РУБРИКИ

Страховые компании на российском рынке: состояние и перспективы

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Страховые компании на российском рынке: состояние и перспективы

Страховые компании на российском рынке: состояние и перспективы

Страховые компании на российском рынке: состояние и перспективы


Введение


Цель данной курсовой работы является раскрытие темы: «Страховые компании на российском рынке: состояние и перспективы.»: рассмотреть основные определения и сделать анализ страхового рынка, а также попытаться на основе разных данных сделать примерный прогноз развития страхового рынка России в ближайшие годы. Понятие страхового рынка, его структура и условия его существования описываются в первой части курсовой работы, подробное описание этой темы с анализом итоговых данных, а рассмотрение перспектив развития страхового рынка в России в третьей части работы.

С развитием рыночных отношений, когда производители товаров, предприниматели, фермеры, а также иные представители негосударственного сектора экономики стали принимать решения и действовать на свой страх и риск, значительно возросли роль и место страхования в системе экономических отношений.

Роль страховых рынков состоит в том, что они выполняют функции специализированных кредитных и инвестиционных институтов, поэтому ведущие позиции по величине активов и значению в качестве поставщиков ссудного капитала после коммерческих банков занимают страховые организации. Аккумулируемые ресурсы страховых организаций позволяют им использовать временно свободные средства для долгосрочных производственных капиталовложений. Банки, которые опираются на сравнительно краткосрочно привлекаемые средства, не обладают такими возможностями.

Денежные средства в форме страховых платежей, взносов, премий, а также доходов от активных операций (например, инвестиции, спонсорство и т.д.), обычно существенно превышают страховые выплаты страхователям, что позволяет страховщикам повышать свои доходы и инвестировать их в прибыльные программы, ценные бумаги и т.д.

Опыт зарубежных стран показывает, что для страхового рынка характерны определенные стимулы к саморазвитию, такие как предпринимательство, активность, инициатива, новаторство и т.п.

На данный момент страховой рынок в России уже достаточно развит, сегодня многие и не только юридические лица все чаще думаю от страховании имущества ответственности и финансовых рисков.

В данной работе мы рассмотрим нынешнее состояние рынка, его прошлое и перспективы.


Глава 1. Сущность страхования в России и мире


Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий) (ст. 2 закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации").

Это особая сфера перераспределительных отношений по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещения им материального ущерба при наступлении неблагоприятных явлений и событий, именуемых страховыми случаями.

По своей сути страхование представляет собой формирование независимых денежных фондов на случай наступления неблагоприятных событий. Страхование следует отличать от самострахования, при котором физическое лицо или предприятие формирует собственные резервные фонды в денежном или натуральном виде для ликвидации последствий неблагоприятных событий, наносящих ему материальный ущерб.

Правовые основы страхования

Нормативно-правовая база института страхования в России начала складываться в 1993 г. с вступлением в силу Закона о страховании. В настоящее время в стране сформирована система страхового законодательства, включающая нормы гражданского, административного, государственного, финансового, международного права.

К основным нормам гражданского права, регламентирующего порядок заключения, действия и прекращения договоров страхования, права и обязанности сторон по договору страхования, порядок создания и ликвидации страховщиков, деятельности страховых посредников, относятся:

гл. 48 ГК «Страхование», которая устанавливает основные положения, касающиеся проведения страховых операций. В ней определены возможные формы страхования, регламентируются порядок проведения обязательного страхования и ответственность за неосуществление обязательного страхования, дана характеристика договоров имущественного и личного страхования. Установлены основные требования, предъявляемые к страховым организациям; общие принципы проведения взаимного страхования и перестрахования; принципы взаимоотношений сторон по договору страхования, права и обязанности страхователя, страховщика, других лиц, участвующих в страховании; требования к форме договора страхования и характеристика его существенных условий. Определяются порядок заключения и случаи досрочного прекращения договоров страхования. Регулируются действия сторон при наступлении страховых случаев;

Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 №4015-1 (в ред. от 20.07.2004). В нем формулируются основные понятия в области страхования. В частности, даются определения страхования и перестрахования, форм страхования; характеризуются участники договора страхования и требования, предъявляемые к ним, а также виды страховых посредников; рассматриваются термины, используемые в договорах страхования;

Кодекс торгового мореплавания от 30.04.1999 № 81 -ФЗ (в ред. от 30.06.2003, с изм. от 06.04.2004), гл. XV которого регламентирует условия договора морского страхования;

Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991 № 1499-1 (вред, от 23.42.2003), определяющий порядок проведения медицинского страхования;

Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» от 28.03.1998 № 52-ФЗ (в ред. от 21.06.2004);

Указ Президента РФ от 06.04.1994 № 667 «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования», в котором определены принципы осуществления ряда видов страхования, проводимых в обязательной форме;

Указ Президента РФ от 07.07.1992 №750 «Об обязательном личном страховании пассажиров».

