РУБРИКИ |
Валютное регулирование в Республике Беларусь |
РЕКЛАМА |
|
Валютное регулирование в Республике БеларусьВалютное регулирование в Республике БеларусьМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УО "БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ" Кафедра банковского дела КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: Валютное регулирование в Республике Беларусь МИНСК 2008 Содержание 1. Законодательные основы валютного регулирования в РБ 2. Сферы применения валютного регулирования 3. Основные инструменты валютного регулирования 4. Особенности регулирования валютного рынка на современном этапе 5. Тенденции и факторы изменения чистого спроса населения на иностранную валюту Список использованных источников
|
Рис.1. Процесс валютного регулирования
Примечание: Источник 13
Регулирование валютных отношений включает несколько уровней:
уровень частных предприятий, в первую очередь национальные и международные банки и корпорации, которые располагают огромными валютными ресурсами и активно участвуют в валютных операциях;
государственный уровень (Министерство финансов, Центральный банк, органы валютного контроля);
межгосударственный уровень.
Национальный банк РБ является основным органом валютного регулирования в Республике Беларусь и в рамках Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" [11]:
определяет сферу и порядок обращения в РБ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;
издает нормативные акты, обязательные к исполнению в РБ резидентами и нерезидентами;
проводит все виды валютных операций;
устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в Республике Беларусь операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в РБ операций с валютой РБ и ценными бумагами в валюте РБ;
устанавливает порядок обязательного перевода ввоза и пересылки в РБ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РБ;
устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;
устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их предоставления;
готовит и публикует статистику валютных операций РБ по принятым международным стандартам;
выполняет другие функции, предусмотренные указанным Законом.
Таким образом, одним из средств валютной политики, проводимой Национальным банком Республики Беларусь, является валютное регулирование - регламентация государством международных расчетов и порядка проведения валютных операций осуществляются на национальном, межгосударственном и региональном уровнях. [6]
В узком смысле валютное регулирование представляет собой систему законодательных актов, устанавливающих правила проведения валютных операций на территории государства, то есть операций, связанных с переходом прав собственности на иностранную валюту и пересылкой ее за пределы данного государства. В более широком смысле валютное регулирование означает часть макроэкономической политики государства, затрагивающую сферу валютно-финансовых связей резидентов данной страны и самого государства.
Как часть общеэкономического регулирования валютное регулирование в его широком понимании осуществляется в двух формах: в виде прямого и косвенного воздействия на валютно-финансовую сферу. К прямому воздействию относится принятие законодательных актов, устанавливающих административные ограничения на валютные операции, в то время как косвенное воздействие основывается скорее на экономических мерах.
Сфера валютного регулирования включает в себя достаточно широкий круг вопросов. В этой связи можно выделить три основных направления:
Регулирование валютных рынков.
Целью регулирования является обеспечение равновесия на валютном рынке путем сопоставления спроса и предложения на национальную валюту.
Управление валютным курсом.
Управление валютным курсом посредством политики управления валютными резервами и управления внешним долгом составляет важную часть регулирования валютно-финансовой сферы.
Регулирование движения капитала.
На протяжении всего периода существования валютного регулирования в Республике Беларусь в его современном виде в отношении регулирования движения капитала выдвигались следующие две целевые установки: предотвращение необоснованного оттока капитала из страны и создание благоприятных условий для привлечения долгосрочных иностранных инвестиций и финансового капитала при одновременном ограничении притока спекулятивного иностранного капитала. [12]
Можно выделить два аспекта применения валютного регулирования: валютное регулирование как часть макроэкономического регулирования и валютное регулирование в условиях становления рыночного механизма. [3]
Валютное регулирование как часть макроэкономического регулирования имеет 5 сфер применения:
1) поддержание удовлетворительного состояния платежного баланса;
2) борьба с нехваткой внутренних сбережений для целей внутреннего инвестирования;
3) финансирование бюджетного дефицита;
4) сокращение колебаний притока и опока краткосрочного капитала;
5) предотвращение процесса переноса международных финансовых кризисов.
