РУБРИКИ |
Эколого-экономическая оценка использования и охраны водных ресурсов |
РЕКЛАМА |
|
Эколого-экономическая оценка использования и охраны водных ресурсовВ течение последних пяти лет наблюдается четкая тенденция по росту числа водозаборов, на которых отмечено ухудшение качества подземных вод (рис. 10). Ухудшение качества и загрязнение подземных вод по-прежнему в большинстве случаев носит локальный характер и ограничивается размерами источника загрязнения. Из общего количества очагов менее 10% имеют площадь, превышающую 10 км2. Крупными очагами ухудшения качества и загрязнения подземных вод остаются очаги в г. Мончегорске Мурманской области, Сланцевском, Ломоносовском и Гатчинском районах Ленинградской области, г. Лыткарино Московской области, Красновишерском и Чернушинском районах Пермской области, в пределах отработанных шахтных полей бурого угля в Тульской области и месторождений нефти в Альметьевском районе Республики Татарстан, в районах городов Волгоград, Волжский, Кемерово, Комсомольск-на-Амуре, Краснодар, Магнитогорск, Оренбург, Усолье-Сибирское, Хабаровск, а также в ряде других регионов. Наибольшую экологическую опасность представляет ухудшение качества и загрязнение подземных вод при организации питьевого водоснабжения, которое было отмечено в десятках городов и поселков примерно на 700 водозаборах (включая одиночные эксплуатационные скважины). Из общего их числа около 250 водозаборов имеют производительность более 1 тыс. м3/сут и 80 водозаборов — более 5 тыс. м3/сут. В гг. Анива, Белая Ка-литва, Биробиджан, Бугуруслан, Екатеринбург, Калуга, Каменск-Уральский, Каменск-Шахтинский, Кировоград, Комсомольск-на-Амуре, Моздок, Оренбург, Пенза, Печора, Пятигорск, Хабаровск, Южно-Сахалинск и других ухудшение качества воды связано с техно-генньш воздействием промышленных, сельскохозяйственных или коммунальных объектов. В городах Каменка, Кузнецк, Никольск, Новокуйбышевск, Октябрьск, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск, Чита — с подтягиванием некондиционных природных вод. В подземных водах, используемых для питьевого водоснабжения, отмечены соединения азота, железа, марганца, сульфаты, хлориды, нефтепродукты, фенолы, барий, кадмий, бор, кобальт, бром, ртуть, кремний и другие вредные вещества, содержание которых в основном не превышает 5 ПДК. Интенсивность загрязнения, значительно большая ПДК, наблюдается по отдельным скважинам или эпизодически. По экспертным оценкам, суммарный расход загрязненных вод и вод низкого качества на водозаборах составляет 5—6% от общего количества подземных вод, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения. Безлицензионная разведка и эксплуатация подземных вод нередко приводит к серьезным негативным экологическим и другим последствиям. В Западной Сибири, например, к 1997 г. было выявлено более 10 бесхозных скважин, изливающихся минеральной водой с дебитами 2000 мУсут. и более, в результате чего происходит заболачивание земельных участков, а в образовавшихся водоемах множество людей бесконтрольно «лечатся». В последние годы в целом ухудшается положение дел в области использования минеральных подземных вод. Резкое увеличение числа объектов, использующих минеральные воды и лечебные грязи в оздоровительных целях, но зачастую не имеющих необходимых технических средств и соответствующих специалистов, создало острые проблемы в обеспечении и рациональном использовании гидроминеральных ресурсов. Маломощные ведомственные санатории, профилактории, дома отдыха, заводы розлива, имеющие на своем балансе 1—2 скважины, как правило, эксплуатируют месторождения с неутвержденными запасами. В Ставропольском и Приморском краях, Иркутской, Камчатской, Кемеровской, Самарской, Сахалинской, Свердловской областях, Республике Бурятия актуальным является предотвращение застройки площадей залегания месторождений минеральных вод и зон санитарной охраны. Многие вопросы выделения земель и строительства решаются местной администрацией самостоятельно, с нарушением действующих законодательства и нормативных требований и без участия органов государственного горного надзора. (23) 8. Состояние водных ресурсов в Новгородской области 8.1. Поверхностные воды. В настоящее время обеспеченность водой в расчете на 1 человека