РУБРИКИ

Системы рефинансирования Центральным банком кредитных организаций

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Системы рефинансирования Центральным банком кредитных организаций


2.2 Рефинансирование как инструмент денежно-кредитного регулирования


В январе 2009 года в условиях недостатка ликвидности спрос кредитных организаций на операции по рефинансированию со стороны Банка России находился на высоком уровне: средний дневной объем операций Банка России по предоставлению ликвидности составлял около 820 млрд. рублей. Стабилизация внутреннего валютного рынка привела к снижению спроса кредитных организаций на дополнительную ликвидность: в феврале – марте средний дневной объем операций Банка России по предоставлению ликвидности снизился до 430 млрд. рублей и в апреле – сентябре 2009 года – до 81,9 млрд. рублей.

В апреле – сентябре 2009 года сократилась задолженность по кредитам Банка России: объем валового кредита кредитным организациям снизился на 1,7 трлн. рублей (на 48,4%). При этом особенно существенно сократилась задолженность кредитных организаций по кредитам без обеспечения (в 5,2 раза), часть которой была погашена досрочно.

Одним из основных рыночных инструментов рефинансирования в 2009 году оставались операции прямого РЕПО Банка России. За девять месяцев 2009 года объем данных операций составил 25,1 трлн. рублей по сравнению с 8,4 трлн. рублей за аналогичный период 2008 года. Средний дневной объем операций прямого РЕПО Банка России за этот период составил 136,3 млрд. рублей, при этом в январе был достигнут максимальный дневной уровень данного показателя – около 763 млрд. рублей.

Повышению потенциала данного инструмента в 2009 году способствовало начало проведения операций РЕПО Банка России на Фондовой бирже ММВБ, а также расширение Ломбардного списка Банка России (Приложение В). Кроме того, важным шагом являлось возобновление операций прямого РЕПО на срок 90 дней и начало проведения операций на сроки 6 и 12 месяцев.

За январь – сентябрь 2009 года объем операций по предоставлению кредитов без обеспечения на сроки от 5 недель до 1 года составил 3,1 трлн. рублей. Первый кредитный аукцион на срок 1 год был проведен 8 июня 2009 года, по его итогам было предоставлено почти 48 млрд. рублей. Задолженность банковского сектора по данным операциям на 1 октября 2009 года составила 0,3 трлн. рублей.

Объем операций Банка России по предоставлению кредитов под обеспечение нерыночными активами (векселя, права требования по кредитным договорам организаций) и под поручительства кредитных организаций за девять месяцев 2009 года составил 1,8 трлн. рублей, из них кредитов, обеспеченных поручительствами, – 580 млрд. рублей.

Существенно увеличился спрос на ломбардные кредиты (рисунок 2). За девять месяцев 2009 года общий объем операций по предоставлению кредитным организациям ломбардных кредитов превысил 251 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом 2008 года в 4,4 раза, при этом 49,6% составили ломбардные кредиты по фиксированной процентной ставке на срок от 1 до 30 календарных дней, в том числе более 16,5 млрд. рублей – через систему электронных торгов ММВБ. Объем операций по предоставлению кредитным организациям ломбардных кредитов на аукционной основе за девять месяцев 2009 года составил 127 млрд. рублей по сравнению с 4,4 млрд. рублей за соответствующий период 2008 года.

В 2009 году Банк России продолжил работу по расширению перечня активов, которые банки могут использовать в качестве обеспечения при проведении операций рефинансирования с Банком России. В I квартале 2009 года в Ломбардный список Банка России (Приложение В) были включены облигации с ипотечным покрытием, обязательства эмитента по которым обеспечены солидарным поручительством ОАО «АИЖК» (ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию»), а также облигации эмитентов, входящих в Перечень системообразующих организаций, утвержденный Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики, образованной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2008 № 957, включенные в котировальный список по крайней мере одной фондовой биржи, действующей на территории Российской Федерации, независимо от наличия у указанных эмитентов международного рейтинга.


Рисунок 2 – Объем ломбардных и внутридневных кредитов, предоставленных Банком России, млрд. руб.


Банк России также предоставлял кредитным организациям кредиты овернайт для завершения операционного дня: объем этих операций за январь – сентябрь 2009 года составил 241 млрд. рублей.

Существенно возрос в январе – сентябре 2009 года объем операций по внутридневным кредитам, предоставляемым Банком России в целях обеспечения бесперебойного функционирования платежной системы, – до 16,6 трлн. рублей, что на 40,7% больше, чем за соответствующий период 2008 года.

В целях регулирования ликвидности банковского сектора Банк России проводил депозитные операции с кредитными организациями – резидентами в валюте Российской Федерации по фиксированным процентным ставкам на стандартных условиях. Общий объем заключенных Банком России депозитных сделок за январь – сентябрь 2009 года составил 13,6 трлн. рублей и увеличился по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 2,5 трлн. рублей.

В качестве дополнительного инструмента регулирования банковской ликвидности Банк России также использовал операции с облигациями Банка России (ОБР), однако возможности использования данных операций были ограниченны ввиду низкой активности участников и ограниченной ликвидности данного сегмента рынка.

В 2009 году Банк России в качестве инструмента прямого регулирования ликвидности использовал обязательные резервные требования. В январе 2009 года Банк России принял решение о переносе ранее установленных сроков поэтапного увеличения нормативов обязательных резервов с 1 февраля и 1 марта 2009 года на 1 мая и 1 июня 2009 года соответственно, а в апреле 2009 года – о реструктуризации повышения нормативов обязательных резервов с проведением его не в два, а в четыре этапа (на 0,5 процентного пункта на каждом этапе). Нормативы были установлены по каждой категории резервируемых обязательств в следующем размере (рисунок 3): с 1 мая 2009 года – 1,0%; с 1 июня 2009 года – 1,5%; с 1 июля 2009 года – 2,0%; с 1 августа 2009 года – 2,5%.


Рисунок 3 – Динамика нормативов обязательных резервов ЦБ РФ, %

C 1 ноября 2009 года вступило в силу новое Положение Банка России «Об обязательных резервах кредитных организаций», которым уточнены категории резервируемых обязательств, что позволит Банку России устанавливать при необходимости дифференцированные нормативы обязательных резервов. В сентябре 2009 года Банк России принял решение о сохранении ранее установленных нормативов обязательных резервов в размере 2,5% по каждой из категорий резервируемых обязательств (по обязательствам перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте РФ и иностранной валюте, о обязательствам перед физическими лицами в валюте РФ и иностранной валюте, по иным обязательствам кредитных организаций в валюте РФ и иностранной валюте).

