РУБРИКИ

Страховые взносы: действующий механизм исчисления и уплаты, направления совершенствования

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Страховые взносы: действующий механизм исчисления и уплаты, направления совершенствования

Страховые взносы: действующий механизм исчисления и уплаты, направления совершенствования

Содержание

Введение

1. Характеристика объекта практики

1.1 Структура Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве

1.2 Анализ и изучение функций и задач УФНС России по г. Москве

2. Индивидуальное задание

2.1 Нормативно-правовое регулирование порядка исчисления и уплаты страховых взносов

2.2 Особенности переходного периода от уплаты единого социального налога к уплате страховых взносов

2.3 Оценка основных проблем связанных с порядком исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды

2.4 Оценка эффективности введения страховых взносов на территории РФ

Заключение

Список использованной литературы

Введение


В период с 8 февраля 2010 года по 21 марта 2010 года я проходила преддипломную практику в Управлении Федеральной налоговой службы по городу Москве.

УФНС по городу Москве является территориальным налоговым органом Центрального федерального органа Федеральной налоговой службы и находится в непосредственном его подчинении. УФНС по г. Москве осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

Основной целью практики было закрепление и углубление теоретических знаний, приобретение опыта самостоятельной работы, что способствует получению определенных умений и навыков по специальности.

При прохождении практики в Управлении ФНС России г. Москвы основными задачами были ознакомление со структурой и организацией работы Управления, функциями и основными направлениями деятельности, сбор и обобщение фактического материала для подготовки отчета о преддипломной практике и выполнения индивидуального задания, подготовка к самостоятельной профессиональной работе в государственных органах исполнительной власти, развитие профессионального мышления.

Индивидуальное задание было поставлено следующее:

1.                Изучение нормативно-правовых актов регулирующих исчисление и уплату страховых взносов (Федеральный закон от 24.07.09 № 212-ФЗ, от 24.07.09 № 213-ФЗ);

2.                Особенности переходного периода от уплаты единого социального налога к уплате страховых взносов. Оценка эффективности введения страховых взносов на территории РФ. Анализ поступлений страховых взносов во внебюджетные фонды. Особенности исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды;

3.                Оценка основных проблем связанных с порядком исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды;

4.                Подбор графического и расчетного материала по теме уплаты страховых взносов;

5.                Произвести оценку основных проблем исчисления и уплаты страховых взносов;

6.                Получить и обобщить данные, подтверждающие выводы и основные результаты проработки вопросов выпускной квалификационной работы.

1. Характеристика объекта практики

1.1 Структура Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве

Управление Федеральной налоговой службы по городу Москве является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов.

Управление находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольно.

В состав УФНС по г. Москве входят следующие отделы:

01 - Руководство Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Москве

02 - Общий отдел

03 - Отдел обеспечения деятельности Управления

04 - Финансовый отдел

05 - Хозяйственный отдел

06 - Отдел кадров

07 - Отдел безопасности

09 - Отдел информационных технологий

10 - Отдел учета налоговых поступлений

11 - Отдел анализа и прогнозирования налоговых поступлений

12 - Отдел регистрации и учета налогоплательщиков

13 - Отдел работы с налогоплательщиками, ввода и обработки данных

14 - Отдел контрольной работы

15 - Отдел мониторинга налоговых рисков, планирования выездных налоговых проверок

16 - Отдел налогообложения физических лиц

17 - Отдел контроля государственно-регулируемых видов деятельности

18 - Отдел контроля налоговых органов

19 - Отдел урегулирования задолженности

20 - Отдел налогообложения юридических лиц

21 - Отдел налогового аудита

22 - Отдел обеспечения процедуры банкротства

1.2 Анализ и изучение функций и задач УФНС России по г. Москве


Согласно статье 30 Налогового Кодекса РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы (УФНС).

УФНС России по г. Москве аналогично другим налоговым органам обязано:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;

7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;

9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;

10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

11) осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов;

12) по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные Налоговым Кодексом и иными федеральными законами.

Управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

Осуществляет контроль и надзор за:

1.                соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

2.                представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

3.                выделением квот на закупку этилового спирта, а также использованием полученного по выделенным квотам спирта;

4.                фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

5.                осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;

6.                соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;

7.                полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

8.                проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.

Выдает в установленном порядке лицензии на:

1.                закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

2.                хранение алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

3.                производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции с производственной мощностью указанного производства в пересчете на абсолютный алкоголь менее 50 тысяч декалитров в год.

