РУБРИКИ

Виды и формы кредита

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Виды и формы кредита

Предоставляя в рамках данного плана поддержку отечественным банкам, государство рассчитывает на сохранение последними объемов кредитования внутренней экономики, увеличение финансирования субъектов малого и среднего бизнеса и установление приемлемых условий кредитования по ипотечным кредитам заемщикам, не имеющим иного жилища, кроме предоставленного банкам в качестве обеспечения.

В соответствии с рекомендациями, разработанными АФН, Правительство обратилось к акционерам четырех системообразующих банков (Альянс Банка, БТА Банка, Халык Банка и Казкоммерцбанка) с предложением по вливанию дополнительных средств в акционерный капитал данных банков в качестве меры по укреплению достаточности их капитала. Кроме того, Правительство планирует обсудить аналогичные инициативы с крупными иностранными участниками АТФ Банка и Банка ЦентрКредит.

 

2.2 Потребительский кредит в решении социальных проблем Казахстана


Главный отличительный признак потребительского кредитования — целевая форма кредитования физических лиц. В роли кредитора могут выступать как специализированные кредитные организации, так и любые юридические лица, осуществляющие реализацию товаров или услуг. В денежной форме предоставляется как банковская ссуда физическому лицу для приобретения недвижимости, оплаты дорогостоящего лечения и т.п., в товарной — в процессе розничной продажи товаров с отсрочкой платежа.

Развитие потребительского кредитования наряду с ипотечным кредитованием и кредитованием малого бизнеса является одним из приоритетных направлений Стратегии развития банковского сектора РК. При этом сектор потребительского кредитования в последнее время занимает все более заметное место среди услуг, предоставляемых банками населению. Уже сейчас между банками развернулась жесткая конкурентная борьба, населению предлагаются различные кредитные продукты.

Сегодня почти все банки, выдающие займы физическим лицам, предлагают потенциальным клиентам обширный выбор программ кредитования. Сюда можно включить кредиты на приобретение жилья, на покупку автомобиля, на ремонт квартиры, на образование, на оплату туристических и медицинских услуг, на покупку мебели, бытовой техники, офисного оборудования и тд. В настоящее время есть возможность выбрать не только конкретную торговую компанию и марку товара, но также процедуру, сумму и срок кредитования. Казахстанский потребитель выбирает банк, который оперативно оценивает косвенные доходы заемщика, предъявляет минимальные требования при максимально коротких сроках оценки кредитоспособности, имеет широкую филиальную сеть для погашения кредита в удобное для клиента время.


Таблица 5 – Кредиты, выданные банками второго уровня населению на потребительские цели и ставки вознаграждения по ним, млн. тенге

Показатели

01.07

01.08

 

млн.тг

%

млн.тг

%

 

Выдано, всего

128 898

17,4

157 113

17,2

 

В том числе:

краткосрочные

долгосрочные


24 245

104 654


19,8

16,8


19 469

137 643


22,4

16,5

 

Выданные физ. лицам

122 659

17,5

151 770

17,2

 

В том числе:

краткосрочные

долгосрочные


23 060

99 599


19,9

16,9


19 110

132 661


22,4

16,5

Выданные физ. лицам – субъектам малого предпринимательства

6 240

16,0

5 342

16,7

В том числе:

краткосрочные

долгосрочные


1 185

5 055


16,5

15,9


360

4 982


19,0

16,5

Примечание – составлено на основании статистического отчета Национального Банка РК


Как видно из таблицы 5, за период с января 2007 по январь 2008 г. объем потребительских кредитов, выданных банками второго уровня увеличились на 28 124 млн.тг. а процентная ставка в среднем уменьшилась на 0,2.

Объем потребительских кредитов представленных физическим лицам и их доля в ссудном портфеле банков второго уровня в разрезе 2000 – 2007 гг. представлен в таблице 6.

Исходя из таблицы 6 видно, что объем потребительского кредитования банков второго уровня с января 2001 по январь 2008года вырос в 4 раза с 2,5% до 10,4% доли в ссудном капитале.


Таблица 6 - Потребительское кредитование физических лиц за 2000-2007гг, млрд.тенге


01.01.01

01.01.02

01.01.03

01.01.04

01.01.05

01.01.06

01.01.07

01.01.08

Потребительские кредиты физ. лицам

7,2

15,2

30

58,3

122,1

261,3

674,5

907,5

Доля в ссудном портфеле БВУ, в %

2,5

2,9

4,2

5,4

6,7

8,5

11,2

10,4

Примечание – составлено на основании статистического отчета Национального Банка РК


Графически таблица 6 представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 – Динамика роста объема потребительского кредитования в разрезе 2001-2007гг.