Кроме того, Банк России до 1 марта 2010 года предоставил возможность использования усреднения обязательных резервов, то есть поддержания части обязательных резервов на корреспондентских счетах в Банке России кредитным организациям, независимо от классификационных групп, присваиваемых им в результате оценки экономического положения в соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов Банка России.

Установленный Банком России коэффициент усреднения обязательных резервов (0,6) позволяет кредитным организациям поддерживать на корреспондентских счетах и использовать в расчетах 60% от общей величины обязательных резервов, подлежащей депонированию в Банке России. Усредненная величина обязательных резервов увеличилась с января по сентябрь 2009 года с 37,0 до 199,9 млрд. рублей. Доля кредитных организаций, использующих право на усреднение, также постепенно увеличивалась и в сентябре 2009 года составила 75,2% от общего числа действующих кредитных организаций практически во всех регионах России.

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2010 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 – 2012 ГОДОВ


3.1 Количественные ориентиры денежно-кредитной политики в 2010 году и на период 2011-2012 годов


В 2010 году ожидается некоторое улучшение внешних условий развития российской экономики после их резкого ухудшения в 2009 году. Международные организации прогнозируют постепенное возобновление роста мировой экономики. По прогнозу МВФ (сентябрь 2009 года) производство товаров и услуг в мире в 2010 году возрастет на 3,1% (в 2009 году – сократились на 1,1%) /20, с. 6/. Однако не исключается возможность более медленного роста мирового ВВП. В 2011 и 2012 годах ожидается повышение темпов роста мировой экономики. Оживление мировой экономики будет способствовать восстановлению отечественного производства и росту экспорта. Инфляция в странах – торговых партнерах России в 2010 году прогнозируется относительно низкой, что не будет создавать дополнительных рисков ускорения роста цен в стране.

Цена на нефть на мировых энергетических рынках является важнейшим фактором, оказывающим влияние на состояние российской экономики. В связи с этим Банк России рассмотрел четыре варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2010–2012 годах (таблица 2) /19, с. 10/.

Дефицит баланса доходов и текущих трансфертов в 2010 году ожидается в диапазоне 31,4 – 44,3 млрд. долларов США. В 2011 – 2012 годах во всех вариантах прогноза счет текущих операций будет сведен с положительным сальдо. В зависимости от варианта прогноза увеличение объема ВВП в 2011 и 2012 годах ожидается в диапазоне 2,4 – 5,5%.

В соответствии со сценарными условиями функционирования российской экономики и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2010 году до 9 – 10%, в 2011 году – до 7 – 8%, в 2012 году – до 5 – 7%. Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 8,5 – 9,5% в 2010 году, 6,5 – 7,5% в 2011 году и 4,5 – 6,5% в 2012 году /22, с.25/.


Таблица 2.

Сценарии макроэкономического развития на 2010 г. и период 2011–2012 гг.

№ варианта

1

2

3

4

Цена за баррель российской нефти, долл. США

45

58

68

80

Увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения

-0,6

0,4

1,4

2,4

Увеличение инвестиций в основной капитал

-2,5

1,0

4,5

8,0

Экспорт товаров и услуг

-305,9

348,5

384,0

425,5

Увеличение валютных резервов, млрд. долл. США

-8,0

15,5

30,2

69,7

Экономический рост

0,2

1,6

3,0

4,4


Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, положенному в основу проекта федерального бюджета, в 2010 году ожидается восстановление положительных темпов экономического роста. Оживление экономики, а также возобновление роста цен на активы обусловят увеличение трансакционной составляющей спроса на деньги. Снижение инфляции и девальвационных ожиданий также будет способствовать росту спроса на национальную валюту как на средство сбережения. В связи с этим диапазон изменения темпов прироста денежного агрегата М2 в 2010 году в зависимости от вариантов развития экономики может составить 8—18%. Предполагаемое постепенное улучшение макроэкономической ситуации будет способствовать стабилизации темпов прироста спроса на деньги в 2011 и 2012 годах. В зависимости от вариантов прогноза диапазон темпов прироста денежного агрегата М2 может составить 10—20 и 12—21% соответственно.

Денежная программа на 2010—2012 годы представлена в четырех вариантах, соответствующих вариантам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 – 2012 годы. В зависимости от сценарных вариантов развития темп прироста денежной базы в 2010 году может составить 8 – 17%, в 2011 году – 11–19%, в 2012 году – 13 – 19% /15, с. 33/.

В рамках первого варианта денежной программы в 2010 году ожидается снижение чистых международных резервов (ЧМР) на 0,2 трлн. рублей и увеличение чистых внутренних активов (ЧВА) на 0,7 трлн. рублей. Объем чистого кредита расширенному правительству в этом варианте программы в 2010 году может вырасти на 2,3 трлн. рублей, а объем чистого кредита банкам – снизиться на 1,2 трлн. рублей. Исходя из прогноза платежного баланса в условиях этого варианта ЧМР увеличиваются в 2011 году на 0,1 трлн. рублей, в 2012 году – на 0,3 трлн. рублей. При этом ЧВА увеличиваются ежегодно на 0,5 трлн. рублей. В 2011 – 2012 годах для обеспечения такой динамики предусматривается ежегодное повышение объема чистого кредита расширенному правительству примерно на 0,6 трлн. рублей при незначительном увеличении чистого кредита банкам.

По второму варианту программы, параметры которого соответствуют проекту федерального бюджета на соответствующий период, в 2010 году прогнозируется рост ЧМР на 0,5 трлн. рублей. С учетом оценки денежной базы это потребует увеличения ЧВА на 0,2 трлн. рублей. Ожидается, что в структуре ЧВА чистый кредит расширенному правительству возрастет на 1,8 трлн. рублей, а чистый кредит банкам снизится на 1,3 трлн. рублей.

В 2011 году по данному сценарию предполагается увеличение ЧМР на 0,6 трлн. рублей, что потребует увеличения ЧВА на 0,2 трлн. рублей. Исходя из оценки прироста чистого кредита расширенному правительству на 0,8 трлн. рублей чистый кредит банкам может сократиться на 0,3 трлн. рублей. В 2012 году предусматривается, что рост денежной базы будет обеспечен за счет увеличения ЧМР на 0,9 трлн. рублей и ЧВА — на 0,2 трлн. рублей.