Осуществляет:

1.                государственную регистрацию юридических лиц, в отношении которых федеральными законами установлен специальный порядок регистрации;

2.                пломбирование в организациях, осуществляющих производство спирта, контрольных спиртоизмеряющих приборов, а в организациях, производящих алкогольную продукцию, - приборов учета объемов этой продукции.

Регистрирует в установленном порядке контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ведет в установленном порядке:

1.                учет всех налогоплательщиков на территории субъекта Российской Федерации;

2.                реестры разрешений на учреждение акцизных складов;

3.                региональные разделы федеральных информационных ресурсов: Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН).

Представляет сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения.

Осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов. Принимает в установленном порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней. Представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам.

Осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических и физических лиц в установленной сфере деятельности. Осуществляет функции распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Управления и нижестоящих налоговых органов, и реализацию возложенных на них функций. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Организует профессиональную подготовку работников аппарата Управления и нижестоящих налоговых органов, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку.

Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Управления. Обеспечивает внедрение информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работы в налоговых органах. Проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Управления и нижестоящих налоговых органов. Осуществляет иные функции, предусмотренные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Управление с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

9.                Запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.

10.           Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов.

11.           Давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.

12.           Осуществлять контроль за деятельностью нижестоящих налоговых органов.

13.           Применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.

14.           Отменять решения нижестоящих налоговых органов или приостанавливать их действие в случае несоответствия законодательству Российской Федерации.

2. Индивидуальное задание


2.1 Нормативно-правовое регулирование порядка исчисления и уплаты страховых взносов


Страховые взносы должны перечисляться отдельно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный). Действие нового Закона не распространяется на взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплата которых регулируется специальными федеральными законами (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

В связи с принятием Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ были внесены изменения в целый ряд законодательных актов РФ, а некоторые акты утратили силу (Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ).

С 2011 г. планируется значительное увеличение тарифов страховых взносов, но в 2010 г. действуют пониженные ставки. При этом для некоторых категорий плательщиков на период 2010 - 2014 гг. предусмотрен постепенный переход к применению общеустановленных тарифов.

Плательщиками страховых взносов являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не признаваемые таковыми, которые производят выплаты и перечисляют иные вознаграждения физическим лицам. К плательщикам относятся также индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, которые не осуществляют выплат физическим лицам, т.е. те же лица, которые до 1 января 2010 г. в соответствии с гл. 24 НК РФ уплачивали ЕСН (ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

С 2010 г. расчеты по страховым взносам плательщики должны подавать по месту своего учета в территориальные органы ПФР и ФСС. При этом следует обратить внимание, что ст. 59 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики пенсионных взносов должны представить в налоговый орган декларацию по этим взносам за 2009 г. в срок не позднее 30 марта 2010 г. по форме, утвержденной Минфином России. Согласно ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ права и обязанности налогоплательщиков в отношении налоговых периодов по ЕСН, истекших до 1 января 2010 г., осуществляются в порядке, который установлен гл. 24 НК РФ в ранее действовавшей редакции. Поэтому в 2010 г. плательщики ЕСН, осуществляющие выплаты физическим лицам, должны подать декларацию по единому социальному налогу за 2009 г. в обычный срок - не позднее 30 марта (п. 7 ст. 243 НК РФ), а индивидуальные предприниматели, адвокаты и частнопрактикующие нотариусы - не позднее 30 апреля (п. 7 ст. 244 НК РФ). Такие разъяснения дала и ФНС России в Письме от 16.09.2009 N ШС-22-3/717.

Если работодатель производит выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), при расчете базы для начисления взносов учитывается их цена, указанная сторонами договора (ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Тарифы страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, таковы: в ПФР - 20 процентов, в ФСС - 2,9 процента, в ФФОМС - 1,1 процента и в ТФОМС - 2 процента (ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН или уплачивающие ЕНВД, а также лица, использующие труд инвалидов, а также общественные организации инвалидов платят страховой взнос только в ПФР по ставке 14 процентов (п. 2 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Организации и индивидуальные предприниматели, которые являются сельскохозяйственными товаропроизводителями или имеют статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, уплачивают страховые взносы по ставке 20 процентов (всего) (п. 1 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ЕСХН, уплачивают страховой взнос в ПФР по ставке 10,3 процента (п. 3 ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

