РУБРИКИ |
Организационно-правовые основы промышленной безопасности на предприятии |
РЕКЛАМА |
|
Организационно-правовые основы промышленной безопасности на предприятииОрганизационно-правовые основы промышленной безопасности на предприятииМинистерство образования Российской Федерации Югорский государственный университет Инженерный факультет Кафедра "Физики и общетехнических дисциплин" КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине "Производственная безопасность" На тему "Организационно-правовые основы промышленной безопасности на предприятии" Выполнила: студентка гр.5460 Алеева Н.А. Проверил: преподаватель Герасименко О.С. Ханты-Мансийск 2010 г. Содержание 1. Опасные производственные объекты 2. Основы промышленной безопасности Список используемой литературы ВведениеПромышленная безопасность - одно из ключевых понятий, когда дело касается опасных производств. Действующий сейчас в нашей стране закон, касающийся данной сферы, обязывает каждый производственный объект, попадающий в категорию опасных, пройти соответствующую экспертизу и получить разрешение на работу. Однако промышленная безопасность - это сложное комплексное понятие, которое включает в себя практически все аспекты, касающиеся деятельности предприятия. Поэтому многие компании обращаются к помощи консультирующих организаций, которые помогают осуществить подготовку к проверке. На начальном этапе промышленная безопасность оценивается по проектной документации, относящейся к зданиям, сооружениям и техническим устройствам предприятия. Кроме того, в пакете документов, представленном на рассмотрение экспертной комиссии обязательно должна присутствовать декларация промышленной безопасности. В нее предприятие, эксплуатирующее опасный производственный объект, обязано внести достоверную информацию относительно возможных рисков, мероприятий по предотвращению аварий и ликвидации их последствий. Кроме того, во время экспертизы оценивается промышленная безопасность зданий и сооружений, а также технических устройств. Еще один важный момент - подготовка персонала в области промышленной безопасности, его обучение и своевременная аттестация. Эти параметры также изучаются в ходе экспертизы. Однако промышленная безопасность требует не разовых мероприятий, необходимых для подготовки к экспертизе, а постоянной работы в этой области. В идеале, регулярно проводимая экспертиза должна лишь подтверждать, что деятельность предприятия осуществляется без нарушений. Поэтому закон предъявляет довольно строгие требования к организациям, занимающимся опасным производством, которым они должны соответствовать постоянно. Так, промышленная безопасность на предприятии должна обеспечиваться набором технических средств - систем контроля за состоянием объекта. Руководство компании обязано следить за тем, чтобы к работе допускались только квалифицированные сотрудники, не имеющие медицинских противопоказаний для данной сферы деятельности. Помимо этого, для всего персонала необходимо организовывать обучение в области промышленной безопасности. Правовые основы промышленной безопасности установлены Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ. Положения этого закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации. 1. Опасные производственные объектыК опасным производственным объектам относятся предприятия, цехи, участки, площадки и другие объекты, на которых: 1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества: воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20°С или ниже; окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции; горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления; взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов; токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели; высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели; вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды, - вещества, характеризующиеся в водной среде показателями острой токсичности; 2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С; 3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры; 4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов; 5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре. Проведение государственной политики, нормативное регулирование, а также выполнение разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области промышленной безопасности, который имеет подведомственные ему территориальные органы. Основы промышленной безопасности образуют: лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности; сертификация и экспертиза технических устройств, применяемых на опасном промышленном объекте; требования промышленной безопасности к проектированию, строительству и приемке в эксплуатацию опасного производственного объекта; требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта; требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий; производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; техническое расследование причин аварии; экспертиза промышленной безопасности, которой подлежат проектная документация, технические устройства, здания и сооружения, а также декларация промышленной безопасности и другие документы по эксплуатации; декларация промышленной безопасности; обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; федеральный надзор в области промышленной безопасности; ответственность за нарушение законодательства в области промышленной безопасности. 2. Основы промышленной безопасностиДеятельность в области промышленной безопасности. К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях. Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. (См. Приложение 1). Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии на эксплуатацию является представление соискателем лицензии в лицензирующий орган разрешения на ввод опасного производственного объекта в эксплуатацию или положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, а также декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта. Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте. Технические устройства, в том числе иностранного производства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат сертификации или декларированию соответствия на соответствие требованиям промышленной безопасности в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке. Сертификация технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, декларация о соответствии принимается заявителем в порядке, установленном указанным законодательством. Общий порядок и условия применения технических устройств на опасном производственном объекте устанавливаются Правительством Российской Федерации. (См. Приложение 2). Применение технических устройств на опасных производственных объектах осуществляется при условии получения разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. За выдачу разрешения на применение технических устройств на опасных производственных объектах уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию, расширению, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта Одним из обязательных условий принятия решения о начале расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориальным органом. Отклонения от проектной документации в процессе строительства, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт опасного производственного объекта, подлежат государственной экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Изменения, вносимые в проектную документацию на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориальным органом. В процессе строительства, расширения, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие проектную документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор. Соответствие построенных, реконструированных, отремонтированных опасных производственных объектов проектной документации, требованиям строительных норм, правил, стандартов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии. Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: · соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; · иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; · обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; · допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; · обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; · иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте; · организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; · обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; · обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; · предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; · обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; · разрабатывать декларацию промышленной безопасности; · заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; · выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; · приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; · осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; · принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; · анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; · своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; · принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; · вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; · представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах. Работники опасного производственного объекта обязаны: · соблюдать требования нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; · проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности; · незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте; · в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; · в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте. · За выдачу работнику организации, осуществляющей эксплуатацию опасных производственных объектов, аттестата в области промышленной безопасности уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте. В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: · планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; · заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников; · иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации; · обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; · создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии. Согласно Федеральному закону от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают гражданские организации гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации. Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и о работниках, уполномоченных на его осуществление, представляются в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган. Техническое расследование причин аварии. По каждому факту возникновения аварии на опасном производственном объекте проводится техническое расследование ее причин. Техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа. В состав указанной комиссии также включаются: · представители субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект; · представители организации, эксплуатирующей опасный производственный объект; · другие представители в соответствии с законодательством Российской Федерации. Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации могут принимать решение о создании государственной комиссии по техническому расследованию причин аварии и назначать председателя указанной комиссии. Комиссия по техническому расследованию причин аварии может привлекать к расследованию экспертные организации и специалистов в области промышленной безопасности, изысканий, проектирования, научно - исследовательских и опытно-конструкторских работ, страхования, изготовления оборудования и в других областях. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, и ее работники обязаны представлять комиссии по техническому расследованию причин аварии всю информацию, необходимую указанной комиссии для осуществления своих полномочий. Результаты проведения технического расследования причин аварии заносятся в акт, в котором указываются причины и обстоятельства аварии, размер причиненного вреда, допущенные нарушения требований промышленной безопасности, работники, допустившие эти нарушения, а также меры, которые приняты для локализации и ликвидации последствий аварии, и содержатся предложения по предупреждению подобных аварий. Материалы технического расследования причин аварии направляются в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган, а также в иные заинтересованные государственные органы. Порядок проведения технического расследования причин аварии и оформления акта технического расследования причин аварии устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. Финансирование расходов на техническое расследование причин аварии осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, на котором произошла авария. Требования по оформлению расходования средств, связанных с участием органов Госгортехнадзора России в техническом расследовании причин аварий на опасных производственных объектах утверждены приказом Госгортехнадзора РФ от 21 июля 1999 г. N 127 Экспертиза промышленной безопасности. Экспертизе промышленной безопасности подлежат: 1. проектная документация на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта; 2. технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте; 3. здания и сооружения на опасном производственном объекте; 4. декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта. Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его. Результатом осуществления экспертизы промышленной безопасности является заключение. Заключение экспертизы промышленной безопасности, представленное в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган, рассматривается и утверждается ими в установленном порядке. Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. Экспертиза промышленной безопасности может осуществляться одновременно с осуществлением других экспертиз в установленном порядке. Разработка декларации промышленной безопасности. Разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте. Перечень сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, и порядок ее оформления определяются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. Настоящим Федеральным законом устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества в количествах, указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону. Обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, не указанных в абзаце первом настоящего пункта, может быть установлена Правительством Российской Федерации, а также в соответствии со своими полномочиями федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта. Декларация промышленной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, или в случае изменения требований промышленной безопасности. Для опасных производственных объектов, действующих на день вступления настоящего Федерального закона в силу, декларации промышленной безопасности разрабатываются в сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации. Декларация промышленной безопасности утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект. Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, в соответствии с законодательством Российской Федерации. промышленная безопасность экспертиза декларация Декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, проходит экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке. Проектная документация на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт опасного производственного объекта, содержащая декларацию промышленной безопасности, подлежит государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Декларацию промышленной безопасности представляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам в порядке, который установлен Правительством Российской Федерации. Обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте. Минимальный размер страховой суммы страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте составляет для: а) опасного производственного объекта, указанного в пункте 1 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, в случае, если на нем: · получаются, используются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, равных количествам, указанным в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, или превышающих их, - 7000000 рублей; · получаются, используются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, меньших, чем количества, указанные в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, - 1000000 рублей; б) иного опасного производственного объекта - 100000 рублей. Федеральный надзор в области промышленной безопасности. Федеральный надзор в области промышленной безопасности организуется и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях проверки выполнения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности. Федеральный надзор в области промышленной безопасности осуществляется на принципах самостоятельности и независимости от поднадзорных организаций. Федеральный надзор в области промышленной безопасности осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы и другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. Должностные лица федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, при исполнении своих должностных обязанностей имеют право: · посещать организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты; · знакомиться с документами, необходимыми для проверки выполнения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности; · осуществлять проверку правильности проведения технических расследований инцидентов на опасных производственных объектах, а также проверку достаточности мер, принимаемых по результатам таких расследований; · выдавать организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, предписания об устранении выявленных нарушений требований промышленной безопасности; · давать в пределах своих полномочий указания в области промышленной безопасности, в том числе о необходимости осуществления экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; · давать указания о выводе людей с рабочих мест в случае угрозы жизни и здоровью работников; · привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушениях требований промышленной безопасности, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности; · выступать в установленном порядке в суде или в арбитражном суде представителем федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа по искам о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу других лиц вследствие нарушений требований промышленной безопасности; · осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации действия, направленные на обеспечение промышленной безопасности. Государственный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте опасных производственных объектов. Государственный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте опасных производственных объектов осуществляется уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Ответственность за нарушение законодательства в области промышленной безопасности. Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. ЗаключениеПравовой основой организации административно - производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности являются Федеральные законы "Об основах труда в РФ", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте" и другие подзаконные акты в области промышленной безопасности, действующие на данном предприятии. Нормативно-техническая документация по безопасной эксплуатации различных технических устройств включает в себя все необходимое для того, чтобы сделать производство безопасным. Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности - один из важнейших элементов системы управления промышленной безопасностью на опасных производственных объектах. Производственный контроль организуется и осуществляется субъектами хозяйственной деятельности, независимо от их организационно-правовой формы, эксплуатирующими опасные производственные объекты. Внедрение производственного контроля является первым этапом формирования эффективно действующих систем управления промышленной безопасностью на опасных производственных объектах, подконтрольных Госгортехнадзору России. Список используемой литературы1. Безопасность труда, санитария и гигиена: Справ. пособие. - М.: Изд-во стандартов, 1999 - 174 с. 2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). 3. Коршунов Ю.Н. Комментарий законодательства РФ об охране труда. - М.: Норма, 2001. 4. Назаров А.К. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. - М.: ДЭФА, 2000. - 120 с. 5. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда". 6. Российская Федерация. Законы. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: федер. закон: [принят Гос. Думой 21 июл. 1997 г.]. - Справочно-правовая с-ма "Консультант +" 7. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (с изменениями от 20 мая 2002 г.). ПриложенияПриложение 1 Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов. Перечень работ и услуг, выполняемых при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов 1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Российской Федерации (далее - лицензируемая деятельность). 2. Эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов предусматривает выполнение работ и услуг на опасных производственных объектах в соответствии с перечнем согласно приложению. 3. Лицензирование эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - лицензирующий орган). 4. Лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов (далее - лицензия) предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен в порядке, установленном для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. 5. Лицензионными требованиями и условиями при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов являются: а) соблюдение лицензиатом требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, установленных статьей 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; б) соблюдение лицензиатом требований промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, установленных статьей 10 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; в) наличие у лицензиата технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, соответствующих требованиям промышленной безопасности, установленным статьей 7 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; г) наличие у лицензиата разрешения на ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта или положительного заключения экспертизы промышленной безопасности в соответствии со статьями 8 и 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; д) организация и осуществление лицензиатом производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; е) наличие у лицензиата декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта в соответствии со статьей 14 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; ж) наличие у лицензиата договора страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; з) наличие у лицензиата на праве собственности или на ином законном основании взрывопожароопасного производственного объекта. 6. Эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а", "б", "г" и "ж" пункта 5 настоящего Положения. 7. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указывает виды работ (услуг) в соответствии с перечнем, предусмотренным приложением к настоящему Положению, и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также: а) копии документов, подтверждающих наличие у него на праве собственности или на ином законном основании взрывопожароопасного производственного объекта; б) копию разрешения на ввод в эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта или копию заключения экспертизы промышленной безопасности; в) копию декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта; г) копии разрешений на применение конкретных видов (типов) технических устройств, выданных в установленном порядке Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору; д) копию договора страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте; е) копии документов (дипломов, аттестатов, свидетельств) о квалификации работников. 8. В случае если копии документов, предусмотренных пунктом 7 настоящего Положения, не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригиналов. Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Положением. 9. При рассмотрении заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. 10. Выданный лицензирующим органом документ, подтверждающий наличие лицензии, должен иметь приложение, содержащее виды выполняемых работ и услуг, являющееся неотъемлемой частью указанного документа. 11. В случае утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган выдает его дубликат на основании письменного заявления лицензиата в течение 10 дней с даты получения заявления. Дубликат оформляется в 2 экземплярах (на каждом проставляется пометка "дубликат"), один из которых направляется (вручается) лицензиату, а другой - хранится в лицензионном деле лицензиата. В случае необходимости лицензирующий орган выдает заверенную им копию документа, подтверждающего наличие лицензии, на основании письменного заявления лицензиата в течение 7 дней с даты получения заявления. 12. Информация, относящаяся к осуществлению лицензируемой деятельности, предусмотренная пунктом 2 статьи 6 и пунктом 1 статьи 14 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", размещается в официальных информационных ресурсах лицензирующего органа в течение 15 дней с даты: а) официального опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемой деятельности; б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении или переоформлении лицензии, приостановлении или возобновлении действия лицензии; в) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии; г) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации либо о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. 13. Проверка соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности проводится лицензирующим органом с учетом требований Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". 14. Принятие лицензирующим органом решений о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), приостановлении и возобновлении ее действия, переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, а также ведение реестра лицензий и предоставление содержащихся в нем сведений осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". 15. За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии и за ее предоставление, а также за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Приложение к Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов Перечень работ и услуг, выполняемых при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов 1. Получение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". 2. Использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". 3. Переработка воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". 4. Хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", за исключением хранения веществ на объектах, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом. 5. Транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". 6. Уничтожение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". 7. Использование (эксплуатация) оборудования, работающего под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия. 8. Получение расплавов черных и цветных металлов и сплавов на основе этих расплавов. 9. Ведение горных работ, работ по обогащению полезных ископаемых, а также работ в подземных условиях. Приложение 2 О ПРИМЕНЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые Правила применения технических устройств на опасных производственных объектах. 2. Возложить на Федеральный горный и промышленный надзор России координацию и контроль за деятельностью по применению технических устройств на опасных производственных объектах. 