РУБРИКИ

Теория и история страхования

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Теория и история страхования

На данном этапе коммерческого страхования появилась и стала господствующей новая организационно-правовая форма единоличного предпринимательства - частные неассоциированные страховщики.

К концу первого этапа становления коммерческого страхования начинается переход мануфактурной стадии промышленного производства в фабричную. Это привело к тому, что частные неассоциированные (единоличные) страховщики оказались не в состояли обслуживать новые объекты и риски, связанные с ними. Создаются предпосылки к зарождению различных страховых обществ 31(ассоциаций) - организационно-правовых форм группового предпринимательства.

В период второго этапа становления коммерческого страхования морское страхование как часть имущественного страхование продолжает лидировать. Появляются ассоциированные и акционерные страховые общества. Первое общество морского страхования появилось во Франции в 1668 г., но оно быстро распалось.

Более удачливой оказалась судьба первых ассоциированные форм морского страхования в Англии. Одна из них - ассоциация, известная как Lloid's (ассоциация Ллойда), приобрела мировую известность и стала символом страхования.

Если причинами развития морского страхования оставались стихия, пиратство и т.п., а также и новые причины, связанные с техническими факторами, то урбанизация в странах Европы вызвала потребности в других видах имущественного страхования. Так, в 1666 г. произошел большой Лондонский пожар, погубивший 70 тыс. чел. Реакцией на него стало возникновение в Европе так называемого «огневого» страхования. В Англии появились многочисленные акционерные страховые общества от огня. В Германии это страхование пошло иным путем - путем создания публичного страхования от огня. Первым таким предприятием стала Генеральная огневая касса в Гамбурге (1677 г.). В 1701 г. в Берлине создается специальный Устав огневого страхования. Первое акционерное страховое общество от огня в Германии появилось в Берлине (1812 г.).

Основы коммерческого страхования жизни сложились на 100 лет позже морского и огневого. Первым обществом страхования жизни на основе математического инструментария стало английское страховое общество «Эквитебл». Созданное в 1762 г., оно использовало в страховании жизни математически обоснованный инструментарий. Его эффективность оказалась столь высокой, что к 1830 г. в Англии функционировало уже 35 крупных обществ страхования жизни и десятки мелких.

Примерно в этот же период (середина XVIII в.) возникает потребность имущественного страхования в сельском хозяйстве от градобития растений и падежа скота. Спрос на эти виды страхования стимулировался значительными потерями от градобития растений и падежа скота (например, в 1740 - 1750 гг. в Европе пало более 3 млн. голов рогатого скота).

Рост концентрации и централизации капитала и производства на основе новых технологий обусловил создание новых промышленных зданий, сооружений, машин, транспортных средства и т.п. Это усилило потребность в страховании средств производства. Новые технологии потребовали новых видов энергии (пара, газа, электричества), которые принесли новые риски. Кроме того, технологический способ производства был основан на фабрично-заводском использовании машин, что вызвало непрерывный рост массы работников наемного труда, единственным источником существования которых была заработная плата. Отсюда массовая необеспеченность как характерная особенность капиталистического хозяйства усилила потребность в страховании на случай смерти, на случай болезни, инвалидности, травматизма.

Закономерным результатом крупного машинного производства явился невиданный рост не только производства, но и обращения товаров. Это породило значительное увеличение как внутреннего, так и внешнего товарооборота, что в свою очередь потребовало развитой инфраструктуры: транспортной, складской, торговой, кредитно-финансовой и, разумеется, страховой.

Таким образом, второй этап коммерческого страхования эволюционировал на основе потребностей крупного машинного производства, росте массы наемных работников и ответственности предпринимателей перед ними и другими слоями населения.

Третий этап развития коммерческого страхования совпадает со второй промышленной революцией {последняя треть XIX - начало XX вв.) и началом перехода от века пара к веку электричества (рубеж 50-60-х гг.).

Реакцией на рисковые последствия промышленной революции становится дальнейшее наращивание финансовых мощностей страховых компаний и переход к монополизации в этой отрасли инфраструктуры.

Усиление роли государства на третьем этапе коммерческого страхования прослеживается по трем направлениям: государство само выступает на страховом рынке как страховщик и конкурент негосударственного сектора; некоторые государства (Италия, Уругвай) попытались национализировать все страхование; отдельные государства установили правительственный контроль над страховой деятельностью в стране.

Подобный интерес государства вызывается прежде всего тем, что страхование обеспечивает нормальный процесс воспроизводства, который может быть прерван страховыми случаями стихийной или общественной природы. Далее страхование постепенно превращается в мощный источник кредитных ресурсов в стране. Наконец, страхование превратилось в мощный нейтрализатор социальной напряженности благодаря появлению таких его видов, как страхование безработицы, депозитное, пенсионное, от различных заболеваний и т.д. Все это делает страхование привлекательным для государств, и потому оно становится важной частью их экономической политики.