Предыдущие годы характеризуются значительным ростом займов на потребительские цели, а именно рост в 2004 году составил 109,4%, в 2005 – 114,0%. Объемы кредитов выданных на потребительские цели на 1 января 2004 и 2005 годы составили 122,1 млрд. тенге и 261,3 млрд. тенге соответственно. Несмотря на высокую динамику предыдущих лет, займы на потребительские цели по сравнению с 1 января 2006 года увеличились на 158,1% и на 1 января 2007 года составили 674,5 млрд. тенге. Вместе с тем, необходимо отметить, что увеличение объемов потребительского кредитования влечет повышение уровня кредитных рисков банков. Это в большей части связано с тем, что заемщиками по данным кредитам выступают слои населения с невысоким уровнем дохода.

По состоянию на 01.12.2007 года потребительские кредиты населению составили 1 049,2 млрд.тенге или 11,9% совокупного ссудного портфеля БВУ. Потребительские кредиты со сроком погашения до 1 года в общем объеме потребительских кредитов составляют 10,4%, от 1 до 5 лет - 56,5%, свыше 5 лет – 33,1%. Объемы предоставления потребительского кредитования в региональном разрезе представлены в приложении А.

С 1 апреля 2007 года введено понятие «портфель однородных кредитов» в Правилах классификации активов, условных обязательств и создания провизий (резервов), а также дестимулирование валютных займов при отсутствии у потребителя валютной выручки или хеджирования валютных рисков.

С 1 июля 2007 года усилены требования по ведению документации по займам и, в частности, по потребительским кредитам. Предусмотрено взвешивание потребительских займов по степени риска в 150% для целей расчета адекватности капитала, что позволило повысить уровень хеджирования рисков.

В банковском секторе наблюдается активное развитие услуг в рамках потребительского кредитования. Среди розничных продуктов наибольшей популярностью пользуются автокредитование, кредитование на приобретение товаров длительного пользования и беззалоговое микрокредитование на потребительские цели. Основной причиной подобного роста спроса является улучшение благосостояния населения и абсолютного роста дохода населения страны. [12]

На данном этапе развития Республики Казахстан необходимо уделять должное внимание развитию системы ипотечного кредитования. т.к. развитие данной системы - это очередной шаг в развитии рыночных отношений в Казахстане.

Таким образом, значение ипотеки для экономики страны заключается в следующем:

- вовлечение капиталов в виде недвижимости в хозяйственный оборот через механизмы залога, через вторичный рынок закладных ценных бумаг - существенный фактор оздоровления экономики;

- рынок недвижимости «связывает» значительную часть денежных средств и этим самым является важным антиинфляционным фактором. Например, в США 25% дохода среднего американца уходят на оплату долгов по недвижимости,

- денежные средства населения, включаемые в недвижимость, фактически включаются в развитие села, города, местного строительного комплекса, в создание и поддержку рабочих мест, а не уходят на сторону (например, не финансируют зарубежных производителей через покупку импортных потребительских товаров);

- применительно к работе банков освоение технологии кредитования под залог, в особенности под залог недвижимости, позволяет сделать шаг к общепринятой в мире системе обеспечения гарантий возвратности кредитов.


2.3 Анализ привлечения международных кредитов в Республике Казахстан


Международное кредитование рассматривается как совокупность кредитных отношений, функционирующих на международном уровне, непосредственными участниками которых могут выступать межнациональные финансово-кредитные институты (МВФ, МБРР и др.), правительства соответствующих государств и отдельные юридические лица, включая кредитные организации. В отношениях с участием государств в целом и международных институтов всегда выступает в денежной форме, во внешнеторговой деятельности — в товарной (как разновидность коммерческого кредита импортеру). [14] Классифицируется по нескольким базовым признакам:

-       по характеру кредитов — межгосударственный, частный;

-       по форме — государственный, банковский, коммерческий;

-       по месту в системе внешней торговли — кредитование экспорта, кредитование импорта.

Характерным признаком международного кредита выступает его дополнительная правовая или экономическая защищенность в форме частного страхования и государственных гарантий.

Как важный сектор экономического роста Казахстана рассматривается широкое использование иностранного капитала, техники и технологий, опыта организации и управления производством. В республике проводятся прогрессивные структурные преобразования в экономике, поэтому необходимо использование возможностей международной экономики для более активного включения в мирохозяйственные связи [14].