в сутки в различных странах сильно варьирует. Новгородская область в настоящее время не испытывает дефицита водных ресурсов. Тем не менее, достаточно высокие объемы потребления воды в сравнении с другими странами свидетельствуют о нерациональном использовании ценного природного ресурса. Нижеприведенные материалы по водопотреблению и водоотведению, результаты оценки качества поверхностных вод суши за 1998 год позволят представить общую картину состояния водных ресурсов Новгородской области. Гидрографическая сеть тесно связана с характером рельефа и поверхностными геологическими отложениями. На территории Новгородской области насчитывается более 500 рек протяженностью 15 тыс. км (из них 503 реки протяженностью 12026 км имеют рыбохозяйственное значение) и 1067 озер (также имеющие рыбохозяйственное значение). Густота речной сети неравномерна. Почти все крупные реки протекают в западной части области, на территории Приильменской низины – Волхов, Пола, Ловать, Шелонь и их притоки – Кересть, Вишера, Холова, Поломять, Редья, Холынья, Мшага. Восточная возвышенная часть области является водоразделом между реками Балтийского и Каспийского бассейнов. Большинство открытых водоемов принадлежат к бассейну Балтийского моря. В противоположность Приильменской низине, восточная часть отличается хорошими условиями естественного стока и дренажа. Наиболее крупными реками восточной части области являются реки Мста и Молога. Река Мста впадает в озеро Ильмень, Молога – в Рыбинское водохранилище. На территории области имеется множество мелких и крупных озер, наиболее крупным из которых является озеро Ильмень. В восточной части области много озер самой разнообразной величины и формы. Наиболее крупные – Валдайское, Великое, Меглино, Велье. Боровно, заозерье, Селигер. В Хвойнинском и Боровичском районах имеются карстовые озера: Городно, Ямное, Сухое. На территории области много озер находятся в стадии заболачивания. Тип питания рек смешанный. Значительную часть гидрографической сети области составляют малые реки, особенно нуждающиеся в охране от загрязнения. 8.2. Водопотребление и водоотведение Количество водопользователей, охваченных единой государственной статотчетностью по форме № 2 – ТП (водхоз) об использовании воды в течение последних 5 лет постоянно колебалось в пределах от 601 до 544. Это связано с существующими новыми экономическими отношениями. При этом, начиная с 1997 г., прослеживается четкая тенденция к последовательному уменьшению их количества.
Таблица 7 – Основные показатели использования воды в Новгородской области за 1998 – 1999 гг.
Таблица 8 – Сброс загрязняющих веществ в водные объекты, т
Сравнительную оценку количества водопользователей, не отчитывающихся об использовании воды по критериям охвата (согласно инструкции) и другим причинам за 1996-1999 гг., произвести не удалось (из-за отсутствия необходимой информации). Такая оценка впервые была проведена в 2000 г. Исходя из оценки количества водопользователей, проведенной в конце этого года: Þ вновь поставлены на учет 118 предприятий, сбрасывающих ливневые воды в водные объекты; Þ сняты с учета 143 предприятия (в основном сельскохозяйственные), так как часть из них ликвидированы, остальные на сегодня не подлежат государственному учету по критериям охвата госстатотчетностью по форме № 2 – ТП (водхоз). В результате количество водопользователей (по сравнению с 1999 г.) уменьшилось на 25 объектов. Кроме этого, 37 предприятий не представили в установленный срок отчеты. После уточнения объемов использования воды в 2000 г. некоторые из них могут быть сняты с учета. Таким образом, общее количество водопользователей, представивших госстатотчетность по использованию воды по форме №2 ТП (водхоз), уменьшилось на 62 объекта по сравнению с 1999 годом. Снятые с учета водопользователи (143 объекта или 21%), согласно экспертной оценке, потребляют около 1,1 млн. м3/год свежей воды, в т. ч. из подземных вод – 0,3 млн. м3/год. Более подробно сведения о количестве водопользователей и экспертной оценке приведены в таблице 9. Таблица 9 – Сведения о количестве водопользователей