На третьем этапе страхование исчерпывает возможности экстенсивного развития традиционных видов и отраслей и переходит к национальной и международной интеграции страхового предпринимательства.

Складываются национальные и международный рынки страхования в условиях довольно жесткой конкуренции и закладываются основы будущей глобализации страхового рынка.

В России страхование развивалось медленнее, чем в других странах, что объясняется длительным сохранением крепостничества и постоянно возникающими препятствиями на пути развития частнокапиталистической экономики. Первые страховые общества создавались для страхования от пожаров. Старейшее из них - Рижское общество взаимного страхования от пожаров было организовано в 1765 г. Постепенно в эту сферу стали внедряться западные страховые компании, предлагавшие свои услуги состоятельным гражданам. В результате отток денег за границу в виде страховых премий достиг настолько ощутимых размеров, что правительство решило ограничить доступ иностранных страховщиков на российский рынок и попыталось организовать государственную систему страхования от пожаров.

28 июля 1786 г. был издан «Манифест об учреждении Государственного Заемного Банка», запрещающий страховать имущество у иностранных страховщиков, и в том же году при этом банке была создана страховая экспедиция, на которую возлагалась обязанность страхования от огня имущества и строений российских граждан. Однако ее деятельность оказалась убыточной и была прекращена.

В 1827 г. бароном Штиглицем и другими российскими предпринимателями было учреждено «Российское страховое от огня общество», получившее благодаря Указу императора Николая I от 27 (14) октября 1827 г. освобождение от налогов и монополию на ведение страховых операций в течение 20 лет в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе и других городах. Уставный капитал общества составил 4 млн руб., а председателем правления стал адмирал Н.С. Мордвинов, который убедил императора и его правительство в преимуществах частной формы страхового общества. Позднее общество было переименовано в «Первое российское страховое общество». Николай I лично курировал и создание других страховых обществ.

В 1835 г. было учреждено первое в России страховое общество «Жизнь», которое стало заниматься личным страхованием. Следующий этап развития российского страхового рынка начался после отмены крепостного права в 1861 г. и проведения целого ряда экономических реформ в области земельных отношений, денежно-кредитной системы и др. Начался период бурного роста частного предпринимательства, в том числе и в страховании. Если в 1851 г. от огня было застраховано имущества на 282 млн руб., то в 1865 г. -на 868 млн руб., а в 1886 г. - на 4 млрд руб. В 1874 г. страховщики подписали тарифное соглашение, получившее название Страхового синдиката - первого монополистического объединения в России. Многообразие форм страховой защиты позволяло сохранять высокий уровень конкуренции на страховом рынке.

Всего к концу XIX в. в России работало свыше 300 страховых организаций, среди которых доминировали земские страховые организации и общества взаимного страхования. Земское страхование от огня введено в 1864 г. «Положением о губернских и уездных земских учреждениях» при Александре П. Этим Положением заложены основы местной системы самоуправления, которая стала необходимостью после освобождения из крепостной неволи 23 млн крестьян. Страхование сельских построек от пожаров стало одним из направлений работы земств. При этом использовались три формы страхования: обязательное окладное, дополнительное и добровольное. «Оклад» - это сумма, на которую страховались крестьянские строения, откуда и пошло название данной формы страхования.

Общества взаимного страхования - одна из старейших организационных форм страховой защиты населения от пожаров. 10 октября 1861 г. Александр II издал Указ об учреждении городских взаимных страховых обществ. Первые взаимные общества для страхования от огня были образованы в Туле и Полтаве в 1863 г. В дальнейшем такие общества были созданы практически во всех крупных российских городах. Кроме городских обществ создавались общества взаимного страхования, объединяющие предпринимателей различных отраслей.

В 1913 г. общий объем страховой премии составил 205 млн руб, из них 129 млн руб. приходилось на российские акционерные страховые общества, 12 млн руб. - на иностранные, 15,5 млн руб. - на губернское страхование, в том числе земское.

В результате накануне Первой мировой войны в России сложился развитый страховой рынок. На нем присутствовали практически все направления страховой защиты, которые практиковались в Европе: страхование от огня и других имущественных рисков, транспортное страхование, страхование жизни и от несчастных случаев. Страхование жизни, однако, не имело массового распространения: им было охвачено всего 0,25% всего населения России.

Революционные события 1917 г. резко изменили всю систему страховой защиты населения. Первым законодательным актом советской власти, посвященным страхованию, стал Декрет Совнаркома РСФСР «Об учреждении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального», которым был образован Совет по делам страхования. Наряду с контрольными ! функциями Совет должен был проводить новую страховую политику приближения к потребностям беднейших классов населения, устранения вредной для народного хозяйства конкуренции страховщиков, обращения излишков чистой прибыли в казну и изыскания новых способов повышения доходов казны от страхового дела. По делам страхования был образован Комиссариат, который возглавил большевик М.П. Близаров, до революции работавший генеральным страховым агентом.

