РУБРИКИ

Страхование средств автотранспорта в РФ: современное состояние и перспективы развития

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Страхование средств автотранспорта в РФ: современное состояние и перспективы развития


Источник: www.fssn.ru

Рисунок 12- Темпы роста страховых премий по АвтоКАСКО


Как видно из диаграммы 8, на рынке страхования транспортных средств значительное преимущество имеют крупные страховщики – все они в 2009 г. увеличили сборы в данном виде страхования, а четверть из них смогла эти сборы удвоить. Что касается более мелких страховщиков, то они либо постепенно сдают свои позиции в данном секторе (137 страховых организаций собрали в 2009 г. меньше премий в рассматриваемой сфере, чем в 2008 г.), либо имеют довольно скромные темпы роста. Исключение составляют страховщики только входящие на рынок страхования автотранспорта, либо резко изменяющие свой страховой портфель в сторону увеличения данного вида страхования. Распределение страховщиков, осуществляющих страхование транспортных средств в зависимости от коэффициента выплат представлено на диаграмме.


Источник: www.fssn.ru

Рисунок 13 - Распределение страховых организаций, осуществляющих АвтоКАСКО по коэффиценту выплат


Можно отметить, что по данному показателю двадцатка лидеров в общем показала результаты аналогичные среднерыночным (если среднерыночный коэффициент выплат по данному виду страхования составил 47,3%, то у двадцатки крупнейших страховщиков – 48,2%), причем в большинстве случаев данный показатель находится между 30 и 70%.

В настоящий момент страхование транспортных средств в России имеет все перспективы к дальнейшему росту: автопарк ежегодно увеличивается возрастающими темпами, автокредитование, постоянно совершенствуясь, стало по сути одним из самых дешевых способов получения заемных средств. При этом согласно исследованию, проведенному одной из ведущих страховых организаций, только чуть более 10% граждан используют страхование автотранспортных средств для защиты своих интересов. «Будущее страхового рынка. Основные перспективы российского страхования». Центр стратегических исследований. Росгосстрах. Кроме того, автострахование имеет большие перспективы развития в российских регионах, особенно в связи с распространением автокредитования.

По прогнозам экспертов страхового рынка добровольное страхование имущества может увеличиться в ближайшие годы в несколько раз и составить к 2012 году 677 млрд. рублей. В случае сохранения нынешней доли АвтоКАСКО в страховых портфелях игроков нашего рынка страховые премии по данному виду страхования могут утроиться и составить около 300 млрд. рублей.

За 2009 г страховыми компаниями было заключено с физическими лицами более 3 млн. договоров автострахования на общую сумму в 109,897 млрд руб. Количество действовавших полисов автокаско в 2009 г с физическими лицами превысило 3,3 млн. полисов. Общая сумма выплат по автокаско по договорам с физическими лицами составила 100,044 млрд. руб.

За 2009 г страховщики заключили также более 487 тыс. договоров с юридическими лицами на общую сумму в 27,683 млдр. руб. Количество действовавших полисов автокаско в 2009 г с юридическими лицами превысило 502 тыс. полисов.

Данные представлены исследовательской компанией Profi Online Research на базе ежеквартального синдикативного исследования "Мониторинг страхового рынка. Страховые компании". В данном исследовании участвуют 7 100 российских граждан в возрасте от 21 до 55 лет, принимающих финансовые решения или оказывающих влияние на принятие решений в семье. Исследование проводится методом анкетного опроса респондентов через Online панель Profi Online Research в 13 крупнейших городах страны: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Челябинск, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Уф, Екатеринбург, Самара, Омск, Пермь, Волгоград. Данные отражают ситуацию, сложившуюся на рынке страхования, по итогам 2009 года[18].

Исследование показало, что по итогам 2009 г большинство респондентов (порядка 1/3), имеющих КАСКО, оформили его в "Росгосстрахе" (30%). Практически с трехкратным отставанием от лидера, на втором месте оказалась компания "РОСНО": с ней сотрудничает около 12% участников исследования. Третьим среди ТОП-5 страховщиков, к которым предпочитают обращаться россияне, если им нужно обзавестись КАСКО, стал "УралСиб" (11%)[19].


Рисунок 14 – Структура страховщиков КАСКО, %


Как известно, при покупке машины в кредит, оплата полиса КАСКО является обязательным условием, которое должен выполнить заемщик. Статистика говорит, что в 2009 г, только 1/4 респондентов оформляли КАСКО из-за условий кредитного договора. Подавляющее же большинство делало это по собственной воле (рис. 15).



Рисунок 15- Выбор полиса по кредитному договор КАСКО, %


Несмотря на достаточно широкий спектр способов оформления полисов, который предлагают сегодня страховщики, почти половина респондентов (45%) предпочитает действовать привычным образом: прийти/позвонить в офис компании, чтобы оформить все документы. Однако, приблизительно такая же часть опрошенных сделала это через агентов и брокеров (22%), или в салонах дилеров (21%), где покупали машину. Посредством Интернета КАСКО обзавелись лишь 3% участников исследования (рис. 16). Вероятнее всего, россияне обычно не прибегают к возможностям Сети не только в отношении покупки КАСКО. Данный тренд может быть справедливо распространен и на приобретение других видов страховых услуг.


Рисунок 16- Структура выбора текущего полиса КАСКО, %

Интересно отметить, что из всех владельцев КАСКО, проверить его в работе удалось только 1/3 участников исследования. Остальным же не приходилось обращаться в обслуживающую компанию по причине наступления страхового случая (рис.17).


Рисунок 17 – Страховые случаи обращения в страховую компанию КАСКО, %


Из тех же, кто все-таки столкнулся с проблемами, которые должно решать КАСКО, вне зависимости от компании, в которой они приобрели страховку, подавляющее большинство оказалось вполне удовлетворено данной услугой (90%) (рис. 18).


Рисунок 18 – Виды удовлетворения услугой (КАСКО)


Это позволяет сделать вывод, что страховщики неплохо справляются со взятыми на себя обязательствами, оказывая профессиональные услуги, которые оправдывают ожидания их клиентов[20].



3 Проблемы и перспективы развития автострахования в РФ

3.1 Влияние финансового кризиса на рынок автострахования

В период падения страхового рынка в условиях кризиса некоторые страховщики пытаются сохранить приток средств за счет демпинга. Однако данный путь не приводит к успеху. Экономический спад в России является довольно продолжительным, такие страховые компании сталкиваются с проблемой кассового разрыва. Страховщики, которые выберут стратегию демпинга, только отложат проявление своих фундаментальных проблем с устойчивостью.

Если ОСАГО – это тот вид страхования автомобиля, без которого автовладельцу просто не обойтись, то КАСКО – это возможность выбора, страховать автомобиль дополнительно или нет. В условиях нехватки наличных средств, волны сокращений и растущей безработицы, можно было бы ожидать, что рынок каско понесет значительные убытки.

Однако на практике картина не является такой депрессивной. Несмотря на общемировые кризисные тенденции, рынок КАСКО продолжает испытывать подъем, пусть и ограниченный упавшими потребительскими способностями населения. Аналитики считают, что в наступившем 2010 году страховщики получат более ста девяноста миллиардов премий, что превышает показатели прошлого года[21].

Что помогает КАСКО оставаться востребованной даже в период кризиса услугой? Прежде всего, уникальность этого вида страхования. Только КАСКО способно дать автолюбителю ту степень гарантий, которая его полностью устроит. И как это ни парадоксально, но автовладельцы именно сейчас готовы тратить больше денег на страхование своего транспортного средства.

В условиях кризиса люди начинают больше ценить то, что имеют, и стремятся это сохранить. Дополнительные гарантии в виде страхового полиса КАСКО избавляют от лишних волнений[22].

Если на протяжении последних лет рост популярность КАСКО объяснялся тем, что данный вид страхования сопутствовал покупке автомобиля в кредит, то сейчас картина изменилась. Пару лет назад покупатель кредитного автомобиля просто не мог избежать участи дополнительного страхования автомобиля, даже если не хотел никаких дополнительных гарантий, кроме полиса ОСАГО.

Сейчас автовладелец приходит в страховую компанию по собственной инициативе, и страхует свой автомобиль по системе КАСКО (по данным аналитики «УралСиб»). КАСКО стало желанным видом страхования, а не вынужденной мерой.

Таким образом, рынок автострахования КАСКО – одна из немногих отраслей, на которые мировой финансовый кризис оказывает наименьшее влияние. И перспективы роста данного рынка оцениваются как стабильные и успешные.

