РУБРИКИ |
Рынок банковских услуг и его совершенствование в Казахстане |
РЕКЛАМА |
|
Рынок банковских услуг и его совершенствование в КазахстанеШирокое применение инструментов реструктуризации ссудного портфеля позволяет банкам контролировать ухудшение качества ссудного портфеля. Так, по информации банков в отношении порядка 12% ссудного портфеля банками были изменены условия кредитования в целях улучшения кредитоспособности клиентов. Эффективность данных мероприятий в значительной степени зависит от скорости и масштабов восстановления экономики и сохранения благоприятной внешней ценовой конъюнктуры. Замедление экономического роста и внутреннего спроса наиболее существенно ударило по малым предприятиям отраслей, ориентированных на внутреннего потребителя товаров и услуг. В частности возросшее количество недействующих и неактивных предприятий может нести в себе риск роста банкротств, если база восстановления экономического роста не расширится за счет несырьевых отраслей экономики. При этом объективно, фазы падения и роста сказываются с определенным лагом на финансовой устойчивости предприятий. В этом случае можно ожидать сохранения высоких отраслевых рисков и давления на качество ссудного портфеля банков в 2009 году. В целом, несмотря на существенное снижение качества кредитного портфеля, доля кредитов, списанных за баланс, остается довольно низкой, не отвечая текущим условиям, что свидетельствует о нежелании банков полностью признавать убытки. Этому способствует ряд факторов, среди которых ограниченность капитала для покрытия убытков, надежда на восстановление финансового состояния заемщиков, но также и неурегулированность вопросов налогообложения доходов, возникающих от восстановления провизий. По мере постепенного восстановления экономики и снижения отраслевых и индивидуальных рисков заемщиков будет формироваться тренд снижения ставок кредитования. В этих условиях в краткосрочной перспективе особое внимание банкам необходимо уделить регулированию процентного риска, особенно по срокам более одного года, в частности тем институтам, которые проводили агрессивную стратегию привлечения финансовых ресурсов в условиях ограниченности возможностей их эффективного размещения. Несмотря на заметное снижение, с точки зрения финансовой стабильности уровень внешней задолженности банковского сектора остается высоким. Только наличие надежных и Отчет о финансовой стабильности Казахстана, декабрь 2009 года 4стабильных внутренних источников финансирования может способствовать дальнейшему безболезненному снижению объемов внешнего финансирования банков. Учитывая ограниченность ресурсов фондирования, увеличивается роль капитала, который, фактически, в среднесрочной перспективе должен как способствовать поглощению убытков по кредитному портфелю, так и служить буфером для устойчивого кредитного роста. Таким образом, в настоящее время, несмотря на активный рост количества и роли банков с иностранным участием в последние 2 года, их доля не представляет угрозы для финансовой стабильности в среднесрочной перспективе и не требует административного вмешательства со стороны государства. [18] При этом государство в рамках реализации Концепции развития финансового сектора в посткризисный период четко обозначит оптимальную долю иностранного участия, что, с одной стороны обеспечит интересы экономической безопасности страны, а с другой станет буфером финансирования, поддерживающим кредитную активность в случае развития кризисных ситуаций. 3.2 Мероприятия государственного регулирования и совершенствования рынка банковских услуг25 ноября 2008 года был принят План совместных действий Правительства, Национального Банка и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансового сектора на 2009 - 2010 годы. Для финансового обеспечения Плана будут использованы средства Национального Фонда Республики Казахстан в объеме 10 млрд. долл. США (1 200 млрд. тенге). План включает в себя пять направлений деятельности: стабилизацию финансового сектора - 4 млрд. долл. США (480 млрд. тенге); развитие жилищного сектора - 3 млрд. долл. США (360 млрд. тенге); поддержку малого и среднего бизнеса - 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге); развитие агропромышленного комплекса - 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге); реализацию инфраструктурных и прорывных проектов - 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге) [19, с.2]. Необходимость поддержки отечественной банковской системы объясняется ее важной ролью в экономической системе страны. За годы независимости отечественные банки сформировали развитую финансовую систему, ставшую неотъемлемой составляющей отечественной экономической системы, обеспечивающей ее функционирование и стимулирующей ее развитие на рыночных условиях. Предоставляя поддержку отечественным банкам, государство рассчитывает на сохранение ими объемов кредитования внутренней экономики и реального сектора, в частности, финансирование субъектов малого и среднего бизнеса и установление приемлемых условий по ипотечному кредитованию. Цель государства - поддержать и сохранить стабильность системы в целом. Для этих целей в Казахстане существует должное регулирование и надзор, а также система гарантирования депозитов. В ситуациях, угрожающих стабильности системы, государство предоставляет финансовую поддержку банковскому сектору в порядке и объемах, необходимых для стабилизации ситуации. Государство не вмешивается в операционную деятельность банков, равно как не несет никаких обязательств по долгам банков. В текущих условиях банки должны обеспечить эффективное управление активами и пассивами так, чтобы максимально были защищены интересы депозиторов банков. Государство, несмотря на это, выступает со стабилизационными инициативами в отношении системообразующих банков, деятельность которых влияет на дальнейшее развитие экономики страны. Для стабилизации финансового сектора будут приняты следующие меры. Во-первых, это дополнительная капитализация четырех системообразующих банков через приобретение простых и привилегированных акций, а также предоставление субординированных займов. При этом одним из главных условий оказания такой государственной поддержки банкам является увеличение капитала самими акционерами банков. На сегодняшний день, 35,6 % выданных банками займов обеспечены недвижимым имуществом и землей, стоимость которых значительно упала в цене. Это ухудшает качество активов банков. В связи с этим в банковском секторе потенциально накапливается значительный объем убытков. Для оздоровления банковского сектора Агентство по финансовому надзору повысит требования к формируемым банками провизиям. Это будет способствовать признанию банками своих убытков и списанию их за счет сформированных провизий. Но для формирования банками провизий