В 2000 г. в Новгородской области забрано свежей воды из поверхностных и подземных водных объектов при помощи собственных водозаборов 126,57 млн. м3, в т. ч. из поверхностных объектов – 104, 89 млн. м3. Динамика забора воды за последние годы имела понизительные тенденции, а ее характеристика за последние 3 года приведена в таблице 10. В Новгородской области (согласно сведениям об использовании воды) в течение последних лет используется до 86,6 от всей забираемой свежей воды. Процент использования воды плавно уменьшался из года в год и в 2000 г. составлял 86%. Таблица 10 – Показатели забора воды водопользователями в Новгородской области
Забираемая вода примерно в равных соотношениях (по 40 - 44%) использовалась на хозяйственно-питьевые и производственные нужды. При этом до 1998 г. доля воды питьевого качества, использованной на производственные нужды, постоянно возрастала с 40,2 до 43,8%, но в абсолютных размерах (21,95 млн. м3 в 1996 г., до 21,69 млн. м3 в 1998 г.) практически не изменяясь. Начиная с 1999 г., наметился постепенный спад в использовании вод этого качества в промышленных целях. Это выражается как в процентах – до 39,2% в 2000 г., так и в абсолютных цифрах – до 18,84 млн. м3. На сельскохозяйственное водоснабжение (без разбивки по водным источникам) использовалось до 11% всей используемой воды или до 1,15 млн. м3 /год. Последние два года наблюдалось резкое снижение (с 7,82 до 1,15 млн. м3 /год ) водопользования в этом секторе экономики области. Объем воды в системах оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, уменьшившийся в 1997 г. до 503,1 млн. м3, постепенно увеличивается (до 539,3 млн. м3), но пока не достиг прежнего уровня в абсолютном выражении. При этом процент экономии свежей воды за счет снижения использования ее (92%) в указанных системах превысил цифры 1996 г. (91,44%). По структуре использования воды в отраслях экономики на территории Новгородской области (оценивая данные последнего пятилетия) необходимо отметить следующее: основным потребителем свежей воды было и осталось жилищно-коммунальное хозяйство. При этом доля используемой им воды постепенно увеличилась с 50,97% (1996 г.) до 60,75% (2000 г.). Это происходит, в основном, из-за принятия на свой баланс водозаборов от сельского хозяйства и промышленности. Промышленность до последнего года плавно снижала общий процент использования воды с 32,91 (1996 г.) до 28,89% (1999 г.). Однако в 2000 г. ее доля довольно резко подросла и достигла 32,17%. Из отраслей промышленности, интенсивно использующих свежую воду, на первом месте по-прежнему остается химическая, которая продолжает увеличивать свою долю с 46,21% (1996 г.) до 53,45% (1999 г.) в общем объеме водопользования области. Незначительное уменьшение (на 0,22%) в 2000 г. только подчеркивает ее роль в экономике нашей области. Из отраслей, которые в новых экономических условиях зарекомендовали себя как развивающиеся, и у которых, соответственно, происходит рост объемов водопотребления, надо отметить электроэнергетику. Ее доля в структуре водопользования области ежегодно плавно увеличивается (до 11,98% в 2000 г.) Прочие отрасли промышленности (в сумме до 23%), занимая значительную долю в использовании воды, не оказывают существенного изменения на водный баланс области. Сброс сточных вод различного генезиса в поверхностные и подземные водные объекты на территории Новгородской области в 2000 г. составил 101,95 млн. м3, в т. ч. в поверхностные водные объекты – 101,74 млн. м3. Динамика водоотведения сточных вод за последние 3 года приведена в таблице 11. Таблица 11 – Показатели водоотведения водопользователями Новгородской области
Большой ущерб открытым водоемам наносит ливневый сток с территорий предприятий и поселений. Как правило, он загрязнен органическими и неорганическими веществами в довольно значительных количествах. Основная причина подобного положения – неудовлетворительное содержание территорий, отсутствие очистных сооружений на ливневых выпусках вод. По структуре сбрасываемые в поверхностные водные объекты сточные воды подразделяются на: недостаточно-очищенные на очистных сооружениях (ОС) – 87,21 млн. м3 (или 85,72% от общего объема); загрязненные без очистки – 9,43 млн. м3 (или 9,27%) и нормативно чистые без очистки – 5,1 млн. м3 (или 5,02%). Нормативно очищенных на ОС сточных вод в области нет. Прошедший год не внес кардинальных изменений в качество