РУБРИКИ |
Место, роль и функции региональных и местных структур МЧС в системе управления |
РЕКЛАМА |
|
Место, роль и функции региональных и местных структур МЧС в системе управленияМесто, роль и функции региональных и местных структур МЧС в системе управленияМинистерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Академия гражданской защиты Кафедра: Социальных наук Учебная дисциплина: Система государственного управления Контрольная работа Место, роль и функции региональных и местных структур МЧС в системе управления Исполнил: ИВАНОВ Иван Иванович учебная группа 666 Новогорск 2000 ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Введение……………………………………………………………………………..3 2.1 Основные задачи МЧС Республики Мордовия……………………………..10 2.2 Основные функции МЧС Республики Мордовия…………………………..12 В В Е Д Е Н И Е Ежегодно в Российской Федерации имеется достаточно масштабных
чрезвычайных ситуаций техногенного, экологического, природного характера. МЧС выступило в роли мозгового управляющего и организующего центра. МЧС России организовывало экспедиции в Республику Тува во время
эпизоотии крупного рогатого скота, в республику Армения - для участия в
подавлении основных очагов пожара на складе боеприпасов, а позже во Наиболее тяжелыми были чрезвычайные ситуации, связанные с
радиационной аварией на химкомбинате в сибирском г. Томске, пожаром на
заводе двигателей Камского автозавода, авариями на нефтепроводах в 2. МЕСТО, РОЛЬ И ФУНКЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ СТРУКТУР МЧС В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ В жизни современного человечества все большее место занимают заботы, связанные с преодолением кризисных явлений, возникающих по ходу развития земной цивилизации. На современном этапе подобные явления стали более частыми, масштабными и опасными. Их последствия стали рассматривать как чрезвычайные ситуации. Поэтому важной государственной функцией являлась и является защита населения и национального достояния от последствий чрезвычайных ситуаций. Долгое время эту функцию выполняла система гражданской обороны. В основном она была нацелена на решение задач военного времени, рассматривая свое участие в борьбе с авариями и стихийными бедствиями как дополнительную задачу. И лишь в 1987 году на нее были официально возложены задачи мирного времени. Однако на практике действия ГО в крупномасштабных чрезвычайных
ситуациях мирного времени оказались недостаточно эффективными. Созданный в
ноябре 1991 года Государственный комитет РФ по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС) и
в последствие (в 1994 г.) переименованный в МЧС Российской Федерации,
возглавил созданную в апреле 1992 г. постановлением Правительства РФ Объединив усилия ведомств и территорий в единую систему, мы получили возможность решать проблему безопасности населения и производств комплексно, путем проведения единой государственной политики в этой области. Возложенные на РСЧС официальные задачи и анализ ее реальной роли в ЧС различного происхождения позволяют сделать вывод о том, что эта роль сводится к трем целевым функциям системы: - предупреждение возникновения ЧС; - снижение потерь и ущерба от ЧС; - ликвидация последствий ЧС. Если удается в достаточной степени выполнить эти целевые функции, государственная, общественная потребность в РСЧС будет удовлетворена. РСЧС объединила органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В настоящее время созданы территориальные и функциональные подсистемы Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных
подсистем РСЧС определены положениями о них, утвержденными руководителями
соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от ЧС, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения. Несколько слов следует сказать о структуре РСЧС. На первом этапе
создания системы стояла задача, объединяя необходимые для противодействия Поэтому настоящая структура - от данности, в ней объединено то, что существовало в стране на тот момент пригодного для борьбы с ЧС. С накоплением опыта, с ростом авторитета РСЧС появилась возможность некоторой ее структурной перестройки: более четкого, с одной стороны, разделения предназначений подсистем, с другой - их интеграции в единый организм, где все составные части работают слаженно. Не секрет, что в значительной степени при построении РСЧС использовалась структура системы гражданской обороны. Сохранился и присущий ей производственно-территориальный принцип построения. В этих условиях возникла проблема места гражданской обороны в РСЧС. Федеральным законом “О гражданской обороне” установлено, что ГО организуется в целях защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Ясно, что несмотря на некоторые отличия в решении задач мирного времени или военного времени, иметь две раздельные системы нецелесообразно, поскольку все эти задачи решаются, в основном, одними теми же методами и средствами. Единая система должна полностью наследовать международный юридический статус, опыт и возможности ГО, а также воспринять государственные полномочия и расширенный круг задач РСЧС. Понятийные противоречия могли бы быть сняты новым названием системы Основными направлениями совершенствования и развития РСЧС в последние годы являются: - создание единой нормативно-правовой базы системы; - развитие системы управления и укрепление ее органов; - усиление научно-методического и информационного обеспе-чения системы; - укрепление сил системы; - совершенствование материальной базы системы; - повышение уровня подготовки руководящих работников, специалистов - расширение и укрепление связи РСЧС с органами государственной власти, органами местного самоуправления, производственно-хозяйственными структурами, общественными организациями и населением России, также зарубежных стран. Если говорить об уровнях РСЧС, то к федеральному уровню относятся органы управления, силы и средства центрального подчинения, действия и использование которых непосредственно координирует МЧС России, а также органы управления, силы и средства, непосредственно подчиненные федеральным органам исполнительной власти. Региональный уровень РСЧС образован вследствие районирования России по
