Безопасность жизнедеятельности (конспект лекций)
Безопасность жизнедеятельности (конспект лекций)
Оглавление:
Статья 77 Внутренней службы:........................................................................................................................................................... 1
Литература:............................................................................................................................................................................................... 1
Введение. Цель и задачи
дисциплины БЖД, ее содержание.......................................................................................................... 1
Раздел I. Безопасность
общества и человека в современном мире................................................................. 2
Тема 1: Научные основы безопасности
жизнедеятельности.................................................................................. 2
Лекция 1: Безопасность
жизнедеятельности как составная часть национальной безопасности РФ............................ 2
Лекция 2: Концепция
обеспечения безопасности военной службы............................................................................................. 3
Тема 2: Опасности среды обитания и
меры по понижению ущерба от них.................................................. 5
Лекция 3: Природные
опасности и защита от них.......................................................................................................................... 5
Лекция 4: Опасности
социальной сферы повседневной жизни военнослужащих и мероприятия по их
предупреждению. 6
Тема 3: Чрезвычайные ситуации и
ликвидация их последствий......................................................................... 8
Лекция 5: ЧС
техногенного характера............................................................................................................................................... 8
Раздел II. Безопасность
эксплуатации ВВТ........................................................................................................................ 10
Тема 4: Организация безопасной
эксплуатации ВВТ................................................................................................ 10
Лекция 6: Система
обеспечения безопасной эксплуатации ВВТ............................................................................................... 10
Лекция 7: Система
подготовки л/с по соблюдению требований безопасности при эксплуатации ВВТ...................... 11
Тема 5: Обеспечение безопасности
отдельных видов работ................................................................................... 13
Лекция 8: Организация и
выполнение работ на ВВТ..................................................................................................................... 13
Тема 6: СВЧ-излучение......................................................................................................................................................................... 15
Лекция 9: ПМБ при
эксплуатации источников СВЧ-излучения.................................................................................................. 15
Тема 7: Пожарная безопасность................................................................................................................................................ 17
Лекция 10: Организация
и обеспечение пожарной безопасности в воинских частях......................................................... 17
Раздел 3. Безопасность
эксплуатации электроустановок................................................................................. 19
Тема 8: Анализ опасности поражения
человека электрическим током..................................................... 19
Лекция 11: Действие
электрического тока на человека.............................................................................................................. 19
Лекция 12: Анализ
условий безопасности в изолированных электрических сетях............................................................... 20
Лекция 13: Анализ
условий безопасности в заземленных электрических сетях.................................................................... 23
Лекция 14: Анализ
эффективности применения защитного заземления в электрических сетях..................................... 25
Лекция 15:
Классификация и конструктивное исполнение заземляющих устройств......................................................... 27
Лекция 16: Анализ
эффективности применения зануления в электрических сетях.............................................................. 28
Лекция 17: Анализ
эффективности применения защитного отключения............................................................................... 29
Командир (начальник) обязан
принимать меры по предотвращению гибели и травматизма личного состава, устанавливать
необходимые требования безопасности на боевом дежурстве, при работе с
вооружением и военной техникой, при совершении марша, при проведении учений,
боевых стрельб (пусков), полетов, походов кораблей, специальных занятий или работ,
при несении караульной и внутренней (дежурной и вахтенной) служб, своевременно
доводить эти требования безопасности до подчиненных и требовать строгого
их выполнения.
Перед началом
работ, занятий или других мероприятий, служебной деятельности командир обязан
лично убедиться, что для этого созданы и обеспечены безопасные условия,
подчиненные усвоили доведенные до них требования безопасности и обладают достаточными
практическими навыками в их выполнении.
Меры, принимаемые
командиром (начальником) по предотвращению гибели и травматизма личного
состава, не должны приводить к срыву выполнения боевой задачи.
1.
РЭКОС – М: МО СССР, 1989 г.
2.
РОБЭКС – М: МО СССР,1989 г.
3.
ПМБЭКН – М: МО СССР, 1986 г.
4.
Маньков В. Д.: БЖД, ч III, БЭ ЭУ: учебное пособие для ВВУЗов – СПб: ВИКУ, 2000 г.
