РУБРИКИ |
Современные тенденции российского организационного рынка ценных бумаг |
РЕКЛАМА |
|
Современные тенденции российского организационного рынка ценных бумагСовременные тенденции российского организационного рынка ценных бумагКонтрольная работа на тему: «Современные тенденции российского организационного рынка ценных бумаг». Введение Несмотря на высокие темпы развития финансового рынка, российские компании, как и государство в целом, пока не рассматривают институты финансового рынка в качестве основного механизма привлечения инвестиций. Основным источником инвестиций российских компаний по-прежнему остаются собственные средства либо займы и первичные размещения акций на зарубежных финансовых рынках. Внутренний финансовый рынок испытывает недостаток ликвидности по качественным активам, а значительные объемы сделок с российскими активами осуществляются на зарубежных торговых площадках, куда уходит основная доля акций, находящихся в свободном обращении. Долгосрочные инвестиционные ресурсы недавно созданных обязательных накопительных систем размещаются на финансовом рынке неэффективно. Причины складывающейся ситуации многогранны. Определенную роль сыграло отставание в развитии российской инфраструктуры финансового рынка. Для инвесторов-нерезидентов российский рынок акций в основном остается оффшорным рынком, использующим нестандартную учетную систему, несущую в себе элементы нерыночного риска, связанного с учетом прав собственности на ценные бумаги. Несовершенство инфраструктуры финансового рынка повышает транзакционные издержки. Нормативная правовая база, регулирующая различные аспекты деятельности по инвестированию на российском фондовом рынке, до конца не сформирована. По оценке Международной организации комиссий по ценным бумагам, применяемое в Российской Федерации регулирование в этой сфере лишь частично соответствует принципам этой организации. Так, законодательство Российской Федерации не позволяет регулятору эффективно препятствовать использованию инсайдерской информации и манипулированию ценами на рынке ценных бумаг. Законодательно не урегулированы вопросы, касающиеся проведения сделок с производными финансовыми инструментами, что мешает инвесторам хеджировать рыночные риски, связанные с проведением операций с ценными бумагами в Российской Федерации. Регулирование процедуры эмиссии ценных бумаг, вплоть до принятия в конце прошлого года поправок в законодательство Российской Федерации и нормативные акты, не позволяло осуществлять на российских торговых площадках первичные размещения акций по признанным в мире стандартам. Вследствие этого с конца 2003 года большая часть сделок с российскими акциями стала осуществляться на зарубежных фондовых биржах. Такая тенденция в развитии внутреннего рынка ценных бумаг рождает серьезные проблемы для инвестирования пенсионных накоплений и других средств обязательных накопительных систем. Без коренных преобразований в этой сфере единственной возможностью обеспечить достаточную емкость рынка для инвестиций и их приемлемую доходность станет разрешение инвестировать существенную часть пенсионных накоплений вне пределов страны. Управление указанными активами может оказаться прерогативой международных инвестиционных банков, предлагающих услуги по инвестированию частных накоплений в ценные бумаги, торгуемые вне Российской Федерации. В целом такой сценарий развития означает, что полноценное вхождение Российской Федерации в международный рынок капитала с большой вероятностью произойдет не за счет развития российских институтов финансового рынка, а путем использования финансовых услуг, предоставляемых ведущими мировыми финансовыми институтами. Целью данной контрольной работы является изучение современных тенденций развития рынка ценных бумаг. Задачи, которые я ставлю перед собой: 1. Изучение стратегии развития организационного российского рынка ценных бумаг 2. Анализ современного состояния российского фондового рынка 1. Характеристика российского рынка ценных бумаг Новейшая история российского фондового рынка берет свои истоки с начала 90-х годов XX в. За это время произошло становление профессиональных участников, создание современной технологической инфраструктуры. Также произошел большой прогресс в области законодательства. Был получен огромный опыт резких взлетов и падений курсов ценных бумаг. По аналогии с зарубежными моделями создана система регулирования рынка, ориентированная на защиту инвесторов. Российский рынок ценных бумаг в силу определенных причин сформировался таким образом, что практически весь рынок, как и весь остальной бизнес, сконцентрирован