девяти регионам (7 - после образования Сибирского региона). В составе РСЧС
образованы Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Приволжский, Основным органом управления, ответственным за функционирование сил и средств подсистем РСЧС на территории региона, является соответствующий региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Основное предназначение регионального центра - координация деятельности территориальных органов исполнительной власти, организаций их взаимодействия при работах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Регионы, в основном, образованы в границах военных округов. За истекший период статус центров, их задачи и принципы деятельности прошли некоторую практическую апробацию. В целом их становление состоялось, но нерешенных проблем еще много. Основные трудности в деятельности центров были связаны с отсутствием на региональном уровне государственных органов управления, на которые они могли опираться. Сейчас осуществляется тенденция объединения республик, краев и областей в ассоциации и другие союзы на основе экономического сотрудничества. Во главе таких объединений становятся коллегиальные органы управления, с опорой на которые и возможна работа региональных центров. Таким образом, наиболее реальным в настоящее время способом преодоления упомянутых трудностей является создание при коллегиальных органах экономического сотрудничества территорий региональных советов по чрезвычайным ситуациям. Органы управления ГОиЧС включены в состав соответствующих органов исполнительной власти. Это расширяет их возможности и упрощает руководство силами РСЧС со стороны начальников гражданской обороны. По ходу стабилизации структуры органов федеральной исполнительной власти проведена реорганизация и целесообразная унификация их органов управления, занимающихся вопросами ГОиЧС. Следует еще раз подтвердить действенность института начальников гражданской обороны, дающему нашей системе вертикаль соподчиненности и содействующему целесообразной централизации управления. Все руководство гражданской обороной и РСЧС (гражданской защиты) в мирное и военное время осуществляется через МЧС России. К территориальному уровню относятся органы исполнительной власти, силы и средства территориальных подсистем РСЧС с элементами функциональных подсистем, дислоцированных на этих территориях. Местный уровень - охватывает территорию района, города (района в городе), а объектовый - территорию предприятия, учреждения и организации. Основным органом управления, ответственным за противодействие чрезвычайным ситуациям на соответствующей территории, является комиссия по чрезвычайным ситуациям соответствующего органа исполнительной власти. Комиссия как коллегиальный орган объединяет в себе ответственных представителей местных ведомств, что позволяет заблаговременно реализовывать меры по предупреждению ЧС, а в чрезвычайных условиях - оперативно мобилизовывать ресурсы соответствующих территорий и эффективно ликвидировать чрезвычайные ситуации. Комиссии возглавляются заместителями органов исполнительной власти. Рабочими органами этих комиссий являются министерства, комитеты, управления, отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Эти органы, являющиеся основными органами повседневного управления, функционируют на всех уровнях, вплоть до сельского района включительно. На примере деятельности органов управления территориальной подсистемы МЧС Республики Мордовия осуществляет свою деятельность: а) под руководством МЧС России по вопросам: формирования и установления основ федеральной политики и федеральных
программ в области гражданской обороны; подготовки проектов федеральных законов. Указов Президента Российской 2.1 Основные задачи МЧС Республики Мордовия: разработка предложений по реализации государственной политики в
области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, участие в установленном порядке в реализации принятых по ним
решений; планирование, разработка и осуществление мероприятий по гражданской
обороне и контроль за их выполнением на территории Республики Мордовия; организация оповещения и информирования населения республики о
приведении в готовность системы гражданской обороны, об угрозе нападения
противника и применения им средств массового поражения; организация подготовки населения, должностных лиц и формирований
республиканской территориальной подсистемы РСЧС по гражданской обороне, по
вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; организация и осуществление на территории Республики Мордовия
