РУБРИКИ |
Современное состояние банковской системы России |
РЕКЛАМА |
|
Современное состояние банковской системы РоссииСовременное состояние банковской системы РоссииСодержание. Введение………………………………………………………..3 1. Возникновение банковского дела……………………………..5 1. История ЦБ РФ…………………………………………...8 1. Банк России……………………………………………..20 2. Коммерческие банки……………………………………23 3.1. Оперативные антикризисные меры Банка России……………………………………………..28 3.2. Меры по реструктуризации банковской системы……..31 1. Банковская система региона…………………………...40 Заключение…………………………………………………..42 Список литературы…………………………………………43 Введение. Банковская система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуют хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда. Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко усложняется. Появились новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживания клиентуры. Практика банковского дела за рубежом представляет большой интерес для складывающейся в России и других странах С.Н.Г. новой хозяйственной системы. Совершается переход от административно–управляемой высокомонополизированной государственной банковской структуры к динамичной, гибкой, основанной на частной и коллективной собственности системе кредитных учреждений, ориентированных на коммерческий успех, на получение прибыли. В данное время идет поиск и становление оптимальных форм институционального устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов обслуживания коммерческих структур. Также проводятся работы по улучшению обслуживания частных лиц и привлечению их денежных средств. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры – одна из важнейших (и в то же время чрезвычайно сложных) задач экономической реформы в России. Построение такого банковского механизма возможно лишь путем восстановления утраченных рациональных принципов функционирования кредитных учреждений, принятых в цивилизованном мире и опирающихся на многовековой опыт рыночных финансовых структур. Современные кредитно–банковские системы имеют сложнейшую многозвенную структуру. Если в качестве основного параметра классификации принять характер предоставляемых услуг, то можно определить три основных элемента современной кредитно–банковской системы: центральный (эмиссионный) банк – это банк банков. Он не производит операций с деловыми фирмами или частными вкладчиками. Его клиентура – коммерческие банки и другие кредитные учреждения, а также правительственные организации, которым он предоставляет широкий спектр услуг. Одна из важнейших функций современного центрального банка состоит в проведении общенациональной кредитно–денежной политики, которая оказывает глубокое и повседневное влияние на состояние финансового сектора и всего народного хозяйства; коммерческие банки – это многофункциональные учреждения, оперирующие в различных секторах рынка ссудного капитала. Крупные коммерческие банки предоставляют своим клиентам полный комплекс финансового обслуживания, который включает: кредиты, прием депозитов, расчеты и так далее. Этим они отличаются от специализированных финансовых учреждений, которые обладают ограниченными функциями. Коммерческие банки традиционно играют роль базового звена кредитной системы; специализированные финансовые учреждения (страховые, ипотечные, сберегательные и так далее) – оперируют в относительно узких сферах рынка ссудного капитала, где требуются специальные знания и особые технические приемы. 1. Возникновение банковского дела. Банки – огромное достижение цивилизации. Они представляют собой экономические органы, предназначенные для обслуживания всех рыночных отношений. Банки следует рассматривать как важную составную часть бизнеса, делового мира. Они аккумулируют денежные средства, предоставляют кредиты, проводят денежные расчеты, эмитируют в обращение денежные знаки, обслуживают рынки ценных бумаг, оказывают многообразные экономические услуги. Банковское дело возникло и развивалось на базе капитала, приносящего проценты. Еще при разложении первобытно-общинного строя использовался ростовщический капитал. Богатеющие представители верхушки власти давали взаймы средства. Развитие ростовщического капитала и положило начало банковскому делу. В древности существовали некоторые учреждения, выполнявшие функции
банков. В исторической литературе есть указания на то, что банки
функционировали в Вавилоне, древнейшей Греции, Египте, Риме. Они выполняли
разнообразные операции – от комиссионных операций по покупке, продаже и
платежей за счет клиентов до выдачи кредитов и выступления в качестве
поручителя и доверенного лица при совершении различных актов и сделок. В Вавилоне развивалось ростовщичество и меняльное дело. Государство
пыталось уже тогда юридически регулировать личные кредитные отношения и
защищать интересы ростовщиков. В Греции банкирские операции первоначально
осуществлялись жрецами. В связи с интенсивным развитием торговли
увеличилась потребность к кредите, а это побудило развитие банковских
операций. Афиняне занимались своим обменным промыслом, сидя за столиком на
рынке, отсюда и пошло название трапезы от греческого стола “трапеза” По мере роста международной торговли развивалось меняльное дело. О происхождении термина “банк” в литературе высказано две версии. По
одной из них менялы сидели в своих “конторах” – своеобразных палатках на
деревянных скамьях. Староанглийское слово “bank” означает скамью. Когда
менялу уличали в мошенничестве, разгневанные клиенты часто ломали эту
скамью. Словосочетание “bankerotta” – банкрот означает “сломанная скамья”,
отсюда происходит и слово “банкротство”. По другой версии слово “банк”
берет начало от итальянского “banka” – столики на припортовых базарах в Одним из первых банков в современном понимании этого термина был созданный в 1407 г. Банк Генуя. Учреждения, имеющие черты банков, появлялись в торговых центрах – Нидерландах, Германии. Вслед за менялами, которые обменивали деньги и принимали их на хранение, возникла профессия банкиров. Они первоначально отличались от менял тем, что наряду с участием в платежах стали ссужать деньги. Таким образом, истоки современного банковского дела можно видеть в деятельности банков в древности и менял в средние века. В Западной Европе переход к кредитным банковским домам и коммерческим