Первой сферой применения валютного регулирования является введение ограничений на вывоз капитала для поддержания удовлетворительного состояния платежного баланса. Все больше исследователей приходят к выводу о неэффективности данных мер, что подтверждается многочисленными примерами1. Поэтому ставится вопрос о прекращении использования странами валютного регулирования в этих целях.
Ограничения на отток капитала могут вводиться при нехватке внутренних сбережений для целей внутреннего инвестирования. Для увеличения капиталовложений в стране как минимум необходим достаточно благоприятный инвестиционный климат, соответствующее налоговое законодательство, четкое определение прав собственности. Пресечение утечки капитала может помочь государству решить ряд таких важных вопросов, как повышение собираемости налогов, насыщение экономики реальными деньгами, улучшение финансовой дисциплины, в то время как непосредственно проблема увеличения капиталовложений лежит за пределами сферы валютного регулирования.
Еще одной причиной использования мер по ограничению оттока капитала в рамках макроэкономического регулирования является использование валютного регулирования для целей финансирования бюджетного дефицита. При условии эффективного сдерживания оттока капитала и удержания процентных ставок на низком уровне у государства, помимо внешних источников заимствований, появляется возможность прибегнуть к дешевому внутреннему кредиту. В данном случае наблюдается феномен инфляционного налога, когда государство расплачивается по своим обязательствам при более высоком уровне цен и при низкой плате за кредит.
Не следует переоценивать роль применения валютного регулирования в управлении внутренним долгом. Если государство и решает проблему оттока капитала, то сдерживание процентных ставок в стране может негативно сказаться на сбережениях и инвестициях.
В целях макроэкономической политики валютное регулирование может применяться для сокращения колебаний как оттока, так и притока краткосрочного капитала, поскольку сильные колебания мало способствуют экономическому росту и затрудняют проведение макроэкономической политики.
В частности, резкий приток или отток средств вызывают колебания валютного курса, а в условиях регулирования валютного курса со стороны Центрального банка это может приводить к колебаниям золотовалютных резервов. Таким образом, за счет валютного регулирования может решаться проблема автономности экономической политики государства, поскольку в условиях усилившейся подвижности капитала на международном уровне внутренняя экономическая политика становится все более зависимой от международной конъюнктуры. [15]
Валютное регулирование может использоваться для защиты развивающейся финансовой отрасли по аналогии с протекционистскими мерами во внешней торговле. Для этих целей правительство может ограничить доступ резидентов на иностранные финансовые рынки, а также вхождение на местный рынок иностранных финансовых институтов и появление на нем новых финансовых продуктов. С точки зрения экономической теории протекционистские меры неэффективны, поскольку ограничивают конкуренцию.
Валютное регулирование возможно как попытка понизить уровень системного риска страны. Меры валютного регулирования ограничивают возможность хранения активов и фиксации обязательств экономических субъектов в иностранной валюте. Эти меры призваны защитить хозяйствующих субъектов от резких скачков курса национальной валюты и таким образом понизить общий риск финансовой системы. Однако и преследование данной цели может дать обратный эффект.
Таким образам, можно сказать, что Республика Беларусь столкнулась с рядом экономических и социальных проблем, связанных с переходом к более открытой экономике рыночного типа, которые предопределили необходимость использования на данном этапе валютного регулирования капитальных сделок ограничительного характера. Из четырех типов капитальных сделок - портфельные инвестиции, прямые инвестиции, кредитные операции и банковские операции - наибольшему регулированию подверглись банковские операции, а основные усилия были направлены на пресечение оттока капитала из страны. [2]
Валютное регулирование реализуется посредством инструментов валютного регулирования [Прил. А].
Инструменты валютного регулирования - это те рычаги, посредством которых государство регулирует валютные отношения.
Инструменты валютного регулирования можно разделить на две большие группы: административные инструменты и рыночные инструменты [13].
К административным инструментам валютного регулирования относят обязательную продажу на внутреннем валютном рынке валютной выручки экспортёрам, а также целый ряд законодательно закреплённых валютных ограничений.