Согласно третьему варианту в 2010 году прогнозируется увеличение ЧМР на 1,2 трлн. рублей при снижении ЧВА на 0,4 трлн. рублей. В этих условиях чистый кредит расширенному правительству увеличится на 1,5 трлн. рублей, а чистый кредит банкам снизится на 1,7 трлн. рублей. В 2011 и 2012 годах данный вариант денежной программы предусматривает увеличение ЧМР на 1,5 и 2,0 трлн. рублей при снижении ЧВА на 0,5 и 0,8 трлн. рублей соответственно. При параметрах, соответствующих данному варианту, чистый кредит расширенному правительству в 2011—2012 годах практически не изменится. Для обеспечения прогнозируемой динамики потребуется снижение чистого кредита банкам примерно на 0,3 трлн. рублей в 2011 году и на 0,2 трлн. рублей в 2012 году.

Четвертый вариант программы предполагает в 2010 году рост ЧМР почти на 2 трлн. рублей и снижение ЧВА на 1,2 трлн. рублей. При этом чистый кредит расширенному правительству увеличится на 0,9 трлн. рублей, а чистый кредит банкам сократится на 1,9 трлн. рублей. В 2011 и 2012 годах рост ЧМР составит 2,6 и 3,1 трлн. рублей, что повлечет за собой сокращение ЧВА на 1,5 и 1,8 трлн. рублей соответственно. Условия данного варианта предполагают возможность значительного роста бюджетных доходов по сравнению с другими вариантами программы. Поэтому ожидается, что чистый кредит расширенному правительству снизится в 2011 году на 0,8 трлн. рублей и в 2012 году — на 0,7 трлн. рублей. Снижение чистого кредита банкам составит 0,4 трлн. рублей в 2011 году и 0,3 трлн. рублей в 2012 году.

Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены в соответствии со складывающейся макроэкономической ситуацией, изменением влияния на состояние денежно-кредитной сферы ключевых внутренних и внешних факторов. В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет применять весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении.


3.2 Инструменты денежно-кредитной политики и их использование


В среднесрочной перспективе система инструментов денежно-кредитной политики Банка России будет ориентирована на создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики. По мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию на снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности. Дальнейшие шаги Банка России по снижению (изменению) процентных ставок будут определяться развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей производственной и кредитной активности, состоянием финансовых рынков.

В случае образования существенного дефицита ликвидности банковского сектора Банк России продолжит использование всего спектра инструментов рефинансирования, что предполагает сочетание как операций по предоставлению ликвидности под обеспечение (прежде всего операции прямого РЕПО на аукционной основе и по фиксированной ставке), так и операций по предоставлению кредитов без обеспечения, которые были введены Банком России в рамках реализации антикризисных мер в октябре 2008 года. Расширение спектра сроков предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года) позволит Банку России более гибко управлять текущей ликвидностью и оказывать стимулирующее воздействие на кредитную активность банковского сектора и формирование долгосрочных процентных ставок денежного рынка. Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности инструментов рефинансирования (кредитования) для кредитных организаций, в частности, за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по операциям рефинансирования.

При формировании избыточного денежного предложения Банк России будет использовать в качестве инструментов его стерилизации операции с ОБР и операции по продаже государственных облигаций из собственного портфеля. Банк России также продолжит проведение депозитных операций в качестве инструмента краткосрочного «связывания» свободной ликвидности кредитных организаций. При этом будут применяться рыночные инструменты изъятия свободной ликвидности – депозитные аукционы, а также инструменты постоянного действия – депозитные операции по фиксированным процентным ставкам.

В 2010 – 2012 годах Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Правительством Российской Федерации как в области развития финансового рынка, так и в области реализации курсовой политики. В частности, введенный в 2008 году Минфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях может быть использован в качестве дополнительного канала предоставления ликвидности. В то же время потенциал данного инструмента существенно ограничивается параметрами федерального бюджета.

Кроме того, Банком России совместно с Минфином России будет осуществляться разработка мер по совершенствованию рынка государственных облигаций, что должно способствовать повышению эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения.

Банк России в 2010 году и в период 2011 и 2012 годов продолжит использование обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования ликвидности банковского сектора. В зависимости от изменения макроэкономической ситуации, ресурсной базы российских кредитных организаций и с учетом других факторов Банк России при необходимости может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации. Вместе с тем Банк России не исключает дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего компенсировать ликвидность кредитным организациям при выполнении ими обязательных резервных требований.


4. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦБ РФ


Наибольшая эффективность реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка проявляется тогда, когда используется вся совокупность экономических инструментов, причем в целесообразной последовательности. Совершенствование денежно-кредитной сферы экономики России происходит при помощи совместных действий ЦБ и государства. Цель кредитно-денежной политики ЦБ РФ состоит в том, чтобы создать на денежном рынке условия для того, чтобы в экономике постоянно существовала такая масса денег и кредитов, которая необходима для развития экономики страны.

Обязательным условием обеспечения сбалансированности спроса и предложения денег является наличие обоснованной методики оценки спроса на них. В начале 1990-х годов при его оценке в российской экономике была допущена системная ошибка, состоявшая в том, что спрос на деньги определялся на основе динамики ВВП. Соответственно при падении этого показателя была реализована политика сжатия денежного предложения, которая привела к росту процентной ставки и огромному бюджетному дефициту в результате неспособности предприятий выплачивать налоги в денежной форме при тотальной бартеризации экономики. Но следовало учитывать, что именно в указанный период увеличивались объемы посреднических операций, развивался фондовый рынок, а также рынки земли и недвижимости. В таких условиях падение ВВП сопровождалось ростом объема сделок в экономике. Поэтому спрос на деньги не падал, а, наоборот, возрастал. Использование рациональной методики оценки спроса на деньги на основе показателя динамики объема сделок (платежного оборота) позволит проводить эффективную и обоснованную ДКП и избежать ошибок 1990-х годов, имевших катастрофические последствия для российской экономики.

Банк России намерен в период до 2011 г. в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по ее снижению. При этом Центральный банк и Минфин считают главной целью ДКП и критерием ее успешности достижение низкой инфляции. С правовой точки зрения их позиция противоречит Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в ст. 3 которого указано, что главной целью деятельности Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля;

Это серьезная методологическая ошибка. Целью монетарной политики должно быть достижение высших целей общества: поддержание высоких и устойчивых темпов экономического роста и НТП, обеспечение нормальных уровней занятости и реальных доходов граждан, обороноспособности страны и макроэкономической стабильности.

Подмена основного критерия успешности социально-экономического развития инструментальной целью (снижение темпов инфляции) практически исключает проведение кредитно-денежной политики в соответствии с нормами Конституции и законов России. Поэтому перед Банком России и Правительством не стоит выбор: борьба с инфляцией или экономическое развитие. Они должны выбирать комплекс мер, в наибольшей мере способствующих достижению фундаментальных целей социально-экономического развития с учетом ущерба, наносимого инфляцией, высокими процентными ставками, утечкой капитала и неразвитостью денежно-кредитной системы. При этом эффект снижения инфляции может не компенсировать ущерба от замедления экономического роста.