К основным нормам финансового права, регламентирующего отношения по поводу уплаты налогов участниками страхового рынка, образования и использования страховых резервов и других финансовых фондов страховыми организациями, относятся

Налоговый кодекс;

Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 №4015-1, в ст. 26 «Страховые резервы» которого дается характеристика страховых резервов, создаваемых страховыми организациями, а в ст. 28 «Учет и отчетность» регламентируется порядок ведения ими учета и составления отчетности.

Страховой рынок

Страховой рынок — это определенная социально-экономическая среда, в которой действуют страхователи (потребители страховых услуг) и страховщики (те, кто эти услуги предоставляет), а также различные страховые посредники. Основой развития страхового рынка является обеспечение процесса воспроизводства посредством оказания помощи пострадавшим в результате непредвиденных неблагоприятных событий. Формирование страхового рынка сопровождается конкурентной борьбой между страховыми организациями, т.е. соперничеством за достижение наиболее высоких финансовых результатов. Страховой рынок обеспечивает тесную связь между страхователем и страховщиком. Первичным звеном страхового рынка является страховая организация (страховая компания), где происходит формирование и использование средств страхового фонда, зарождаются экономические отношения, а также сочетаются личные, коллективные и групповые интересы. В широком понимании страховой рынок — это совокупность экономических отношений, возникающих по поводу купли-продажи страхового продукта.

В зависимости от масштабов страховые рынки подразделяют на национальный, региональный и международный рынок.

Национальный страховой рынок представляет собой сферу деятельности страховых компаний, специализированных перестраховочных организаций, страховых агентов и брокеров в определенной стране. Страховая деятельность на национальном рынке подчиняется национальному законодательству и контролируется органами государственного страхового контроля.

Региональный страховой рынок — это совокупность страховых организаций, национальных страховых рынков определенных регионов, которые связаны между собой тесными интеграционными связями.

Международный страховой рынок представляет собой совокупность национальных и региональных страховых рынков.

Структура страхового рынка представлена акционерными, государственными, взаимными и корпоративными страховыми компаниями. Поэтому под организационно-правовыми формами страхования подразумеваются акционерное страхование, взаимное страхование, государственное и кооперативное страхование.

Акционерное страхование представляет собой такую организационную форму страхования, при которой акционерные общества являются страховщиками и формируют свой уставный капитал за счет акций (облигаций). Акционерные страховые общества подразделяются на закрытые (акции таких обществ распространяются только среди их учредителей) и открытые страховые общества (их акции могут свободно продаваться и покупаться).

Взаимное страхование — это объединение страхователей для обеспечения взаимопомощи, при котором каждый страхователь является членом страхового общества. Создание ОВС характерно для союзов средних и крупных собственников. Страхователь, становясь членом ОВС, также принимает участие в распределении прибыли и убытков по результатам деятельности за год.

Кооперативное страхование по своей сути похоже на взаимное страхование.

Государственное страхование — это страхование, при котором страховщиком выступает государственная организация.

Несмотря на конкуренцию между страховыми организациями, при определенных обстоятельствах необходимо прибегать к их сотрудничеству. Перестрахование является одной из форм сотрудничества и применяется прежде всего в перестраховании опасных, крупных объектов. Еще одной из форм сотрудничества выступает соцстрахование, или совместное страхование, проводимое на долевых началах, опасных рисков или крупных объектов. В развитом виде такое сотрудничество приводит к созданию страховых пулов, страховых союзов и клубов.

Финансовая деятельность страховых компаний. Формирование прибыли страховой организации

Для страховой компании, как и для любой другой предпринимательской структуры, существует необходимость извлекать прибыль из своей деятельности. В общем случае конечный финансовый результат страховой организации определяется как разность между ее доходами и расходами. Тем не менее специфика страхового бизнеса оказывает существенное влияние на состав, структуру и содержание основных показателей производственно хозяйственной деятельности, определяющих ее конечный финансовый результат.

Прибылью согласно ст. 247 гл. 25 ч. 2 НК в редакции Федерального закона от 29.11.2004 № 141-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах И сборах, а также признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», является полученный доход, уменьшенный на величину расходов, определяемых согласно гл. 25 НК.

