РУБРИКИ |
Гражданская оборона в современных условиях |
РЕКЛАМА |
|
Гражданская оборона в современных условияхГражданская оборона в современных условияхМинистерство Высшего Образования Кубанский Государственный Университет Культуры и Искусств КУРСОВАЯ РАБОТА На тему: «Гражданская оборона в современных условиях» Выполнила : студентка факультета ЭУР группы МТУ2000 Бакулина Е.Н. Краснодар 2000 Содержание: 1. Силы гражданской обороны……………………………………………. 2. Краткая характеристика стихийных бедствий, аварий и катастроф………………………………………………………………... 3. Убежища…………………………………………………………………… 4. Силы и средства для проведения спасательных и неотложных работ в очагах современных средств поражения и в районах аварий, катастроф и стихийных бедствий…………….. Список используемой литературы…………………………………….. 1. Силы гражданской обороны. Степень надежности управления гражданской обороной стала одним из важнейших показателей ее готовности к выполнению поставленных задач. Управление гражданской обороной - это целенаправленная деятельность начальников, штабов и служб по поддержанию постоянной готовности подчиненных им органов и сил, организации их действий и направлению усилий на успешное выполнение задач для защиты населения и народного хозяйства в военное время. Задачи управления: поддержание высокого политико-морального состояния личного состава органов управления и сил гражданской обороны; сбор, обработка и оценка данных об обстановке; принятие (уточнение) решения; доведение задач до подчиненных; организация и поддержание взаимодействия; всестороннее обеспечение проводимых мероприятий, подготовка формирований к предстоящим действиям; организация и поддержание непрерывной и устойчивой связи в ходе ведения гражданской обороны; постоянный контроль за готовностью органов и сил и выполнением поставленных задач. В современных условиях к управлению предъявляются следующие требования: высокая постоянная готовность всей системы управления, твердость, гибкость, непрерывность, высокое качество и оперативность в работе, скрытность. Суть высокой постоянной готовности заключается в том, чтобы вся система управления буквально с первых минут после получения сигналов тревоги смогла обеспечить успешное выполнение задач в любой сложной обстановке. Штаб гражданской обороны объекта - основной орган управления. На него возлагаются сложные задачи и в первую очередь - поддержание повседневной готовности гражданской обороны объекта (служб, формирований) к выполнению предстоящих задач. От начальника штаба зависит слаженная и согласованная работа штаба, всех служб, командиров отрядов, команд и групп, личного состава формирований. При организации управления устанавливаются: порядок сбора, обработки и анализа информации штабом и службами ГО объекта; какие данные в какой форме и когда докладываются начальнику ГО и начальнику штаба ГО объекта; какие данные и в какие сроки выдаются штабу ГО, службам, начальникам ГО цехов и командирам формирований; сроки и порядок докладов об обстановке и представления донесений в вышестоящий штаб, осуществление информации сил гражданской обороны; порядок несения дежурства на пункте управления, порядок работы узла связи, вычислительного центра и использования их должностными лицами для текущей работы; порядок контроля и оказания помощи подчиненным; общий распорядок дня на пункте управления, в том числе приема пищи, отдыха, бытовые вопросы; мероприятия по соблюдению скрытого управления. Для обеспечения устойчивого управления ГО на объекте создается пункт управления. Он, как правило, оборудуется в защитных сооружениях. Пункт управления должен быть оснащен современными техническими средствами связи и обеспечивать благоприятные условия для нормальной работы руководящего состава объекта. В нем должны быть подготовлены удобные места для работы с техническими средствами управления, места для отдыха, приема пищи, оказания медицинской помощи. На пункте управления ГО объекта обычно размещаются: начальник ГО, его заместители, начальник штаба со своим аппаратом, начальники служб, работники связи и обслуживания. Для эффективного управления ГО на объекте создается система связи,
которая включаете радио и проводные средства связи, подвижные и сигнальные
средства. Система связи является основным средством управления и должна
обеспечить быструю и достоверную передачу, в первую очередь командной
