РУБРИКИ

Роль национальной валюты в переходный период

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Роль национальной валюты в переходный период

p> Отсутствие на начальном этапе конкурентного оптового рынка привело к искажению результатов процесса приватизации, а вместе с ним и результатов реализуемых структурных реформ в экономике республики в целом. Данная проблема требовала своего скорейшего разрешения. В результате дальнейшего проведения приватизации в 1995-1996 годах доля хозяйствующих субъектов с государственной формой собственности, по данным НСК, сократилась с 6.6% в
1995 году до 4.8% в 1996 году. В июне 1997 года была завершение купонная приватизация. Становление экономики Кыргызстана стало позитивным фактором развития рыночной экономики в Кыргызской Республике и в то же время эффективным инструментом антиинфляционной стратегии.

Денежно-кредитная политика.

Замедлившейся спад, а затем касавшийся рост в экономике требовала повышения денежного предложения. В связи с этим продолжалось тенденция ремонетизации: скорость обращения денег значительно снизилась с 7 раз в
1994 году до 5,4% в 1995 году. В 1995 году прирост «широких» денег составил 78,2% против 118,7% в 1994 году, а среднемесячный темп прироста увеличился в реальном выражении на 0.7% пункта. Таким образом, обеспечение экономики большим количеством денег стимулировало экономический рост без повышения общего уровня цен. Ватной предпосылкой такого хода экономического развития стало погашение адаптивных инфляционных ожиданий населения, вызванное обеспечением относительной стабильности, устанавливаемых государством правил и условий функционирования экономики в течение достаточно длительного времени. Денежно-кредитная политика в этом отношении характеризовалось последовательностью и твердой направленностью в обеспечении макроэкономической стабилизации.

Одним из главных результатов проводимых реформ стало снижение уровня инфляции с 87% в 1994 до 14.8% в 1997 году (в 1995 году- 35%).
Снижение инфляции имело принципиальное значение для обеспечения условий экономического роста, так как только достаточно низкий уровень инфляционных ожиданий создает условия для долгосрочного инвестирования как внутренними, так и внешними инвесторами. Кроме того, падение инфляции привело к снижению процентных ставок по банковским кредитам, что облегчило их доступность для производственных целей.

В 1995-97 годы НБКР продолжал применение рыночных инструментов денежно-кредитной политики.

В 1995 году объёмы кредитного аукциона сократились по сравнению с
1994 годом в 5 раз, причём, увеличилась роль кредитных ресурсов самых коммерческих банков. В 1996 году объемы почти в 3 раза. К концу 1996 года кредитные аукционы перестали иметь какое-либо практическое значение в управлении ликвидностью коммерческих банков.

Принимая во внимание отсутствие конкуренции на кредитных аукционах, что не способствовало формированию учетного ставки рефинансирования как базовой для экономики Кыргызской Республики, НБКР принял решение о прекращении с 9 декабря 1996 года дальнейшего проведения аукционов.

В 1995 году норма резервных требований оставалось неизменной. В 1996 году, исходя из задач денежно-кредитной политики, НБКР принимая решение о снижении нормативов обязательных резервов, а также об их повышении. С 1 апреля 1996 года норма требований к обязательным резервам была снижение с
15% до 13,5% от величины депозитной базы коммерческих банков. В целях частичной «стерилизации» избыточной денежной массы, образовавшейся в результате резкого увеличения бюджетных выплат по погашению накопившейся задолженности по заработной плате и социальным выплатам в III квартале,
НБКР с 1 декабря 1996 года повысил норматив обязательных резервов до 15%, а с 1 января 1997 года до 20% от депозитной базы коммерческих банков. Эти меры привели к тому, что в начале 1997 года уровень избыточных резервов не превышая 60 млн. сомов, и существенно снизилась инфляция. С 1 апреля 1997 года, в связи с вновь наметившейся тенденцией роста избыточных ресурсов коммерческих банков, было введено в действие новое Положение об обязательных резервах, предусматривающее более жесткие требования к соблюдению обязательных резервов.

Основные тенденции развития рынка ГКВ на протяжении 3 лет – неуклонный рост объемов их продажи и соответственно, возрастание роли государственных ценных бумаг в финансировании дефицита госбюджета, развитие вторичного рынка ГКВ. С середины 1997 года НБКР, с целью изъятия избыточной ликвидности из банковской системы, осуществлял продажу (ГКО), которая оформлялись РЕПО- соглашением, т.е. с условием их дальнейшего выкупа. Всего за 1997 год было совершено 69 сделок, в результате

СОМ И ВАЛЮТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С 1993-98 гг.

