РУБРИКИ |
Рынок ОВГЗ и роль НБУ |
РЕКЛАМА |
|
Рынок ОВГЗ и роль НБУРынок ОВГЗ и роль НБУМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ОДЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра банковского дела Дата регистрации____________ КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: ”РЫНОК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ И РОЛЬ НБУ” Студента КЭФ Группы 42 Шуллы С.Л. Руководитель: преп. Ярошенко Ж.А. ОДЕССА 2001 СОДЕРЖАНИЕ СТР. Введение 1. Общая характеристика государственных ценных бумаг 4 1. Виды государственных ценных бумаг 4 2. Общие условия выпуска и размещения 6 3. Особенности эмиссии государственных ценых бумаг на примере США и ФРГ 7 2. Рынок государственных облигаций на Украине и роль НБУ 12 1. Механизм реализации методов регулирования рынка государственных облигаций на Украине 12 2. Особености рынка облигаций внутреннего государственного займа Украины 16 3. Проблемы и перспективы развития рынка облигаций государственного займа на Украине 18 Заключение Литература Приложения ВВЕДЕНИЕ Государственные ценные бумаги – наиболее надежные среди долговых бумаг, риски по ним минимальные, и в этом их особая привлекательность. Поэтому понимание механизма работы рынка ОВГЗ (а именно этот вид государственных ценных бумаг получил наибольшее распространение в Украине) дает мощный теоретический и практический материал для безрискового инвестирования средств во времена экономической и политической неопределенности. Поэтому в своей работе я старался по-возможности полнее раскрыть роль и функции облигаций и оценить перспективы развития рынка ОВГЗ, а также определить место и значение Национального банка Украины на этом рынке. В своей работе я использовал как отечественные, так и заграничные источники информации о состоянии рынка государственных облигаций в некоторых странах мира и Украине, возможности государственных облигаций как могущественного инструмента финансового рынка. Не остались без моего внимания как первичный, так и вторичный рынки ОВГЗ. В частности, в своей работе я старался раскрыть специфику структуры недостатки и перспективы развития украинского рынка гособлигаций. Значительный объем информации относительно широчайшего круга вопросов
относительно ОВГЗ я получил из работы кандидата юридических наук, юриста-
практика В.А.Мельника под названием “Рынок ценных бумаг”, которое вышло в Оперативную информацию относительно эмиссии и изменения цен ОВГЗ я получал из журналов «Вісник НБУ”,“Бизнес”, «Контракты». В своей работе я стремился не только показать место и роль государственных облигаций в экономике Украины, но и собрать практический материал, который может быть использован для более детального изучения данного рынка. При этом мною были выработаны некоторые предложения относительно дальнейшего развития рынка гоударственных ценных бумаг- в целом, и облигаций внутреннего государственного займа,- в частности. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕНЫХ БУМАГ. 1. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ В общем виде ценная бумага представляет собой документ, который отражает
связанные с ним права собственности на имущество или на получение дохода. Государственные долговые обязательства, исходя из тех задач, которые они решают, занимают важное место на рынке ценных бумаг. В экономически развитых странах виды их достаточно разнообразны, однако в структуре общего объема выпуска государственных долговых ценных бумаг преобладают облигации. Облигации — это долговое обязательство, подтверждающее отношение займа
между инвестором и эмитентом, при этом эмитент (заемщик) гарантирует
инвестору (кредитору) выплату определенной суммы по истечении
установленного срока и ежегодного дохода в виде фиксированного или
плавающего процента. Государственные ценные бумаги являются наиболее надежными и ликвидными, поскольку они обеспечены финансовыми и иными ресурсами государства. Неслучайно в развитых странах по степени надежности облигации ранжируются в следующем порядке: облигации центрального правительства и облигации, гарантированные им, муниципальные облигации и облигации акционерных обществ. По сроку действия облигации делятся на краткосрочные —от нескольких
недель до года, среднесрочные — от 1 года до 5 лет, долгосрочные — от 5 до Следует отметить, что временной период, лежащий в основе перечисленных групп, не носит абсолютный характер. К примеру, к среднесрочным относят облигации со сроком жизни от 2 до 10 лет, к долгосрочным — от 10 до 30 лет. Выплата дохода по облигациям производится в виде процента или купона. В Украине облигации от лица государства выпускаются министерством финансов, которое выступает гарантом их своевременного погашения. Объемы выпуска облигаций внутреннего государственного займа устанавливаются постановлением Кабинета министров (соответственно Закону Украины “О ценных бумагах и фондовой бирже”). Генеральным агентом по обслуживанию выпуска и погашению ОВДП, согласно действующему украинскому законодательству, выступает Национальный банк Украины. Средства от размещения государственных облигаций зачисляются в государственный бюджет. Таким образом, государственные облигации выпускаются с целью финансирования общегосударственных (бюджетных) потребностей Что касается погашения государственных облигаций, то они могут погашаться на таких условиях: - уплаты номинальной стоимости облигаций при выпуске дисконтных облигаций; - уплаты процента (фиксированного или плавающего) при выпуске процентных облигаций; - конверсионных выплат для конвертируемых облигаций; В отличие от государственных, облигации предприятий или учреждений могут выпускаться еще и на условиях уплаты дохода в натуральной форме при выпуске беспроцентных облигаций. Сегодня в обращении на внутреннем рынке находятся три основных вида государственных облигаций Украины: • конверсионные облигации внутреннего государственного займа (КОВГЗ) с погашением в 2001—2004 годах рн. Весь выпуск разбит на равные транши, которые будут погашаться раз в полгода. По облигациям начисляются проценты раз в полгода на уровне доходности 3-месячных государственных облигаций или учетной ставки НБУ (около 19—20% годовых); • процентные ОВГЗ (ПОВГЗ)-с погашением в 2002—2010 годах. Весь выпуск
