РУБРИКИ

Лекции по БЖД

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Лекции по БЖД

Лекции по БЖД

Лекции по БЖД

БЖД – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека и окружающей среды.

История возникновения научной и учебной дисциплины. Объекты и цели.

Гиппократ: “здоровье человека зависит от образа жизни и среды обитания”.

Плиний: проблемы качества образа жизни; исследовал влияние пыли на здоровье человека.

Парацельс (1493-1551гг.) – родоначальник фармакологии.

Б.Ромаццини ( конец XVII – начало XVIII в.) работал в области металлургии; описал проф. заболевания; заметил, что существует определённая связь между характером труда и здоровьем человека.

Бенджамин Франклин изобрел молниеотвод.

Ломоносов: исследовал условия работы “горных людей”, “Работа об условиях движения вольного воздуха”( устройство вентиляции).Петров – изобретатель батареи постоянного тока (1801 г.); разрабатывал средства защиты от электрического тока; изобрёл изоляцию.

В начале XX в. стала формироваться русская школа безопасности ( Кипричев и др.). В России появились курсы безопасности, тогда же появился термин “техника безопасности”.

Сеченов: “Физиология труда”, в ней он рассматривает нагрузки, обосновывает восьмичасовой рабочий день.

Эрисман: “Руководство по гигиене”.

В 1965 г. был введен предмет “охрана труда” в ВУЗах, а также читались курсы “Охрана окружающей среды”, “Гражданская оборона” – предпосылки для создания единого учения. В 90-х годах появилась дисциплина БЖД. Основная цель – выработка общих правил, закономерностей безопасности.

Основные термины и определения.

Опасными могут быть все объекты, которые содержат энергию (любые явления) или опасные вещества.

Объект изучения дисциплины БЖД – комплекс явлений и процессов в системе “Человек- Среда обитания” негативно действующих на человека и среду обитания.

Цель изучения – получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях жизненного цикла.

Опасность- Явления, процессы, объекты, свойства объектов, которые в определенных условиях способны наносить вред жизнедеятельности человека. Сама опасность обусловлена неоднородностью системы “Человек - Окружающая среда” и возникает, когда их характеристики не совпадают.

Остаточный риск- свойство систем, объектов быть потенциально опасными.

Безопасность – свойство систем “Человек – Машина - Среда ” сохранять при функционировании в определенных условиях такое состояние, при котором с заданной вероятностью исключаются происшествия, обусловленные воздействием опасности на незащищенные компоненты систем и окружающую природную среду, а ущерб при этом от энергетических и материальных выбросов не превышает допустимого.

Признаки опасности.

Угроза для жизни.

Возможность нанесения ущерба здоровью.

Возможность нарушения нормального функционирования экологических систем.

Источники формирования опасности.

сам человек, его труд, деятельность, средства труда;

окружающая среда;

явления и процессы возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой.

В БЖД существуют 2 понятия:

ноксосфера (“ноксо”(лат.)- опасность);

гомосфера (сфера, в которой присутствует человек).

Опасность реализуется на пересечении этих 2 сфер.

Принципы БЖД

ориентирующая (общее направление поиска);

организующая (организация рабочего дня);

управленческий (контроль за соблюдением норм, ответственность);

технический (направлен на реализацию защитных средств технических устройств).

К ориентирующим принципам можно отнести учет человеческого фактора, принцип нормирования, системный подход.

К управленческим – стимулирование, принцип ответственности, обратных связей и другие.

К организационным - принцип рациональной организации труда, зонирования территорий, принцип защиты времени (ограничение пребывания людей в условиях, когда уровень вредных воздействий находится на грани допустимого).

К техническим – принципы, которые предполагают использование конкретных технических решений для повышения безопасности: принцип защиты количеством (например, максимальное снижение вредных выбросов), принцип защиты расстоянием (воздействие вредного фактора снижается вследствие увеличения расстояния), защитное заземление, изоляция, ограждения, экранирование, герметизация, принцип слабого звена (использование его в системах, работающих под давлением: разрывные мембраны, скороварки и т.д.).