информации, а также донесений и сообщений о состоянии гражданской обороны. Радиосредства - основные средства связи, так как они обеспечивают надежное управление мероприятиями ГО. С помощью радио можно в относительно короткое время установить связь практически на любое расстояние и на любой местности, обеспечить передачу информации одновременно большому числу корреспондентов. На объектах применяются, как правило, радиостанции ультракоротковолнового диапазона (УКВ), а в отдельных случаях - и коротковолнового диапазона (КБ). Не утратила свое значение и проводная связь. Она не заменима в стационарных условиях объекта, в районе расположения формирования и при проведении СНАВР. Даже при наличии достаточного количества современных средств радио и проводной связи современное управление невозможно без подвижных и сигнальных средств, они используются во всех звеньях управления и во всякой обстановке. Связь организуется со старшим начальником, подчиненными силами и средствами, соседями, а также взаимодействующими органами и силами. Характерная черта современного этапа управления - всестороннее использование организационной техники, к которой относятся: средства добывания информации (промышленная телевизионная установка, которая позволяет вести наблюдения за производственной деятельностью в цехах, на складах, производственных участках, приборы радиационной и химической разведки и т.д.); средства обработки информации и производства оперативных и инженерно-технических расчетов (клавишные вычислительные машины, электронно-вычислительные машины и т. д.); средства документирования и размножения документов (диктофоны, магнитофоны, пишущие машинки, копировальные (печатные) аппараты, чертежные приборы и устройства), канцелярские принадлежности, различные линейки, шаблоны, трафареты, наборы типовых записей, условных знаков, а также типовые формы. В настоящее время на объектах широко применяются автоматизированные системы управления производством (АСУП), одной из подсистем которой должна быть гражданская оборона. Применение автоматизированных систем в управлении гражданской обороной вносит резкие изменения в методы работы и организационную структуру органов управления: высвободит часть оперативных работников, выполнявших трудоемкую работу, отпадает необходимость разрабатывать и отправлять письменные донесения и сводки. Исчезнет необходимость во внутренней информации, устраняется параллелизм и дублирование в сборе данных обстановки и т. д. 2. Краткая характеристика стихийных бедствий, аварий и катастроф. Стихийные бедствия – это различные явления природы, вызывающие внезапные нарушения нормальной жизнедеятельности населения, а также разрушения и уничтожение материальных ценностей. Они нередко оказывают отрицательное воздействие на окружающую природу. К стихийным бедствиям обычно относятся землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, снежные заносы, извержения вулканов, обвалы, засухи. К таким бедствиям в ряде случаев могут быть отнесены также пожары, особенно массовые лесные и торфяные. Опасными бедствиями являются, кроме того, производственные аварии. Стихийные бедствия, пожары, аварии... По-разному можно встретить их. Землетрясения - это специфические явления, происходящие в определенных
участках земной коры. Они могут происходить как на суше, так и под водой. Для человека очень важно знать, где и когда будет землетрясение. Работы по прогнозированию землетрясений ведутся десятки лет, в последние годы в этом направлении наметились определенные успехи. Предвестниками землетрясений, как это уже установлено, могут быть косвенные признаки. В период, предшествующий землетрясению, например, имеет место поднятие геодезических реперов, изменяются параметры физико- химического состава подземных вод. Эти признаки регистрируются специальными приборами геофизических станций. К предвестникам возможных землетрясений следует отнести также некоторые признаки, которые особенно должно знать население сейсмически опасных районов; это – появление запаха газа в районах, где до этого воздух был чист и ранее подобное явление не отмечалось, беспокойство птиц и домашних животных, вспышки в виде рассеянного света зарниц, искрения близко расположенных, но не касающихся друг друга электрических проводов, голубоватое свечение внутренней поверхности стен домов, самопроизвольное загорание люминесцентных ламп незадолго до подземных толчков. Все эти признаки могут являться основанием для оповещения населения о возможном землетрясении. Землетрясения всегда вызывали у людей различной степени расстройства
психики, проявляющейся в неправильном поведении. Вслед за острой
двигательной реакцией часто наступает депрессивное состояние с общей