необходим дополнительный капитал [19, с.4]. Общая сумма дополнительной капитализации банков составит не менее 4 млрд. долл. США (480 млрд. тенге), из них: 1 млрд. долл. США (125 млрд. тенге) будет предоставлен в виде приобретения простых акций четырех системообразующих банков (Народного Банка Казахстана, Казкоммерцбанка, Альянс банка и БТА банка); 3 млрд. долл. США (355 млрд. тенге) будет предоставлено в форме субординированного долга и через покупку привилегированных акций, не дающих права голоса [19, с.4]. Предоставленные средства должны быть направлены банками на формирование адекватного уровня резервов (провизий) и предоставление кредитов заемщикам внутри страны. Во-вторых, создан Фонд стрессовых активов. Деятельность Фонда стрессовых активов будет направлена на улучшение качества кредитных портфелей казахстанских банков. Основным механизмом реализации данной цели станет выкуп сомнительных активов банков и последующее управление ими. В качестве таких активов рассматриваются активы, которые под воздействием макроэкономических, рыночных и других факторов, подвержены существенным рискам (обесценению), в частности займы, предоставленные банками под залог недвижимости и земли. Выкуп таких займов у банков даст возможность облегчить балансы банков от низко ликвидных активов и заставит банки признать свои убытки. Приобретение активов будет осуществляться по балансовой стоимости (учитывающей объем создаваемых банками провизий) с применением дисконта или иной формой разделения рисков, определяемых Фондом стрессовых активов. В 2008 году из республиканского бюджета на капитализацию Фонда стрессовых активов первым траншем выделено 52 млрд. тенге. В 2009 году уставный капитал Фонда будет доведен до 122 млрд. тенге за счет средств республиканского бюджета [19, с.5]. В-третьих, будут предоставлены дополнительные источники ликвидности в целях обеспечения своевременного обслуживания обязательств банков. В частности, Национальным Банком будет расширен перечень инструментов, принимаемых в качестве обеспечения по операциям репо. В целях стабилизации ресурсной базы временно свободные денежные средства национальных компаний, акционерных обществ, государственных предприятий и юридических лиц с участием государства в уставном капитале, а также государственных организаций, активы которых находятся под управлением Национального Банка, будут размещены на депозитах отечественных банков. В-четвертых, будет усовершенствовано государственное регулирование в финансовом секторе. В рамках пруденциального регулирования Агентством по финансовому надзору будет продолжена работа по снижению уровня внешних обязательств банков и в целом оптового финансирования. При этом действующие и вновь вводимые требования банковского законодательства должны стимулировать банки к формированию диверсифицированной базы фондирования, то есть к финансированию активных операций в большей степени за счет депозитной базы, в частности физических лиц. Будут оптимизированы подходы к расчету капитализации банков на основе лучшей международной практики. Будет оптимизирован действующий порядок классификации банковских активов, что предполагает формирование банками дополнительных резервов (провизий) с учетом возможного влияния на активы банков косвенных факторов, в том числе снижение деловой активности в секторах экономики, подверженность к негативным внешним явлениям, ожидаемая волатильность обменных курсов. Будут усилены требования к системам управления рисками и внутреннему контролю в банках. В первую очередь, банки должны будут существенно переработать подходы к мониторингу риска потери ликвидности, а управление активами и пассивами банков должно моделироваться с учетом наступления стрессовых ситуаций. Указанные меры будут применяться к банкам, как на индивидуальной, так и консолидированной основе, а также в рамках банковских конгломератов. В условиях мирового кризиса возникла проблема оплаты ипотечных кредитов. Для решения жилищных проблем граждан и активизации рынка недвижимости в городах Астане и Алматы через Фонд "Самрук-Казына" будет запущена специальная программа ипотечного кредитования и развития жилищного сектора. На финансирование данной программы Фонд направит сумму в размере 5 млрд. долл. США (600 млрд. тенге), которая будет сформирована за счет привлечения заемных средств из Национального фонда и накопительных пенсионных фондов [20]. За счет средств данной программы через банки второго уровня будет обеспечена возможность предоставления займов на завершение недостроенных жилых комплексов в городах Алматы и Астане Участниками данной программы станут банки второго уровня и компании-застройщики, которые готовы реализовать жилье по справедливой стоимости. Основные параметры программы по стабилизации ситуации на рынке недвижимости: 1. Фондом "Самрук-Казына" будет открыт ряд кредитных линий в банках второго уровня на 15 лет по льготной ставке. В свою очередь, банки второго уровня будут выдавать ипотечные кредиты различным группам заемщиков под 10,5 % - 12,5 % сроком до 15 лет с правом досрочного погашения. 2. Часть средств будет направлена на новую ипотечную программу, предусматривающую конечную ставку для новых заемщиков на уровне 10,5 % и реализуемую в течение 2009 года. Данная программа позволит населению получить ипотечное жилье по льготным ставкам и доступной цене. Банки второго уровня получат возможность выправить ситуацию с заемщиками-строительными компаниями путем предоставления ипотечных займов на приобретение квартир в недостроенных объектах и в значительной степени улучшить качество кредитного портфеля. 3. Часть кредитной линии банки второго уровня направят на понижение до 10,5 % - 12,5 % процентных ставок по ипотечным займам для заемщиков, получивших ипотечные займы на жилье площадью не более 120 квадратных метров в предыдущие периоды и добросовестно исполнявшие свои обязательства по обслуживанию этих ипотечных займов, при условии отсутствия у заемщика другого жилья, за исключением жилья, обеспечивающего ипотечный займ. 4. В свою очередь, государство в лице национальных компаний и акционерных обществ с государственным участием будет приобретать на рынке городов Астаны и Алматы новое жилье по справедливой стоимости [19, с.6]. Одной из актуальных проблем развития экономики Казахстана на современном этапе является оказание услуг по финансированию производственной деятельности предприятий и населения. Наиболее распространенным источником финансирования являются кредиты банков второго уровня. Успешное развитие банковских услуг в Республике Казахстан предполагает совершенствование методов управления рисками (риск - менеджмент). Одним из способов риск - менеджмента является страхование. Возникновение банковского страхования в Республике Казахстан связано с одной из наиболее рисковых