разбит на равные транши, которые будут погашаться ежемесячно. НБУ пока что
предлагает самые краткосрочные бумаги с погашением в следующем году. • старые ОВГЗ и новые краткосрочные государственные облигации (КГО), размещаемые Минфином с начала февраля текущего года. Это дисконтные облигации, поэтому их доходность рассчитывается исключительно исходя из соотношения цены покупки, номинала (соответственно 100 грн для ОВГЗ и 1000 грн для КГО) и срока погашения. Казначейские векселя. Это основной вид краткосрочных обязательств в развитых странах. Они выпускаются обычно на срок 3,6 и 12 месяцев (в США, например, они выпускаются на срок от нескольких недель до года). Первичное размещение новых выпусков казначейских векселей происходит на регулярно проводимых аукционах уполномоченными банками. Реализуются они по цене ниже номинала, а погашаются по полной нарицательной стоимости. Практически большинство инвесторов приобретают казначейские векселя странах с развитой экономикой на активно действующем первичном рынке ценных бумаг. Данный вид долговых обязательств имеет огромные объемы и очень высокую надёжность, в связи с чем они служат ориентиром на денежном рынке. Эмиссия и погашение казначейских векселей осуществляются центральными банками по поручению казначейства, т. е. министерства финансов. Казначейские ноты. Это рыночные государственные ценные бумаги, один из видов среднесрочных государственных обязательств. Выпускаются министерством финансов или специальными государственными финансовыми органами. Муниципальные облигации.Эти ценные бумаги тесно примыкают к государственным долговым обязательствам; выпускаются местными органами власти (штаты, округ, город). Наиболее типичными являются два вида муниципальных облигаций: облигации общего долга и доходные облигации. Выпуск облигаций общего долга означает, что выплата процентов по ним и их погашение обеспечиваются сбором местных налогов. Эмиссия подобных облигаций предназначена для финансирования строительства муниципальных больниц, школ. Поскольку расширение налогов в муниципалитетах проблематично, облигации общего долга менее привлекательны для инвесторов, чем доходные облигации. Выплата процентов по доходным облигациям и их погашение осуществляются за счет доходов от платных строений, учреждений и иных сооружений, создаваемых местными органами власти за счет средств, полученных от эмиссии муниципальных ценных бумаг. Выпускаются и так называемые гибридные мунципальные облигации, выплата процентов по которым и погашение производятся за счет указанных выше источников: налогов и доходов от построен-ных платных объектов (эстакад, мостов, жилых домов, гаражей и др.) Сберегательные облигации относятся к разряду нерыночных государственных ценных бумаг, так как не подлежат купле-продаже. Эмитентами этих долговых обязательств выступают правительство или местные органы власти. Облигации регистрируются на держателя (покупателя). По сути они являются формой сбережений граждан. Возмещение по сберегательным облигациям производится покупателю. Они высоколиквидны, погашаются по номиналу по требованию владельца. Специальные выпуски облигаций .Для снижения бюджетного дефицита и
привлечения сбережений населения для финансирования и рефинансирования
государственного долга многие страны Запада прибегают к выпуску 1.2 ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ВЫПУСКА И РАЗМЕЩЕНИЯ В экономически развитых странах государственные ценные бумаги играют значительную роль в финансировании государственных расходов, поддержании ликвидности банковской системы, развитии экономики в целом. Затраты госбюджета, превышающие доходы, можно финансировать и за счет
кредита, взятого государством у центрального или коммерческих банков. Таким образом, наиболее приемлемым вариантом финансирования расходов
государственного бюджета является выпуск государственных ценных бумаг. Финансирование текущего дефицита бюджета. Такая необходимость возникает в связи с возможными разрывами между государственными доходами и расходами: поступления в бюджет обычно приходятся на определенные даты, а расходы распределяются более равномерно. Погашение ранее размещенных займов. Потребность в эмиссии государственных ценных бумаг для данной цели возникает и при бездефицитности государственного бюджета. Сглаживание колебаний при поступлении налоговых платежей в бюджет Обеспечение коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов ликвидными и высоколиквидными резервными активами. В ряде стран для этой цели использовались краткосрочные государственные ценные бумаги. Вкладывая в выпускаемые правительством долговые обязательства часть своих ресурсов, кредитно-финансовые учреждения получают доход в виде процента. Финансирование собственных программ местных органов и капиталоемких проектов, а также привлечение средств во внебюджетные фонды. Государственные ценные бумаги, выпускаемые центральным правительством и местными органами власти с целью мобилизации денежных ресурсов, бывают двух типов: рыночные ценные бумаги и нерыночные государственные долговые обязательства. Рыночные ценные бумаги свободно обращаются и могут перепродаваться другим субъектам после их первичного размещения. К ним относятся: казначейские векселя, различные среднесрочные облигации (ноты) и долгосрочные государственные долговые обязательства. Нерыночные государственные долговые обязательства предназначены для размещения главным образом среди населения. Они не могут свободно переходить от одного владельца к другому. Эти ценные бумаги являются особенно эффективными в