очистки сточных вод, отводимых в поверхностные водные объекты. По-прежнему значительную долю в объеме сбрасываемых сточных вод в области занимают загрязненные недостаточно-очищенные воды. при этом их доля постепенно растет, в 2000 г. она составляла уже 85,7%. Приращение объемов сточных вод этого качества происходит, в основном, за счет снижения количества загрязненных без очистки вод. Процент нормативно-чистых сточных вод в последние годы колебался в районе 8,5% и только в 2000 г. упал до 5%. По состоянию на конец 2000 г. в Новгородской области действовали 79 биологических очистных сооружений, 32 очистных сооружения физико-химической очистки и 140 механических очистных сооружений и нефтеловушек. Рабочая мощность ОС на конец 2000 г. составляла 196,5 млн. м3/год. В отчетном году общая мощность ОС увеличилась на 2,43 млн. м3/год за счет постановки на государственный учет новых водопользователей. Крупные очистные сооружения в отчетном году введены в эксплуатацию не были. По данным госстатотчетности нормативно-очищенных (по нормам ПДС) на очистных сооружениях сточных вод нет. На всех выпусках после ОС в водные объекты имеются превышения ПДС хотя бы по одному или нескольким ингредиентам. Основными причинами недостаточной очистки сточных вод на ОС являются: √ не соответствие количественных и качественных характеристик, поступающих на очистку сточных вод, проектным параметрам; √ не соответствие действующих нормативов ПДС технологическим возможностям очистных сооружений; √ неудовлетворительная эксплуатация ОС. В это же время многие из работающих на территории области очистных сооружений осуществляют очистку сточных вод до проектных параметров. В частности, на биологических очистных сооружениях в ряде районов области достигнуты проектные параметры по БПК и взвешенным веществам. В результате улучшения качества очистки стоков на биологических сооружениях области в 2000 г. наблюдалось снижение сброса количества загрязняющих веществ по азотной группе. Общий сброс загрязняющих веществ в 2000 г. (по сравнению с 1999 г.) уменьшился на 642 тонны. Однако в целом из-за неудовлетворительной работы или отсутствия БОС в водоемы области продолжали поступать загрязненные недостаточно-очищенные сточные воды. В 2000 г. в 3 раза увеличилось (по сравнению с 1999 г.) количество цинка в стоках БОС ОАО «Акрон» в реку Волхов. Основными загрязняющими веществами, поступавшими в поверхностные водные объекты Новгородской области за последние годы, являлись: сульфаты, хлориды, взвешенные вещества, азот общий, легко окисляемая органика, азот нитратов, азот аммония и фосфаты. С ряда предприятий области возросли в 2000 г. сбросы алюминия. Главными источниками сброса сточных вод в поверхностные водоемы Новгородской области по- прежнему остаются промышленность, на долю которой в 2000 г. приходилось более 65% сточных вод, и жилищно-коммунальное хозяйство – 29,4% от общего объема. Общий объем загрязняющих веществ, поступивший в бассейны основных рек области, в 2000 г. уменьшился на 1249,7 в сравнении с 1999 г. Снижение (на 1798,5 т) загрязнения вод отмечено в бассейнах озер Валдайское и Ильмень, рек Ловать, Шелонь, Волхов. Выявлен рост (на 556,5 т) объемов загрязнения в бассейнах рек Мста, Луга, Молога и Пола. Практически во всех бассейнах (за исключением р. Шелонь и оз. Валдайское) рек произошло уменьшение содержания Железа, а общая его масса снизилась на 4,84 т. Отмечено снижение масс нефтепродуктов в бассейнах реки Волхов и оз. Ильмень. 8.3. Охрана и контроль качества поверхностных вод суши в Новгородской области. Первоочередной проблемой, требующей неотлагательного решения, представляется предотвращение загрязнения природных вод, то есть ликвидация сброса загрязненных без очистки сточных вод в водные объекты некоторых населенных пунктов области. С этой целью в 2000 г. реализованы меры технического и технологического плана по усовершенствованию очистки канализационных сточных вод на БОС АО «Акрон», в результате достигнуты более высокие показатели очистки, создан резерв для ввода в эксплуатацию новых предприятий, реконструкции старых, проведения дальнейшего жилищного строительства в областном центре; завершены работы по реконструкции очистных сооружений канализации Дома отдыха «Валдай», объект принят в эксплуатацию, что позволило ликвидировать сброс сточных вод в озеро Валдайское; продолжены работы по прокладке магистрального канализационного коллектора в г. Старая Русса; закончен первый этап ремонтно-восстановительных работ на очистных сооружениях канализации п. Угловка Окуловского района и д. Яжелбицы Валдайского района. На предприятиях металлургической, химической, нефтехимической, электронной промышленности, приборостроения, переработки древесины вводятся водооборотные системы замкнутого цикла, позволяющие сократить потребление свежей воды более чем на 90%. Выводятся из эксплуатации или прекращают деятельность объекты-загрязнители, расположенные в водоохранных зонах водоемов (склады ГСМ, фермы КРС и др.), производится залужение пашни, которая переводится в сенокосы (естественные или с высевом многолетних трав). Не менее актуальной проблемой для Новгородской области является обеспечение населения чистой питьевой водой. По данным ЦГСЭН на 31.01.2000 г. доля проб воды в водоисточниках, не отвечающая гигиеническим требованиям, составила: по санитарно-химическим показателям – 23,9%, в т. ч. из поверхностных – 25,1%; по микробиологическим показателям – 15,6%, в т. ч. из поверхностных –35,1%. Для улучшения сложившейся ситуации в 1999 г. Администрацией области была принята (сейчас выполняется) Целевая программа «Обеспечение населения области питьевой водой на 1999 – 2010 годы». (3) Основные проблемы регулирования использования и охраны водного фонда России. Гидрогеологическая деятельность. В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации почти 100% водных объектов находятся в государственной, в том числе около 95% — в федеральной собственности. На федеральном уровне государственное управление в области использования и охраны водных объектов осуществляют Правительство Российской Федерации и специально уполномоченный государственный орган, функции которого возложены на Министерство природных ресурсов Российской Федерации. В свою очередь на водных объектах имеется большое количество различного рода во-дохозяйственных сооружений (плотины, дамбы, водозаборы и т.д.), которые находятся на балансе предприятий различных форм собственности, но в основном входят в систему Минсельхоза России, Минтранса России, Минэнерго России, Минэкономразвития России и т.д. В ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации (до начала 2000 г.), кроме водных объектов, находилось определенное число водохозяйственных и гидротехнических сооружений, 7 строящихся водохранилищ, включая крупный Крапивинский гидроузел на р. Томи. Водообеспечение населения и объектов экономики, предотвращение деградации водных объектов и поддержание надлежащего количества воды в них, защита от вредного воздействия вод возможны лишь с помощью гидротехнических систем и сооружений, требующих трудоемких и дорогостоящих мероприятий по строительству, содержанию и эксплуатации. Стоимость основных производственных фондов водохозяйственного комплекса к началу 1999 г. оценивалась почти в 60 млрд. руб. Основную их часть составляют системы территориального перераспределения стока (41%), гидроузлы и гидросооружения для регулирования стока рек (25%), системы и сооружения для водообеспечения орошаемого земледелия и сельхозводоснабжения (13%). Стоимость защитных сооружений от вредного воздействия вод составляет лишь 3% от стоимости основных фондов водохозяйственного комплекса (должна составлять не менее 10—15%), чем в значительной степени объясняются ежегодные большие ущербы, наносимые населению и экономике паводками, наводнениями, берегообрушением, оползнями. Созданными водохозяйственными основными фондами обеспечиваются необходимые условия деятельности других отраслей, не связанных с изъятием водных ресурсов: гидроэнергетики, рыбного хозяйства, водного транспорта, рекреации. Важная роль в водохозяйственном комплексе принадлежит водохранилищам, которые обеспечивают регулирование и перераспределение во времени стока рек, гарантированное водоснабжение, защиту территорий от паводков. Если говорить об итогах 1998 г., то в целом по большинству крупнейших водохранилищ Российской Федерации удалось создать запасы воды, обеспечивающие водоснабжение населения и устойчивое