохрантруда.

Проверка знаний по вопросам охраны труда этой категории должностных лиц проводится комиссией, созданной приказом специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда. Возглавляет комиссию Председатель (заместитель Председателя), в состав комиссии входят руководители управлений и отделов этого органа и представители других органов государственного надзора за охраной труда, а также представители соответствующих профсоюзов.

В состав комиссии могут также привлекаться преподаватели охраны труда главного учебно-методического центра Госнадзорохрантруда.

Должностные лица районных государственных администраций, органов местного самоуправления, функциональные обязанности которых связанные с обеспечением охраны труда; специалисты научно-исследовательских, конструкторских, проектных и технологических отделов, которые занимаются проведением экспертизы проектно-конструкторской документации, на которую распространяются требования нормативно-правовых актов по охране труда, а также те, которые выполняют разработки по вопросам охраны труда; руководители предприятий численностью меньше 1000 работников, руководители и специалисты служб охраны труда, члены комиссий по проверке знаний по вопросам охраны труда предприятий проходят обучение по вопросам охраны труда в отраслевых учебных центрах или учебных заведениях и учреждениях, которые получили соответствующее разрешение на обучение по вопросам охраны труда.

Проверка знаний по вопросам охраны труда должностных лиц, которые прошли обучение в отраслевых учебных центрах проводится комиссией, созданной приказом вышестоящего органа. Возглавляет комиссию руководитель или заместитель руководителя этого органа, к служебным обязанностям которого входит организация работы по охране труда, или руководитель службы охраны труда этого органа.

В состав комиссии входят представители органов государственного надзора за охраной труда и соответствующих профсоюзов. В состав комиссии могут также привлекаться представители соответствующих областных отраслевых структурных подразделений, других органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также преподаватели охраны труда того субъекта хозяйственной деятельности, где проводилось обучение.

Проверка знаний по вопросам охраны труда должностных лиц, которые прошли обучение в других учебных заведениях и учреждениях, проводится комиссией соответствующего территориального управления специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда при участии представителей других органов государственного надзора за охраной труда или комиссией, созданной местным органом исполнительной власти.

Должностные лица малых предприятий, где нет возможности провести обучение непосредственно на предприятии и составить комиссию по проверке знаний по вопросам охраны труда, проходят обучение в учебных заведениях и учреждениях, которые получили соответствующее разрешение на обучение по вопросам охраны труда.

Проверка знаний по вопросам охраны труда таких должностных лиц проводится комиссией, созданной местным органом исполнительной власти или территориальным управлением специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда при участии представителей других органов государственного надзора за охраной труда.

Должностные лица, проходят обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда относительно работ, которые входят в их функциональные обязанности, непосредственно на предприятии.

Лица, ответственные за техническое состояние и безопасную эксплуатацию машин, механизмов, оборудование повышенной опасности и должностные лица, служебные обязанности которых связанные с:

а) руководством и контролем за выполнением работ с повышенной опасностью;

б) строительством, эксплуатацией, реконструкцией, техническим переоснащением, консервацией и ликвидацией объектов повышенной опасности;

в) разработкой проектов, технологических регламентов и другой технической документации для работ повышенной опасности;

г) подготовкой персонала для обслуживания машин, механизмов и оборудование повышенной опасности;

д) разработкой нормативно-правовых актов по вопросам изготовления, монтажа и эксплуатации машин, механизмов, оборудование повышенной опасности и объектов повышенной опасности, во время обучения согласно Типовому положению, проходят обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда в объеме выполняемой ими работы.

Внеплановое обучение и проверка знаний должностных лиц, а также специалистов по вопросам охраны труда проводятся при переводе работника на другую работу или назначении его на другую должность, которая нуждается в дополнительных знаниях по вопросам охраны труда;

Должностные лица, в том числе специалисты по вопросам охраны труда предприятий, где произошел несчастный случай (профессиональное отравление) групповой или со смертельным исходом, должны в течении месяца пройти внеплановое обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда в порядке, установленном Типовым положением, если комиссией по расследованию установлено факт нарушения ими требований нормативно-правовых актов по охране труда.