На рынке розничного страхования клиентами в основном являются лица со средним и высоким доходом, считающие страхование цивилизованным способом защиты и готовые платить больше за более высокий уровень сервиса и надежности.

Страховые компании планируют в условиях кризиса сконцентрироваться на развитии самых значительных с точки зрения объемов линиях бизнеса: КАСКО, ОСАГО.

Страховые компании смогут увеличить долю не только благодаря дальнейшему развитию своей деятельности, но и за счет принятия на страхование высвобождающихся страховых портфелей конкурентов, некоторые из которых будут испытывать финансовые затруднения. Такие затруднения будут вызваны несколькими основными факторами: недостаточными страховыми резервами, показателями убыточности и расходов на ведение дела, высокой долей в портфеле договоров ОСАГО. Взвешенная политика страховых компаний в области резервирования, андеррайтинга и риск-менеджмента позволяет смотреть в будущее с оптимизмом – невзирая на неблагоприятную внешнюю конъюнктуру, продолжить реализовывать потенциал и увеличивать долю на рынке, сохраняя качество бизнеса.

Автострахование было, есть и будет ключевым сегментом рынка страхования. В развитых странах этот вид страхования является убыточным, но им все равно занимаются из-за его большой социальной значимости, ведь это, пожалуй, единственный продукт в страховании, который страхователь покупает самостоятельно. Рынок автострахования проявляет свою зависимость от других сегментов страхового рынка. На сегодняшний день страховщики столкнулись с двумя проблемами: как удержать клиента и как привлечь нового. В свою очередь увеличилась миграция клиентов. Причинами этого стали: политическая нестабильность, предоставление скидок при переходе от одного страховщика к другому, отбор лицензий у некоторых СК, негативный опыт со стороны клиента, а так же советы друзей. Конкурировать в ценовом сегменте сегодня становится нецелесообразным. То, что демпинг – это путь в никуда осознали не только владельцы и акционеры СК, но и сами клиенты. Самой большой возможностью, которую дает сегодня кризис – является оттачивание и оптимизация обслуживания страхователя. В отсутствии качественно нового ценового предложения, СК может предложить сегодняшнему клиенту адекватный и удобный сервис, благодаря которому и набрать популярности и известности. Особое внимание компаниям сегодня следует уделить качеству выполнению своих обязательств.

Какие тенденции существуют и наиболее актуальны сегодня:

·  эффективное формирование резервов (эффективная финансовая политика компании);

·  сегментация клиентов (ориентация на своего потенциального клиента);

·  добросовестная конкуренция;

·  реализация мощных комплексов IT (внедрение новых комплексов для улучшения обслуживания);

·  внедрение эффективной структуры оценки сатисфакции и мнения клиента;

·  внедрение франшизы (как средства участия клиента в расходах СК).

«Нужно уметь поладить с клиентами и трезво оценить, как относится потенциальный клиент к работе СК. На самом деле, вопрос качества обслуживания клиента – это верный и своевременный сигнал для СК о правильности проводимой политики, а также залог эффективных изменений. Нужно качественно проводить мониторинг своих услуг и сатисфакции клиента. Все опросы и регуляции необходимо осуществлять вовремя на конкретных этапах внедрения экономической модели. Чтобы понять, что именно нужно клиенту, нужно самому встать на его место. Привлечение клиента будет эффективным только тогда, когда вы сможете понять клиента, его особенности и нужды», - подчеркивает важность ориентированной на клиента стратегии в эффективной экономической модели, Генеральный директор «УралСиб»[23].


3.2 Проблемы развития автострахования в РФ

3.2.1 Проблемы обеспечения финансовой устойчивости российских страховых компаний и пути их решения

Несмотря на то, что в России страхование является относительно молодой отраслью, страховщики также как и фирмы других направлений сталкиваются с проблемой и необходимостью обеспечения финансовой устойчивости. Специфика оценки страховой компании заключается, во-первых, в том что компания продает услуги, а значит не обладает запасами, сырьем, материалами, которые можно реализовать или изготовить продукцию, получив при этом прибыль; а во-вторых, денежные потоки страховой организации совершенно непредсказуемы в части выплат страховых возмещений, что является определенной проблемой при формировании инвестиционной политики, страховых резервов и т.д.

Подавляющее число страховщиков не имеет достаточного опыта работы, отсутствует достоверная статистика, поэтому большинство принимаемых на страхование рисков в нужной степени не изучены. В силу неразвитости механизма защиты прав потребителей и отсутствия нормального режима судопроизводства клиенты практически лишены возможности самостоятельно удовлетворить претензии к страховых организациям в случае невыполнения ими своих обязательств. В мировой практике ответственность перед страхователем несет тот, кто выдавал страховщику, не сумевшему выполнить обязательства перед страхователем, лицензию. Российское Министерство Финансов не берет на себя этой ответственности. К тому же в мире принят порядок, при котором крупные ассоциации страховщиков формируют гарантийные фонды, средства которых предназначены для возмещения убытков застрахованных при возможной неплатежеспособности страховой организации. В России же убытки в полном объеме ложатся на плечи застрахованного лица.

Оценка финансовой устойчивости страховых организаций, в связи со значимостью страховой защиты в обществе приобретает особое значение. Поскольку проблема обеспечения страховой организации возникла недавно, в отечественной теории страхования ей не уделялось достаточного внимания и не изучалась отечественной наукой. Объектом исследования были некоторые вопросы финансовых результатов страховых операций, но не каждого отдельного страховщика, действующего в рыночной среде. Поэтому и показатели анализа финансового состояния и финансовой устойчивости несовершенны. Исследования последних десятилетий проводились на макроуровне, что в значительной степени объяснялось наличием государственной монополии, огромным числом потенциальных объектов страхования и наличием единственного крупнейшего в мире страховщика - Госстраха. До сих пор среди специалистов нет единого мнения об объеме обязательств, составе и оценке свободных активов, финансовых гарантиях и других проблемах их обеспечения, связанных с формированием рационального страхового портфеля, раскладкой риска, формированием страховых резервов. В связи с этим страховая практика вынуждена решить эти вопросы эмпирически.

В целях обеспечения финансовой устойчивости страховщика, как в России, так и за рубежом, законодательно устанавливается требование к минимальному уровню уставного капитала. На первых этапах развития рынка страхования в России требования к минимальному размеру уставного капитала страховых компаний были занижены, что привело к созданию большого количества мелких страховых компаний. В настоящее время законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» установлен минимальный размер оплаченного уставного капитала в размере 30 млн руб., за исключением компаний, занимающихся страхованием жизни; 60 млн руб. для страховых компаний, занимающихся страхованием жизни; и 120 млн руб. для профессиональных перестраховщиков.

Во всех случаях максимальная ответственность по отдельному риску в договоре страхования не может превышать 10 % собственных средств страховщика.

Для оценки финансовой устойчивости необходим анализ его финансового состояния. Анализ применяемых в России критериев оценки финансового положения страховщиков показывает, что число таких показателей невелико, но они часто не связаны между собой. Это вытекает из того, что деятельность страховщика состоит из нескольких элементов:

- непосредственно проведение страховых операций;

- инвестирование финансовых ресурсов;

- прочей деятельности (получение кредитов, расчеты с бюджетом и с внебюджетными фондами, финансирование собственной деятельности). При этом необходимо учитывать трансфер риска, как основную особенность страховой деятельности.

В свою очередь, сам страховой риск также является синтетическим, т.е. зависящим от ряда факторов: вида страховой деятельности, взаимоотношения с перестраховщиками, размеры тарифных ставок по заключенным договорам, объемы принимаемого риска, возможности формирования оптимального страхового портфеля, фактические отклонения частоты наступления страховых случаев и размеров ущерба от среднестатистических.

Исходя из этого, анализ финансового положения страховщика должен быть только на основе исследования группы показателей, которые с одной стороны, могут быть, представлены в виде твердо установленных нормативов, а с другой - в виде рекомендательных параметров. Показатели могут быть и количественные и относительные. Система этих показателей может выглядеть следующим образом: объемные (абсолютные) - величина собственных средств, величина активов, величина страховых резервов, объем взносов; показатели оценки платежеспособности; показатели, характеризующие уровень ликвидности активов; показатели, оценивающие уровень обязательств по одному риску; показатели, характеризующие степень участия перестраховщиков в страховых операциях; показатели, характеризующие инвестиционную деятельность; показатели оценки достигнутого финансового уровня за отчетный год.