Декрет №3 комитете Кыргызской Республики по введению национальной валюты от 13 мая 1993 года «О прекращении обмена рублей на сомы и окончании периода параллельного хождения валют» объявил сом как единственное законное платежное средство в КР. При вводе сома высказались опасения, что он не устоит перед натиском имевшихся проблем, однако прошедшие пять лет доказали обратное и подтвердили правильность этого шага.

При определении валютного режима Кыргызыстан принял политику плавающего обменного курса, при которой курсы иностранных валют к сому складываются на основе соотношения спроса и предложения на внутреннем валютном рынке. Выбор такого типа режима объясняется открытого экономики
Кыргызской Республики при ее небольших размерах. Дальнейшей ход событий показал верность, принятого решения. Для определения учетного курса доллара США был принять механизм валютного аукциона, при котором коммерческие банки, а впоследствии и обменные бюро, подавали заявки на покупку валютных заявок (аукцион второй цены). Курс 4,00 сома за 1 доллар
США установленный с 18 мая 1993 года, был первым официальным значением курса доллара США к кыргызскому сому на первом аукционе НБКР, проведенный
17 мая 1993 года.

Формирование валютного рынка в Кыргызстане началось в условиях спада промышленного производства, гиперинфляции и слабей законодательной базы в области операций стала «долларизация» отечественной экономики. В 1993 году уровень долларизации экономики был крайне высок. В условиях высокой инфляции отрицательных процентных ставок по депозитам, доллар являлся привилегированным инвестиционным и сберегательным инструментом. Юридические и физические лица, банки стремились перевести свои свободные средства в долларовые активы. Девальвация сома в 1993 году составила 93,7% при инфляции 1366%. Столь значительного якоря экономики, хотя следует оговориться, что темп обесценения не был заранее известен, но при последовательном и главное, равномерном темпе обесценивание, вместе с другими мерами, в последующем удалось снизить уровень инфляционных ожиданий. 14 апреля 1995 года в конференц-зале гостиницы «Достук» состоялся семинар, посвященный проблеме обменного курса валют государств среднеазиатского района. Все они весьма заинтересованы в стабилизации обменного курса, поскольку эту стимулирует приток инвестиций, служит укреплению хозяйственных связей и способствует оживлению коммерческой деятельности.

В связи с этим желательно, чтобы проблема обменного курса и тесно связанное с ней, проблема конвертируемости национальных валют решались в тесном взаимодействии и сотрудничестве финансовых структур сопредельных государств региона.

На сегодняшний день эти ватные вопросы определяется каждым государством самостоятельно, исходе из целей, которых они стремятся достичь. Заместитель Председателя Правления НБКР Э.С.Абдуманапов отметил на семинаре, что выбор валютного режима зависит от состояния экономических
(рыночных) реформ и политической ситуации в отдельной стране… Выбор режима, в идеале, не имеет значения, если власти того или иного государства смогут решать вопросы корректирование валютных курсов с необходимой частотой и в соответствии с рыночными изменениями.

Как известно – государства-члены МВФ могут использовать 2 основных режиме обменного курса: с фиксированной базой (привязка к одной валюте или корзине валют) и режим с плавающей базой (свободно плавающий и регулируемый плавающий) либо сочетание 2х режимов сразу (кооперативный). При этом страны обычно руководствуются приоритетностью макроэкономического или макроэкономического аспекта.

Первой из них связан с сохранением и поддерживанием внутренней финансовой стабильности (предпочтение режима фиксированного курса), второй
– сфокусирован на вопросах внешнеторговой конкурентоспособности страны
(предпочтением режима плавающего курса).

В условиях переходного периода (сопровождающиеся отсутствием достаточных валютных резервов, нарушением торгового баланса, высокой инфляции и другими отрицательными факторами), в котором находятся страны
Средней Азии, проблема политики обменного курса ещё сложнее и требует очень осторожного подхода. И конечно, без совместных действий и координацией валютной политики и политики обменного курса невозможно защитить интересы общего экономического пространства государств региона.

При этом все они осознают, что проблема конвертируемости является средними препятствием для проведения взаиморасчетов, развития торговли и придают решению этой проблемы большое значение.

Ясно, что международные соглашения в области торговой политики играют ватную роль в эффективности функционирования международной валютной системы. Известия роль МВФ в выполнение функций надзора за выполнением условий статей соглашения.

Основные аргументы в пользу выбора фиксированного или управляемого курса следующие:

1. подобный режим смягчает воздействие некоторых явлений на валютный курс;

2. якобы невозможность использование плавающего курса из-за слабости своих финансовых институтов;

3. невозможность отказа от системы действующих ограничений во внесений торговле.