в Москве (более 90% всего объема рынка) и Санкт-Петербурге. В значительной части регионов страны вообще нет ни брокеров, ни дилеров, ни, тем более, бирж. Несмотря на то, что с появлением фондового рынка финансовые институты росли как грибы, после кризиса 1998 года их число резко сократилось. Реально работают на рынке только те, кто смог выйти из кризиса с минимальными потерями и вовремя перестроиться. На текущий момент кроме Москвы и Санкт-Петербурга биржи работают в таких городах, как Екатеринбург, Нижний Новгород, Новосибирск. Ключевые торговые площадки в России – это ММВБ (Московская межбанковская валютная биржа), которая действует в составе единого рынка с региональными валютными биржами и техническими центрами доступа, и РТС (Российская торговая система). В партнерстве с каждой площадкой работают также организации, выполняющие функции депозитария (хранение и учет ценных бумаг), расчетного центра (хранение и учет денежных средств) и клиринговой системы (обеспечивает взаиморасчеты). У ММВБ это – НДЦ (Национальный Депозитарный Центр) и Расчетная Палата, у РТС – ДКК (Депозитарно-Клиринговая Компания). РТС была создана в середине 1995 года с целью объединения разрозненных региональных рынков в единый организованный рынок ценных бумаг России. Система начинала свою работу на программном обеспечении, предоставленном американской NASDAQ, затем разработала собственный программно-технический комплекс, полностью перейдя на него в 1998 году. Изначально в рамках РТС функционировал лишь рынок акций с расчетами в долларах США. Сейчас в РТС можно торговать и облигациями, и производными инструментами. Информация о котировках и сделках в РТС транслируется по всему миру через крупнейшие системы финансовой информации REUTERS, Bloomberg и другие. В связи с тем, что именно РТС обслуживает большую часть иностранных портфельных инвестиций в акции российских компаний, информация о ходе торгов наиболее полно отражает состояние российского рынка ценных бумаг и степень доверия западных инвесторов к российским ценным бумагам. Российские участники фондового рынка тоже часто обращают внимание на эти показатели, по крайней мере в период торговой сессии на РТС. В 2002 году на базе технологии Системы Гарантированных Котировок с участием Фондовой биржи «Санкт-Петербург» в РТС состоялся запуск Биржевого рынка акций. Участники рынка получили уникальную возможность торговать с единой рублевой денежной позиции широким набором акций, включая акции ОАО «Газпром». Функции организатора торговли на Биржевом рынке акций выполняет Фондовая биржа «Санкт-Петербург», клиринговым центром выступает Фондовая биржа РТС, расчетным центром – Расчетная палата РТС. ММВБ является ядром общенациональной системы торгов на всех основных сегментах финансового рынка у нас в стране – валютном, фондовом и срочном. По совокупному торговому обороту ММВБ является крупнейшей биржей в России, странах СНГ и Восточной Европы. В настоящее время под эгидой Международной ассоциации бирж стран СНГ реализуется проект создания интегрированного валютного и фондового рынков стран Содружества. Биржа может устанавливать минимальный размер приобретаемого пакета (лота) по каждой конкретной ценной бумаге. Размер пакета зависит от конкретной биржи. На ММВБ минимальный пакет зависит от цены акций данного эмитента – чем выше цена, тем меньше величина пакета. Например, минимальный лот по акциям Сбербанка и «ЛУКойла» – 1 акция, по многим другим – 100 акций. В РТС обращаются только крупные пакеты акций. Лоты здесь также исчисляются по количеству акций, но существуют обязательные требования к лотам: например, при выставлении безадресной заявки с котировкой в долларах США, торговый лот в объявленной заявке должен быть кратен $10000, если цена одной ценной бумаги меньше 1 доллара США. В международной практике общепризнанной является концепция инвестиционного банка как брокерско-дилерской компании, выполняющей весь спектр возможных услуг для клиентов как на рынке ценных бумаг, так и на рынке банковских услуг. Несмотря на то, что на российском рынке обращаются ценные бумаги более 300 эмитентов, весь оборот по сделкам складывается, в основном, вокруг нескольких из них, которые входят в группу так называемых «голубых фишек». «Голубые фишки» – это наиболее ликвидные и надежные ценные бумаги, по которым всегда есть спрос и предложение. Кстати, название это пошло из казино, где самые «дорогие» фишки были голубого цвета. К голубым фишкам относятся, в частности, акции РАО «ЕЭС», «Лукойла», Сбербанка, «Ростелекома», «Юкоса», «Газпрома», «Сургунефтегаза», «Норильского