банкам произошел во второй половине XVII в.. В Англии в 1664 г. был создан История банковского дела в США начинается со второй половины XVIII в.,
с выполнения частными колониальными ссудными конторами функций по выдаче
ссуд под залог земли и выпуска в обращение бумажных денег. Первым
коммерческим банком США, получившим документ на право ведения банковских
операций, был Банк Северной Америки, образовавшийся в Филадельфии в 1781
г.. К 1800 г. в Штатах было уже 29 коммерческих банков, а в 1820 г. – 300. В 1863 г. в США был принят Национальный валютный акт, а годом позже – По мере развития объемов производства и обращения роль банков во всех странах возрастала. Появились свободные денежные ресурсы, которые аккумулировались и направлялись в виде ссуд промышленным и торговым капиталистам. Развитие товарно-денежного обращения во всех отраслях хозяйства обусловливало расширение банковского капитала. К первоначальной функции банков – торговле деньгами добавлялась новая функция – управление капиталом, приносящим проценты. Банки как собиратели капитала стали обслуживать весь процесс производства и получили возможность влиять на него. Из скромных учреждений по хранению денег, из скромных посредников банки превратились в активных участников увеличения промышленного капитала и стимуляторов развития общественного производства. 1. История ЦБ РФ. Государственный банк Российской Империи был основан в 1860 г. в
процессе реорганизации российской банковской системы. Его создание
происходило в условиях вступления России в капитализм и было первой из Государственный банк являлся банком краткосрочного коммерческого кредита и согласно уставу был учрежден “для оживления торговых оборотов и упрочения денежной кредитной системы”. В его функции входили учет векселей и других срочных правительственных и общественных процентных бумаг и иностранных тратт, покупка и продажа золота и серебра, получение платежей по векселям и другим срочным денежным документам в счет доверителей, прием вкладов, выдача ссуд и покупка государственных бумаг за свой счет. В деятельности Государственного банка Российской империи можно
выделить два периода. В течение первого (с 1860 г. по 1894 г.) он являлся в
значительной степени вспомогательным учреждением Министерства финансов. С начала 80-х годов XIX века Госбанк готовил денежную реформу, которая началась в 1895 г. и закончилась в 1898 г. введением в России золотого монометаллизма. В ходе этой же реформы Госбанк получил эмиссионное право. С принятием в 1894 г. нового устава начался второй период в
деятельности Госбанка. После денежного кризиса 1905-06 гг., вызванного Во время первой мировой войны деятельность Госбанка была направлена в
основном на ее финансирование. Большая часть его активов накануне Народный банк РСФСР. 25 октября (7 ноября) 1917 г. большевики захватили здание Формально до своего упразднения в 1920 г. Народный банк функционировал
на основании устава 1894 г., в который был внесен ряд изменений. Однако
реально его деятельность регулировалась Декретами и Постановлениями СНК, Банк СССР. В условиях проведения новой экономической политики постановлениями Согласно Положению о Государственном банке РСФСР, принятому ВЦИК 13 октября 1921 г., он являлся хозяйственной организацией, созданной "с целью способствовать кредитом и прочими банковыми операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных к установлению правильного денежного обращения". Он имел право предоставлять кредиты промышленным и торговым предприятиям различных форм собственности, а также сельским хозяйствам и кустарям только "при условии обеспеченности их и экономической целесообразности". Госбанк находился в составе Наркомата финансов и подчинялся непосредственно Наркому финансов. В ноябре 1921 г. Госбанку было предоставлено монопольное право на проведение операций с валютой и валютными ценностями. Он должен был также устанавливать официальный курс на драгоценные металлы и иностранную валюту, регулируя разрешенные в 1922 г. частные сделки по купле-продаже на бирже золота, серебра, иностранной валюты, а также чеков и векселей, выписанных в иностранной валюте. В 1922 г. и 1923 г. были проведены две деноминации, укрупнившие
номинал совзнака - бумажного денежного знака, выпускавшегося в то время 11 октября 1922 г. Государственному банку было предоставлено право выпуска в обращение червонцев - банковских билетов, и он превратился в эмиссионный центр. С началом эмиссии червонцев началась денежная реформа, в результате которой была прекращена галопирующая послевоенная инфляция. В течение 1922-24 гг. в обращении одновременно находились совзнак и
червонец. Червонец был бумажным денежным знаком, основанным на золоте. Он
приравнивался к 7,74232 г чистого золота, т.е. к царской монете
достоинством 10 рублей. С 1923 г. осуществлялась чеканка золотых червонцев,
которые в основном использовались во внешней торговле. В период НЭПа практиковались такие виды банковского кредита, как учет векселей, ссуды до востребования со специальных текущих счетов, обеспеченных векселями, а также срочные ссуды под залог векселей. В дополнение к этим кредитам банк спустя три года после своего создания стал осуществлять прямое целевое кредитование. В октябре 1924 г. был впервые составлен сводный кредитный план Госбанка по всем конторам. В результате проведенной в 1925 г. реформы кассового устройства Во второй половине 20-х годов функции и направления деятельности В июне 1927 г. в связи с усилением регламентации движения
краткосрочных капиталов на Госбанк была возложена обязанность
непосредственного оперативного руководства всей кредитной системой при