условиях развития рынка ценных бумаг. Первичное размещение государственных ценных бумаг осуществляется с помощью посредников. Среди последних гглавенствующее положение занимают центральные банки, которые не только организуют работу по размещению новых займов, но и в ряде случаев сами приобретают крупные пакеты правительственных долговых обязательств. В некоторых государствах эти функции выполняют министерства финансов, а в большинстве стран с развитой экономикой в качестве посредников при первичном размещении государственных ценных бумаг могут выступать коммерческие и инвестиционные банки, банкирские дома. Вместе с тем в ряде государств существуют запреты на участие в качестве посредников коммерческих банков. Основными способами размещения государственных ценных бумаг являются: аукционы, открытая продажа, индивидуальное размещение. Аукционная форма первичного размещения ценных бумаг характерна для большинства стран с развитой экономикой. Подобным путем реализуются краткосрочные долговые обязательства, а в отдельных государствах — среднесрочные и долгосрочные. Потенциальные покупатели заранее подают заявки устроителям аукциона с указанием объема ценных бумаг, которые они хотели бы приобрести с учетом содержащейся в заявке цены. При этом участие в аукционе может быть на конкурентной и неконкурентной основе. Открытая продажа государственных ценных бумаг производится с помощью посредников (агентов), которыми могут выступать центральный банк или иные кредитно-финансовые институты (в основном инвестиционные банки). Эта процедура продолжается в течение длительного периода (от нескольких недель до нескольких месяцев), условия продажи публикуются заранее. При индивидуальном размещении министерство финансов по поручению
правительства ведет переговоры с крупными инвесторами о получении кредита
под выпуск долговых обязательств. Оговариваются условия получения кредита Эмитентами государственных ценных бумаг могут быть не только центральные, но и местные органы власти (муниципальные долговые обязательства). Рыночные государственные ценные бумаги считаются наиболее надежными и ликвидными, поэтому активно продаются на вторичном рынке. 3. ОСОБЕННОСТИ ЭМИССИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ НА ПРИМЕРЕ США И ФРГ Государственные долговые обязательства США. Американский рынок ценных бумаг, в том числе государственных долговых обязательств, является наиболее развитым в мире Он выделяется не только по объемам, но и по разнообразию государственных облигаций ( рис.1). Основным эмитентом государственных долговых обязательств выступает федеральное правительство в лице министерства финансов, которое выпускает как рыночные, так и нерыночные ценные бумаги, причем первые преобладают. К рыночным ценным бумагам в США относятся: краткосрочные казначейские векселя, среднесрочные ноты и долгосрочные облигации. Срок обращения краткосрочных казначейских векселей — от нескольких
недель до года. Они введены в практику в 1929 г., размещаются посредством
аукционов, для участия в которых необходимо подать заявку в Финансовое
управление Министерства финансов или отделение банка, являющегося его
агентом. Казначейские векселя — беспроцентная ценная бумага, они
реализуются со скидкой по отношению к их номинальной стоимости, а доход
образуется за счет разницы между ценой погашения и ценой реализации Рис.1. Виды государственных ценых бумаг США Среднесрочные ноты. Эти ценные бумаги выпускаются Казначейством США на срок от 1 года до 3, а иногда до 4 лет. С 1986 г. новые выпуски нот осуществляются в виде бухгалтерских записей на счетах. Ноты выпускаются в основном ежеквартально, за исключением нот со сроком погашения 2 года, которые продаются за неделю до окончания каждого месяца (на аукционной основе). Долгосрочные облигации. Характерной чертой долгосрочных облигаций США является длительный срок их обращения: от 5 до 20—30 лет. Такие облигации называются бонами. В настоящее время более эффективными считаются десятилетние и тридцатилетние облигации. Долгосрочные облигации, как и среднесрочные ноты, приносят их держателям фиксированный процентный доход к номиналу. Вместе с тем для повышения конкурентоспособности на рынке ценных бумаг облигации реализуются со скидкой относительно их номинальной стоимости. Облигации выпускаются в безналичной форме и размещаются на аукционах. Нерыночные ценные бумаги в США достаточно многообразны: сберегательные облигации, облигации пенсионных планов, индивидуальные пенсионные облигации, депозитные облигации и др. Сберегательные облигации размещаются главным образом среди населения. Облигации пенсионных планов и индивидуальные пенсионные облигации используются для накопления средств, необходимых для пенсионного обеспечения лиц, не работающих по найму, а занятых самостоятельно. Муниципальные облигации. Этот вид облигаций получил широкое распространение и характеризуется большим разнообразием (например, муниципальные ноты, специальные налоговые облигации). Выпускаются долгосрочные и краткосрочные муниципальные облигации; в
зависимости от целей выпуска они находятся в обращении от 30 дней до
нескольких десятков лет. Выпускаются местными органами власти как для
финансирования бюджета, так и для развития социально-культурной сферы Существуют также ценные бумаги, гарантированные федеральным правительством. Их эмитентами являются организации, пользующиеся поддержкой правительства. К этим ценным бумагам относятся: облигации Азиатского банка развития; облигации Системы фермерского кредита; облигации федеральных банков жилищного кредита и др. Государственные ценные бумаги ФРГ. Рынок государственных ценных бумаг в Государственные долговые обязательства Германии отличаются большим разнообразием. Правительство выпускает облигации ФРГ, федеральные облигации, федералъные кассовые облигации, казначейские финансовые обязательства, а также финансовые инструменты: долговые сертификаты, сберегательные сертификаты, беспроцентные казначейские сертификаты ( рис.2). Рис.2. Виды государственных ценных бумаг ФРГ С 1952 г. начали выпускаться облигации ФРГ, которые длительное время
