РУБРИКИ |
Роль Национальный банка в банковской системе Республики Беларусь |
РЕКЛАМА |
|
Роль Национальный банка в банковской системе Республики Беларусьp>Нормативные правовые акты Национального банка должны соответствовать законодательным актам Республики Беларусь. В случае противоречия нормативного правового акта Национального банка законодательному акту Республики Беларусь применяется законодательный акт Республики Беларусь.Имущество Национального банка находится в собственности Республики Беларусь и закреплено за ним на праве оперативного управления. Национальный банк обладает полномочиями по владению, пользованию и распоряжению закрепленным за ним имуществом в соответствии с целями деятельности Национального банка, его уставом и иным законодательством Республики Беларусь./11, с.6/ Размер уставного фонда Национального банка определяется Уставом Национального банка. Он также создает резервный и иные фонды, предназначенные для обеспечения его деятельности. Порядок создания и использования резервного и иных фондов устанавливается Уставом Национального банка. Национальный банк и его обособленные подразделения освобождаются от уплаты всех налогов, сборов и пошлин (включая гербовые и таможенные). Прибыль Национального банка образуется в результате осуществления им деятельности в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь. Он передает в доход республиканского бюджета часть прибыли в размере, установленном законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, а остальную часть прибыли использует на создание резервного и иных фондов Национального банка. Правительство Республики Беларусь предоставляет Национальному банку долговые обязательства в виде государственных ценных бумаг в сумме, необходимой для покрытия убытков Национального банка, понесенных в результате его деятельности и отраженных в его годовом балансе. Погашение долговых обязательств производится в последующем за счет прибыли Национального банка. Для Национального банка устанавливается ежегодный отчетный период с 1 января по 31 декабря включительно. Национальный банк ежегодно до 15 апреля представляет Президенту Республики Беларусь годовой отчет о своей работе, утвержденный Правлением Национального банка, с аудиторским заключением. Годовой отчет Национального банка включает: - отчет об исполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за прошедший год; - годовой баланс, отчет о прибыли и убытках Национального банка. Годовой отчет Национального банка после его утверждения Президентом Республики Беларусь публикуется в официальных республиканских средствах массовой информации./9,с.16/ Аудиторская проверка деятельности Национального банка проводится ежегодно аудиторской организацией, определяемой Президентом Республики Беларусь. Национальный банк не отвечает по обязательствам банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, за исключением случаев, когда Национальный банк принимает на себя такие обязательства. А также в соответствии с законодательством Республики Беларусь может участвовать в деятельности международных банковских фондов, союзов и ассоциаций. Национальный банк представляет Республику Беларусь в международных организациях по вопросам денежно-кредитной политики Республики Беларусь, валютного регулирования и иным вопросам, находящимся в его компетенции. Взаимоотношения между Национальным банком и кредитными организациями иностранных государств устанавливаются в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, законодательством Республики Беларусь, а также межбанковскими соглашениями. Для выполнения своих функций Национальный банк может открывать представительства в иностранных государствах. Имеет право на удовлетворение своих требований по кредиту и получение процентов по нему при наступлении срока платежа путем бесспорного списания денежных средств с корреспондентского счета соответствующего банка на основании распоряжения Национального банка. Может выступать кредитором последней инстанции, оказывая кредитную помощь банкам сроком до одного года без соответствующего обеспечения в целях поддержания их ликвидности, если такая мера помощи необходима для устойчивого функционирования банковской системы Республики Беларусь. Он вправе осуществлять покупку, продажу, мену, хранение иностранной валюты и иные валютные операции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь./6,с. 52/ Для пополнения и регулирования размеров золотовалютных резервов осуществляет следующие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями: · открытие и ведение счетов в драгоценных металлах на территории Республики Беларусь и за ее пределами; · покупку, продажу, мену, доверительное управление, размещение и привлечение в депозит, хранение драгоценных металлов в виде слитков, самородков, монет и в иных видах и состояниях, драгоценных камней, а также их залог. При осуществлении денежно-кредитного регулирования Нацбанк выпускает (эмитирует) ценные бумаги, определяет технические требования к их изготовлению, а также совершает операции с ценными бумагами. Выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь на рынке государственных ценных бумаг, организует их первичное размещение и обращение. Он вправе осуществлять хранение, инкассацию и перевозку денежной наличности, валютных и других ценностей Национального банка, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций и физических и юридических лиц в установленном им порядке./7,с 12/ Национальный банк в соответствии с законодательством Республики Беларусь выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь по обслуживанию государственного долга Республики Беларусь. Национальный банк - единая централизованная организация, состоящая из центрального аппарата, структурных подразделений и организаций, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами. Структурные подразделения и организации Национального банка действуют на основании уставов (положений), утверждаемых в порядке, установленном Уставом Национального банка. Органами управления Национального банка являются Правление Национального банка и Совет директоров Национального банка. Он также имеет