Казахстан является участником МВФ и МБРР. Это означает не только возможность получения кредитов от МВФ, а самое главное - повышение авторитета Казахстана в глазах мирового сообщества. Со вступлением Казахстана в МВФ прямо связана и возможность участия в проектах, финансируемых Всемирным Банком, что укрепляет межгосударственные позиции Республики.

Всемирный Банк включил Казахстан в число 20 стран мира, наиболее привлекательных для инвестиций. За годы независимости в экономику страны привлечено свыше 21 млрд. долл. США.

В соответствии с принятой моделью в стратегическом плане Казахстан формируется как страна с открытой экономикой, ориентированной на экспорт товаров, услуг, капитала и рабочей силы, основанной на конкуренции и взаимовыгодном сотрудничестве со всеми странами мира.

Функционирование Банка Развития Казахстана обусловлено тем, что финансовая система не может обеспечить предоставление долгосрочных и низкопроцентных кредитов экономике в силу значительных рисков и необходимости понижения процентных ставок в банковской системе. По мере того, как частный сектор будет способен в полной мере обеспечить эту функцию, Банк Развития Казахстана будет фокусировать свою деятельность в большей мере на инфраструктурных, социальных и региональных проектах.

Основными функциями ЗАО “Банк Развития Казахстана” в соответствии с Уставом и законодательными актами являются:

- осуществление заимствования;

- кредитование инвестиционных проектов и экспортных операций в качестве кредитора на возвратной основе, включая софинансирование;

- выполнение функций агента по: обслуживанию (без обязательств по погашению) инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также за счет государственных внешних займов, которые гарантированы государством; возврату средств, отвлеченных из республиканского бюджета в связи с исполнением обязательств по государственным гарантиям и исполнению других долговых требований Правительства Республики Казахстан;

- проведение банковской экспертизы инвестиционных проектов, предлагаемых к финансированию как под собственные риски, так и предлагаемые для реализации через инвестиционную деятельность государства;

- мониторинг инвестиционных проектов, финансируемых за счет республиканского и местных бюджетов, а также за счет негосударственных внешних займов, гарантированных государством;

- получение, обслуживание и погашение негосударственных займов, в том числе гарантированных государством в качестве заемщика;

- управление собственным капиталом и другое.

В соответствии с действующим законодательством ЗАО “Банк Развития Казахстана” вправе осуществлять заимствования как на внутреннем, так и внешнем рынках ссудного капитала в любой валюте с использованием любых, не противоречащих законодательству, финансовых инструментов и форм. Обеспечением возврата привлекаемых займов являются его активы. Банк также вправе привлекать займы под государственные гарантии на условиях согласования с Министерством финансов Республики Казахстан [15].

В приложении отображены данные государственного долга РК за 2006-2008 гг. Анализ данных внешнего долга позволяет сделать вывод, что в настоящее время Казахстан уменьшил международные заимствования, наблюдается тенденция снижения долга перед Международным Банком Реконструкции и Развития, Европейскиим Банком Реконструкции и Развития, Кувейтским Фондом Арабского Экономического Развития, Фондом Развития Абу-Даби, Кредитным агентством Правительства Германии, по Евронотам так же наблюдается уменьшение долга.

При осуществлении агентского обслуживания гарантированных государством займов Банк Развития Казахстана сотрудничает с ЕБРР, Японским банком международного сотрудничества, Испанским институтом официального кредитования (Instituto Credito de Oficial). Банком Развития проводится активная работа с экспортно-кредитными агентствами развитых стран - KfW, COFACE, HERMES, SACE, ECGD,EXIM, Bank of the United States.

Деятельность Казахстана в международных банковских организациях: МВФ, МБРР, других экономических организаций представляет собой сложившийся инструмент координации международных экономических стратегий. Сотрудничество происходит на основе справедливого баланса взаимных интересов.

Стоит отметить, что Европейский банк реконструкции и развития на протяжении уже многих лет активно занимается кредитованием казахстанского бизнеса. Причем (и это говорит о доверии к республике) без гарантий государства. Продолжением успешной реализации программ кредитования малого бизнеса Казахстана стало подписание двух инвестиционных проектов. Кредиты ЕБРР по 10 миллионов евро каждый будут предоставлены АТФбанку и банку «ЦентрКредит» на финансирование малых предприятий. Что касается «ЦентрКредита», то выделенные ему средства пойдут на развитие частных фермерских хозяйств, в частности — на закупку сельскохозяйственной техники. Прежде всего они намерены вкладывать средства именно в развитие малого и среднего бизнеса, а также в ипотечное кредитование и развитие инфраструктуры. Банк участвует в проектах в сорока городах Казахстана. На сегодняшний день им выдано порядка 120 тысяч кредитов на сумму около 700 миллионов долларов.