Все эти принципы взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Методы обеспечения БЖД:

А–методы – разделение гомосферы и ноксосферы (работа с радиоактивными веществами, испытание авиа. двигателей);

Б-методы – нормализация ноксосферы (снижение уровня негативных воздействий, привести её характеристики до возможных);

В-методы – приведение характеристик человека в соответствие с характеристиками ноксосферы (приспособление человека, профессиональный отбор, тренировка, обучение, снабжение человека эффективными средствами защиты);

Г-методы – комбинирование А,Б,В методов.

Средства обеспечения БЖД:

средства коллективной защиты (СКЗ);

средства индивидуальной защиты (СИЗ).

СКЗ классифицируются в зависимости от опасных и вредных факторов, от которых они защищают (от вибрации, шума, ионизирующих излучений).

СИЗ – в зависимости от защищаемых органов человека (скафандры, противогазы, респираторы, шлемы, маски, рукавицы, резиновые коврики и т.д.), применяются тогда, когда нет других средств защиты. Приспособления для организации безопасности: лестницы, трапы, леса, люки.

Аксиомы БЖД:

Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна.

Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие её максимальной эффективности.

Все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском.

Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека и биосферу.

Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

Экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

Допустимые значения техногенных негативных воздействий обеспечивается соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим система, технологиям, а также применениям систем экобиозащиты (экобиозащитной техники).

Системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля режима работы.

Безопасная и экологичная эксплуатация технических средств и производств реализуется при соответствии квалификации и психофизических характеристик оператора требованиям разработчика технической системы и при соблюдении оператором норм и требований безопасности и экологичности.

Этапы решения конкретных задач безопасности:

идентификация (подробный анализ) опасностей, присущих каждой конкретной деятельности;

разработка мероприятий по защите человека и среды обитания от выявленных опасностей;

разработка мер ликвидации последствий реализации опасности.

ТЕМА: Негативные воздействия в системе “Человек – Среда обитания”.

Виды негативных воздействий в системе “Человек – Среда обитания”.

Таксономия опасностей – перечень по алфавиту всех опасностей.

Опасности:

по происхождению:

природные,

техногенные,

экологические,

смешанные;

по времени проявления:

импульсные (проявляются мгновенно, напр., опасность поражения эл. током ),

кумулятивные (накапливающиеся , напр., проживание в местности повышенного радиоактивного воздействия);

по локализации:

литосферные ( землетрясение, извержение вулканов);

гидросферные;

атмосферные (озоновые дыры);

космические (солнечные циклы).

Виды, источники и уровни негативных производственной и бытовой среды.

Опасный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или резкому ухудшению здоровья (эл. Ток, ионизирующие излучения и т.д.).

Вредный фактор – фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности.

Факторы:

в зависимости от характера воздействия:

активные (сами носители энергии);

активно-пассивные (энергетическая причина тоже имеет место, напр., угол стола – человек может об него удариться);

пассивные (действуют опосредствованно, напр., коррозия металлов, старение материалов).

в зависимости от энергии, которой обладают факторы:

физические (излучения, шумы);

химические;

биологические (хищники, паразиты);

психофизиологические.

Понятие “риск”. Определение риска.

Аналитический риск выражает частоту реализации опасностей по отношению к их возможному числу:  Лекции по БЖД

Факторы риска. Классификация риска.

Фактор (лат. – движущая сила) – существенное обстоятельство в каком-либо процессе или явлении.

Фактор риска – фактор, не являющийся причиной реализации опасности, но увеличивающий вероятность её возникновения.

Объект риска - то, что подвергается риску.

Различают след виды рисков:

индивидуальный,

технический,

экологический,

социальный,

экономический,

другие.

Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума.

Ежегодно в США в аварии попадают около 50 млн. человек. Среднестатистическое число жертв около 50 тыс. человек.

Население США 200 млн. человек, индивидуальный риск попасть в аварию 50 тыс./200 тыс.=2.5*10-4.