Однако опыт нынешнего десятилетие, особенно развивающихся стран, показывают, что аргументы, скажем, не очень состоятельны. Напротив, использование всякого рода ограничений приводят к прямо противоположным результатам.

29 марта 1995года Кыргызской Республике подписала статью VIII статей соглашения Международного валютного фонда, объявив текущим платежам и участие в каких либо дискриминационных валютных соглашениях.

Либерализация внешнеэкономической деятельности в сочетании с жёсткой денежно-кредитной политикой позволила судить границы колебаний официального курса и сократить разницу между номинальными обменными курсами различных сегментов внутреннего валютного рынка: аукционного, межбанковского и внебанковского. В условиях динамично развивающегося валютного рынка многие нормативные документы, касающиеся деятельности на нем, становились несовершенными, и вступивший в действие 5 июля 1995 года Закон Кыргызской
Республики «Об операциях в иностранной валюте» дал новую правовую базу.
Этот закон операции порядке осуществления операций в иностранной валюте, установил рыночный механизм обмена валют, провозгласил свободу перемещения из-за границы и за границу валютных средств. Во итогом благодаря этим мерам на протяжении всего 1995 года сом имел стабильных характер, и газовая девальвация на 5,16% - наглядное тому подтверждение.

Ситуация на валютном рынке в 1996 году заметно отличалась от предыдущих 2-х лет. Если в течении первого квартала стабильность продолжала иметь место, то в дальнейшем ситуация изменилась. Первый стремительный рост наблюдался в мае, когда менее чем за месяц курс вырос на 7.30%, что было связано с увеличившимся отрицательным сальдо торгового баланса. Второй резкий рост курса доллара США начался в сентябре, но в отличие от майского всплеска, который был кратковременным, он продолжился почти до конца года. В значительной степени он был вызван несогласованностью фискальной политики Правительства и денежно-кредитной политики центрального банка. Накопленная за год задолженность по бюджетным выплатам и ее ликвидация привели к выбросу в денежно-кредитную систему в течение небольшого временного интервала огромной суммы национальной валюты, что незамедлительно привела к значительному увеличению денежной базы, а следовательно и к росту инфляции и курса. Стерилизовать образовавшуюся избыточную ликвидность путем формированной продажи валюты на валютных торгах или продажей ценных бумаг в значительных объемных на аукционах государственных казначейских векселей не было возможности. Кроме того, в этот период перед Нацбанком стояла задача поддержания приемлемого уровня золото-валютных резервов в связи с предстоящими выплатами по внешнему долгу. И хотя объем продаваемой на валютных аукционах валюты вырос по сравнению с летними периодам, резкое повышение ликвидности не дало предложению приблизиться близко к спросу. За год курс вырос на 49,77%. 1996 год примечателен также наивысшим значением дефицита по текущему счету платежного баланса.

В 1997 году механизм проведения валютных аукционов был изменен аукциона второй цены на аукцион первой цены, при котором учетный курс определяется уже не как минимальной курс, а как средневзвешенный курс удовлетворенных заявок. За 1997 год сом девальвировал всего на 4.04%. это минимальное значение годовой девальвации с момента введения национальной валюты. В целом, ситуация 1997 год на валютном рынке была более спокойной.

Для получения более полной картины об обменном курсе национальной валюты к другим денежным единицам, проведем небольшой сравнительный анализ динамики обменного курса сома к некоторым свободно конвертируемым валютам.

Курс сома по отношению к иностранным валютам, кроме доллара США устанавливается с использованием курса сома по отношению к доллару США, т.е. через кросс-курс. Таким образом, колебание курса кыргызского сома по отношению к СКВ прослеживается через призму колебаний последних к доллару
США на мировых финансовых рынках.

В 1993-1998 годах на финансовых рынках наблюдалась ситуация, при которой жесткая денежная политика США при огромном дефицита Федерального бюджета приводила к росту процентных ставок, что привлекало как портфельные, так и прямые зарубежные инвестиции. Это создавало для зарубежных инвесторов определенный стимул для инвестирования денег в США, а не в Европе и Японии. Другим приобретенным регионом валютная капиталов для инвесторов были стороны.

Юго-Восточной Азии из-за высоких темпов роста и привлекательных для инвесторов макроэкономических предпосылок.