банковских операций - кредитованием. Страхование является самым слабым звеном банковско-кредитной системы Республики Казахстан, что обусловлено в первую очередь финансовой несостоятельностью отечественных страховых компаний в смысле их способности обеспечить страховое покрытие крупных банковских рисков. Выход может быть найден на пути создания специализированного страхового пула по страхованию интересов банков второго уровня. В создании такого пула должны участвовать в первую очередь страховые компании, аффилированные с банками. В Казахстане создана системы кредитного бюро. Семь крупнейших банков Казахстана - АО Альянс Банк, АО "АТФБанк", АО "Евразийский банк", АО "Банк ЦентрКредит", АО "Казкоммерцбанк", АО "Народный банк Казахстана", АО "Цеснабанк", а также финансовая группа "Астана-Финанс" и Ассоциация Финансистов Казахстана - совместными усилиями дали жизнь новому проекту, призванному дать дополнительный толчок развитию кредитования в Казахстане. Одной из наиболее сложных проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства, является отсутствие у большей части субъектов достаточных финансовых ресурсов для обеспечения собственных инвестиционных и оборотных потребностей. Банки в силу низкой залогоспособности малого предпринимательства вынуждены переносить стоимость риска на кредиты путем увеличения процентной ставки по займам. Для стимулирования внедрения современных технологий, обеспечения полноты и доступности информации для потребителей о деятельности финансовых организаций и оказываемых ими финансовых услугах и в целях реализации Государственной программы развитая и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2006 - 2008 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от29.12.2003 г. № 1268. [21] Национальным банком принят нормативный правовой акт, предусматривающий разрешение расчетно-кассовым отделам банка осуществление заемных операций, операций по выдаче банковских гарантий в отношении субъектов индивидуального и малого предпринимательства, микробизнеса, а также физических лиц, Национальным банком были внесены предложения Правительству Республики Казахстан о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казах стан "Об естественных монополиях" [22] (прием платежей через сеть собственных касс, через агентства конкурсной основе с условием полного возмещения его затрат), которые учтены и включены в Закон "О внесений изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности субъектов естественных монополий", введенный в действие с 15.12.2006. Данная необходимость была вызвана значительным количеством обращений по вопросу необоснованного взимания банками второго уровня дополнительных комиссионных вознаграждений при оплате коммунальных платежей. В соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций", в целях реализации одной из основных задач Национального банка по реализации мер по недопущению нарушений прав и законных интересов потребителей финансовых услуг были внесены концептуальные изменения в банковское законодательство, способствующие усилению роли уполномоченного органа в процессе ликвидации банков. [23] Существуют многочисленные способы привлечения клиентов, у которых возникает необходимость в банковских услугах. Это прежде всего рекламная, маркетинговая деятельность, изучение рынка, разнообразные привлекательные услуги клиентам. Для сокращения рисков банки должны активнее прибегать к разработкам как долгосрочных, так средне - и краткосрочных стратегий, концентрируя свое внимание на контроле над издержками банка, сокращении накладных расходов, зарплаты, ускорении внедрения новых технологий для автоматизации банковский сделок. У многих коммерческих банков Казахстана вклады до востребования занимают наибольший удельный вес в структуре привлеченных средств. Этот вид депозита является самым дешевым источником образования банковских ресурсов и поэтому способствует получению большего размера прибыли. Остаток на счетах до востребования непостоянен, владелец имеет возможность в любой момент изъять средства. Поэтому банк должен иметь в обороте повышенную долю высоколиквидных активов, за счет сокращения доли менее ликвидных, но приносящих высокие доходы активов. Этими причинами обусловлено то, что по счетам до востребования банки уплачивают владельцам достаточно низкий процент или вообще не выплачивают никакого дохода. Но несмотря на высокую мобильность средств на счетах до востребования, банк может определить их минимальный, неснижающийся остаток и использовать его в качестве стабильного кредитного ресурса. [24] Банки стремятся привлечь большее количество вкладчиков за счет совершенствования депозитной политики. Например, широкое распространение в условиях перехода к рыночной экономике получил депозит на срок обслуживания, который открывается клиенту при оформлении им расчетного счета. Депозит носит обязательный характер, так как сумма депозита должна быть внесена одновременно с открытием расчетного счета. Этот депозит относится к условным депозитам, потому что изъятие средств с него возможно только в случае закрытия клиентом расчетного счета. Он считается бессрочным, что позволяет банку использовать его в качестве долгосрочного кредитного ресурса. Депозит характеризует низкая доходность и полное отсутствие начисления процентов. В некоторой степени этот депозит носит характер залогового, так как сам вкладчик может получить кредит в сумме депозита без дополнительного обеспечения. В этом случае вклад является гарантией возврата ссуды. Таким образом, за счет депозита на срок обслуживания коммерческие банки получают стабильный, долгосрочный дешевый кредитный ресурс, позволяющий им формировать высокую прибыль. С позиций клиента банка данный депозит носит "принудительный" характер, потому что отвлекает средства из оборота на длительный срок и не приносит ему прямого дохода. В условиях конкуренции этот депозит может применять только такой банк, который имеет возможность одновременно предложить клиенту удобные и льготные условия расчетно-кассового обслуживания или другие услуги. Эти услуги должны компенсировать вкладчику потери. В банковской практике находят применение договоры, предусматривающие кредитование клиента на основе накопления денежных средств на депозитном счете. Банк гарантирует клиенту предоставление кредита в том случае, если он накопит и будет хранить некоторую сумму денежных средств в течение определенного срока. Формирование средств на депозитном счете может происходить по возможности вкладчика или на основании плана накоплений, т.