РУБРИКИ |
Из истории организаций, оказывающих экстренную медицинскую помощь, в России и других странах. Их настоящее и перспективы развития. |
РЕКЛАМА |
|
Из истории организаций, оказывающих экстренную медицинскую помощь, в России и других странах. Их настоящее и перспективы развития.Из истории организаций, оказывающих экстренную медицинскую помощь, в России и других странах. Их настоящее и перспективы развития.Из истории организаций, оказывающих экстренную медицинскую помощь, в России и других странах. Их настоящее и перспективы развития. От чего как не от первой медицинской помощи зависит подчас, человеческая жизнь и здоровье. История организаций, деятельностью которых в той или иной мере является оказание этой помощи, насчитывает уже несколько веков. Этот опыт не только интересен с исторической точки зрения, но и очень важен для будущего развития медицины в России и в мире. Данная область медицины очень важна, так как нередко при экстренных ситуациях быстрое и профессиональное оказание первой помощи и быстрая транспортировка в больницу имеют решающее значение для здоровья, и значит и для будущей жизни человека, а нередко и для его жизни вообще. В данной работе речь пойдет не только собственно об организациях скорой помощи, являющихся во многих странах, в том числе и в России основной организацией по оказанию скорой помощи, но и о других объединениях и структурах, занимавшихся и занимающихся оказанием такой помощи при авариях, несчастных случаях, военных действиях и других опасных для жизни человека ситуациях. В первой части данной работы будет рассмотрена история, а также некоторые особенности и принципы организации структур, оказывающих скорую медицинскую помощь. А вторая часть работы будет посвящена службам, появившимся в нашей стране недавно, но уже проявившим себя как наиболее перспективная ветвь развития организаций по оказанию медицинской и другой помощи в экстремальных ситуациях. Таким образом, цель данной работы – увидеть, как развивалась в России система оказания скорой медицинской помощи, в каком русле ее развитие происходит сегодня и каковы перспективы этого развития. Эта тема крайне актуальна сегодня в связи с угрожающим жизни людей состоянием многих коммунальных сетей, транспорта, серьезной проблемой терроризма, халатности и многим другим. [pic] Сердечный приступ. Скорая помощь несется по улицам Москвы. I. 1. Скорая помощь — это специальная медико-санитарная организация, оказывающая первую незамедлительную медицинскую помощь при несчастных случаях (ранениях, переломах, ожогах, отравлениях и т. п.), при внезапных, угрожающих жизни заболеваниях (внезапной потере сознания, остро развивающемся расстройстве сердечнососудистой деятельности, дыхания, внутренних кровотечениях и т. п.) и перевозящая в больницы соответствующих больных и пострадавших. Станции скорой помощи не только оказывают скорую помощь на месте происшествия, но и перевозят в больницы всех нуждающихся в срочной госпитализации, например при необходимости безотлагательной операции или немедленного применения лечебных процедур, возможных только в больнице, в случаях патологических родов и т. п. 2. СКОРАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ - вид и система медицинской помощи при угрожающих жизни и здоровью человека состояниях. Оказание экстренной, в том числе специализированной, врачебной помощи на месте происшествия, в пути следования, на дому; доставка по медицинским показаниям больных в стационары. Скорая помощь была впервые создана в 1881 в Вене после грандиозного
пожара театра, сопровождавшегося огромным количеством жертв, затем в Организация скорой помощи была вызвана резким увеличением числа несчастных случаев в связи с ростом городов, механизацией транспорта и промышленности. Появление скорой помощи в России В дореволюционной России скорая помощь была организована в 9 городах, большей частью на благотворительные средства. Первая станция скорой помощи открылась в Варшаве в 1897, затем в Одессе в 1903. В Москве в конце 90х гг. было приобретено несколько карет скорой помощи, которые находились при полицейских управлениях и выезжали с фельдшерами. Перевозка больных была платной. Скорая помощь в Петербурге Организованная «Скорая помощь» появилась в Петербурге в 1898 году,
когда было создано «Общество подачи помощи в несчастных случаях». На 30.300
рублей, отпущенных Красным Крестом, при районных пожарных частях (где
имелись свои конюшни) оборудовали пункты дежурного врача, оснащенные
хирургическим инструментом и носилками. Первоначально, таких пунктов было