В случае США, приток капитала противостоял оттоку в результате большого торгового дефицита и оставался сильным. В результате, происходило закономерное укрепление доллара США по отношению к другим валютам как в
Европе, так и В Азии. В случае стран Юго-Восточной Азии, наоборот, огромные зарубежные инвестиции в течение долгих лет привели к финансовому кризису из-за появившихся макроэкономических диспропорций, которые выразились главным образом, в разрыве между реальным и номинальными обменными курсами азиатских валют, вследствие установления фиксированных обменных курсов. В настоящее время продолжается тенденция укрепления доллара США. Это является следствием нескольких факторов:

4. умеренных темпов инфляции в США;

5. относительно высоких номинальных процентных ставок;

6. доверия к США как к надежному партнеру в условиях мировых кризисов;

7. устойчивости фондового рынка страны и повышенного спроса на доллары.

Чтобы проследить изменение курса сома по отношения к свободно конвертируемым валютам Европы и Азии, в графической и табличной форме прилагаются данные, (табл.Рис.4график Рис.3) где приведены динамика изменения курса сома по отношению к доллару США, ЭКЮ, как корзине ведущих Европейских валют и японской цене, как ведущий азиатской валюте.

Как видно из графика, стоимость доллара США, ЭКЮ и Японской йены, выраженных в кыргызской национальной валюте, достигла самой высокой точки в 1994 году, затем в конце 1996-начале 1997года. Сильная девальвация сома в начальном периоде своего существования, т.е. в 1993 и 1994 годах, как показано в таблице, объясняется, главным образом, внутренними причинами, в частности, фактором доверия: как мы уже упоминали, новая валюта в условиях ярко выраженной макроэкономической диспропорции в молодой, независимой стране на начальном этапе не вызывала доверия не у населения, не у предпринимателей. Другим фактором стремительного взлета цен на СКВ являлись так называемые

«челночные» операции, налагающие значительную долю.

Таблица 1. Курс сома к доллару США, ЭКЮ, японской иене, китайскому юаню и процентное изменение в национальном выражении (%).

Курс сома к доллару США, Экю, японской иене, китайскому юаню.

|Дата |Сом за 1$ |Сом за ЭКЮ|Сом за 100 |Сом за 10 |
| |США | |японск. иен |китайск.юаню |
|10.05.93 |4.1450 |5.1282 |3.7580 |7.2532 |
|4.01.94 |8.0300 |9.1237 |7.2080 |9.2405 |
|6.01.35 |10.6500 |12.9536 |10.6680 |12.6146 |
|5.01.96 |11.1500 |14.2642 |10.7240 |13.4008 |
|3.01.97 |16.9000 |21.0540 |15.0490 |20.3659 |
|1.0198 |17.3750 |19.1907 |13.3860 |20.9853 |
|Процентное изменение в номинальном выражении, % (-)-девальвация, |
|(+)-ревальвация |
|в 1993 |-93,72 |-77,91 |-91,80 |-91,35 |
|в 1994 |-32,62 |-40,64 |-47,16 |-36,45 |
|в 1995 |-5,16 |-10,77 |-2,38 |-6,74 |
|в 1996 |-51,56 |-47,96 |+11,07 |-3,25 |
|1997 |-3,01 |+7,96 |+11,07 |-3,25 |
|За весь |-336,67 |-283,65 |-269,07 |-200,56 |
|период, в % | | | | |

СКВ для покупки товаров за рубежом, не замещаемых внутренним производством или импортом, вследствие экономического спада и разрыва традиционных торговых связей между сторонами бывшего Советского Союза.
Челночные операции стали причиной значительного оттока капитала, по обеспечили товарные накопления потребительского рынка, что в свою очередь способствовало снижению уровня цен.

С середины 1994 года до конца 1995 года наблюдается относительная стабилизация сома, это было, частично, результатом мероприятий по макроэкономической стабилизации: данные торгового баланса Кыргызстана показывают положительное сальдо в III квартале 1994 и в II квартале 1995 года, впервые с 1993 года: с 1994 года наблюдается тенденция роста экспорта и начавшееся улучшение общей картины экономики Кыргызской Республики.

Как видно из таблицы, после значительной девальвации сома в течении первых четырех лет его существование, в 1997 наблюдается относительная ревальвация сома по отношению к ЭКЮ на 7,8% это было связано с падением курса ЭКЮ по отношению к доллару США. Как было отмечен выше, ЭКЮ является составной валютой стран Европейского сообщества (ЕС). Национальные валюты сообщества связаны между собой с помощью сетки паритетов. В корзине ЭКЮ доминирует:

немецкая марка (30,53 %) французский франк (12,43 %) английский фунт (12Ю,06 %) итальянская лира (9,53 %) голландский гульден (9,54 %) 1 и т.д.

Вес каждой валюты в корзине зависит от доли стран в совокупном валовом продукте ЕС и взаимном торговле.

