РУБРИКИ

Актуальные вопросы применения устройств пожарной автоматики на объектах железнодорожного транспорта

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Актуальные вопросы применения устройств пожарной автоматики на объектах железнодорожного транспорта

Актуальные вопросы применения устройств пожарной автоматики на объектах железнодорожного транспорта

Актуальные вопросы применения устройств пожарной автоматики на объектах железнодорожного транспорта

Е.С.Комев

Система пожарной автоматики является одной из подсистем комплексной безопасности объектов железнодорожного транспорта. Она предназначена для обнаружения и ликвидации пожара, а также для управления при пожаре техническими системами по заранее заданному алгоритму.

Необходимость применения систем пожарной автоматики на объектах железнодорожного транспорта продиктована, прежде всего, высокой степенью пожароопасности объектов, а также возможными тяжелыми последствиями от пожара, связанные с безопасностью людей (выхода из строя систем безопасности движения поездов), большими прямыми материальными потерями и потерями из-за сбоя графика движения железнодорожных перевозок.

В настоящее время оборудование устройствами пожарной автоматики объектов железнодорожного транспорта регламентируется следующим документом: «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией». «Перечень» утвержден 11.09.2002г., с изменениями 21.10.2003г. № К1075у (в дальнейшем – «Перечень объектов»).

В приведенном выше Перечне на основе анализа статистики пожаров и инженерной интуиции специалистов, в зависимости от функционального назначения помещений, категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности и площади регламентируется применение автоматических установок пожаротушения (АУПТ) или автоматических установок пожарной сигнализации (АУПС).

В данном документе о развитии общероссийских норм НПБ 110-99 учтены особенности железнодорожного транспорта.

Однако за период с 2002г. по настоящее время нормы НПБ 110-99, как и некоторые другие, были отменены, вместо них были приняты новые нормативы: НПБ 110-2003 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», НПБ 105-2003 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности», НПБ 1042003 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», НПБ 88-2001* «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования». Назрела необходимость разработки и принятия нового Перечня объектов, что продиктовано, прежде всего, новыми задачами и подходом к решению проблем пожарной безопасности, вытекающими из Федерального закона № 16ФЗ «О транспортной безопасности» и проекта №487983-4 Федерального закона «О техническом регламенте. Общие требования пожарной безопасности».

Очевидно, что в новой редакции Перечня объектов необходимо пересмотреть концепцию подхода к решению задач внедрения систем пожарной автоматики с учетом современного развития техники.

Кроме того, в действующих нормативных документах имеются противоречия и неточности, которые влияют на правильность выбора технических решений при проектировании систем пожарной автоматики.

Прежде всего, это касается разночтений между Перечнем объектов и общероссийскими нормами НПБ 110-03. Так, например, в НПБ 110-03 п.20 оборудованию установками АУПТ подлежат независимо от площади и категории следующие помещения транспорта: электромашинное, ремонтное, аппаратные, тележечные, колесные разборки и сборки вагонов, электровагонные, подготовки вагонов и т.д.

В то же время в ВНПБ 2.02/МПС-02 данные помещения оборудуются установками АУПТ в зависимости от площади и категории, т.е. требования менее «жесткие» относительно общероссийских НПБ 110-03.

Ряд административно-бытовых помещений: парикмахерская, кабинеты, гардеробы и т.д., в Перечне объектов отнесены к производственным помещениям категории Г и Д; помещения и участки, в которых технологический процесс связан с открытым пламенным горением, отнесены к категории В1-В2.

В Перечень объектов также не включены помещения категории Г, которые по общероссийским нормам требуется оборудовать устройствами пожарной автоматики.

Однако даже после выхода новой редакции общероссийских норм в области пожарной автоматики вряд ли будут решены все специфические вопросы железнодорожного транспорта. Поэтому детальная проработка новой редакции ВНПБ 2.02/МПС02 является насущной необходимостью, причем новая редакция Перечня объектов должна быть включена в общероссийские нормы. В Перечень объектов целесообразно дополнительно включить рекомендуемый и допустимый вид огнетушащего вещества и тип автоматической пожарной сигнализации для конкретных объектов.