пять (при Спасской, Московской, Нарвской, Василеостровской и В 1905 году в Городскую думу предполагалось внести проект открытия 70 пунктов «Скорой помощи» в аптеках города. Для врачей, оказавшихся в толпе и подавших первую помощь, предусматривалась плата в пять рублей из бюджета города. Хотя проект реализован не был, усилия разных ведомств привели к тому, что круг лиц, подготовленных для оказания помощи в экстремальных ситуациях, значительно расширился. По указанию петербургского градоначальника, во всех подведомственных ему учреждениях были вывешены рисунки с изображением приемов первой помощи; медицинские лекции для 200 ревизоров и обер-кондукторов организовала трамвайная комиссия; Министерство путей сообщения было озабочено устройством в поездах купе для заболевших, обслуживать которые должен был кондуктор-фельдшер. На железнодорожных станциях и конечных Павильонах трамвайных линий были оборудованы специальные аптечки. С годами «скорая» обзаводилась техническими новинками: вызов врачебных экипажей осуществлялся по телефону; в 1913 году были приобретены три санитарных автомобиля. Но начавшаяся первая мировая война разрушила эту столь нужную городу службу — тогда не только автомобили, но и конный транспорт был передан для нужд фронта. Возродилась «Скорая помощь» в феврале 1917 года, но на другой основе — и главными ее пациентами тогда стали пострадавшие в уличных политических столкновениях. Скорая помощь после 1917 года Основные принципы работы скорой помощи, заложенные в Советском Союзе, сохраняются в России и сегодня. Работа скорой помощи в Советском союзе регулировалась положением о
скорой помощи, утверждённым Министерством здравоохранения СССР 16 марта В СССР скорая помощь развивалась как часть всей системы
здравоохранения. Для оказания скорой помощи в городах и рабочих посёлках
организовывались станции скорой помощи, в сельских местностях скорую помощь
оказывали врачи и фельдшера сельских лечебных учреждений. В городах, где
станции скорой помощи отсутствовали, скорая помощь оказывалась в дневное
время поликлиническими отделениями больниц, а в ночное время — одним из
лечебных учреждений, имеющих круглосуточное дежурство медицинского
персонала. Как и СССР, скорая помощь в России оказывается бесплатно. Скорая помощь изучает причины несчастных случаев и заботится о проведении соответствующими организациями профилактических мер по их предупреждению, например в отношении регулирования уличного движения, обеспечения мер безопасности на городском транспорте, обучения населения правилам уличного движения, пользования газом, электричеством, проведения необходимой культурно-просветительной работы среди взрослых и детей. Эта работа крайне важна для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения. Согласно правилам работы скорой помощи, установленным в Советском В данное время, разрабатываются новые подходы к оповещению при ЧС, при этом учитывается существующий опыт систем оповещения, как в России, так и в других странах[1]. Углублённой научной разработкой вопросов, связанных с организацией
скорой помощи, борьбой с уличным и бытовым травматизмом занимаются
институты скорой помощи, организованные Москве и Санкт-Петербурге. В странах Западной Европы скорая помощь обычно организуется муниципалитетами, а также обществом Красного креста, страховыми кассами, благотворительными обществами, при некоторой дотации муниципалитетов. В Англии станции скорой помощи находятся в ведении советов графств. В городах США организации скорой помощи сосредоточены при больницах, имеющих свои санитарные автомобили, выезжающие по вызову в сопровождении врача. [pic] Организации «Красного креста» Когда как не в военное время необходимо оказание скорой медицинской
помощи пострадавшим? Именно такую задачу, оказания медицинской помощи по
обе стороны фронта всем кто в ней нуждается, ставят перед собой организации В наши дни «Красный крест» занимается самой разнообразной деятельностью в области оказания медицинской помощи (например, сбором донорской крови), но и по сей день одной из приоритетных областей его деятельности остается оказание экстренной медицинской помощи, всем кто в ней нуждается. «Красный крест» является международной организацией, а это крайне важно, так как поддержка государств друг другом при чрезвычайных ситуациях, часто способствует обеспечению лучшей помощи пострадавшим, а следовательно, и спасению людей. «Красный крест» (в некоторых странах «Красный полумесяц») — добровольное общество помощи больным и раненым воинам. Идея «Красного креста» возникла в 60х гг. 19 века. В 1863 году в В мае 1919 в Париже по инициативе США была создана Лига обществ Национальные общества «К. к.», ЛОКК и т. н. МККК образуют Российское общество Красного креста (РОКК) официально было учреждено 3
мая 1867. Гуманные идеи, заложенные в основе РОКК, привлекали к нему
передовых людей России (Н. И. Пирогов, Н. Н. Бурденко и др.). Так, во время