 Индивидуальные предприниматели, адвокаты и частнопрактикующие нотариусы (плательщики, не производящие выплаты физическим лицам) определяют размер взносов, исходя из стоимости страхового года, которая рассчитывается как произведение МРОТ (4330 руб.) и тарифа в соответствующий фонд и умножается на 12 (ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

База для начисления взносов плательщиками, производящими выплаты физическим лицам, не должна превышать 415 000 руб., исчисленных нарастающим итогом с начала календарного года. При превышении этого предела страховые взносы не взимаются (ч. 4, 5 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Из перечня не облагаемых страховыми взносами сумм, выплачиваемых в пользу физическим лиц, исключены:

- компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск;

- суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые членам семьи умершего работника; выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда;

- выплаты в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания и личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;

- стоимость форменной одежды, выдаваемой обучающимся и воспитанникам в соответствии с законодательством РФ;

- стоимость льгот по проезду, предоставляемых обучающимся и воспитанникам (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Не облагаются страховыми взносами выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам в пользу иностранцев и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ (п. 15 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

С 3000 до 4000 руб. (на одного работника в год) увеличена сумма материальной помощи, оказываемой работодателями, которая не облагается страховыми взносами (п. 11 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Единовременная материальная помощь, оказываемая работодателем в случае рождения (усыновления или удочерения) ребенка (не более 50 000 руб. на каждого ребенка), не включается в базу для начисления страховых взносов, только если такая помощь выплачивается в течение года после рождения (усыновления или удочерения) ребенка (пп. "в" п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Если работники, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проводят отпуск за пределами РФ, то страховыми взносами не облагается стоимость проезда или перелета по тарифам, рассчитанным от места отправления до пункта пропуска через государственную границу РФ, включая стоимость провоза багажа весом до 30 кг (п. 7 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Уплата страховых взносов плательщиками, производящими выплаты в пользу физических лиц, осуществляется отдельными платежными поручениями, которые направляются в каждый из четырех фондов: ПФР, ФСС, ФФОМС, ТФОМС (ч. 1, 8 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Плательщики, производящие выплаты в пользу физических лиц, в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца не позднее 15-го числа следующего месяца уплачивают ежемесячный обязательный платеж (ч. 3 - 5 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Плательщики, не производящие выплат физическим лицам, уплачивают взносы за расчетный период не позднее 31 декабря текущего календарного года отдельными расчетными документами в ПФР, ФФОМС и ТФОМС (ч. 2 - 4 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Плательщики, которые не производят выплаты физическим лицам, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию и уплачивать за себя взносы в ФСС России (ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

 Страховые взносы не считаются уплаченными, если в платежном поручении указан неверный КБК (п. п. 1, 3 ч. 5, п. 4 ч. 6 ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Зачет излишне уплаченных страховых взносов в бюджет одного фонда в счет платежей в бюджет другого фонда невозможен (ч. 21 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Расчеты по страховым взносам плательщики, производящие выплаты физическим лицам, подают по месту своего учета в территориальные органы: ПФР - до 1 мая, 1 августа, 1 ноября и 1 февраля следующего года соответственно), и ФСС - до 15 апреля, 15 июля, 15 октября, 15 января следующего года) (ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Плательщики, имеющие среднесписочную численность работников за предшествующий календарный год более 100 человек, а также, вновь созданные организации, у которых количество сотрудников превышает установленный предел, представляют расчеты только в электронной форме с электронной цифровой подписью (ст. 61 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

В случае прекращения деятельности организации (в связи с ликвидацией) либо индивидуального предпринимателя расчеты необходимо представить до дня подачи указанного заявления (ч. 15 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

В случае реорганизации организации правопреемники обязаны перечислить взносы и подать расчеты за реорганизованное юридическое лицо независимо от того, было ли им до завершения реорганизации известно о неуплате страховых взносов реорганизованным лицом (ч. 16 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Плательщики, не производящие выплат физическим лицам, подают расчет по страховым взносам в территориальный орган ПФР до 1 марта следующего года (ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

В случае прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя расчеты представляются до дня подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении деятельности (ч. 6 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Плательщики, производящие выплаты физическим лицам, обязаны представить в ПФР отчетность для персонифицированного учета в срок до 1 августа 2010 г. и 1 января 2011 г. соответственно (п. 12 ст. 37 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ).