3. Установить, что федеральные органы исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять в пределах своих полномочий отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, принимают решения о применении технических устройств иностранного производства на подведомственных опасных производственных объектах на основании соглашений, заключенных в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 г. N 779 "О федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном в области промышленной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст.3775). ПРАВИЛА применения технических устройств на опасных производственных объектах. 1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", устанавливают порядок и условия применения технических устройств, в том числе иностранного производства, на опасных производственных объектах, обязательные для выполнения всеми юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, осуществляющими проектирование, изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт указанных устройств или эксплуатацию опасных производственных объектов, а также федеральными органами исполнительной власти, Российской академией наук, и регулируют отношения, возникающие в этой сфере деятельности. 2. Технические устройства, предназначенные для применения на опасных производственных объектах, должны: соответствовать требованиям промышленной безопасности, а также иметь соответствующий сертификат установленного образца; быть изготовлены организациями, имеющими лицензию на осуществление данного вида деятельности, выданную Госгортехнадзором России. 3. Различные виды (типы) технических устройств до начала их применения на опасных производственных объектах должны пройти приемочные испытания. Приемочные испытания технических устройств, предназначенных для применения на опасных производственных объектах, проводятся приемочной комиссией, осуществляющей свою деятельность в установленном порядке. 4. Правила проведения сертификации технических устройств устанавливаются Госстандартом России совместно с Госгортехнадзором России. 5. Средства измерений, входящие в комплект технического устройства, предназначенного для применения на опасном производственном объекте, должны иметь сертификаты об утверждении типа средств измерений. 6. Перечень технических устройств, предназначенных для применения на опасных производственных объектах и подлежащих сертификации, разрабатывается и утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. 7. На основании результатов проведенных приемочных испытаний и сертификата соответствия требованиям промышленной безопасности Госгортехнадзор России выдает разрешение на применение конкретного вида (типа) технического устройства. 8. При несоответствии технических устройств иностранного производства отдельным требованиям промышленной безопасности, действующим в Российской Федерации, организация-изготовитель (поставщик) представляет рекомендации по проведению дополнительных мероприятий, обеспечивающих безопасность применения таких технических устройств. Решение о возможности применения указанных технических устройств на опасных производственных объектах с учетом заключения экспертизы промышленной безопасности принимает Госгортехнадзор России, а также федеральные органы исполнительной власти в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1540 "О применении технических устройств на опасных производственных объектах". 9. Технические устройства, предназначенные для применения на опасных производственных объектах, в течение всего срока их использования подлежат техническому обслуживанию организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности, выданную Госгортехнадзором России. Объем и сроки проведения профилактических работ для поддержания технического устройства в исправном состоянии определяются в технической документации на данное устройство. Организацию и контроль за проведением работ по техническому обслуживанию указанных устройств осуществляет организация, эксплуатирующая опасный производственный объект. 10. В технической документации на техническое устройство, в том числе иностранного производства, предназначенное для применения на опасном производственном объекте, организация-изготовитель (поставщик) указывает условия и требования безопасной эксплуатации, методику проведения контрольных испытаний (проверок) этого устройства и его основных узлов, ресурс и срок эксплуатации, порядок технического обслуживания, ремонта и диагностирования. 11. Изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, предназначенных для применения на опасном производственном объекте, производятся организациями, имеющими лицензию на осуществление указанных работ, выданную Госгортехнадзором России. 12. К эксплуатации и обслуживанию технических устройств, предназначенных для применения на опасных производственных объектах, допускаются лица, прошедшие соответствующее обучение и имеющие документы установленного образца. Приложение 3 Правила экспертизы декларации промышленной безопасности. Правила экспертизы декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее - Правила экспертизы) определяют порядок осуществления экспертизы и требования к оформлению заключения экспертизы декларации промышленной безопасности. Правила экспертизы предназначены для организаций, осуществляющих экспертизу деклараций промышленной безопасности, органов Госгортехнадзора России, а также организаций, проектирующих или эксплуатирующих опасные производственные объекты, подлежащие декларированию. Данные Правила разработаны с учетом нормативных документов Госгортехнадзора России. Настоящие Правила обязательны при проведении экспертизы декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта, разработанной: в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта; для действующего опасного производственного объекта. Основные определения В целях настоящих Правил экспертизы применяются следующие определения: Авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ (ст.1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 г.). Экспертиза декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта (далее - экспертиза декларации) - оценка соответствия декларации промышленной безопасности нормам и правилам промышленной безопасности, результатом которой является заключение экспертизы. Заключение экспертизы на декларацию промышленной безопасности опасного производственного объекта (далее - заключение экспертизы) - документ, содержащий обоснованные выводы о соответствии или несоответствии декларации промышленной безопасности требованиям норм и правил промышленной безопасности. Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта (далее - декларация) - документ, в котором представлены результаты всесторонней оценки риска аварии, анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварий и по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями норм и правил промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте. Расчетно-пояснительная записка к декларации промышленной безопасности - документ, в котором приведены материалы, обосновывающие оценку риска аварии и достаточность принятых мер по предупреждению аварий. Общие положения Объектом экспертизы является декларация вместе с приложениями - расчетно-пояснительной запиской, информационным листом. Экспертиза проводится с целью установления: · соответствия полноты и достоверности информации, представленной в декларации, требованиям промышленной безопасности; · обоснованности результатов анализа риска аварий на опасном производственном объекте, изложенных в декларации; · достаточности разработанных и/или реализованных мер по обеспечению требований промышленной безопасности. Экспертиза декларации проводится организацией, имеющей лицензию Госгортехнадзора России на проведение экспертизы декларации промышленной безопасности и не участвующей в разработке рассматриваемой декларации и приложении к ней. Экспертиза деклараций в части предупреждения, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, проводится организацией, имеющей заключение МЧС России и не участвующей в разработке рассматриваемой декларации и приложении к ней. Порядок осуществления экспертизы декларации Декларация и приложения к ней оформляются в установленном порядке и представляются заказчиком в экспертную организацию. Процесс экспертизы декларации определяется Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России 6.11.98 г. N 64 и зарегистрированными Минюстом России 8.12.98 г. N 1656. Результатом проведения экспертизы является заключение экспертизы, которое оформляется в соответствии с требованиями, изложенными в главе V настоящих Правил. Заказчик экспертизы после получения положительного заключения экспертизы представляет его в заинтересованные организации в соответствии с порядком, изложенным в главе VI настоящих Правил. Требования к заключению экспертизы Требования к оформлению заключения экспертизы определяются в главе V Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России 6.11.98 г., регистрационный N 64 и зарегистрированных Минюстом России 8.12.98 г., регистрационный N 1656. Дополнительно в вводную часть заключения экспертизы включаются сведения об организации, разработавшей декларацию. Заключение экспертизы должно быть конкретным, объективным, аргументированным и доказательным. Формулировки выводов должны иметь однозначное толкование. Замечания к декларации, выявленные по результатам экспертизы, должны сопровождаться ссылками на требования норм и правил промышленной безопасности. Результаты проведенной экспертизы должны содержать оценку каждого структурного элемента декларации и приложений к ней с указанием наименования и номера структурного элемента. Заключительная часть заключения экспертизы должна включать выводы с обязательной оценкой: · соответствия полноты и достоверности информации, представленной в декларации, требованиям промышленной безопасности; · обоснованности результатов анализа риска аварий на опасном производственном объекте, изложенных в декларации; · достаточности разработанных и/или реализованных мер по обеспечению требований промышленной безопасности. При оценке соответствия полноты и достоверности информации, представленной в декларации, требованиям промышленной безопасности необходимо учитывать требования к составу и содержанию сведений, которые должны представляться в декларации, а также фактическое состояние промышленной безопасности декларируемого объекта. При оценке обоснованности результатов анализа риска аварий необходимо учитывать: · обоснованность применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчета; · правильность и достоверность выполненных расчетов по анализу риска, а также полноту учета всех факторов, влияющих на конечные результаты; · вероятность реализации принятых сценариев аварий и возможность выхода поражающих факторов этих аварий за границу санитарно-защитной (или охранной) зоны опасного производственного объекта, а также последствий воздействия поражающих факторов на население, другие объекты, окружающую природную среду; · достаточность мер предотвращения постороннего вмешательства в деятельность опасного производственного объекта, а также противодействия возможным террористическим актам. Порядок представления заключения экспертизы Заключение экспертизы вместе с декларацией и приложениями к ней (информационный лист и расчетно-пояснительная записка) представляется заказчиком экспертизы для регистрации, рассмотрения и утверждения в центральный аппарат Госгортехнадзора России: · при величине отношения количества опасного вещества на декларируемом объекте к предельному количеству этого опасного вещества (указанному в приложении 2 к Федеральному закону от 21.07.99 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов") более 10. Копия заключения экспертизы представляется в территориальный орган Госгортехнадзора России; · в случаях, когда заказчиком экспертизы является иностранная организация; · по распоряжению Начальника Госгортехнадзора России или его заместителей. Решение об утверждении заключения декларации промышленной безопасности в центральном аппарате Госгортехнадзора России и территориальном органе Госгортехнадзора России принимается с учетом заключения МЧС России (при величине отношения количества опасного вещества на декларируемом объекте к предельному количеству этого вещества более 10) и заключения органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации (при величине отношения количества опасного вещества на декларируемом объекте к предельному количеству этого вещества менее 10). Копии утвержденного экспертного заключения и декларации промышленной безопасности направляются заказчиком экспертизы соответственно в МЧС России и орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации. В иных случаях заключение экспертизы вместе с декларацией и приложениями к ней представляется для регистрации, рассмотрения и утверждения в территориальный орган Госгортехнадзора России. Представление заключения экспертизы (вместе с декларацией и информационным листом) в заинтересованные организации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.99 г. N 526 "Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов". Правилами экспертизы декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов определяется порядок осуществления экспертизы и требования к оформлению заключения экспертизы декларации промышленной безопасности. Правила экспертизы предназначены для организаций, осуществляющих экспертизу деклараций промышленной безопасности, органов Госгортехнадзора России, а также организаций, проектирующих или эксплуатирующих опасные производственные объекты, подлежащие декларированию. Правила обязательны при проведении экспертизы, разработанной: в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта; для действующего опасного производственного объекта. Объектом экспертизы является декларация вместе с приложениями - расчетно-пояснительной запиской, информационным листом. A |
|
© 2000 |
|