Доля продажи валютной выручки экспортёрами - один из важнейших управляющих параметров, который можно использовать для регулирования валютного рынка и проведения политики курсообразования. Чем выше доля обязательной продажи валютной выручки, тем выше предложение иностранной валюты на валютном рынке. На валютном рынке в этих условиях возможны следующие ситуации:
1. Спрос на иностранную валюту уравновешивается предложением, т.е. потоки импорта равны потокам экспорта, а валютный курс будет стабильным при невмешательстве центрального банка.
2. Спрос на иностранную валюту, несмотря на введённый процент обязательной выручки, всё-таки превышает предложение валюты. В этих условиях возможны следующие варианты при режиме регулируемого плавания валют: а) произойдёт обесценение национальной валюты; б) центральный банк осуществляет интервенции иностранной валюты из своих золотовалютных резервов и удерживает курс национальной валюты. [9]
3. Предложение иностранной валюты превысит спрос на иностранную валюту. В этих условиях центральный банк осуществляет интервенции национальной валюты, увеличивая тем самым денежную массу в стране.
Изменяя процент обязательной продажи валютной выручки экспортёрами, центральный банк может регулировать курс национальной валюты, объём золотовалютных резервов, денежную массу и уровень инфляции в стране.
Валютное регулирование может осуществляться и путём введения ряда ограничений на проведение валютных операций. Валютные ограничения - устанавливаемая в законодательном и административном порядке совокупность правил и норм по ограничению операций с иностранной валютой, золотом и другими валютными ценностями (регулирование ввоза и вывоза, перевода валюты, запрещение свободной продажи, государственный контроль над валютными операциями). Валютные ограничения могут быть связаны с проведением как текущих, так и операций, связанных с движением капитала. Валютные ограничения могут различаться и в зависимости от принадлежности субъекта валютных отношений к резидентам или нерезидентам страны. [10]
К другой группе относятся рыночные инструменты валютного регулирования. К рыночным инструментам валютного регулирования относят инструменты прямого регулирования и инструменты косвенного регулирования.
Инструменты прямого регулирования оказывают непосредственное, прямое влияние на величину курса национальной валюты.
К инструментам прямого валютного регулирования относят валютные интервенции и дисконтную политику.
Валютные интервенции представляют собой действия центрального банка, направленные на покупку или продажу иностранной валюты. Промежуточной целью валютной интервенции является, как правило, поддержание курса национальной валюты. Валютные интервенции могут быть связаны также с необходимостью сглаживания краткосрочных валютных колебаний, а также выплат по внешним долгам.
Валютные интервенции не только оказывают прямое влияние на курс национальной валюты, они также непосредственно приводят к увеличению или уменьшению денежной массы страны.
Иногда центральные банки проводят равные по размеру, но противоположные по направленности сделки с иностранными и внутренними активами с тем, чтобы свести к нулю влияние своих сделок с валютой на национальное предложение денег. Такое положение центральных банков получило название "стерилизации". Предположим, что центральный банк предпринимает продажу иностранной валюты на валютном рынке, преследуя промежуточную цель не допустить снижения курса национальной валюты и обеспечить его стабильность. Если данная операция не будет "стерилизована", то произойдёт уменьшение денежной массы страны, что будет сказываться на повышении обменного курса иностранной валюты. [11]
Центральный банк может осуществлять "стерилизацию", например, покупая ценные бумаги на фондовом рынке. В этом случае произойдёт увеличение денежной массы. В конечном итоге "стерилизация" позволяет нейтрализовать негативное уменьшение денежной массы, предотвратить дефляцию.
Однако дополнительные рублёвые поступления, оказавшись на валютном рынке, могут вновь оказывать понижающие давление на курс национальной валюты. И вновь центральному банку придётся принимать меры по поддержанию курса национальной валюты. "Стерилизация" фактически нейтрализует не только негативные последствия валютных интервенций, но и саму валютную интервенцию. "Стерилизация" как экономический инструмент может использоваться, однако это весьма сложное и тонкое мероприятие [15].