Таким образом казахстанский рынок кредитования, как и любой другой, характеризуется предложением и спросом На казахстанском рынке обширно представлены кредиты банков, трейдеров, риэлторских фирм, строительных компаний, ломбардных организаций. Основой кредита в большинстве случаев является банковский капитал.

Глава 3 Проблемы и перспективы развития форм кредита в Казахстане


В целях дальнейшего развития банковского сектора, а также реализации целей и задач Концепции [13] развития финансового сектора, в области банковской деятельности были проведены следующие мероприятия.

1. В целях стимулирования малого бизнеса и микробизнеса к выходу из тени в рамках развития кредитных учреждений была построена трехуровневая система кредитования, состоящая из банков, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских услуг, и микрокредитных организаций, приняты необходимые законодательные акты, регламентирующие их деятельность.

2. Исключены из лицензируемых видов деятельности операции, осуществляемые микрокредитными организациями, что дало положительный импульс развитию микрокредитования.

3. Для повышения уровня конкуренции на рынке банковских услуг проведены мероприятия по либерализации системы регулирования небанковских организаций, которые в целом предусматривают вопросы снижения чрезмерного государственного влияния на их деятельность, в том числе в части лицензирования. Отменены процедуры выдачи предварительного согласия Агентством (с условием обязательного информирования) на открытие филиалов банков, представительств банков - резидентов, представительств банков-нерезидентов, что является упрощением процедур их открытия.

4. Разработан и введен в действие Закон Республики Казахстан от 23 декабря 2005 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лицензирования и консолидированного надзора ». Данным Законом введено регулирование «банковских конгломератов » для ограничения рисков, которые могут повлиять на банк и связанных с ним других участников конгломерата, усилены требования к приобретению статуса крупного участника банка и банковского холдинга, в том числе к прозрачности структуры собственности крупного участника и банковского холдинга, ограничена инвестиционная деятельность банка и банковского холдинга, приняты подзаконные нормативные правовые акты, необходимые для реализации положений Закона о консолидированном надзоре. Эти меры способствуют обеспечению стабильности банковского сектора и финансовой системы Казахстана в целом [13].

5. В целях повышения прозрачности деятельности банковской системы разработан и предложен банкам на подписание Меморандум о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам повышения прозрачности деятельности банка, который предусматривает раскрытие банками информации о реальных собственниках банка, о перечне контролируемых банком организаций, об аффилированных лицах банка и совершаемых с ними сделках, о стратегии развития бизнеса банка на ближайшие пять лет.

Меморандум направлен Агентством на рассмотрение 17 банкам второго уровня. По состоянию на 1 июля 2006 года Меморандум подписан с 16 банками второго уровня.

Это способствует увеличению уровня прозрачности и публичности структуры собственников банков второго уровня и является важным аспектом в повышении уровня стабильности финансового сектора.

6. В целях содействия созданию сильной финансовой инфраструктуры и увеличению доверия к национальной финансовой системе разработана и утверждена Агентством в конце 2004 года Схема оперативных действий при нарастании системных рисков на финансовом рынке.

С учетом стандартов Европейского союза и дальнейшего внедрения международных стандартов надзора Базельского комитета по банковскому надзору, Международной ассоциации органов страхового надзора, Международной организации комиссий по ценным бумагам приняты нормативные правовые акты, в т. ч. в части пруденциального регулирования деятельности финансовых организаций, системы управления рисками в данных организациях, консолидированного надзора.

7. В целях приближения регулирования банковского сектора Казахстана к международным стандартам, проведена работа по осуществлению перехода банковской системы Казахстана на новое соглашение адекватности капитала Базельского комитета по Банковскому надзору «Международная конвергенция расчета капитала и стандартов капитала» (International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards) (Базель II) [14].

В целях решения задач по повышению доступности ипотечного кредитования и жилищных строительных сбережений для широких слоев населения принята Государственная программа развития жилищного строительства в Республике Казахстан на 2005-2007 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 11 июня 2004 года № 1388 [15].

В рамках указанной программы акционерным обществом «Казахстанская Ипотечная Компания» (далее - КИК) принята Специальная программа ипотечного кредитования доступного жилья. Данная специальная программа регламентирует вопросы дальнейшего взаимодействия КИК с банками и небанковскими организациями в рамках реализации государственной программы .