Приемлемый индивидуальный риск – тот риск, с которым общество готово умереть. За рубежом он колеблется (10-5-10-6)для самых опасных объектов, для объектов не относящихся к категории опасных – (10-7-10-8).

Социальный риск – риск для группы людей, зависимость между частотой реализации опасности и числом жертв.

Социально-приемлемый риск – тот уровень социального риска, с которым общество готово умереть.

ТЕМА: Человек как элемент среды обитания.

Самой общей системой (высшего иерархического уровня) является система “Человек-Среда обитания”(Ч-СО).

Наиболее важная подсистема, которую рассматривает БЖД является “Человек-Окружающая среда”(Ч-ОС).

Далее – “Человек-Машина”(Ч-М);

“Человек-Машина-Производственная среда” и т.д.

Центральным элементом всех систем БЖД является человек, поэтому человек играет троякую роль:

объект защиты,

объект обеспечения безопасности,

источник опасности.

Высокая цена ошибки оператора – до 60% несчастных случаев происходит по вине человека.

Система защиты. Человек как биологическое существо.

Выделим основные системы защиты:

системы покровных тканей (кожа, слизистая оболочка),

иммунная система,

система обеспечения постоянства внутренней среды организма (гомеостаз(ис))

система терморегуляции,

система регуляции частоты сердечных сокращений,

- кровяного давления.

Когда возможности гомеостаза нарушены, т.е. когда характеристики человека не совпадают с характеристиками окружающей среды, то возможно:

снижение работоспособности (тонуса, жизнедеятельности),

развитие заболеваний,

травматизм,

смерть.

Идентификация опасностей эрготических систем.

Эргон означает работа.

Эрготические системы человек создает в процессе труда для получения конечного результата. Об эрготических системах говорят когда нужно измерить нагрузки на человека..

Эрготические системы могут быть подразделены в зависимости от целей которые достигаются в процесе труда:

- на производственные ЭС;

- транспортные ( перевозка людей и грузов);

- информационные.

По степени разделения функций между человеком и машиной ЭС подразделяются на:

- энергетические;

- управляющие;

- информационные.

Самый низший, первый уровень эрготических систем это связь энергетической и управляющей функции воздействующей на человека.

Более высокий уровень ЭС, когда энергетическая функция действует на машину , а управляющая на человека.

Высший уровень - уровень автоматизации, когда энергетическая , управляющая и информационная функции воздействуют на машину.

Нагрузки на человека в ЭС.

1. Физическая и мышечная работа. Виды:

- динамическая работа больших групп мышц;

- динамическая работа малых групп мышц;

- статическая работа мышц. (Это ситуация, когда человек должен работать в определенной позе - атлетическая нагрузка).

Физическая нагрузка измеряется по энергозатратам. Этот метод лег в основу классификации. В зависимости от затрат физический труд делится на: тяжелый, средней тяжести и легкий физ. труд.

2. Умственная нагрузка, энергофизический труд.

3. Стресс - общее напряжение организма.

4. Неблагоприятные факторы окружающей Среды ( высокий уровень шума и д.р.)

План вопросов:

1. Определение идентификации опасностей.

2. Идентификация опасных и вредных факторов.

3. Методы выявления производственных опасностей.

4. Квантификация опасностей.

Идентификация - выявление совпадения чего-то с чем-нибудь.

1. Идентификация опасности означает качественное определение опасности.

2. Квантификация опасности , т.е. ее количественная оценка.

3. Рассмотрение, анализ возможных мероприятий о снижении опасности - идентификация опасности.

4. Выбор того или иного варианта.

Существует два подхода идентификации опасностей: 1) ретроспективный и 2) прогностический подход.

Ретроспективный подход основывается на прошлом.

Идентификация опасных вредных факторов включает в себя : а) выявление фактора и его носителя; б) количественная оценка фактора и сравнение его с нормативными значениями .

Рассмотрим систему человек - окружающая среда - машина:

оборуд.

факторы


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.