е. регулярных, согласованных с банком размере и периодичности внесения взносов. Чем меньше разрыв между сформированными средствами на депозитном счете и величиной полученного кредита, тем меньший процент за выданную ссуду. Такая политика обоснована тем, что риск банка в своевременном погашении кредита снижается и достигается экономия кредитных ресурсов. Важным направлением в деятельности коммерческих банков является оказание услуг по привлечению средств населения. Многие коммерческие банки используют не только традиционные виды вкладов и услуг, предлагая клиентам выгодные условия, но и применяют новые формы организации сбережений и привлечения средств граждан. Например, один из видов банковской деятельности заключается в том, что предприятия перечисляют в банк заработную плату своих работников. Банк организует новый вид услуг - самокредитование клиентов. Это означает, что за счет сумм, хранящихся на текущих счетах, предприятия могут получить кредит по льготной ставке процента по ссуде. Выгоду имеют и частные вкладчики, потому что банк выплачивает им более высокие проценты по текущим счетам, производит индексацию вкладов в соответствии с темпами инфляции, предоставляет им возможность пользоваться овердрафтным кредитом. Счета до востребования вкладчики используют для совершения текущих операций. Эти счета характеризуются нестабильностью остатка, поэтому данная группа счетов отличается низкой доходностью. По остаткам средств на счетах, открытых юридическим лицам, проценты могут не начисляться. В этом случае, как правило, с клиентов не взимается плата за расчетно-кассовое обслуживание. Но отсутствие дохода приводит к тому, что владелец стремится свести к минимуму средства на счетах до востребования и разместить излишние суммы в более доходные виды вложений, например, в срочные вклады, ценные бумаги. Для того, чтобы не допустить оттока средств с этого вида счетов многие банки начисляют небольшие проценты на средний остаток средств. Также банки стимулируют клиентов к поддержанию стабильных остатков на счетах до востребования, предлагая высокие проценты. Эти проценты начисляются на минимальный остаток средств на счете. клиентам может быть выплачена премия за крупные неснижающиеся остатки средств. банки могут применять дифференциацию ставок процента в зависимости от размера минимального остатка средств. Дальнейшее развитие рынка банковских услуг связано с развитием фондового рынка. Национальным Банком совместно с Национальной Комиссией по ценным бумагам Республики Казахстан (НКЦБ) проводится работа по активизации обращения на организованном фондовом рынке акций и других ценных бумаг банков, действующих в организационно-правовой форме открытых акционерных обществ с обязательным опубликованием в средствах массовой информации их котировок на регулярной основе. [25] Для повышения прозрачности деятельности банков Национальным Банком создаются условия для деятельности отечественных рейтинговых агентств. Перспективным направлением в этой сфере является дальнейшее развитие рынка банковских услуг, прежде всего, расширение перечня и повышение качества оказываемых клиентам услуг, внедрение новых форм и методов банковского обслуживания. Банкам следует активизировать свою деятельность на фондовом рынке, широко используя новые финансовые инструменты для привлечения инвестиций. Одним из таких инструментов является эмиссия еврооблигаций (евро-бондов) на международных рынках капитала. [26] Данная финансовая операция будет способствовать достижению нескольких целей. Во-первых, займ в иностранной валюте позволит избежать высокой процентной ставки и стоимости обслуживания долга, характерных для займов в тенге. Во-вторых, рынок ценных бумаг в республике на настоящем этапе развития еще не в состоянии полностью удовлетворить потребности банка в финансировании в полной мере. В-третьих, банк должен быть заинтересован в расширении сферы своей деятельности, как кредитоспособного эмитента на внешних рынках капиталов, и осуществлении прямого взаимодействия с международными финансовыми институтами. Стратегической целью банка должно стать получение доступа и свободный выход в любое время на международные рынки капитала. Они обладают гораздо большим потенциалом, чем банковское заимствование и открывают широкий спектр возможностей для более эффективного финансирования банка. Основными задачами эмиссии еврооблигаций являются: диверсификация источников финансирования за счет более эффективных неинфляционных ресурсов и секьюритизация (замещение обычных банковских кредитов эмиссией ценных бумаг), имеющая более высокий потенциал внешнего финансирования; уменьшение расходов на обслуживание долга, так как внешнее заимствование обходится дешевле, чем на внутреннем рынке; расширение инвестиционной базы заимствования для банка; получение кредитной истории банка, позволяющей зарекомендовать банк перед международным инвесторским сообществом, как кредитоспособного эмитента; увеличение сроков заимствования; приток иностранного капитала в финансовые ресурсы банка. Таким образом, банк расширит инвестиционную базу заимствования, получит дополнительный источник привлечения финансовых ресурсов и активизировать свою деятельность на рынке ссудных капиталов. 3.3 Методы внутрибанковского совершенствования банковских услугОдним из направлений развития банковских услуг является кастодиальная деятельность банка. В результате пенсионной реформы в республике были созданы накопительные пенсионные фонды, которые аккумулируя пенсионные взносы вкладчиков, инвестируют их в безрисковые государственные ценные бумаги, преимущественно краткосрочные. Банк-кастодиан осуществляет хранение и учет вверенных ему ценных бумаг и денежных средств, предназначенных для сделок с ценными бумагами, исключая, таким образом, риск их хищения, незаконных операций, всякого рода махинаций и т.п. За это он получает комиссионное вознаграждение. Банку-кастодиану выгодно обслуживать пенсионные фонды лишь в том случае, когда последние инвестируют в ценные бумаги довольно крупные суммы пенсионных накоплений, тогда кастодиальные услуги экономически оправданы. Банк может оказывать кастодиальные услуги не только пенсионным фондам, но и другим институциональным инвесторам (страховым фирмам, инвестиционным компаниям), а также портфельным инвесторам. С развитием фондового рынка, числа инвесторов значительно увеличатся размеры инвестиций в ценные бумаги, количество и объемы сделок по ним. Соответственно будет возрастать потребность в кастодиальных услугах. Кастодиальная деятельность считается актуальной и перспективной формой банковского обслуживания. [27, c.41] Одной из эффективных форм торгового финансирования является форфейтинг. Форфейтинг - своеобразная форма кредитования экспортеров (продавцов) при продаже товаров, применяемая, чаще всего, во внешнеторговых операциях. Банк (форфейтор) выкупает у экспортера (продавца) денежное обязательство импортера (покупателя) оплатить купленный им товар сразу же после поставки товара и сам производит полную досрочную или частичную оплату стоимости товара экспортеру. Денежные средства банку - форфейтеру в оплату товара перечисляет, уплачивает импортер - покупатель, уведомленный, что оплату за него произвел форфейтер. За досрочную оплату банк-форфейтер взимает с экспортера проценты. Таким образом, банк-форфейтор получает вознаграждение за то, что принимает на себя платежный риск и выступает гарантом для экспортера. Перспективной формой кредитования экспортных операций является факторинг, в основе которого лежит покупка банком счетов - фактур (платежных требований) поставщика на отгружаемую продукцию и передача поставщиком банку права требования платежа с покупателя продукции. Выгода клиента банка при факторинговых операциях состоит в снижении издержек обращения ускорении оборота денежных средств, устранении риска неплатежа со стороны покупателей, повышении общей платежеспособности и т.