Планируемый переход Банка России к таргетированию инфляции может значительно усилить риски макроэкономической нестабильности. При таком варианте денежно-кредитной политики для ослабления воздействия на нее внешних шоков используется режим свободно плавающего валютного курса. Но отказ от поддержки валютного курса в определенном диапазоне приведет к значительным колебаниям рубля по отношению к другим валютам и будет провоцировать резкие притоки и оттоки спекулятивного иностранного капитала. Таким образом, поставленную Банком России задачу завершения перехода в 2010–2011 гг. к режиму таргетирования инфляции нельзя считать необходимой и обоснованной.

Так как в настоящее время ситуация на финансовых рынках России и мира достаточно тревожная, можно сказать, что банки испытывают определенную потребность в ликвидности. Из этого следует вывод, что ставки по использованию инструмента рефинансирования очень высоки для банков. Выходом здесь может служить только отмена привязки ставки по кредитам к ставке рефинансирования. Но Банк России остерегается сделать это, т.к. получит более низкие процентные доходы. В то же время получение прибыли не является целью деятельности ЦБ РФ, что прописано в ст. 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Таким образом, Банк России жертвует выполнением одной из своих функций для выполнения другой, которая в нормативных документах не прописана.

Другая проблема рефинансирования – отсутствие необходимого обеспечения у кредитных организаций для залога при получении кредитов в Центробанке. В настоящее время Банк России практически полностью расширил Ломбардный список инструментов, под обеспечение которых он выдает кредиты. В то же время в списке нет эмиссионных ценных бумаг – акций, наиболее ходовых ценных бумаг российского фондового рынка. Отсутствие данного инструмента объясняется высоким риском его использования. Этим и можно объяснить, что Банк России не позволяет применять акции, т.к. колебание их курсов достаточно велико.

Также существуют проблемы при поиске обеспечения для выдачи кредитов под залог активов, потому что Банк России предъявляет очень строгие требования к их качеству. Одновременно низкий поправочный коэффициент, учитываемый при расчете стоимости активов, делает их использование малоэффективным.

Кроме того, для проведения Центробанком грамотной кредитной политики необходимо серьезно повысить капитализацию банковской системы. Для увеличения собственного капитала банков, кроме предоставления субординированных кредитов, надо снять надуманные ограничения по формированию их капиталов акциями предприятий, землей; разрешить включать в капитал средства от переоценки имущества ежегодно, а не через три года; прекратить уменьшение капитала на величину вкладов в акции дочерних российских банков; разрешить вкладывать капитал в независимые банки без его уменьшения.

Нужно создать систему налоговых льгот, компенсирующих вмененные издержки банков и стимулирующих капитализацию прибыли. Налог на прибыль должен быть прогрессивным, с минимальной ставкой в 10%. Кроме того, надо разработать систему региональных преференциальных коэффициентов для экономических нормативов /12, с. 44/.

Помимо этого необходимо обеспечить субсидирование процентов по кредитам приоритетным секторам экономики, создать систему кредитования и страхования высокотехнологичного экспорта. Причем надо предоставлять долгосрочные кредиты в масштабах, на порядок больших, чем сейчас. Нужны госгарантии по кредитам, привлекаемым высокотехнологичными и инновационно активными предприятиями, при этом список таких кредитов и облигаций, утвержденных правительством, должен гарантировать их прием ЦБ в качестве залога при выдаче рефинансовых кредитов.

Таким образом, ЦБ РФ должен не только выполнять свою основную роль – кредитора последней инстанции, как это делают ЕЦБ и ФРС, но и обеспечить рефинансирование избирательно, с приоритетностью для предприятий, отобранных по принципу не только кредитоспособности, но и их вклада в экономическое развитие.


ВЫВОД


Денежно-кредитное регулирование – это совокупность мероприятий со стороны государства, регулирующих деятельность денежно-кредитной системы, показатели денежного обращения и кредита, рынка ссудных капиталов в целях воздействия на экономику. Денежно-кредитное регулирование выступает в качестве неотъемлемой части системы государственного управления экономикой и призвано содействовать целям, стоящим перед обществом в тот или иной период.

Сегодня кредитная политика Центрального Банка РФ имеет большое значение для России. Особенность ее заключается в том, что существуют различные инструменты и методы денежно-кредитного регулирования, которые сейчас активно использует Центробанк для достижения укрепления устойчивости банковской системы и кредитной политики.

К основным инструментам денежно-кредитной политики относятся рефинансирование коммерческих банков Банком России, создание коммерческими банками обязательных резервов и операции Центрального банка на открытом рынке ценных бумаг (первичном и вторичном). По мере развития рыночных отношений, ЦБ РФ постепенно переходит от прямых методов воздействия (первые два) к косвенным (обязательные резервы). Это связано с тем, что тенденция к дерегулированию финансовых рынков ведет к тому, что прямые методы воздействия теряют свою эффективность, а косвенные, наоборот, приобретают ее.

Основными задачами проводимой Банком России кредитной политики на протяжении ряда лет остаются: снижение годового уровня инфляции до примерно 5,5%, развитие финансовых рынков, совершенствование инструментов денежно-кредитного регулирования и возрастание роли рыночных механизмов, развитие банковской системы в целом. Эти задачи должны решаться поступательно и неуклонно. Однако можно заключить, что в течение ряда лет ЦБ РФ не удается в одиночку справиться с процессом инфляции в российской экономике. Это приводит к выводу о необходимости увеличения роли Правительства в сдерживании инфляции немонетарными методами.

Когда речь идет о выделении надзорных функций из круга полномочий Центрального банка Российской Федерации, то, возможно, это окажется целесообразным в будущем, но на сегодня это только ослабляет, а не усиливает возможности, которые имеются у государства по контролю над банковской системой. Второе важное направление - это сближение системы российского банковского учета с международными стандартами банковской отчетности. В настоящее время имеющиеся различия значительные и порождают непрозрачность банковской отчетности и недоверие к ней.

Банк России должен совместно с Правительством Российской Федерации активно воздействовать на улучшение условий, в которых осуществляется денежно-кредитная политика. В первую очередь это касается создания благоприятных предпосылок для активного функционирования рынка межбанковских кредитов и восстановления доверия к государственным ценным бумагам и укрепления на этой основе такого важного сегмента финансового рынка, как рынок государственных долговых обязательств.