28 ноября 1918 г. Декретом Совнаркома «Об организации страхового дела в Российской республике» страхование во всех его видах и формах было объявлено государственной монополией. Bсе частные страховые общества (включая общества на взаимности), их имущество и фонды подлежали передаче государству в лице ВСНХ. Только за кооперацией было сохранено право проведения взаимного страхования своего имущества.

Однако в связи с гражданской войной и разрухой большевики временно отказались от страхования. В 1919 г. было отменено страхование жизни, а в декабре 1920 г. полностью отменено государственное имущественное страхование. Вместо него должен был быть внедрен порядок бесплатной государственной помощи натурой для трудовых хозяйств, пострадавших от стихийных бедствий, Введение новой экономической политики в марте 1921 г. знаменовало собой восстановление страховой системы. В 1921 г. вышел декрет СНК «О государственном имущественном страховании», в соответствии с которым был создан Госстрах. В 1922-1923 гг. после денежной реформы законодательно вводится личное страхование.

Важной особенностью государственной системы страхования с первых лет ее существования было обязательное страхование имущества. В конце 1921 г. восстановлено обязательное окладное страхование строений, скота и посевов в сельской местности, заменившее прежнее земское страхование. Практически в неизменном виде оно сохранилось до 1940 г., когда был принят новый закон об обязательном окладном страховании и утверждены новые правила и инструкции о порядке определения и оплаты убытков по каждому виду окладного страхования.

Великая Отечественная война подорвала существующую страховую систему, но не разрушила ее. В 1950-х гг. были внесены коррективы в систему обязательного имущественного страхования. С 1956 г. прекращено обязательное страхование государственного жилого фонда, а также добровольное страхование имущества государственных учреждений и организаций, состоящих на местном бюджете. Таким образом, весь государственный сектор хозяйства был освобожден от страхования.

Исключение составляло лишь государственное имущество, сдаваемое в аренду. По нему сохраняется обязательность страхования за счет арендаторов, которыми были в основном религиозные организации.

Сохранялось и развивалось обязательное страхование имущества колхозов, введенное в 1930-?х гг. вместо кооперативного страхования. В 1968 г. его объемы существенно расширены за счет введения обязательного страхования посевов на случай неурожая, любых стихийных бедствий, включая засуху. С 1974 г. этот вид обязательного страхования распространился и на совхозы с целью укрепления финансовой устойчивости сельского хозяйства.

В полной мере сохранялось обязательное страхование имущества, принадлежащего гражданам (жилые дома, садовые домики, дачи, хозяйственные постройки), а также животные (крупный рогатый скот, лошади и верблюды). Эти формы обязательного страхования сохранялись практически до 1997 г. - до принятия положений нового Гражданского кодекса.

После окончания войны к Госстраху перешли в качестве репараций акции многих страховых компаний Германии, Австрии, Венгрии и Румынии. В связи с ростом страховой деятельности за рубежом в 1947 г. было принято решение о выделении из структуры Госстраха в качестве отдельного учреждения Управления иностранного страхования СССР (Ингосстрах) со статусом самостоятельного юридического лица.

В 1989 г. количество действующих договоров добровольного страхования в Российской Федерации составляло 121,5 млн при численности населения 148 млн чел. Это сравнительно немного: в странах с развитой системой страховой защиты на одного человека приходится 5-6 договоров страхования.

Сильной стороной государственного страхования и компаний, созданных на его основе, была и остается их система работы с населением в части имущественного и личного страхования. В конце 80-х гг. в СССР работало 5765 страховых органов - инспекций государственного страхования, имевших огромную сеть страховых агентов; 3425 таких инспекций находились на территории России. Общие объемы страховых операций с учетом нерыночного характера экономики были велики и составляли свыше 3% ВВП.

Система перестрахования отсутствовала, за исключением Ингосстраха, который с самого начала своей деятельности вынужден был перестраховать свои риски в зарубежных страховых компаниях.

В 1992 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ «О создании Российской государственной страховой компании» от 10.02.92 г. № 76 на базе Правления Госстраха РСФСР было создано акционерное общество «Российская государственная страховая компания (Росгосстрах)» - правопреемник имущественных прав и обязанностей Госстраха России.

При переходе к рыночным реформам в 1991-1992 гг. большая часть финансового потенциала государственного страхования была уничтожена начавшейся инфляцией. Государственная монополия в области страхования была практически снята принятием в мае 1988 г. Закона «О кооперации», который предусматривал, что кооперативы могут создавать собственные страховые организации и самостоятельно определять условия, порядок и виды страхования. Создаваемые страховые общества активно занялись страхованием во всех секторах складывающегося рынка.