право по согласованию с Президентом Республики Беларусь создавать организации, необходимые для обеспечения своей деятельности./7,с 14/ Высшим органом управления Национального банка является Правление Национального банка - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка и осуществляющий руководство и управление им. Правление Национального банка состоит из Председателя и десяти членов. Компетенция Правления Национального банка и порядок созыва его заседаний определяются Уставом Национального банка. Правление Национального банка организует свою работу в соответствии с регламентом. Члены Правления Национального банка не могут занимать другие государственные должности, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь, а также состоять в политических партиях. На членов Правления Национального банка распространяются ограничения, установленные частью третьей статьи 68 настоящего Кодекса. Председатель и члены Правления Национального банка назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь сроком на пять лет. Председатель Правления Национального банка руководит деятельностью Правления Национального банка, а также представляет Национальный банк как центральный банк Республики Беларусь. Полномочия Председателя Правления Национального банка определяются Уставом Национального банка./10,с.10/ 3. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь 3.1 Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь Денежно-кредитная политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с особенностями банковского сектора («кровеносной системы экономики»), который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса. /7, с.86/ Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны. Эффективность денежно-кредитной политики определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой «разнонаправленных» мероприятий. В условиях экономики переходного периода проблемы определения направлений, выбора и реализации инструментов денежно-кредитной политики особенно сложны в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом. Кроме того, специфика социально-политической ситуации, деловая культура, сложившиеся стереотипы отношений между различными социальными группами также в значительной степени определяют спектр возможных альтернатив как социально-экономической политики в целом, так и денежно-кредитной в частности, эффективность (неэффективность) тех или иных форм организации и инструментов регулирования экономических процессов. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты. Сегодня можно говорить о том, что последовательное проведение данной политики позволило обеспечить ряд положительных результатов. 1. Беларуси одной из немногих стран бывшего СССР удалось избежать системного банковского кризиса. Конечно, случались и банкротства банков, и определенные сбои в работе. Но даже во время российского дефолта августа 1998 г., оказавшего весьма существенное негативное влияние на банковскую систему и всю экономику РБ, платежи осуществлялись стабильно, вкладчики при желании беспрепятственно могли получить свои деньги. 2. В последние годы в республике достигнуты определенные качественные сдвиги в уровне стабильности национальной валюты и инфляционной ситуации. После перехода к единому курсу белорусского рубля (14 сентября 2000 г.) темпы девальвации последовательно снижались: с 33,9% в 2001 г. до 21,5% в 2002 г. По темпам инфляции имеет место следующая динамика: в 2001 г. индекс потребительских цен составил 46,1%, в 2002 г. – 34,8% (снижение более чем в 1,3 раза) /8, с.5/. Таким образом, отметим, что в Республике Беларусь продолжается дедолларизация экономики, что обусловлено стабильным обменным курсом национальной валюты, устойчивым снижением инфляции и действующей курсовой политики. В то же время курсовая политика Национального Банка Республики Беларусь вносила существенный вклад в подавление инфляционных процессов и одновременно содействовала повышению эффективности внешней торговли. Опережающие темпы кредитования в национальной валюте являются объективным подтверждением ее укрепления и расширения использования в хозяйственном процессе. За январь-июнь 2006 г. прирост валовых кредитов в иностранной валюте составил всего 2%, тогда как валовые кредиты в белорусских рублях за тот же период увеличились на 17,6%. И в заключение, хотелось бы отметить некоторые положения, из которых Национальный Банк Республики Беларусь должен исходить при разработке денежно-кредитной политики республики. Во-первых, важно иметь в виду, что стратегической целью белорусского государства является обеспечение социально-экономической стабильности в республике, проведение взвешенных реформ, направленных на повышение уровня жизни народа. Это означает, что денежно-кредитная политика должна разрабатываться и реализовываться таким образом, чтобы не допускать или, по крайней мере, обеспечивать максимальное смягчение возможных «шоков». Стремительный рост безработицы, «революционная ломка» производственных структур, сложившихся в течение десятилетий в рамках индустриального комплекса СССР и стран СЭВ, которая сопряжена с остановкой крупнейших предприятий и которую пережили или до сих пор переживают некоторые страны СНГ и Восточной Европы, не должны повториться в Беларуси /7, с.88/. Во-вторых, следует учитывать, что, несмотря на то, что основу производственного комплекса экономики республики составляют высококонцентрированные предприятия, относящиеся к сложным, довольно наукоемким отраслям обрабатывающей промышленности (машиностроение, металлообработка, химия и нефтехимия и др.), в целом технологическая структура сложилась в условиях «дешевизны» сырьевых, энергетических, трудовых, а также финансовых ресурсов. Модернизация такой структуры, которая является весьма инерционной, требует времени и значительных инвестиций. С другой стороны, функционирование такой технологической структуры сопряжено с рядом других фундаментальных отношений в экономике и социальной сфере. Речь идет о системе перекрестного субсидирования, поддержании низких цен, не покрывающих издержек, на сельскохозяйственную продукцию, услуги жилищно-коммунального