никеля», «Сибнефти». Из корпоративных облигаций – это облигации «АЛРОСА», «Газпрома», РАО «ЕЭС», «Вымпелком-Финанс» и других. Как мы уже отмечали ранее, контроль со стороны государства на фондовом рынке осуществляется с помощью Федеральной комиссии по ценным бумагам и Банка России. ФКЦБ является не только законотворческим и регулирующим органом, но основным лицензирующим органом на российском рынке ценных бумаг. Также одним из способов управления рынком и преодоления недостатков законов, а иногда и просто их отсутствия является создание саморегулируемых организаций. Участники рынка, заинтересованные в наличии четких внутренних правил, развитии добросовестной конкуренции, объединяются в профессиональные организации. Правила и решения этих организаций становятся обязательными для всех их членов. Одним из преимуществ управления рынком саморегулируемыми организациями является то, что только непосредственные участники могут контролировать деятельность на рынке и своевременно предупреждать нарушения. В России такими организациями стали НФА (Национальная фондовая ассоциация), объединяющая в своих рядах около 200 кредитных организаций, имеющих лицензии профучастников, и НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рынка), объединяющая около 800 профучастников – некредитных организаций. Кризис 1998 года стал поворотным в истории развития фондового рынка. Он окончательно расставил приоритеты развития рынка, выявил многие его недостатки и создал благоприятную почву для формирования нового, образованного, подкованного теоретически и в то же время осторожного инвестора. 2. Стратегия развития организационного российского рынка ценных бумаг 2.1 Совершенствование учетно-расчетной инфраструктуры фондового рынка Для сохранения конкурентоспособности российской учетно-расчетной инфраструктуры, обеспечивающей проведение сделок на рынке ценных бумаг, в ближайшее время требуется осуществить ряд преобразований. Конечным результатом этих преобразований должно стать создание учетно-расчетной системы, в которой сделки осуществляются на биржевых площадках путем частичного предварительного депонирования с гарантией их исполнения, расчеты по ценным бумагам выполняются центральным депозитарием, а денежные расчеты – на основе развитой системы клиринга. Для реализации такой модели потребуются консолидация существующей системы депозитарного учета и создание центрального депозитария. В результате создания центрального депозитария будут снижены нерыночные риски на российском рынке ценных бумаг (риски утраты права собственности на ценные бумаги, риски неисполнения обязательств по сделкам с ценными бумагами), ускорены расчеты по операциям с ценными бумагами, облегчено раскрытие информации о владельцах ценных бумаг и проведены корпоративные действия. Следующим шагом должно стать отделение клиринговой деятельности от биржевой, создание на этой базе технологически оснащенной расчетно-клиринговой организации (при одновременном развитии института клирингового брокера). Фондовые биржи должны быть наделены широкими полномочиями по работе с эмитентами и частично осуществлять функции, возложенные в настоящее время на регулятора. К числу таких функций относятся надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации на этапе размещения ценных бумаг, если такое размещение осуществляется на фондовой бирже, надзор за соблюдением эмитентами, ценные бумаги которых обращаются на фондовой бирже, требований, касающихся раскрытия информации. Создание учетно-расчетной системы требует разработки ряда законодательных актов, а также организации диалога по вопросам консолидации этой системы между регуляторами финансового рынка (в первую очередь Федеральной службой по финансовым рынкам и Центральным банком Российской Федерации) и профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Альтернативой может быть создание инфраструктуры за счет государственных инвестиций. В любом случае указанная система должна создаваться с учетом международного опыта, а также общепринятых международных стандартов. 