Особенностью формирования российского страхового рынка стало массовое появление новых, преимущественно небольших, компаний, не имеющих опыта страхования. Именно к этому периоду относится начало использования страхования для ухода от налогов, что объясняется весьма либеральным законодательством.

Российский страховой рынок изначально отличался значительными региональными диспропорциями. К настоящему времени сложилось крайне неравномерное распределение страховых компаний по регионам России. В Москве зарегистрировано более половины всех страховых компаний, на которые приходится более 70% страховых поступлений и выплат.

Резкий поворот к рынку снизил масштабы страхования в российском обществе. Только в 2002 г. доля объема страховых взносов в ВВП достигла доперестроечного уровня. Если исключить из рассмотрения взносы по обязательному медицинскому страхованию, то этот показатель на порядок ниже уровня развитых стран.

Невелик и размер страховой премии на душу населения. В России на одного жителя в год приходится в среднем менее $ 100 страховых платежей, в то время как в Японии - до $5080, в Швейцарии -$4507, в США - $2372. Основная причина столь значительных различий заключается в различных уровнях доходов населения.

Страховой рынок в России только развивается, однако в его активе немало страховых выплат, соизмеримых по величине с выплатами крупнейших мировых страховщиков. В качестве примера можно привести выплаты компании Ингосстрах (совместно с перестраховщиками) за утрату груза (два истребителя СУ-27) в авиакатастрофе АН-124 в Иркутске $56,2 млн; за гибель спутника связи «Экспресс А» - $24,4 млн и катастрофу самолета СУ-30МК на авиасалоне «Ле Бурже-99» во Франции - $5 млн.

Для сравнения: один из самых крупных страховых исков в мире составил почти $2 млрд. Инициатором иска стала одна крупная английская судовладельческая компания, ответчиком - германская судостроительная компания. Поводом для иска стала катастрофа зафрахтованного англичанами у немцев танкера, случившаяся у берегов Англии 16 марта 1978 пив результате которой в море вылилось 66 млн галлонов нефти. Страховщики германской судостроительной компании выплачивают страховое возмещение по этой аварии до сих пор.

В Государственном реестре страховщиков в 2005 г. было зарегистрировано около 950 страховых организаций, однако не все они реально занимались страхованием.

Общий объем премий российских страховщиков в 2004 г. увеличился на 9% по сравнению с 2003 г. и составил 471,6 млрд руб., страховые выплаты - 307,6 млрд руб. (прирост 8,1%). Снижение прироста объемов страхового рынка в последние два года вызвано ужесточением налогового законодательства в отношении так называемых страховых схем при страховании жизни, когда под видом страхования предприятиям помогали уходить от налогов. В сравнении с общим объемом валового внутреннего продукта (ВВП), произведенного в России в 2003 г., общий объем страховой премии составил 4,7% (в развитых странах объем страховых премий составляет от 8 до 15% ВВП).

Для сравнения: в 2004 г. общий мировой объем страховых премий составил $3 млрд, из которых на страхование жизни пришлось 58,5% и остальное - на рисковое страхование.

Большинство предприятий, организаций, а также граждан noка не имеют страховых полисов. Таким образом, потенциал развит российского страхового рынка огромен.


6. КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАХОВОГО ДЕЛА


Традиционно страховая деятельность разделяется на отдельные отрасли и виды, отличающиеся объектами страхования, методами расчета тарифов и другими условиями.

Внутри отраслей страхования выделяют виды страхования. Например, в страховании ответственности различают страхование частных, физических лиц и страхование юридических лиц. В отрасли страхования имущества от пожаров различают страхование жилых домов, индустриальных зданий и сельскохозяйственных построек и т.п.

Виды и отрасли страхования можно классифицировать по различным критериям:

• объектам страхования (видам риска);

• методам расчета страхового тарифа;

• ограничениям на страховую сумму;

• балансовой оценке;

• сфере применения;

• в целях лицензирования и др.

Объектами страхования являются жизнь и здоровье человека, его имущество и финансовое состояние.

Человеку угрожают болезни и несчастные случаи; его имуществу - различные опасности, например огонь; финансам - претензии по ответственности перед третьими лицами. По этому критерию или признаку можно разделить страхование на три большие отрасли: личное страхование, имущественное страхование и страхование ответственности.

Ответственность очень часто связана со случайным причинением вреда третьим лицам при пользовании имуществом' поэтому ГК РФ выделяет только две отрасли - личное страхование и имущественное страхование, включающее в себя собственно страхование имущества, страхование ответственности за причинение вреда и страхование предпринимательских рисков.

Классификация по методам расчета страхового тарифа построена на различных по своей природе рисках. Первая группа - риски маловероятные. Вторая группа - риски неизбежные, но случайные по времени наступления. При страховании маловероятных рисков, или, другими словами, рисковом страховании (пожаров, аварий, несчастных случаев и т.п.), страховой взнос рассчитывается пропорционально их вероятности, и его размер во много раз меньше страховой суммы. Страхование таких рисков называют еще страхованием ущерба.