Внеплановое обучение с целью ознакомления с новыми нормативно-правовыми актами по охране труда может проводиться в форме семинаров.

Стажировка, дублирование и допуск работников к работе. Новопринятые на предприятие работники после первичного инструктажа на рабочем месте к началу самостоятельной работы должны под руководством опытных, квалифицированных работников пройти стажировку на протяжении не меньше 2-15 смен или дублирование на протяжении не меньше шести смен. Стажировка или дублирование проводится, как правило, во время профессиональной подготовки на право выполнения работ с повышенной опасностью в случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами по охране труда.

Работники, функциональные обязанности которых связанны с обеспечением безаварийной работы объектов повышенной опасности или с выполнением отдельных работ повышенной опасности (тепловые и атомные электрические станции, горнодобывающие предприятия, другие подобные объекты, нарушения технологических режимов , который представляет угрозу для работников и окружающей среды), к началу самостоятельной работы должны проходить дублирование с обязательным прохождением в этот период противоаварийних и противопожарных тренировок согласно плану ликвидации аварий.

Допуск к стажировке (дублированию) оформляется приказом. В приказе определяется продолжительность стажировки (дублирования) и указывается фамилия работника, ответственного за проведение стажировки (дублирования).

Перечень должностей и профессий работников, которые должны проходить стажировку (дублирование), а также продолжительность стажировки (дублирования) определяются руководителем предприятия соответственно нормативно-правовым актам по охране труда. Продолжительность стажировки (дублирования) зависит от стажа и характера работы, а также от квалификации работника.

Работодателю предоставляется право своим приказом освобождать от прохождения стажировки (дублирования) работника, который имеет стаж работы за соответствующей профессией не меньше 3 лет или переводится с одного подразделения в другое, где характер работы и тип оборудования, на котором он будет работать, не изменяются.

Стажировка (дублирование) проводится за программами для конкретной профессии, которые разрабатываются на предприятии соответственно функциональным обязанностям работника, и утверждаются руководителем предприятия (структурного подразделения).

Стажировка (дублирование) проводится на рабочих местах своего или другого подобного по технологии предприятия. В процессе стажировки работники должны выполнять работы, которые за сложностью, характером, требованиями безопасности отвечают роботам, которые предвидятся функциональными обязанностями этих работников.

В процессе стажировки (дублирования) работник должен:

закрепить знание относительно правил безопасной эксплуатации технологического оборудования, технологических и должностных инструкций и инструкций по охране труда;

овладеть навыками ориентирования в производственных ситуациях в нормальных и аварийных условиях;

усвоить в конкретных условиях технологические процессы и оборудования и методы безаварийного управления ими с целью обеспечения требований безопасности труда.

После окончания стажировки (дублирования) и при удовлетворительных результатах проверки знаний по вопросам охраны труда приказом (распоряжением) работодателя (или руководителя структурного подразделения) работник допускается к самостоятельной работе, о чем делается запись в журнале регистрации инструктажей, в противном случае, если работник не овладел необходимыми производственными навыками или получил неудовлетворительную оценку с протиаварийних и противопожарных тренировок, то стажировка (дублирование) новым приказом может быть продлена на срок не более двух смен.

4.5 Виды инструктажей по охране труда и порядок их проведения на предприятиях Украины


Работники, во время принятия на работу и периодически, должны прохо

дить на предприятии инструктажи по вопросам охраны труда, оказания первой медпомощи пострадавшим от несчастных случаев, а также по правилам поведения и действиям при возникновении аварийных ситуаций, пожаров и стихийных бедствий.

За характером и временем проведения инструктажи по вопросам охраны труда подразделяются на вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой.

Вводный инструктаж проводится:

со всеми работниками, которые принимаются на постоянную или временную работу, независимо от их образования, стажа работы и должности;

с работниками других организаций, которые прибыли в командировку на предприятие и принимают непосредственное участие в производственном процессе или выполняют другие работы для предприятия;

с учениками и студентами, которые прибыли на предприятие для прохождения трудового или профессионального обучения;

с экскурсантами в случае экскурсии на предприятие.