2.2 Центральный депозитарий Создание центрального депозитария является кратчайшим путем к решению таких важнейших проблем, как повышение надежности учета прав собственности на ценные бумаги и создание условий для удешевления и упрощения расчетов по сделкам с ценными бумагами на основе клиринга, осуществляемого в клиринговых организациях. Возможность центрального депозитария гарантировать право собственности на ценные бумаги будет обеспечиваться тем, что только ему будет предоставлено право открывать лицевые счета номинального держания в реестрах. Одновременно должно быть ограничено число уровней номинальных держателей, чтобы удешевить и упростить систему учета, сохранив возможность оказания депозитарных услуг региональными брокерами, и обеспечить доступ их клиентов к торговым площадкам через крупные депозитарии, а к внебиржевому рынку – через крупные кастодиальные депозитарии. Владельцам ценных бумаг будет обеспечена возможность выбора варианта учета прав собственности на ценные бумаги в депозитарии или реестре. Выбор реестра целесообразнее, если собственник совершает операции с ценными бумагами редко. Правовые условия деятельности центрального депозитария должны быть определены на законодательном уровне. Законодательством Российской Федерации будут предусматриваться требования к защите и безопасности хранящейся в центральном депозитарии информации о праве собственности на ценные бумаги, а также жесткие санкции, которые должны применяться к лицам, имеющим доступ к этой информации, за ее разглашение или утечку. Также будут установлены особые требования к системе принятия решений по корпоративным вопросам, вопросам тарифной и инвестиционной политики центрального депозитария с целью исключить влияние узкого круга лиц на ключевые аспекты его деятельности. 2.3 Клиринг Осуществление учета сделок с ценными бумагами в рамках центрального депозитария обеспечит уникальную возможность для организации централизованного клиринга при расчетах по сделкам с ценными бумагами, что позволит более эффективно использовать средства участников финансового рынка и существенно повысить ликвидность российского рынка ценных бумаг. Наличие центрального депозитария и централизованного клиринга позволит реализовать прозрачную и недорогую систему заключения сделок на российских биржевых площадках. Для этого потребуется внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих: 1. Установление требований к капитализации клиринговых институтов и повышение требований к финансовой устойчивости и надежности брокеров; 2. Разделение рисков биржевой и клиринговой деятельности; 3. Предоставление возможности кредитования деньгами и ценными бумагами для завершения расчетов (в том числе в форме операций РЕПО); 4. Обеспечение гарантий исполнения обязательств (в том числе путем создания гарантийных фондов). Только после решения указанных проблем российские расчетные и, как следствие, торговые системы смогут успешно конкурировать с зарубежными организованными рынками. 2.4 Повышение конкурентоспособности бирж и торговых систем Повышение конкурентоспособности российских организаторов торговли является необходимым условием, вызванным ужесточением конкурентной борьбы между биржами и торговыми системами, занимающимися организацией торговли на различных финансовых рынках. Практически все организаторы торговли на этих рынках реализуют программы повышения конкурентоспособности в борьбе за ликвидность, понимая, что это единственный путь к выживанию в условиях глобальной конкуренции. Для повышения конкурентоспособности российских организаторов торговли помимо решения проблем учетно-расчетной системы фондового рынка необходимо осуществить следующие меры: v Совершенствование корпоративного управления биржами и обеспечение прозрачности их деятельности с целью повышения доверия со стороны потребителей их услуг; v Повышение роли торговых систем в предотвращении манипулирования рынком и проведения инсайдерской торговли путем предоставления им некоторых регулятивных функций; v Повышение роли фондовых бирж в области контроля за раскрытием информации эмитентами, соблюдением эмитентами положений кодекса корпоративного поведения и представлением ими консолидированной финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами; v Создание системы эффективного разделения рисков при организации торговли финансовыми активами и срочной торговли указанными активами путем установления нормативов для бирж и организаций, осуществляющих клиринг; v Обеспечение справедливого ценообразования путем установления равного доступа участников рынка и инвесторов к биржевым торгам, а также предотвращения монопольного положения отдельных участников рынка, изменения системы отчета по внебиржевым сделкам. Для того чтобы расширить возможности бирж и торговых систем в этой области, необходимо ввести соответствующие правовые нормы в законодательство Российской Федерации. Для стимулирования концентрации операций с финансовыми активами других стран на российских биржах необходимо создать правовые основы для выпуска и обращения российских депозитарных расписок на эти активы. Для секторов, в которых целесообразно создание торговых систем, государственная политика должна предусматривать меры по стимулированию формирования инфраструктуры организованного рынка. Так, для формирования срочных бирж на товарном рынке могут быть, к примеру, приняты решения о проведении государственных закупок исключительно через эти биржи и признании биржевой котировки закупочной ценой. 