сохранении общего регулирования ее деятельности за Наркоматом финансов. В феврале 1928 г. в связи с реорганизацией банковской системы в В августе 1928 г. на Госбанк была возложена обязанность кассового
исполнения госбюджета, что позволило сосредоточить в нем кассовые операции
социалистического хозяйства. В конце 20-х - начале 30-х гг. в СССР был осуществлен комплекс реформ, целью которых было создание эффективного механизма централизованного планового регулирования материального и финансового аспектов воспроизводственного процесса. В связи с этим в 1930-32 гг. была проведена кредитная реформа, в результате которой был создан механизм централизованного планового регулирования движения кредитно-денежных ресурсов. В январе 1930 г. в связи с ликвидацией взаимного коммерческого кредита
все операции по прямому краткосрочному кредитованию стали осуществляться в В марте 1931 г. были определены функции Госбанка как единого банка краткосрочного кредитования, расчетного и кассового центра хозяйства. В июне 1931 г. было проведено разделение оборотных средств предприятий
на собственные и заемные и определены основные принципы краткосрочного
банковского кредита. Наделение предприятий собственными оборотными
средствами дало возможность установить объекты банковского кредитования. В мае 1932 г. были окончательно разграничены функции между Госбанком и
банками долгосрочных вложений (Промбанком, Сельхозбанком, Всекобанком и В 1933 г. Госбанк провел ряд мероприятий по ускорению расчетов,
улучшению учета, совершенствованию организации документооборота и усилению
внутрибанковского контроля. Была перестроена номенклатура статей баланса В 1939 г. Госбанк начал осуществление инкассации наличных денег. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 гг. Госбанк для покрытия дефицита госбюджета производил эмиссию наличных денег, в результате чего денежная масса за это время возросла в 4 раза. С целью нормализации денежного обращения в 1947 г. была проведена денежная реформа ликвидационного типа, в ходе которой был осуществлен обмен наличных денег старого образца на новый в соотношении 10:1, переоценены денежные вклады в сберегательных кассах и проведена конверсия всех выпущенных государственных займов (кроме займа 1947 г.). В марте 1950 г. было установлено золотое содержание рубля в размере В декабре 1949 г. был принят второй Устав Госбанка. В апреле 1959 г. в связи с реорганизацией кредитной системы Госбанку
была передана часть операций Сельхозбанка, Цекомбанка и коммунальных
банков. C 1960 г. Госбанк начал составлять планы кредитования долгосрочных
вложений. В октябре 1960 г. был принят третий Устав Госбанка, а с 1963 г. в ведение Госбанка были переданы государственные трудовые сберегательные кассы. В 1965-69 гг. в ходе проведения хозяйственной реформы в деятельности В июле 1987 г. в связи реорганизацией кредитной системы, в результате
которой были образованы новые спецбанки (Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк В сентябре 1988 г. был утвержден четвертый Устав Госбанка СССР, в соответствии с которым он являлся главным банком страны, единым эмиссионным центром, организатором кредитных и расчетных отношений в народном хозяйстве. С марта 1989 г. в связи с переходом спецбанков на полный хозяйственный расчет и самофинансирование на Госбанк была возложена обязанность доводить до них контрольные цифры по объему кредитных ресурсов, размеру привлеченных средств населения, объему поступлений и платежей в иностранной валюте по банковским операциям. В январе 1990 г. Госбанку был передан Сберегательный банк СССР. 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка 2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о В декабре 1990 г. были приняты Законы “О Государственном банке СССР” и В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка Период с июля 1990 г. до декабря 1991 г. был временем противостояния В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых 20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его
активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР переданы Центральный банк Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13
июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. 2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых 20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его
активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю. С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций
кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст.75) и В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики. Начиная с 1998 г. в целях улучшения работы коммерческих банков и
повышения их ликвидности Банк России проводит политику реструктуризации
банковской системы. Важной составной частью этой программы явилось создание 2. Банковская система России. Создание эффективной банковской системы - одна из важнейших задач экономических преобразований в России. За минувшие годы в нашей стране ликвидирована государственная
монополия на банковское дело. Сформирована современная двухуровневая
банковская система. Разработано и действует специальное банковское
законодательство. Постепенно складывается конкурентная кредитно-финансовая
инфраструктура, основным элементом которой являются коммерческие банки. Вместе с тем банковская система России переживает трудности, связанные с особенностями современного этапа экономических реформ. Многие российские банки, начавшие свою деятельность в годы высокой инфляции, оказались не готовы к эффективной работе в условиях стабилизации национальной валюты, острой конкуренции и совершенствования хозяйственного права. 1. Банк России. Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и
деятельности Банка России как публично-правовой организации законодательно
определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом “О