5.
Маньков В. Д.: БЖД, ч II, БЭ ЭВТ: учебное пособие для ВВУЗов – СПб: ВИКУ, 2001 г.
6.
Электробезопасность: учебное пособие для
ВВУЗов под ред. Золотаренко А. Г. – Л: ВВИКИ, 1991 г.
7.
Руководство к ПЗ, ч. I,
1995 г.
8.
Руководство к ПЗ, ч. II, 1991 г.
9.
Руководство к ПЗ, ч. III, 1994 г.
10.
Руководство к ЛиПЗ, ч. II, Л: ВВИКИ, 1987 г.
11.
Руководство к ЛиПЗ, ч. I, Л: ВВИКИ, 1983 г.
12.
Заграничный С. Ф., Косьмин Г. В., Маньков
В. Д. и др. Справочник по ПМБ. Вып. 1 – ВИКУ 2000 г.
13.
ПМБ при ЭСВЧИ – ВИККИ – 1987 г.
14.
Гузенко В. Л., Маньков В. Д., Косьмин Г.
В., Вайнтрауб А. Е. ОБ при производстве работ и с повседневной деятельности
войск: учебное пособие для ВВУЗов, ВИКУ – 2000 г.
15.
Косьмин Г. В., Маньков В. Д. Руководство к
ГЗ по дисциплине «БЖД», ч. 5. ОБ проведения опасных работ и ЭТ Гостехнадзора в
ВС РФ – ВИКУ – 2001 г.
16.
Маньков В. Д. Руководство к ГЗ по
дисциплине «БЖД», ч. 2. Социальное страхование жизни и здоровья военнослужащих
– ВИКУ – 2001 г.
17.
Бычков А. М. и др. ОБЭ специальной техники,
учебное пособие. Л: - 1986 г.
Безопасность
жизнедеятельности — система знаний, направленных на
обеспечение безопасности в производственной и непроизводственной среде с учетом
влияния человека.
Основными
целями дисциплины являются:
1. Заложить выпускникам основы знаний и практических навыков:
·
о характеристике опасных и вредных факторов на
боевых постах, при эксплуатации электроустановок и т. д.;
·
необходимых для успешного решения задач по
предупреждению происшествий;
·
необходимых при проведении различных хозработ;
2. Воспитать у выпускников чувство личной ответственности за обеспечение
безопасных условий работы личного состава на любом участке.
Задачи,
которые необходимо уметь решать после изучения дисциплины БЖД:
1. обучать л/с требованиям безопасности по видам деятельности, а также по
оказанию первой помощи пострадавшим;
2. организовывать проведение работ с повышенной опасностью;
3. лично соблюдать требования безопасности при эксплуатации ВВТ и в быту.
Раздел I. Безопасность общества и человека в современном мире.
Вопросы:
1.
Виды безопасности РФ.
2.
Анализ современного подхода в исследовании
безопасности структурно-сложных систем (ССС).
== Вопрос 1 ==
Виды безопасности РФ.
Безопасность
— состояние защищенности жизненно-важных интересов
личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Жизненно-важные
интересы — совокупность потребностей,
удовлетворение которых обеспечивает существование и возможность развития
личности, общества и государства.
Безопасность
жизнедеятельности — состояние деятельности, при
котором с определенной вероятностью исключено проявление опасности.
Безопасность
является неотъемлемым свойством любой системы (человек-среда, человек-машина-среда)
и ее целью. Понятие «безопасность» является сложным и носит системный характер.
Все системы и подсистемы испытывают взаимовлияние как положительные, так и
отрицательные.
Классификация
видов безопасности вытекает из концепции национальной безопасности.
Военная
безопасность — важнейшая составная часть общей
проблемы обеспечения национальной безопасности России. Она вытекает как из
нового геополитического положения РФ, так и из складывающейся ситуации в Мире.
Военная безопасность — защищенность личности, общества и государства от военных
угроз; состояние когда возможность войны сводится к минимуму, вследствие
отсутствия мотивов применения военной силы, а также осуществления мер по
предотвращению военной опасности.