Накопление Банком России значительных международных резервов и перспективы их последующего роста в случае высокой конъюнктуры мирового рынка энергоносителей создают возможность сформировать в России международный финансовый центр как инструмент повышения эффективности инвестирования этих резервов через российские финансовые институты, минуя иностранных посредников. В этой связи должны быть реализованы следующие мероприятия:

1. развитие крупных банковских холдингов (при активном участии государства) и реструктуризация большинства коммерческих банков в иные формы деятельности, в том числе учреждения кредитной кооперации; формирование крупной фондовой биржи с единым депозитарием; развитие национального рынка золота (платины и алмазов) с котировками в рублях;

2. принятие транспарентного законодательства в сфере регулирования финансового рынка (фондового, банковского, страхового и пенсионных накоплений);

3. внедрение практики кредитования иностранных государств, в том числе участников СНГ и стран Восточной Европы, в рублях;

4. стимулирование перехода государственных компаний на расчеты в рублях при экспортных поставках.

Что касается международных резервов, то эффективное управление ими должно обеспечивать как их сохранность, так и высокую доходность. При этом в первую очередь необходимо минимизировать инвестиционные риски. Инвестирование в 2007 г. значительного объема резервов Банка России в облигации компаний с недиверсифицированным бизнесом – американские ипотечные агентства Fannie Мае и Freddie Mac, позднее в ходе кризиса фактически национализированные, – предопределило высокий риск таких вложений, создало ситуацию неопределенности в отношении сохранности инвестированных средств.

Для того чтобы лучше вписаться в международную систему расчетов, в международные финансовые потоки, банковская система России должна совершенствоваться. Совершенствование в первую очередь необходимо по линии банковского надзора, по повышению достоверности банковской отчетности через применение жестких штрафных и иных санкций к кредитным организациям, прибегающим к намеренному искажению своей отчетности.

Однако на сегодняшний день направления денежно-кредитной политики России зависят от цен на нефть а при высоких ценах на нефть Россия не только не выиграет, а столкнется с весьма трудно разрешимыми проблемами. Банк России не сможет скупить всю дополнительную валюту, которая поступит в страну, не превысив при этом допустимый уровень увеличения денежной массы. Изымать средства путем увеличения предложения облигаций чревато ростом процентной ставки, что в свою очередь приведет к еще большему притоку средств в страну. А рассчитывать на стерилизационные возможности бюджета не приходится, поскольку власти при поступлении дополнительных средств, как правило, увеличивают госрасходы.

Для решения существующих проблем в области кредитного регулирования Банку России необходимо:

· пересмотреть в сторону уменьшения ставку рефинансирования. Опыт развитых стран показывает, что нигде ставка рефинансирования не превышает ставки по кредитам банков предприятиям. Наоборот, она, как правило, ниже, что позволяет центральным банкам рефинансировать кредитование коммерческими банками предприятий реального сектора. Следовательно, снижение процентных ставок будет способствовать росту инвестиций в основной капитал. Кроме того, необходимо расширять список ценных бумаг, принимаемых ЦБ РФ в обеспечение ломбардных кредитов;

· расширять Ломбардный список, по которому кредитные организации могли бы брать кредиты: включать в него акции наиболее крупные и стабильные организации и предприятия реального сектора экономики России, ипотечные ценные бумаги, другие инструменты;

· снижать ставки для наиболее благополучных кредитных организаций;

· предусматривать возможность беззалогового, а также бесплатного кредитования части суммы кредита;

· предусматривать систему кредитования внутридневным кредитом без залога с одновременным увеличением ставки по кредиту «овернайт»;

· рассматривать возможность кредитования банков под залог нерыночных активов типа основных средств кредитных организаций, материальных запасов и других неликвидных активов;

· увеличить срок кредитования кредитных организаций, предоставив им выбор периода кредитования самостоятельно, а не только из 1, 7 и 14 дней по ломбардным кредитам.

Таким образом, следует заметить, что в настоящее время реформы в банковском секторе продолжаются. Стратегическими целями этих преобразований являются: укрепление устойчивости банковской системы; повышение качества реализации банковским сектором функций по аккумулированию сбережений населения, средств предприятий, их трансформации в кредиты и инвестиции; предотвращение использования кредитных организаций для недобросовестной коммерческой практики.

Совершенствовать деятельность современного Центрального банка России можно только исходя из целей экономических. К таковым относятся стимулирование экономической активности, создание условий для занятости населения, стимулирование роста организованных сбережений, улучшение состояния платежного баланса, восстановление финансового рынка, необходимость взаимосвязанного развития реального и банковского сектора экономики. Только тогда у Банка России имеется возможность оказать содействие реальным российским производителям и обеспечить рост инвестиционной активности в нашей стране.

Такой подход к организации кредитного рынка России позволяет расширить возможности его участников и в целом поддержать функционирование экономической системы государства на мировом уровне.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Федеральный закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 г. № 85 (в ред. от 30.12.2008 г.)

2. Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации» от 02.12.1990 г. № 395-1 (в ред. от 28.04.2009 г.)

3. Алехин, Б.И. Кредитно-денежная политика: учебное пособие / Б.И. Алехин. – М.: Юнити, 2004. – 115 с. – ISBN 5-238-00799

4. Аметистова, Л.М. Роль банковской системы в экономике: учебное пособие / Л.М. Аметистова А.И. Полищук. – М.:МЭИ, 2003. – 39 с.

5. Андрюшин, С.А. Денежно-кредитная политика и глобальный финансовый кризис: вопросы методологии и уроки для России / С.А. Андрюшин, В.Г. Бурлачков // Вопросы экономики. – 2008. – № 11. – с. 38–50. – ISSN 0042-8736

6. Бабичева, Ю.А. Российские банки: проблемы роста и регулирования / Ю.А. Бабичева, Е.В. Мостовая. – М.: Экономика, 2006. – 278 с. – ISBN 5-282-12615-5

7. Белоглазова, Г.Н. Банковское дело: учебное пособие / Г.Н. Белоглазова, М.П. Криволецкая. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с. – ISBN 978-5-388-00061-3

8. Бокова, И.В. Финансы и кредит: краткий курс лекций / И.В.Бокова, С.П. Дядичко, И.П.Крымова. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. – 185 с. – ISBN 973-623-54-02

9. Братко, А.Г. Центральный банк в банковской системе России / А.Г. Братко. – М.: Спарк, 2001. – 335 с.