В целом, ипотечные кредиты стали более доступными для населения . В результате , займы физическим лицам на покупку жилья в период с 1 января 2004 года по 1 января 2006 года увеличились с 37,7 млрд. тенге до 275,3 млрд. тенге соответственно . При этом , совокупный ссудный портфель ипотечных компаний увеличился с 16,7 млрд. тенге по состоянию на 1 января 2004 года до 68,3 млрд. тенге по состоянию на 1 января 2006 года.В обеспечении дальнейшего развития сектора небанковских организаций важную роль играет необходимость достижения баланса между защитой финансовой системы от существенных рисков, а населения - от беспринципных действий с одной стороны, а с другой – преодоление препятствий для внедрения инноваций и развития предпринимательства.

Основные меры, которые будут предприняты:

1. Дальнейшее совершенствование законодательной и нормативной базы регулирования деятельности ипотечных организаций. В целях обеспечения финансовой устойчивости и диверсификации рисков ипотечных организаций предусмотрено их пруденциальное регулирование, соответствующее рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору и Евродирективам.

Предполагается осуществить поэтапное, рассчитанное на 3 года, увеличение уставного и собственного капитала ипотечных организаций с доведением их размеров к 1 января 2009 года до 800 млн. тенге, что эквивалентно 5 млн. евро, предусмотренных Директивой 2000/12/ЕС от 20 марта 2000 года для кредитных организаций. Это позволит на конечном этапе исключить вероятность участия на ипотечном рынке низко капитализированных ипотечных организаций.

На основании анализа результатов деятельности ипотечных организаций в перспективе, в целях создания условий для их эффективного становления и функционирования предполагается совершенствование законодательной и нормативной базы регулирования деятельности ипотечных организаций, основанное на исключении регуляторного арбитража и перекосов в конкуренции.

Кроме того, будет также уделено внимание вопросам совершенствования системы риск - менеджмента ипотечных компаний.

2. Введение ограничений по перечню организаций, правомочных предоставлять ипотечные жилищные займы Законом Республики Казахстан от 31 августа 1995 года «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан » определен перечень организаций, правомочных осуществлять банковские заемные операции, в том числе предоставлять ипотечные займы (банки, ипотечные организации, брокеры и (или) дилеры с правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя и юридические лица, единственным акционером (участником) которых является государство).

При этом, для всех указанных организаций, за исключением государственных институтов развития, предусмотрено пруденциальное регулирование с учетом специфики их деятельности.

Для государственных институтов развития, созданных в рамках реализации государственных программ, пруденциальное регулирование не предусмотрено, поскольку введение нормативного регулирования может препятствовать реализации данных программ.

Деятельность на одном рынке финансовых услуг организаций, для которых предусмотрено пруденциальное регулирование и для которых не предусмотрено данное регулирование, ставит первых в неравное положение. Кроме того, необходимо учитывать специфику рынка ипотечного кредитования, в частности, характерные ему высокие риски, связанные с неплатежеспособностью заемщика и возможными резкими колебаниями цен на рынке недвижимости, а именно на рынке жилья.

В связи с этим, на законодательном уровне следует ограничить перечень организаций, правомочных предоставлять ипотечные жилищные займы , включив в него только банки второго уровня и ипотечные организации.

3. Внедрение системы сдерживания объемов спекулятивных сделок с недвижимостью.

Анализ развития рынка недвижимости свидетельствует, что в Казахстане доходность по вложениям в различные секторы коммерческой (офисы , склады) и жилой недвижимости в среднем составляет 12-16 % годовых , что превышает доходность по банковским вкладам . По состоянию на 1 января 2006 года в Казахстане средневзвешенная процентная ставка по срочным вкладам физических лиц составила 9,4 % годовых в тенге и 5,9 % - в иностранной валюте , тогда как последние 2 года прирост цен на жилье составлял 48 % в год.

Кроме того, при проведении анализа доходности аренды недвижимости было определено, что основным объектом спекуляций в республике является недвижимость стоимостью свыше 50 тысяч долларов США, которая обеспечивает арендодателю доход в среднем 17,2 % годовых.

Такая ситуация, наряду с сохраняющейся на рынке жилья тенденцией роста цен, стимулирует заинтересованность в приобретении жилья с целью его последующей продажи и извлечения дохода от прироста стоимости. Спекуляция недвижимостью, наряду с такими факторами как наличие дисбаланса между спросом и предложением на жилье, множества посреднических организаций, занимающихся куплей-продажей недвижимости, отсутствие жесткого государственного контроля к деятельности посреднических и строительных компаний и др., порождает угрозу «мыльного пузыря » и опасность «обвала » цен на недвижимость, что представляет реальную опасность для финансовых организаций в плане понижения стоимости представляет реальную опасность для финансовых организаций в плане понижения стоимости залога по ипотечным кредитам.