д. Факторинговый отдел в банке предоставляют следующие услуги: анализ хозяйственной деятельности, кредитный анализ и взыскание долгов; кредитное страхование против плохих долгов с использованием "подтвержденных обязательств"; немедленное предоставление наличности против счетов-фактур на 75-80%от номинала счетов и гарантия платежа остатка в согласованные сроки с учетом кредитного страхования. В принципе операция форфейтинга аналогична операции факторинга. Таким образом, представляется целесообразным применение в деятельности отечественных банков форфейтинга с учетом их финансовых возможностей. Это позволит банку пополнить контингент обслуживаемых клиентов. Дальнейшее развитие и совершенствование рынка банковских услуг предполагает применение новых нетрадиционных видов банковских операций, таких как трастовые операции. Вопросы автоматизации и механизации приобретают особую актуальность, так как совершенствование экономического механизма в предъявляет высокие требования к функционированию системы денежного обращения, организации расчетного и кассового обслуживания населения. В целях оптимизации налично-денежного оборота, снижения издержек государства по организации денежного оборота, рационального использования свободного времени населения необходимо обеспечить максимальное привлечение во вклады денежных средств населения. Основными целями создания системы банковского обслуживания населения являются: снижение затрат, связанных с налично-денежным оборотом; создание условий для интенсивного аккумулирования свободных денежных средств населения; создание новых технологий платежного населения, гарантирующих мобильность денежных потоков при минимальной трудоемкости; установление государственного учета доходов и расходов населения; обеспечение безопасности личных денежных средств населения. На первом этапе необходимо расширить безналичные расчеты через банки второго уровня, в частности, практики выплаты зарплаты. Следующий этап - это внедрение магнитных и микропроцессорных пластиковых карт, а затем - электронных систем платежей и расчетов. В Казахстане разработана концепция создания комплексной автоматизированной системы безналичных расчетов населения. Кроме вопросов безналичных расчетов за товары и услуги в концепции комплексно рассмотрена проблема банковского обслуживания населения. Концепция предусматривает возможность идеологического и технического единства различных банковских систем, что является обязательным условием создания единой общегосударственной системы денежного обращения и гарантией высокой рентабельности любого банка. [25] Автоматизация широко затронула многие традиционные технические виды банковского обслуживания клиентов, такие например, как, оплата счетов, перевод средств и т.д. Новая техника применяется при обработке денежных и бухгалтерских документов, а также для коммуникационной взаимосвязи банков со своими отделениями, филиалами и другими кредитными институтами. Она используется банками для сбора, накопления, хранения, обработки анализа, передачи на расстояние и предоставления клиентам разнообразной информации о кредитных сделках, денежных платежах и расчетах и т.д., а также возможных сведениях о конъюнктуре рынков, состоянии экономики и многих других. Механизм функционирования системы электронных денежных расчетов индивидуальных клиентов основан на применении пластиковых карточек и включает в себя операции, осуществляемые при помощи банкоматов. В сфере денежного обращения пластиковые карточки являются одним из прогрессивных средств организации безналичных расчетов. Все пластиковые карточки, предназначенные для расчетов могут быть личные и корпоративные. Банки выдают личные карточки частным лицам: своим платежеспособным клиентам, а также другим лицам, после анализа "кредитной истории" последних и открытия ими текущего счета в этом банке, либо внесения страхового депозита. Корпоративные карточки выдаются юридическим лицам под их гарантии и обеспечение, также после анализа платежеспособности юридического лица. Пользоваться корпоративными карточками могут сотрудники организации получившей карточки. Полнота функций платежной системы современного государства определяется наличием такого платежного инструмента, как пластиковые карточки различных моделей и назначения. По технологии обработки - кредитные, дебетные, предварительной оплаты, электронного кошелька. Таким образом, автоматизация процесса предоставления банковских услуг способствует их совершенствованию, развитию, сокращает время на их осуществление. Рынок банковских услуг населению в Казахстане в перспективе значительно расширится, обогатится передовым опытом, в том числе зарубежным, пополнится новыми, нетрадиционными банковскими операциями и современными технологиями. Это позволит повысить уровень и качество банковского обслуживания населения, укрепить финансовую систему, будет способствовать оживлению и развитию реального сектора экономики. Одним из перспективных направлений является рынок платежных карточек, который за последние годы также значительно вырос На отечественном рынке представлены как карточки международных платежных систем (VISA International, Europay International, American Express International и Diners Club International), так и локальных (Altyn Сard, Дуэт, SmartAlemCard, карточки Ситибанка Казахстан, Каспийского, Цесна Банка и Kazcard). Несмотря на тенденцию использования платежных карточек в основном для снятия наличных денег, в последнее время все динамичнее производятся и безналичные транзакции. Оплата потребительских товаров в настоящее время осуществляется в основном наличными денежными средствами. Это обусловлено тем, что наличные деньги, обладая абсолютной ликвидностью, позволяют максимально быстро проводить платежи, но факторы, которые могут оказать влияние на смещение предпочтений населения в сторону безналичных расчетов с использованием банковских карт, имеются. К ним относятся: технологическое