Военная
безопасность имеет внешние и внутренние аспекты:
v
внешние аспекты —
отражают способность сдерживать военную силу извне или противодействовать ей;
v
внутренние аспекты –
охватывают систему мер по созданию и поддержанию готовности личности, общества
и государства к предупреждению военных угроз путем создания военной организации
для осуществления мобилизационной подготовки экономики и населения страны.
Основная
военная организация России – это ВС.
Основные
положения военной безопасности отражаются в военной доктрине России, как
система взглядов на военные конфликты и использование военной силы.
Основные
элементы ВБ:
ü
военный потенциал и военная мощь страны;
ü
военная политика;
ü
уровень боеготовности сил ядерного сдерживания и
сил общего назначения;
ü
уровень развития военного искусства;
ü
уровень подготовки военных кадров.
== Вопрос 2 ==
Анализ современного подхода в исследовании
безопасности структурно-сложных систем (ССС).
В конце 80-х гг.
была сформулирована государственная научно-техническая программа безопасности.
Ее целью была разработка научных основ, методов, систем нормативно-технических
средств, обеспечивающих безопасность населения и окружающей среды с учетом
риска возникновения природных и техногенных аварий (Академик Фролов).
Сейчас существует
две наиболее распространенных концепций анализа и обеспечения безопасности ССС:
1. Концепция абсолютной безопасности;
2. Концепция приемлемого риска. (наиболее реалистична).
Ее основные положения:
¨
Обеспечение абсолютной безопасности невозможно.
¨
Уровень приемлемого риска может быть оценен
количественно.
¨
Обеспечение безопасности предполагает обоснование
методов повышения безопасности путем поиска компромисса между уровнем
безопасности и экономическими возможностями его достижения.
Принципы
исследования безопасности ССС:
Принципы анализа:
1) принцип достоверности анализа ССС
2) конструктивности анализа (практической реализуемости)
3) иерархичности анализа
4) простоты и доступности анализа
5) систематичности анализа
Принципы
обеспечения безопасности:
1) Технические:
§
парирование воздействия потенциально опасных и
вредных факторов (предполагает возможность повышения безопасной эксплуатации
ВВТ путем локализации возможных опасных ситуаций);
§
принцип снижения уровня воздействия потенциальных
опасных и вредных факторов;
§
принцип своевременного предупреждения о появлении
потенциально опасных и вредных факторов.
2) Организационные:
§
планирование с учетом безопасности;
§
принцип обратной связи (учета опыта эксплуатации на
практике);
§
принцип ответственности должностных лиц за свои
действия и решения;
§
принцип системности (системный учет всех факторов).
Вопросы:
1.
Анализ травматизма в РВСН и основные пути
его предупреждения.
2.
Цель и задачи безопасности военной службы.
Объекты и субъекты безопасности военной службы.
3.
Угрозы безопасности военной службы и
основные направления безопасности военной службы.
== Вопрос 1 ==
Анализ травматизма в РВСН и основные пути его
предупреждения.
Ежегодно погибает
от травм в РВСН 100-120 человек, порядка 3000 человек получает травмы. Более
70% несчастных случаев не связаны с военной службой (пьянство, гибель в
отпусках, в личном транспорте).
Главные
причины военно-профессиональных травм:
1)
Низкая профессиональная подготовка л/с;
2)
Неудовлетворительная организация работ;
3)
Нарушение требований безопасности;
4)
Недостаточное финансирование и снабжение
материальными ресурсами ВС.
По требованию МО
РФ ведущими направлениями работы по предупреждению гибели и травматизма л/с
при эксплуатации ВВТ и в повседневной деятельности определены:
-
постоянное руководство со стороны командиров всех
уровней процессов обеспечения безопасности;
-
всесторонняя пропаганда требований безопасности;
-
целенаправленная работа с каждым военнослужащим по
их соблюдению;
-
качественное обучение л/с требованиям безопасности
по видам деятельности, а также по оказанию первой помощи пострадавшим;
-
создание безопасных условий работы на боевых
постах;
-
постоянное выявление травмоопасных факторов и
устранение причин и предпосылок возникновения травм;
-
организация противопожарных мероприятий;
== Вопрос 2 ==
Цель и задачи безопасности военной службы.