центральном банке Российской Федерации” и другими федеральными законами. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Задачи и функции Банка России определены Конституцией Российской - во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля; - монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение; - является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования; - устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации; - устанавливает правила проведения банковских операций. бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы; - осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом: - осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций; - регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами: - осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач; - осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами; - организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации: - принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации: - проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами. 2. Коммерческие банки. Значение коммерческих банков в современных кредитных системах
довольно велико. Термин "коммерческий банк" возник на ранних этапах
развития банковского дела, когда банки обслуживали преимущественно торговлю Банковская система сегодня - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и товарного производства и обращения исторически шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства. Коммерческие банки относятся к особой категории деловых предприятий, получивших название финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале. Банки создают на новые требования и обязательства, которые становятся товаром на денежном рынке. Так, принимая вклады клиентов, коммерческий банк создает новое обязательство - депозит, а выдавая ссуду - новое требование к заемщику. Этот процесс создания новых обязательств составляет сущность финансового посредничества. Эта трансформация позволяет преодолеть сложности прямого контакта сберегателей и заемщиков, возникающий из-за несовпадения предлагаемых и требуемых сумм, их сроков, доходности, и т.д. Масштабы финансового посредничества в современной экономике поистине огромны. Представление об этом дает статистика денежных потоков. В этой системе учета хозяйство разделено на ряд секторов: домашние хозяйства, деловые предприятия, государственные учреждения, финансовые институты, заграничный сектор. Функции коммерческих банков. Сегодня коммерческий банк способен предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг. Широкая диверсификация операций позволяет банкам сохранять клиентов и оставаться рентабельными даже при весьма неблагоприятной хозяйственной конъюнктуре. Следует учитывать, что далеко не все банковские операции повседневно присутствуют и используются в практике конкретного банковского учреждения (например, выполнение международных расчетов или трастовые операции).Но есть определенный базовый набор, без которого банк не может существовать и нормально функционировать. К таким конструирующим операциям банка относят: прием депозитов; осуществление денежных платежей и расчетов; выдача кредитов. Создание платежных средств тесно связано с депозитной функцией кредитования банковских клиентов. Депозит может возникнуть двумя путями: в результате внесения клиентом наличных денег в банк или же в процессе банковского кредитования. Эти операции по-разному отразятся на величине денежной массы в стране. Если клиент внес деньги до востребования, то они превратились из наличных в безналичные. Общая сумма денег в хозяйстве не изменилась. Если же деньги зачислены на депозит, то общее количество денег в хозяйстве увеличилось, так как банк своей операцией создал новые платежные средства. Обратное действие - уничтожение происходит при снятии клиентом наличных со счета и при списании денег с депозита для погашения кредитов. Способность коммерческих банков увеличивать и уменьшать депозиты и денежную массу широко используется центральным банком, который через систему обязательных резервов управляет динамикой кредита. Вторая обширная функциональная сфера деятельности банков - посредничество в кредите. Коммерческие банки, как уже говорилось, выполняют роль посредников между хозяйственными единицами, накапливающими и нуждающимися в денежных средствах. Они предоставляют владельцам свободных капиталов удобную форму хранения денег в виде разнообразных депозитов, что обеспечивает сохранность денежных средств и удовлетворяет потребность клиента в ликвидности. Для многих клиентов такая форма хранения денег более предпочтительна, чем вложение в облигации или акции. Банковский кредит - тоже весьма удобная и во многих случаях незаменимая форма финансовых услуг, которая позволяет гибко учитывать потребности конкретного заемщика и приспосабливать к ним условия получения ссуды (в отличие от рынка ценных бумаг, где сроки и другие условия займа стандартизированы). Помимо выполнения базовых функций, банк предлагают клиентам множество других финансовых услуг. Например, банки осуществляют разного рода доверительные операции для корпораций и частных лиц, связанных с передачей имущества в управление банку на доверительной основе, покупкой для клиентов ценных бумаг, управлении недвижимостью, выполнение гарантийных функций по облигационным выпускам. Коммерческие банки являются многофункциональными учреждениями,
оперирующими в различных секторах рынка ссудного капитала. Крупные
коммерческие банки предоставляют клиентам полный спектр услуг, включая
кредиты, прием депозитов расчетов и т.д. Этим они отличны от