Согласно ст. 330 гл. 25 НК налогоплательщики — страховые организации должны вести налоговый учет доходов и расходов по договорам страхования, соцстрахования, перестрахования в разрезе заключенных договоров по видам страхования. Доходы признаются на дату возникновения права на получение страховой премии (взноса) от страхователя, вытекающего из условий договора, а если такая дата не установлена, то с даты выставления страховщиком счета на оплату страхователем страхового взноса.

Страховщики-налогоплательщики в порядке и на условиях, установленных законодательно и рассмотренных выше, образуют из полученных взносов страховые резервы, ведут их учет и включают в состав своих расходов. Согласно ст. 293 гл. 25 НК к доходам страховой организации помимо доходов, предусмотренных ст. 249 «Доходы от реализации» и 250 «Внереализационные доходы» этой же главы, определяемых с учетом особенностей ст. 293, относятся:

- страховые премии (взносы) по договорам страхования, соцстрахования и перестрахования;

- суммы уменьшения (возврата) страховых резервов, образованных в предыдущих отчетных периодах с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах;

- вознаграждения и тантьемы, полученные по договорам перестрахования;

- вознаграждения от страховщиков по договорам соцстрахования;

- суммы возмещения перестраховщиками их доли страховых выплат;

- суммы процентов по депо премий по рискам, принятым в перестрахование;

- доходы от реализации регрессных требований лицам, ответственным за причиненный ущерб;

- суммы санкций за неисполнение условий договора;

- полученное вознаграждение за оказание услуг брокера и агента;

- вознаграждение за оказание услуг сюрвейера (осмотр принимаемого на страхование "имущества и выдача заключений об оценке риска) и аварийного комиссара (определение причин, характера и размеров убытков при страховом событии);

- другие доходы от страховой деятельности.

К расходам страховой организации согласно ст. 294 НК относятся, помимо расходов, предусмотренных ст. 254-269 гл. 25 и действующих с учетом особенностей ст. 294, следующие расходы:

- суммы страховых резервов;

- страховые выплаты по договорам страхования, соцстрахования и перестрахования;

- суммы страховых премий по рискам, переданным в перестрахование;

- вознаграждения и тантьемы, выплаченные по договорам перестрахования;

- суммы уплаченных процентов на депо премий по рискам, переданным в перестрахование;

- вознаграждения страховщику по договорам соцстрахования;

- возврат части страховых премий, а также выкупных сумм по договорам страхования, соцстрахования и перестрахования в случаях, предусмотренных законодательством и (или) условиями договора;

- выплаченное вознаграждение за оказание услуг брокера и агента, а также расходы по оплате услуг организаций и физических лиц, в том числе:

- услуг актуариев;

- медицинского обследования (если предусмотрено договором);

- детективных услуг (при наличии лицензии на детективную деятельность, связанную с установлением обоснованности страховой выплаты);

- услуг специалистов, привлекаемых для оценки риска, размеров страховой стоимости и страховой выплаты, последствий страховых случаев и урегулирования страховых выплат (эксперты, сюрвейеры, аварийные комиссары);

- услуг по изготовлению полисов, бланков, квитанций и т.п.;

- услуг по выполнению письменных поручений работников по безналичному перечислению страховых взносов из зарплаты, инкассаторских услуг и других расходов.

Финансовая устойчивость и платежеспособность страховой компании

Финансовая устойчивость страховщика представляет собой сохранение оптимального качественного и количественного состояния активов и обязательств, позволяющее страховой организации обеспечить бесперебойное осуществление своей деятельности и ее развитие. Эта устойчивость проявляется в постоянной сбалансированности или превышении доходов страховщика над его расходами. Главным признаком финансовой устойчивости страховщиков является их платежеспособность, т.е. способность страховой организации своевременно и в полном объеме выполнять свои денежные обязательства имеющимися активами.

Финансовое состояние страховой организации зависит от большого числа факторов. Это обусловлено тем, что деятельность страховщика состоит из нескольких элементов — непосредственно проведения страховых операций, инвестирования финансовых ресурсов, осуществления прочих, обычных для любого субъекта хозяйствования функций (финансирование собственной деятельности, получение кредитов, расчеты с бюджетом и т.д.). Таким образом, функционирование страховой организации включает три вида рисков, оказывающих влияние на ее финансовое положение, — страховой, инвестиционный и общий финансовый риск. В свою очередь, страховой риск также является синтетическим понятием, зависящим от ряда факторов.

Факторы, оказывающие влияние на финансовую устойчивость и платежеспособность страховщика, можно подразделить на две группы — внешние и внутренние. Внешние факторы — это факторы, не зависящие от страховой организации, от эффективности ее работы.