В целях снижения спекулятивных сделок с недвижимостью будут рассмотрена целесообразность внедрения следующих мер:

1) введение дополнительного единовременного налога для приобретающих дополнительное жилье и /или повышенный налог на такое имущество;

2) ужесточение налогообложения (в т.ч. от прироста капитала) для продающих жилье в течение двух - трех лет после его приобретения.

В рамках анализа финансовой стабильности по результатам 2006 года Национальным Банком и Агентством финансового надзора акцентировалось внимание на потенциальных рисках, в частности подчеркивались:

- низкая эффективность использования предприятиями кредитов банков, а также высокая степень концентрации кредитов в торговле, строительстве и операциях с недвижимостью.

- высокий уровень косвенных рисков, связанных с несоответствием валюты активов и обязательств корпоративного сектора экономики и населения;

- увеличение долгового бремени физических лиц, опережающее рост располагаемых доходов населения, на фоне относительно низкого уровня сбережений;

- высокая зависимость платежеспособности основных заемщиков банков, в частности, в строительстве от сохранения факторов, обеспечивающих потребительский спрос, и препятствующих существенной корректировке цен на реальные и финансовые активы;

- чрезмерный акцент на залоговом обеспечении и, прежде всего, на недвижимости при кредитовании;

- высокий уровень внешней задолженности банков, который будет определять потребность финансовых институтов в рефинансировании своих внешних обязательств.

Кроме того, анализ степени адекватности восприятия банками рисков показывал, что финансовые институты больше ориентируются на текущие факторы, обеспечивающие прибыльность, при этом недостаточно полно оценивая потенциальные угрозы.

Одной из таких угроз, которую не достаточно адекватно воспринимали участники финансового рынка, явилось глобальное снижение ликвидности как следствие ипотечного кризиса в США и сокращения «аппетита к риску» международных инвесторов.

В этих условиях инвесторами были переоценены основные факторы уязвимости Казахстана, к числу которых можно отнести следующие:

a) уровень внешнего долга страны, сопоставимый по размеру с ВВП;

b) высокую долю банков в структуре внешнего долга, а также долю обязательств перед нерезидентами в совокупных обязательствах банков;

c) расширение дефицита баланса счета текущих операций;

d) высокую потенциальную нагрузку на золотовалютные резервы Национального Банка в случае возникновения дисбаланса между спросом и предложением иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в условиях сокращения притока капитала.

В результате в течение августа - октября 2007 года определяющими факторами для финансовой стабильности были:

− пересмотр кредитной политики банками, особенно в отношении наиболее рискованных видов кредитования (ипотечное, потребительское кредитование, строительный сектор);

− рост ставок межбанковского денежного рынка;

− некоторый отток депозитов физических лиц;

− перевод участниками рынка финансовых активов в иностранную валюту;

− ажиотажный спрос на иностранную валюту со стороны населения в августе 2007 года;

− рост дисбаланса между спросом и предложением иностранной валюты;

− снижение резервов Национального Банка;

− активное использование банками инструментов рефинансирования Национального Банка в условиях неопределенности с ликвидностью [17].

В целом, сочетание внутренних и внешних факторов привело к росту отдельных групп риска для финансовой стабильности в Казахстане в 2007 году (рисунок 5).

Рисунок 18 - Карта оценки рисков для финансовой стабильности [5]


Примечание: Значение группы индикаторов, расположенное ближе к центру означает меньший уровень риска, либо ослабление факторов уязвимости, и наоборот. Значения, расположенные в отрицательной зоне говорят о незначительном или несущественном уровне риска.

Рост импорта в условиях снижения темпов роста производительности, увеличения средних контрактных цен и высокого совокупного внутреннего спроса; рост выплат доходов нерезидентам; наряду со снижением притока капитала в силу развития международного кризиса ликвидности усиливают давление на платежный баланс, устойчивость трансграничных потоков капитала и международные резервы Национального Банка.

Увеличение государственных расходов и приток капитала стимулировали рост денежного предложения. Сочетание ценового шока на международных рынках продовольственных товаров, нестабильности на финансовых рынках и высокого совокупного внутреннего спроса привели к увеличению инфляции во втором полугодии 2007 года [18].

Расширение источников финансирования за счет внешних ресурсов стимулировало возникновение «кредитного бума» в экономике Казахстана. Пересмотр кредитной политики банками в условиях глобального сокращения ликвидности в перспективе создает дополнительную нагрузку на качество кредитного портфеля и высокие требования к уровню доходности банков.

Сокращение внешнего фондирования в условиях существенного разрыва между кредитами и депозитной базой банков сократит темпы роста кредитования экономики и может оказать эффект на динамику экономического роста.