Для восстановления и развития отечественных страховых компаний требуется осуществить комплекс возможных мер по укреплению их финансового состояния. Эти меры носят общий характер, так как для их конкретизации нужен более детальный анализ, который невозможно провести основываясь только на бухгалтерской отчетности.

Такими мерами может стать пересмотр страховой, финансовой и маркетинговой политики, а именно:

-        произвести корректировку тарифных ставок по проводимым видам страхования;

-        расширить перестраховочную защиту;

-        привлечь дополнительные финансовые ресурсы посредством увеличения уставного капитала путем дополнительного выпуска акций;

-        возможно изменить организационно-правовую форму деятельности страховой организации;

-        пересмотреть структуру активов и методы инвестирования резервов, предусмотрев наиболее доходные в налоговом смысле объекты и территории;

-        сократить дебиторскую и кредиторскую задолженности;

-        закрыть нерентабельные филиалы и провести консолидацию финансовых возможностей страховщика путем объединения нескольких страховых организаций;

-        использовать дополнительные возможности реализации страховых договоров, в том числе через Интернет, предусмотреть новые формы взаимоотношений с банками посредством создания совместных программ банковского и страхового обслуживания и т.д.

Исходя из ухудшения не только финансовых, но и других показателей российской страховой компании также можно предусмотреть ряд более конкретных мер. Так при снижении объема страховых премий необходимо в 3-6 месячный срок увеличить объема продаж страховых полисов и привлечь потенциальных страхователей путем создания новых страховых продуктов.

При росте объема страховых выплат, имеет смысл провести факторный анализ убыточности, обратив внимание на тщательное юридическое оформление страховых выплат, так как не исключена возможность подделки документов на их получение.

Если наблюдается снижение средней страховой суммы на один договор, то необходимы контроль и сопоставление средней страховой суммы и возможностей организации. Также если величина страхового тарифа давно не изменялась, то при неблагоприятном уровне убыточности и стоимости страховых продуктов следует пересмотреть структуры брутто-ставки.

Более быстрый рост сбора страховых премий по сравнению с ростом величины страховых резервов компании свидетельствует о необходимости пересмотра методики формирования технических резервов, а также резерва по страхованию жизни.

В случае нерегулярного поступления страховых премий следует усилить контроль за сроками прохождения денежных средств при одновременной работе со страхователями.

При возрастании долгосрочности прекращения договоров и снижении их прироста нужно активнее проводить маркетинговые мероприятия, предоставляя клиентам более широкий спектр услуг и их сочетание в одном страховом продукте (например, страховые, юридические и банковские).

При наблюдении неустойчивости тренда рентабельности страховых операций в сторону уменьшения необходимо учитывать тот факт, что в конкурентной борьбе страховой организации приходится снижать размер страховых тарифов, устраняя из них прибыль. Поэтому экономическое содержание и фактическое значение этого показателя зависит от этапа развития страхового рынка и национальной экономики в целом.

Регулируя возросшую себестоимость, требуется сопоставить цены на страховые услуги с аналогами конкурентов, проводить факторный анализ затрат с одновременным нахождением так называемой точки безубыточности, ниже значения которой деятельность страховщика будет неэффективной.

Далее, необходимо контролировать размеры условно-постоянных и переменных затрат.

При уменьшении финансовой устойчивости страховых операций следует провести анализ элементом убыточности по всем видам ответственности страховщика по договорам страхования.

Надо иметь ввиду, что показатель убыточности страховой суммы математически выражает вероятность ущерба в виде той доли совокупной страховой суммы, которая выбывала из страхового портфеля ежегодно и выбыла за тарифный период в связи с наступлением страховых случаев и возмещением ущерба. Эта доля и составляет основу для построения нетто-ставки.

Убыточность страховой суммы как отношение денежных показателей является величиной синтетической, которая зависит от действия различных факторов.

При возрастании частоты наступления страховых событий и опустошительности страховой суммы необходим тщательный анализ политики определения ущерба и его территориального расклада. При этом потребуется проведение следующих мероприятий: уменьшение объема страхового возмещения (обеспечения), исключение из страховой защиты определенного вида ответственности, введение франшизы. Такой анализ целесообразно провести в том регионе, где осуществляется страхование.

При изменении величины страхового портфеля возможен пересмотр его структуры в сторону увеличения или уменьшения содержащихся в нем долгосрочных или краткосрочных видов страхования. Например, при отсутствие интереса страхователей к долгосрочным (3-5 лет) видам страхования жизни возможно сокращение срока страхования до года при выведении из структуры страхового тарифа накопительного вида ответственности на дожитие.

В случае, если при проведении операций перестрахования наблюдается снижение лимита собственного удержания при одновременном росте расходов на ведение дела цедентом, необходим пересмотр условий договора перестрахования (например, изменение квотного соотношения ответственности перестрахователя и перестраховщика).

При реализации страховой компанией данных мер должно произойти качественное снижение рисков основной деятельности, и в перспективе рост платежеспособности.

3.2.2 Проблемы развития рынка автострахования РФ

Можно провести различие между двумя группами проблем. Рассмотрим не объективные проблемы, так как они возникают вследствие того, что Российская Федерация относится к странам с развивающейся экономикой (Emerging Markets). Эти проблемы более чем хорошо известны: низкий объем ВВП на душу населения, относительно низкий средний доход и уровень пенсии у основной части населения, слабое развитие мелкого и среднего бизнеса, а также среднего класса, зависимость экономики от экспорта энергоносителей и проч.

Остановимся на некоторых главных проблемах собственно страхового рынка.

1. Потенциал российского страхового рынка

Российский рынок, своим потенциалом с момента его возникновения привлекал внимание иностранных страховщиков и перестраховщиков. Более 140 миллионов жителей, более 22 миллионов автомобилей, многочисленные промышленные предприятия должны порождать соответствующий спрос на страховые продукты. В последние годы этот процесс происходил очень медленно.

Большое «оживление» наблюдаются сегодня только в обязательном страховании или, зачастую, где этого требует иностранный и отечественный инвестор или кредитор, где налаживаются связи с иностранными партнерами и т.д. Большое количество имущественных рисков не застраховано. Страхование строительно-монтажных рисков России все еще не соответствует международным стандартам. На сегодняшний день единственным реально пользующимся спросом является страхование каско автомобилей.

По мнению некоторых политиков, решением может стать введение новых видов обязательного страхования. При этом проблемой здесь является то, что обязательные виды страхования, прежде всего в случае, когда тарифы устанавливает правительство, представляют собой вмешательство государства в рыночную экономику.

Поэтому необходимо с их введением быть очень осторожным и вводить их только лишь для тех видов страхования и рисков, для которых это необходимо: автострахование и т.д.

Опыт Российской Федерации показывает, что обязательные виды страхования не всегда адекватны степени риска, часто заключаются формально и затрудняют быстрое реагирование на изменения или же препятствуют им.

2. Проблема недостаточной капитализации российских страховщиков и перестраховщиков

Как и прежде, масса российских страховщиков и перестраховщиков недостаточно капитализирована. Новые требования к величине собственного капитала компаний, которые введены и постепенно повышаются, не кардинально изменят данную ситуацию. Даже крупные страховщики, которые сегодня лидируют на рынке, тем не менее, не имеют достаточной емкости капитала, прежде всего тогда, когда необходимо застраховать крупный риск или большое количество рисков.

Сохраняет свое действие, в принципе, правильное законодательное требование о том, что самоудержание страховщика на один риск, то есть часть, которую он может оставить за собой, зависит от величины его уставного капитала. В Российской федерации этот предел определен в размере 10% от величины собственного капитала.

Это имеет ряд важных последствий.

• Большинство российских страховых компаний вообще могут страховать, принимать в страхование только небольшие риски. Поэтому многие страховщики скорее могут называться брокерами.

• Некоторые страховщики взяли слишком много рисков в страхование, это означает, что они приняли слишком много или слишком большие риски, превышающие их финансовые возможности. В настоящий момент, например, сообщество страховщиков обеспокоено тем, что некоторые страховщики, очевидно, недооценили требования к величине капитала в сфере страхования обязательной ответственности автовладельцев. Возможное банкротство крупного страховщика или большого числа страховщиков по ОСАГО, портфели которых не будут переданы другим страховщикам или же обязательства по ним не возьмет на себя резервный фонд Российского союза автостраховщиков, может пошатнуть и без того слабое доверие страхователей к российским страховым компаниям.

• Некоторые страховщики пытаются помочь себе чрезмерно широким участием в состраховании или с помощью образования пулов. Сострахование - это форма распределения рисков на уровне прямых страховщиков. Здесь нас беспокоит существующая на российском рынке опасность аккумуляции рисков. Это особенно опасно, когда при изменении риска все страховщики рынка окажутся в одинаковой ситуации негативного развития риска.