10. Веселов, А.И. Система рефинансирования Банка России: тенденции, проблемы и пути решения / А.И. Веселов // Финансы и кредит. – 2008. – № 27. – с. 10–18. – ISSN 0125-5416

11. Голикова, Ю.С. Банк России: организация деятельности / Ю.С. Голикова, М.А. Хохленкова. – М.: ДеКа, 2000. – 700 с. – ISBN 5-89645-018-4

12. Гуревич, М.И. К вопросу о совершенствовании денежно-кредитной политики / М.И. Гуревич // Деньги и кредит. – 2008. - № 5. – с. 43-46. – ISSN 015-511-17

13. Казимагомедов, А.А. Организация денежно-кредитного регулирования / А.А. Казимагомедов, С.М. Ильясов. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 272 с. – ISBN 5-279-02321-3

14. Ключников, И.К. Кредит и банки: учебное пособие / И.К. Ключников, О.А. Молчанова. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 176 с. – ISBN 978-5-279-03214-3

15. Котляров, М.А. Пути совершенствования основных направлений денежно-кредитной политики в России / М.А. Котляров // Финансы и кредит. – 2010. – № 4. – с. 4–38. – ISSN 0125-5416

16. Лаврушин, О.И. Банковское дело: современная система кредитования: учеб. пособие / О.И. Лаврушин, О.Н. Афанасьева, С.Л. Корниенко – М.: Кнорус, 2007. – 264 с. – ISBN 5-85971-606-6

17. Лаврушин, О.И. Деньги, кредит, банки: учебник / кол. авторов; под ред. О.И. Лаврушина. – 7-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 560 с. – ISBN 978-5-85971-441-4

18. Ларина, Л.С. Организация деятельности Центрального банка РФ: учеб. пособие / Л.С. Ларина, С.В. Сергеев. – М.: Юриспруденция, 2006. – 32 с.

19. Некипелов, А.С. Стратегия и тактика денежно-кредитной политики в условиях мирового экономического кризиса / А.С. Некипелов, М.Н. Головнин // Вопросы экономики. – 2010. – № 1. – с. 5–14. – ISSN 0042-8736

20. Порублева, М.А. Совершенствование денежно-кредитной политики Банка России в условиях глобализации / М.А. Порублева // Банковские услуги. – 2009. - №6. – с. 2-12. – ISSN 136-78-256

21. Садков, В.Г. Банковские системы развитых стран и совершенствование денежно-кредитной политики России / В.Г. Садков, О.П. Овчинникова. – М.: Прогресс, 2003. – 288 с. – ISBN 5-01-004746-2

22. Селезнев, А.В. Проблемы совершенствования кредитно-банковской системы / А.В. Некипелов // Экономист. – 2009. – №8. – с. 18-32. – ISSN 0216-873-5

23. Смуглов, А.М. Проблемы кредитной политики и пути их решения / А.М. Смуглов // Банковское дело. – 2009. - № 2. – с. 18-21. – ISSN 003-123-6

24. Тавасиев, А.М. Банковское дело: управление и технологии: учеб. пособие для вузов / А.М. Тавасиев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 863 с. – ISBN 5-238-00301-3

25. Тарасенко, О.А. Банковская система РФ и ее антикризисное регулирование: учеб пособие / О.А. Тарасенко. – М.: Норма, 2009. – 304 с. – ISBN 978-5-91768-012-5

26. Фетисов, Г.Г. Монетарная политика России: цели, инструменты и правила / Г.Г. Фетисов // Вопросы экономики. – 2008. – № 11. – с.4–24. – ISSN 0042-8736

27. Фетисов, Г.Г. Организация деятельности Центрального Банка: учебник / Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова. – М.: КНОРУС, 2006. – 432 с. – ISBN 5-85971-611-7

 


Инструмент

Срок

До 2.02

Изменение ставки с:

2.02

10.02

24.04

14.05

5.06

13.07

10.08

15.09

30.09

30.10

Ломбардные аукционы

14 дней

9,5

9,5

10,50

10,00

9,50

9,00

8,50

8,25

8,00

7,25

6,75

3 месяца

10,5

10,5

11,50

11,00

10,75

10,25

9,75

9,50

9,25

8,75

8,25

6 месяцев

11,25

11,25

12,25

11,75

11,25

10,75

10,25

10,00

9,75

9,25

8,75

12 месяцев

11,75

11,75

12,75

12,25

11,75

11,25

10,75

10,50

10,25

9,75

9,25

Прямое РЕПО на аукционной основе

(биржевое и внебиржевое)*

1 день

9,00

9,00

10,00

9,50

9,00

8,50

8,00

7,75

7,50

7,25

6,75

7 дней

9,50

9,50

10,50

10,00

9,50

9,00

8,50

8,25

8,00

7,25

6,75

90 дней

10,50

10,50

11,50

11,00

10,75

10,25

9,75

9,50

9,25

8,75

8,25

6 месяцев

11,25

11,25

12,25

11,75

11,25

10,75

10,25

10,00

9,75

9,25

8,75

12 месяцев

11,75

11,75

12,75

12,25

11,75

11,25

10,75

10,50

10,25

9,75

9,25

Кредиты без обеспечения

1 неделя

11,25

11,25

12,25

11,75

11,50

11,00

10,50

10,25

10,00

10,00

10,00

5 недель

11,50

11,50

12,50

12,00

11,75

11,25

10,75

10,50

10,25

10,25

10,25

3 месяца

11,75

11,75

12,75

12,25

12,00

11,50

11,00

10,75

10,50

10,50

10,50

6 месяцев

12,00

12,00

13,00

12,50

12,25

11,75

11,25

11,00

10,75

10,75

10,75

12 месяцев

-

-

-

-

12,75

12,25

11,75

11,50

11,25

11,25

11,25

Кредиты овернайт

1 день

13,00

13,00

13,00

12,50

12,00

11,50

11,00

10,75

10,50

10,00

9,50

Ломбардные кредиты

1 день

10,00

11,00

12,00

11,50

11,00

10,50

10,00

9,75

9,50

9,00

8,50

7 дней **

-

-

12,00

11,50

11,00

10,50

10,00

9,75

9,50

9,00

8,50

30 дней

10,25

11,00

12,00

11,50

11,00

10,50

10,00

9,75

9,50

9,00

8,50

Прямое РЕПО

1 день

10,00

11,00

12,00

11,50

11,00

10,50

10,00

9,75

9,50

9,00

8,50

7 дней

10,00

11,00

12,00

11,50

11,00

10,50

10,00

9,75

9,50

9,00

8,50

12 месяцев

-

-

-

-

-

11,25

10,75

10,50

10,25

9,75

9,25

Кредиты, обеспеченные

нерыночными активами или проручительствами

до 90 дней

11,00

11,25

12,00

11,50

11,00

10,50

10,00

9,75

9,50

9,00

8,50

от 91 до 180 дней

12,00

12,00

12,50

12,00

11,50

11,00

10,50

10,25

10,00

9,50

9,00

от 181 до 365 дней

13,00

13,00

13,00

12,50

12,00

11,50

11,00

10,75

10,50

10,00

9,50

Ставка рефинансирования

13,00

13,00

13,00

12,50

12,00

11,50

11,00

10,75

10,50

10,00

9,50

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 


ПРИЛОЖЕНИЕ Б


Период

Величина, %

28 декабря 2009 г. –

8,75

25 ноября 2009 г. – 27 декабря 2009 г.