франко-прусской войны 1870—71, итало-абиссинской войны 1895—96, войны
Гуманность Международное Движение Красного Креста и Красного Полумесяца, порожденное
стремлением оказывать помощь всем раненым на поле боя без исключения или
предпочтения, старается при любых обстоятельствах как на международном, так
и на национальном уровне предотвращать или облегчать страдания человека. Беспристрастность Движение не проводит никакого различия по признаку расы, религии, класса или политических убеждений. Оно лишь стремится облегчать страдания людей, и в первую очередь тех, кто больше всего в этом нуждается. Нейтральность Чтобы сохранить всеобщее доверие, Движение не может принимать чью-либо сторону в вооруженных конфликтах и вступать в споры политического, расового, религиозного или идеологического характера. Независимость Движение независимо. Национальные общества, оказывая своим правительствам помощь в их гуманитарной деятельности и подчиняясь законам своей страны, должны, тем не менее, всегда сохранять автономию, чтобы иметь возможность действовать в соответствии с принципами Красного Креста. Добровольность В своей добровольной деятельности по оказанию помощи Движение ни в коей мере не руководствуется стремлением к получению выгоды. Единство В стране может быть только одно Национальное общество Красного Креста или Универсальность Движение является всемирным. Все Национальные общества пользуются равными правами и обязаны оказывать помощь друг другу. Российское общество Красного Креста В России традиции оказания помощи раненым и больным уходят в глубь веков. Если раньше это была личная инициатива отдельных граждан, то в XIX веке действия приобретают организованный характер. По личному признанию швейцарца Анри Дюнана, основателя Международного Красного Креста, мысли "об организации международной добровольной помощи пострадавшим на войне без различия званий и национальностей" возникли у него под влиянием деятельности Н. Пирогова и сестер Крестовоздвиженской общины[2] Благодаря своим идеям и принципам, движение Красного Креста быстро
завоевывало популярность, привлекая в свои ряды все новых членов. 15 мая Служба милосердия — медицинское и социально-бытовое обслуживание
инвалидов, одиноких престарелых граждан; шефская помощь детским домам и
приютам; подготовка к стихийным бедствиям и оказание экстренной
гуманитарной помощи жертвам аварий, катастроф и вооруженных конфликтов;
розыск пропавших без вести во время стихийных бедствий и войн; оказание
помощи учреждениям здравоохранения в борьбе с эпидемиями и приобретение
медицинского оборудования и лекарств; оказание помощи беженцам и
вынужденным переселенцам; распространение международного гуманитарного
права — вот неполный перечень тех дел, которыми занимается сегодня общество Но какую бы область его деятельности мы ни взяли, в большинстве из них
вопросы оказания первой помощи имеют первостепенное значение. Многовековой
опыт упрощает способы оказания первой помощи, совершенствует систему
спасения жизни, повышая тем самым иммунитет общества. Каким будет движение Крестовоздвиженская община сестер милосердия Крестовоздвиженская община сестёр милосердия была первой общественной организацией, ставившей перед собой задачу помощи раненым во время военных действий. Она была создана в России, в Петербурге в 1854 году во время крымской войны (1853-56) великой княжною Еленою Павловною. Впервые в истории мировой медицины сестринская помощь была использована в боевых условиях. Во время севастопольской обороны сестры общины самоотверженно ухаживали за ранеными. В это время общину возглавлял Н.И. Пирогов[3]. В1894 году община перешла в ведение Российского Красного креста. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН КРАСНОГО КРЕСТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 12 мая 1999 года Российское общество Красного Креста создано в целях оказания гуманитарной, медицинской, социальной, реабилитационной и другой помощи людям, нуждающимся в такой помощи, независимо от их принадлежности к какой либо из воюющих сторон, расе, национальности, вероисповеданию, полу, возрасту, социальному положению, политическим убеждениям, любым другим признакам. Российское общество Красного Креста как составная часть Международного
движения Красного Креста в соответствии с Уставом этого Движения, настоящим осуществление необходимых населению Российской Федерации мер по профилактике заболеваний, охране здоровья и облегчению страданий людей посредством реализации своих программ в областях образования, здравоохранения и социального обеспечения; организация на территории Российской Федерации операций по оказанию помощи жертвам вооруженных конфликтов, как это предусмотрено Женевскими конвенциями, а также пострадавшим в результате стихийных бедствий и при других чрезвычайных обстоятельствах; распространение знаний о международном гуманитарном праве, о принципах и идеалах Международного движения Красного Креста; осуществление практических действий в целях обеспечения соблюдения