Рост мировых процентных ставок, увеличение стоимости внешних займов, волатильность международных валютных и фондовых рынков несколько повышает чувствительность финансовой системы рыночным рискам и рискам ликвидности. Вместе с тем, сокращение ликвидности банков было адекватно компенсировано мерами Национального Банка по поддержанию ликвидности. Также банки располагают более чем достаточными активами, в том числе внешними, в случае реализации которых будет обеспечена достаточная подушка ликвидности.

Несмотря на концентрацию обязательств во внешних заимствованиях сохраняется достаточный уровень прибыльности и ликвидности банковский системы Уровень «нефункционирующих» кредитов не превышает критических значений. Кредитный портфель адекватно покрыт объемом сформированных провизий.

Сохраняется высокая доля займов под залог недвижимости в структуре кредитного портфеля банков. Вместе с тем, учитывая, что банки ранее проводили достаточно консервативную политику оценки стоимости залогового имущества, соотношение ссудного портфеля к стоимости залогового обеспечения достаточно приемлемое.

Заключение


В заключении подведем некоторые итоги вышесказанному. Кредит представляет собой форму движения ссудного капитала. Это заем в денежной или товарной форме на условиях возвратности и платности. Кредит был известен как в натуральной, так и в денежной форме за несколько тысячелетий до н.э. Обе формы развивались параллельно, постепенно расходясь по масштабам и значению. В практике утвердились две основные формы кредита: коммерческий и банковский, которые различаются по составу участников, объектам кредитования, величине процента и сфере использования.

При коммерческом кредите предприниматели кредитуют друг друга при покупке и продаже товаров. Одни предприятия предлагают для реализации товары в то время, когда другие не имеют наличных денег для их покупки. Эта общепринятая практика расчетов между поставщиками и покупателями при оформлении сделок в условиях нормальной рыночной экономики. При нарушенных экономических связях поставщик продукции требует предварительной оплаты поставки, что характерно для экономических отношений в условиях взаимного недоверия и кризисного состояния экономики. Материальной предпосылкой коммерческого кредита является необходимость сохранения непрерывности производства. Этот вид кредита осуществляется в товарной форме, и орудием его осуществления служит вексель. Сделка оформляется письменным документом, - долговым обязательством заемщика уплатить определенную сумму денег с процентами в указанный срок. Вексель является простейшей формой кредитных денег. Часто предприниматель, получивший вексель делает на нем передаточную надпись (при финансовой необходимости) и использует его вместо денег при покупке нужных благ у другого продавца.

Коммерческий кредит непосредственно обслуживает кругооборот промышленного капитала и имеет ограниченную сферу применения. Он возможен только между предпринимателями, связанными в процессе производства.

Универсальный характер имеет банковский кредит, при котором банки и другие кредитные учреждения выдают предпринимателям денежные ссуды. Первоначальными функциями банков были: размен денег, хранение вкладов, проведение расчетов между клиентами. Впоследствии из простых хранителей ценностей и расчетных контор банки превращаются в мощные кредитные центры.

По признакам целевого направления кредита и специализации банков на определенных операциях, различают:

- Потребительский кредит (продажа товаров потребителю с отсрочкой платежа);

- Сельскохозяйственный кредит (капиталовложения в сельскохозяйственное производство);

- Ипотечный кредит (долгосрочная ссуда под залог недвижимости);

- Государственный кредит (совокупность отношений, в которых заемщиком или кредитором выступают государство и местные органы власти по отношению к гражданам и юридическим лицам);

- Международный кредит (отношения между государствами, международными банками, корпорациями).

В заключении необходимо отметить, что в настоящее время кредиты банков, обеспечивая хозяйственную деятельность предприятий, содействуют их развитию, увеличению объемов производства продукции, работ, услуг. Значение кредитов банка как дополнительного источника финансирования коммерческой деятельности особенно проявляется на стадии становления предприятия, которое использует кредитные ресурсы при осуществлении долгосрочных инвестиций, направленных на создание нового имущества (при капитальных инвестициях).

Основной проблемой кредитования для банков в настоящее время является возвратность, а для предпринимателей наличие залога и процентная ставка. В заключении можно вынести предложение об упрощении операций определения залога и уменьшение процентной ставки, т.к. это приводит к увеличению количества желающих получить кредит, но в то же время операция кредитования должна быть выгодна и для банка. На рынке Казахстана уже появилась практика кредитования под залог приобретаемого имущества, и это новшество набирает силу и становится популярным в нашей стране.