совершенствование электронных платежных систем, в результате которого сегодня можно добиться скорости осуществления платежа, аналогичной скорости расчетов наличными денежными средствами; возможность получения скидок и льгот при оплате товаров по банковской карте (проекты эмиссии кобрэндинговых карт, рекламные кампании); отсутствие ограниченности в средствах в момент совершения платежа (при расчетах наличными сумма платежа ограничена суммой имеющихся у плательщика наличных денежных средств, при расчетах банковской картой плательщик имеет доступ ко всей сумме доступного лимита расходования по банковской карте); престижность осуществления платежа посредством современных технологий расчетов, основанных на использовании банковских карт. Однако наряду с ними следует учесть сдерживающие факторы: отсутствие сформированной культуры розничных безналичных расчетов у населения нашей страны; отсутствие широкой инфраструктуры приема карт к оплате; низкая скорость осуществления платежей с использованием банковских карт в большинстве торговых точек, а также низкий уровень подготовки обслуживающего персонала; отсутствие экономической мотивации для осуществления платежей с использованием банковских карт. [25] Интерес торговых точек к расчетам с использованием банковских карт связан скорее всего с имиджевой политикой и пониманием необходимости предоставления покупателям альтернативных способов оплаты. В то же время издержки при осуществлении платежей с использованием банковских карт, а они составляют от 0,5 до 2,5%, сдерживают и предстают экономически менее целесообразными, чем инкассация выручки в кредитную организацию с последующим зачислением на расчетный счет соответствующего предприятия. Кроме того, расчеты с использованием банковских карт являются абсолютно прозрачными и обеспечивают возможность полноценного контроля со стороны налоговых органов. Очевидно, что значимым фактором для предприятий, представленных в сфере реализации потребительских товаров, является скорость осуществления платежа. Принимая во внимание, что на текущий момент в большинстве торговых точек скорость обслуживания при расчете наличными денежными средствами выше скорости обслуживания по банковским картам, вполне логичным является предпочтение со стороны торговых предприятий к расчетам наличными денежными средствами. Заинтересованность банков в развитии безналичных платежей по платежным карточкам обусловлена следующим. Во-первых, формирование культуры расчетов с использованием карт позволяет прогнозировать увеличение среднемесячных остатков на карточных счетах, поскольку расходование средств будет осуществляться постепенно в отличие от текущей ситуации, когда держатель карты в целях обеспечения своей платежеспособности вынужден снимать единовременно крупные суммы денежных средств через банкоматы и пункты выдачи наличных банка. Во-вторых, операции оплаты товаров с использованием карт являются более доходными для кредитных организаций в отличие от операций получения наличных денежных средств через инфраструктуру выдачи наличных соответствующей кредитной организации. Банк может рассчитывать на получение комиссии в диапазоне от 0,5 до 2,5% в зависимости от платежной системы и эмитента карты. Причиной, сдерживающей активность банков в части массового привлечения на обслуживание предприятий, занимающихся реализацией потребительских товаров, является отсутствие в обозримой перспективе рентабельности торгового эквайринга. Для расчетов банковскими картами необходимо создание инфраструктуры приема карт к оплате, кроме того, у получателя средств увеличиваются издержки расчетов в силу необходимости уплаты комиссии банку по операциям с использованием карт, т.е. тот факт, что сдерживающие моменты имеются, неоспорим. Дополнительными факторами, влияние которых позитивно скажется на увеличении доли операций оплаты в общем объеме операций с использованием банковских карт, станут формирование рынка кредитных и кобрэндинговых карт в Казахстане. Принимая во внимание, что получение наличных денежных средств по кредитным картам в отличие от операций оплаты товаров и услуг является платным, можно прогнозировать повышение мотивации со стороны держателей кредитных карт к операциям оплаты товаров с использованием карт. Мировые исследования VISA International демонстрируют, что частота использования и объем операций оплаты товаров и услуг по кобрэндинговым картам превышают аналогичные показатели по стандартным банковским картам, не предоставляющим держателям карт каких-либо скидок и льгот. Оплата коммунальных услуг осуществляется на периодической основе и не предполагает обязательного присутствия клиента в офисе компании-поставщика услуг в момент их оказания, т.е. речь пойдет о коммунальных платежах и оплате услуг связи. Конкуренцию расчетам банковскими картами на рынке коммунальных и телекоммуникационных услуг составляют расчеты наличными денежными средствами и банковские переводы. [27, c.42] Технология оплаты коммунальных услуг далека от идеальной, к тому же у части населения сформировалась потребность в эффективных системах дистанционной оплаты услуг. Исходя из этого, можно сделать вывод, что предоставление банками возможности дистанционной оплаты указанных услуг однозначно будет востребовано жителями республики. Одним из наиболее эффективных способов дистанционного обслуживания населения могут стать операции оплаты банковскими картами через созданную сеть банкоматов и пунктов выдачи наличных кредитных организаций. Данное утверждение основано на том, что держатели зарплатных карт на текущий момент как минимум один раз в месяц пользуются банкоматами для получения наличных денежных средств. Очереди в банкоматах соизмеримо меньше по своим размерам очередей в отделения банка, кроме того, режим работы многих банкоматов носит круглосуточный характер, что дает клиенту более широкий диапазон времени для проведения соответствующих платежей. Отметим также, что созданные сети банкоматов значительно шире сетей отделений банков. Банки - поставщики услуг по карточкам со своей стороны могут рассчитывать на уменьшение издержек, поскольку расходы на оплату услуг банка (как правило, 1 - 2,5% от сумм операций с использованием банковских карт) соизмеримо меньше расходов на создание полноценной инфраструктуры приема платежей. Единственным конкурентом банковским картам могут выступить предоплаченные карты, позволяющие дистанционно производить оплату услуг мобильной и городской связи. Рассмотрев факторы, влияющие на мотивацию участников рынка услуг к организации платежей посредством банковских карт, мы приходим к выводу, что на рынке услуг темпы внедрения платежей по банковским картам будут значительно выше аналогичных показателей на рынке потребительских товаров и дорогостоящего имущества. Однако, учитывая, что