специализированных учреждений, которые ограничены определенными функциями. 3. Финансовый кризис 17.08.98. Августовский кризис мгновенно отразился на положении российских коммерческих банков. Иммобилизация государственных ценных бумаг и фактическая остановка рынка межбанковского кредитования резко подорвали ликвидность банковской системы. Последовавший затем отток средств клиентов, прежде всего физических лиц, с банковских счетов и нарушение работы платежной системы, происшедшие за короткий срок вслед за решениями от 17 августа, наглядно показали, что банковский кризис приобрел системный характер. Очевидные потери российских банков прослеживаются по всем основным параметрам их деятельности. По данным коммерческих банков, убытки банковской системы по состоянию на 1.03.99 составили 35,3 млрд. рублей по сравнению с 2,9 млрд. рублей прибыли на 1.08.98, а удельный вес убыточных банков в общем количестве действующих вырос с 32% на 1.08.98 до 37,4% на 1.03.99. Совокупный капитал банковской системы (по методике Банка России без учета Сбербанка России) сократился за период с 1.08.98 по 1.03.99 со 102,1 до 41,2 млрд. рублей, или на 59,6%. Наибольший удар кризис нанес крупнейшим многофилиальным банкам в силу
специфики структуры их операций, включающих значительные вложения на рынках Доля активов проблемных банков в совокупных активах банковской системы увеличилась с 1.08.98 по 1.03.99 соответственно с 12,1 до 43,3%. Доля проблемных банков в общей величине привлеченных банковской системой средств населения во вклады (без учета Сбербанка России) увеличилась за тот же период с 12,9 до 58,5%. За период с августа 1998 года по март 1999 года доля проблемных банков в общем объеме размещенных в банковской системе бюджетных средств выросла с 12,9 до 40,9%, а в общем объеме привлеченных межбанковских кредитов — соответственно с 15,7 до 78,3%. Ситуация в банковской системе усугубилась оттоком средств населения в условиях девальвации рубля и роста недоверия к банкам. В результате доля депозитов физических лиц в совокупных пассивах банковской системы за период с 1.08.98 по 1.03.99 уменьшилась с 25,4 до 17,7%. Сужение ресурсной базы кредитных организаций и увеличение всего
спектра рисков привели к замораживанию программ кредитования реального
сектора экономики. Кредиты, предоставленные банками реальному сектору
экономики, за период с августа 1998 года по март 1999 года в рублях
сократились на 0,9 млрд. рублей в номинальном выражении, или на 0,8%, в
иностранной валюте — на 5,5 млрд. долл., или на 33,5%. Доля кредитов
небанковскому сектору экономики (без учета просроченной задолженности) в
совокупных активах банковской системы сократилась за тот же период с 32,6
до 31%. 1. Оперативные антикризисные меры Банка России. В целях стабилизации ситуации после событий 17 августа Банк России принял ряд срочных мер, которые были направлены на предотвращение разрушения банковской и финансовой системы страны. При этом Банком России были выдвинуты два основных приоритета в своей деятельности: восстановление платежной системы и защита интересов вкладчиков. Для восстановления платежной системы было проведено три многосторонних межбанковских клиринга, позволивших провести более 30 млрд. рублей, в том числе в бюджеты различных уровней и внебюджетные государственные фонды. Во многих регионах, где проводились такие операции, это позволило банкам либо полностью, либо частично избавиться от груза неплатежей и картотеки. Для смягчения экономических и социальных последствий банковского
кризиса Советом директоров Банка России было принято решение о переводе на По состоянию на 6.04.99 филиалами Сбербанка России по обязательствам
шести коммерческих банков (СБС-Агро, “Менатепа”, Мосбизнесбанка, Мост-
банка, Промстройбанка, Инкомбанка) выплачено наличными деньгами и
переоформлено в другие виды вкладов Сбербанка России около 6,8 млрд.
рублей, или свыше 96% от суммы принятых обязательств, из них выплачено
наличными деньгами свыше 60% суммы принятых обязательств. Принятое Банком России решение о переводе вкладов населения из ряда крупнейших банков в Сбербанк России в сложнейшей обстановке способствовало в определенной степени улучшению ликвидности кредитных организаций и прекращению массового оттока частных депозитов. В целом оно оказало положительное воздействие на укрепление доверия населения к банковской системе, которое является важнейшим условием успешной реализации мер по реструктуризации кредитных организаций. Для поддержания банковской ликвидности Банк России с сентября 1998
года активно использовал механизм рефинансирования банков. В
августе—сентябре 1998 года Банк России выдал ломбардные кредиты 80 банкам По мере нормализации ситуации в банковском секторе Банк России
предполагает прекратить предоставление кредитов, выдаваемых по отдельным
решениям Совета директоров Банка России, и полностью перейти на
рефинансирование банков на рыночных принципах. При этом Банк России
проводит активную работу по распространению процедуры предоставления
обеспеченных кредитов Банка России (внутридневных кредитов и кредитов Другим инструментом денежно-кредитного регулирования, который был задействован Центральным банком Российской Федерации для смягчения кризиса, стало изменение нормативов обязательных резервов кредитных организаций, депонируемых в Банке России. Установление с ноября 1998 года единого норматива обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте в размере 5%, предоставление кредитным организациям возможности проведения внеочередного регулирования обязательных резервов и установление специального курса при расчете обязательных резервов по привлеченным средствам в иностранной валюте способствовало высвобождению дополнительных денежных ресурсов банковской системы. В кризисной ситуации Банк России внес необходимые коррективы в систему требований, предъявляемых к банкам. Банк России перенес срок применения принудительных мер воздействия за нарушение минимальной величины собственных средств (капитала) на два года. В настоящее время в принципе решен вопрос о сохранении минимальных требований по величине собственных средств (капитала) только для банков, открывающих филиалы за рубежом. Одновременно изменены подходы Банка России в отношении рисков,
принимаемых на себя банками. Банк России сократил лимит открытых валютных
позиций, ужесточил порядок расчета нормативов ликвидности, исключив
портфель государственных ценных бумаг из величины высоколиквидных активов,