играли незначительную роль в финансировании расходов государственного
бюджета. Однако постепенно высокая надежность и налоговые льготы привлекли
к ним внимание национальных и зарубежных банков, частных лиц и прочих
инвесторов (страховых компаний, инвестиционных фондов).Обычный срок
облигаций ФРГ — 10 лет, но имеются облигации с периодом обращения от 5 до Федеральные облигации выпускаются сроком на 5 лет с минимальной номинальной стоимостью 100 немецких марок. Они обращаются в безбумажной форме в виде записей в Федеральном долговом регистре. Федеральные облигации рассчитаны главным образом на население. Федеральные кассовые облигации выпускаются на срок от 3 до 5 лет, т. е. они являются среднесрочными долговыми обязательствами. Эмитируются в форме записей в Федеральной долговой книге; минимальная номинальная стоимость облигации — 5 тыс. немецких марок. Казначейские финансовые обязательства выпускаются на 1 и 2 года. Они реализуются по цене, ниже номинальной. Иными словами, это дисконтная ценная бумага, рассчитанная на мелких вкладчиков. Долговые сертификаты относятся в ФРГ к разряду финансовых инструментов. Беспроцентные казначейские сертификаты — финансовый инструмент, который выпускается для повышения ликвидности банковской системы и удовлетворения потребностей правительства в финансовых ресурсах. Сберегательные сертификаты являются нерыночными ценными бумагами. Они представлены двумя типами, обозначенными буквами «А» и «Б». Инвесторами выступают в основном частные лица. Срок обращения облигаций типа «А» — 6 лет, типа «Б» — 7 лет. Как и другие виды облигаций, они не существуют в бумажной форме. Их минимальная стоимость составляет 100 немецких марок. Облигации федеральной железнодорожной и федеральной почтовой служб, а также правительства земель ФРГ предназначены для большого круга инвесторов и являются высоколиквидными ценными бумагами. Выпуск государственных долговых обязательств в ФРГ регламентируется Государственные облигации в других западноевропейских странах чрезвычайно разнообразны по условиям выпуска, размещения, срокам обращения, выплате дохода. Они выпускаются главным образом для финансирования дефицита государственного бюджета. 2. РЫНОК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЛИГАЦИЙ НА УКРИНЕ И РОЛЬ НБУ 1. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЛИГАЦИЙ НА УКРАИНЕ Строгая регламентация рынка ОВГЗ выражается в обязанности всех его
участников соблюдать достаточно жесткие процедуры совершения сделок и учета
проводимых операций. Привлечение ряда негосударственных организаций в
качестве официальных дилеров явилось новшеством в торговле государственными
ценными бумагами в стране. Эти организации прежде всего призваны на
профессиональном уровне обеспечивать большой оборот торговли, расчеты и
учет держателей облигаций. Однако основная организационная роль на рынке Таким образом, одной из главных отличительных черт организации современного рынка государственных облигаций является развитие цивилизованного взаимодействия административных и рыночных структур с целью совершенствования и укрепления этого рынка. Указанное взаимодействие может быть проиллюстрировано организационной структурой рынка ОВГЗ (рис. 3). …….. …….. ….…. где 1,2,….,n- инвесторы Рис.3. Организационная структура рынка ОВГЗ В рассматриваемой структуре можно выделить три уровня взаимодействия,
или три сектора. Сектор организаторов рынка включает Министерство финансов
и Национальный банк Украины, которые, представляя административные
структуры, устанавливают предмет и порядок взаимодействия, а также состав
участников рынка. В сектор функционального обеспечения входят организации,
осуществляющие заключение сделок, расчеты по ним и ряд других функций. Сектор организаторов рынка, устанавливая общие «правила игры» и состав его участников,реализует свою стратегическую функцию централизованного заимствования государством временно свободных денежных средств у участников рынка и управления денежно- кредитной сферой. Поскольку выпуск ОВГЗ осуществляется в виде записей по счетам их владельцев (т. е. счетам «депо»), весь объем выпуска оформляется одним общим сертификатом, хранящимся в НБУ и погашающимся одновременно с погашением данного выпуска облигаций. Для обеспечения учета облигаций и их владельцев используется механизм
двухуровневой депозитарной системы, включающий центральный депозитарий и
сеть субдепозитариев. Депозитарий открывает счета только зарегистрированным
дилерам, причем учет облигаций, принадлежащих самому дилеру и его клиентам,
осуществляется раздельно. Для этой цели используются два типа счетов:
дилерский счет и клиентский счет — отдельно по каждому выпуску облигаций. Обязанностью каждого дилера является ведение реестра регистрационных
кодов и внутренних лицевых счетов облигаций (счетов «депо»), приобретаемых
по поручению клиентов. Эта обязанность реализуется с помощью
субдепозитариев, ведение которых относится к числу обязательных функций
дилера. Двухуровневая депозитарная система позволяет постоянно
контролировать состав владельцев облигаций и защищать интересы инвесторов. Осуществление функций денежных расчетов по операциям с облигациями на рынке закреплено за специальной организацией — Расчетной системой. Все зарегистрированные дилеры обязаны открывать в ней счета, посредством которых осуществляются платежи по сделкам. Зачисление и списывание средств по этим счетам происходит через счет, открываемый Расчетной системой в РКЦ. Расчеты по сделкам с облигациями между дилерами выполняются в течение