Вводный инструктаж проводится специалистом службы охраны труда или другим специалистом соответственно приказу (распоряжению) по предприятию, который в установленном Типовым положением порядке прошел обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Вводный инструктаж проводится в кабинете по охране труда или в помещении, которое специально для этого оборудовано, с использованием современных технических средств обучения, учебных и наглядных пособий за программой, разработанной службой охраны труда с учетом особенностей производства. Программа и продолжительность инструктажа утверждаются руководителем предприятия.

Запись о проведении вводного инструктажа делается в журнале регистрации вводного инструктажа по вопросам охраны труда, который сохраняется службой охраны труда или работником, который отвечает за проведение вводного инструктажа, а также в приказе о принятии работника на работу.

Первичный инструктаж проводится в начале работы непосредственно на рабочем месте с работником:

новопринятым (постоянно или временно) на предприятие или к физическому лицу, которое использует наемный труд;

при переводе с одного структурного подразделения предприятия к другому;

который будет выполнять новую для него работу;

прикомандированным работником другого предприятия, который принимает непосредственное участие в производственном процессе на предприятии.

Проводится с учениками, слушателями и студентами учебных заведений:

в начале трудового или профессионального обучения;

перед выполнением каждой учебной задачи, связанной с использованием разных механизмов, инструментов, материалов и т.п.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится индивидуально или с группой лиц одной специальности за действующими на предприятии инструкциями по охране труда соответственно выполняемым работам.

Повторный инструктаж проводится на рабочем месте индивидуально с отдельным работником или группой работников, которые выполняют однотипные работы, по объему и содержанию перечня вопросов первичного инструктажа.

Повторный инструктаж проводится в сроки, определенные нормативно правовыми актами по охране труда, которые действуют в отрасли, или работодателем (физическим лицом, которое использует наемный труд) с учетом конкретных условий работы, но не реже:

на роботах с повышенной опасностью - 1 раз в 3 месяца;

на других работах - 1 раз в 6 месяцев.

Внеплановый инструктаж проводится с работниками на рабочем месте или в кабинете охраны труда:

при введении в действие новых или пересмотренных нормативно-правовых актов по охране труда, а также при внесении изменений и дополнений в них;

при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приборов и инструментов, исходного сырья, материалов и других факторов, которые влияют на состояние охраны труда;

при нарушениях работниками требований нормативно-правовых актов по охране труда, которые привели к травмам, авариям, пожарам и т.п.;

при перерыве в работе исполнителя работ более чем на 30 календарных дней - для работ с повышенной опасностью, а для других работ - свыше 60 дней.

Внеплановый инструктаж с учениками, студентами, слушателями проводится во время проведения трудового и профессионального обучения при нарушениях ими требований нормативно-правовых актов по охране труда, которые могут привести или привели к травмам, авариям, пожарам и т.п..

Внеплановый инструктаж может проводиться индивидуально с отдельным работником или с группой работников одной специальности. Объем и содержание внепланового инструктажа определяются в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, которые послужили причиной его проведения.

Целевой инструктаж проводится с работниками:

при ликвидации аварии или стихийного бедствия;

при проведении работ, на которые соответственно законодательству, оформляются наряд-допуск, приказ или распоряжение.

Целевой инструктаж проводится индивидуально с отдельным работником или с группой работников. Объем и содержание целевого инструктажа определяются в зависимости от вида работ, которые будут выполняться.

Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель работ (начальник структурного подразделения, мастер) или физическое лицо, которое использует наемный труд.

Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи завершаются проверкой знаний в виде устного опрашивания или с помощью технических средств, а также проверкой приобретенных навыков безопасных методов труда, лицом, которое проводило инструктаж.

При неудовлетворительных результатах проверки знаний, умений и навыков относительно безопасного выполнения работ после первичного, повторного или внепланового инструктажей, на протяжении 10 дней дополнительно проводятся инструктаж и повторная проверка знаний.

При неудовлетворительных результатах проверки знаний после целевого инструктажа допуск к выполнению работ не предоставляется. Повторная проверка знаний при этом не разрешается.