государственного надзора и контроля за выполнением установленных требований
по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных
ситуаций, готовностью органов повседневного управления, сил и средств
республиканской территориальной подсистемы РСЧС к проведению поисково-
спасательных, аварийно-спасательных и других неотложных работ при
возникновении чрезвычайных ситуаций; участие в разработке и реализации мероприятий по обеспечению выживания
населения в условиях военного времени, организация работы по обеспечению
органов повседневного управления, сил и средств республиканской
территориальной подсистемы РСЧС страховым фондом документации на объекты
повышенного риска (потенциально опасные объекты) и объекты систем
жизнеобеспечения населения; участие в планировании и организации работы по декларированию
безопасности объектов повышенного риска (потенциально опасных объектов),
дача заключений по лицензированию потенциально опасных объектов в области
гражданской обороны, участие в работе по проведению экспертизы при
проектировании и строительстве объектов;
организация подготовки населения по гражданской обороне и действиям их в
чрезвычайных ситуациях; участие в планировании, организации, обеспечении и проведении
эвакомероприятий совместно с органами исполнительной власти Республики 2.2 Основные функции МЧС Республики Мордовия МЧС Республики Мордовия в соответствии с возложенными на него задачами
осуществляет следующие основные функции: организует и контролирует выполнение мероприятий в области гражданской
обороны; организует работу по созданию, размещению, подготовке и оснащению сил
гражданской обороны, республиканской территориальной подсистемы РСЧС, в том
числе сил постоянной готовности; организует взаимодействие органов исполнительной власти Республики Важнейшую роль в процессе управления всеми видами деятельности играет система информации, а также автоматизация этих процессов. В настоящее время в РСЧС создана и совершенствуется автоматизированная информационно- управляющая система (АИУС). Как бы не велика была роль системы управления в эффективном функционировании РСЧС, решающее значение для успеха дела имеют силы - те специалисты и формирования, которые непосредственно выполняют конкретные практические задачи. В настоящее время силы РСЧС представляют собой сложный конгломерат формирований различного статуса, назначений, принадлежности и возможностей. В этой связи ближайшая задача - упорядочить их пока нестройные ряды, определить их оптимальный состав по предназначению и количеству, понять профессиональный уровень, оснастить необходимыми техническими средствами и имуществом, обеспечить высокую управляемость и эффективность действий. Гражданские формирования гражданской обороны, организуемые на
нештатной основе на базе различных производственно-хозяйственных структур,
показали свою недееспособность. Основная причина этого -
незаинтересованность людей участвовать в этих формированиях, а предприятий Однако отказываться от этого вида сил, привлекающего в ряды функционеров РСЧС значительное число граждан, преждевременно. Поэтому законодательно подтверждена их необходимость. Основной мерой по повышению дееспособности гражданских формирований ГО следует считать дальнейшее внедрение стимулов и льгот для бойцов формирований и предприятий, выделяющих людей в территориальные формирования. Это должно сопровождаться законодательными мерами по уточнению прав и обязанностей бойцов, командно-начальствующего состава формирований и руководства организаций, учреждений и предприятий любых форм собственности. Важной составляющей частью сил РСЧС являются войска ГО. В интересах Важнейшим элементом сил РСЧС, осуществляющих аварийно-спасательные и другие неотложные работы в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций являются профессиональные противопожарные части, а также аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования министерств и ведомств, организаций и предприятий. Они имеют различную принадлежность и нацелены в соответствии со своим назначением на решение соответствующих профессиональных задач. Идущие в стране процессы сказались на состоянии профессиональных аварийно-спасательных формирований. Примат сиюминутной экономической целесообразности приводит к значительному сокращению численности и снижению объемов закупок необходимого оборудования и снаряжения. Штаты многих формирований укомплектованы не полностью. Ослаблено внимание к подготовке и переподготовке разведчиков-первопроходцев (“сталкеров”), обеспечению готовности формирований. Актуальными остаются проблемы обработки порядка взаимодействия формирований, их технического оснащения и совершенствования квалификационных требований, разработка межотраслевых программ их подготовки. В настоящее время значительным является факт создания в каждой
республике, крае и области мобильного аварийно-спасательного отряда,
являющихся основными оперативно-тактическими звеньями РСЧС. Эти отряды
напрямую подчиняются органам управления соответствующих администраций, то