и ввел оценку кредитного риска по вложениям в государственные ценные бумаги Кроме того, в конце 1998 года было решено уменьшить в десять раз размер регистрационного сбора за государственную регистрацию вновь создаваемых кредитных организаций и размер сбора за открытие филиала. Эти решения позволяют уменьшить “затраты” потенциальных учредителей и стимулировать принятие ими решения о создании кредитных организаций, а также максимально расширить сферу деятельности кредитных организаций с целью поиска новых источников доходов. 3.2. Меры по реструктуризации банковской системы. Финансовый кризис 1998 года сделал совершенно очевидным тот факт, что в России появилась необходимость не просто поддерживать, укреплять или совершенствовать существующую банковскую систему, а, по существу, создать качественно иную банковскую систему, адекватную сложившимся реалиям и задачам восстановления экономического роста. Долгосрочная устойчивость банковской системы недостижима без опоры на взаимодействие с эффективными предприятиями нефинансового сектора экономики. Этот аспект становится особенно актуальным в настоящее время, когда операции с реальным сектором объективно должны стать основным приоритетом банковской деятельности. Принципы, цели и задачи органов государственной власти и Банка России
по реструктуризации кредитных организаций, направления реализации
поставленных задач были сформулированы в документе “О мерах по
реструктуризации банковской системы Российской Федерации”, одобренном Важнейшей составной частью процесса реструктуризации банковской системы является финансовое оздоровление проблемных кредитных организаций, сохраняющих жизнеспособность и перспективы развития. В этом значительную роль играют процедуры, связанные с обязательным уменьшением согласно требованиям законодательства уставного капитала кредитных организаций при сокращении их собственных средств (капитала) до уровня ниже зарегистрированного уставного капитала. Указанный порядок призван оказать стимулирующее воздействие на собственников проблемных кредитных организаций принимать своевременные меры по финансовому оздоровлению банков с целью сохранения их капитальной базы. В случае если уставный капитал будет уменьшен, такая кредитная организация будет представлять определенный интерес для потенциальных инвесторов, которые при вхождении в состав участников будут обладать более весомыми полномочиями при принятии управленческих решений. Участие в процедурах финансового оздоровления кредитных организаций наряду с собственниками кредиторов, а также финансово стабильных предприятий и банков является одним из важных условий успешной реструктуризации банковской системы. Однако необходимо отметить, что указанный механизм используется пока весьма ограниченно. Деятельность Банка России по финансовому оздоровлению кредитных организаций характеризуется, в том числе следующими данными. По состоянию на 1.01.99 территориальные учреждения Банка России контролировали выполнение около 350 планов санации, из которых 249 были затребованы в 1998 году. По состоянию на 1 марта 1999 года дополнительно запрошены планы санации от 60 кредитных организаций. За период с 1.10.98 по 1.02.99 32 кредитные организации, реализующие планы санации, улучшили свое финансовое положение. Банк России исходит из того, что финансовая поддержка может оказываться жизнеспособным кредитным организациям. Участие государства в процедурах реструктуризации возможно только в отношении ограниченного круга проблемных банков, относящихся к категориям “опорных” региональных банков и крупных многофилиальных банков. Данные банки в совокупности с банками, сохранившими финансовую устойчивость, должны обеспечить потребности в банковских услугах всех регионов Российской Федерации. У кредитных организаций, которые, по оценке Банка России, не имеют перспектив восстановления нормальной деятельности, будут отзываться лицензии. Это не означает принятия решений по отзыву лицензий по принципу “списков”. Отдельной проблемой, важной для судьбы российской банковской системы, является перспектива крупнейших кредитных организаций. Число таких банков составляет 18. На долю этих банков в настоящее время приходится около 46% активов и 40% вкладов населения. Банк России ведет работу со всеми этими банками по определению конкретных форм их реструктуризации. Банком России ведется работа по рассмотрению планов финансового оздоровления крупных системообразующих кредитных организаций. За период с декабря 1998 года по март 1999 года Банком России, в частности, рассмотрены вопросы о ходе реализации мероприятий по финансовому оздоровлению и целесообразности предоставления поддержки ряду крупных банков. С целью ускорения и повышения эффективности процедур реструктуризации системообразующих банков Банк России принимает участие в проводимых указанными банками переговорах с кредиторами, потенциальными инвесторами, в том числе нерезидентами. По мнению Банка России, из 18 крупнейших банков представляется целесообразным оказывать поддержку в первую очередь крупным многофилиальным банкам, ориентированным на оказание широкого спектра услуг населению, а также важнейшим секторам реальной экономики: аграрному, промышленности и строительству. Очевидно, что банковская система страны должна включать в себя региональные банки. По результатам проведенной в Банке России работы предлагается определить в качестве “опорных” для будущих региональных банковских систем Российской Федерации 81 банк в 59 регионах, на долю которых в общей сложности приходится около 5,4% совокупных активов банковской системы и примерно 10,8% совокупных депозитов физических лиц в коммерческих банках (без учета Сбербанка России). Из них 55 банков относятся к группе финансово стабильных и могут работать без финансовой поддержки со стороны государства, а оставшимся 26 банкам требуется государственная поддержка. В 22 регионах Банк России, учитывая конкретную ситуацию в банковской сфере (достаточную “насыщенность” этих регионов банковскими услугами), а также позицию исполнительных органов власти, считает нецелесообразным выделение “опорных” банков. Банком России оказывается содействие банкам в осуществлении ими