одного дня, а между дилерами и другими организациями- в обычном порядке. В Указанные функции выполняются в рамках Торговой системы на основании договора с НБУ. Торговая система представляет собой организацию, осуществляющую техническое обеспечение и поддерживающую регламент совершения сделок с облигациями. Облигации могут переходить от одного владельца к другому только в результате операций купли-продажи, зарегистрированных этой системой. Торговая система функционирует на основании договора с НБУ и двухсторонних договоров с дилерами. В целом сектор функционального обеспечения не имеет права выступать в
качестве посредника, продавца или покупателя на рынке облигаций. Выполнение
функций Депозитария, Торговой и Расчетной систем совмещает уполномоченная Участники рынка облигаций могут выступать в качестве либо инвесторов, либо дилеров. Дилером может быть любое инвестиционное учреждение (т. е. институциональный профессиональный участник рынка ценных бумаг), заключившее соответствующий договор с НБУ: банки, брокерские компании и т. д. Договор заключается лишь с организацией, успешно прошедшей процедуру проверки со стороны организаторов и контролирующих органов рынка, которыми являются Министерство финансов. Центральный банк, а также налоговые органы. Для участия в аукционах по размещению облигаций дилеры подают заявки на их приобретение в размере не менее 1% объявленного номинального объема выпуска. Кроме того, за время действия договора с НБУ дилер обязан приобрести не менее 1% общего количества реализованных на прошедших аукционах облигаций. Дилеры выполняют три основные функции. Во-первых, они осуществляют посредничество в заключении сделок и поэтому являются членами Торговой системы. Посредничество— единственный путь для инвесторов совершать операции на рынке облигаций. Во-вторых, они ведут учет владельцев облигаций, для чего каждый дилер обязан стать членом депозитарной системы, открыв при своей организации субдепозитарий. В-третьих, обязанностью дилеров является обеспечение своевременных и точных расчетов со своим клиентами, поэтому они должны стать также участниками Расчетной системы. Инвесторами могут выступать как физические, так и юридические лица. Для совершения сделок с облигациями инвестору необходимо заключить договор с одним из дилеров. Желая купить или продать облигации, инвестор поручает эту процедуру своему дилеру. Следовательно, инвестор не имеет права самостоятельного ведения операций на рынке облигаций. Это ограничение несколько усложняет процесс реализации сделок, однако позволяет сосредоточивать спрос и предложение в одном месте, регулировать цены рыночными методами и таким образом обеспечивать высокую ликвидность рынка облигаций. Договор, заключаемый между дилером и инвестором, определяет порядок
исполнения поручений инвестора, устанавливает систему оплаты услуг и др. Приобретение облигаций осуществляется как на аукционе во время размещения очередного нового выпуска, так и на вторичном рынке, продажа облигаций —только на вторичном рынке. Первичное размещение ОВГЗ происходит на аукционах, проводимых НБУ по поручению Министерства финансов. НБУ объявляет об очередном аукционе не позднее чем за семь дней до его проведения. Объявление содержит дату аукциона, объемвыпуска, номинальную стоимость облигаций, лимиты их приобретения каждым дилером по неконкурентным заявкам (в % к объему заявки), максимальную долю облигаций, разрешенную для приобретения нерезидентами (в % к объему выпуска). Выпуск облигаций происходит последовательно, одновременно с
очередным погашением, что позволяет участникам рынка направлять средства от
погашения предыдущего выпуска на приобретение облигаций последующего
выпуска. Такой порядок дает возможность избежать встречных потоков платежей
и резких колебаний объема денег, обращающихся на рынке. При погашении в
день аукциона одного из предыдущих выпусков проводится автоматическое
списание всех погашенных облигаций со счетов дилеров из Депозитария в После этого исходя из размеров средств, полученных в результате погашения, а также зарезервированных дилерами в Расчетной системе для аукциона, осуществляется подача заявок на приобретение облигаций нового выпуска. Посредством заявок дилеры формулируют свои ценовые ожидания, т. е. ожидаемую доходность облигаций по сравнению с другими направлениями инвестирования средств. Эмитент облигаций, т. е. Министерство финансов, также осуществляет проработку этой проблемы, поскольку совпадение ожиданий обеих сторон позволяет успешно реализовать весь объем очередного выпуска облигаций. В день проведения аукциона обычно подаются две заявки: одна — свободная НБУ может устанавливать лимиты количества облигаций, указываемого в неконкурентных заявках. Зарезервированные дилерами в Торговой системе средства должны быть достаточными для полной оплаты облигаций по обоим видам заявок и уплаты налога на операции с ценными бумагами, а также комиссионного вознаграждения Торговой системе. Каждый дилер, подавая заявки в Торговую систему, обязан соблюдать следующую их приоритетность: - неконкурентные предложения инвесторов; - конкурентные предложения инвесторов в порядке убывания цены; - неконкурентное предложение дилера; - конкурентное предложение дилера в порядке убывания цены. Если зарезервированных дилером средств окажется недостаточно, часть его предложений не будет принята Торговой системой. Торговая система после окончания сбора всех заявок формирует общую ведомость заявок, представляемую Министерству финансов. Минфин, руководствуясь интересами бюджета и целями денежной политики, а также исходя из объявленного объема эмиссии, определяет минимальную цену продажи облигаций — цену отсечения, ниже которой заявки не удовлетворяются, и средневзвешенную цену аукциона. Цена отсечения отражает степень совпадения ценовых ожиданий сторон. После этого НБУ выдается поручение на удовлетворение заявок. Дилер Центрального банка вводит в Торговую систему заявку на продажу
всего объема выпуска облигаций по цене отсечения, что приводит к заключению