Объекты и субъекты безопасности военной службы.
Безопасность
военной службы (БВС) – состояние
воинской службы, определяющее степень защищенности жизненно важных интересов
военнослужащих от воздействия опасных и вредных факторов.
Угрозы БВС – совокупность факторов, создающих опасность жизненно важных интересов
личности, общества, и государства.
Цель концепции
БВС: - выработка современного подхода к организации
работы по обеспечению БВС.
Задачи БВС: - определение объектов и субъектов БВС;
- определение принципов обеспечения безопасности;
- характеристика основных угроз БВС;
- определение направлений обеспечения БВС и их содержание.
Объекты БВС: -
военнослужащие;
- местное население;
- окружающая среда.
Субъекты БВС: -
органы военного управления;
- воинские должностные лица.
== Вопрос 3 ==
Угрозы безопасности военной службы и основные
направления безопасности военной службы.
Угрозу БВС
составляют:
◊
неудовлетворительное финансирование ВС и недостаточное
обеспечение материальными ресурсами;
◊
криминализация общества;
◊
снижение уровня общеобразовательной,
морально-психологической и физической подготовленности военнослужащих;
◊
слабые знания требований безопасности, снижение
ответственности за их выполнение;
◊
неудовлетворительное состояние воинской дисциплины
и службы войск;
◊
физическое старение ВВТ;
◊
прекращение закупок технических средств защиты;
◊
угроза совершения актов терроризма.
Направления
обеспечения БВС:
1.
Правовое:
·
улучшение правового обеспечения;
·
поддержание воинской дисциплины и правопорядка;
·
взаимодействие с государственными органами, с
прокуратурой при осуществлении ими надзора за соблюдением прав и свобод в/с.
2.
Социально-экономическое:
·
взаимодействие с государственными органами по
проблемам финансирования в/с;
·
выполнение мероприятий МТО.
3.
Организационно-техническое:
·
обеспечение взрыво-, пожаро-, электробезопасности
на объектах;
·
обеспечение сохранности оружия и боеприпасов.
4.
Морально-психологическое:
·
воспитание в/с;
·
психологическая помощь молодым в/с;
·
разъяснительная работа в семьях в/с.
5.
Медицинское:
·
лечебно-профилактические мероприятия;
·
анализ заболеваемости и травматизма.
6.
Гидрометеорологическое:
·
контроль и прогноз погоды;
·
РХБ разведка.
7.
Экологическое:
·
охрана окружающей среды;
·
экологическое обучение;
·
восстановление и воссоединение природоохранных
сооружений.
Вопросы:
1.
Общая классификация чрезвычайных ситуаций
(ЧС).
2.
Классификация природных ЧС.
== Вопрос 1 ==
Общая классификация чрезвычайных ситуаций
(ЧС).
Опасность – возможность нанесения вреда (морального, физического и(или)
материального) личности, обществу и государству.
Чрезвычайная
ситуация – обстановка, сложившаяся на определенной
территории в результате катастрофы, аварии, стихийного бедствия, которая может
повлечь за собой (или повлекла) человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и
окружающей среде, значительные материальные потери, а также нарушение условий
жизнедеятельности.
ЧС классифицируются
по ряду признаков:
Степень
внезапности. Своевременное прогнозирование ЧС и правильность действия
позволяют избежать значительных потерь и, порой, предотвратить ЧС.
Скорость
распространения ЧС. Может носить взрывной,
быстрораспространяющийся или плавный характер. К первым двум ситуациям
относятся большинство военных конфликтов, техногенных аварий и катастроф,
стихийных бедствий. К третьей ситуации: загрязнение окружающей среды,
наводнения, паводки.
Масштаб
распространения: ЧС по своему составу могут носить
локальный, объектовый, местный, региональный, национальный и глобальный характер.
Продолжительность
действия: кратковременный и затяжной характеры.
Характер ЧС: преднамеренный и непреднамеренный.