норм международного гуманитарного права, в том числе защиты эмблемы оказание через национальные общества и международные органы поощрение участия в своей деятельности всех желающих, в первую очередь молодежи. Статья 4. Основные направления деятельности Российского общества Красного Креста Российское общество Красного Креста осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям: во время вооруженных конфликтов и в мирное время выступает в качестве вспомогательного органа в отношении органов государственной власти во всех областях, определенных Женевскими конвенциями; взаимодействует со службой здравоохранения, медицинской службой федеральных органов исполнительной власти, где законодательством предусмотрена военная служба, с подразделениями федерального органа исполнительной власти по чрезвычайным ситуациям, осуществляя заботу о раненых и больных в случаях вооруженных конфликтов, стихийных бедствий и иных чрезвычайных обстоятельств; содействует государственным органам и органам местного самоуправления в приеме и размещении эвакуированных, беженцев и вынужденных переселенцев, в проявлении заботы о пострадавшем населении; создает на федеральном, региональном и местном уровнях чрезвычайные службы на благо жертв бедствий независимо от природы этих бедствий и причин, их вызвавших; набирает, обучает и предоставляет персонал, необходимый для обеспечения деятельности РОКК, в том числе из числа молодежи призывного возраста, избравшей в качестве альтернативной гражданской службы работу в составе персонала РОКК; ведет списки, составляет и представляет данные о жертвах широкомасштабных стихийных бедствий и конфликтов; разыскивает пропавших без вести, устанавливает связи между разделенными войной, оккупацией, другим конфликтом или вследствие иных экстремальных условий членами семей и способствует воссоединению семей, для чего учреждает специальную службу розыска и руководит ее деятельностью; способствует развитию донорства крови прежде всего безвозмездного, и награждает отличившихся доноров знаком "Почетный донор России"; участвует в санитарном просвещении населения, в обучении людей оказанию первой помощи пострадавшим; организует подготовку населения к уходу за больными на дому, организует службу и ведет подготовку персонала для этой деятельности; предоставляет остро нуждающимся бесплатное или по льготным ценам питание и жилище, создавая для этого специальные организации и службы; с целью облегчения и уменьшения последствий стихийных бедствий, эпидемий, конфликтов организует в Российской Федерации сбор благотворительной помощи среди населения, на предприятиях и в организациях всех форм собственности, распределяет ее в Российской Федерации и направляет за рубеж; организует прием, хранение и распределение гуманитарной помощи,
получаемой от иностранных обществ Красного Креста (Красного Полумесяца), в соответствии с Женевскими конвенциями и настоящим Федеральным
законом в мирное время дает разрешение на использование эмблемы Красного Статья 10. Международное сотрудничество Российского общества Красного РОКК сотрудничает с Международной Федерацией обществ Красного Креста и РОКК участвует в международной деятельности гуманитарного характера,
осуществляемой в соответствии с международными договорами Российской Национальные организации Красного Креста (Красного Полумесяца)
иностранных государств могут осуществлять свою деятельность на территории Статья 17. Основные принципы использования названия и эмблемы Красного Креста Никто не вправе использовать эмблему Красного Креста, иначе как будучи
уполномоченным на это Женевскими конвенциями или в порядке, предусмотренном
настоящим Федеральным законом. В соответствии с Женевскими конвенциями и
настоящим Федеральным законом использовать на территории Российской В соответствии с Женевскими конвенциями эмблема Красного Креста может быть использована в качестве отличительного знака (включая обозначение членства) и защитного знака в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Статья 18. Эмблема Российского общества Красного Креста В соответствии с Женевскими конвенциями эмблема Российского общества Одобрен Советом Федерации Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН 17 мая 1999 года II. Эта часть работы будет посвящена тому, как модернизируются уже существующие службы по оказанию скорой медицинской помощи, что для этого сделано и делается, и каковы преимущества этих изменений. Единые