хозяйства и ряда других отраслей. И с этой точки зрения «завышенный» уровень официального валютного курса является «составным элементом» сложившейся, искаженной по отношению к мировому уровню, структуры цен ресурсоемкого типа технологического базиса производства. Осуществляя оптимальную денежно-кредитную политику, Национальному Банку удалось добиться определенного прогресса. Динамика денежно-кредитных агрегатов выдерживается в пределах запланированных параметров, рыночные котировки рубля относительно стабильны, проводятся необходимые мероприятия по наращиванию золотовалютных резервов, платежная система функционирует нормально. Конечно, еще рано делать какие-то окончательные выводы об эффективности проводимой политики, тем более что проблемы, стоящие перед банковской системой Беларуси, также как и большинства других стран с переходной экономикой, весьма сложны и вряд ли могут быть решены в течение нескольких лет. Но однозначно можно сказать, что сложность той ситуации, в которой находится экономика республики, многообразие и серьезность задач, стоящих перед денежно-кредитной и в целом социально-экономической политикой, требуют комплексности и системности при определении конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности. Таким образом, денежно-кредитная политика Республики Беларусь осуществляется в общем контексте социально-экономической политики и направлена на формирование благоприятных условий для реформирования народного хозяйства при недопущении (или минимизации) разного рода шоковых явлений./7, с.93/ 3.2 Макроэкономические условия реализации денежно-кредитной политики и развития банковского сектора Проведение денежно-кредитной политики и развитие банковского сектора во многом определяются эффективностью функционирования всех отраслей экономики и социальной сферы, а также складывающимися макроэкономическими условиями. Макроэкономическая ситуация в 2008 году характеризовалась экономическим ростом, увеличением реальных денежных доходов и занятости населения, объемов внешней торговли и инвестиций в основной капитал, профицитом консолидированного бюджета и более высокой инфляцией (приложение 1). Следует отметить, что начиная с сентября 2008 г. экономическая конъюнктура ежемесячно ухудшалась. Это выразилось прежде всего в снижении спроса на белорусские товары на внешнем рынке вследствие воздействия мирового финансово-экономического кризиса. В IV квартале 2008 г. наблюдалось замедление роста объемов производства и реализации продукции, что оказало негативное влияние на экономическое положение ряда предприятий и ситуацию на валютном рынке, обусловило рост неплатежей и запасов готовой продукции в промышленных организациях. Объем валового внутреннего продукта в 2008 году составил 128,8 трлн. рублей и увеличился (в сопоставимых ценах) к уровню 2007 года на 10 процентов при прогнозируемом росте на 8 - 9 процентов. Энергоемкость ВВП снизилась на 8,4 процента (при прогнозе на 7 - 8 процентов). Рост валового внутреннего продукта обеспечен расширением как внутреннего, так и внешнего спроса, интенсивность которого была более высокой в январе-августе 2008 г. Объем розничного товарооборота (в сопоставимых ценах) увеличился по сравнению с 2007 годом на 20,5 процента (в 2007 году в сравнении с 2006 годом - на 15,3 процента), реализация платных услуг населению - на 13,9 процента (в 2007 году в сравнении с 2006 годом - на 11,5 процента). Сложившаяся динамика оборота розничной торговли и платных услуг населению обусловлена повышением потребительского спроса, чему способствовали рост реальных денежных доходов и расширение банковского кредитования населения. Реальная заработная плата и реальные денежные доходы населения приросли на 9,9 и 12,7 процента соответственно. Инвестиции в основной капитал в 2008 году (в сопоставимых ценах) к уровню 2007 года увеличились на 23,1 процента (в 2007 году - на 16,2 процента). Годовой объем инвестиций в основной капитал достиг 35,9 трлн. рублей. В процентах к ВВП удельный вес инвестиций составил 27,9 процента (в 2007 году - 26,8 процента). Наибольший объем капиталовложений, как и в предыдущем году, обеспечили промышленность, жилищное строительство и сельское хозяйство, доля которых в объеме инвестиций в основной капитал составила 27,7, 17,9 и 14,6 процента соответственно. Основными источниками финансирования были собственные ресурсы организаций, средства бюджета и кредиты банков, на долю которых приходилось 87,2 процента всех капиталовложений (в 2007 году - 85,7 процента). Сохранилась тенденция к опережающему росту кредитов банков по сравнению с темпами роста основных источников капитальных вложений. По данным Национального статистического комитета, общий объем использованных кредитных ресурсов (в сопоставимых ценах) к уровню 2007 года увеличился на 30,6 процента (в 2007 году - на 23,9 процента), в том числе кредитов отечественных банков - на 35,7 процента (в 2007 году - на 23,9 процента)./12,с. 3/ Объем промышленного производства в отчетном году возрос по сравнению с 2007 годом на 10,8 процента. Производство потребительских товаров увеличилось на 12,1 процента, в том числе продовольственных товаров - на 13,1 процента, непродовольственных - на 11,6 процента. Наиболее высокие темпы прироста объемов выпуска промышленного производства наблюдались в топливной промышленности (11,1 процента), машиностроении и металлообработке, промышленности строительных материалов (10,2 процента в каждой отрасли), а наиболее низкие - в легкой промышленности (0,7 процента). Производство продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) по сравнению с 2007 годом увеличилось на 8,9 процента, в том числе в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах - на 14 процентов, а в хозяйствах населения - на 0,7 процента. Объем перевозок грузов организациями транспорта общего пользования увеличился на 6,8 процента против 6,2 процента в 2007 году. При этом объем грузооборота возрос на 5,2 процента (в 2007 году - на 5,5 процента), объем пассажирооборота снизился на 10,6 процента (в 2007 году - на 1,6 процента). Финансовое состояние организаций характеризовалось ростом реальных объемов продаж и прибыли, увеличением рентабельности реализованной продукции и продаж, снижением количества убыточных организаций. Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг организаций в текущих ценах составила 271,5 трлн. рублей и увеличилась на 33 процента при росте средних цен в экономике (дефлятор ВВП) на 20,5 процента. Вследствие негативного воздействия глобального финансово-экономического кризиса в декабре по сравнению с августом объем продаж снизился на 13,9 процента, чистая прибыль - на 78,8 процента, рентабельность реализованной продукции уменьшилась на 11,4 процентного пункта (до 6,6 процента), рентабельность продаж - на 4,6 процентного пункта (до 4 процентов). Наблюдалась значительная дифференциация финансовых показателей организаций различных отраслей экономики. В результате опережающего роста прибыли от реализации продукции (155,7 процента) по сравнению с увеличением себестоимости реализованной продукции (129,2 процента) рентабельность реализованной продукции, работ, услуг увеличилась с 11,8 процента в 2007 году до 14,2 процента в 2008 году, в том числе в промышленности - с 12,9 до 15,3 процента, строительстве - с 9,9 до 11,7 процента, сельском хозяйстве - с 0,8 до 8,4 процента, торговле и общественном питании - с 17,1 до 20,8 процента, на транспорте - с 15,9 до 16 процентов. Снижение рентабельности отмечено в электроэнергетике (на 1,8 процентного пункта), черной металлургии (на 1,5 процентного пункта), машиностроении и металлообработке (на 2,2 процентного пункта), пищевой промышленности (на 4 процентных пункта), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (на 1,4 процентного пункта), связи (на 2,4 процентного пункта) и жилищно-коммунальном хозяйстве (на 0,6 процентного пункта). Доля организаций, получивших чистый убыток, в их общем количестве составила 4,8 процента против 6,3 процента в 2007 году, а доля нерентабельных - 14,7 и 19,9 процента соответственно. Вследствие опережающего роста денежных средств на счетах организаций (137,5 процента) по сравнению с ростом просроченной кредиторской задолженности (123,1 процента) текущая платежеспособность повысилась с 156,9 процента на 1 января 2008 г. до 175,2 процента на 1 января 2009 г. Вместе с тем произошло снижение текущей платежеспособности в организациях промышленности с 199,8 до 186 процентов./12, с.5/ Численность безработных, официально зарегистрированных в органах государственной службы занятости, на конец декабря 2008 г. составила 37,3 тыс. человек и снизилась по сравнению с началом 2008 года на 6,8 тыс. человек (на 15,4 процента). Уровень зарегистрированной безработицы составил 0,8 процента от экономически активного населения (на конец декабря 2007 г. - 1 процент). В режиме вынужденной неполной занятости в 2008 году работало 140,9 тыс. человек, или 4 процента среднемесячной численности (в 2007 году - 3,4 процента). Численность занятых в экономике в отчетном году увеличилась по сравнению с 2007 годом на 0,6 процента. В республиканский бюджет поступило 49,05 трлн. рублей (105,7 процента годового плана, утвержденного Законом Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2008 год"), в консолидированный - 65,66 трлн. рублей (105,2 процента годового плана). В 2008 году общий уровень централизации финансовых ресурсов в бюджете (без учета недоимки) увеличился до 51 процента (в 2007 году - 49,6 процента). При этом отношение недоимки к ВВП сократилось с 0,2 до 0,05 процента. Основным фактором роста уровня централизации финансовых ресурсов явилось значительное увеличение поступлений налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Расходы республиканского бюджета составили 48,13 трлн. рублей (37,4 процента к ВВП и 96,7 процента годового плана), консолидированного бюджета - 63,81 трлн. рублей (49,5 процента к ВВП и 95,5 процента годового плана). Расходы на социально-культурную сферу и социальную политику были приоритетными в реализации бюджетно-налоговой политики. Объем средств, направленных на финансирование социально-культурной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика), составил 29,3 трлн. рублей, или 45,9 процента от всех расходов консолидированного бюджета (за 2007 год - соответственно 24 трлн. рублей, или 50,4 процента). В отчетном году сохранилось неравномерное расходование бюджетных средств по кварталам. Консолидированный бюджет в 2008 году исполнен с профицитом, составившим 1,4 процента к ВВП (1,85 трлн. рублей) при 0,4 процента к ВВП (0,42 трлн. рублей) по итогам работы за 2007 год. На 1 января 2009 г. внутренний государственный долг составил 8,58 трлн. рублей и за отчетный год возрос на 2,45 трлн. рублей (на 40 процентов) (приложение 1.3). Его прирост к ВВП (1,9 процента) не превысил параметр, установленный Законом Республики Беларусь "О бюджете Республики Беларусь на 2008 год" (3 процента к ВВП). В структуре внутреннего государственного долга на 1 января 2009 г. государственные ценные бумаги составили 5,4 трлн. рублей (62,9 процента от общего объема). Объем кредитов, выданных под гарантии Правительства, на 1 января 2009 г. достиг 2,65 трлн. рублей и увеличился с начала года на 819,7 млрд. рублей, а его доля в общем объеме внутреннего государственного долга - 30,8 процента. Депозиты Правительства на счетах, открытых в Национальном банке, за 2008 год снизились на 166,6 млрд. рублей (на 2,9 процента) и на 1 января 2009 г. составили 5,67 трлн. рублей. При этом рублевые депозиты возросли на 1,34 трлн. рублей и достигли 1,61 трлн. рублей, а валютные депозиты уменьшились на 1,5 трлн. рублей и составили 4,07 трлн. Рублей. Прирост индекса потребительских цен в отчетном году составил 13,3 процента (декабрь к декабрю), в 2007 году - 12,1 процента, в 2006 году - 6,6 процента (приложение 1.5). Ускорение инфляционных процессов было вызвано прежде всего увеличением издержек производства, обусловленным ростом цен на импортируемые сырье и материалы, в том числе энергоносители, металлы, прочую промежуточную продукцию. Инфляционным процессам также способствовали увеличение бюджетных расходов и объема банковских кредитов физическим лицам, изменение конъюнктуры на мировом рынке продовольствия в первом