Происхождение
ЧС:
◊
Антропогенные.
◊
Природные: а) метеорологические:
-
аэродинамические (бури, штормы, ураганы, смерчи);
-
агрометеорологические (крупный град, сильный ливень, снегопады, сильная жара…)
б)
тектонические: землетрясения, моретрясения (цунами), извержение вулканов.
в)
топологические: половодье, паводки, ветровые погоны.
г) космические: метеориты, галактические, космические, солнечное
излучения и излучение поясов Земли.
К природным ЧС
(опасностям) относятся:
ü
Литосферные опасности:
землетрясения, оползни, снежные лавины, селевые потоки, обвалы;
ü
Атмосферные опасности:
ураганы, торнадо (смерчи), пыльные (песчаные) бури, грозы.
ü
Гидросферные опасности:
наводнения, цунами.
Землетрясение — колебание земной поверхности вследствие внезапных смещений и
разрывов в земной коре или манте. Ежегодно фиксируется около миллиона толчков.
Из них:
1 —
катастрофичный;
10 сильных;
100
разрушительных;
1000 повреждающих
разрушений.
Большинство
землетрясений сопровождается затухшими вулканами. В XX
веке произошло 340 крупных землетрясений. Особенно катастрофичными являлись:
Ø
Китай — 1976 г. Тянь-Шань. Полное разрушение. 650
000 погибло.
Ø
Япония — 1923 г. 140 000 чел. погибло.
Ø
Перу — 1970 г. 70 000 чел. погибло.
Ø
Ашхабад — 1948 г. 110 000 чел. погибло.
Ø
Ташкент — 1966 г. 20 000 чел. погибло.
Ø
Армения — 1988 г. 25 000 чел. погибло.
Оползень — скользящее смещение под действием силы тяжести на более низкий
уровень масс грунта, частей горных пород, формирующих склоны гор, холмов,
речных и морских террас без потери контакта между движущимися и неподвижными
грунтами. Начинается вследствие нарушения равновесия.
Лавина — снежный обвал массы снега, скользящий с гор склона под влиянием
какого-либо воздействия, увлекающий за собой новые массы снега.
Селевой
поток — временный горный поток смеси воды,
обломков горных пород, глинистых частиц, камней, производящий за относительно
короткий промежуток времени значительное изменение русла водотока, и
формирующий в результате распада селевой смеси специфические отложения.
Причины: землетрясения, обильные снегопады, лавины, интенсивное таяние
снега.
Обвал — отрыв и катастрофическое падение больших масс пород, их
опрокидывание, дробление, скатывание на крутых горных склонах.
Вопросы:
1.
Социальная безопасность.
2.
Опасности повседневной жизни
военнослужащих.
3.
Работа командира по обеспечению
безопасности при повседневной деятельности подразделения.
== Вопрос 1 ==
Социальная безопасность.
Социальная
безопасность — безопасность человека в социуме.
Объекты
социальной безопасности:
§
люди;
§
инфраструктура жизнеобеспечения;
§
система социализации человека.
К классу
социально-опасных факторов в военной службе относятся:
ü
социальная напряженность в отношении военнослужащих
и мирным населением;
ü
военные конфликты;
ü
экологические проблемы;
ü
низкое денежное содержание военнослужащих;
ü
ухудшение вещевого и продовольственного имущества;
ü
неустроенность военнослужащих после увольнения из
ВС.
== Вопрос 2 ==
Опасности повседневной жизни военнослужащих.
Повседневная деятельность
войск включает:
ü
боевое дежурство;
ü
боевую подготовку;
ü
эксплуатацию ВВТ;
ü
специальные занятия и работы;
ü
несение караульной, гарнизонной и внутренней служб;
Виды
безопасности:
ü
безопасность боевого дежурства;
ü
безопасность боевой подготовки и т.д.;
ü
безопасность эксплуатации ВВТ.
Боевое
дежурство является выполнением боевой задачи.
Особенностью боевого дежурства является психологические, физические и
специфические нагрузки, связанные с особой ответственностью номеров расчета,
бытовыми условиями.