дежурно-диспетчерские службы Чрезвычайные ситуации стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Возникают они внезапно и требуют от служб экстренного реагирования предельно быстрых, точных и скоординированных действий. Почти во всех странах мира для решения подобных задач существуют службы оказания помощи населению в чрезвычайных ситуациях. Примерно с середины нашего века наметилась тенденция к созданию специальных телекоммуникационных систем, которые в дальнейшем получили название служб общественной безопасности. Их основу составляют диспетчерские центры, оснащённые современными средствами обработки информации, связи и передачи данных. Службы общественной безопасности не подменяют сложившиеся системы экстренного реагирования — такие, как полиция, скорая медицинская помощь или пожарная. Они лишь организуют (координируют) действия этих структур, снабжая их необходимой оперативной и достоверной информацией. Так за рубежом Наибольшее развитие службы общественной безопасности получили в США, В конце 80х появились первые расширенные или усовершенствованные системы, которые обеспечивают более полный обмен информацией. Вся обработка поступивших материалов осуществляется на компьютере. Производится автоматическое определение номера и местонахождения позвонившего абонента. В настоящее время "911" используют почти 90% населения США. Ежегодно туда поступает более 100 млн. вызовов, что составляет порядка 300 тысяч в сутки. Для создания, обеспечения работы и дальнейшего совершенствования
законодательствами ряда штатов введён налог на каждый телефонный номер Служба "911" представляет собой центр оперативного реагирования на
любые экстремальные ситуации, возникающие в данной местности, независимо от
их масштаба. Для этого каждый из них оснащается рядом технических устройств
и терминалов для отображения информации, электронной картой города Для эффективной работы систем и всех её элементов (полиция, пожарные службы, скорая медицинская помощь) создаются интегрированные (объединённые) сети проводной и радиосвязи, прокладываются специально для нужд служб экстренного реагирования волоконно-оптические линии связи. Именно такие сети связи и передачи данных позволяют структуре "911" быстро объединять усилия всех служб, следить за эффективностью использования их сил и средств. Возможности службы общественного спасения можно рассмотреть на примере Новая 176мильная волоконно-оптическая информационная магистраль, проходящая по городу, представляет полностью оборудованную, защищённую коммуникационную сеть, связывающую все полицейские, противопожарные и другие службы. Сеть радиопередатчиков, установленных по всему городу, объединяет в единую систему более 3 тысяч мобильных и переносных информационных терминалов с системами компьютерной передачи данных, обеспечивая беспроводную связь. Оборудование службы "911" размещено в операционной комнате по радиальному принципу. Видеостена, размером 5х15 метров, выполнена в виде электронной карты. Универсальные часы обеспечивают точную запись времени каждого вызова, которому присваивается свой уникальный номер происшествия. Сейчас эта система принимает более 5 миллионов звонков в год. Она обеспечивает самое короткое время установления контакта, приблизительно 1,2 с и рассчитана на обслуживание до 3500 вызовов в час. Профессия оператора является весьма почётной и ответственной. Это — центральная фигура. Он вынужден постоянно работать в режиме принятия решений. От него зависят все последующие действия по оказанию помощи людям в чрезвычайных ситуациях. Европейские страны, включая Россию, в 1998 году подписали
телекоммуникационное соглашение, по которому единым номером экстренного
вызова стал " 112". Это значит, что, находясь в любой из европейских стран,
можно, в случае необходимости, набрать этот номер и получить помощь. А как у нас? В России работы по созданию единых дежурных диспетчерских служб Если в США и большинстве стран ЕС базой для создания служб "911" и Такое решение позволяет также использовать уже имеющиеся системы оповещения и информирования населения, систему мониторинга и наблюдения и в целом снизить затраты на её создание. ЕДДС является органом повседневного управления местной (городской) подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Надо помнить, что она не отменяет существующего порядка приёма от населения сообщений о происшествиях (по телефонам "01","02","03","04"и другим). Вместе с тем, ЕДДС является вышестоящим органом для всех ДДС городов по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о ЧС, а также координирующим органом по вопросам совместных действий в чрезвычайных ситуациях. ЕДДС города должна включать дежурно-диспетчерский персонал, пункт управления, технические средства автоматизации управления, связи и оповещения. И всё это обязано работать надёжно и круглосуточно. Создание ЕДДС не является самоцелью. В их появлении должны быть заинтересованы прежде всего местные органы власти, все службы экстренного реагирования и телекоммуникационные компании. Это надёжный путь к сокращению числа жертв и экономических потерь при возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера. Дела реальные Наиболее передовые и проработанные идеи были заложены в проект