Колебание курса сома по отношению к японской иене также прослеживается через колебание последней по отношению к доллару США.
Колебание курса японской иены находилось, в целом, под влиянием описанного выше состояния финансовых рынков, а также внутренних проблем
Японии. Биржевые скандалы и многочисленные банкротства, в которые оказались вовлеченными высшие политические и деловые деятели Японии, подрывали доверие к правительству. Разница стоимостей ценных бумаг, выраженных в долларах США и японской иене, подхлестывала спрос на доллары. Отток капитала усиливался в следствии высоких цен на активы Японии. В результате дестабилизации фонда всего рынка, инфляционные процессы стали набирать силу, что отражалось в падении курса иены по отношению к доллару
США. С другой стороны, девальвация иены благоприятствовала (и благоприятствует) японским экспортерам, ставя в невыгодное положение американских экспортеров. В результате, в 1995 году США заблокировали экспорт японских автомобилей. Как видно из графика, в 1995 году наблюдается скачок курса японской иены, что и явилось следствием обострения торговых конфликтов между США и Японией. В начале 1996 года японская экономика начала восстанавливаться, что отразилось на стабильности курса иены по отношению к доллару США. Однако, кризис, начавшийся в соседнем регионе в середине 1997 года, ударил по уже ослабившейся с одной стороны из-за ухудшения финансовой системы и ослабления внутреннего вследствие многочисленных банкротств и высоких налогов и с другой стороны- под влиянием азиатского кризиса, поскольку японские и азиатские финансовые кризисы тесно переплетены между собой.

КНР является основным торговым партнером Кыргызской Республики. В стране успешно проводится политика планомерного перехода к рыночной экономике. В предложении длительного периода экономике Китая развивалось на достаточно высоких темпов роста в 10% годовых при низких темпах инфляции.
Однако, в настоящее время наметилась тенденция к ухудшению ситуации в экономике Китая из-за влияния кризиса в азиатском регионе, в частности, в
Таиланде, Индонезии и Южной Кореи, который отражается на росте инфляции, снижении темпов роста ВВП и экспорта.

Из графика видно, что колебание курса сома по отношению к китайскому юаню с 1993 года пропорционально изменению соотношения сома к доллару США.
Китай придерживается регулируемо-плавающего валютного режима, чем объясняется плавность колебания китайского юаня к доллару США, без заметных скачков, за исключением 1994 года. Резкая девальвация китайского юаня, которая имела место в 1994 году, была связана с реформой финансовой системы
КНР.

В заключение хотелось бы отметить важность валютной политики в осуществлении эффективной денежно-кредитной политики. Валютная политика является одной из составляющих денежно-кредитной политики, и её регулирование является одной из задач центрального банка. Выбор валютного курса страны должен учитывать долгосрочные и краткосрочные, конечные и промежуточные цели развития экономики, исходя при этом из специфических особенностей и возможностей страны, таких, как дефицит текущего счета платежного баланса, дефицит бюджета, уровень золото -валютных резервов и т.д. Политика плавающего обменного курса кыргызского сома к иностранным валютам позволяет своевременно решать проблемы адаптации к изменениям на мировых рынках и внутренней макроэкономической ситуации. Органы денежно- кредитного регулирования, не вмешивались в процесс курсообразования, определяют учетный курс, исходя из сложившихся на свободном рынке спроса и предложения. В то же время, это не означает абсолютную пассивность центрального банка в этом вопросе. Рассматривая среднесрочный, и, в особенности краткосрочный горизонты регулирования, можно говорить об определенном влиянии центрального банка на колебание курса через регулирование ликвидности участников валютного рынка, объёмом валютных операций и др. В период резких сезонных колебаний, если это не идет в разряд с текущей ситуацией в денежно-кредитной сфере и учитывая значительное влияние динамики обменного курса на основные макроэкономические показатели.

Введение собственной национальной валюты дало значительные преимущества Кыргызской Республике во многих аспектах:

8. способствовало созданию национальной двух уровней банковской системы;

9. позволило центральному банку проводить самостоятельную денежно- кредитную политику;

10. способствовало формированию собственных золото-валютных резервов

Республики;

11. способствовало упорядочению торговли и платежей между Кыргызстаном и странами СНГ;

12. позволило привести в порядок проведение платежей кыргызскими предприятиями за товары и услуги, которые образовали задолженность

Кыргызской Республики перед странами СНГ по корреспондентским счетам.

Под инфляцией понимается повышение общего уровня цен, приводящее к снижению покупательной способности денег. В буквальном переводе с латинского инфляция означает «вздутие», т.е. переполнение каналов обращения деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы. Однако цены могут повышаться не только в результате превышения спроса под предложением, но и в результате улучшения качества товаров и услуг, ухудшения условий топливно-сырьевых ресурсов, изменение общественных потребностей. Это, в определенной мере, оправданный рост цен на отдельные виды товаров.