2.5 Развитие рынка ипотечных ценных бумаг В настоящее время развитие рынка ипотечных ценных бумаг сдерживается в связи с тем, что окончательно не сформирована нормативная правовая база в этой сфере. Для формирования полноценного рынка ипотечных ценных бумаг необходима реализация следующих первоочередных мер: 1. Завершение разработки нормативной правовой базы рынка ипотечных ценных бумаг; 2. Обеспечение возможности инвестирования в ипотечные ценные бумаги средств крупных институциональных инвесторов; 3. Реализация мер государственной поддержки рынка ипотечных ценных бумаг; 4. Разработка и внедрение механизмов повышения кредитного качества ипотечных ценных бумаг (залог банковских счетов); 5. Увеличение инвестиционного спроса на ипотечные ценные бумаги за счет стандартизации ипотечных кредитов и эффективного формирования пулов; 6. Развитие инфраструктуры рынка ипотечных ценных бумаг, включая формирование новых институтов (ипотечные агенты, сервисные агенты, доверительные управляющие). 3. Перспективы развития российского рынка ценных бумаг на основе Интернет-технологий 3.1 Общие представления о современном Интернет-трейдинге Интернет-трейдинг впервые получил известность в середине 90-х годов XX века как технология, позволяющая упростить и ускорить процесс приёма заявок от частных инвесторов на операции с ценными бумагами, а также как чрезвычайно прибыльный бизнес. В конечном итоге это привело к пересмотру ряда экономических моделей и концепций функционирования мировых финансовых рынков в целом, возникновению принципиально новой конкурентной среды, разработке технологических стандартов, появлению новых игроков, торговых площадок и финансовых инструментов. Онлайновые технологии подоспели как раз вовремя и оказались манной небесной для дисконт-брокеров. Получившаяся в результате этого симбиоза модель бизнеса оказалась экономически востребованной и, более того, фактически создала новый рынок услуг. Интернет-трейдинг, как и любой Интернет-бизнес, растёт за счёт оборота. Заработала самодостаточная цепочка: чем меньше комиссия и проще технология, тем больше клиентов, а значит – больше транзакций, больше прибыль, несмотря на то, что комиссия постоянно снижается. Рядом с брокерами сразу появились поставщики финансовой информации, начали издаваться новые журналы, книги, проводиться конференции, открываться учебные и консалтинговые центры и т.д. Возникла целая отрасль услуг. С другой стороны этот бизнес, «расшевелив» новый слой клиентов, привлёк на фондовый рынок массу частных инвесторов. Спрос на акции неминуемо толкал котировки вверх, поддерживал высочайшую ликвидность и привёл к расцвету инвестиционной эйфории. Многие аналитики считают, что этот феномен явился основной причиной подъёма американского рынка акций в целом за последние годы. Ряд аналитиков акцентирует внимание на спекулятивном характере операций многих частных инвесторов и считают, что деньги, пришедшие на рынок в результате рассматриваемых процессов, крутятся там чисто «виртуально». На самом деле эти капиталы реально работают на рост экономики. Например, венчурные hi-tech-компании (связь, Интернет, биотехнологии и т.п.) получили реальный механизм заимствования средств с открытого рынка, которые оперативно вкладываются в разработки и маркетинг. С внедрением Интернет-технологий уменьшилось время принятия решений и реакции участников на рыночную ситуацию. За счёт резкого роста числа сделок (пусть и небольших по объёму) увеличилась скорость оборота капитала. Сдвиги в структуре инвесторов вкупе с новыми технологиями привели к изменению характера и динамики самих рынков. Даже технические аналитики повсеместно признают, что наработанные модели уже не действуют. Указанные факторы приводят к новым экономическим концепциям и моделям бизнеса. Мировые финансовые рынки оперативно переходят к «розничной» модели развития, переориентируя свою инфраструктуру на индивидуального инвестора. 