Таким образом:

• Российские прямые страховщики и перестраховщики, как и прежде, ощущают потребность в увеличении капитала. Это осуществимо в случае, если будет увеличена привлекательность российской страховой индустрии для российских и иностранных инвесторов.

• Процесс концентрации будет и дальше продолжаться. Российский рынок перестанет быть питательной средой для мелких, плохо капитализированных и недиверсифицированных страховых компаний.

• Придавать еще больше значения «правильному» перестрахованию (определение собственного удержания, выбор перестраховщика и прочее). Недопустимы ни в коей мере прямые или косвенные ограничения для перестрахования.

• Все формы сострахования должны быть перепроверены (как минимум) на предмет их способности урегулировать убытки, а затем ограничены.

Практически всегда отмечаются следующие препятствия на пути развития страхования в нашей стране:

-     низкий уровень платежеспособного спроса;

-     недоверие населения к страховым компаниям;

-     низкое качество удовлетворения потребностей реальных страхователей отечественными страховщиками;

-     неразвитость рыночных механизмов формирования;

-     поддержания и развития устойчивого спроса на страховые услуги;

-     преобладание надзорных и контрольных функций в ущерб регулятивным.

К этим проблемам добавляются и другие – из области дополнения и совершенствования законодательной базы. К участникам рынка предъявляются повышенные требования и в плане разделения по видам специализации страхового бизнеса, и по уровню капитализации.

Недостаточно принять программный продукт или нормативный акт. Необходимо наличие ряда объективных условий для того, чтобы он реально работал. Более того, в основу нормотворчества должен быть положен научный анализ этих условий. Такой анализ показывает, что в настоящее время в России либо отсутствуют, либо недостаточно развиты главные предпосылки для исполнения большинства законов по обязательному страхованию.

Для решения проблем следует выполнить задачи, непосредственно связанные с совершенствованием деятельности самих профессиональных участников страхового рынка: разработать и активно внедрять страховые продукты, в максимальной степени отвечающие интересам населения; проводить политику максимальной информационной открытости, естественным образом ведущую к повышению доверия со стороны населения к страховщикам; разработать меры по развитию деятельности страховых агентов и брокеров; проводить политику разъяснения достоинств страхования в целом и отдельных видов страхования. [15 c.35]

Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) не считается высокоприбыльным, но, по оценкам, страховщикам они дают стабильный и гарантированный заработок.

Рассмотрим направления развития страхования в России.

 

3.3 Перспективы развития автострахования в РФ

 

3.3.1 Предложения по улучшению финансовой устойчивости страховых компаний

В условиях рыночной экономики, чтобы защитить имущественные интересы юридических и физических лиц необходимо обеспечить финансовую устойчивость страховой компании. Это зависит от собственного капитала и страховых резервов, слаженной тарифной, перестраховочной и инвестиционной политики. Финансовая устойчивость - это такое состояние финансовых ресурсов, их распределение и использование, способствующее развитию страховой организации, при котором обеспечивается безусловное выполнение обязательств перед страхователями на основе положительной динамики прибыли при сохранении платежеспособности с учетом трансфера риска и изменения экономической конъюнктуры.

Она зависит, в том числе, от величины собственного капитала, сформированных страховых резервов, слаженной тарифной, перестраховочной и инвестиционной политики. Финансовая устойчивость должна обеспечиваться, как правило, по каждому виду страхования, хотя возможно покрытие дефицита средств по одним видам страхования за счет прибыли по другим, но так, чтобы по совокупности всех действующих видов страхования страховщик имел прибыль либо покрывал расходы.

Все рассмотренные пять факторов важны для обеспечения финансовой устойчивости страховой компании. Любое нарушение проводимой политики ведет к подрыву устойчивости страховщика. Необходимо также проводить регулярный анализ работы страховой компании.

Среди мероприятий, способствующих восстановлению платежеспособности и поддержке эффективности страховой и финансовой деятельности предприятия, следует назвать:

-        смену руководящего звена страховой организации;

-        инвентаризацию имущества;

-        оптимизацию дебиторской задолженности;

-        снижение расходов на ведение дела;

-        продажу долей в капитале других организаций;

-        продажу незавершенного строительства;

-        оптимизацию количества персонала;

-        продажу излишнего оборудования, средств компьютерной техники и т.д.;

-        автоматизацию и использование новых программных продуктов;

-        совершенствование организации труда.[24]

В плане мероприятий по финансовому оздоровлению необходима выработка перспективного бизнес-плана, где следует провести анализ страховых тариф, используя при этом объем страховых услуг таким образом, чтобы можно было определить ожидаемый размер страховых поступлений. Данный анализ должен учитывать различные альтернативные варианты.

Если в результате анализа будет установлено, что расходы на агентские услуги и ведение дела в первые периоды (месяцы) или даже в течение более длительного времени будут непомерно высокими и полный их учет в структуре тарифной ставки окажет серьезное влияние на количество реализованных страховых услуг, то необходимо тщательно изучить вероятные последствия. В таких случаях иногда может оказаться невозможным установление первоначального размера страхового тарифа, в котором нагрузка покрыла бы все расходы по ведению дела и комиссионные агентам и обеспечила бы конкурентоспособные цены на страховые услуги со стабильной долей прибыли. Во многих случаях, особенно при длительном периоде освоения нового рынка, назначение цены на услуги должно быть таким образом приспособлено к конъюнктуре рынка, что на некоторое время цена включала лишь комиссионные агентам и не учитывала расходов на ведение дела. Последние следует покрывать за счет инвестиционного дохода.

Несмотря на существование различных видов контроля за страховой деятельностью более прибыльные виды рисков страхования представляют наибольший интерес для страховщика. Более правильным является образование страховых пулов в перестраховочных целях для гарантии финансовой устойчивости страховых операций по страхованию крупных рисков. При этом требуется более гибкий подход, который заключается в установлении таких тарифных ставок, которые приносили бы страховщикам умеренный доход и привлекали бы новых участников. Введение более высоких тарифных ставок способно только ухудшить положение страховщика.

В плане финансового оздоровления обязательно описываются и маркетинговые методы распространения страховых продуктов, включая паблик рилейшенз – организацию общественного мнения, основной задачей которого является создание и сохранение имиджа страховой организации.

Кроме того, исходя из потребностей рынка в объеме страховых услуг определяется необходимый производственный потенциал страховщика как за счет внутренних резервов, так и за счет введения дополнительных средств автоматизации и обработки информации.

Выбираются один или несколько вариантов, которые являются наиболее эффективными для данной страховой организации с точки зрения обеспечения потребностей рынка, составляющих основу плана организации.

Далее составляется финансовый план. Следует отметить, что разработка раздела плана финансового оздоровления (бизнес-плана по восстановлению платежеспособности и поддержанию эффективной страховой и финансовой деятельности страховщики) исходит из предпосылки, что выделение средств в целях оказания финансовой поддержки (государственной) предполагает оценку его экономической эффективности как инвестиционного проекта. Принятие решения о целесообразности инвестирования капитал реализуется путем экономического анализа эффективности намечаемых вложений.

Характерной чертой инвестиционного проекта является то, что вкладываются денежные средства сегодня с тем, чтобы возместить их и получить некоторую дополнительную сумму в будущем, т.е. предполагается возврат инвестиций – приток доходов сверх вложенной суммы на протяжении периода функционирования капитала. Если приобретаются долгосрочные активы, то возврат инвестиций и доход на них – это фактические денежные поступления, полученные в результате эксплуатации приобретаемых активов; если приток денежных поступлений превышает первоначальный вклад средств, то это свидетельствует о том, что средства, направленные на капитальные вложения, были возмещены (возврат инвестиций) и получена некоторая прибыль (доход на инвестиции).

Таким образом, инвестирование рассматривается как покупка ожидаемого в будущем притока денежных поступлений. Анализ экономической эффективности инвестиционного проекта позволяет ответить на вопрос: будет ли приток денежных поступлений достаточно велик, чтобы оправдать инвестиции.

Следует обратить внимание на следующий факт. Для целей анализа применяются лишь действительные изменения в денежном потоке, т.е. изменения соотношения денежных поступлений и отчислений, а не просто операции, отражаемые в бухгалтерских проводках как перераспределение затрат и, следовательно, не имеющие денежного характера.