В качестве основного показателя, характеризующего уровень инфляции, используется – индекс потребительских цен (ИПЦ), он рассчитывается на ежемесячной основе и позволяет оперативно принимать решения о мерах, направленных на сокращение инфляции. В странах с рыночной экономикой ИПЦ применяется для проведения индексации.
Индекс потребительских цен измеряет отношение стоимости фиксированного набора основных товаров и услуг для населения (потребительской корзины) в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде. В
Кыргызстане потребительская корзина состоит из 305 товаров и услуг- представителей. В набор товаров и услуг, разработанный для наблюдения за ценами, включены говоры и услуги массового потребительского спроса.
Отбор видов товаров и услуг осуществлен с учетом их важности для потребления населением, устойчивого наличия их в продаже. Однако, поскольку данный индекс рассчитывается на базе постоянный удельных весов
Для каждой группы товаров и услуг, он не учитывает эффектов замещение подорожавших товаров более дешевыми, а также улучшение качества и появления новых товаров и услуг.

Высокая инфляция является общей проблемой стран с переходной экономикой и снижение ее темпов – одна из основных задач макроэкономической политики. В период централизованного управления экономической инфляция проявлялась в форме дефицита товаров, цены, на которые устанавливались государством значительно ниже мирового уровня
(так называемая подавленная инфляция). В Кыргызстане либерализация цен, начатая в 1992 году, к настоящему временив основном завершена, однако наряд товаров и услуг (электроэнергия, общественный транспорт, услуги жилищного хозяйства) цены все еще остаются под контролем Правительства и местных органов власти. Либерализация цен обычно сопровождается также открытием внешней торговли, что в свою очередь, может вести к девальвации обменного курса. В большинстве стран переходного периода связь внутренних цен с обменным курсом более тесная, чем в развитых промышленных странах, т.к. экономика этих стран зависит от импорта либо от экспорта монопродукции
(нефть, газ, золото и др.). В частности, в нашей республике степень открытости экономики высокая, принят режим плавающего регулируемого обменного курса, и, поскольку многие потребительские товары импортируются, то изменение цен на внутреннем рынке во многом зависит от цен стран-торговых партнеров и обменного курса. Ограничительная денежно- кредитная политика, проводимая в Кыргызстане в начальном периоде реформ, способствовала значительному спаду темпов инфляции ( с 87,2 % в
1994 до 32 % в 1995 году). Однако, в 1996 году темп роста денежной массы снизился более чем в 3,5 раза, а темп инфляции – повысился до 35%. Это указывает на возрастающее влияние немонетарных факторов.

Таким образом в нашей республике можно выделить следующие группы инфляционных факторов:

13. монетарные (рост денежной массы);

14. немонетарные (административное повышение цен на ряд товаров и услуг, колебание цен на продукцию предприятий-монополистов, введение новых налогов и пошлин;

15. колебание обменного курса;

16. объективный процесс приближения внутренних цен к уровню мировых.

Одной из внутренних причин инфляции в период структурных реформ являются рост бюджетного дефицита, который возникает из-за того, что в большинстве стран переходного периода в процесс проведения реформ не удаётся сократить государственные расходы и увеличить налоговые поступления, так как обычно происходит процесс реорганизации и ликвидации убыточных государственных предприятий, частный сектор недостаточно развит.
Вследствие этого дефицит бюджета покрывается за счет кредиторов центрального банка и внешних займов.

Остановимся теперь на основных мероприятиях, которые предпринимаются для сокращения темпов инфляции:

1. Поддержание стабильности национальной валюты, так как падение обменного курса может служить причиной инфляционного давления на общий уровень цен и инфляционные ожидания населения.

2. Для сокращения бюджетного дефицита необходимо приведение правительственных расходов в соответствие с доходной частью бюджета. Одной из таких мер является совместное определение с Министерством финансов объемов кредита НБКР на покрытие текущего превышения расходов государственного бюджета над доходами.

3. На основе анализа и управления факторами, влияющими на рост денежной массы, применяется регулирование темпа её прироста в определенных пределах.

Конечной целью таких мероприятий является достижение финансовой стабилизации, без которой проведение институциональных реформ
(демонополизации, приватизации) было бы неэффективным.

Далее рассмотрим основные тенденции, сложившиеся в текущем году.

Как известно, в начале 1997 года был объявлен целевой показатель инфляции, равный 17%. За 7 месяцев текущего года изменение уровня инфляции составило 12,2%, что ниже уровня того же периода 1996 года – 18,6%. В I полугодии 1997 года влияние монетарных факторов объясняет около 6% изменения уровня цен. Около 47% инфляции этого периода связано с тем, что во II квартале повысились цены на проезд в городском транспорте Бишкека, что повлекло за собой аналогичное повышение в других регионах республики. В этот период также произошёл резкий рост цен на бензин и жилищно- коммунальные услуги.