мероприятий, обеспечивающих сохранение работоспособной филиальной сети. В
частности, в тех случаях, когда финансово устойчивые банки открывают
филиалы на материально-технической базе филиалов проблемных кредитных
организаций, Банк России обеспечивает рассмотрение соответствующих
документов и принятие по ним решения в оптимальные сроки. При этом Банк Важными направлениями реструктуризации банковской системы в 1998 году были отзыв лицензий на осуществление банковских операций у кредитных организаций, не исполняющих требования федерального законодательства и нормативных актов Банка России, неспособных удовлетворять требования кредиторов и вкладчиков, а также ускорение ликвидационных процедур в кредитных организациях с отозванной лицензией с целью максимального удовлетворения требований кредиторов и вкладчиков. В 1998 году Банк России отозвал лицензии на осуществление банковских
операций у 229 кредитных организаций, в том числе у 5 кредитных организаций
лицензия на осуществление банковских операций была отозвана в связи с
решением учредителей банков об их ликвидации. Наибольшее количество
лицензий было отозвано у кредитных организаций, зарегистрированных в городе Рассмотрение материалов об отзыве у кредитных организаций лицензий в ряде случаев приостанавливалось, поскольку кредитными организациями принимались меры по финансовому оздоровлению. Всего в 1998 году было приостановлено производство по 25 таким кредитным организациям. По 12 кредитным организациям рассмотрение вопроса было прекращено в связи с осуществлением ими мероприятий по финансовому оздоровлению. В 1999 году (по состоянию на 9 апреля 1999 года) Банк России отозвал лицензии на осуществление банковских операций у 47 кредитных организаций, в том числе у 1 кредитной организации лицензия на осуществление банковских операций была аннулирована в связи с решением учредителей (участников) банка о его ликвидации. Учитывая, что по состоянию на 1 марта 1999 года 146 кредитных организаций из числа действующих имеют признаки несостоятельности, работа по отзыву лицензий у таких кредитных организаций в ближайшее время будет занимать значительное место в деятельности Банка России по реструктуризации банковской системы. Одним из важнейших условий обеспечения защиты прав и законных интересов кредиторов и вкладчиков Банк России считает ускорение начала ликвидационных процедур в кредитных организациях, у которых отозваны лицензии, сокращение сроков их проведения. В этих целях в 1998 году учреждения Банка России осуществляли контроль за ликвидацией кредитных организаций, согласовывали назначение ликвидационных комиссий, утверждали промежуточные и окончательные ликвидационные балансы. Ликвидация кредитных организаций имеет ряд особенностей, которые до
настоящего времени не учитывались законодательством о ликвидации
юридических лиц. Принятый недавно Федеральный закон “О несостоятельности Кроме того, Банком России подготовлен ряд нормативных актов, позволяющих более эффективно осуществлять контроль за ходом ликвидационных процедур, а также анализировать проблемы, возникающие в ходе ликвидации кредитных организаций. Одной из нерешенных проблем в этой области является завершение ликвидации 144 кредитных организаций, решения о ликвидации которых приняты, но соответствующие процедуры не проводятся в связи с отсутствием средств на их осуществление. В целях предоставления кредитным организациям возможности восстановить размер своего капитала Банк России принял решение об отмене запрета на оплату взносов в уставные капиталы кредитных организаций иностранной валютой. Актуальным остается вопрос о расчетах по форвардным контрактам между российскими банками. Банк России считает нецелесообразными предложения по административному решению этой проблемы. Выход в каждом конкретном случае должен быть результатом переговоров между кредитором и должником, и применять ко всем банкам одинаковый подход было бы неправильным. Вместе с тем неурегулированность проблемы с форвардами замедляет процесс восстановления взаимного доверия банков и активизации их работы, в том числе на рынке межбанковских кредитов. Банк России считает, что Ассоциация российских банков могла бы сыграть весьма значительную роль в урегулировании этих вопросов. Создание институциональных структур, обеспечивающих реструктуризацию банковской системы Важной составной частью программы реструктуризации банковской системы
явилось создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций В марте текущего года Советом директоров Агентства по реструктуризации кредитных организаций были приняты программа деятельности Агентства, получившая предварительное одобрение миссии МВФ и МБРР, план первоочередных мероприятий Агентства, решен ряд организационных вопросов. Кроме того, были приняты за основу критерии отбора кредитных организаций для проведения реструктуризации, предусматривающие, в частности, приоритет восстановления региональных расчетов по платежам в бюджеты всех уровней, и определены пять регионов Российской Федерации, банковская система которых будет реструктурирована в первую очередь. Агентство провело переговоры с представителями МВФ и МБРР о
технической помощи по реструктуризации кредитных организаций. Агентство также проводит переговоры с инвесторами (в основном иностранными) об их участии в реструктуризации кредитных организаций, в том числе за счет средств, полученных в результате реструктуризации государственных ценных бумаг. В то же время нельзя не заметить, что отсутствие полноценного финансирования процедур реструктуризации не может не тормозить реализацию планов, намеченных в этом направлении, и это, по нашему мнению, является достаточно серьезной проблемой. В настоящее время уже очевидно, что бюджет не сможет оказать