полугодии 2008 г. Базовая инфляция (за исключением влияния изменения цен и тарифов на товары и услуги, напрямую регулируемых государством, а также цен, подверженных сезонным колебаниям) составила 11,8 процента (в 2007 году - 10,2 процента). Прирост индекса цен на продовольственные товары, как и в 2007 году, достиг 15,9 процента. Преимущественно росли административно регулируемые цены и цены, динамика которых зависит от ситуации на внешних рынках. Так, существенно выросли цены на муку пшеничную (на 33 процента), крупу и бобовые (на 28 процентов), макаронные изделия, молоко и молочные продукты (на 25,3 процента), а также мясо и мясные продукты (на 19,7 процента), хлеб и хлебобулочные изделия (на 18,1 процента). В 2008 году прирост индекса цен на непродовольственные товары составил 6,8 процента (в 2007 году - 5,9 процента). В наибольшей степени подорожали медикаменты (на 16,5 процента), моющие средства (на 15 процентов), письменные принадлежности (на 13 процентов) и строительные материалы (на 11 процентов). Насыщенность рынка, а также достижение большинством производителей непродовольственных товаров предела конкурентоспособности по цене с импортными товарами обусловили в целом более низкие темпы роста цен на них. Однако, как и в случае с продовольственными товарами, среди непродовольственных товаров наибольший рост цен отмечался на импортируемые товары. Тарифы на услуги в отчетном году увеличились на 16,2 процента (в 2007 году - на 10,5 процента). Наиболее существенно выросли тарифы на услуги автомобильного транспорта пригородного и международного сообщения (на 27,6 процента), жилищно-коммунального хозяйства (на 27,5 процента), а также на санаторно-оздоровительные услуги (на 27,3 процента). Рост тарифов на данные услуги во многом был связан с ростом издержек на их оказание и повышением уровня возмещения затрат населением./12, 5/ Цены производителей промышленной продукции увеличились на 14,2 процента при 16,8 процента в 2007 году. При этом цены на средства производства выросли на 10,6 процента, цены на промежуточные товары - на 14,5 процента, цены на потребительские товары - на 15 процентов. Отмечался рост важнейших макроэкономических показателей банковского сектора в среднегодовом исчислении по отношению к ВВП: пассивов (активов) банков - с 35,2 до 39,7 процента; требований банков к экономике - с 25,8 до 29,1 процента; нормативного капитала - с 5,77 до 5,82 процента; уставных фондов - с 4,01 до 4,03 процента (приложение 1.6). Пассивы банковского сектора (с учетом ликвидируемых банков) за отчетный год возросли на 21,37 трлн. рублей, или на 51,3 процента (за 2007 год - на 43,8 процента), и на 1 января 2009 г. составили 63,06 трлн. Рублей. (Приложение 2) Основная их часть (77,2 процента) сформирована ОАО "АСБ Беларусбанк", ОАО "Белагропромбанк", ОАО "БПС-Банк" и ОАО "Белинвестбанк", в уставных фондах которых доля государства составляет более 50 процентов (далее - государственные банки). Формирование пассивов банков обеспечивалось преимущественно резидентами, удельный вес средств которых в приросте привлеченных средств банков за 2008 год составил 72,8 процента, в объеме пассивов на 1 января 2009 г. - 69,2 процента (на 1 января 2008 г. - 67,3 процента)./12, с.6/ 3.2 Деятельность Национального банка в области проведения единой денежно-кредитной политики государства Главной задачей денежно-кредитной политики является создание условий для устойчивого экономического роста и выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития посредством реализации монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования. В сложных макроэкономических условиях, во многом связанных с нарастанием кризисных явлений на мировых финансовых рынках, оказавших негативное влияние на белорусскую экономику, приоритетная задача денежно-кредитной политики, в особенности во втором полугодии, заключалась в реализации ряда мер, направленных на минимизацию последствий глобального финансово-экономического кризиса для финансово-кредитной системы Республики Беларусь, в целях обеспечения устойчивости национальной валюты и финансовой стабильности в целом. Скоординированные действия Правительства и Национального банка позволили сохранить в республике высокую динамику экономического развития, обеспечить прогнозный уровень курса белорусского рубля к доллару США, устойчивость банковского сектора, эффективное и безопасное функционирование платежной системы./10, с.12/ Цель денежно-кредитной политики в 2008 году - защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. Важнейшая роль в достижении указанной цели принадлежала курсовой политике. Курсовая политика была направлена прежде всего на обеспечение устойчивости национальной валюты и проводилась с учетом тенденций на мировых валютных рынках, состояния платежного баланса. Национальный банк до августа 2008 г. осуществлял постепенное укрепление курса белорусского рубля по отношению к доллару США в пределах утвержденных Основными направлениями параметров, что было обусловлено необходимостью реагирования на снижение курса доллара США на мировом рынке и увеличение инфляции, а также в целях недопущения значительного снижения курса белорусского рубля к валютам стран - основных торговых партнеров. Во втором полугодии 2008 г. под воздействием финансово-экономического кризиса на мировых рынках усилилась взаимная неустойчивость курсов иностранных валют. В частности, происходило значительное укрепление курса доллара США и снижение курсов валют стран - ведущих торговых партнеров, что могло привести к чрезмерному росту курса белорусского рубля к валютам данных стран и, следовательно, существенному ухудшению ценовых условий внешней торговли. В сложившейся ситуации для сохранения доверия к курсовой политике Национальный банк осуществлял постепенное снижение курса белорусского рубля до уровня нижней границы установленного в Основных направлениях коридора 2200 рублей за 1 доллар США (приложение 2.1). В целом за отчетный год официальный курс белорусского рубля к доллару США снизился на 2,3 процента, а к евро и российскому рублю повысился на 2,8 и 12,2 процента соответственно. Индекс реального курса