Боевая
подготовка — основное содержание повседневной
деятельности войск. В каждом виде военной службы содержание и формы боевой
подготовки имеют свои особенности, определяемые особенностями эксплуатации ВВТ.
Содержание и
сущность любого вида безопасности определяется факторами, воздействующими на
объект.
Сущность всех
видов безопасности состоит в безопасности военнослужащего и определенной среды,
а содержание в проведении мероприятий позволяющих достичь этой безопасности.
Под опасными
(вредными) факторами — понимаются объекты внешней среды воздействие
которой на человека, технику и среду, приводит к ухудшению количества
последствий.
Направления
обеспечения безопасности военнослужащих:
1) правовое;
2)
организационно-техническое;
3)
морально-физическое;
4) медицинское
и др.
Для обеспечения
безопасности любого вида деятельности нужны определенные условия безопасности.
Условия
безопасности — те обстоятельства, при которых
любой вид деятельности (включая военную службу) становится безопасным. Первое
условие обеспечения безопасности — изменение самого человека (формирование личности
безопасного типа).
Общие условия безопасности военной службы:
1.
правопорядок и высокая воинская дисциплина;
2.
сохранность оружия и военной техники;
3.
защищенность военнослужащих, гражданского
населения, природы от опасных факторов деятельности войск;
4.
санитарно-эпидемиологическое благополучие
войск.
Условия безопасности военнослужащих при исполнении обязанностей военной
службы:
1.
социальная защищенность военнослужащих;
2.
обеспеченность войск финансовыми и
материальными средствами;
3.
реализация установленных льгот и гарантий;
4.
удовлетворительное
морально-психологического состояние личного состава;
5.
сохранение и укрепление здоровья
военнослужащих;
6.
травмобезопасность видов деятельности
военнослужащих;
7.
пожарная безопасность;
8.
предупреждение актов терроризма.
В отношении местного населения основным условием безопасности является:
1.
взаимодействие органов военного управления
с органами государственной власти с целью предупреждения противоправных действий;
2.
создание нормальных отношений между
военнослужащими и населением;
3.
размещение опасных военных объектов вне
пределов населенных пунктов;
4.
безопасность труда гражданского персонала.
Основными
условиями экологической безопасности военной службы являются:
1.
соблюдение требований природоохранного
законодательства военнослужащих;
2.
проведение мероприятий по их экологическому
обучению и воспитанию;
3.
обеспечение экологической безопасности при
эксплуатации ВВТ;
4.
своевременное выявление и восстановление
нанесенного ущерба окружающей природной среде.
== Вопрос 3 ==
Работа командира по обеспечению безопасности
при повседневной деятельности подразделения.
Управление
безопасностью военной службы представляет собой целенаправленную деятельность
воинских должностных лиц по выявлению угроз и созданию условий для достижения
эффективного обеспечения БВС.
Работа
командира при расследовании травматизма личного состава:
Вопросы:
1.
Основные поражающие факторы ЧС.
2.
Техногенные ЧС и их расследование.
== Вопрос 1 ==
Основные поражающие факторы ЧС.
Для возникновения
и развития ЧС необходимы определенные условия, а именно существование
источников опасных факторов (предприятия производства, где используются высокое
давление, химические, биологические, взрывчатые вещества)
В развитии ЧС
любого вида можно выделить 4 стадии:
1.
накопление факторов риска (от часов до
лет);
2.
инициирование ЧС (толчок, пусковой механизм
ЧС);
3.
процесс самой ЧС (высвобождение факторов
риска);
4.
затухание ЧС (локализация поражающих
факторов и ликвидация их последствий).
