РУБРИКИ

Как подготовить специалиста: некоторые основные принципы обучения студентов

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Как подготовить специалиста: некоторые основные принципы обучения студентов

Как подготовить специалиста: некоторые основные принципы обучения студентов

Как подготовить специалиста: некоторые основные принципы обучения студентов

В.Тарасов, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой «Защита и действия населения в чрезвычайных ситуациях», МГУ им Ломоносова, ОБЖ № 9 2004 г.

В системе подготовки студентов к действиям в условиях природных, техногенных и социальных чрезвычайных ситуаций центральное место занимает преподаватель. В его задачу входят вооружение обучаемых комплексом знаний, навыков и умений, предусмотренных программой обучения, а также осуществление психологической подготовки к деятельности в условиях различных ЧС. Обучению присущи свои, специфические психолого-педагогические закономерности. Знание их помогает преподавателю правильно определять необходимые пути и средства воздействия на студентов, не допускать механического подхода к учебно-воспитательной работе.

В педагогическом плане обучение — это двусторонне активный процесс взаимосвязанной деятельности преподавателей и студентов. Функции преподавателей здесь многогранны. Они организуют учебную деятельность студентов и руководят ею, в систематическом виде излагают учебный материал и показывают наиболее целесообразные приемы работы. Преподаватели развивают у студентов интерес и другие положительные мотивы учения, формируют у них потребность и привычку самостоятельно приобретать знания, навыки, умения и совершенствовать свое мастерство, проверяют подготовленность обучаемых к самостоятельной деятельности, оценивая их знания, навыки, умения и профессиональные качества.

Решая эти задачи, преподаватель выступает как организатор учебной деятельности студентов. Он воздействует на них словом, показом, примером, отношением. Сила его воздействия возрастает, если в идейно-политическом, нравственном и военно-научном отношениях преподаватель служит образцом для обучаемых. Под влиянием внутренних побуждений и воздействий преподавателя студенты включаются в активную учебную работу: читают, пишут, слушают, наблюдают, обсуждают поставленные вопросы, проводят исследования, выполняют практические действия, анализируют свою работу и т.д. В процессе этого они овладевают соответствующими знания-ми, навыками и умениями. Одновременно у них развивается мышление, закаляются воля и характер, формируются моральная и эмоциальноволевая устойчивость, психологическая готовность к работе в чрезвычайных ситуациях.

Взаимодействие между обучающими и обучаемыми, взаимоотношение между ними являются центральным пунктом любого обучения. Во всех случаях обучение оказывается эффективным, когда воздействия преподавателя на обучаемых соответствуют их познавательным возможностям и характеру деятельности. Такая связь (необходимая, постоянная, двусторонняя), раскрывающая существенные отношения процесса обучения, является его важнейшей закономерностью. Она выражает направленность усилий обучающего и обучаемых, характер их совместной деятельности. Преподаватель же направляет деятельность обучаемых, руководит ею, учитывая при этом задачи и содержание обучения, познавательные возможности, а также мотивы и характер работы студентов.

Установление соответствия в деятельности преподавателя и обучаемых - одна из труднейших педагогических задач. Педагогический процесс подвержен постоянному изменению, поэтому не может иметь полного соответствия. Но соответствие как тенденция, как направленность в совместной работе обучающего и обучаемого вполне достижимо.

Важную роль в обучении студентов играет моделирование реальных условий, использование электронных средств решения поставленных задач.

Современный процесс обучения на кафедре характеризуется насыщенностью его техническими средствами, которые повышают наглядность обучения, позволяют передать студентам полную и точную информацию, развивать и поддерживать у них активность и самостоятельность, осуществлять контроль и самоконтроль, повышают интерес студентов к занятиям, помогают более конкретно воспринимать изучаемый материал, позволяют создать разнообразные учебные ситуации, снижать утомление.

Вместе с тем насыщенность процесса обучения техническими средствами видоизменяет деятельность преподавателя и обучаемых. Студенты на занятиях испытывают на себе влияние техники, от работы которой зависят характер, структура и ритм деятельности обучаемых. Меняются мышление, эмоциональный фон, наст-рой и поведение студентов. По-этому преподаватели кафедры, учитывая психологические процессы у студентов при работе с материальной частью, улавливают малейшие отклонения от нормы в системе «человек - машина» и принимают меры для их устранения.

Большое внимание на кафедрах должно уделяться непрерывному развитию и совершенствованию процесса обучения; обучаемые последовательно продвигаются от незнания к знанию, от неумения к умению, от простого умения к мастерству. Так, студентам читаются лекции по темам программы, на которых они получают определенные теоретические знания, а затем углубляют их в процессе самостоятельной подготовки. В ходе лабораторных работ студенты приобретают практические навыки, совершенствуют свои умения до пределов мастерства. Вместе с этим совершенствуются знания и методическое мастерство преподавателя. Программа подготовки студентов для всех одинакова, а уровень подготовки каждого из них неодинаков. Поэтому оптимальным вариантом обучения будет такой, когда программа меняется параллельно ходу усвоения материала.

При воспитании и обучении студентов следует учитывать, что каждому периоду жизни, каждому возрасту человека присущи свои особенности духовного и физического развития, психического склада. Задача педагога: познать психический склад личности студента, выявить те психические, общие черты, которые отражают психологию группы, раскрыть ее индивидуальные особенности. Успех в обучении может быть достигнут лишь при понимании преподавателем интересов и целей, которые ставит перед собой молодежь, ее стремлений, при учете особенностей духовного и физического развития, психического склада, присущих молодым людям.