функционирование экономики в 1998—1999 гг. В 1999 г. особо напряженная водохозяйственная обстановка сложилась в Волжско-Камском бассейне. В частности, к концу осени водные ресурсы в водохранилищах здесь были значительно ниже объемов, накопленных к этому времени в предыдущем году, что усложнило ситуацию на осенне-зимний период. Тем не менее в 2000 г. удалось обеспечить близкие к оптимальным режимы работы крупнейших водохранилищ России. На Волжско-Камском каскаде к 1 июля 2000 г. все водохранилища, за исключением Рыбинского, были полностью заполнены. Аномально теплая погода в ноябре-декабре и отсутствие снежного покрова на большей части водосборного бассейна Волги обусловили решение о максимальной экономии водных ресурсов на зимний период, что позволило обеспечить к концу 2000 г. достаточные запасы воды, превышающие на 2 км3 средние многолетние величины и на 10 км3 — запасы воды на начало года. На Ангаро-Енисейском каскаде в 2000 г. были выдержаны установленные отметки допустимой сработки озера Байкал (456,0 м) и Братского водохранилища (395,0 м), что позволило улучшить водохозяйственную обстановку в данном регионе. Краснодарское водохранилище на р. Кубань к началу мелиоративных попусков было наполнено на 0,5 км3 больше, чем в прошлом году. Однако в дальнейшем приток воды резко снизился, в связи с чем наполнение водохранилища задерживалось. В экстремальных условиях осуществлялся в 2000 г. пропуск половодья через Ирик-линское водохранилище на р. Урал. Крайне высокое половодье вызвало значительные размывы русла р. Урал в районе водозаборов г. Троицка с соответствующим снижением необходимых для их работы уровней воды, что обусловило необходимость увеличения сбросных расходов. В последнее время существенно ухудшилось техническое состояние гидроузлов и береговой зоны водохранилищ. Средний срок эксплуатации гидротехнических сооружений составляет 30—40 лет, но есть плотины, срок эксплуатации которых превышает 100 лет. Подавляющее большинство из обследованных гидротехнических сооружений нуждается в текущем ремонте, а свыше 400 гидротехнических сооружений находятся в аварийном или предаварийном состоянии. Наиболее неблагополучными в этом отношении являются Уральский и Поволжский экономические районы. За последние годы произошли также прорывы плотин ряда крупных водохранилищ, многочисленных прудов. Материальный ущерб от разрушения этих сооружений был весьма значителен, имелись человеческие жертвы, было разрушено большое число хозяйственных объектов и жилых домов, выведены из строя питьевые и технические водозаборы. Серьезной проблемой является также абразия берегов водохранилищ. Протяженность их береговой линии в России составляет 75,4 тыс. км, из которых 41,5 - абразионноопасные. Только по водохранилищам Волжско-Камского каскада в зоне опасных берегообрушений находятся 203 населенных пункта. Значительная часть береговой линии водохранилищ подвержена оползневым явлениям. В зону оползневых процессов попадают такие крупные города, как Нижний Новгород, Ульяновск, Сызрань, Саратов, Волгоград. Общие потери земель составляют примерно 40 тыс.га, в том числе 35 тыс.га в результате абразии берегов и около 4 тыс.га вследствие оползней. Постоянной проблемой является вредное воздействие вод (паводки, наводнения, подтопление ценных земель, населенных пунктов и объектов экономики). На паводкоопасных территориях, составляющих в целом по стране свыше 400 тыс. км2, ежегодно затапливается в среднем до 50 тыс. км2. Наиболее паводкоопасными районами являются Приморский край, Сахалинская и Амурская области, Забайкалье, Средний и Южный Урал, Нижняя Волга и Северный Кавказ. В 1999 г. особо сложная обстановка, связанная с подъемом воды, сложилась в конце весны — начале лета в Надымском районе Ямало-Ненецкого автономного округа и ряде других регионов страны. В 2000 г. уровни воды при прохождении половодья на реках большей части Европейской территории Российской Федерации не превышали нормы или были несколько выше ее. В то же время исключительно высокие наводнения наблюдались в Краснодарском и Приморском краях, Оренбургской и Курганской областях. В Кабардино-Балкарской Республике от селевых потоков сильно пострадал г. Тырнауз. В 2000 г. при прохождении паводков погибло 2 чел.; общее