3.2 Интернет-трейдинг на российском фондовом рынке Ближайшее будущее российского рынка ценных бумаг за Интернет-трейдингом. Интернет-трейдинг – это ведение операций по покупке и продаже ценных бумаг через Интернет. По российскому законодательству, частный инвестор сам не может участвовать в торгах фондового рынка, его обслуживанием занимаются брокерские компании и банки. Эти компании предоставляют клиентам услуги по Интернет-трейдингу. Интернет-трейдинг обеспечивает быстрое и эффективное исполнение распоряжений инвестора. Проблема быстроты была актуальна для профессиональных инвесторов. Использование телефона или факса для связи с брокером часто проводит клиента, особенно если операцию необходимо провести срочно. Интернет позволяет инвестору не только следить за изменением котировок в реальном времени, но и воплощать свои намерения в реальное действие. Например, связь с трейдером через e-mail не обеспечивает быстроты и эффективности – это нельзя назвать Интернет-трейдингом. Недостаток электронной почты – это плохая защита от постороннего доступа. Если инвестор передаёт свои распоряжения в режиме on-line, это не означает, что система подачи заявки полностью автоматизирована, т. к. брокеру надо проводить проверку на обеспеченность и самостоятельно размещать заявку клиента. На это уходит драгоценное для инвестора время. При автоматизированном Интернет-трейдинге действия человека сведены к минимуму. Проверка на обеспеченность и размещение заявки происходят немедленно. Массовый интерес к системам Интернет-трейдинга в России обусловлен, прежде всего, успехом Интернет-брокеров на Западе, в первую очередь в США. Снижение стоимости использования сети Интернет позволило зарубежным инвестиционным компаниям, наряду с традиционными брокерскими услугами, оказывать услуги по электронному заключению сделок. Опыт зарубежных рынков показывает, что в Интернет-трейдинге сегодня больше всего заинтересованы компании, ориентирующиеся на рынок частных инвесторов (физических лиц), поскольку они работают с возрастающим числом относительно небольших по стоимости клиентских приказов. Системы Интернет-трейдинга в России стали появляться после создания в конце 1999 года на Московской Межбанковской Валютной Бирже (ММВБ) шлюза, позволяющего подключать к торговому комплексу ММВБ брокерские системы сбора клиентских заявок. В настоящее время закончены работы по созданию аналогичного шлюза в Российскую Торговую Систему (РТС) для передачи заявок в систему гарантированных котировок. Представители бирж объявили о том, что торговые системы готовы к той дополнительной нагрузке, которую принесут брокерские Интернет-системы. Эта нагрузка может быть весьма значительной. Если шлюзы установят у себя 20 брокеров и у каждого будет по 50 инвесторов, это будет означать появление дополнительно 1000 торговых мест, что сравнимо с тем количеством клиентов, которые биржи имеют сейчас. Уже сейчас брокерские компании, использующие Интернет-трейдинг занимают 58,6% в общем обороте фондовой секции ММВБ. Главная особенность Интернет-трейдинга – простота совершения операций. Это позволяет привлечь к работе на фондовом рынке абсолютно новые слои инвесторов (в основном частных и мелких), которых пугала сложная процедура работы с брокером и которые не представляли большого интереса для брокера как клиенты вследствие относительно высоких издержек на их обслуживание. Реальная возможность резко повысить оборот за счёт увеличения количества клиентов при незначительном увеличении расходов на их обслуживание стимулирует все брокерские компании заявлять о намерении предлагать в ближайшее время услуги Интернет-трейдинга для своих клиентов. По оценке инвестиционной компании «Атон», в России есть несколько миллионов человек, готовых вложить в ценные бумаги до 1000 долларов и эффективно их можно обслуживать только через Интернет. Разработка технологий Интернет-трейдинга имеет важную роль для инвестора. Внешне системы Интернет-трейдинга выглядят одинаково, а набор функций, заложенных в них, может отличаться очень сильно. Большое количество инвестиционных компаний ведут разработку системы Интернет-трейдинга самостоятельно, «под себя». Пока на российском рынке отсутствуют стандарты, которым должны удовлетворять системы Интернет-трейдинга по количеству одновременно обслуживаемых клиентов, надёжности, задержкам в передаче заявок и информации о сделках и т.