Необходимо учитывать, что определенная сумма средств предназначается для инвестирования в настоящий момент при условии, что результатом будет приток денежных поступлений в последующие годы. Предполагается два типа денежных средств: во-первых, средства, идущие на инвестиции, которые предоставляются в полном объеме в начале осуществления проекта (момент вложения средств в аналитических целях называется нулевым временем). Во-вторых, имеется ожидаемый поток денежных поступлений на продолжении нескольких следующих лет как результат этих инвестиций. Оба вида средств не могут сравниться непосредственно, поскольку ожидаются они в разные моменты времени. Поэтому поток будущих поступлений дисконтируется к нулевому времени, чтобы сравнить его с величиной вкладываемых средств.

Следующим этапом анализа является определение приемлемого варианта по ожидаемому уровню доходности. Для этого рассчитывается чистая текущая приведенная стоимость как разница между инвестиционными затратами и дисконтированными будущими поступлениями. По этому показателю можно определить, достигнут ли инвестиции желаемого уровня отдачи.

Положительное значение показателя текущей приведенной стоимости свидетельствует о том, что денежные поступления превышают сумму вложенных средств и обеспечивают получение прибыли выше требуемого уровня доходности, а отрицательное значение – что проект не обеспечивает достижения ожидаемого уровня доходности. Вариант считается приемлемым, если показатель имеет положительное значение.

Далее рассчитывается внутренняя норма прибыли (внутренний предельный уровень доходности), или специальная ставка дисконта, при которой суммы поступлений и отчислений денежных средств дают нулевую текущую приведенную стоимость.

Избранный вариант считается приемлемым, если внутренняя норма прибыли больше или равна ожидаемому уровню доходности. Таким образом, на основе деятельности страховщика в сфере маркетинга (определения потребности в том или ином виде продукции и его объеме по средним тарифам, сложившимся на рынке) и возможности увеличения объема страховых услуг с учетом рыночной потребности осуществляется прогнозирование финансовых результатов. На основе прогнозных объемов продажи страховых услуг по годам и прогнозных цен на одну страховую услугу определяется выручка от реализации страховых услуг, рассматривается ожидаемый ежегодный ее прирост от новых видов страхования, прогнозируются возможности страховщика с учетом перспектив развития страховой сферы и ретроспективных тенденций развития организации. Дается оценка ежегодного изменения тарифных ставок, которая базируется на макроэкономических исследованиях тенденций развития страхового рынка и экономики в целом.

Сопоставляя потребности в дополнительных инвестициях, рассчитанных на проект финансового оздоровления, с источниками их покрытия (финансирования), определяется размер финансовой (государственной) поддержки. При этом в качестве источников финансирования рассматриваются:

-        собственные средства в части возможного увеличения уставного капитала в течении периода реализации проекта;

-        привлеченные средства, если предполагается использование долгосрочных или краткосрочных кредитов (за исключением средств господдержки);

-        прочие источники финансирования, например текущие краткосрочные пассивы.

На основе программы развития страховой и инвестиционной деятельности, рассчитанный в составе плана финансового оздоровления и прогноза финансовых результатов деятельности, формируется модель дисконтированных денежных потоков. При этом общий результат от инвестиций рассчитывается как сумма дисконтированных денежных потоков каждого года и текущей (дисконтированной) остаточной стоимости за пределами планируемого периода.

Следует отметить, что получаемые денежные потоки являются результатом функционирования не только выделенных средств, но и всех ранее вложенных инвестиционных ресурсов, величина которых определяется по балансу на последнюю отчетную дату. На основании данных программы развития страховой и финансовой деятельности страховщика и финансового плана составляется прогнозный баланс по годам планируемого периода, по данным которого рассчитываются коэффициенты ликвидности, обеспеченности собственными средствами, восстановления (утраты) платежеспособности.

Необходимо подчеркнуть, что регулярное проведение анализа финансовой устойчивости становится все более актуальным в связи с увеличением числа страховых организаций и соответственно – количества потенциальных банкротов. В такой ситуации “открытость” страховщиков является признаком их уверенности в собственных возможностях.


3.3.2 Перспективы развития рынка автострахования РФ

Активное развитие различных видов страхования в 2009 г. отмечается спадом темпов роста сегодня. На фоне финансового кризиса свое развитие получат наиболее бюджетные виды страхования. В области автомобильного страхования активное развитие идет у страхования с франшизой за счет снижение расходов. Отмечается также увеличение рисков в отношении страхователя из-за участившихся случаев банкротства небольших страховых компаний.

В связи с недавними изменениями коэффициентов ОСАГО, учитывающие особенности региона и стаж водителя, данный вид страхования получит рост в 10-15%.

Прямая зависимость наблюдается в отношении КАСКО-покупка нового автомобиля, дальнейшее уменьшение развития КАСКО обусловлено снижением покупок новых автомобилей. Но страховые компании разрабатывают новые программы автострахования с франшизой, ориентированные на покупающих подержанные автомобили.

Увеличение проблем с оформлением выплат автострахования КАСКО и ОСАГО, отмечается на фоне нового закона об упрощенном оформлении ДТП. Неотработанный механизм согласования действий и сбора документов, негарантированный возврат суммы выплат (направленных на урегулирование) страховой компании могут привести к ряду банкротств. Также увеличится активность мошенников из-за отсутствия сотрудников ГИБДД на месте ДТП.

Уже составлен «черный» список ненадежных компании по автострахованию, включающий в себя около 17-ти компаний. Список составлен Российским Союзом Автостраховщиков (РСА) и содержит компании, на которые поступило большое количество жалоб от клиентов.

Для преодоления последствий финансового кризиса необходимо проведение ряда мероприятий. К числу таких мероприятий можно отнести:

1) Повышение производительности труда в страховом бизнесе.

2) Снижение уровня выплат за счет проведения профилактики ДТП, улучшения качества покрытия автодорог, а также повышение тарифов для водителей со стажем вождения до 2-х лет. Основное количество страховых выплат происходит в этом сегменте автострахования.

3) Повышение конкурентоспособности отечественных страховых компаний. Включает в себя проведение рекламных акций для привлечения новых клиентов, повышение качества обслуживания, качественная подготовка кадров и т.д.

В преодолении кризиса страховыми компаниями, огромную роль играет такой инструмент как ОСАГО, так как он является, обязательным для физических и юридических лиц. Тем самым страховые компании обеспеченны поддержкой на законодательном уровне, чего нет ни у одного бизнеса в России.

Одновременно к числу важнейших задач развития страхования в России можно отнести повышение уровня капитализации страховых компаний, повышение инвестиционной привлекательности российских страховых компаний, улучшение качества страховых услуг, повышение страховой культуры населения. Приоритетным является развитие классических видов долгосрочного и накопительного личного страхования, совершенствование правовых и организационных основ обязательного страхования, создание и развитие современной инфраструктуры страхового рынка, создание единых баз данных страховых компаний. Требуется создание единой образовательной системы, предполагающей не только получение базовых фундаментальных знаний и практических навыков, но и постоянное повышение квалификации работников страховой сферы.

Для совершенствования работы страховых компаний и повышения эффективности автострахования дадим следующие рекомендации:

·        формирование экономического интереса у потенциальных страхователей путем обеспечения соответствующих стимулов (налогового и иного характера), а также повышения доверия граждан к финансовым институтам;

·        стимулирование роста продаж новых иномарок в автосалонах и развитие в дальнейшем программ сотрудничества с автопроизводителями;

·        введение морального и материального стимулирования нестраховых посредников – агентов, брокеров и банки, а также поддержка региональных рынков;

·        серьезное внимание необходимо уделять вопросу снижения риска мошенничества в автостраховании, а именно: внедрить проект по разработке Каталога рисков мошенничества. На основании сценариев мошенничества, закрепленных в каталоге, выработаны индикаторы, позволяющие установить наличие признаков мошеннических действий при работе с клиентами в процессах аквизиции, регистрации и расследования убытков. Разработать перечень мероприятий, проведение которых рекомендовано при осуществлении расследования и сбора информации при подозрении в мошенничестве.

·        разработать Каталог по выявлению наиболее убыточных для Компании клиентов, заявивших значительное количество убытков и одновременно являющихся «лидерами» по страховым выплатам. По всем этим лицам выставить запреты на дальнейшее страхование.

·  оптимизировать процедуру оказания услуг Аварийными комиссарами: снижение времени на обработку одной заявки специалистами Контакт – центра; увеличение доли оперативных (в течение 1,5 часов после обращения клиента) выездов Аварийных комиссаров.