Важным инструментом прямого регулирования является дисконтная политика. Дисконтная политика основана на регулировании процентных ставок. [4]. В настоящее время дисконтное регулирование может слабо использоваться в качестве регулятора курса национальной валюты по следующим основным причинам:
кризис доверия к Правительству и банковской системе в целом;
высокий риск вложений капиталов;
неустойчивый курс национальной валюты;
отсутствие полной гарантии неприкосновенности капиталов.
Наряду с инструментами прямого регулирования используются и косвенные инструменты валютного регулирования.
Косвенные инструменты позволяют лишь косвенно, посредством макроэкономических факторов, оказывать влияние на валютные отношения.
К инструментам косвенного регулирования относятся инструменты денежно-кредитного регулирования, инструменты налогово-бюджетного и инструменты внешнеторгового регулирования. [1]
К основным денежно-кредитным инструментам, косвенно оказывающим воздействие на валютные отношения, относят:
изменение норматива обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке (резервные требования).
операции Центрального банка на открытом рынке.
Увеличение (уменьшение) резервной нормы приведёт к уменьшению (увеличению) совокупной денежной массы в стране, что может отражаться на уровне инфляции и на курсе национальной валюты.
Кроме изменения резервной нормы центральный банк может использовать операции на открытом рынке, которые приводят к изменению денежного предложения и процентных ставок, а значит, оказывают влияние на курс национальной валюты.
Наряду с инструментами денежно-кредитного регулирования на валютные отношения оказывают влияние налогово-бюджетные инструменты.
К основным налогово-бюджетным инструментам относят государственные расходы и налоги.
Государственные расходы осуществляются в двух формах. Первая форма - государственные закупки, т.е. трата денег на товары и услуги: приобретение военной техники, строительство дорог, выплата жалования работникам судебных органов и т.д. Вторая форма - государственные трансфертные платежи, повышающие доходы определенных слоев населения, например. Лиц пожилого возраста и безработных. Государственные расходы определяют соотношение размеров частного и государственного секторов, т.е. какая доля ВВП потребляется коллективно, а не индивидуально. Государственные расходы влияют на совокупный уровень расходов в экономике и, следовательно, на уровень ВВП [4].
Другой компонент налогово-бюджетной политики - налогообложение - воздействует на ситуацию в экономике двумя способами:
уменьшая располагаемый или расходуемый доход домашних хозяйств, налоги сокращают сумму денег, которую люди тратят на приобретение товаров и услуг. Тем самым уменьшается совокупный спрос на блага, что, в конечном счёт, приводит к снижению ВВП.
налоги воздействуют на цены благ и факторов производства и поэтому влияют на стимулы и поведение хозяйствующих субъектов.
Увеличение государственных расходов и уменьшение налогов оказывают стимулирующее воздействие на экономику. Уменьшение государственных расходов и увеличение налогов, напротив, сдерживает экономический рост. Влияние инструментов налогово-бюджетного регулирования на уровень инфляции, денежную массу и ставку процента очевиден, а значит, велико косвенное влияние данных инструментов на курс национальной валюты.
К инструментам внешнеторгового регулирования относят:
Экономические инструменты:
Импортные тарифы (пошлины),
Импортные квоты,
Экспортные субсидии;
Административные инструменты.
Отличительная черта тарифов, квот и субсидий - это возникновение разницы между мировыми и внутренними ценами.
Прямой эффект от тарифа (т.е. налога на импорт) состоит в удорожании импортных товаров по сравнению с их стоимостью за границей. Наиболее распространённой формой импортных тарифов являются таможенные пошлины. Таможенная пошлина - простейшая форма торговой политики - налог, которым облагаются импортируемый товар. [12]
Импортная квота - это прямое ограничение количества какого-либо товара, которое может быть импортировано. Такое ограничение обычно подкрепляется выдачей лицензий какой-либо группе людей или некоторому количеству фирм. Импортная квота всегда поднимает внутреннюю цену на импортируемый товар.