Факторы, входящие в эту группу, являются результатом воздействия на страховщика внешней среды. К ним, в частности, относятся различные экономические, политические факторы, законодательная база и т.д.

В отличие от внешних, внутренние факторы зависят от деятельности конкретной страховой организации.

Среди них можно выделить следующие:

• андеррайтерская политика;

• политика в области установления тарифных ставок; наличие страховых резервов в необходимых размерах;

• достаточность собственного капитала;

• использование системы перестрахования;

• инвестиционная деятельность.

Андеррайтерская политика — это деятельность страховой организации, связанная с заключением договоров страхования. В целях обеспечения финансовой устойчивости страховщики должны тщательно оценивать степень страхового риска по заключаемым договорам, рассчитывать вероятность наступления страховых случаев, максимальные суммы ожидаемого ущерба и исходя из этого принимать решения о возможности или невозможности страхования данного объекта и условиях такого страхования.

Политика в области установления тарифных ставок сводится к тому, чтобы величина страховых тарифов соответствовала степени страхового риска по заключаемому договору. Роль такой политики для финансовой устойчивости страховщика состоит в том, что основным источником финансовых ресурсов страховщика являются страховые взносы, объем которых зависит от числа договоров страхования, размера страховой суммы по ним и величины страховых тарифов. Таким образом, от размера страховых тарифов во многом зависит величина доходов страховой организации. В случае, если страховщик в целях привлечения страхователей будет регулярно занижать размер тарифных ставок, то это приведет к тому, что сумма собранных страховых взносов окажется ниже размера страховых выплат, которые надо будет осуществить страховщику в связи со страховыми случаями, что повлечет убытки от осуществления страховой деятельности. С другой стороны, при завышении размера тарифных ставок страховщик может лишиться части клиентов, которые застрахуются в других страховых организациях. Страховые резервы являются основным источником для осуществления страховщиком страховых выплат и отражают величину его обязательств по заключенным договорам страхования. Поэтому размер и структура страховых резервов должны строго соответствовать обязательствам страховой организации, чтобы обеспечивать предстоящие страховые выплаты. Формирование страховых резервов в недостаточном объеме означает для страховой организации невозможность покрытия своих обязательств, а в завышенном — уменьшение ее налогооблагаемой прибыли.

Собственный капитал является дополнительным источником для обеспечения способности страховщика отвечать по своим обязательствам при недостатке средств страховых резервов, который может образоваться, в частности, по следующим причинам:

-недостаточная численность квалифицированного персонала, слабая информационная база, не дающая возможности точно оценить степень риска по заключаемым договорам страхования, издержки в организации учета и других субъективных факторов;

-использование тарифных ставок, не соответствующих степени страхового риска по заключаемым договорам страхования;

увеличение частоты наступления страховых случаев или средних сумм страховых выплат по сравнению с теми, которые были взяты за основу при расчете размера тарифных ставок;

-снижение стоимости активов, покрываемых страховыми резервами из-за неудачной инвестиционной деятельности.

Для обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности величина собственных средств страховщика должна соответствовать объему его страховых операций. Обязательства, превышающие возможности страховой организации, должны быть переданы ею в перестрахование. Суть перестрахования состоит в перераспределении части обязательств по страховым выплатам, принятых на себя страховщиком по договорам страхования, между другими организациями с целью обеспечения финансовой устойчивости страховщика.


Глава вторая. Анализ состояния рынка

Количество компаний

На конеч 2004го года в России было и действовало 1016 страховых компаний. На конец 2007 го на число компаний на страховом рынке сократилось и составило 811 компаний.

Количество офисов по регионам за этот период наоборот возросло с 3059 до 3708 то есть более чем на 21%.

Интересно будет проследить численность представительств страховых компаний по регионам России за период 2004 – 2007 года. (таблица 1)



Таблица 1.

Регион

Количество действующих с/о по годам

Средне по годам

Процент прироста(при отсутствии с/о в 2004 берется за основу 2005)