·  по аналогии с лидерами страхового рынка разработать специальные страховые продукты по страхованию автомобилей определенных марок, например все автомобили концерна «GM», «Jaguar» и «Land Rover», «Volkswagen», «AUDI». Продукты предусматривают специальные условия как в части страховых тарифов, так и в части сервисного наполнения.

·  Развитие сервиса обслуживания, а именно: обязательства по общению с правоохранительными органами, сбор документов по поводу дорожно-транспортного происшествия, а также юридическая защита застрахованного.

·  Создать информационную систему, позволяющую достоверно считать тарифы, объемы продаж, выплат. Пока нет статистики в полном объеме, нельзя сделать расчет по всем секторам автовладельцев, позволяющий изменить существующую тарифную базу. Отлаженная информационная система значительно упростит процесс автострахования. В странах зарубежья действует такая система. Главное преимущество в том, что вся информация об автомобилисте хранится на единой карточке (идентификационный номер, вся информация о водительском стаже, о том, попадал ли автомобилист в ДТП, насколько они были серьезны и др.). На этом основании рассчитывается тариф и оформляется полис. Безусловно, переход на подобную систему потребует значительного времени и соответствующих инвестиций, но это, действительно, необходимо.

   Эти мероприятия позволят активно развивать автострахования в компании и повысят эффективность работы.



Заключение

Владение транспортным средством и его эксплуатация связаны с большими рисками, чем владение другим имуществом. В большинстве стран лица, не обладающие полисом страхования автоответственности, не имеют права управлять автотранспортными средствами.

Страхование автотранспортного средства - это страхование самого автотранспортного средства. Страховая компания на основании договора берет на себя обязательства возместить клиенту (страхователю) убытки в пределах страховой суммы, которые могут возникнуть в результате повреждения, полной гибели или утраты застрахованного автотранспорта в целом или отдельных его частей. Это может произойти вследствие аварии (столкновение, наезд, опрокидывание, падение), пожара, стихийного бедствия, угона и т.д.

У каждой страховой компании свои условия страхования, свои программы для отечественных и импортных автомобилей.

В принципе, они незначительно отличаются, но есть существенные моменты.

Один из них - страхование одной страховой суммой, которая устанавливается в размере рыночной стоимости автомобиля; и двумя страховыми суммами - в размере стоимости нового автомобиля (повреждение) и рыночной его стоимости (угон, полное уничтожение).

Программы страхования, помимо выплат в случае ДТП, предусматривают также ремонт автомобилей по счетам СТО, с которыми у страховщиков имеются договора, и куда страховая компания рекомендует обращаться, хотя за клиентом всегда остается право выбора. На данных станциях технического обслуживания страхователям предоставляются определенные льготы - ремонт автомобиля без очереди, некоторые скидки.

Как правило, страхование "автокаско" включает целый набор страховых рисков, предполагаемых событий, на случай наступления которых проводится страхование автотранспортного средства, дополнительного оборудования.

По системе "автокаско" на страхование принимаются автотранспортные средства в исправном состоянии, принадлежащие страхователю на праве собственности, полного хозяйственного ведения или оперативного управления, зарегистрированные или подлежащие регистрации органами Госавтоинспекции Российской Федерации.

Существует два вида добровольного автострахования:

·     «Каско» (от итальянского «casco» – каска, шлем) – комплексное страхование автомобиля от угона, ущерба или полного уничтожения в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП), противоправных действий третьих лиц, пожара, стихийных бедствий и т.д.;

·     ДСАГО (ГО) – добровольное страхование автогражданской ответственности в случае причинения вреда жизни, здоровью и/или имуществу третьих лиц в результате ДТП. После введения закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности». Полис ДСАГО приобретают для увеличения страховой суммы сверх предусмотренной ОСАГО.

На долю «каско» приходится более 95% сборов (примерно $1,25 млрд. из $1,3 млрд. в 2008 г.).

Автострахование – самый крупный сектор российского открытого рынка страхования. В 2009 г. автострахование обеспечило около 65% всех страховых сборов на открытом рынке – порядка $2,9 млрд. из $4,5 млрд. Это наиболее быстрорастущий вид страхования.

В ближайшие 5-6 лет рост рынка автострахования продолжится, хотя и более медленными темпами.

При этом основной движущей силой, обеспечивающей рост сборов по автострахованию до 2012 г., будет развитие добровольного автострахования. ОСАГО уже практически достигло «точки насыщения», т.к. на конец 2009 г.

Основные факторы, определяющие динамику автострахования, по мнению экспертов – доля застраховавшихся автомобилистов, а также рост и структура автопарка.

Если укрепление «страховой культуры» в России будет происходить такими же темпами, как и в других развивающихся странах, то уже к 2010 г. доля застрахованных автомобилей может составить не менее 14-16% против

5-7% в 2004 г.

Дополнительный импульс укреплению „страховой культуры“ и росту доли застрахованных в целом может обеспечить развитие института автокредитования.

Системные ошибки рынка автострахования, закладывавшиеся в период благоденствия, в 2009 году стали причинами кризиса на этом рынке.

Ошибка первая – ориентация на вмененное страхование.

Ошибка вторая – непозволительно близкий горизонт планирования.

Последствие первое – рынок автострахования в наибольшей степени пострадает от кризиса.

Последствие второе – в 2009 году произошел целый ряд громких банкротств автостраховщиков.

Таким образом, рынок автострахования является самым рискованным. Снижение объемов приобретения автомобилей напрямую снижает доходы компаний. При этом выплаты могут быть велики. Компании, в которых доля автострахования превышает 70%, попали в зону особого риска.

Тенденции которые наиболее актуальны сегодня:

·  эффективное формирование резервов (эффективная финансовая политика компании);

·  сегментация клиентов (ориентация на своего потенциального клиента);

·  добросовестная конкуренция;

·  реализация мощных комплексов IT (внедрение новых комплексов для улучшения обслуживания);

·  внедрение эффективной структуры оценки сатисфакции и мнения клиента;

·  внедрение франшизы (как средства участия клиента в расходах СК).

Для восстановления и развития отечественных страховых компаний требуется осуществить комплекс возможных мер по укреплению их финансового состояния.

Такими мерами может стать пересмотр страховой, финансовой и маркетинговой политики, а именно:

-     произвести корректировку тарифных ставок по проводимым видам страхования;

-     расширить перестраховочную защиту;

-     привлечь дополнительные финансовые ресурсы посредством увеличения уставного капитала путем дополнительного выпуска акций;

-     возможно изменить организационно-правовую форму деятельности страховой организации;

-     пересмотреть структуру активов и методы инвестирования резервов, предусмотрев наиболее доходные в налоговом смысле объекты и территории;

-     сократить дебиторскую и кредиторскую задолженности;

-     закрыть нерентабельные филиалы и провести консолидацию финансовых возможностей страховщика путем объединения нескольких страховых организаций;

-     использовать дополнительные возможности реализации страховых договоров, в том числе через Интернет, предусмотреть новые формы взаимоотношений с банками посредством создания совместных программ банковского и страхового обслуживания и т.д.

Среди мероприятий, способствующих восстановлению платежеспособности и поддержке эффективности страховой и финансовой деятельности предприятия, следует назвать:

-     смену руководящего звена страховой организации;

-     инвентаризацию имущества;

-     оптимизацию дебиторской задолженности;

-     снижение расходов на ведение дела;

-     продажу долей в капитале других организаций;

-     продажу незавершенного строительства;

-     оптимизацию количества персонала;

-     продажу излишнего оборудования, средств компьютерной техники и т.д.;

-     автоматизацию и использование новых программных продуктов;

-     совершенствование организации труда.

Главные проблемы собственно страхового рынка:

1.  Потенциал российского страхового рынка.

2.  Проблема недостаточной капитализации российских страховщиков и перестраховщиков

Таким образом:

• Российские прямые страховщики и перестраховщики, как и прежде, ощущают потребность в увеличении капитала. Это осуществимо в случае, если будет увеличена привлекательность российской страховой индустрии для российских и иностранных инвесторов.

• Процесс концентрации будет и дальше продолжаться. Российский рынок перестанет быть питательной средой для мелких, плохо капитализированных и недиверсифицированных страховых компаний.

• Придавать еще больше значения «правильному» перестрахованию (определение собственного удержания, выбор перестраховщика и прочее). Недопустимы ни в коей мере прямые или косвенные ограничения для перестрахования.

• Все формы сострахования должны быть перепроверены (как минимум) на предмет их способности урегулировать убытки, а затем ограничены.