есть являются территориальными формированиями, имеющими высокую готовность. Как известно, при переходе страны на путь устойчивого и стабильного социально-экономического развития весьма важное значение приобретает выработка правильной стратегии целенаправленного управления техногенными, природными и экологическими рисками и их снижения до приемлемых научно обоснованных уровней. В настоящее время делаются лишь первые шаги в разработке такой стратегии, формулируются ее концептуальные основы (задачи и принципы государственной стратегии снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций). Функциональные задачи по управлению рисками, реализуемые на территориальном и местном уровнях в субъектах РФ, сводятся к:: - анализу и комплексной оценке рисков, построению карт полей потенциальных опасностей и риска для территорий республик, краев, областей и регионов; - разработке и реализации системы мер и действий по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и смягчению их последствий; - адекватному реагированию на возникновение опасностей, выработке и принятию научно обоснованных и оправданных с социально-экономической точки зрения решений по управлению техногенными, природными и экологическими рисками. Функциональные задачи, решаемые на объектовом уровне управления рисками, связаны с анализом и оценкой уровней риска на определенных объектах, а также предупреждением и ликвидацией последствий аварий, катастроф, опасных природных явлений, экологических бедствий и т.п. На этой иерархической ступени управления при анализе и оценке техногенного риска определяются вероятности возникновения и развития аварий и катастроф, условия формирования поражающих факторов, а также математическое ожидание ущерба (гибели людей, разрушений, материальных потерь и т.д.), обусловленного воздействием поражающих факторов. Анализ и оценка природного риска предусматривает расчет вероятностей возникновения и развития опасных природных явлений и стихийных бедствий, а также математического ожидания возникающего при них непосредственного ущерба. В число функциональных задач для рассматриваемого уровня управления также входит разработка и реализация адекватных мер по снижению рисков и уменьшению ущерба. Важным средством повышения эффективности всей системы управления является рост уровня подготовки руководящих работников, специалистов РСЧС, личного состава аварийно-спасательных формирований и качественное обучение населения. В составе РСЧС создана и продолжает развиваться система подготовки граждан страны к действиям в чрезвычайных ситуациях. Поскольку в эту систему входят элементы различной ведомственной и территориальной принадлежности, для нее весьма актуальна проблема организационного и методического единства. Важную роль в обеспечении такого единства играет аттестационная комиссия. В результате мы должны добиться, чтобы каждая из трех категорий граждан - население, не занятое в сфере производства и обеспечения, должностные лица, по мере необходимости участвующие в решении задач РСЧС в своей сфере, и, наконец, специалисты РСЧС - прошли полный, соответствующий каждой категории, цикл подготовки. З А К Л Ю Ч Е Н И Е Проблема предотвращения возникновения катастроф, смягчения их последствий и ликвидации весьма актуальна сегодня не только для России, но и для всего человечества. Это обусловлено ежегодным увеличением количества, масштабов катастроф, ростом людских и материальных потерь, которое несет человечество, что сдерживает развитие цивилизации, а в некоторых случаях ставит под угрозу существование человечества. Поэтому современное понимание безопасности граждан значительно расширилось и включает надежное представление необходимых им условий для жизни, развития и самовыражения, гарантий гражданских прав и социальной защищенности. Как показывает анализ, обеспечение безопасности в ЧС может быть осуществлено разными путями. Наиболее эффективный из них - снижение вероятности возникновения, уменьшение возможных масштабов и тяжести последствий аварий, природных и природно-техногенных катастроф путем воздействия на потенциальные источники опасности. Оградить население от поражения при авариях, катастрофах можно не только влияя на источники опасности, но и путем рационального размещения потенциально-опасных и иных производств, а также путем четкой планировки и застройки городов и других населенных пунктов. На определенном уровне управления усилиями человека, общины, государства, мирового сообщества можно предотвратить возникающие катастрофы или смягчить их последствия, осуществить ликвидацию последних. В этом направлении проделана значительная работа как в России, так и в странах мирового сообщества, создано необходимое правовое поле в этой области. Мы должны быть уверены в том, что дальнейший научный поиск поможет человечеству найти способ решить глобальные проблемы, несущие угрозу его существованию, что управление рисками катастроф будет постоянно совершенствоваться. Л И Т Е Р А Т У Р А 1. Шойгу С.К. Катастрофы и государство, М: Энергоатомиздат, 1997 г. 2. Федеральные законы: «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г.; «О гражданской обороне» № 28-ФЗ, 1998 г. 3. Положение о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 1113 от 5 ноября 1995 г. 4. Жинкина И.Ю. Стратегия безопасности России, проблемы формирования понятийного аппарата, М.: Российский научный фонд, 1995 г. 5. Шабров О. Анализ систем на пороге ХХI века: теория и практика, М.; 1996 г. 6. Материалы первой Всероссийской научно-практической конференции, г. Суздаль, 25-27 мая 1993 г., М.: ГКЧС России, 1993 г. 7. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий РФ от ЧС природного и техногенного характера. М.: МЧС России, 1995 г. |
|
© 2000 |
|