двигательной заторможенностью. В результате этого, как показывает
статистика, большая часть получаемых травм среди населения объясняется
неосознанными действиями самих пострадавших, обусловливаемыми паническим
состоянием и страхом. 3. Убежища. К убежищам относятся сооружения, обеспечивающие наиболее надежную защиту людей от всех поражающих факторов ядерного оружия - от ударной волны, светового излучения, проникающей радиации (включая нейтронный поток) и от радиоактивного заражения. Убежища защищают также от отравляющих веществ и бактериальных средств, от высоких температур и вредных газов в зонах пожаров и от обвалов и обломков разрушений при взрывах. Люди могут находиться в убежищах длительное время, даже в заваленных
убежищах безопасность их обеспечивается в течение нескольких суток. Наиболее распространены встроенные убежища. Под них обычно используют подвальные или полуподвальные этажи производственных, общественных и жилых зданий. Безмолвно также строительство убежищ в виде отдельно стоящих сооружений. Такие убежища полностью или частично заглублены и обсыпаны сверху и с боков грунтом. Под них могут быть приспособлены различные подземные переходы и галереи, метрополитены, горные выработки. Убежища должны располагаться в местах наибольшего сосредоточения людей, для укрытия которых они предназначены. Убежище состоит из основного помещения, предназначенного для размещения укрываемых людей, и вспомогательных помещений-входов, фильтровентиляционной камеры, санитарного узла, для отопительного устройства, а в ряде случаев и помещений для защищенной дизельной установки и артезианской скважины. В убежище большой вместимости могут быть выделены помещения под кладовую для продуктов питания и под медицинскую комнату. Помещение, предназначенное для размещения укрываемых, рассчитывается
на определенное количество людей: на одного человека предусматривается не
менее 0,5 м" площади пола и 1,5 м" внутреннего объема. Большое по площади
помещение разбивается на отсеки вместимостью по 50-75 человек. В помещении Для того чтобы в помещения, где располагаются укрываемые, не проникал зараженный радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами воздух, они хорошо герметизируются. Это достигается повышенной плотностью стен и перекрытий таких помещений, заделкой в них всевозможных трещин, отверстий и пр., а также соответствующим оборудованием входов. Убежище обычно имеет не менее двух входов, расположенных в противоположных сторонах. Встроенное убежище должно иметь, кроме того, аварийный выход. Входы в убежище в большинстве случаев оборудуются в виде двух шлюзовых камер (тамбуров), отделенных от основного помещения и перегороженных между собой герметическими дверями. Снаружи входа устраивается прочная защитно-герметическая дверь, способная выдержать давление ударной волны ядерного взрыва. Вход может иметь предтамбур. Аварийный выход представляет собой подземную галерею с выходом на
незаваливаемую территорию через вертикальную шахту, заканчивающуюся прочным
оголовком (незаваливаемой считается территория, расположенная на расстоянии
от окружающих зданий, равном половине высоты ближайшего здания плюс 3 м). В фильтровентиляционной камере размещается фильтровентиляционный агрегат, обеспечивающий вентиляцию помещений убежища и очистку наружного воздуха от радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств. Фильтровентиляционный агрегат-это обычно агрегат ВФА-49, ФВК.1 или ФВК- Фильтровентиляционная система может работать в двух режимах: чистой вентиляции и фильтровентиляции. В первом режиме воздух очищается от грубодисперсной радиоактивной пыли (в противопыльном фильтре), во втором - от остальных радиоактивных и веществ, а также от отравляющих веществ и бактериальных средств (в фильтрах-поглотителях). Количество наружного воздуха, подаваемого в убежище но режиму чистой вентиляции, устанавливается в зависимости от температуры воздуха в количестве от 7 до 20 м/ч, по режиму фильтровентиляции - от 2 до 8 м/ч на укрываемого человека. Подача воздуха осуществляется по воздуховодам с помощью вентилятора. При расположении убежища в месте, где возможен сильный пожар или загазованность территории сильнодействующими ядовитыми веществами, может предусматриваться режим полной изоляции помещений убежища с регенерацией воздуха в них. Сети воздуховодов, расположенные в убежище, окрашиваются в отличительные цвета: режима чистой вентиляции - в белый, режима фильтровентиляции - в красный. Трубы рециркуляции воздуха окрашиваются также в красный цвет. Если убежище загерметизировано