Одним из важных аспектов эффективной работы систем пожарной автоматики остается вопрос применения марки и типа оборудования и огнетушащих веществ, а так же вопрос правильной эксплуатации установок АУПТ и АУПС.

В настоящее время современная инфраструктура железнодорожного транспорта представляет собой единый технологический комплекс с четко отлаженным функционированием отдельных подсистем, в котором устройства пожарной автоматики должны быть органично включены и являются элементом подсистемы транспортной безопасности.

Широкое внедрение устройств пожарной автоматики в инфраструктуру железнодорожного транспорта началось сравнительно недавно: 15-20 лет назад – и часто является посторонним «организмом» для объектов транспорта.

Такое положение связано, прежде всего, с тем, что проектирование, монтаж, техническое обслуживание и ремонт (ТО и Р) установок пожарной автоматики осуществляют, как правило, небольшие организации по отдельным договорам. Часто такие организации не имеют достаточного количества квалифицированного персонала и развитую материально-техническую базу и, как следствие, работы по ТО и Р проводятся формально. Часто при проверке работоспособности установки находятся в нерабочем состоянии, а организации, которые должны осуществлять ТО и Р вообще прекратившими деятельность.

Так как установки ПА являются элементами транспортной безопасности к работам То и Р устройств пожарной автоматики должны привлекаться фирмы полностью отвечающие требованиям Федерального закона № 16-ФЗ.

Очевидно, что выполнение требований Закона возможно только в крупных промышленных центрах, в которых имеются достаточное количество фирм успешно работающих в области пожарной автоматики, имеющих квалифицированных специалистов и развитую материально-техническую базу.

Для большинства объектов железнодорожного транспорта возможное решение заключается в организации работ ТО и Р устройств пожарной автоматики собственными силами. Реализация данного положения позволит организовать качественное обслуживание устройств и значительно сократит расходы на поддержании в работоспособном состоянии автоматических систем пожарной безопасности. Однако этот вопрос требует дополнительного обсуждения и детальной проработки.

В настоящее время технические средства, применяемые в установках пожарной автоматики должны иметь сертификаты РОСС и ССПБ. Перечень оборудования, имеющий данные документы чрезвычайно обширен, например, дымовых пожарных извещателей, имеющих технические характеристики близкие по значению, насчитывается более 30 модификаций более чем 15 изготовителей.

Введенный в 2007г. Перечень технических средств автоматического пожаротушения, охранной и охранно-пожарной сигнализации, рекомендованных на объектах и подвижном составе железнодорожного транспорта ОАО «РЖД», утвержденный 07.06.2007г. (в дальнейшем Перечень т.с.), ограничивает выбор оборудования пожарной автоматики, но и он не лишен определенных недостатков.

Так, срок действия перечня т.с. рассчитан на 3 года (до 2010г.), однако современное ускоренное развитие нормативно-технологической базы пожарной безопасности и внедрение революционных технологий в ближайшее время сделает Перечень т.с. не актуальным. Поэтому представляется целесообразным в нормах опираться не на конкретную марку оборудования, а на его вид и типоисполнение.

На конкурсной основе ограничить количество поставщиков продукции пожарной автоматики. При этом основные требования, которым должна отвечать продукция этих фирм: высокая надежность, учет специфических условий эксплуатации, постоянное совершенствование продукции и внедрение передовых технологий, наличие развитой и современной материально-технической базы. Территориальное расположение заводов- изготовителей также должно учитываться.

Скорейшее решение затронутых вопросов является важнейшим условием качественной разработки, эффективного использования и функционирования систем пожарной автоматики на объектах железнодорожного транспорта.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.securpress.ru/




© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.