Студенты — это молодые люди от 17-18 до 23-25 лет. Этот возраст занимает особое место в жизни человека. Организм молодого человека считается физически зрелым, в этот пери-од заканчивается структурное формирование всей нервной системы и органов чувств. Функциональные физиологические процессы в коре головного мозга очень интенсивны, взаимодействие процессов возбуждения и торможения складывается в определенную индивидуальную систему. Все это обусловливает сложную психологическую структуру студента, его активную мыслительную, эмоциональную и во-левую деятельность.

В то же время процессы возбуждения в силу интенсивности биохимических и физиологических процессов в организме, а также недостаточности жизненного опыта еще преобладают над процессами торможения. Психический склад людей такого возраста сложен и противоречив. Это ведет к тому, что поведение молодых людей не всегда бывает последовательным. В одних условиях они проявляют высокую зрелость, дисциплинированность, а в других - нарушают элементарные нормы поведения. Эти особенности, как физиологические, так и психологические, педагогу надо уловить и использовать.

Важной особенностью любого коллектива, в том числе и студенческого, является взаимовлияние. Находясь постоянно в тесном контакте, студенты дополняют друг друга лучшим, что есть в каждом из них. В коллективе наиболее полно складывается общественное мнение о человеке, о его качествах, рождаются привязанность друг к другу, сплоченность, групповые настроения и чувства, внутриколлективные традиции. Если в коллективе преобладает эмоциональный подъем, царит деловое настроение, сформировано и поддерживается высокоидейное общественное мнение, то налицо его высокая сплоченность, дисциплина. Когда же в коллективе возникают конфликты, берут верх отрицательные групповые настроения, то на успех в его деятельности рассчитывать нельзя. Степень положительного влияния коллектива на личность, его сплоченность во многом зависят от правильного понимания преподавателями сути различных процессов и явлений, возникающих внутри коллектива. Формирование коллектива является сложным процессом.

В воспитании этих качеств первостепенную роль играет преподаватель. От его квалификации в значительной степени зависит состояние всего учебно-воспитательного процесса. Высокий уровень организации обучения и воспитания студентов обеспечивается педагогами, которые обладают высокой культурой, глубоко знают свой предмет и хорошо знакомы со смежными областями науки, практически разбираются в вопросах общей и особенно студенческой психологии, в совершенстве владеют методами преподавания и воспитания.

Задача преподавателя состоит не только в вооружении студентов определенной системой знаний, навыков, специальных умений, но и во всемерном развитии их умственных сил, в формировании общих интеллектуальных умений: самостоятельно добывать новые знания, решать нестандартные задачи, находить оригинальные способы решений, рационально работать с различными источниками информации.

Большое значение в преподавании имеет педагогическое мастерство. Авторитет преподавателя должен быть высоким, но его нужно завоевать упорным, настойчивым трудом. Мы знаем, что наука не-прерывно развивается, каждый день появляется что-то новое. Поток научной информации настолько велик, что даже специальные институты научной информации не успевают ее переработать, донести до читателя. В этом потоке необходимо найти нужное, следить за новым и привносить это новое в лекции. Это требует постоянного поиска, непрерывного творческого труда.

В учебно-воспитательном процессе большое значение приобретает активность студента, его самостоятельная работа. Знания, подлежащие усвоению, уже не могут быть переданы в готовом виде, путем простого сообщения или показа. Они могут быть усвоены лишь в результате выполнения определенной системы действий. Прослушав лекцию пассивно, студент вскоре многое забывает, а когда он активно работает, то знания усваиваются прочнее, глубже.

Практика педагогической работы показывает, что обучение идет быстрее и эффективнее, если студент проявляет интерес к изучаемому предмету; обучение более эффективно, если формы приобретения знаний и навыков таковы, что без труда могут быть перенесены в условия реальной жизни, для которой они предназначены. Другими словами, лучше усваивается то, что нужно в практической деятельности.

Обучение идет быстрее, если студент узнаёт результат каждого своего ответа немедленно, а не только на экзаменах, т.е. важную роль играют текущий контроль знаний, внедрение контролирующих машин, методов тестов, решение летучек. Систематический контроль за подготовленностью студентов к занятиям, а также проверка правильности и полноты усвоения материала, наряду с совершенствованием методики доведения информации, трудно переоценить. Без такого контроля очень сложно добиться, чтобы все студенты работали над учебным материалом активно и постоянно. Регулярный контроль с оценкой знаний дает возможность подводить итоги работы не только студентов, но и преподавателей. Контролируя и оценивая знания студентов, преподаватель получает данные, позволяющие ему анализировать и совершенствовать методику и качество обучения.

1. Этому может помочь создание проблемных ситуаций, что побуждает обучающего мыслить. И экзамен должен идти не на уровне памяти, а на уровне понимания.

2. Важным элементом педагогической деятельности является тщательная общая и непосредственная подготовка к проведению занятий.

3. Современная система обучения должна сочетать все виды обучения при превалирующей, определяющей роли самостоятельной работы. Если слушатель не хочет, то преподаватель не может способствовать усвоению материала.

4. Исходя из сказанного, следует требовать от студента не столько запоминать, сколько думать. Не- обходимо научить его выбрать из потока информации то, что ему нужно.

Рассмотрев выше некоторые основные принципы обучения, в заключение следует сказать, что, используя рекомендации, разработанные современной педагогикой, мы можем более эффективно готовить квалифицированных специалистов по защите населения в различных чрезвычайных ситуациях.

Перед высшими учебными заведениями стоят ответственные задачи по дальнейшему совершенствованию обучения и воспитания специалистов, улучшению качества подготовки кадров в соответствии с современными требованиями научно-технического прогресса и достижениями науки. Выполнению этой задачи способствуют совершенствование учебных планов и программ, повышение качества всех видов занятий, широкое применение технических средств обучения и получения информации.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.school-obz.org/




© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.