2004

2005

2006

2007

Алтайский край

87

96

102

103

97

18,3908046

Амурская область

48

45

51

55

49,75

14,58333333

Архангельская область

81

90

92

92

88,75

13,58024691

Астраханская область

67

69

72

75

70,75

11,94029851

Белгородская область

81

73

95

100

87,25

23,45679012

Брянская область

72

87

87

87

83,25

20,83333333

Владимирская область

74

96

101

104

93,75

40,54054054

Волгоградская область

117

117

136

135

126,25

15,38461538

Вологодская область

77

89

87

83

84

7,792207792

Воронежская область

111

122

134

120

121,75

8,108108108

Еврейская авт. область

25

27

28

30

27,5

20

Ивановская область

65

67

78

83

73,25

27,69230769

Иркутская область

88

105

114

115

105,5

30,68181818

Кабардино-Балкарская Республика

51

55

55

53

53,5

3,921568627

Калининградская область

92

89

100

100

95,25

8,695652174

Калужская область

90

89

98

101

94,5

12,22222222

Камчатская область/ край

37

41

41

39

39,5

5,405405405

Карачаево-Черкесская Республика

41

36

39

34

37,5

-17,07317073

Кемеровская область

98

102

107

112

104,75

14,28571429

Кировская область

69

74

79

82

76

18,84057971

Костромская область

59

64

80

74

69,25

25,42372881

Краснодарский край

155

152

167

172

161,5

10,96774194

Красноярский край

99

99

109

110

104,25

11,11111111

Курганская область

54

58

59

66

59,25

22,22222222

Курская область

70

77

89

86

80,5

22,85714286

Ленинградская область

97

96

106

112

102,75

15,46391753

Липецкая область

70

83

86

85

81

21,42857143

Магаданская область

35

40

36

38

37,25

8,571428571

Москва

511

516

466

435

482

-14,87279843

Московская область

224

240

246

230

235

2,678571429

Мурманская область

73

78

93

88

83

20,54794521

Нижегородская область

112

117

140

135

126

20,53571429

Новгородская область

74

77

82

84

79,25

13,51351351

Новосибирская область

121

119

139

138

129,25

14,04958678

Омская область

86

93

108

110

99,25

27,90697674

Оренбургская область

83

84

104

109

95

31,3253012

Орловская область

62

68

75

89

73,5

43,5483871

Пензенская область

69

72

80

82

75,75

18,84057971

Пермский край/область

111

118

133

137

124,75

23,42342342

Приморский край

94

97

106

106

100,75

12,76595745

Псковская область

62

66

70

73

67,75

17,74193548

Республика Адыгея

41

50

45

41

44,25

0

Республика Алтай

28

41

40

42

37,75

50

Республика Башкортостан

101

121

125

140

121,75

38,61386139

Республика Бурятия

51

51

58

67

56,75

31,37254902

Республика Дагестан

55

54

59

62

57,5

12,72727273

Республика Ингушетия

23

30

34

26

28,25

13,04347826

Республика Калмыкия

41

46

38

41

41,5

0

Республика Карелия

55

67

62

69

63,25

25,45454545

Республика Коми

65

77

74

76

73

16,92307692

Республика Марий Эл

45

54

58

59

54

31,11111111

Республика Мордовия

45

52

64

69

57,5

53,33333333

Республика Саха (Якутия)

44

53

65

57

54,75

29,54545455

Республика Северная Осетия-Алания

42

46

45

47

45

11,9047619

Республика Татарстан

104

117

135

128

121

23,07692308

Республика Тыва

17

14

20

27

19,5

58,82352941

Республика Хакасия

36

42

45

54

44,25

50

Ростовская область

137

136

146

160

144,75

16,78832117

Рязанская область

77

87

94

105

90,75

36,36363636

Самарская область

132

140

150

162

146

22,72727273

Санкт-Петербург

201

209

214

220

211

9,452736318

Саратовская область

102

111

122

126

115,25

23,52941176

Сахалинская область

50

50

59

61

55

22

Свердловская область

152

152

164

165

158,25

8,552631579

Смоленская область

81

80

101

96

89,5

18,51851852

Ставропольский край

107

105

122

129

115,75

20,56074766

Тамбовская область

68

68

78

72

71,5

5,882352941

Тверская область

96

107

115

112

107,5

16,66666667

Томская область

70

74

88

91

80,75

30

Тульская область

101

105

118

128

113

26,73267327

Тюменская область

144

138

147

157

146,5

9,027777778

Удмуртская Республика

86

84

96

96

90,5

11,62790698

Ульяновская область

83

88

94

97

90,5

16,86746988

Хабаровский край

81

88

85

85

84,75

4,938271605

Челябинская область

113

131

140

142

131,5

25,66371681

Чеченская Республика

0

38

45

34

29,25

-10,52631579

Читинская область

36

42

58

59

48,75

63,88888889

Чувашская Республика

75

70

83

93

80,25

24

Чукотский авт. округ

20

18

24

22

21

10

Ярославская область

98

107

113

112

107,5

14,28571429

Итого

3059

3306

3599

3708

 

21,21608369

Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.