О проведении первичного, повторного, внепланового и целевого инструктажей и допуска к работе, лицо, которое проводило инструктаж, вносит запись в журнал регистрации инструктажей по вопросам охраны труда на рабочем месте. Страницы журнала регистрации инструктажей должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью.

В случае выполнения работ, которые оформляются нарядом-допуском, целевой инструктаж регистрируется в этом наряде-допуске, а в журнале регистрации инструктажей - не обязательно.

Перечень профессий и должностей работников, которые освобождаются от повторного инструктажа, утверждается работодателем.


4.6 Ответственность за нарушение законодательства по охране труда


К экономическим методам управления охраной труда предприятий и организаций относятся наложение штрафов, а также различных взысканий, предусмотренных и утвержденных постановлением Кабинета министров Украины.

К основным методам управления охраной труда относятся:

1.            Стимулирование – поощрение за безопасность в работе.

2.            Наказание или привлечение к ответственности за нарушение охраны труда.

Статьей 49 Закона Украины «Об охране труда» предусмотрены дисциплинарная, административная, материальная и уголовная ответственность работников за нарушение законодательных и других нормативных актов об охране труда.

Дисциплинарная ответственность работников устанавливается за нарушение трудовой дисциплины, за невыполнение или ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей, в том числе в области охраны труда.

Основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности работников есть нарушения законодательных и других нормативных актов по охране труда и их действия, направленные на создание препятствий для выполнения должностными лицами органов государственного надзора за охраной труда их полномочий.

КзоТ Украины (ст. 147) установлено такие дисциплинарные взыскания: выговор, увольнение с работы.

Дисциплинарное взыскание применяется владельцем или уполномоченным им органом непосредственно за выявлением проступка, но не позднее одного месяца со дня его выявления.

Административная ответственность налагается за любые посягательства на общие условия труда, кроме случаев, когда такие нарушения не тянут за собой уголовной ответственности. Это, в частности:

- нарушение законодательных и других нормативных актов по охране труда;

- создание препятствий для деятельности должностных лиц органов государственного надзора и представителей профессиональных союзов.

Соответственно ст. 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях , требований законодательных и других нормативных актов об охране труда тянет за собой административную ответственность в виде наложения штрафа на работников и, в частности, служебных лиц предприятий, учреждений, организаций, а также граждан - владельцев предприятий или уполномоченных ими лиц.

Административное взыскание накладывается должностными лицами органов государственного надзора за охраной труда постановлениями в делах об административном взыскании на основании составленных ими протоколов об административном правонарушении.

Максимальные размеры и виды штрафов, которые могут быть наложены служебными лицами Госнадзорохрантруда установленные Кодексом Украины об административных правонарушениях до 10 необлогаемых минимумов доходов граждан.

Порядок наложения штрафов на предприятия, учреждения и организации за нарушение нормативных актов об охране труда определенный Положениям, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 17 сентября 1993 г. № 754 и Инструкцией относительно применения указанного Положения, утвержденной приказом Госнадзорохрантруда, Министерством финансов и Министерством экономики Украины от 25 июля 1994 г. № 71-а и изменения в Кодекс от 05.04.2001 г. № 2342-01.

Материальная ответственность рабочих и служащих регламентируется статьями 130—138 Кодекса законов о труде Украины и другими нормативными актами, которые касаются этой ответственности в трудовых отношениях.

Общими основаниями наложения материальной ответственности на работника есть наличие прямого действительного вреда, вина работника (в форме

умысла или неосторожности), противоправного действия (бездеятельность) работника, а также наличие причинной связи между виновными и противоправными действиями (бездеятельностью) работника и причиненным вредом. На работника может быть наложена материальная ответственность при наличии всех перечисленных факторов, отсутствие хотя бы одной из них исключает материальную ответственность работника.

Привлечение работника к криминальной, административной или дисциплинарной ответственности за действия, которыми причинен вред, не освобождает его от материальной ответственности.

Законодательство предусматривает разные виды материальной ответственности в зависимости от того, есть ли в действиях работника, признаки криминального преступления или нет. При наличии в его действиях признаков преступления на работника может быть в силу ст. 134 КЗоТ Украины наложено полную материальную ответственность, а при отсутствии таких признаков на работника налагается ограниченная ответственность в пределах его среднемесячного заработка.