Основные
поражающие факторы ЧС:
v
воздушная взрывная волна (оказывает динамическое воздействие);
Взрывная
волна — область резкого сжатия среды, которая в
виде сферического слоя распространяется во все стороны от места взрыва со
сверхзвуковой скоростью. В зависимости от того в какой среде воздействует:
воздушной, гидродинамической, сейсмовзрывной.
v
температурный фактор
(воздействие повышения и понижения температур, возникающих в отдельных экстремальных
ситуаций);
v
ионизирующее излучение
(при авариях на АЭС и других радиационно-опасных объектах);
v
сильнодействующие ядовитые вещества: хлор, аммиак, сероводород (применяются в народном хозяйстве);
v
аэрогидродинамический
(наводнение, тайфуны, оползни, ураганы). Основа — природа;
v
психоэмоциональное воздействие (связано с человеком, т.е., с людьми, находящимися в эмоциональном
состоянии);
v
нарушение бактериальной среды бактериальными объектами (нарушение санитарно-эпидемиологических
правил, гепатит).
== Вопрос 2 ==
Техногенные ЧС и их расследование.
1.
транспортные:
-
автомобильные;
-
железнодорожные;
-
авиационные;
-
водные
-
трубопроводные.
2.
производственные
-
опасные явления с высвобождением механической
энергии (взрывы, разрушения конструкций и т.п.);
-
опасные явления с высвобождением термической
энергии (пожары);
-
опасные явления с высвобождением химической энергии
(выброс СДЯВ при производственной переработке);
-
опасные явления с высвобождением радиационной
энергии (утечка радиации с радиационных объектов);
-
утечка с бактериальных объектов.
3.
специфические:
-
инфекционные заболевания (единичные и групповые
случаи);
-
эпидемии людей и животных;
-
болезни растений.
4.
социально-опасные
-
военные конфликты;
-
терроризм;
-
общественные беспорядки;
-
наркомания;
-
алкоголизм.
С целью
предупреждения ЧС при их возникновении обеспечение безопасности населения,
уменьшение ущерба народному хозяйству и ликвидации последствий правительством
РФ постановлением к 1113 от 05.11.93г. была создана единая государственная система
предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).
Главная
задача РСЧС — обеспечение безопасного проживания
населения и защита его от поражающих факторов.
Задачи РСЧС:
1) разработка и реализация правовых и экологических норм, связанных с
обеспечением безопасности;
2) осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на
предупреждение ЧС;
3) обеспечение готовности к действиям организации управления, сил и
средств РСЧС;
4) сбор, обработка, обмен и выдача информации, касающейся защиты населения
и территорий от ЧС;
5) прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
6) осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области
защиты населения и территорий;
7) ликвидация ЧС;
8) международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от
ЧС;
РСЧС состоит
из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней:
1. федеральный;
2. региональный;
3. территориальный;
4. местный;
5. объектовый.
Координирующими
органами РСЧС являются:
1. на федеральном уровне — межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и
ведомственные комиссии;
2. на региональном уровне — региональные центры по делам гражданской обороны, ЧС и
ликвидации последствий ЧС;
3. на территориальном уровне — комиссии по территориальным ситуациям;
4. на местном уровне — комиссии по ЧС органов местного
самоуправления;
5. на объектовом уровне — объектовые комиссии по ЧС.
Органами
повседневного руководства РСЧС являются:
·
пункты управления или центры управления,
оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней;
·
дежурно-диспетчерские службы и специализированные
подразделения федеральных органов исполнительной власти.
В состав сил и
средств входят:
Ú силы и средства федеральных органов исполнительной власти, а также
органов исполнительной власти на местах;
Ú аварийно-спасательные формирования;
Ú специально подготовленные силы и средства ВС РФ, других войск и
воинских формирований;
Ú силы и средства ОВД.
Основные
мероприятия при функционировании РСЧС:
1.
В
режиме повседневной деятельности:
v
осуществление наблюдения и контроля за состоянием
ОПС и обстановкой на опасных объектах;
v
планирование и выполнение целевых
научно-технических программ;
v
совершенствование подготовки органов управления по
ГО и ЧС;
v
осуществление целевых видов страхования.
2.
В
режиме повышенной готовности:
v
принятие непосредственного руководства
соответствующих комиссий;
v
усиление дежурно-диспетчерской службы;
v
усиление наблюдения и контроля за состоянием ОПС.
3.
В
режиме ЧС:
v
организация защиты населения;
v
выдвижение оперативных групп в район ЧС;
v
организация ликвидации ЧС;
v
организация работ по обеспечению устойчивого
функционирования отраслей экономики и объектов.