Сохранность документов, подтверждающих исчисление и уплату сумм страховых взносов, необходимо обеспечивать в течение шести лет (п. 6 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Выездная проверка плательщика страховых взносов проводится не чаще чем раз в три года и длится не более двух месяцев со дня вынесения решения о ее назначении (ч. 10, 11 ст. 35 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

За представление расчета с нулевой суммой по истечении 180 календарных дней от установленного срока предусмотрена ответственность в виде минимальной суммы штрафа - 1000 руб. (ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Решения о привлечении (об отказе в привлечении) плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения могут быть обжалованы в вышестоящий орган и в суд одновременно (ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

 

2.2 Особенности переходного периода от уплаты единого социального налога к уплате страховых взносов


С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, а гл. 24 НК РФ "Единый социальный налог" утратила силу. Страховые взносы должны перечисляться отдельно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный). Действие нового Закона не распространяется на взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплата которых регулируется специальными федеральными законами.

В связи с принятием Федерального закона № 212-ФЗ были внесены изменения в целый ряд законодательных актов РФ, а некоторые акты утратили силу.

С 2011 г. планируется значительное увеличение тарифов страховых взносов, но в 2010 г. действуют пониженные ставки. При этом для некоторых категорий плательщиков на период 2010 - 2014 гг. предусмотрен постепенный переход к применению общеустановленных тарифов.

Плательщиками страховых взносов признаются (п. 1 ст. 5 Закона о страховых взносах):

- лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

- лица, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Важно, что федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования могут устанавливаться иные категории страхователей, являющихся плательщиками страховых взносов (п. 2 ст. 5 Закона о страховых взносах).

В 2010 г. тарифы взносов будут повторять ставки ЕСН без учета регрессивной шкалы: В ПФР – 20%, в ФСС – 2,9%, в ФФОМС – 1,1% и в ТФОМС – 2%. Суммарная ставка составит 26% (табл. 2.1). Пенсионные взносы распределятся следующим образом. Для лиц 1966 года рождения и старше все 20 % пойдут на страховую часть. Для лиц 1967 года рождения и младше на страховую часть пойдет 14%, и на накопительную – 6%.Кроме того, в 2010 г. будут применяться пониженные тарифы для сельхозпроизводителей, резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны и для налогоплательщиков ЕСХН.


Таблица 2.1 - Тарифы страховых взносов в 2010 г.

Пенсионный фонд Российской Федерации

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

20,00%

2,90%

1,10%

2,00%


Начиная с 2011 г. тарифы страховых взносов возрастут и буду составлять: в ПФР – 26%, в ФСС – 2,9%, в ФФОМС – 2,1% и в ТФОМС – 3%. Суммарная ставка достигнет 34% (табл. 2.2). Пенсионные взносы распределятся следующим образом. Для лиц 1966 года рождения и старше все 26 % пойдут на страховую часть. Для лиц 1967 года рождения и моложе на страховую часть пойдет 20%, и на накопительную – 6%.

В период с 2011 г. по 2014 г. включительно будут действовать пониженные тарифы для сельхозпроизводителей, резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, налогоплательщиков ЕСХН, коренных малочисленных народов Севера и организаций инвалидов.


Таблица 2.2 - Тарифы страховых взносов с 2011 г.

Пенсионный фонд Российской Федерации

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

26,00%

2,90%

2,10%

3,00%


Начиная с 2015 г. все льготные тарифы отменяются.

В 2010 г., являющемся переходным периодом, для сельхозтоваропроизводителей, резидентов технико-внедренческой ОЭЗ, плательщиков УСН, ЕНВД, ЕСХН, организаций инвалидов ст. 57 Закона установлены пониженные страховые тарифы:

- для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в ст. 346.2 НК РФ, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН, организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования:


Таблица 2.3 - Тарифы страховых взносов в 2010 г.

Пенсионный фонд РФ

ФСС РФ

ФФОМС

ТФОМС

15,8%

1,9%

1,1%

1,2%


- для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны;

- для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН;

- для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих ЕНВД (в отношении выплат и иных вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности);

- для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, - в отношении указанных выплат и вознаграждений, для общественных организаций инвалидов (в том числе созданных как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональных и местных отделений, для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%, для учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, за исключением плательщиков страховых взносов, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов.

Таблица 2.4 - Тарифы страховых взносов в 2010 г.

Пенсионный фонд РФ

ФСС РФ

ФФОМС

ТФОМС

14,0%

0,0%

0,0%

0,0%


- для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН:


Таблица 2.5 - Тарифы страховых взносов в 2010 г.