9

30 октября 2009 г. – 24 ноября 2009 г.

9,5

30 сентября 2009 г. – 29 октября 2009 г.

10

15 сентября 2009 г. – 29 сентября 2009 г.

10,5

10 августа 2009 г. – 14 сентября 2009 г.

10,75

2009 г. – 9 августа 2009 г.

11

5 июня 2009 г. – 12 июля 2009 г.

11,5

14 мая 2009 г. – 4 июня 2009 г.

12

24 апреля 2009 г. – 13 мая 2009 г.

12,5

1 декабря 2008 г. – 23 апреля 2009 г.

13

12 ноября 2008 г. – 30 ноября 2008 г.

12

14 июля 2008 г. – 11 ноября 2008 г.

11

10 июня 2008 г. – 13 июля 2008 г.

10,75

29 апреля 2008 г. – 9 июня 2008 г.

10,5

4 февраля 2008 г. – 28 апреля 2008 г.

10,25

19 июня 2007 г. – 3 февраля 2008 г.

10

29 января 2007 г. – 18 июня 2007 г.

10,5

23 октября 2006 г. – 28 января 2007 г.

11

26 июня 2006 г. – 22 октября 2006 г.

11,5

26 декабря 2005 г. – 25 июня 2006 г.

12

15 июня 2004 г. – 25 декабря 2005 г.

13

15 января 2004 г. – 14 июня 2004 г.

14

21 июня 2003 г. – 14 января 2004 г.

16

17 февраля 2003 г. – 20 июня 2003 г.

18

Динамика ставки рефинансирования Центрального банка РФ






















Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ Б


ПРИЛОЖЕНИЕ В


Ломбардный список Банка России (на 31 декабря 2009 г.)


1. Государственные облигации Российской Федерации и облигации

Банка России

1.1. Минфин РФ – OФЗ (все выпуски), Eврооблигации РФ (все выпуски)

1.2. Банк России – Oблигации Банка России (все выпуски)

2. Облигации ипотечных агентств

2.1. ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (АИЖК)

3. Облигации с ипотечным покрытием

3.1. ОАО «Коммерческий банк «Московское ипотечное агентство» (МИА) 3.2. ЗАО «Первый ипотечный агент АИЖК»

3.3. ЗАО «Второй ипотечный агент АИЖК» 

3.4. ОАО «Ипотечная специализированная организация ГПБ-Ипотека» 3.5. ЗАО «НИА ВТБ 001»

3.6. ЗАО «Ипотечный агент АИЖК 2008-1»

3.7. ЗАО «Ипотечный агент МБРР»

4. Облигации юридических лиц–резидентов Российской Федерации

4.1. Облигации кредитных организаций и Внешэкономбанка

4.1.1. ОАО Банк ВТБ

4.1.2. ЗАО «Банк Русский Стандарт»

4.1.3. ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк»

4.1.4. АБ «Газпромбанк» (ЗАО) «ГПБ» (ОАО)

4.1.5. ЗАО «Коммерческий банк ДельтаКредит»

4.1.6. ОАО «ТрансКредитБанк»

4.1.7. ОАО АКБ «АК БАРС»

4.1.9. ОАО «МДМ Банк»

4.1.10. ООО «Русфинанс Банк»

4.1.11. ОАО Банк «Возрождение»

4.1.12. ОАО Банк ЗЕНИТ

4.1.13. ОАО КБ «Петрокоммерц»

4.1.14. ОАО «НОМОС - БАНК»

4.1.15. ОАО «Промсвязьбанк»

4.1.16. ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»

4.1.17. АКБ «СОЮЗ» (ОАО)

4.1.18. КБ «Ренессанс Капитал» (ООО)

4.1.19. ОАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК»

4.1.20. Банк ВТБ 24 (ЗАО)

4.1.21. БАНК КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА (ЗАО)

4.1.22. ОАО «Банк Москвы»

4.1.23. ЗАО «Международный Промышленный Банк»

4.1.24. АКБ «МБРР» (ОАО)

4.1.25. Банк НФК (ЗАО)

4.1.26. ОАО «Русь-Банк»

4.1.27. ОАО «СКБ-банк»

4.1.28. ОАО «АИКБ «Татфондбанк»

4.1.29. КБ «ЮНИАСТРУМ БАНК» (ООО) 

4.1.30. «Мастер-Банк» (ОАО)

4.1.31. КБ «Москоммерцбанк» (ООО)

4.1.32. ОАО КБ «Восточный»

4.1.33. ОАО «Первобанк» 

4.1.34. «Мой Банк» (ООО) 

4.1.35. ОАО ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ БАНК

4.1.36. ЗАО «Райффайзенбанк»

4.1.37. Внешэкономбанк

4.1.38. ЗАО КБ «КЕДР»

4.1.39. ОАО КБ «Центр-инвест»

4.2. Облигации некредитных организаций, имеющих рейтинг по

международной шкале, соответствующий требованиям Банка России

4.2.1. ОАО «Газпром»

4.2.2. ОАО «Российские железные дороги»

4.2.3. ОАО «Лукойл»

4.2.4. ОАО «СИБУР Холдинг»

4.2.5. ОАО «Федеральная компания Единой энергетической системы»

4.2.6. ОАО «Мосэнерго»

4.2.7. ОАО «ВолгаТелеком»

4.2.8. ОАО «Московская городская телефонная сеть»

4.2.9. ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания»

4.2.10. ОАО «Северо-Западный Телеком»

4.2.11. ОАО «Трубная Металлургическая Компания»

4.2.12. ОАО «Уралсвязьинформ»

4.2.13. ОАО «Нижнекамскнефтехим»

4.2.14. ОАО «Сибирьтелеком»

4.2.15. ОАО «Центральная телекоммуникационная компания»

4.2.16. ОАО «Дальсвязь»

4.2.17. ООО «ВТБ-Лизинг Финанс

4.2.18. ООО «Альянс Финанс»

4.2.19. ООО «Лизинговая компания УРАЛСИБ»

4.2.20. ОАО АФК «Система»

4.2.21. ОАО «Мобильные ТелеСистемы»

4.2.22. ЗАО «Гражданские самолеты Сухого»