существенной поддержки и в достаточном объеме компенсировать потери банков. По моему мнению, реальные источники рекапитализации банковской системы лежат, прежде всего, в активизации ее работы с учредителями, акционерами, кредиторами, органами местной власти. По инициативе Банка России в целях содействия проведению
реструктуризации банковской системы создан Межведомственный координационный
комитет содействия развитию банковского дела в России (МКК). 4. Текущее состояние банковской системы России. В настоящее время идет сложный процесс постепенной адаптации банков к новым условиям деятельности и говорить о преодолении банковского кризиса преждевременно. Кризис проявляется в нерешенности проблем с рекапитализацией банков, в наибольшей степени пострадавших от кризиса, стагнации рынка ценных бумаг и межбанковских операций, невосстановленном доверии клиентов, в первую очередь населения. Реальные объемы банковской деятельности не достигли предкризисного
уровня. С 1.08.99 по 1.05.99 рублевые активы банковской системы выросли на Увеличение валютных и кредитных рисков привело к сокращению программ кредитования реального сектора экономики. Кредиты, предоставленные банками предприятиям, за период с 1.08.98 по 1.05.99 снизились в рублях на 7%, а в иностранной валюте (в долларовом эквиваленте) на 36%. Доля кредитов реальному сектору экономики в совокупных активах банковской системы снизилась с 34% на 1.08.98 до 33% на 1.05.99. Неизбежным следствием финансового кризиса стало ухудшение качества
активов банков. Доля просроченной задолженности банкам по предоставленным
кредитам в общем объеме кредитных вложений выросла почти вдвое: с 5,3% на Инвестиционная активность банков во многом сдерживается узостью
ресурсной базы. За период с 1.08.98 по 1.05.99 значительно сократился объем
средств населения, размещенный в банках: величина депозитов физических лиц
снизилась в рублях на 44%, в иностранной валюте – на 54% . В целом доля
вкладов населения в совокупных пассивах кредитных организаций уменьшилась с Одной из наиболее существенных проблем является декапитализация банковской системы. Совокупный капитал банковской системы снизился со 102 млрд. рублей на 01.08.98 до 51,5 млрд. рублей на 1.01.99 и до 46,4 млрд. рублей на 1.05.99. Особенно ощутимо пострадали крупнейшие многофилиальные банки2 в силу
специфики структуры их операций (значительные вложения на рынках ГКО-ОФЗ,
большой объем срочных сделок на валютном рынке, привлечение заемных средств
в иностранной валюте, активная работа со вкладами населения). Активы 30
крупнейших банков (с учетом изменения курса доллара США) за август-декабрь Потери, понесенные крупнейшими банками, также обусловили рост доли
активов проблемных банков в совокупных активах банковской системы с 12% на Убытки банковской системы по состоянию на 01.05.99 составили 54,3 млрд. рублей ( в том числе убытки текущего года 1Здесь и далее данные по банковской системе приводятся без учета Сбербанка РФ. 2 Расчеты произведены по группе 30-ти крупнейших банков России (без учета Сбербанка РФ). На фоне роста объема убытков кредитных организаций за период с 1.08.98 по 1.05.99 количество и доля убыточных кредитных организаций в их общем количестве сократились соответственно с 588 до 415 и с 37,4% до 29,2%, что в значительной мере вызвано активизацией действий Банка России по отзыву лицензий у таких кредитных организаций. Всего с 01.08.98 по 19.05.99 лицензии на осуществление банковских операций были отозваны у 162 кредитных организаций, в том числе у 52 - с начала текущего года. 1. Банковская система региона. Общие сведения На 1 января 1996 г. в области действовали 66 самостоятельных банков, Суммарный оплаченный уставный капитал банков области составил на В 1995-96 гг. ЦБР отозвал лицензии у следующих банков области: - октябрь 1995. "СПАКбанк". (создан 14 мая 1993 г., уставный фонд - 500 млн р.). "Юганнефтестройбанк" (Тюменская область, г. Нефтеюганск, регистрационный N 2588 от 26 ноября 1994 г.) - ноябрь 1995 г. "Монолир" (Тюменская область, Нижневартовск-2). - март 1996 г. "Сибпромбанк" (г. Тюмень). Перспективные проекты Компания Union Card реализует в настоящее время два проекта по
внедрению микропроцессорных карт в Тюменской области. Один из них Union Другой проект с ноября 1995 г. реализует банк "Сибконтакт" в Нягани. Крупнейшие банки региона: - "Западно-Сибирский коммерческий банк" - "Тюменский кредит" - "Капитал'' - "Возрождение и развитие народов Севера" - "Югра" Заключение. Сегодня, в условиях развития товарного и становлении финансового рынка, резко меняется структура банковской системы. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживание клиентов. Идет поиск оптимальных форм устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов обслуживания коммерческих структур. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших задач экономической реформы в России. Понятно, что недостаточно просто объявить о создании новых кредитных институтов. Коренным образом должна измениться вся система отношений внутри банковского сектора, принципы взаимоотношений банков и их клиентов, необходимо изменить психологию банкира, воспитать нового банковского работника - хорошо образованного, думающего, инициативного и готового идти на обдуманный и взвешенный риск. На это требуется время. Необходимо, путем вдумчивого изучения зарубежной практики, восстановить утраченные рациональные принципы функционирования кредитных учреждений, принятые в цивилизованном мире и опирающиеся на многовековой опыт рыночных финансовых структур. Список литературы. 1. Закон РСФСР от 02.12.90 г. "О банках и банковской деятельности в РСФСР".- М.,1990. М. Финансы и статистика, 1998. М. Финансы и статистика, 1998. О ситуации в банковской системе и проблемах ее реструктуризации Доклад Председателя Банка России В.В. Геращенко на IX съезде Ассоциации российских банков 9. Доклад Президента РФ Ельцина Б.Н. перед Участникам VII съезда Ассоциации российских банков.
|
|
© 2000 |
|