надежно, то после закрывания дверей, ставен и приведения фильтровентиляционного агрегата в действие давление воздуха внутри убежища становится несколько выше атмосферного (образуется так называемый подпор). В убежище оборудуются различные инженерные системы: электроснабжения В помещениях убежища размещаются, кроме того, комплект средств для ведения разведки (дозиметрические приборы, приборы химической разведки и т. л.), защитная одежда, средства тушения пожара, аварийный запас инструмента, средства аварийного освещения, запас продовольствия и воды. В убежище должны быть также документы, определяющие характеристику и правила содержания его, паспорт, план, правила содержания и табель оснащения убежища, схема внешних и внутренних сетей с указанием отключающих устройств, журнал проверки состояния убежища и др. 4. Силы и средства для проведения спасательных и неотложных работ в очагах современных средств поражения и в районах аварий, катастроф и стихийных бедствий. При оценке сил и средств ГО выясняются: положение, состав, группировка и выполняемые задачи, их боеспособность, в том числе укомплектованность, наличие и состояние техники, политико-моральное состояние, степень обучения, обеспеченность материально-техническими средствами, доза излучения. Одновременно производится расчет и определяется их соответствие потребному количеству сил для ведения СНАВР. Определяется также, какую перегруппировку или маневр необходимо произвести. При оценке положения соседей устанавливается, в какой мере их состояние и действия будут способствовать или отрицательно влиять на решение задач по проведению СНАВР на объекте. Характер местности и состояние маршрутов изучаются с целью выяснения их влияния на передвижение сил и средств ГО и выполнение ими спасательных работ. Особое внимание уделяется прогнозированию изменений на местности в результате применения оружия массового поражения. Устанавливается, как лучше использовать местность при решении задач ГО объекта. Время года и суток, состояние погоды оцениваются с точки зрения их
влияния на действия сил и средств в очаге поражения при проведении СНАВР. Выводы, которые должны быть сделаны из оценки обстановки, являются
основой для принятия решения на проведение СНАВР. В решении на проведение В приказе на проведение СНАВР указываются: краткие выводы из оценки обстановки, замысел действий и состав группировки сил, задачи формированиям, задачи соседей, задачи службам ТО, места развертывания медицинских формирований и порядок эвакуации пораженных, допустимые дозы излучения личного состава, время начала и продолжительность работы каждой смены, порядок материального, технического и других видов обеспечения, с каких пунктов осуществляется управление, места развертывания подвижного пункта управления, заместители начальника ГО. В распоряжении отражается краткая обстановка, задачи службы или формирования и др. При постановке задач командир формирования указывает: - спасательным формированиям - средства усиления, участок розыска пораженных, порядок оказания им первой медицинской помощи и выноса к местам погрузки, где и какие вскрыть защитные сооружения, места ликвидации аварий на сетях коммунально-энергетического хозяйства, - формированиям механизации - средства усиления, где и к какому времени устроить проезды и проходы, обрушить (укрепить) конструкции, угрожающие обвалом; где и в каком объеме, к какому времени произвести работы по откопке защитных сооружений или кому и какие средства придать на усиление; - противопожарным формированиям - какие пожары потушить и локализовать, где сосредоточить основные усилия, места развертывания противопожарных средств и забора воды; - формированиям обеззараживания - какие участки подвергнуть обеззараживанию, ширина проделываемых проходов (проездов) на заданной территории, порядок перезарядки машин и обозначения обеззараженных участков; - медицинским формированиям - места оказания медицинской помощи пораженным, где сосредоточить основные усилия, места размещения нетранспортабельных больных; - аварийно-техническим формированиям - средства усиления, места аварий на сетях водопровода, газо-, тепло-, электроснабжения, где сосредоточить основные усилия. Всем формированиям указываются порядок эвакуации пораженных, допустимые дозы радиоактивного излучения, маршруты выдвижения к участку спасательных работ, места сбора после выполнения поставленной задачи, порядок связи, сигналы управления и оповещения. Доведение до исполнителей задач - одна из важнейших функций начальника Способы доведения задач