Пенсионный фонд РФ

ФСС РФ

ФФОМС

ТФОМС

10,3%

0,0%

0,0%

0,0%


Уплачиваемые по этим льготным тарифам пенсионные взносы в 2010 г. распределяются так (ст. 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (ред. от 24 июля 2009 г.)):

- для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в ст. 346.2 НК РФ, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог, организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования:


Таблица 2.6 - Тарифы страховых взносов

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

для лиц 1966 г. р. и старше

для лиц 1967 г. р. и моложе

для лиц 1967 г. р. и моложе

15,8%

15,8%

9,8%

6,0%


- для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны;

- для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН;

- для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих ЕНВД (в отношении выплат и иных вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности);

- для страхователей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, - в отношении указанных выплат и вознаграждений, для общественных организаций инвалидов (в том числе созданных как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональных и местных отделений (далее - общественные организации инвалидов), для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%, для учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, за исключением страхователей, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов:

Таблица 2.7 - Тарифы страховых взносов

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

для лиц 1966 г. р. и старше

для лиц 1967 г. р. и моложе

для лиц 1967 г. р. и моложе

14,0%

14,0%

8,0%

6,0%


- для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН:


блица 2.7 - Тарифы страховых взносов

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

для лиц 1966 г. р. и старше

для лиц 1967 г. р. и моложе

для лиц 1967 г. р. и моложе

10,3%

10,3%

4,3%

6,0%


Кроме того, ст. 58 Закона № 212-ФЗ предусматривает также пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 - 2014 гг.:

1) для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в ст. 346.2 НК РФ, для организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

2) для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны;

3) для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН;

4) для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, - в отношении указанных выплат и вознаграждений, для общественных организаций инвалидов, для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%, для учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, за исключением плательщиков страховых взносов, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов в течение 2011 - 2014 гг. будут применяться следующие тарифы страховых взносов:


Таблица 2.8 - Тарифы страховых взносов

Наименование

2011 - 2012 гг.

2013 - 2014 гг.

ПФР

16,0%

21,0%

ФСС

1,9%

2,4%

ФФОМС

1,1%

1,6%

ТФОМС

1,2%

2,1%


Суммы пенсионных взносов, уплачиваемые по такому тарифу, должны быть распределены следующим образом (ст. 33 Федерального закона от 15 декабря 2001 № 167-ФЗ (ред. от 24 июля 2009 г.)):

Таблица 2.9 - Тарифы страховых взносов

Тариф страхового взноса

На финансирование страховой части трудовой пенсии

На финансирование накопительной части трудовой пенсии

для лиц 1966 г. р. и старше

для лиц 1967 г. р. и моложе

для лиц 1967 г. р. и моложе

16,0%

16,0%

10,0%

6,0%

21,0%

21,0%

15,0%

6,0%


Одновременно предусматривается, что в 2011-2014 гг. выпадающие доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов плательщикам страховых взносов, указанным в части 1 статьи 54 закона, компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, перечисляемых в бюджеты Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Объем указанной компенсации определяется как разница между суммой страховых взносов, которую могли бы уплатить указанные плательщики страховых взносов в соответствии с тарифами, установленными частью 2 статьи 12 законопроекта, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате ими в соответствии с частью 2 статьи 54 законопроекта, и устанавливается на соответствующий финансовый год федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Предоставление компенсации бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования осуществляется Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.

В 2010 г. такая компенсация выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов предусматривается только в отношении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Кроме того, законопроект включает в себя нормы, касающиеся обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов и контроля за уплатой страховых взносов, устанавливает размеры и порядок начисления пеней при нарушении установленных сроков уплаты страховых взносов, а также меры ответственности, применяемые к плательщикам страховых взносов и банкам при нарушении ими порядка уплаты страховых взносов.

За 2009 год в бюджеты различных уровней по г. Москве мобилизовано налогов и сборов, администрируемых ФНС России 66,6 млрд. руб. (с учетом поступлений по предприятиям, переданным на налоговый учет в межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам), что на 7,6 млрд. руб., или 10,3% ниже уровня 2008 года. Объем налоговых поступлений в федеральный бюджет снизился на 16,3%, консолидированный бюджет области на 5,3%, в том числе в областной на 8,1%, муниципальный - рост на 3,8%.

Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.