сделок по предложениям всех дилеров, превышающим эту цену. Через Расчетную
систему осуществляются платежи по итогам дня, и аукцион заканчивается. Дальнейшая купля-продажа выпущенных в обращение облигаций осуществляется
на вторичном рынке посредством Торговой системы, роль которой выполняет Заявки, подаваемые дилерами, воспринимаются Торговой системой как
предложение купить или продать определенное количество облигаций по
установленной цене и могут быть сняты по команде дилера в любое время. Заявки удовлетворяются в случае совпадения ценовых условий встречных
предложений. При выборе сторон сделки учитывается время подачи заявки, а ее
объем во внимание не принимается, поскольку Торговая система имеет право
дробить в случае необходимости поступившие заявки. Заключение сделки
фиксируется автоматически без дополнительного подтверждения согласия
сторонами. В завершение торгового дня подсчитываются взаимные обязательства
дилеров по денежным средствам и облигациям, т. е. осуществляется клиринг. Погашение облигаций осуществляется НБУ по их номинальной стоимости в установленные дни и время. НБУ на основании доверенностей дилеров переводит со счетов «депо» на торговые субсчета в Депозитарии все облигации, подлежащие погашению, и выставляет от имени дилеров в Торговой системе заявки на их продажу по номинальной стоимости. Затем от своего имени НБУ выставляет заявку на приобретение всего объема погашаемых по номинальной стоимости облигаций. В это время Торговая система функционирует в режиме вторичных торгов. Средства, полученные от погашения облигаций, переводятся на торговые
субсчета дилеров в Расчетной системе и могут быть использованы в этот же
или другой день для приобретения на аукционе очередного выпуска облигаций. 2. ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ОБЛИГАЦИЙ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАЙМА УКРАИНЫ В Украине рынок долговых обязательств государства развивается с марта Возрастание размеров задолженности по ОВГЗ происходило по тому же сценарию, что и во многих развивающихся странах, – а именно, как итог увеличение количества проведенных аукционов, объемов эмиссии и прибыльности облигаций. В условиях усиления долговой зависимости государства, инфляционных процессов, кризиса неплатежей и большой степени риска правительство вынуждено за счет возрастания прибыльности стимулировать размещения ОВГЗ с небольшими сроками погашения среди юридических и физических лиц. Проведение такой денежно-кредитной политики приводит к формированию отрицательной структуры внутреннего государственного долга, а высокая прибыльность государственных облигаций стимулирует потенциальных инвесторов направлять средства не в производство, а в ОВГЗ для финансирования дефицита государственного бюджета. Еженедельно Министерство финансов привлекает на отечественном финансовом рынке 50-60 млн грн. на 3-6 месяцев под 17-19% годовых. Такие ставки пока что вряд ли заинтересуют украинских граждан, но для предпринимателей они достаточно приемлемы. Сегодня банки привлекают средства юридических лиц на 3-6 месяцев всего под 18-21% годовых. Однако государственные облигации имеют ряд преимуществ по сравнению с банковскими депозитами. 31 января 2001 года правительство утвердило постановление "О выпуске
облигаций внутренних государственных займов", и теперь Министерство
финансов еженедельно проводит аукционы по размещению краткосрочных
государственных облигаций (КГО) сроком погашения три-шесть месяцев и один
год. А с 20 марта начались продажи новых среднесрочных облигаций (СГО) на
срок от одного до пяти лет. Общий объем внутреннего заимствования на этот
год ограничен государственным бюджетом 2,1 млрд. грн. В то же время НБУ
ввел ежедневные двухсторонние котировки (на покупку и продажу) процентных Начиная с 2000года бюджет, которым предусмотрены все выплаты по
обслуживанию государственного долга, выполняется, а объем обязательств Что касается физических лиц и мелких предпринимателей, им лучше ждать
облигаций сберегательного займа, доходность которых прогнозируется выше,
чем у нынешних государственных ценных бумаг. (Заметим, что в принципе
никаких ограничений на покупку облигаций физическими лицами не существует.) 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ОБЛИГАЦИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАЙМА НА УКРАИНЕ Начиная с 1996 года осуществляется слишком форсированное развитие украинского рынка ОВГЗ. Увеличиваются объемы займов и соответственно государственный долг, провоцируется картина искусственного сдерживания инфляции и стабилизаци курса гривны. Очень быстро рынок ОВГЗ перерастает возможности слабосилой отечественной экономики, появляются нерезиденты, как основные заемщики капитала, которые в скором времени начинают контролировать ситуацию. При относительном обездвижении рынка корпоративных бумаг, рынок ОВГЗ становится по многим позициям доминирующим. Одновременно бюджет перегружается старыми и новыми долговыми обязательствами, повышается стоимость заемных средств – а это уже угрожающий сигнал относительно ликвидности облигаций. Наряду с раскручиванием финансового маховика процентных выплат, Долг по ОВГЗ характеризуетсся как очень дорогой, очень короткий и
неравномерно распределенный по срокам погашения. Правительство, как
эмитент, стало заложником ситуации, когда преобладающая часть новых
заимствований направляется на погашение предшествующих выпусков облигаций –
то есть сооружается финансовая пирамида. Например, государственный долг в
части ОВГЗ по информации Минфина на 01.10.1998 г. составлял 11,1 млрд. грн. Построенная облигационная пирамида имеет для Украины существенные
отрицательные последствия. Во-первых, рынок ОВГЗ формировался как