При страховании жизни и пенсионном страховании (на случай смерти или дожития до определенного возраста) всем известно, что смерть наступит неизбежно, но никто не знает когда. При страховании жизни человека на определенную страховую сумму риск страховщика состоит в том, что он может не успеть накопить инвестиционный доход со страхового взноса для выплаты этой страховой суммы при преждевременной смерти страхователя. Поэтому в страховании жизни совокупный (за весь период страхования) страховой взнос по размеру сопоставим со страховой суммой. Страхование жизни еще называют накопительном страхованием.

Таким образом, классификация страхования по методам расчета страховых тарифов основана на различных подходах к оценке страхового риска: на основе статистики продолжительности жизни для страхования жизни и на основе статистически страховых случаев и величины причиняемого ими ущерба для рисковых или иных видов. В большинстве стран эти отрасли имеют и другое название: страхование жизни и страхование иное, чем страхование жизни.

В случаях возмещения ущерба имуществу, пострадавшему при наступлении страхового случая, страховая компания должна возмещать фактическую сумму ущерба в той мере, в какой он покрывается страховой суммой. При этом действует принцип запрета на погашение: страхователь не должен обогащаться при наступлении страхового случая, так как это может подвигнуть его на противоправные деяния. Поэтому страхование, например, дома на сумму, большую его действительной стоимости, будет в соответствии действующим законодательством (ст. 10 Закона о страховании) действительным в той ее части, которая превышает действительную стоимость дома на момент заключения договора.

При страховании ущерба возмещению подлежат конкретно доказанные суммы потерь и не свыше действительной стоимости потерянного имущества. Напротив, при страховании суммы речь идет о покрытии не конкретной, а желаемой потребности, размер которой определяется не стоимостью материальных ценностей, а желанием страхователя и его платежеспособностью. Страхование суммы может иметь место при страховании жизни, страховании оt несчастного случая и в медицинском страховании.

Отдельные виды страхования не обеспечивают полную защиту объекта, поэтому страховщики предлагают комплексную защиту - комбинированное, страхование. Например, страхование автомобиля от аварии и угона и пассажиров - от несчастного случая.

Применяется и так называемое зонтичное страхование, предус- матривающее покрытие рисков, выходящих за пределы ответственности страховщика по другим полисам, выданным этому страхователю.

Балансовая классификация страхования выделяет страхование активов и страхование пассивов. К страхованию активов относятся все важнейшие виды страхования ущерба. Это страхование материальных ценностей, вещей в узком смысле этого слова. Сюда относятся основные средства, производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция и т.д. К страхованию активов относится и страхование возможных потерь по долговым обязательствам. В основе страхования активов лежит соответствующее ценностное отношение страхующегося лица к вещи или праву, иначе говоря, страховой интерес.

При страховании пассивов страхуются ущербы, которые возникают из пассивных долгов без погашения. К страхованию пассивов относятся: страхование законодательно определенных обязательств предпринимателя, страхование ущерба, имеющего место в случае отклонения претензий, страхование кредита, страхование необходимых затрат.

Возможна комбинация страхования активов и пассивов, например в случае страхования здания от пожара. Если здание от пожара застраховано по балансовой стоимости (страхование активов), то страховой выплаты явно не хватит на его восстановление. Разница между восстановительной и балансовой стоимостью может быть застрахована отдельно как необходимые затраты (страхование пассивов).

Внутри отраслей выделяются отдельные виды страхования в зависимости от более точной классификации риска. Например, внутри страхования имущества выделяют страхование недвижимости, автотранспорта, грузов и т.д.

Новая редакция Закона о страховании выделяет в целях лицензирования страховой деятельности 23 вида страхования (см. 2.5). При классификации по сфере применения различные виды страхования, относящиеся к различным отраслям, группируют вместе исходя из потребности отрасли экономики, например морское страхование, включающее страхование морского судна, груза, ответственности судовладельца, перевозчика, экипажа от несчастного случая и болезней, финансового риска фрахтователя. Наряду с мор:ским страхованием выделяют авиационное страхование, страхование ракетно-космических рисков, автотранспортное страхование, банковское страхование.

Наряду с классификацией по отраслям и видам страхование различают и по форме проведения - обязательное и добровольное. Обязательное страхование проводится на условиях, установленных федеральным законодательством, и за счет лиц, на которых законом возложена обязанность страховать жизнь, здоровье или имущество других, определенных в законе лиц и риск гражданской ответственности (ст. 935 ГКРФ)/"Если какие-либо условия страхования не определены в законе, то такое страхование может являться обязательным для страхователя, но не обязательным в трактовке ГК РФ, например страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты. Такое страхование мы будем называть вмененным. Добровольное страхование проводится на условиях, согласованных между страхователем и страховщиком и зафиксированных в договоре страхования.