до исполнителей могут быть различными. Чаще всего применяются: устная постановка задач всем или нескольким подчиненным при личном общении или по поручению начальника (командира) другим руководящим работником ГО объекта, передача распоряжений по техническим средствам связи, высылка подчиненным письменных распоряжений, а также - сочетание указанных выше способов. Важную роль в доведении задач до исполнителей играет штаб ГО объекта (службы, формирования). В процессе постановки задач штаб записывает указания начальника После постановки задач организуется взаимодействие между службами, формированиями объекта, частями ГО и Советской Армии, выделенными для работы на объекте. Организация и поддержание непосредственного взаимодействия является важнейшей обязанностью начальников, командиров и их штабов. Командиры формирований организуют взаимодействие между подразделениями. Основы взаимодействия закладываются при постановке задач подчиненным и организуются по целям (задачам), месту и времени, во взаимной поддержке при выполнении поставленных задач. Взаимодействие считается организованным лишь тогда, когда взаимодействующие органы и силы ГО знают общую задачу и замысел действий вышестоящего начальника, содержание задач друг друга, способы и время совместных действий по их выполнению, имеют между собой к старшим начальником надежную связь и могут своевременно осуществить взаимную информацию и быстро применить требуемое количество сигналов взаимодействия. Точное знание обстановки и пред видение ее изменений является хора шей предпосылкой для успешной работы начальника (командира) и его штаба по подержанию устойчивого взаимодействия. Начальник (командир), организуя взаимодействие, дол жен согласовать порядок выдвижения сил ГО к очагу поражения и их действия при преодолении зон заражения, пожаров и других препятствий на маршрутах движения, время прохождения исходного пункта и пунктов регулирования. В очаге поражения уточняется и согласуется порядок проведения разведки, устройство проходов и проездов в завалах, порядок локализации и тушения пожаров, вскрытия защитных сооружений, локализации аварий, извлечения пораженных из завалов и разрушенных зданий, оказания первой медицинской помощи и выполнения других работ. Особого внимания требует согласование размещения пунктов управления служб и формирований, организация связи и оповещения и сигналов управления. Управление в ходе спасательных работ организуется с пункта управления объекта или пункта развертываемого на участке работ. Для обеспечения порядка при проведении мероприятий ГО штаб организует комендантскую службу. В зависимости от характера и содержания деятельности комендантская служба организуется для соблюдения режимов поведения населения на зараженной территории и светомаскировки, при укрытии рабочих и служащих в защитных сооружениях по сигналу «Воздушная тревога», при проведении рассредоточения и эвакуации, усилении охраны объекта, на маршрутах выдвижения и на участках спасательных работ. Для несения комендантской службы привлекаются формирования службы охраны общественного порядка объекта, а при необходимости и другие формирования. Важное место в работе органов управления занимает контроль за выполнением поставленных задач и оказание помощи подчиненным в их выполнении. Контроль может осуществляться путем выезда (выхода) должностных лиц в подчиненные органы управления и силы, изучения устных (письменных) докладов (донесений) и других документов, путем прямых переговоров с подчиненными по каналам связи, вызова подчиненных для доклада к вышестоящему начальнику. В современных условиях существенным образом возрастает роль управления, его устойчивость и высокая оперативность. Чтобы быть на уровне современных требований, необходимо постоянно совершенствовать структуру органов и пунктов управления, добиваться оснащения их новейшими техническими средствами связи и управления, совершенствовать организацию и методы работы всех должностных лиц, развивать и обобщать опыт теории и практики управления ГО, улучшать систему подготовки руководящего состава по гражданской обороне. Список используемой литературы: 1. “Гражданская оборона”. Под редакцией генерала армии А.Т. Алтунина - М.: Воениздат, 1982. 2. Шаров Ю.Н., Шубин Н.В. "Дозиметрия и радиационная безопасность". М.: Энергоатомиздат, 1991. 3. В.Г. Атаманюк, Л.Г. Ширшев, Н.И. Акимов. "Гражданская оборона". М.: "Высшая Школа”, 1986. 4. "Гражданская оборона на объектах АПК". Под ред. Н.С. Николаева, И.М. Дмитриева. - М.: Агропромиздат, 1990. |
|
© 2000 |
|