Раздел II. Безопасность эксплуатации ВВТ.
Вопросы:
1.
Законы безопасности эксплуатации
космических средств.
2.
Цель, структура и задачи системы
обеспечения безопасной эксплуатации ВВТ.
== Вопрос 1 ==
Законы безопасности эксплуатации космических
средств.
Закон
безопасности при исполнении целевых задач. Суть
закона в том, что он устанавливает связь между необходимостью выполнения
целевых задач и сохранения здоровья и жизни обслуживающего персонала,
сохранности ВВТ или космических средств, а также сохранности ОПС.
Закон
соответствия условий БП (рабочих мест) характеристикам человека. Действие закона обусловлено тем, что адаптационные возможности
человека ограничены. Это означает то, что при оборудовании БП необходимо учитывать
функциональные возможности человека в целях оптимизации условий труда.
Закон
непрерывного повышения безопасности эксплуатации космических средств, снижения
уровня травматизма и сокращения числа происшествий при эксплуатации космических
средств. Оптимальный уровень безопасности
достигается не сразу, а создается на основе целенаправленной деятельности
органов управления служб безопасности, обслуживающего персонала.
Закон
соответствия материально-технической базы и условий безопасной эксплуатации
космических средств. Повышение безопасности эксплуатации
космических средств должно совпадать по времени со стадиями развития
космических средств.
Обеспечение
безопасной эксплуатации космических средств должно осуществляться
конструктивными мерами.
Опасности,
которые невозможно устранить (уменьшить) этим путем, должны быть уменьшены до
необходимого уровня технологическим путем (выбор технологий, режим
эксплуатации) или за счет организационно-технических мероприятий.
== Вопрос 2 ==
Цель, структура и задачи системы обеспечения
безопасной эксплуатации ВВТ.
Эксплуатация — использование или применение объекта по назначению.
Эксплуатация
ВВТ — есть целенаправленная деятельность л/с по
приведению ВВТ (космических средств) в установленные степени технической
готовности, содержанию их в этих степенях и использованию по назначению.
Под безопасной
эксплуатацией ВВТ понимается свойство системы эксплуатации
«человек-машина-среда» не создавать угрозы здоровью и жизни л/с, сохранности
ВВТ и окружающей среды.
Система
эксплуатации — совокупность объектов эксплуатации
(стартовый комплекс, технический комплекс), а также лиц и органов управления
эксплуатацией и отношений между ними.
Безопасность
выполнения работ на технике является функциональным свойством системы
«человек-машина-среда», ее целью и, следовательно, для ее снижения необходимо:
¨
сохранять качество системы как в целом, так и
отдельно каждого элемента;
¨
исключить или минимизировать ущерб от аварии,
предотвратить происшествия, минимизировать травматизм л/с, не загрязнять
окружающую среду.
Для этого
необходимо выполнить четыре условия:
Реализация
вышеперечисленных условий обеспечивает поддержание требуемого уровня
безопасности эксплуатации ВВТ.
1.
Высокая профессиональная подготовка л/с достигается:
- высокой теоретической и практической подготовкой каждого номера
расчета;
- неразрывностью обучения и воспитания л/с требованиям безопасности.
2.
Поддержание ВВТ в постоянной готовности
к применению заключается в заблаговременном приведении
и постоянном поддержании ВВТ в требуемом состоянии.
3.
Создание на рабочих местах комфортных
условий достигается наличием средств
физико-химического контроля окружающей среды, наличием индивидуальных средств
защиты (ИСЗ), средств связи, пожаротушения, оказания первой доврачебной помощи.
4.
Соблюдение требований технологической
дисциплины и требований безопасности связано с
требованием непрерывного контроля за эксплуатацией ВВТ.
Целью системы
обеспечения безопасной эксплуатации ВВТ является
предупреждение происшествий или минимизация ущерба для техники, личного
состава, ОПС от этих происшествий.
Задачи системы
обеспечения безопасной эксплуатации ВВТ:
Страницы: 1, 2
|