Разница между квотой и тарифом состоит в том, что при введении квоты правительство не получает дохода. Когда для ограничения импорта вместо пошлины используется квота, та сумма денег, которая могла бы стать доходом государства, достаётся тому, кто получает импортные лицензии. Держатели лицензии могут закупить импортные товары и перепродать их по более высокой цене на внутреннем рынке. Прибыли, получаемые держателями импортных лицензий, называют квотной рентой.
Экспортная субсидия - это доплата местным производителям за выпуск экспортных товаров. В результате чего повышается цена этих продуктов внутри страны и возникает стимул для их производства.
Наряду с экономическими инструментами могут быть использованы и административные инструменты. Например, можно повернуть нормальные процедуры проверки безопасности, санитарного состояния и таможенной очистки таким образом, что они становятся препятствием для торговли. [14]
Изменение цен из-за тарифов, квот и субсидий влияет как на относительное предложение, так и на относительный спрос. В результате этого изменяются условия торговли как для страны, активно использующей эти инструменты внешнеторгового регулирования, так и для других стран. Изменения условий торговли приводят к изменениям потоков экспорта и импорта товаров, изменяются платёжный баланс и курс национальной валюты. При увеличении импортных тарифов, квот и экспортных субсидий при прочих равных условиях курс национальной валюты должен увеличиваться и наоборот.
Валютное регулирование условно можно разделить на следующие основные направления:
1. регулирование операций резидентов и нерезидентов с валютой и валютными ценностями;
2. регулирование курса национальной валюты центральным банком.
Таким образом, валютное регулирование представляет собой деятельность государственных органов власти, реализуемую посредством законодательных, административных, экономических и организационных мер, направленную на решение государственных задач по поддержанию долгосрочного устойчивого внешнего равновесия и подчинённую цели обеспечения экономического роста. [13]
С 2003 году Национальный банк проводит последовательную курсовую политику. Установление официального курса осуществлялось с помощью рыночных механизмов.
В условиях отсутствия значительных золотовалютных резервов, сохраняющегося недоверия к национальной денежной единице и установления фиксированного курса российского рубля центральному банку страны очень важно достичь стабилизации во всех секторах валютного рынка [Прил. Б]. Более того, в краткосрочном периоде необходимо стимулировать увеличение предложения иностранной валюты на всех сегментах валютного рынка для наращивания золотовалютных резервов. Рост валютных запасов монетарных властей необходим в условиях достаточной нестабильности белорусской экономики и перехода процесса валютной интеграции с Российской Федерацией в решающую фазу.
Исходя из того, что на валютном рынке действуют различные экономические субъекты, Национальный банк использует методы регулирования в зависимости от сегмента валютного рынка. Более того, одни составляющие валютного рынка подвергаются большему регулированию, а другие - меньшему. Так, если на валютный рынок нерезидентов Национальный банк может оказывать только опосредованное воздействие, а рынок резидентов - субъектов хозяйствования достаточно стабилен и характеризуется в последние годы устойчивым превышенном продажи валюты над ее покупкой, то кардинального изменения методов правил контроля на этих сегментах не требуется. Что же касается наличного рынка, то здесь складывается иная ситуация. Дело в том, что именно на данном сегменте валютного рынка наблюдается постоянное превышение спроса над предложением иностранной валюты. При этом сальдо спроса и предложения очень динамично и зависит как от субъективных, так и от объективных факторов. В частности, рост реальных доходов населения, темпы инфляции, неразвитость кредитно-финансовых институтов, а также низкая степень доверия к национальной денежной единице приводят к росту спроса на иностранную валюту. [5]
Изменение предпочтений населения невозможно осуществить за короткий период, однако можно ускорить этот процесс с помощью согласования мер, осуществляемых Национальным банком и проводимых в других секторах экономики. Поэтому рынок наличной валюты в 2003 году подвергался особому вниманию со стороны монетарных властей, что дало возможность достичь положительных результатов. [3]
Существует прямая зависимость между изменением реальных доходов населения и сальдо покупки-продажи физическим лицам иностранной валюты. Рост реальных доходов стимулирует рост покупки иностранной валюты, а его замедление сокращает спрос. Однако данная взаимосвязь несколько слабеет со второй половины 2002 года.