Практически всегда отмечаются следующие препятствия на пути развития страхования в нашей стране:

-     низкий уровень платежеспособного спроса;

-     недоверие населения к страховым компаниям;

-     низкое качество удовлетворения потребностей реальных страхователей отечественными страховщиками;

-     неразвитость рыночных механизмов формирования;

-     поддержания и развития устойчивого спроса на страховые услуги;

-     преобладание надзорных и контрольных функций в ущерб регулятивным.

Для преодоления последствий финансового кризиса необходимо проведение ряда мероприятий. К числу таких мероприятий можно отнести:

1) Повышение производительности труда в страховом бизнесе.

2) Снижение уровня выплат за счет проведения профилактики ДТП, улучшения качества покрытия автодорог, а также повышение тарифов для водителей со стажем вождения до 2-х лет. Основное количество страховых выплат происходит в этом сегменте автострахования.

3) Повышение конкурентоспособности отечественных страховых компаний. Включает в себя проведение рекламных акций для привлечения новых клиентов, повышение качества обслуживания, качественная подготовка кадров и т.д.

Для совершенствования работы страховых компаний и повышения эффективности автострахования дадим следующие рекомендации:

·        формирование экономического интереса у потенциальных страхователей путем обеспечения соответствующих стимулов (налогового и иного характера), а также повышения доверия граждан к финансовым институтам;

·        стимулирование роста продаж новых иномарок в автосалонах и развитие в дальнейшем программ сотрудничества с автопроизводителями;

·        введение морального и материального стимулирования нестраховых посредников – агентов, брокеров и банки, а также поддержка региональных рынков;

·        серьезное внимание необходимо уделять вопросу снижения риска мошенничества в автостраховании, а именно: внедрить проект по разработке Каталога рисков мошенничества.

·        разработать Каталог по выявлению наиболее убыточных для Компании клиентов, заявивших значительное количество убытков и одновременно являющихся «лидерами» по страховым выплатам. По всем этим лицам выставить запреты на дальнейшее страхование.

·  оптимизировать процедуру оказания услуг Аварийными комиссарами: снижение времени на обработку одной заявки специалистами Контакт – центра; увеличение доли оперативных.

·  по аналогии с лидерами страхового рынка разработать специальные страховые продукты по страхованию автомобилей определенных марок, например все автомобили концерна «GM», «Jaguar» и «Land Rover», «Volkswagen», «AUDI». Продукты предусматривают специальные условия как в части страховых тарифов, так и в части сервисного наполнения.

·  Развитие сервиса обслуживания, а именно: обязательства по общению с правоохранительными органами, сбор документов по поводу дорожно-транспортного происшествия, а также юридическая защита застрахованного.

·  Создать информационную систему, позволяющую достоверно считать тарифы, объемы продаж, выплат.

   Эти мероприятия позволят активно развивать автострахования в компании и повысят эффективность работы.

 


Список литературы

1.       Гражданский кодекс РФ (часть 1,2). – М: СПб.: 2008. – 430 с.

2.       Федеральный закон «Об организации страхового дела в РФ» № 4015-1 от 27 ноября 1992 года.

3.       Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ "Об организации страхового дела в РФ" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов российской федерации» № 172 от 10 декабря 2003 года.

4.       Приказ от 30.10.95 №02-02/20 об утверждении “Инструкции о порядке расчета нормативного соотношения активов и обязательств страховщиков” (в ред. от 19.06.96 -№02-02/16).

5.       Приказ Минфина РФ от 02.11.2001 № 90н "Об утверждении положения о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств".

6.       Инструкция о порядке расчета нормативного соотношения активов и обязательств страховщика (в ред. от 19.06.96 - №02-02/16)

7.       Аудит страховых компаний: практическое пособие для страховых аудиторов и страховых организаций / под ред. В. И. Рябикина. – М.: Финстатинформ, 2008. – 128 с.

8.       Ардатова М. М., Балинова В. С., Кулешова А. Б. и др. Страхование в вопросах и ответах. – М. : Проспект, 2008. – 294 с.

9.       Авдашева С.Б., Руденский П.О. Эффект масштаба в деятельности страховых компаний // Финансы, 2006 г.- № 3.-с.15-18.

10.  Абрамов В.Ю. Третьи лица в страховании. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 128 с.

11.  Алекринский А.Л., Архангельская Т.А., Асабина С.Н. и др., Аудит страховых компаний: Практическое пособие для страховых аудиторов и страховых организаций, М.: АО "Финстатинформ", 2005

12.  Архипов А.П., Гомелля В.Б., Туленты Д.С. Страхование. Современный курс. - М.: "Финансы и статистика", 2006. - 415 с.

13.  Базанов А.Н., Дэвидсон И.В. Страхование личного автотранспорта в США и России. Краткий сравнительный анализ // Страховое дело. – 2008. – №6. С.55-58.

14.  Воблый К.Г. Основы экономики страхования., М.: Издательский центр “Анкил”, 2006.

15.  Глисип Ф.Ф., Китрар Л.А. Деловая активность на рынке страховых услуг: информац.- аналитич. журн. / Вопросы статистики.- 2009.-№4.-с.11-21.

16.  Гребенщиков Э.С. В ответе за развитие страхового рынка // Финансы. – 2008. - № 9. – С. 40-43.

17.  Грудцына Л.К вопросу об условиях и порядке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств // Адвокат. – 2009.- №9. – С.24-32.

18.  Граве К.А., Лунц Л.А. Страхование. - М.: Государственное издательство юридической литературы, 2007. - 176 с.

19.  Дедиков С.В. Обязательное страхование автогражданской ответственности. Вопросы и ответы. Выпуск 1. - М.: Волтерс Клувер, 2008. - 144 с.

20.  Дегтярев А.Г. Проблемы возмещения жизни и здоровью постравдавших в ДТП в рамках ДСАГО // Страховое дело. - №11.- 2009. – С.31-38.

21.  Денисов И.П. Страхование.- М.: ИКЦ «МорТ», 2008. - 179 с.

22.  Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. Страхование: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. - 76 с.

23.  Зернов А.А., Зубец А.Н. Системные исследования страхового регулирования, М.: Издательский Дом "Страховое ревю", 2008. - 143 с.

24.  Журавлев Ю.М. Словарь-справочник терминов по страхованию и перестрахованию. – М.: Анкил, 2009. – 319 с.

25.  Ивановская О.Ю., Рейтинговая оценка страховых компаний мировым рейтинговым агентством А. М. BEST COMPANY // Финансы – 2009 - №2.-с.23-27.

26.  Комментарий к федеральному закону "об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Постатейный)"/под ред. А.Н. Ткача.-ЗАО Юстицинформ, 2009.

27.  Корнилова Н.В. Правовое регулирование страховой деятельности. Проблемы теории и практики: Учебное пособие. - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2009. - 184 с.

28.  Корнилова Н.В. Развитие страховых понятий в современный период и их значение для совершенствования законодательства: Учебное пособие. - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2009. - 124 с.

29.  Косаренко Н.Н. Государство и страхование. - М.: Национальный институт бизнеса, 2009. - 476 с.

30.  Марданов А., Мунасыпов Р. Реализация клиент-ориентированной стратегии управления в страховом бизнесе // ЖУК – 2008. - №1.-с.36.

31.  Орланюк - Малицкая Л.А. Платежеспособность страховой организации. Анкил, М.: 2009.

32.  Орланюк-Малицкая Л.А., Платежеспособность страховой организации, Москва, 2008.

33.  Плешков А.П., Богданов И.Н. Перспективы развития обязательных видов страхования в России // Финансы. – 2006. - № 9. – С. 44-47.

34.  Протас Е.В. Страховое право: Учебное пособие. - М.: МГИУ, 2003. - 180 с.

35.  Страхование / под ред. Т.А. Федоровой. – М.: Экономистъ, 2008. – 875 с.

36.  Страхование от А до Я: книга для страхователей / под ред. Л. И. Корчевской, К.Е. Турбиной. – М. : Инфра 2008. – 624 с.

37.  Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4 – е изд., перераб. и доп. – Минск: ООО “Новое знание”, - 2008. – 688 с.

38.  Сокол П.В. Изменения в добровольном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств // Страховое дело. – 2009. - №10. – С.48-51.

39.  Страхование автотранспортных рисков: Учебное пособие / Погорелова Е.В., Позняк А.Г., Тулинов В.В. и др. - М.: Финансы, 2007. - 22с.

40.  Страховое право: Учебник / Под ред. В.В. Шахова, В.Н. Григорьева, С.Л. Ефимова. - М.: Закон и право: Юнити-Дана, 2009. - 384 с.