создания ЕДДС в городе Москве. Она предназначена для организационно-
технического объединения дежурных и диспетчерских служб городского
подчинения, имеющих силы и средства постоянной готовности к экстренным
действиям при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций. В её состав
входят «дежурно-диспетчерские службы различной ведомственной (отраслевой)
принадлежности, а именно: Центр управления в кризисных ситуациях Объединённая ЕДДС области и города Курска создана на базе Главного управления ГО и ЧС области, а в других городах и районах — на базе их администраций. С каждой администрацией города (района) руководителями служб потенциально опасных объектов подготовлены и подписаны совместные решения, определяющие полномочия и обязанности сторон по созданию и развитию ЕДДС. В интересах выработки единого подхода и методики совершенствования этих систем в области работает отдел координации. В настоящее время с 24 ДДС городов и районов области (из 28) организованы прямые каналы связи, которые через систему переходных устройств включены в единую сеть связи. Наращиваются прямые связи области с основными службами районов, имеющих силы постоянной готовности, и потенциально опасными объектами. В городе Ростове-на-Дону ЕДДС функционирует с 1996 года. ЕДДС функционирует круглосуточно. После получения данных oб угрозе или
возникновении ЧП (ЧС), нарушениях в жизнедеятельности города она немедленно
приступает к экстренным действиям по предотвращению или локализации С созданием ЕДДС у населения города появилась возможность обращаться
за помощью по любому вопросу, используя бесплатный номер "060". Отпала
необходимость записывать десятки телефонов различных служб и организаций. СМИ часто называют подобные организации"службой спасения". И это так, потому что при решении неотложных вопросов оперативный дежурный (как записано в инструкции) обязан прежде всего отстаивать интересы населения. В настоящее время 80% крупных городов России уже приступили к созданию
2. Служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской 3. Основными задачами Службы являются: организация и осуществление медико-санитарного обеспечения при
ликвидации чрезвычайных ситуаций (розыск пораженных, их извлечение из-под
завалов, из очагов пожаров, оказание первой медицинской помощи и др. 4. Служба функционально объединяет службу медицины катастроф Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и, службу медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации, а также предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций силы и средства Государственного комитета санитарно- эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства транспорта РФ, других федеральных органов исполнительной власти. Задачи, организация и порядок деятельности служб, органов, формирований и учреждений, входящих в состав Службы, определяются положениями о них, утверждаемым федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. 5. Служба имеет следующие уровни: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Служба представлена: На федеральном уровне - Всероссийским центром медицины катастроф «Защита» (с входящими в него
формированиями и учреждениями), который одновременно выполняет функции
регионального центра, медицинскими формированиями и учреждениями
регионального подчинения Министерства обороны Российской Федерации, На региональном уровне - Региональный центр медицины катастроф непосредственно подчиняется На территориальном и местном уровнях - Территориальными центрами медицины катастроф (с входящими в них
формированиями
и учреждениями), формированиями постоянной готовности военно-медицинских
учреждений, формированиями органов Министерства внутренних дел Российской 6.На всех уровнях Службы на базе медицинских образовательных, научно-
исследовательских, лечебно-профилактических и санитарно-профилактических
учреждений создаются нештатные формирования (отряды, бригады, группы). 7. В зависимости от обстановки различают 3 режима функционирования Службы:
повседневная деятельность, повышенная готовность и ЧС. Решение о введении
режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации принимают федеральные
органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов 8. При ликвидации медико-санитарных последствий, чрезвычайных ситуаций
используются все находящиеся в зоне чрезвычайной ситуации лечебно-
профилактические, санитарно-гигиенические, противоэпидемические и аптечные
учреждения независимо от их ведомственной принадлежности. 9.Руководящими органами Службы на федеральном, региональном территориальном и местном уровнях являются соответствующие межведомственные координационные комиссии, которые одновременно выполняют функции штабов службы. На местном и объектном уровнях функции штабов Службы возлагаются на штабы медицинской службы Гражданской обороны. Штабы Службы подчиняются руководителям соответствующего звена здравоохранения. По оперативно-тактическим вопросам в пределах выполняемых задач при
ликвидации чрезвычайных ситуаций Служба руководствуется решениями
соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям. 10. Финансирование Службы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств заинтересованных организаций с учетом соответствующих федеральных целевых программ. Резерв финансовых и материально-технических ресурсов (медицинского,
санитарно-хозяйственного, специального имущества и оборудования) создается: в составе государственного резерва, предназначенного для обеспечения
первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций,— за счет средств
федерального бюджета; на федеральном и региональном уровнях - за счет средств федеральных
органов исполнительной власти, силы и средства которых входят в состав Порядок создания, расходования, номенклатура и объемы резервов
финансовых и материально-технических ресурсов определяются органом За последние годы в России появилось несколько новых служб, занимающихся оказанием медицинской и другой помощи гражданам. В данной работе как примеры подобных служб были рассмотрены единые дежурно- диспетчерские системы и Всероссийская служба медицины катастроф, занимающаяся оказанием скорой медицинской помощи гражданам в рамках ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Можно с уверенностью казать, что для России эти организации являются абсолютно новыми, коренным образом отличающимися от всех остальных. Основное отличие состоит в том, что и единые дежурно-диспетчерские системы и Всероссийская служба медицины катастроф стремятся объединить и скоординировать действия всех существующих служб (скорой помощи, милиции, пожарной службы, «службы спасения» и т.д.) для оказания наиболее быстрой и эффективной помощи людям. Нужно сказать, что эта задача уже реализуется и приносит свои плоды. Опыт нашей страны и других стран подтверждает, что подобный принцип организации эффективен и является наиболее перспективным. [pic] Авиамедсестры в ранние годы авиации [pic] Повозка скорой помощи, Харбин
Библиография Большая Советская энциклопедия 1. Энциклопедия Брокгауза и Эфрона 2. Материалы из личного архива Николаева К.А. 3. Российская газета от 14 марта1996 года 4. Популярная медицинская энциклопедия, М., Советская энциклопедия, 1980 5. Даринский А.В. Санкт-Петербург 1703-1917. Книга для чтения. СПб, 1997 6. Щерих Д.Ю. Книга рекордов Петербурга. Все самое-самое в истории и жизни города. СПб, изд. Иванов и Лещинский, 1995 7. А.А. Керсновский. История русской армии в 4 томах. Том второй. От взятия Парижа до покорения Средней Азии 1814-1881 гг., М., Голос, 1999 8. Советская военная энциклопедия в 8 томах. Том четвертый. М., Воениздат1977. Том шестой. М., Воениздат, 1978 9. Геселович А.М. Летопись жизни Н.И. Пирогова (1810-1881). М., 1976 В 1854 г., с началом военных действий, Пирогов уехал в Севастополь,
во главе отряда Крестовоздвиженской общины сестер милосердия. Отдавшись
делу помощи больным и раненым, посвящая им целые дни и ночи в течение 10
месяцев, он в тоже время не мог не видеть всей общественной и научной
отсталости русского общества, широкого господства хищничества, самых
возмутительных злоупотреблений. В 1870 г. П. был приглашен главным
управлением Красного Креста осмотреть военно-санитарные учреждения на
театре франко-прусской войны. Результатом наблюдений стал труд "Начала
военно-полевой хирургии", получивший всеобщее распространение. Так,
например, его гипсовая повязка была в большом употреблении; производство
резекций, в целях сохранения наивозможно большей массы неповрежденных
частей, вытеснило ампутации; его план рассеяния больных применялся немцами
в самых широких размерах; его взгляды о размещении больных и раненых не в
больших госпиталях, а в палатках, бараках и пр. был осуществлен. Точно
также введена была рекомендованная им еще в Севастополе сортировка раненых
на перевязочном пункте. Благодаря его экспериментальным исследованиям,
эфирный наркоз при операциях быстро получил широкое распространение в |
|
© 2000 |
|