В значительной степени изменение ситуации на рынке наличной иностранной валюты с IV квартала 2002 года произошло в результате мероприятий, реализованных Правительством в рамках совершенствования операций по организации потребительского импорта и повышения его прозрачности, а также совершенствования таможенного режима перемещения товаров физическими лицами в целях ограничения неорганизованного товарооборота. Кроме того, улучшению ситуации на данном сегменте валютного рынка содействовали:
рост депозитов физических лиц как в национальной, так и в иностранной валюте;
проведение последовательной и продуманной курсовой политики. На протяжении 2002-2003 гг. Национальный банк обеспечивал постепенную девальвацию национальной денежной единицы к доллару США, учитывая при этом не только национальные реалии, но и процессы, происходящие на внешних рынках. Так, например, девальвация к доллару в 2003 году не достигла запланированного уровня в связи с ослаблением его позиции на мировом валютном рынке. [6]
Несмотря на появление положительных тенденций уже в 2002 году, значительное снижение и стабилизация чистого спроса на иностранную валюту произошли только в 2003 году. Этому способствовали следующие факторы:
1) замедление темпов роста реальных доходов населения и изменение их структуры. Доля доходов от продажи валюты возросла за январь-июнь на 5,1 процентных пункта при сокращении доли заработной платы на 0,6 процентных пункта, что объясняет сокращение сальдо покупки-продажи наличной валюты при одновременном снижении темпов роста реальных доходов с января по июль 2003 года [7] ;
2) рост цен на жилищно-коммунальные услуги. Это стало причиной роста доли расходов населения на услуги в общем объеме расходов с 15,9% в январе-июне 2002 года до 23% в январе-июне 2003 года [7] ;
3) увеличение вкладов физических лиц. За январь-ноябрь 2003 года прирост срочных депозитов составил 64% [7] ;
4) сокращение доли наличных денег в обороте. Доля наличных денег в общем объеме рублевой денежной массы сократилась с 32,6% на 1 января 2003 года до 27,2% на 1 января 2004 года [7] ;
5) изменение порядка приобретения иностранной валюты. Национальный банк разрешил индивидульным предпринимателям покупать наличную иностранную валюту за безналичные белорусские рубли для последующего приобретения товаров за пределами Республики Беларусь. Данная мера позволила с января 2003 года отражать в статистической отчетности операции индивидуальных предпринимателей по покупке/продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке вместе с операциями субъектов хозяйствования;
6) нестабильность курсов иностранных валют. Колебания курса доллара по отношению к евро в первом полугодии 2003 года повысили привлекательность рублевых депозитов как средства сбережения по сравнению с валютными депозитами и наличной иностранной валютой. [14]
Вместе с тем необходимо отметить неравномерность изменения чистого спроса населения на иностранную валюту. Так, если в январе-июне текущего года чистый спрос населения на личную иностранную валюту составил 32.5 млн. USD, или 0,3 млн. USD в среднем за день, что свидетельствовало об относительном балансе между спросом и предложением, то в июле-августе 2003 года в абсолютном выражении он вырос в 2,3 раза, или на 73,2 млн. USD, и в среднедневном выражении составил 1,2 млн. USD. Увеличение спроса в данный период было обусловлено сезонным фактором - началом массовых отпусков и выездом населения на отдых за пределы Республики Беларусь [7].
В следующем месяце ситуация временно стабилизировалась. За сентябрь население продало валюты на 2,3 млн. USD больше, чем купило.
Причиной улучшения ситуации на наличном валютном рынке стало то, что рост спроса был компенсирован ростом предложения. В свою очередь, увеличение предложения было вызвано:
окончанием сезона отпусков, что автоматически снизило спрос на иностранную валюту;
снижением доходов населения после выхода из отпуска;
ростом расходов на подготовку к началу нового учебного года;
увеличением задолженности по заработной плате. Если на 1 сентября 2003 года задолженность составила 33,0 млрд. рублей, то уже к 1 октября 2003 года она возросла до 46,5 млрд. рублей [7] ;
необходимостью увеличения расходов на закупку плодоовощной продукции для осенних заготовок.