Из Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

Ст. 3. Цель и задачи организации страхового дела. Формы страхования. .

2. Страхование осуществляется в форме добровольного страхования и обязательного страхования.

3. Добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Законом и содержат, положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о случаях отказа в страховой выплате и иные положения.

4. Условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. Федеральный закон о конкретном виде обязательного страхования должен содержать положения, определяющие:

а) субъекты страхования;

б) объекты, подлежащие страхованию;

в) перечень страховых случаев;

г) минимальный размер страховой суммы или порядок ее определения;

д) размер, структуру или порядок определения страхового тарифа;

е) срок и порядок уплаты страховой премии (страховых взносов);

ж) срок действия договора страхования;

з) порядок определения размера страховой выплаты; и) контроль за осуществлением страхования;

к) последствия»неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования; л) иные положения.

В ст. 969 ГК РФ предусматривается возможность обязательного государственного страхования здоровья, жизни; имущества государственных служащих определенных категорий. Это страхование осуществляется за счет бюджетных средств. В остальных случаях обязательное страхование производится за счет тех лиц, на которых по закону возложена обязанность страхования путем заключения договора страхования лицом, на которое возложена эта обязанность. Обязательное государственное страхование возможно и без заключения договора.

Возможны случаи, когда обязанность страхования вытекает из договора с владельцем имущества (договор аренды) или из учредительных документов юридического лица (собственника имущества). Такие формы страхования не являются обязательными и не регулируются нормами ГК РФ.

Все эти обстоятельства отличают обязательное страхование от добровольного. Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Страхователь самостоятельно решает вопрос о заключении договора и выборе страховщика. Страховщик тоже имеет право принять или не принять риск к страхованию, в зависимости от его конкретных обстоятельств. В соответствии со ст. 3 Закона о страховании правила добровольного страхования устанавливаются страховщиком самостоятельно.

В составе обязательного страхования доминируют обязательное медицинское страхование и обязательное страхование гражданской ответственности.

Наиболее важные виды страхования мы рассмотрим ниже в соответствующих темах.


7. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Социальное страхование - механизм реализации социальной политики государства и способ ее финансирования. Социальное страхование сочетает два принципа управления социальными рисками: социальное регулирование и собственно страхование.

Принцип социального регулирования заключается в установлении основных социальных ориентиров развития общества, а принцип страхования определяет механизм финансового обеспечения поставленных социальных целей. В процессе своего развития социальное страхование превратилось в самостоятельную систему финансового обеспечения общественных потребностей в медицинской помощи и поддержке нетрудоспособных граждан, основанную на перераспределении национального дохода. Эта система отлична как от коммерческого страхования, так и от распределительной системы социальной защиты.

В истории известны различные методы управления социальными рисками:

• прямое финансирование и компенсация ущерба за счет средств государственного бюджета (государственное социальное обеспечение);

• обязательное социальное страхование;

• корпоративная социальная защита, финансируемая из средств предприятия (коллективные формы страхования);

• индивидуальное страхование на коммерческих условиях;

• общественная благотворительность;

• льготное налогообложение социально уязвимых категорий граждан (малообеспеченных, престарелых, нетрудоспособных);

• регулирование заработной платы и установление минимального размера оплаты труда.

Социальное страхование является системой отношений по перераспределению национального дохода путем формирования из обязательных страховых взносов работодателей и работников специальных страховых фондов для компенсаций утраты трудового дохода или его поддержания вследствие действия определенных социальных рисков. В отличие от коммерческого страхования, основанного на эквивалентности полученных страховых взносов и произведенных страховых выплат, замкнутости страхового сообщества (участников страхового фонда) и самоокупаемости (получении прибыли), государственное социальное страхование основано на принципах коллективной солидарности и бесприбыльности, незамкнутости участников фонда и осуществляется преимущественно государственными специализированными фондами и некоммерческими страховыми компаниями. Государственное социальное страхование направлено на социальное выравнивание и обеспечение минимума благосостояния населения. В то же время социальное страхование в значительной степени исключает социальную уравниловку и произвол чиновников, присущие распределительной системе социальной защиты.

Основной предпосылкой появления социального страхования являются риски, присущие самой природе человеческого существования. Существование человека и человечества, его воспроизводство подвержено рискам прерывания на физиологическом (болезнь и преждевременная смерть), экономическом (разорение) и социальном (уничтожение больших групп людей и целых народов, например, в результате стихийных бедствий, войн) уровнях. В современных условиях один из главных социальных рисков - это потеря трудового дохода. В масштабах страны (макроэкономика) социальный риск проявляется в несоответствии индивидуальных параметров уровня жизни человека общественным нормам.

В странах ЕС объем средств социального страхования в 2 раза превышает ассигнования государственного бюджета, выделяемые на социальную помощь, и в 3 раза - средства, поступающие за счет индивидуального коммерческого страхования от социальных рисков. В России средства социального страхования составляют около 70% общего объема расходов на обязательную социальную защиту населения.