белорусского рубля к российскому рублю, рассчитанный по индексу потребительских цен, находился ниже уровня 2007 года на 1,9 процента, реальный эффективный курс - на 0,6 процента./10,с.13/ Использование инструментов денежно-кредитной политики было подчинено достижению определенных на 2008 год целей и осуществлялось посредством регулирования Национальным банком ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям на денежном рынке (приложение 3.). Ставка рефинансирования Национального банка в соответствии с Основными направлениями к концу 2008 года оценивалась на уровне 7 - 9 процентов годовых при инфляции 6 - 8 процентов. В первом полугодии ставка рефинансирования не изменялась и составляла 10 процентов годовых. Однако в условиях ускорения инфляционных процессов во втором полугодии в целях повышения доходности сбережений в белорусских рублях и дальнейшего стимулирования роста вкладов населения и организаций в банках Национальный банк постепенно повысил ее до 12 процентов годовых. В среднем за 2008 год указанная ставка составила 10,3 процента годовых против 10,5 процента годовых в 2007 году. В реальном выражении за отчетный год с учетом более высоких по сравнению с 2007 годом темпов инфляции ставка рефинансирования сложилась на отрицательном уровне (минус 2,2 процента годовых). Воздействие Национального банка на динамику процентных ставок денежного рынка и ликвидность банковской системы осуществлялось посредством проведения операций трех типов: постоянно доступных, двусторонних и операций на открытом рынке. Процентные ставки по постоянно доступным операциям регулирования ликвидности (кредит овернайт, операции СВОП овернайт, депозиты банков в Национальном банке) ограничивали колебания процентных ставок на однодневном МБК. Аукционные операции на открытом рынке (ломбардный кредит, сделки прямого и обратного РЕПО, эмиссия краткосрочных облигаций Национального банка, депозиты банков в Национальном банке) сглаживали колебания доходности МБК в пределах коридора, заданного фиксированными ставками (приложение 4.). Ситуация на денежных рынках в течение I - III кварталов 2008 г. характеризовалась существенным избытком ликвидности. В этот период действия Национального банка были направлены главным образом на изъятие избыточной ликвидности банков посредством размещения временно свободных средств банков на аукционной основе (в краткосрочные облигации собственного выпуска, депозиты и посредством покупки государственных ценных бумаг на условиях обратного РЕПО) и в депозиты Национального банка по фиксированной процентной ставке. Среднедневной остаток средств, размещенных банками в Национальном банке, в течение января - сентября 2008 г. составил 1,05 трлн. рублей. Объем рефинансирования банков в январе - сентябре был незначителен. Среднедневной остаток задолженности банков по операциям поддержки ликвидности Национального банка равнялся 23,5 млрд. рублей. С учетом условий, сложившихся на финансовых рынках, уровень процентных ставок по постоянно доступным операциям поддержки и изъятия ликвидности банков в январе - августе 2008 г. не изменялся и составлял 20 и 5 процентов годовых соответственно. С 17 сентября 2008 г. процентные ставки по указанным операциям были снижены на 3 процентных пункта (до 17 процентов годовых). Однако в целях стабилизации ситуации на валютном рынке начиная с середины октября 2008 г. осуществлялось плавное повышение процентных ставок на однодневном МБК путем увеличения процентных ставок по операциям предоставления ликвидности на открытом рынке. Уровень процентных ставок по ломбардным аукционам в течение октября - декабря года был увеличен с 12 до 18 процентов годовых. В ноябре 2008 г. на 3 процентных пункта (с 17 до 20 процентов годовых - по кредиту овернайт и СВОП овернайт, с 5 до 8 процентов годовых - по депозиту овернайт) повышены процентные ставки по постоянно доступным операциям регулирования ликвидности. В IV квартале 2008 г. под воздействием неблагоприятных внешнеэкономических факторов на денежных рынках сформировался значительный дефицит ликвидности. В целях обеспечения стабильного платежного процесса Национальный банк оказывал банкам существенную ресурсную поддержку. Среднедневной остаток задолженности по операциям поддержки текущей ликвидности банков в октябре - декабре 2008 г. составил 1,4 трлн. рублей. В связи с отсутствием у ряда банков необходимого объема высоколиквидных активов, используемых в качестве залога по данным операциям, Национальный банк начал осуществлять дополнительное рефинансирование в виде кредитов, обеспеченных неустойкой. Среднедневной остаток задолженности по таким кредитам в указанном периоде года составил 481,7 млрд. рублей. За 2008 год среднедневной остаток задолженности по стандартным операциям поддержания текущей ликвидности банковской системы составил 369,6 млрд. рублей, по операциям изъятия ликвидности - 807,9 млрд. рублей. Удельный вес аукционных операций изъятия ликвидности в общем объеме стерилизующих операций составил 72 процента, аукционных операций поддержки ликвидности - 58,6 процента. Регулирование денежного предложения и текущей ликвидности банков осуществлялось с использованием механизма обязательного резервирования. Выполнение резервных требований на усредняемой основе позволяло банкам минимизировать краткосрочные колебания ликвидности, оказывая тем самым сглаживающее воздействие на уровень процентных ставок на МБК. Резервные требования являлись источником поддержки внутридневной ликвидности. Для поддержания текущей ликвидности банков с 1 декабря 2008 г. снижен норматив резервных требований для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций: от привлеченных средств физических лиц в белорусских рублях - с 4,5 до 1,5 процента; от привлеченных средств юридических лиц в белорусских рублях - с 8 до 7 процентов; от привлеченных средств в иностранной валюте - с 8 до 7 процентов. В целях расширения возможностей банков по регулированию своей ликвидности с 1 декабря 2008 г. снижен норматив фиксированной части резервных требований с 70 до 60 процентов./10, с.14/ Процентная политика Национального банка была направлена на поддержание процентных