доля коммунальных и коммуникационных платежей не является доминирующей в общем объеме расходования зарплаты, можно сделать вывод, что достижения европейских показателей в части доли операций оплаты товаров и услуг посредством банковских карт в общем объеме сделок с использованием банковских карт в ближайшие годы в Казахстане ждать не следует. Единственное, что может кардинально изменить ситуацию на рынке, это активизация лоббирования безналичных расчетов с использованием банковских карт со стороны четвертого участника рынка - государства. Заслуживает внимания также постановление правительства Республики Казахстан от 15 декабря 2006 года № 1328, вступившее в силу с 1 июля 2007 года, которым обязали 17 категорий торговых (обслуживающих) организаций принимать платежи с использованием платежных карточек при осуществлении торговых операций (оказании услуг) на территории Республики Казахстан. Безналичные платежи в Казахстане развиваются, этому способствует политика государства. Важнейшее событие 2008 года - начало работы в Алматы Регионального финансового центра. Реализация идеи создания РФЦА является одним из приоритетных направлений развития всего финансового сектора. В целом законодательная база для этого сформирована. В 2008 году было создано Агентство по регулированию деятельности РФЦА, которое, начиная с 31 октября, уже приступило к регистрации участников центра. Целью создания РФЦА являются не только развитие национального рынка ценных бумаг и обеспечение его интеграции с международными рынками капитала, но и развитие инфраструктуры южной столицы как финансового центра регионального масштаба. Большее количество транзакций - это снятие наличных средств. То есть многие предприятия перечисляют заработную плату своим работникам на карточки, люди снимают деньги в банкоматах и тратят уже наличные. Нацбанк Казахстана разработал процедуру выпуска национальной платежной карточки. Этот проект имеет далеко идущие цели - широко внедрить в стране систему безналичных расчетов и сэкономить средства, которые сегодня тратятся на то, чтобы обеспечить наличный оборот огромного масштаба. В Алматы 1 февраля 2008 года прошла презентация платежной карточки KazCard. Платежная карточка KazCard выпущена в целях выполнения Программы развития Национальной межбанковской системы платежных карточек на основе микропроцессорных карточек, утвержденной постановлением правительства Республики Казахстана. В соответствии с данной программой предполагается создание единой безналичной розничной платежной системы. Это позволит усовершенствовать механизм выплаты заработной платы, пенсий и социальных пособий; оптимизировать процесс сбора коммунальных платежей, оплаты услуг транспорта и связи; осуществлять бюджетные, налоговые, таможенные и иные обязательные сборы в безналичной форме и сократить расходы на эмиссию наличных денежных знаков. Микропроцессорная платежная карточка разработана на базе комплексного программного обеспечения бельгийской компании Open Way. Технические возможности KazCard позволяют ей свободно интегрироваться в международную карточную систему. Таким образом, успешная реализация программы предполагает внедрение и развитие новых услуг, таких как интернет-коммерция, "электронный кошелек", а также средства доступа к различным видам информационных ресурсов и услуг. Внедрение микропроцессорных карточек с неплатежными приложениями дает возможность аккумулировать в единой базе данных сведения о физических и юридических лицах, повысить эффективность государственного и местного управления, создать технологические предпосылки для развития гражданского общества посредством обеспечения прав на свободный доступ к информации. ЗаключениеВ результате теоретического изучения понятия банковских услуг, методов формирования портфеля банковских услуг, изучения практики предоставления банковских услуг АО "Евразийский банк", выявления путей совершенствования банковских услуг коммерческими банками Республики Казахстан сделаны следующие выводы. Современные коммерческие банки выполняют различные виды операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. В настоящее время многие банки предлагают широкий ряд продуктов, охватывающий практически все аспекты банковской деятельности при предоставлении финансовых услуг населению. В то же время другие банки в целях завоевания и прочного удержания конкурентного преимущества стремятся специализироваться на оказании строго определенных видов услуг. В банковской сфере итогом деятельности является банковская услуга. Под услугами понимается своеобразный полезный эффект труда, не создающего материальных благ, но полезный именно как процесс. Услуга - это вид деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Выполняя свои функции, банк производит различные операции, связанные с привлечением и размещением денежных средств, осуществляет платежи между предприятиями, хранение ценных бумаг. Банковские операции являются основой выполнения банком функций, раскрывают сущность банка. Управление портфелем банковских услуг означает пути и порядок размещения собственных и привлеченных средств. Применительно к коммерческим банкам - это распределение на наличные деньги, инвестиции, ссуды и другие активы. Принципы осуществления банковских операций и предоставления банковских услуг населению рассмотрены на примере деятельности банка АО "Евразийский банк", который предоставляет финансовые, страховые, лизинговые и прочие услуги населению. Основной деятельностью банка является прием депозитов и предоставление ссуд и кредитов в тенге и иностранной валюте. Банк также предлагает широкий спектр услуг по обслуживанию текущих счетов клиентов, таких как платежи, дебетные и кредитные карточки, инкассация, а также розничный банкинг. По сумме активные операции банка увеличились на 77,2% и 30,2% к уровням 2007 и 2008 годов соответственно. В число активных операций входят услуги по кредитованию населения и предприятий, операции с ценными бумагами. Займы клиентам означают ссуды и кредиты, выданные юридическим и физическим лицам. Сумма займов составила в 2009 году 148959 млн. тенге, что выше уровней 2007 и 2008 годов на 141,8% и уменьшилась на 6,3%. Кредиты выдаются частным компаниям, физическим лицам, государственным предприятиям, местным органам власти. В структуре активов банка наибольший удельный вес занимают услуги по предоставлению займов клиентам. Их доля составила в 2009 году 45,9%, что ниже уровня 2007 года на 27,3% и уровня 2008 года на 7,5%. Удельный вес займов другим банкам не показал динамики роста или падения в период с 2007 по 2009 года. Доля корреспондентских счетов в 2008 году составила 8,5%, что ниже уровня 2007 года на 19,2% и ниже уровня 2008 года на 45,5%. Услуги по кредитованию других банков увеличились в 2009 году и составили 28,79% и 20,49% от