4.2.23. ОАО «Группа ЛСР»

4.2.24. ООО «ВымпелКом-Инвест»

4.2.25. ООО «ИКС 4 ФИНАНС»

4.2.26. ОАО «ЮТК»

4.2.27. ОАО «МОЭК»

4.2.28. ОАО «МОЭСК»

4.2.29. ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут»

4.2.30. ОАО «ОГК-4»

4.2.31. ООО «РВК-Финанс»

4.2.32. ОАО «Таттелеком»

4.2.33. ОАО АК «Якутскэнерго»

4.2.34. ОАО «Центр по перевозке грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер»

4.2.35. ОАО «Управляющая компания ГидроОГК»

4.2.36. ООО «Объединенные кондитеры – Финанс»

4.2.37. ООО «НС-финанс»

4.2.38. ОАО «Газпром нефть»

4.2.39. ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» 4.2.40. ОАО «Объединенные машиностроительные заводы»

4.2.41. ОАО «СИТРОНИКС»

4.2.42. ОАО «Северсталь»

4.2.43. ООО «СИБМЕТИНВЕСТ»

4.2.44. ОАО «Акрон»

4.2.45. ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат»

4.2.46. ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»

4.3. Облигации организаций, включенных в Перечень

системообразующих организаций, утвержденный Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики

4.3.1. ОАО «Северсталь-авто» (ОАО «СОЛЛЕРС»)

4.3.2. ОАО «Мечел»

4.3.3. ОАО «Челябинский трубопрокатный завод»

4.3.4. ОАО «АВТОВАЗ»

Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ В

4.3.5. ОАО «ОГК-6»

4.3.6. ОАО «ТГК-2»

4.3.7. ОАО «ТГК-4»

4.3.8. ОАО «ТГК-10»

4.3.9. ОАО «ТГК-1»

4.3.10. ОАО НК «РуссНефть»

4.3.11. ООО «Моссельпром Финанс»

4.3.12. ОАО «Газэнергосеть»

4.3.13. ЗАО «Трансмашхолдинг» 

4.3.14. ООО «Мираторг Финанс»

5. Облигации международных финансовых организаций

5.1. Европейский Банк Реконструкции и Развития

5.2. Евразийский банк развития

6. Долговые эмиссионные ценные бумаги, выпущенные юридическими лицами-нерезидентами Российской Федерации за пределами

Российской Федерации

6.1. Kuznetski Capital S.A.

6.2. VTB Capital S.A.

6.3. RSHB Capital S.A.

6.4. Dresdner Bank AG

6.5. Morgan Stanley Bank AG

6.6. Gazprom Int S.A.

6.7. GAZ Capital S.A.

6.8. SB Capital S.A. 

6.9. Citigroup Global Market

6.10. GPB Eurobond Finance 

6.11. Promsvyaz Finance PLC

6.12. IIB Luxembourg S.A.

6.13. AK BARS Luxembourg S.A.

6.14. MDM International Funding plc

6.15. TNK-BP Finance S.A. 

6.16. TransCapitalInvest Limited

6.17. Lukoil International Finance B.V.

6.18. Transcredit Finance p.l.c. 

6.19. Mobile TeleSystems Finance S.A.

6.20. Alfa MTN Markets Limited

6.21. PSB Finance S.A.

6.22. Evraz Group S.A.

6.23. Steel Capital SA

6.24. Sibacademfinance plc

6.25. European Bank for Reconstruction and Development 

6.26. Fundus Mortgages 2008 limited

6.27. Finis Mortgages 2008 limited

6.28. GPB Credit Risk Management S.A.

6.29. Goldman Sachs Financial Solutions Plc.

6.30. White Nights Finance B.V.

7. Акции юридических лиц–резидентов Российской Федерации, не являющихся кредитными организациями

7.1. Обыкновенные акции

7.1.1. Иркутское ОАОэнергетики и электрификации

7.1.2. ОАО«Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ»

7.1.3. ОАО энергетики и электрификации «Мосэнерго»

7.1.4. ОАО «РусГидро»

7.1.5. ОАО «Татнефть» имени В.Д. Шашина

7.1.6. ОАО «Московская объединенная электросетевая компания»

7.1.7. ОАО «Газпромнефть»

7.1.8. ОАО «Магнитогорский Металлургический Комбинат»

7.1.9. ОАО «Мобильные ТелеСистемы»

7.1.10. ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат»

7.1.11. ОАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель»

7.1.12. ОАО «Нефтяная компания «Роснефть»

7.1.13. ОАО «Северсталь»

7.1.14. ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической

системы»

7.1.15. ОАО «Газпром»

7.1.16. ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии»

7.1.17. ОАО «ОГК-1»

7.1.18. ОАО «ОГК-2»

7.1.19. ОАО «ОГК-3»

7.1.20. ОАО «ОГК-4»

7.1.21. ОАО «ОГК-5»

7.1.22. ОАО «ОГК-6»

7.1.23. ОАО «НОВАТЭК»

7.1.24. ОАО «Полюс Золото»

7.1.25. ОАО «Мечел»

7.1.26. ОАО «КАМАЗ»

7.2. Привилегированные акции

7.2.1. ОАО «Татнефть» имени В.Д. Шашина

7.2.2. ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть»


[1] Банк России. Информационно-аналитические материалы. Денежно-кредитная политика. Рефинансирование (кредитование) кредитных организаций как инструмент денежно-кредитной политики Банка России [Электронный документ]. (#"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] Широкая денежная масса включает выпущенные в обращение Банком России наличные деньги (за исключением сумм наличности, находящейся в кассах Банка России и кредитных организаций), средства резидентов Российской Федерации (физических лиц и организаций, за исключением кредитных) на открытых в банковской системе расчетных, текущих, депозитных счетах в валюте Российской Федерации, в иностранной валюте, в драгоценных металлах, а также все начисленные проценты по депозитным операциям.

[3]  Денежная база в широком определении включает выпущенные в обращение Банком России наличные деньги (с учетом остатков средств в кассах кредитных организаций), средства на счетах обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России, средства на корреспондентских счетах в валюте Российской Федерации (включая усредненные остатки обязательных резервов) и депозитных счетах кредитных организаций в Банке России, вложения кредитных организаций в облигации Банка России (по рыночной стоимости), а также иные обязательства Банка России по операциям с кредитными организациями в валюте Российской Федерации

*  Банк России ежедневно устанавливает минимальную ставку на уровне не ниже минимальных процентных ставок для указанных операций, установленных Советом директоров Банка России.

**  До 10.02.2009 по средневзвешенной ставке ломбардного аукциона на 14 дней.


Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.