РУБРИКИ |
Если возникнет чрезвычайная ситуация: алгоритмы поведения учащихся и студентов |
РЕКЛАМА |
|
Если возникнет чрезвычайная ситуация: алгоритмы поведения учащихся и студентовЕсли возникнет чрезвычайная ситуация: алгоритмы поведения учащихся и студентовЕсли возникнет чрезвычайная ситуация: алгоритмы поведения учащихся и студентовН.Бурмистрова, кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель основ безопасности жизни, Коломенский государственный педагогический университет, г. Коломна Московской области ОБЖ № 4 2005 Каждый человек должен заботиться о собственной безопасности, чтобы сохранить жизнь себе и окружающим. К сожалению, в последние годы трагические события в нашей стране происходят с незавидной регулярностью и со всё более изощренным разнообразием: пожары в школах Якутии и Дагестана, обрушение «Трансвааль-парка» и взрывы в метро и у метро в Москве, теракты на представлении мюзикла «Норд-Ост» и в школе Беслана... Всё это лишний раз подтверждает острую необходимость усиления в школах и вузах подготовки учащихся и студентов по основам безопасности жизни. Практика показала, что эффективность такой подготовки довольно высока при использовании в учебном процессе специальных алгоритмов поведения в ЧС, разработанных нами на основе известных учебников и пособий. Алгоритмы относительно легко запоминаются и воспроизводятся. Применение их в ходе проводимых нами учебных игр помогает достаточно быстро выработать стереотип поведения, необходимый для той или иной экстремальной ситуации. Некоторые алгоритмы поведения приводятся ниже. В случае обнаружения подозрительного предмета: • не трогать, не вскрывать, не передвигать его; • попросить, чтобы окружающие отошли как можно дальше в безопасную зону; • помнить, что зона безопасности для гранаты Ф-1 составляет не меньше 400 метров; тротиловой шашки весом 200 граммов – 45 метров; кейса - 230 метров; • не пользоваться мобильным телефоном вблизи подозрительного предмета, отключить его; • немедленно сообщить о находке охране учебного или другого объекта, а они, в свою очередь, должны информировать администрацию вуза, объекта, вызвать милицию; • запомнить время обнаружения подозрительного предмета; • при явной опасности (взрыв) немедленно приступить к эвакуации себя и людей из помещения через запасные выходы. • Если вы оказались в помещении в момент взрыва: • резко падайте на пол, задержите дыхание, максимально напрягите мышцы тела, закройте глаза, обхватите голову руками, плотно прижмите предплечья к ушным раковинам (сгруппируйтесь); • если загорелась одежда, тушите ее известными способами или быстро сбросьте; • попытайтесь срочно покинуть здание и по возможности помогите это сделать пострадавшим; • если взрыв в помещении произошел от вас относительно далеко (конструкции здания начали медленно рушиться), постарайтесь укрыться у главных несущих стен, закрыв голову рука-ми и тем самым уменьшив травмирующий фактор; • если этаж здания сильно тряхнуло, не пытайтесь эвакуироваться через центральную лестницу, а без паники, не создавая давки, используйте имеющуюся схему запасных выходов; • не пользуйтесь лифтом; • не зажигайте спички или зажигалки; • опасайтесь поврежденных конструкций с оголенными проводами; • пробираясь по запасной лестнице после взрыва, прижимайтесь спиной к стене (если уверены, что она устойчива и безопасна для жизни), прикройте голову руками (сверху могут сыпаться стекла и обломки); • в сильно задымленном помещении обязательно защитите органы дыхания при помощи платка, шарфа или смоченного водой полотенца; • в дыму двигайтесь, пригнувшись низко к полу; • на улице отойдите подальше от дома (карнизы и стены мо-гут в любой момент рухнуть); • убедитесь в том, что вы не получили серьезных травм и вам не нужна первая медицинская помощь; • окажите посильную экстренную первую помощь пострадавшим, вызовите «скорую». Оказание экстренной само- и взаимопомощи: • не паниковать, взять себя в руки, сконцентрировать силу воли, оценить степень полученных повреждений и их опасность для жизни; • начать оказывать самопомощь с наиболее угрожающих для вашей жизни клинических проявлений (артериальное кровотечение, шок, открытый перелом и др.); • если ощущаете, что теряете сознание, приподнять ноги выше туловища: лежа на спине, упереть их о ближайшую стену или положить на возвышающуюся поверхность (создать приток крови к мозгу), растереть ушные раковины, нажать ногтем на точку реанимации (она находится в носогубной складке на верхней челюсти); • собраться с силами и громко позвать на помощь; при наличии сотового телефона набрать «01», вызвать «скорую помощь»; • при артериальном кровотечении до приезда «скорой» или сотрудников МЧС сильно зажать артерию пальцами непосредственно в ране или в точке ее прижатия выше раны (необходимо вспомнить практические навыки оказания ПМП); • если у вас кровь бьет фонтаном, алого цвета, срочно соберитесь с силами и наложите себе жгут-закрутку, используя пояс, ремень, шарф, галстук, кусок материи (правильно пережатая артерия сигнализирует прекращением кровотечения из раны); • следует наложить на рану бинт или кусок чистой хлопчатобумажной материи (асептика); • при переломе верхней конечности согните ее в локтевом суставе и зафиксируйте, прижав к туловищу и придерживая ее здоровой рукой (иммобилизация); • при переломе нижней конечности прибинтуйте ее в двух-трех местах к здоровой ноге; можете попытаться удалиться из опасной зоны, лежа на боку со стороны здоровой нижней конечности, используя силу рук; • возможно, в сумочке у вас есть обезболивающий анальгетик (анальгин, пенталгин, солпадеин), примите его, это уменьшит боль; • оказывая помощь другому человеку, действуйте по обстоятельствам; • определите состояние пострадавшего (в сознании или нет), степень повреждений - опасны они для жизни или средней тяжести; • окажите посильную ПМП, вызовите «скорую помощь»; • визуально и по пульсу контролируйте состояние пострадавшего до прибытия медицинских работников, психологически поддерживайте его. Помните: помощь, оказанная в первые минуты, спасала жизнь многим людям, пострадавшим в ЧС! Список литературыДля подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.school-obz.org/ |
|
© 2000 |
|