ставок на уровне, способствующем повышению доступности кредитов субъектам экономики и привлечению в банковские депозиты средств юридических и физических лиц. Средняя процентная ставка по новым срочным и условным рублевым депозитам за 2008 год составила 11,6 процента годовых и увеличилась по сравнению с уровнем 2007 года на 0,7 процентного пункта. Ее рост связан с повышением на 1,1 процентного пункта (до 13,6 процента годовых) ставки по депозитам физических лиц и на 1,1 процентного пункта (до 11,3 процента годовых) ставки по депозитам юридических лиц. Такое изменение ставок по депозитам в основном обусловлено увеличением ставки рефинансирования. Реальная ставка по вновь привлеченным рублевым срочным депозитам физических лиц за 2008 год сложилась положительной, что содействовало росту сбережений физических лиц, расширению ресурсной базы банков и кредитования. Процентная ставка по новым срочным депозитам в СКВ в 2008 году составила 7 процентов годовых и по сравнению с уровнем 2007 года выросла на 0,4 процентного пункта. Процентная ставка по новым срочным депозитам в СКВ физических лиц сложилась равной 8,8 процента годовых и увеличилась по сравнению с 2007 годом на 1,3 процентного пункта, по депозитам в СКВ юридических лиц - 5,8 процента годовых и снизилась на 0,2 процентного пункта. Средняя процентная ставка по вновь выданным кредитам банков в национальной валюте (без учета кредитов, выданных за счет кредитов Национального банка и органов государственного управления, кредитов по льготным ставкам, выданных по решениям Президента Республики Беларусь и Правительства) по сравнению с 2007 годом увеличилась на 0,4 процентного пункта и составила 14,1 процента годовых. Такой рост процентной ставки по кредитам явился следствием удорожания привлекаемых средств юридических и физических лиц. В реальном выражении в 2008 году ставка уменьшилась до 1,6 процента годовых против 2,2 процента годовых в 2007 году. Снижение реальной ставки по кредитам обеспечивало повышение их доступности. Ставка по новым кредитам банков в СКВ в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 0,1 процентного пункта и равнялась 11,4 процента годовых. Рост ставки по кредитам в СКВ был обусловлен удорожанием средств на мировых финансовых рынках. Рублевая денежная масса (Денежный агрегат М2* - агрегат М2 плюс средства юридических и физических лиц в ценных бумагах (кроме акций) в белорусских рублях, выпущенных Национальным банком и банками.) в результате производственной, инвестиционной и финансовой деятельности организаций, а также изменения баланса денежных доходов, расходов и сбережений населения за 2008 год возросла на 22,5 процента (за 2007 год - на 35 процентов) (приложения 5). Ее динамика, особенно во втором полугодии года, в значительной степени определялась воздействием негативных процессов, вызванных как внутренними факторами, так и осложнением ситуации на внешних рынках, особенно с сентября 2008 г. Темпы роста рублевой денежной массы характеризовались сезонным снижением в начале года, увеличением в феврале - сентябре в результате роста деловой активности и сокращением в октябре - ноябре 2008 г., в основном обусловленным уменьшением объемов реализации организациями товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках, доли выручки, оплаченной денежными средствами, замедлением роста банковских кредитов юридическим и физическим лицам, а также накоплением запасов готовой продукции и возрастанием спроса организаций и населения на иностранную валюту. Увеличению денежного агрегата М2* в декабре года способствовал значительный рост бюджетных расходов. Рост рублевой денежной массы сложился за счет увеличения на 15,4 процента наличных денег в обороте и на 24,3 процента безналичной ее составляющей. Рублевые депозиты повысились на 28,9 процента, объем ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского оборота), сократился на 31,7 процента. Активная денежная масса (денежный агрегат М1) увеличилась на 22,6 процента, составив основную долю (52,2 процента) в объеме рублевой денежной массы и наряду со срочными и условными депозитами около половины прироста денежного агрегата М2*. В составе активной денежной массы опережающими темпами росли переводные депозиты юридических лиц (на 32,8 процента), занимавшие основной удельный вес как в ее приросте (61,5 процента), так и в структуре (46 процентов). Внутригодовая динамика активной денежной массы соответствовала изменению объема переводных депозитов юридических лиц. Динамика наличных денег в обороте и переводных депозитов физических лиц в значительной степени обусловлена увеличением денежных доходов населения, розничного товарооборота и платных услуг, расширением расчетов физических лиц с использованием банковских пластиковых карточек, снижением склонности населения к сбережениям во вкладах и повышением спроса на иностранную валюту в конце 2008 года. Наиболее интенсивно увеличились срочные и условные депозиты (на 30,4 процента). Основная их часть (63,4 процента) была сформирована за счет рублевых сбережений населения. Срочные рублевые депозиты физических лиц за 2008 год возросли на 13,7 процента при 26,3 процента в 2007 году. На снижение темпов их прироста повлияло усиление инфляционных и девальвационных ожиданий, а также ожиданий, связанных с информацией о неблагоприятном развитии ситуации с сохранностью вкладов в ряде соседних государств, обусловивших отток рублевых средств в депозиты в иностранной валюте в конце года. Вместе с тем благодаря увеличению ставок по рублевым депозитам сроком свыше 1 года в структуре вновь привлекаемых срочных и условных рублевых депозитов населения доля долгосрочных денежных средств увеличилась до 46,5 процента против 33,8 процента за 2007 год. Среднегодовая рублевая денежная масса в реальном выражении (скорректированная на дефлятор ВВП) возросла на 18,2 процента при росте реального ВВП на 10 процентов. Увеличение рублевого денежного предложения сопровождалось более интенсивным, чем в 2007 году, снижением скорости обращения денег. Скорость обращения рублевой денежной массы в среднегодовом исчислении снизилась на 6,9 процента (до 7 