В июле произошло сезонное снижение цен на продовольственные товары, и, поскольку они составляют большую часть потребительской корзины, используемой при расчете ИПЦ, то это явилось главной причиной снижения цен на 1,2%. Следует отметить, что изменение цен в течении короткого периода значительно подвержено сезонному воздействию.

Новые денежные банкноты – достоинством 5 и 10 сомов Национальный банк
Кыргызской Республики с 17 декабря 1997 года вводят в обращение банкноты достоинством 5 и 10 сомов выпуска 1997 года. Это мероприятие связано с необходимостью пополнения запасов наличности и влечет за собой увеличение денежной массы в обращение.

Банкноты нового образца достоинством 5 и 10 сомов обладают улучшенным защитными характеристиками. Денежные знаки нового и старого образца равнозначны по своей стоимости и будут находиться в обращении параллельно.

Банкноты выполнены на специальной бумаге, содержащей разноцветные защитные волокна, цветное решение банкнот остается прежним.

Новые защитные свойства элементы банкнот 5 и 10 сомов выпуска 1997 г.

1. Водяной знак.

Водяной знак повторяет портрет на банкноте и индивидуален для каждого номинала.

2. Защитная нить.

Серебристая защитная нить в нескольких местах выступает над поверхностью бумаги. На просвет она видна как сплошная темная полоса с надпись «Кыргыз Банкы».

3. Сквозной регистр.

Расположен на лицевой и оборотной сторонах банкноты в виде отдельных фрагментов, которые на просвет образует единый логический завершенный орнамент.

4. Микрошрифт.

Указывающий на номинал банкнот («Беш сом и Он сом).

5. Серебристая краска.

Внутри орнаментальной розетки, расположенной в центре банкнот размещено выполненное серебристой краской изображение номинала.

6. Рельефная часть.

Портреты и надписи на лицевой стороне банкнот шероховаты на ощупь.

7. Серийный номер расположенный на лицевой стороне, причём размер цифр расположенного вертикально серийного номера возрастает сверху вниз.

8. Код для людей с ослабленным зрением.

На белом поле расположены рельефные метки в виде геометрических фигур
(треугольник – для 5 сомов, круг - для 10 сомов), позволяющий установить достоинство на ощупь.

9. Год выпуска.

Наиболее значительно сезонность проявляется в январе, феврале, июле и августе. В то же время в июле произошло повышение цен на промышленные товары на 0,6%, что связано, очевидно с введением в Бишкеке налога, ставка которого составляет 2% от объёма розничного товарооборота и платных услуг.

Таким образом, достижение целевого показателя инфляции предоставляется вполне реальным, при условии умеренного роста денежной массы и отсутствия резкого роста цен, вызванного внутренним регулированием и какими либо внешними шоками. Темпы инфляции в период 93-98.

Таблица №5

| |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1 |
| | | | | | |полугодие |
| | | | | | |98 года |

|Инфляция, % за |1366.0|87.2 |31.3 |35.0 |17.0 |13.6 |
|период | |-20.1 |-5.4 |-5.6 |7.7 |6.8 |
|Темп прироста |-15.5 | | | | | |
|реального ВВП | |117.8 |77.8 |21.0 |17.0 |9.8 |
|Темп прироста |40.8 | | | | | |
|широкого показателя| | | | | | |
|денежной массы (м2)| | | | | | |


Национальный статистический комитет.

На одном из встреч с журналистами Председателя правления НБКР
М.Султанова, был задан ему следующий вопрос.

Вопрос.

Год – полтора назад доллар стоил 10-13 сомов. Сегодня 29-31 сома.
Инфляция растет. Почему?

- Прежде всего, необходимо ответить: ответит М. Султанов - инфляция и снижение обменного курса сома к доллару – не одно и тоже. Под инфляцией понимается снижение уровня цен в экономике, сопровождающееся снижением стоимости национальной денежной единицы. Разумеется, уровень цен зависит от обменного курса, поскольку, во первых, в потребительскую корзину включены импортные товары, в во вторых, снижение обменного курса может увеличить инфляционные ожидания и привести к росту цен и на отечественные товары. Девальвация обменного курса сома в 1996 году была выше, а в 1997 году – ниже темпа инфляции.