Список использованных источников


1.                 Послание народу Казахстана Президента РК Н.А. Назарбаева «Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики» Февраль 2008 г. //Официальный сайт Президента РК www.arkoda.kz

2.                 Экономика: Учебник/Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 2001.

3.                 Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики: Учебное пособие для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000.

4.                 Райзберг Б.А.. Курс экономики: Учебник /Под ред.– ИНФРА-М, 1999. – 720 с.

5.                 Общая теория денег и кредита под ред. Жукова Е.Ф., М., «Банки и биржа», 1999

6.                 Сейткасимов Г.С.. Деньги, кредит, банки: Учебник /Под ред. проф.. – Алматы: Экономика, 2000. – 364 с.

7.                 Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999

8.                 Банковская система Казахстана - устойчивость на фоне глобального кризиса ликвидности. Время новых стратегий. «Рейтинговое агентство "KZ-rating"»

9.                 Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций ПРЕСС-РЕЛИЗ о состоянии финансового рынка и финансовых организаций на 1 февраля 2008 года

10.             Отчёт Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций за 2006 год. - Алматы, 2007

11.             Статистический бюллетень. Национальный банк Республики Казахстан 2007 г.

12.             Банки Казахстана 2007 год Ист Кэпитал. www.eastcapital.ru.

13.             Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан, которая разработана на 2007-2011 годы

14.             Ильясов К.К. Финансово-кредитные проблемы развития экономики Казахстана /Под ред.– Алматы: Бiлiм, 2002 – 240 с.

15.             Среднесрочный план социально-экономического развития Республики Казахстан на 2007 – 2009 годы

16.             Отчет о финансовой стабильности Казахстана, декабрь 2007 года Нацбанк РК

17.             Уровень рисков в банковском секторе Казахстана растет из-за быстрого роста кредитования и межрегиональной экспансии // Экономика Казахстана, 13 июня 2007 г.

18.             Анализ рисков банковского сектора Республики Казахстан // Экономика Казахстана, 24 августа 2008 г


Приложение


Государственный и гарантированный государством долг Республики Казахстан, тыс.тенге

№ п/п

Наименование

показателей

на 1 октября 2006 года

на 1 октября 2006 года

на 1 октября 2006 года

I

Государственный долг

843 763 636

1 056 361 333

1 385 853 326

1

Долг Правительства Республики Казахстан

593 133 891

646 716 992

911 544 193

1.1.

внутренний

368 760 558

478 572 388

731 514 968


1.1.1.

Государственные среднесрочные казначейские обязательства

255 742 777

28 998 015

127 479 910


1.1.2.

Государственные долгосрочные сберегательные казначейские облигации

73 190 000

244 649 586

302 962 589


1.1.3.

Государственные долгосрочные казначейские облигации

38 980 427

136 198 714

185 808 714


1.1.4.

Государственные индексированные казначейские обязательства

214 599

43 405 855

61 758 855


1.1.5.

Прочие обязательства

632 755

214 599

-

1.2.

внешний

224 373 333

24 504 000

52 909 000


1.2.1.

Международный Банк Реконструкции и Развития

46 216 846

601 619

595 900


1.2.2.

Азиатский Банк Развития

16 042 379

168 144 604

180 029 226


1.2.3.

Европейский Банк Реконструкции и Развития

9 227 023

36 832 459

36 128 073


1.2.4.

Исламский Банк Развития

4 824 914

9 630 860

9 893 997


1.2.5.

Саудовский Фонд Развития

1 054 098

13 613 457

14 292 872


1.2.6.

Кувейтский Фонд Арабского Экономического Развития

1 621 507

4 524 659

4 380 546


1.2.7.

Фонд Развития Абу-Даби

2 297 831

1 088 345

978 425


1.2.8.

Японский банк международного сотрудничества

70 369 087

1 652 057

1 681 415


1.2.9.

Кредитное агентство Правительства Германии

2 748 749

2 008 145

1 829 834


1.2.10.

Иностранные коммерческие банки

25 444 000

71 708 244

84 007 903


1.2.11.

Евроноты

243 373 800

2 894 378

2 874 162

2

Долг Национального Банка Республики Казахстан

243 373 800

24 192 000

23 962 000

2.1.

внутренний

243 373 800

404 438 930

471 814 536

2.2.

внешний

-

5 205 411

2 494 597

II

Гарантированный государством долг

80 332 238

68 015 258

63 846 607

1

внутренний

4 129 680

5 013 597

5 990 500

2

внешний

76 202 558

63 001 661

57 856 107

Всего государственный и гарантированный государством долг (I + II)

924 095 874

1 124 376 591

1 449 699 933

 


Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.