оборотов) против 2,8 процента (до 7,5 оборота) в 2007 году. Монетизация экономики, рассчитанная по среднегодовой рублевой денежной массе, повысилась за отчетный год с 13,4 до 14,4 процента. В 2008 году в структуре рублевой денежной массы наблюдалось некоторое улучшение. Удельный вес срочных и условных депозитов вырос на 2,7 процентного пункта (до 44,4 процента), переводных депозитов - на 1,2 процентного пункта (до 33,5 процента). Доля наличных денег в обороте сократилась на 1,1 процентного пункта (до 18,7 процента), ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского оборота), - на 2,8 процентного пункта (до 3,4 процента) (приложение 6). Депозиты в иностранной валюте в долларовом эквиваленте возросли на 30 процентов (за 2007 год - на 51,2 процента). Опережающими темпами по сравнению с переводными депозитами увеличивались срочные и условные депозиты (на 38,6 процента). При этом если наибольший удельный вес в приросте (70,4 процента) и объеме (54,2 процента) депозитов в иностранной валюте как в целом, так и срочных и условных (88,3 и 79,4 процента соответственно), составили сбережения населения, то в переводных депозитах - средства юридических лиц (103,1 и 96,2 процента соответственно). Широкая денежная масса за 2008 год увеличилась на 26,3 процента (за 2007 год - на 40 процентов). Среднегодовая широкая денежная масса в реальном выражении (скорректированная на дефлятор ВВП) возросла на 18,7 процента. Скорость обращения широкой денежной массы в среднегодовом исчислении уменьшилась на 7,3 процента (до 4,7 оборота) против ее снижения на 5,4 процента за 2007 год (до 5,1 оборота). Монетизация экономики, рассчитанная по среднегодовой широкой денежной массе, повысилась за отчетный год с 19,7 до 21,3 процента. В широкой денежной массе доля рублевой составляющей снизилась на 2,1 процентного пункта, составив на 1 января 2009 г. 66,3 процента. Доля депозитов в иностранной валюте увеличилась на 1,7 процентного пункта, ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского оборота) в иностранной валюте, - на 0,4 процентного пункта. Основным источником роста широкой денежной массы стало увеличение на 54,7 процента требований банковской системы к экономике (в том числе в национальной валюте - на 70,4 процента, в иностранной валюте в долларовом эквиваленте - на 25,5 процента). Сдерживающее влияние оказали снижение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования и банковского сектора, а также увеличение депозитов Правительства на счетах в банках. Сокращение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования на 24 процента обусловлено в основном снижением средств Правительства на счетах в Национальном банке на 741,8 млн. долларов США, продажей Национальным банком иностранной валюты и драгоценных металлов на внутреннем валютном рынке на сумму 151,9 млн. долларов США и увеличением требований Национального банка к банкам на 7,7 млн. долларов США при росте депозитов банков в Национальном банке на 189 млн. долларов США. Уменьшение чистых иностранных активов банков произошло преимущественно за счет увеличения кредитов нерезидентов. Прирост рублевой денежной базы за 2008 год составил 0,39 трлн. рублей (5,7 процента) и сложился главным образом в результате осуществления Национальным банком и Правительством следующих операций: · увеличения на 2,23 трлн. рублей требований Национального банка к экономике; · роста объема ценных бумаг Правительства в портфеле Национального банка на 46,8 млрд. рублей; · увеличения средств Правительства (включая средства бюджетных организаций) на счетах в Национальном банке на 1,34 трлн. рублей; · чистой продажи Национальным банком иностранной валюты и драгоценных металлов на внутреннем рынке на 351,2 млрд. рублей; · реструктуризации задолженности в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 25 августа 2004 г. N 1014/17 "О реструктуризации задолженности Правительства Республики Беларусь по кредитам Национального банка, отнесенным на внутренний государственный долг, в государственные долгосрочные облигации" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 137, 5/14712) на 97,9 млрд. рублей; · сокращения расходов Национального банка, связанных с выполнением им функций центрального банка, на 214,1 млрд. рублей. Международные резервные активы Республики Беларусь в национальном определении за 2008 год уменьшились на 26,6 процента и на 1 января 2009 г. составили 3662,2 млн. долларов США (при прогнозе в соответствии с Основными направлениями 3580 - 5500 млн. долларов США). Их снижение обусловлено ростом отрицательного сальдо внешней торговли товарами и услугами, сокращением его финансирования, а также необходимостью поддержания стабильного курса белорусского рубля в условиях повышенного спроса на иностранную валюту организаций и населения, наблюдавшегося во втором полугодии года./12, с.16/ Список используемых источников 1. Банки и банковские операции: учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, О.М. Маркова и др.; под ред. проф. Е.Ф. Жукова. — М.: Банки и биржи, Юнити, 1997. — 471 с. 2. «Банковское дело» под ред. Ю.А. Бабичевой,М., "Экономика" 1993г.-397с. 3. «Курс экономической теории», М.И. Плотницкий, Мн., 2003.- 450с. 4. Капитал. Энциклопедический словарь"(В.Г. Гавриленко) ("Право и экономика", 2009 674с. 5. Основы банковского дела: Учеб. пособие /Б.С. Войтешенко, В.В. Козловский, Т.Д. Брежнева и др.; Под ред. Ю.М. Ясинского. – Мн.: Тесей 1999. – 448с. 6. Алымов Ю. Стратегия развития белоруской банковской системы // Банковский вестник. – 2003. - №1 – 45 c. 7. Денежно-кредитная политика РБ: проблемы и перспективы./А.О. Тихонов//Белорусский экономический журнал. – 2000 - №3. 8. Финансовый рынок РБ в январе-июле 2006 года./А.А. Колесников// Экономика. Финансы. Управление. – 2006 - №9. 9. Банковский кодекс Республики Беларусь 25 октября 2000 г. 77с. 10. Указ Президента Республики Беларусь от 13.06.2001 N 320 11. (ред. от 28.01.2010)"Об утверждении Устава Национального банка Республики Беларусь"-78с. 12. Устав Национального банка Республики Беларусь.-13с. 13. Отчет Национального банка Республики Беларусь за 2008 год 77с. Страницы: 1, 2 |
|
© 2000 |
|