число пострадавших составило почти 41 тыс. чел. Материальный ущерб при этом равнялся 1600 млн. руб. Значительного снижения ущербов от наводнений можно было бы добиться за счет проведения своевременных текущих и капитальных ремонтов действующих гидросооружений и строительства дополнительных защитных сооружений. Как показывает отечественная и зарубежная практика, предотвращенный ущерб, как правило, в 30 раз превышает средства, вложенные в противопаводковые мероприятия. Однако указанные работы в необходимых объемах не проводятся из-за недостаточного финансирования. Серьезной проблемой является ухудшение качества воды поверхностных водных объектов, в том числе малых рек, которое в большинстве случаев не отвечает нормативным требованиям и оценивается как неудовлетворительное почти для всех видов водопользования. Наблюдается деградация малых рек. Происходит их заиление, загрязнение, засорение, обрушение берегов. Сток малых рек, особенно в европейской части России, снизился более чем наполовину. В результате происходит разрушение водных экосистем, что делает эти реки непригодными для использования. Для решения водохозяйственных проблем в 1995-1998 гг. был разработан ряд федеральных целевых программ: «Возрождение Волги», «Обеспечение населения России питьевой водой», «Каспий», «Противопаводковые мероприятия», «Обь», «Томь», «Оздоровление экологической обстановки в бассейне Балтийского моря» и др. Некоторые из них утверждены Правительством Российской Федерации, и по ним уже осуществляются первоочередные мероприятия. Однако полномасштабная реализация всех программных мероприятий сдерживается нехваткой средств в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Федерации, которые до настоящего времени являются основными источниками финансирования водохозяйственных работ. На 1997 г. в федеральном бюджете было предусмотрено на эти цели, (после секвестирования) 157,1 млрд. руб., или 6% от потребности. Средства для финансирования текущих затрат, связанных с проведением водохозяйственных и водоохранных работ, практически не предусмотрены. Срыв выполнения указанных программ продолжался и в последующие периоды. В частности, в I полугодии 1999 г., по данным Госкомстата России, по программе, касающейся оздоровления экологической обстановки на р. Волге, из 76 млн. руб. государственных инвестиций в основной капитал (капиталовложений), предусмотренных в целом на год, было фактически использовано лишь 20 млн. руб., или 26%; по программе, связанной с подъемом уровня Каспийского моря, использовано 3,5 из 17,2 млн. руб., или 20%; по обеспечению населения питьевой водой — из предусмотренных на год 7,7 млн. руб. ничего освоено не было. Нарастает технологическое и техническое отставание водного хозяйства, в частности, в изучении и контроле качества вод, подготовке питьевой воды, обработке и утилизации осадков, образующихся при очистке природных и сточных вод, обнаружении аварийньи загрязнений, идентификации их источников и ликвидации последствий. Прекращена разработка необходимых для устойчивого водообеспечения перспективных схем использования и охраны вод. В 1999 г., как и в предыдущие годы, из-за нестабильной работы большинства предприятий, их тяжелого финансового положения, а также неудовлетворительного бюджетного финансирования выполнение водоохранных мероприятий в стране осуществлялось крайне низкими темпами. Экономические отношения при пользовании водными объектами (кроме подземных вод) регулировались в 1999 г. Федеральным законом от 6 мая 1998 г. «О плате за пользование водными объектами». Законом введена плата за подлежащее лицензированию пользование поверхностными водными объектами, территориальным морем и внутренними морскими водами с применением сооружений, технических средств или устройств. Предусмотрено также не менее 50% средств, поступающих от этой платы, направлять на осуществление мероприятий по восстановлению и охране водных объектов. В 1999 г. Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов определен в сумме 400 млн. руб., а в 2000 г. — 330 млн. руб. (в ценах соответствующих лет). В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2001 г.» от 27.12.2000 г. № 150-ФЗ указанный Фонд был упразднен, а соответствующие платежи должны поступать непосредственно в доходы федерального бюджета. В достаточно сложных условиях осуществляется также и гидрогеологическая деятельность. Она проводится в последние годы, главным образом, в форме поисково-оценочных работ по воспроизводству преимущественно пресных и отчасти минеральных подземных вод с целью водоснабжения городов и населенных пунктов, соленых вод и рассолов для технических целей, а также лечебных минеральных вод для лечения и промышленного разлива. Геологоразведочные работы по воспроизводству запасов/теплоэнергетических и промышленных вод проводятся в очень ограниченных масштабах (в Камчатской, Иркутской, Кировской области). Поисково-оценочные работы на пресные подземные воды финансируются в основном за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, аккумулируемых в бюджетах субъектов Федерации, а на технические минеральные подземные воды — за счет средств предприятий. В 1999 г. работы по воспроизводству запасов подземных вод проводились по двум направлениям: оценка обеспеченности населения России ресурсами и запасами подземных вод хозяйственно-питьевого назначения; поисково-разведочные работы по воспроизводству запасов подземных вод на новых и эксплуатируемых (с неутвержденными запасами) месторождениях. Прирост запасов подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения составил 50 тыс. м /сут., минеральных вод — около 2 тыс. м /сут. В Краснодарском крае начаты работы по созданию новой минерально-сырьевой базы для строящегося завода по производству йода мощностью 500 т/год. (6, 16, 23)
Список литературы: 1. Авакян А. Б., Широков В. М. Комплексное использование и охрана водных ресурсов : Учеб. пособие. – Мн.: Ун-кое, 1990. – 240 с. 2. Алпатьев А. Н. Влагообороты в природе и их преобразование. – Л.: Гидрометеоиздат, 1994. – 269 с. 3. Администрация Новгородской области. Комитет природных ресурсов по Новгородской области.: Состояние окружающей среды Новгородской области, 1999-2000 гг., В. Новгород, 2001. 4. Беличенко Ю. П., Швецов М. Н. Рациональное использование и охрана водных ресурсов. – М.: Россельхозиздат, 1996.-312 с. 5. Бертокс П., Радд Д. Стратегия защиты окружающей среды от загрязнений. – М: Мир, 1990. – 606 с. 6. Бобылев С. Н. Эффективность использования природно-сырьевых ресурсов АПК. – М.: Издательство Московского ун-та, 1997.-231 с. 7. Географические аспекты рационального природопользования.: Материалы научной конференции / под. ред. В. И. Галицкого. – Киев: Наук. думка, 1997. – 128 с. 8. Голуб А. А., Струкова Е. Б. Экономика природных ресурсов: - М.: Аспект Пресс, 1998. –319 с. 9. Зарубаев Н. В. Комплексное использование и охрана водных ресурсов. – Л.: Стройиздат, 1996. – 223с. 10. Израель Ю. А. Экология и контроль состояния природной среды. – М.: Гидрометеоиздат, 1992. – 375 с. 11. Камар И. В. Рациональное использование природных ресурсов и ресурсные циклы. – М.: Наука, 1995. – 512 с. 12. Кобозев И. В., Тюльдюков В. А., Парахин Н. В. Планирование критических ситуаций в экосистемах. – М.: Изд-во МСХА, 1995. – 264 с. 13. Кочановский А. М. и др. Очистка и использование сточных вод, - М.: Химия, 1993. – 288 с. 14. Куценко А. М., Писаренко В. Н. Охрана окружающей среды в сельском хозяйстве. – Киев: Урожай, 1991. – 200 с. 15. Львович М. И. Мировые водные ресурсы и их будущее. – М.: Мысль, 1994. – 446 с. 16. Охрана окружающей природной среды: Постатейный комментарий к Закону России. – М.: Республика, 1993. – 224 с. 17. Охрана окружающей среды: Уч-к для ВУЗов / Автор-составитель А. С. Степановских. – М.: ЮНИТИ – Дана, 2000 – 559 с. 18. Протасов В. Ф., Молчанов А. В. Экология, здоровье и природопользование в России. -–М.: Финансы и статистика, 1995. – 528 сю 19. Реввель П., Реввель И. Среда нашего обитания: В 4-х книгах. Книга 2-я. Значение воды и воздуха: Пер. с англ. – М.: Мир, 1995. – 188 с. 20. Родионов А. И. и др. Техника защиты окружающей среды. – М.: Химия, 1999. – 512 с. 21. Степановских А. С. Охрана окружающей среды. – Курган: ГИПП Зауралье, 1998. – 512 с. 22. Хефлинг Т. Тревога в 2000 г.: Бомбы замедленного действия на нашей планете / Пер. с нем. М. С. Осиповой, Ю. М. Фролова; предисловие С. Б. Лаврова. – М.: Мысль, 1990. – 270 с. 23. Охрана и использование природных ресурсов. № 1-2, 2001 г. |
|
© 2000 |
|