Особые правила наложения материальной ответственности предусматривает ст. 450 Гражданского кодекса Украины, когда вред причинен источником повышенной опасности - организациями и гражданами, деятельность которых связана с транспортными средствами, механизмами, промышленными предприятиями, строительством и т.п.

Владелец источника повышенной опасности (завод, автопредприятие, строительство и т.п.) несет материальную ответственность за вред, причиненный этим источником независимо от наличия вины. А работник этого предприятия (водитель, строитель, работник, который обслуживает механизмы и т.п.) несет материальную ответственность на основании статей 130-137 КЗоТ Украины лишь при наличии вины в действиях работника, причиненных собственнику или уполномоченному им органу, в порядке регресса.

Существенное значение имеет общий объем и размер причиненного ущерба в связи с нарушением требований относительно охраны труда. Этот ущерб может состоять из сумм, выплаченных потерпевшему на возмещение утраченного заработка, единовременного пособия, дополнительных затрат на лечение, протезирование и т.п., когда пострадавший остался живой, а также из сумм, израсходованных на погребение в случае смерти пострадавшего, выплаченных сумм единовременного пособия на семью и на иждивенцев. Кроме того, к сумме ущерба, причиненного нарушением законодательства по охране труда, относятся суммы, выплаченные добровольно или взысканные судебным решением в порядке возмещения морального вреда (ст. 12 Закона Украины «Об охране труда»). Возмещение морального вреда возможное и при отсутствии данных о потере пострадавшим профессиональной трудоспособности.



 


















Рис. 4.1. Система обучения по вопросам охраны труда в Украине


К материальному ущербу в связи с нарушением законодательства об охране труда, кроме вышеупомянутых выплат, связанных с травмированием или смертью работника, относятся также ущерб, причиненный:

- уничтожением имущества, оборудования, зданий владельца вследствие взрыва, пожара, разрушения;

- порчей материалов, полуфабрикатов, оборудования;

-выплатами сумм страхователям в связи с повреждением или уничтожением застрахованного имущества;

- выплатами штрафных санкций по договорам поставки за нарушение сроков поставки;

- оплатой труда экспертных комиссий, учреждений, предназначенных следователями и судовими органами во время проведения расследования уголовного дела и его рассмотрении в судах, а также другие убытки.

В том случае, когда работник добровольно не желает возместить ущерб, сумма вреда в размере, который не превышает среднего месячного заработка работника, отчисляется из его заработной платы по распоряжению владельца или уполномоченного им органа, выданным не позднее двух недель со дня выявления вреда, с обязательным сообщением об этом работника. Такое распоряжение может выполняться не раньше как за семь дней со дня сообщения.

В случае несогласия работника на удержание сумм , возмещение вреда проводится путем обращения владельца до районного (городского) суда на протяжении одного года со дня выявления вреда. А в случае вычитания суммы из заработной платы без согласия работника последний имеет право в трехмесячный срок обратиться в комиссию по трудовым спорам (КТС) с требованием о возвращении удержанных сумм (в случае отсутствия на предприятии КТС — непосредственно в суд). Если работник не согласен с решением КТС, то он имеет право в десятидневный срок обратиться с иском в суд (ст. 228 КЗоТ).

Уголовная ответственность наступает при нарушении правил безопасности, санитарных, противопожарных правил и норм которые привели к аварии, травматизму и другим негативным последствиям и определяется ст. Уголовного кодекса Украины. Мера наказания зависит от степени нарушения и может предусматривать увольнение, штраф до 15 минимальных размеров заработной платы, исправительные работы или лишение свободы от 1 до 7 лет.

В разделе Х «Преступления против безопасности производства» Уголовного кодекса Украины внесены дополнения от 5.09.2001г. №2341-Ш:

Статья 271. Нарушение требований законодательства об охране труда:

1. Нарушение требований законодательных и иных нормативно-правовых актов об охране труда должностным лицом предприятия, учреждения, организации или гражданином – субъектом предпринимательской деятельности, если это нарушение причинило вред здоровью потерпевшего, -

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.