Таким образом, можно отметить, что при наличии положительных тенденций на наличном валютном рынке в 2003 году ситуация на данном сегменте валютного рынка остается достаточно нестабильной. Население резко реагирует на изменения в банковской сфере. Любые изменения на валютном рынке, а также в других секторах экономики могут привести к быстрому росту чистого спроса на иностранную валюту. [15]
В данной работе изложены актуальные вопросы валютного регулирования в Республике Беларусь. Для более глубокого анализа происходящих в стране преобразований и поиска путей решения проблем, возникающих в процессе регулирования валютных отношений, рассматриваются существующие в мировой практике инструменты валютного регулирования и возможность их использования в Республике Беларусь.
В настоящее время создана система валютного регулирования и валютного контроля, позволяющая на данном этапе с использованием административных и экономических методов обеспечить "прозрачность" на внутреннем валютном рынке. Сейчас уже можно говорить о том, что административные меры валютного регулирования на определённом краткосрочном отрезке времени оказывают положительное влияние на развитие экономики внутри страны, мобилизуя национальные сбережения для инвестирования в экономику.
В долгосрочном плане регулирование через валютные ограничения не может обеспечить стабильности на валютном, внешнеторговом и финансовых рынках. Поэтому по мере выравнивания внешнеторговых диспропорций, динамики ВВП и обменного курса белорусского рубля целесообразен переход к либеральному направлению валютного регулирования.
Развитие национального валютного рынка, как и всего валютного механизма нашей страны, должны с одной стороны подчиняться общей экономической политике и действующей социально-экономической модели, чтобы избежать внутренних потрясений, но с другой - стремиться к соответствию международным стандартам развитых стран в валютной сфере.
1. Акопов В. Место и роль валютного регулирования в государственном управлении экономикой // Аудитор. 2000. № 11.
2. Артёмов Н.М. Валютные ограничения. М.: ООО "Профобразование", 2001.
3. Володин Ф.Г. Валютное регулирование // Расчеты и операционная работа в КБ. 2003. №7-8
4. Деньги, кредит, банки: Учеб. / Под ред. Кравцовой Г.И. -Мн.: БГЭУ, 2003.
5. Колупаев В.А., Почекина В.В. Международные валютные отношения. Интеграция Беларуси в мировую валютную систему. Мн.: ОДО "Равноденствие", 2003.
6. Красавина Л.Н., Былиняк С.А., Смыслов Д.В. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. М.: Финансы и статистика, 2002.
7. Лузгина А. Особенности регулирования валютного рынка на современном этапе // Валютное регулирование. 2004. №14.
8. Овсейко С. Основы законодательства Республики Беларусь о валютном регулировании и валютном контроле // Вестник Ассоциации белорусских банков. 2000. № 29.
9. Овсейко С. Система валютных ограничений: теоретические и практические аспекты // Вестник Ассоциации белорусских банков. 2004. № 10.
10. Пивоварова Е. Итоги работы валютных рынков за январь 2005г. // Валютное регулирование и ВЭД. 2005. №2.
11. Пупликов С.И. Валютные операции в РБ - запрещено все, что не разрешено // Финансы и кредит. 2004. №7.
12. Пупликов С.И. Методологические аспекты валютной политики Республики Беларусь в условиях создания союзного государства с Россией // Вестник Ассоциации белорусских банков. 2001. № 20.
13. Пупликов С.И. Методологические аспекты валютной политики Республики Беларусь в условиях создания союзного государства с Россией // Вестник Ассоциации белорусских банков. 2001. № 20.
14. Смолякова Е. Основы и принципы валютного регулирования в Республике Беларусь // Вестник Ассоциации белорусских банков. 2003. № 15.
15. Тарасов В. Валютное регулирование и его инструменты // Вестник Ассоциации белорусских банков. 2002. № 32.
Приложения
Приложение А
Инструменты валютного регулирования
Примечание. Источник: [13].