самодостаточный, и кредитная система отделилась от производства. Доходность За годы существования ОВГЗ в украинском бюджетном пространстве они стали универсальным инструментом для решения текущих финансовых проблем правительства. Через долговой рынок Министерство финансов получило возможность привлекать критически необходимые ему десятки и даже сотни миллионов гривен в сравнительно небольшие сроки (одну-две недели). Вместе с тем, перенесение долговых выплат по облигациям на год вперед значительно снизило доверие к украинскому рынку облигаций и Правительству, как гаранту возвращения средств. Только за первое полугодие 1998 года из финансового рынка Украины было изъято 1,5 млрд. долл. Да и отечественные покупатели облигаций, что-то не спешат обменять свои гривны на ОВГЗ. Остается лишь надеяться, что относительно честный способ государства набирать взаймы средства снова станет для инвестора возможностью заработать деньги, и пирамида ОВГЗ будет построена по рыночным правилам. В насоящее время Украина является чуть ли не единственным государством в мире, которое осуществляет финансирование дефицита бюджета исключительно за счет средств иностранных инвесторов. Такая ситуация является ненормальной, тем более что главная роль в развитии рынка государственного долга принадлежит именно государству. Очевидно, что отсутствие более-менее развитого рынка государственного долга будет создавать проблемы и для развития негосударственных пенсионных фондов, которые традиционно придерживаются стратегии консервативного инвестирования. А это, в свою очередь, может повлиять на темпы и результаты пенсионной реформы. Государство обязано как можно быстрее разработать программу формирования
и развития рынка своего долга, как составной части фондового рынка. Главное
внимание нужно сосредоточить на разработке различных финансовых
инструментов этого долга, ориентированных на различные классы инвесторов. Государство законодательно должно гарантировать неизменность условий выпусков таких инструментов на весь срок их обращения. Известно, что каждый случай изменения этих условий резко ухудшает инвестиционную привлекательность этого сегмента рынка. И, соответственно, уменьшает возможность привлечения инвесторов. Сейчас государственные органы стали уделять много внимания введению в обращение производных ценных бумаг. В Верховной Раде находятся несколько проектов законов, которые дают определение производных ценных бумаг и устанавливают условия их обращения. Тратятся как время, так и ресурсы. Анализ же текущей ситуации указывает на то, что формальное введение на рынок опционов и фьючерсов рынку ничего не даст в плане расширения количества ликвидных инструментов, потому что обращение этих производных бумаг жестко связано с ликвидностью базовых активов. В Украине нет ни рынка ликвидных ценных бумаг, практически нет ликвидного рынка биржевых товаров, таких как пшеница, нефть, газ, уголь и т.п. Все это свидетельствует о том, что условий для развития рынка производных ценных бумаг не будет до тех пор, пока не заработают другие рынки, на которых будет устанавливаться справедливая рыночная цена на базовые активы. Поэтому приоритет в развитии финансовых инструментов должен быть
предоставлен развитию инструментов государственного долга. В связи с чем Однако банкиры заинтересованы еще и в открытости торгов. Ведь сейчас узнать, по какой доходности НБУ продает облигации на вторичном рынке, практически невозможно: единственная информация, предоставляемая широкой огласке — объем заключенных сделок, а на основе только этой информации определить движение рынка практически невозможно. Поэтому Министерство финансов планирует организовать с участниками рынка систему информационной связи. Тем не менее для возрождения рынка облигаций этого тоже недостаточно! Также правительство намерено сделать ставку на долгосрочные финансовые
инструменты и подключить к их покупке население. Но так как всего 3%
выпускаемых облигаций сберегательного займа оставалось в руках граждан В то же время такая политика министерства сможет себя оправдать лишь в случае гарантированной де-факто защиты от девальвации, то есть доходность по этим бумагам должна компенсировать понижение курса гривни. Но Минфин намерен привлекать средства населения на длительные сроки и по минимальной ставке доходности. Ранее облигации сберзайма продавались населению, мягко говоря, по скромной ставке доходности — 34% годовых на срок два года, поэтому и удалось привлечь всего 150 млн. грн. Причем коммерческие банки, участвовавшие в продаже облигаций физическими лицам, практически не получили дохода от этих операций. Так что полагаться на население все-таки наивно, даже несмотря на то, что со своей стороны Министерство финансов весьма аккуратно обслуживает выплаты по ОВГСЗ. В данной ситуации целесообразно попытаться организовать на рынке институт маркет-мейкеров. То есть министерство определяет круг уполномоченных банков, которые выкупают 20—25% облигаций на первичном аукционе и в дальнейшем реализуют их на вторичном рынке. При этом банки должны постоянно поддерживать котировки бумаг на определенном уровне. Такое предложение достаточно привлекательно для банкиров, поскольку у них появляется возможность приобретения облигаций на первичном рынке на более выгодных условиях — по ставке доходности на 5% выше, чем котируются ОВГЗ на вторичном рынке. Правда, окончательно условия размещения облигаций еще не определены. Однако и без того понятно, что срок погашения этих бумаг не должен превышать одного года, тогда как министерство финансов снова-таки заинтересован в реализации более долгосрочных обязательств, поэтому без компромисса здесь не обойтись. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подытоживая мое исследование, я могу утверждать, что украинские ОВГЗ,
несмотря на решающую роль государственных облигаций на американском и