суммы услуг, оказанных в 2007 и 2008 годах соответственно. Также в 2009 году снизились услуги по кредитованию физических лиц, которые составили 56,34% и 3,36% от уровня 2007 и 2008 годов. Услуги по кредитованию юридических лиц увеличились в 2009 году на 91,86% и 24,45 по сравнению с 2007 и 2008 годом соответственно. Доля услуг по кредитованию других банков увеличилась в 2009 году на 28,2% и 20,5 в сравнении с 2007 и 2008 годами. В 2009 году снизился удельный вес услуг по кредитованию физических лиц на 66,1% и 19,8% к уровню 2007 и 2008 годов. Доля услуг по кредитованию юридических лиц увеличились в 2009 году на 49,0% и 3,3% по сравнению с 2007 и с 2008 годами. Ставка вознаграждения по выданным кредитам варьируется в зависимости от вида валюты. Наибольшая ставка установлена для кредита в тенге. Банк оказывает услуги по привлечению средств населения в депозиты. Данные операции относятся к числу пассивных операций. По сумме обязательства банка увеличились на 11,1% и уменьшились на 26,6% к уровням 2007 и 2008 годов соответственно. Собственный капитал банка увеличился на 80,3% и 43,9% к уровням 2007 и 2008 годов соответственно. Ресурсы банка сформированы в основном за счет привлеченных средств, которые занимали в 2009 году 83,12% от всей суммы банковских ресурсов. Доля обязательств в 2009 году по сравнению с 2007 годом уменьшилась на 6,48%, а по сравнению с 2008 годом на 8,27%. Доля обязательств в банковских ресурсах незначительна и имеет тенденцию к снижению. В 2009 году удельный вес собственного капитала составлял 16,88%, что выше уровня 2007 года на 51,73% и 2008 года на 79,90%. Структура банковских ресурсов за 2007-2009 годы приведена в приложении Б, за 2009 год приведена на рисунке 6. Наибольшую сумму в обязательствах банка занимают банковские счета и депозиты клиентов. По сумме все виды обязательств банка увеличились, кроме обязательств перед банками. Наибольшая динамика наблюдается по банковским счетам и депозитам клиентов, сумма которых уменьшилась на 4,2% в 2009 году в сравнении с 2007 годом и увеличилась на 72,1% в 2009 году в сравнении 2008 годом. Особую роль в привлеченных средствах играют вклады и депозиты населения. Каждый банк в целях привлечения наибольшего числа клиентов, разрабатывает свою депозитную политику. Ставка вознаграждения по привлеченным депозитам варьируется в зависимости от вида валюты. Наибольшая ставка установлена для депозитов в тенге. Услуги по расчетно-кассовому обслуживанию снизились в 2009 году на38,68% в сравнении с показателями 2007 года и понизились на 15.7% по сравнению с 2008 годом. Наблюдается динамика падения объема брокерских услуг в 2009 году на 33,9% и рост объема на 1,5% в сравнении с 2007 и 2008 годами соответственно. Совершенствование технологий обслуживания населения и внедрение новейших банковских продуктов для физических лиц обусловили быстрый рост развития розничного кредитования в республике Казахстан, а также спрос населения на жилье обусловил увеличение объемов предоставления ипотечных кредитов и кредитования сектора строительства, что способствовало наращиванию банками второго уровня доли в кредитования именно в этих сегментах, оказавшихся более чувствительными к последствиям глобальной нестабильности. Предпринятые государством в 2007 - 2009 годах меры по стабилизации экономики и финансовой сферы носят преимущественно краткосрочный характер и не служат структурной перестройке экономической системы. Однако, не смотря на это, меры оказались достаточно эффективными и позволили смягчить негативное воздействие мирового финансового кризиса. Необходимость поддержки отечественной банковской системы объясняется ее важной ролью в экономической системе страны. За годы независимости отечественные банки сформировали развитую финансовую систему, ставшую неотъемлемой составляющей отечественной экономической системы, обеспечивающей ее функционирование и стимулирующей ее развитие на рыночных условиях. Предоставляя поддержку отечественным банкам, государство рассчитывает на сохранение ими объемов кредитования внутренней экономики и реального сектора, в частности, финансирование субъектов малого и среднего бизнеса и установление приемлемых условий по ипотечному кредитованию. Для стабилизации финансового сектора в Казахстане разработаны антикризисные меры, что отражено в законодательных и нормативных актах. Список использованной литературы1. Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана "Через кризис к обновлению и развитию" от 06.03.2009 2. Банки и банковские операции / Под ред. Жукова Е.Ф. М.: Банки и биржи. 2006. - 470с. 3. Банковское дело / Под ред. Колесникова В.И. М.: Финансы и статистика, 20077.480с. 4. Закон Республики Казахстан "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" № 2444 от 31.08.95 (с изменениями и дополнениями № 178 от 7 июля 2008г.) 5. Общая теория денег и кредита /Под ред Жукова Е.Ф. М,: Банки и биржи, 2007. - 304с. 6. Деньги, кредит, банки /Под ред Лаврушина О.И. М.: Финансы и статистика, 2008. - 448с. 7. Гражданский кодекс Республики Казахстан Алматы: Баспа, 2008 год 8. Тавасиев В.М. Банковское дело М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 528с. 9. Сейткасимов Г.С. Деньги, кредит, банки Алматы: Экономика, 1998. - 576с. 10. Боровкова В.А. Мурашова С.В. Финансы и кредит СпБ: Бизнес-Пресс, 2008. - 608с. 11. Закон Республики Казахстан "О Национальном банке Республики Казахстан" №2155 от 30.03.95 (с изменениями и дополнениями №165 от 5 июля 2008г.) 12. Симановский А.Ю. Базельские принципы эффективного банковского надзора, издание второе // Деньги и кредит, №1, 2007. с. 20-30 13. Закон Республики Казахстан "О Национальном банке Республики Казахстан" №165 от 5 июля 2006г. (по состоянию законодательства на 28 февраля 2009г.) 14. Консолидированная финансовая отчетность АО "Евразийский банк" за 2007 - 2009 годы 15. Отчет о финансовой стабильности // пресс-релиз Национального банка, декабрь 2009 год 16. Анализ рисков банковского сектора Республики Казахстан // www.standardandpoors.ru 17. О состоянии финансового рынка и финансовых организаций на 1 января 2009 года // Пресс релиз Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, от 11 января 2009 года 18. Концепция развития финансового сектора на 2007-2011 годы 19. План совместных действий Правительства, Национального Банка и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансового сектора на 2009 - 2010 годы 20. Официальный сайт Национального банка Республики Казахстан // #"_Toc257493963">Приложения Приложение А Банковские услуги казахстанских коммерческих банков
Отраслевая структура кредитного портфеля АО "Евразийский банк" за 2009 год тыс. тенге
Структура банковских ресурсов АО "Евразийский банк" за 2008 год Структура банковских ресурсов АО "Евразийский банк" за 2009 год A |
|
© 2000 |
|