Социальное страхование базируется на следующих принципах:

• обязательность для всех участников (работников, работодателей, государственных учреждений);

• распределение обязанностей по уплате страховых взносов в фонды социального страхования между работниками и работодателями с привлечением по мере необходимости средств государственного бюджета;

• размеры страхового взноса соответствуют той степени социальной защиты, которая необходима населению исходя из установленных общественных стандартов уровня и Качества жизни;

• социальные выплаты определяются степенью потребности социальной помощи и зависят от размеров, сроков и других условий уплаты страховых взносов;

• право на получение социальной выплаты определяется фактами наступления социального риска и уплатой страховых взносов без дополнительной проверки нуждаемости в доходе.

Финансовую основу социального страхования составляют обязательные (в силу закона), всеобщие (для всех работодателей и в отдельных случаях работников) и равные (в одинаковой доле от фонда оплаты труда) страховые взносы. Социальное страхование не преследует цели получения прибыли, и все доходы, например от инвестирования временно свободных средств, направляются только на социальные цели. Социальное страхование основано на принципах солидарности (равные условия и равные, по отдельным видам социального страхования, размеры страховых выплат при существенно различном абсолютном размере страховых взносов для разных страхователей), которые упрощенно можно сформулировать как «богатый платит за бедного, здоровый за больного».

Формы социального страхования со временем меняются по мере изменения структуры социальных рисков. В большинстве стран сохраняются три основные его отрасли: пенсионное, медицинское (больничное), от несчастных случаев. Еще недавно в России существовала четвертая отрасль - от безработицы. Постепенно формируется новая отрасль - страхование по долгосрочному уходу. Как отдельная отрасль такое страхование действует только в Германии. Развитие отдельных отраслей социального страхования определяется следующими основными факторами:

• уровень социального риска в обществе, который выражается в доле населения, утратившего доход по этой причине;

• степень потери дохода (полной или частичной, постоянной или временной);

• мера покрытия риска, устанавливаемой государством исходя из текущих задач социальной политики.

Начало новому российскому социальному страхованию было положено в декабре 1990 г. созданием Пенсионного фонда РФ (ПФР) в силу Закона «О государственных пенсиях в РСФСР» и Фонда социального страхования (ФСС) как преемника советского социального страхования Всесоюзной организации профсоюзов. В 1992 г. был образован Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗ) в силу Закона «О занятости населения в РСФСР», а в 1994 г. - федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ОМС) в соответствии с новой редакцией Закона «О медицинском страховании граждан в РСФСР».

Основной причиной реорганизации советской системы социального обеспечения стал хронический дефицит бюджета из-за неуплаты налогов и экономического кризиса. Благодаря реорганизации удалось переломить наметившуюся в конце 1980-х гг. тенденцию снижения доли расходов на социальное обеспечение в структуре ВВП: если в 1989 г. она составляла 10,8% ВВП, то в 1992 г. - 10,9% ВВП (8,4% - за счет внебюджетных фондов), в 1994 г. - уже 12,7% ВВП (8,6% - за счет внебюджетных фондов).

Источником наполнения внебюджетных фондов является единый социальный налог (ЕСН), уплачиваемый работодателями с фонда оплаты труда и других выплат в пользу работников.

Система социального страхования включает четыре отрасли, управляемых тремя внебюджетными государственными фондами:

* государственное социальное страхование (ФСС);

* обязательное страхование от несчастных случаев (ФСС);

* обязательное медицинское страхование (федеральный и территориальные фонды ОМС и ПФР);

* обязательное пенсионное страхование (ПФР).

Собственно государственное социальное страхование ,управляемое ФСС, направлено на финансирование выплат по больничным листам. Другие видя социального страхования, мы рассмотрим в теме, посвященной личному страхованию.

Социальное страхование в России в настоящее время находится в процессе реформирования.


Выводы по теме:


1. Любая целенаправленная деятельность связана со случайностями и неопределенностью. Они проявляются как в виде дополнительного, сверх ожидаемого, положительного результата деятельности при благоприятном стечении обстоятельств (шанс), так и в виде неожиданных потерь при неблагоприятном стечении тех же или других обстоятельств (риск).

2. Несмотря на объективную природу большинства рисков, ими можно и должно управлять. Известны три основных способа управления рисками:

• поглощение риска, применяемое для слабых рисков или невозможности использования иных способов;

• уклонение от риска, применяемое в мобильных системах;

• разделение и передача риска.

3. Страхование относится к числу наиболее старых и устойчивых форм защиты финансово-хозяйственной жизни от многочисленных рисков. История страхования уходит своими корнями в далекую старину. Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). По мере развития человеческого общества роль страхования непрерывно возрастала. Сейчас наряду с защитной ролью можно говорить об инвестиционной составляющей страхования, его роли в развитии и укреплении международных отношений, страховании как развивающемся рынке труда и даже как о нейтрализаторе социальной напряженности.