европейском финансовых рынках, только на бумаге могут называться Итак, облигации внутреннего государственного займа хотя и играют важную роль в экономике Украины и выполняют много экономических функций, но еще далеки от тех ценных бумаг, которые эмитируют правительства развитых стран. Первичный рынок ОВГЗ пока что страдает от чрезмерной урегулированности, в то время как объемы купли-продажи государственных облигаций на вторичном оставляют желать лучшего. Государственные облигации, как мощный инструмент долгового
финансирования, еще не в полную меру стали неотъемлемой частью
инвестиционного поля Украины. Имея привлекательные для многих инвесторов
характеристики они вызывают определенный интерес, который правда отнюдь не
возрастает. Не считаясь с заявления Министерства финансов о том, что
государство собирается повысить привлекательность размещения средств в Во-первых, если Минфин будет повышать доходность при первичном размещении ОВГЗ, это станет значительным бременем для бюджета как текущего, так и следующих лет, из-за необходимости погашения высокодоходных облигаций. Кроме того, обслуживание внутреннего долга происходит вместе с внешним, который тоже имеет тенденцию к возрастанию. Во-вторых, конверсии ОВГЗ, осуществленные как в минувших годах, не прибавляют инвесторам оптимизма. Примеров такой ситуации великое множество, взять хотя бы ситуацию в конце 1998г. в России с реструктуризацией государственных казначейских обязательств. Весь долг собственникам таких обязательств выплачивается в рублях, при этом 10% суммы кредиторы получают денежной наличностью, 20% обменивают на новые бездоходные бумаги, 70% заменяют на облигации с определенной датой погашения. Еще одной из причин, которая отрицательно сказывается на рынке государственных облигаций, является значительный риск девальвации гривны, которая заставляет инвесторов вкладывать средства в валюты других стран, в частности в американский доллар. Поскольку большинство государственных облигаций продается и погашается за гривны, ожидаемый реальный доход от вложения средств в ОВГЗ часто слишком низкий, а иногда вообще может оказаться отрицательным. Конечно, государство должно прилагать усилия в реанимации украинского
рынка ОВГЗ и достижении максимально возможных объемов торгов на нем, как
альтернативе иностранным займам у международных финансовых учреждениях. На
первых этапах, целесообразно расширить функции ОВГЗ, в частности разрешить
облигационерам-резидентам рассчитываться суммами ОВГЗ как налоговыми
платежами в рамках действующего законодательства. Это увеличит
привлекательность владения облигациями государства, а значит будет
стимулировать рост объемов торговли ними. Примеров применения такого
подхода есть много. В частности, известный аргентинский план “Вопех”, в
котором для нейтрализации кризиса была предусмотренная эмиссия в 1991году Как уже говорилось в работе, непоправимый вред украинскому рынку ОВГЗ
нанесли несколько конверсий. Как один из методов снижения отрицательных
следствий конверсии ОВГЗ, можно предложить конвертацию облигаций не только
по срокам, но и в паевые ценные бумаги, - при этом предложить их обмен на
акции инвестиционно привлекательных предприятий. Именно возможность
конверсии в цепной связи “облигации-акции” есть определяющей для расширения
финансово привлекательных характеристик облигаций, как инструмента ссудного
капитала. Конверсионная привилегия дает возможность более скоро продать
выпуск и, что очень важно – значительно снизить цену займа. Кроме того, в В общем, необходимо было бы подготовить к рассмотрению в Верховной
“Економіст”.-№3-1998. – С.20-24. - №3., 1999. – С.116-122. 1997 України // ”Вісник НБУ”. - №1., 1997. – С.15-17. Україні //Торгівля, комерція, підприємництво.№3 -2000.- с.39-43 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Табл.1. Данные о результатах проведения аукционов по размещению облигаций внутреннего государственного займа на первичном ринке. Табл.2. Результаты аукционов по размещению облигаций внутреннего государственного займа за 1999 г.* Табл. 3. Результаты аукционов по размещению облигаций внутреннего государственного займа за январь-октябрь 1999 г.** |Период |Размещено |Привлчено средств в | Табл. 4. . Результаты аукционов по размещению облигаций внутреннего государственного займа за январь-декабрь 2000 г.*** |Период |Размещено |Привлчено средств в | Табл.5. . Результаты аукционов по размещению облигаций внутреннего государственного займа за январь-август 2001 г.**** |Период |Размещено |Привлчено средств в | *- Фінанси України. - №3., 1999 – с.117. **- Вісник НБУ.- №12.,1999-с.23 (данные на 01.11.1999 г.) ***- Вісник НБУ.- №2., 2001-с38 ****- Вісник НБУ.- №10., 2001-с.37 (данные на 01.09.2001 г.) ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ----------------------- ----------------------- Среднесрочные ноты Федеральные рыночные бумаги. Эмитент: центральное правительство Сберегательные облигации Облигации пенсионных планов и индивидуальные пенсионные облигации Другие федеральные нерыночные бумаги Федеральные нерыночные бумаги. Эмитент: центральное правительство Муниципальные ноты Специальные налоговые ноты Другие муниципальные ценные бумаги Долгосрочные облигации Краткосрочные казначейские векселя Муниципальные облигации. Эмитент: Облигации Азиатского банка развития Облигации системы фермерского кредита Облигации федеральных банков жилищного кредита Другие гарантированные правительством ценные бумаги Ценные бумаги, гарантированные федеральным правительством. Эмитенты: организации, пользую-щиеся поддержкой правительства ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ
Федеральные ценные бумаги. Эмитент: Центральное правительство Облигации ФРГ Федеральные облигации Федеральные кассовые облигации Казначейские финан-совые обязательства Финансовые инструменты Облигации федеральной почты Облигации федеральной железной дороги Дилер НБУ Дилер №1 Дилер № n 11 2 n 1 1 2 n
Торговая система Депозита- рий Расчетная система 2. Сектор функциональ-ного обеспечения рынка Национальный банк Украины Министерство финансов Украины 1. Сектор организато-ров рынка [pic] [pic] [pic] |
|
© 2000 |
|