Приложение Б
Мероприятия по совершенствованию валютного регулирования
№ п/п |
Цели |
Содержание мероприятий |
Форма реализации |
Исполнители |
Ожидаемый эффект |
1. |
Законодательно закрепить основные принципы и цели валютного регулирования |
Разработать и передать в Верховный Совет проект Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" |
Закон РБ |
Нацбанк, Кабинет Министров |
Гарантия неизменности принципов валютного регулирования, повышение доверия к национальной валюте |
2. |
Максимальная концентрация валютных сбережений населения в банках |
2.1 Установить законодательные гарантии сохранности и возвратности валютных вкладов физических лиц |
Закон РБ |
Нацбанк |
Рост валютного потенциала, создание благоприятного инвестиционного климата |
2.2 Выпустить в обращение золотовалютные депозитные сертификаты правительства |
Указ Президента, постановление Кабинета Министров и Нацбанка |
Нацбанк, Кабинет Министров |
Гарантия неизменности принцпов валютного регулирования, повышение доверия к национальной валюте |
||
2.3 Разработать и внедрить систему кодовых валютных счетов в уполномоченных банках |
Указ Президента, постановление Кабинета Министров и Нацбанка |
Нацбанк, Кабинет Министров |
Гарантия неизменности принцпов валютного регулирования, повышение доверия к национальной валюте |
||
3. |
Выравнивание официального и рыночного курсов рубля |
Девальвировать курс белорусского рубля до уровня, стимулирующего экспорт и удерживающего инфляцию в заданных пределах |
Постановление Нацбанка |
Нацбанк |
Уменьшение спроса на валюту на бирже, недопущение развития черного рынка |
4. |
Обеспечение неизменности и предсказуемости валютной политики, увеличение поступлений валюты |
4.1 Заявление Президента РБ, Правительства РБ и Национального банка о принципах курсовой политики |
Заявление для СМИ |
Нацбанк |
Повышение доверия к национальной валюте, снятие девальвационных ожиданий предприятий и населения |
4.2 Перейти к рыночному формированию курса белорусского рубля к твердым валютам и российскому рублю с учетом уровня инфляции и состояния платежного баланса |
Указ Президента, Постановление Нацбанка |
Нацбанк |
Создание условий для внутренней конвертируемости белорусского рубля |
||
4.3 Сблизить правила валютного регулирования Беларуси и России |
Указ Президента, Постановление Нацбанка |
Нацбанк |
Уменьшение оттока капитала из страны, снижение валютного риска |
||
4.4 Либерализовать операции на межбанковском валютном рынке |
Постановление Нацбанка |
Нацбанк |
Активизация официального валютного рынка и расширение базы налогообложения |
||
4.5 Снять ограничения на операции с валютой для нерезидентов |
Постановление Нацбанка |
Нацбанк |
Обеспечение иностранным инвесторам гарантий возврата средств, создание базы для роста инвестиций |
||
5. |
Создание валютных резервов Нацбанка на уровне 1,5 (и далее 3-х) месячного импорта |
5.1. Сконцентрировать все золотовалютные резервы государства в Национальном банке |
Указ Президента |
Нацбанк, Кабинет Министров |
Гарантия стабильности валютного рынка для инвесторов, гарантия платежеспособности по внешним займам |
5.2. Экономическими методами регулировать продажу валюты на внутреннем валютном рынке (путем регулирования учетной ставки НБ РБ, рынка государственных ценных бумаг и т.п.) |
|
|
|
||
6. |
Формирование валютных резервов Нацбанка в виде высоколиквидных и надежных активов |
Возвратить средства, размещенные в банках РБ, по окончании сроков действия договоров |
Постановление Нацбанка |
Нацбанк |
Увеличение официальных резервов Нацбанка |
7. |
Возобновление кредитования нашей республики со стороны международных финансовых организаций |
Выполнить рекомендации МВФ по программе Стэнд-бай |
Совместное письмо Нацбанка и Правительства РБ |
Правительство и Нацбанк |
Увеличение объема иностранных инвестиций (150-200 млн. долл. США) к концу 1996 г. |
Примечание: Источник: собственная разработка
|
© 2000 |
|