4. По своей экономической сущности страхование есть перераспределительное экономическое отношение, характеризующееся случайностью и вероятностью, статистической наблюдаемостью и фактической возможностью страховых случаев; замкнутой солидарностью раскладки ущербов (в пользу пострадавших страхователей за счёт всех страхователей данного страхового фонда, наличием временных и пространственных границ раскладки yщербов, возвратностью страховых взносов, направленных в страхе резервы и фонды страховщиков.

5. Основными организационными формами фондов страховой защиты являются государственные, корпоративные и индивидуальные резервные фонды и собственно страховые фонды страховых компаний. Страхование существует в некоммерческой и коммерческой формах.

6. Основная цель страховой деятельности может быть определена как удовлетворение общественной потребности в надежной страховой защите, соответствующей общепринятым требованиям! по финансовой надежности.

7. Основные задачи страхования:

• на макроэкономическом уровне - аккумулирующая денежные средства для их инвестирования в народное хозяйство и воспроизводственная, т.е. обеспечивающая непрерывность общественного воспроизводства, освобождение государства от дополнительных расходов по компенсации ущербов в частной жизни и предпринимательской деятельности граждан, защиту потерпевших в отношениях гражданской ответственности;

• на микроэкономическом уровне— сберегательно - накопительная, возмещающая, предупредительная и контрольная.

8. Страховая деятельность разделяется на отдельные отрасли, которые формируются по принципу однородности рисков, методов расчета тарифов, сфере применения.

9. Социальное страхование является системой отношений по перераспределению национального дохода путем формирования из обязательных страховых взносов работодателей и работников специальных страховых фондов для компенсаций утраты трудового дохода или его поддержания вследствие действия определенных социальных рисков. Государственное социальное страхование основано на принципах коллективной солидарности бесприбыльности, незамкнутости участников фонда и осуществляется преимущественно государственными специализированными фондами и некоммерческими страховыми компаниями.


Контрольные вопросы


1. Что такое страхование?

2. Какое место занимает страхование в системе экономических отношений?

3. Каковы цель и задачи страховой деятельности?

4. Что общего и в чем различие между государственным социальным и коммерческим страхованием?

5. Каково содержание страхования как экономической категории и чем оно характеризуется?

6. Что такое эффективность страховой деятельности и как ее

оценить?

7. Почему страхование необходимо государству?

8. Что такое риск?

9. Какие методы управления риском вы знаете?

10. Как можно оценить риск?

11. Какие риски Можно страховать?

12. Было ли страхование в древнем мире коммерческим?

13. Какие риски страховались в древности?

14. Какие риски страховались в средневековой Руси?

15. Когда появились первые коммерческие страховщики в России?

16. С какой целью было создано земское страхование в России?

17. Чем отличается современный российский страховой рынок от деятельности Госстраха и Ингосстраха в 70-80-е гг. XX в.?

18. Каковы тенденции развития страхования в России?

19. В чем отличие добровольного страхования от обязательного?



Рекомендуемая литература:


1.                Владимиров В.А. и др. Управление риском. Риск. Устойчивое развитие. Синергетика. -М.: Наука, 2000.

2.                Страхование: Учебник / Под ред. Т.А. Федоровой. - М.: Коммерсантъ, 2003.

3.                Страхование: принципы и практика / Сост. Д. Бланд. – М., Финансы и статистика, 1998.

4.                Теория и практика страхования: Учеб. пособие / Под общ. ред, К.С. Турбиной. - М: Анкил, 2003.

5.                Адамчук Н.Г. Мировой страховой рынок на пути к глобализации. - М: МГИМО, 2004.

6.                Архипов АЛ. Эффективность страховой деятельности // Финансы. - 1999. - №11. - С. 34-38.

7.                Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Страхование. - СПб.: Питер, 2003.

8.                Воблый К.Г. Основы экономии страхования. - М.: Анкил, 1995.

9.                Коломин Е.В. Научная концепция развития страхования на среднесрочную перспективу // Финансы. - 2000. - № 12. - С. 49-52.

10.           Самуэльсон П. Экономика. Вводный курс. - М.: Прогресс, 1964.

11.           СплетуховЮ.А., ДюжиковЕ.Ф. Страхование: Учеб. пособие. -М.: Инфра-М, 2002. .

12.           Шахов В.В. Зарождение страховой науки в России // Финансы. - \ 2001.-№4.-С.48-51.

13.           Шерменев М.К. Сельскохозяйственное страхование в СССР. -М.: Госфиниздат, 1956.

Размещено на


[1] Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.03 г. № 4015-1-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями приводится в редакции от 21.07.05 № 104-ФЗ, далее по тексту - Закон о страховании.


Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.