41.  Смирнова М.Б. Страховое право: Учебное пособие. - М.: Юстицинформ, 2007. - 320 с.

42.  Телепин Я. В. Рейтинговая оценка надежности страховых компаний как фактор, предотвращающий банкротства // Страховое дело. - 2008. - № 5. - С. 32-43.

43.  Цыгин Р.А. Проблемы нормативно-правовой базы в области страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Отдельные противоречия в области действующего законодательства // Консультант+: СПС. - 2009.-134с.

44.  Циммерман И., Бухгалтерский учет и финансовый менеджмент в страховой компании, пер. с нем. 2009.

45.  Шахов В.В., Введение в страхование, М.: Финансы и статистика, 2008.

46.  Шахов В.В., Страхование, М: ЮНИТИ, 2007.

47.  Чернова Г.В. Основы экономики страховой организации по рисковым видам страхования. – СПб. : Питер, 2007. – 240 с.

48.  Юрченко Л.А. Финансовый менеджмент страховщика: уч. пособ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 199 с.

49.  Юрченко Л.А., Финансовый менеджмент страховщика, М.: ЮНИТИ, 2008, с.89

50.  Ladaonline, „Автомобильный рынок России 2009“, стр. 108

51.  Ernst&Young, „The Russian Automotive Market. Industry Overview. 2009“, стр. 11-13; „Газета.ru“ от 14.04.2010 „Санкт-Петербург становится Детройтом“

52.  Официальный сайт ОАО Росгосстрах - www.rgs.ru

53.  Официальный сайт Ресо-Гарантия - www.reso.ru

54.  Официальный сайт ОАО Ингосстрах - www.ingos.ru

55.  www. i-rate.ru .



Приложение 1

Крупнейших страховщиков ОСАГО по объему собранных страховых выплат РФ за 2009 г.

Краткое наименование

Выплаты по ОСАГО, 2009г., тыс. руб.

Доля на рынке, %

Выплаты по ОСАГО, 2008г., тыс. руб.

Доля на рынке, %

Темп роста, %

РФ

49 848 348,00

100,00

47 829 446,00

100,00

104,22

РЕСО-ГАРАНТИЯ

3 651 109,00

7,32

3 743 361,00

7,83

97,54

ИНГОССТРАХ

3 309 837,00

6,64

2 660 132,00

5,56

124,42

РОСГОССТРАХ - ПОВОЛЖЬЕ

2 352 444,00

4,72

2 305 229,00

4,82

102,05

УРАЛСИБ

1 968 420,00

3,95

1 470 036,00

3,07

133,90

РОСГОССТРАХ-ЮГ

1 923 956,00

3,86

1 831 238,00

3,83

105,06

СПАССКИЕ ВОРОТА

1 884 663,00

3,78

1 432 032,00

2,99

131,61

РОСГОССТРАХ-ЦЕНТР

1 876 442,00

3,76

1 643 771,00

3,44

114,15

РОСГОССТРАХ-УРАЛ

1 710 043,00

3,43

1 546 966,00

3,23

110,54

РОСГОССТРАХ-СТОЛИЦА

1 619 430,00

3,25

1 559 038,00

3,26

103,87

РОСНО

1 595 199,00

3,20

1 922 085,00

4,02

82,99

ЦЮРИХ. РИТЕЙЛ (бывш. НАСТА-ЦЕНТР)

1 539 400,00

3,09

1 408 810,00

2,95

109,27

РОСГОССТРАХ-СИБИРЬ

1 514 450,00

3,04

1 596 237,00

3,34

94,88

РОСГОССТРАХ-СЕВЕРО-ЗАПАД

1 374 590,00

2,76

1 260 333,00

2,64

109,07

АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ

1 277 290,00

2,56

1 059 758,00

2,22

120,53

РУССКИЙ МИР

1 247 791,00

2,50

1 273 767,00

2,66

97,96

ВОЕННО-СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ

1 190 430,00

2,39

1 421 073,00

2,97

83,77

МСК-СТАНДАРТ

1 114 141,00

2,24

1 095 545,00

2,29

101,70

СОГЛАСИЕ

1 098 128,00

2,20

903 546,00

1,89

121,54

ЮГОРИЯ

863 401,00

1,73

714 621,00

1,49

120,82

МАКС

839 890,00

1,68

846 792,00

1,77

99,18

РОСГОССТРАХ-АККОРД

804 943,00

1,61

702 707,00

1,47

114,55

МОСКОВСКАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ

774 217,00

1,55

649 818,00

1,36

119,14

РОССИЯ

736 261,00

1,48

697 078,00

1,46

105,62

ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ

675 639,00

1,36

459 574,00

0,96

147,01

РОСГОССТРАХ-ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

633 969,00

1,27

681 987,00

1,43

92,96

РОСГОССТРАХ-ТАТАРСТАН

515 881,00

1,03

440 322,00

0,92

117,16

ГУТА-СТРАХОВАНИЕ

492 638,00

0,99

377 846,00

0,79

130,38

СОГАЗ

477 901,00

0,96

527 634,00

1,10

90,57

Источник: Федеральная служба страхового надзора (ФССН)


[1] Протас Е.В. Страховое право: Учебное пособие. - М.: МГИУ, 2003. - 180 с.

[2] Протас Е.В. Страховое право: Учебное пособие. - М.: МГИУ, 2003. - 180 с. =

[3] Граве К.А., Лунц Л.А. Страхование. - М.: Государственное издательство юридической литературы, 2007. - 176 с.

[4] Журавлев Ю. М. Словарь-справочник терминов по страхованию и перестрахованию. – М.: Анкил, 2009. – 319 с.

[5] Гребенщиков Э.С. В ответе за развитие страхового рынка // Финансы. – 2008. - № 9. – С. 40-43.

[6] Аудит страховых компаний: практическое пособие для страховых аудиторов и страховых организаций / под ред. В. И. Рябикина. – М.: Финстатинформ, 2008. – 128 с.

[7] Страхование автотранспортных рисков: Учебное пособие / Погорелова Е.В., Позняк А.Г., Тулинов В.В. и др. - М.: Финансы, 2007. - 224 с.

[8] Страховое право: Учебник / Под ред. В.В. Шахова, В.Н. Григорьева, С.Л. Ефимова. - М.: Закон и право: Юнити-Дана, 2009. - 384 с.

[9] Страхование / под ред. Т.А. Федоровой. – М.: Экономистъ, 2008. – 875 с.

[10] Граве К.А., Лунц Л.А. Страхование. - М.: Государственное издательство юридической литературы, 2007. - 176 с.

[11] Страхование / под ред. Т.А. Федоровой. – М.: Экономистъ, 2008. – 875 с.

[12] Чернова Г. В. Основы экономики страховой организации по рисковым видам страхования. – СПб. : Питер, 2007. – 240 с.

[13] Корнилова Н.В. Правовое регулирование страховой деятельности. Проблемы теории и практики: Учебное пособие. - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2009. - 184 с.

[14] Гребенщиков Э.С. В ответе за развитие страхового рынка. // Финансы. – 2008. - № 9. – С. 40-43.

[15] Глисип Ф.Ф., Китрар Л. А. Деловая активность на рынке страховых услуг: информац.- аналитич. журн. / Вопросы статистики, №10, 2009.-.№4.-с.11-21.

[16] Базанов А.Н., Дэвидсон И.В. Страхование личного автотранспорта в США и России. Краткий сравнительный анализ // Страховое дело. – 2008. – №6. С.55-58.

[17] Ивановская О. Ю., Рейтинговая оценка страховых компаний мировым рейтинговым агентством А. М. BEST COMPANY // Финансы – 2009 - №2.-12с.

[18] Телепин Я. В. Рейтинговая оценка надежности страховых компаний как фактор, предотвращающий банкротства // Страховое дело. - 2008. - № 5. - С. 32-43.

[19] Сокол П.В. Изменения в добровольном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. // Страховое дело – 2009. - №10. – С.48-51.

[20] www. i-rate.ru.

[21] Грудцына Л. К вопросу об условиях и порядке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств // Адвокат. – 2009.- №9. – С.24-32.

[22] Базанов А.Н., Дэвидсон И.В. Страхование личного автотранспорта в США и России. Краткий сравнительный анализ // Страховое дело. – 2008. – №6. С.55-58.

[23] www.uralsibins.ru.

[24] Юрченко Л. А., Финансовый менеджмент страховщика, М.: ЮНИТИ, 2008, с.89


Страницы: 1, 2, 3


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.