д. Можно достаточно быстро разработать систему Интернет-трейдинга, рассчитанную на обслуживание 30–40 клиентов, но системы, предназначенные для работы с 1000 и более пользователями в режиме реального времени при достаточно интенсивном информационном потоке с биржи требуют тщательного проектирования, тестирования и профессионального подхода к разработке программного обеспечения в целом. На сегодняшний день немало компаний, которые предоставляют свои услуги в области Интернет-трейдинга. Среди систем, получивших одобрение специалистов ММВБ, это Гута-банк, Алор-инвест, Альфа-банк, Атон, Церих Кэпитал Менеджмент и др. Лидером электронной коммерции в области предоставления брокерских услуг может стать тот же электронный брокер, который сможет предложить столь же широкий набор услуг, что и традиционный. Это финансовые услуги, связанные непосредственно с торговлей: v Консультации по фондовому рынку; v Технический анализ; v Финансовая отчётность по совершённым операциям; v Анализ клиентского портфеля; v Кредитование клиента денежными средствами и фондовыми активами; v Работа с производными финансовыми инструментами. В 2000 году завершился период становления рынка электронного брокера, а также сформировался стандарт современной Интернет-брокерской системы, которая имеет следующие особенности. Для клиента: v Работа на всех основных торговых площадках; v Ведение в режиме он-лайн портфелей активов; v Автоматическое маржинальное кредитование; v Высокая скорость работы; v Управление денежными средствами и ценными бумагами; v Поддержка заявок с отложенным исполнением; v Развёрнутая отчётность и аналитика; v Информационный сервис (новости, аналитика рынка); v Немедленное исполнение заявок на бирже; v Различные каналы доступа к информации. Для брокера: v Интеграция с адаптированным к обработке большого количества сделок в режиме реального времени бек-офисом; v Развитая система риск-менеджмента, без которой риски без предоставления маржинального плеча становятся слишком большими. Преимущества Интернет-трейдинга: 1. Клиент может сам принимать решения по управлению финансовым портфелем. 2. Интернет-трейдинг даёт участнику электронных торгов те же возможности, которые имеет брокер, обладающий доступом к торговому терминалу биржевой системы. 3. Использование автоматизированной торговой технологии снижает комиссию за транзакции. Это позволяет инвестору играть на внутридневных колебаниях тренда, фиксируя спекулятивную прибыль. 4. Интернет-трейдинг позволяет обслуживать сколь угодно удалённых от брокеров инвесторов. Это увеличивает технологические возможности брокера по привлечению большого количества клиентов из различных регионов страны. Недостатки Интернет-трейдинга: 1. Снижается роль брокера как консультанта и управляющего портфелем клиента. 2. Системы не включают в себя возможности управления портфелем, оценки финансовых рисков, регулирования рисков с помощью инструментов срочного рынка. 3. Существующие системы предоставляют работу только на 1–2 торговых площадках. Это увеличивает риски клиента. 4. Для принятия торговых решений профессиональный брокер использует огромное количество информации. Системы доступа к биржевым торгам не предоставляют инвестору такой информации. 5. Интернет-трейдинг способствует развитию механизмов маржинальной торговли, которая, как известно, играет важную роль в функционировании фондового рынка, являясь одним из инструментов стимулирования спроса и предложения. Массовое инвестирование – процесс рискованный, поэтому в любой момент на рынке может возникнуть ситуация ажиотажа. Таким образом, электронные торговые системы существенно расширяют возможности инвестора по проведению торговых операций. Но существующие электронные торговые системы увеличивают риски потерь вложенных средств в силу недостаточного информационного обеспечения, относительно невысокой квалификации индивидуального участника торгов. Заключение Итак, я попытался осветить все аспекты такого важного и актуального на государственном уровне вопроса как «Современные тенденции российского организационного рынка ценных бумаг». Изучив и отразив в своей контрольной работе такие вопросы как «Характеристика российского рынка ценных бумаг», «Перспективы развития российского рынка ценных бумаг на основе Интернет-технологий» и «Стратегия развития организационного российского рынка ценных бумаг», я пришёл к выводу о том, что, несмотря на то, что новейшая история российского рынка российских бумаг берет свои истоки относительно недавно (с начала 90-х годов XX в.), фондовый российский рынок зарекомендовал себя как один из основных компонентов всего финансового рынка страны. Список используемой литературы 1. «Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на 2006–2008 гг.» утверждённая Распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2006 г. №793-р 2. Е.Ф. Жуков «Рынок ценных бумаг» М. «ЮНИТИ» 2004 г. 3. А.А. Килячков «Рынок ценных бумаг и биржевое дело» М. «Экономистъ» 2004 г. 4. А.Н. Лякин «Рынок ценных бумаг» СПб. «Поиск» 2001 г. 5. Н.Л. Маренков «Ценные бумаги» М. «Феникс» 2003 г. 6. Б.М. Ческидов «Рынок ценных бумаг» М. «Экзамен» 2001 г. |
|
© 2000 |
|