В результате разумного сочетания политики сокращения эмиссии и бюджетных расходов удалось добиться значительного уровня сокращения инфляции с 1366% в 1993 до 14,8% в 1997 году. С 1998 года прекращено прямое кредитование Нацбанком дефицита госбюджета, т.е. ликвидирован один из основных инфляционных источников. В настоящее время рост наличных денег ниже роста инфляции (за 8 месяцев он составил всего 0,7 % при инфляции 5,4%) т.е. роль денежных факторов в формировании инфляции постоянно сокращается. Помимо роста денежной массы, инфляция в краткосрочном периоде вызвала ростом цен на энергосистем, тарифов на жилищно-коммунальные услуги и других затратных факторов, находящихся за пределами сферы деятельности Нацбанка».

Причем, большая часть прироста темпа инфляции 1993 года приходится на период, когда республика находилась в рублевой зоне. Введя собственную валюту, Кыргызстан получил возможность для разработки и проведения собственной денежно-кредитной политики, хотя экономическая цена этого шага, в отличие от цены политической, была очень высока – это спад экономики, который был следствием разрыва хозяйственных связей предприятий в тот период.

Эта Макроэкономическая обстановка определяет направленность и меры проводимой НБКР денежно-кредитной политики. В связи с этим, обратите внимание на динамику темпа инфляции по кварталам 1997-1998 года.

Изменение потребительских цен

(в процентах за период)

| |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |
|За I |285,1 |154,6 |41,6 |16,2 |11,8 |7,2 |4,9 |
|квартал | | | | | | | |
|За II кв. |29,4 |65,8 |12,4 |3,1 |8,3 |6,0 | |
|За III кв. |43,9 |86,0 |4,8 |2,6 |-1,1 |-2,9 | |
|За IV кв. |89,5 |87,7 |12,3 |7,3 |12,7 |3,9 | |
|За год |1258,7 |1366,0 |87,2 |31,9 |35,0 |14,8 | |

Источник: Национальный статистический, комитет.

Журнал банковский вестник Б-6, 98 стр. 3.

Первый квартал 1997 года – 72 %, первый квартал 1998 года – 4,9%.
Учитывая, что в прошлом году темп инфляции в годовом исчислении составил
14,8%, мы предполагаем, что и в этом году сумеем добиться темпа, уровень, которого не превысит прошлогодней. Этот прогноз строится с учетом того, что спрос на валюту на наших рынках имеет ярко выраженный сезонный характер, а структура текущего счета платежного баланса пока не дает оснований предполагать возможность динамики не изменится. Поэтому, учитывая летнее снижение спроса на валюту, мы планируем и соответствующее снижение темпов инфляции. Естественно, эти предложения основаны на том, что пока наша экономика в значительной степени зависит от импорта.

Также о состоянии инфляции в Кыргызстане подробно рассказал в своем докладе Э. Абдуманапов зам. председателя НБКР 26 мая 1998 года на пресс семинаре МВФ для представителей СМИ Центральной Азии.

В отличии от других стран Центрального региона Кыргызстан не обладает запасами стратегических ресурсов, и при этом в структуре его хозяйства значительную долю занимает сельскохозяйственное производство, в то время как структура промышленности деформирована наличием большого количества предприятий ВПК, которые как с точки зрения производственных ресурсов, так и поставок готовой продукции, были полностью ориентированы на другие республики бывшего союза. Эта ситуация и определила необходимость реализации предельно жесткой и быстрой стратегии реформ, стратегической задачей которых были и остается глубокая перестройка структуры хозяйств и реформ собственности, это большая и трудная задача, требующая привлечение значительных ресурсов.
При этом надо отметить, что Кыргызстан был вынужден уйти из рублевой зоны после того, как Россия по существу ввела собственную валюту, перейдя на расчеты через центральные банки и введя в оборот новые банкноты рубля
1992 году. Эта ситуация особенно ярко видна по данным, характеризующим динамику темпов инфляции, наиболее высокий уровень которых отмечен в 1992-
1993 годах.

Изменение потребительских цен

(в процентах к предыдущему году)

Схема

Национальный статистический комитет.
Журнал «Банковский вестник» 5-6, 98
«Кыргызстан: последние достижения» стр. 5.

Финансовая стабилизация.

Первостепенной задачей Правительства и Национального банка
Кыргызстана является финансовая стабилизация, включающая:
1. Эффективное управление денежным обращением, стабилизацию денежной эмиссии и инфляционных процессов, поддержание на необходимом уровне обменного курса национальной валюты по отношению к рублю и доллару.
2. Создание современной банковской системы со сбалансированным развитием всех важнейших банковских функций, таких как сберегательные и кредитные, коммерческие и инвестиционные, устранение дефицита банковских услуг.
3. Обеспечение жесткого контроля за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет государственных налогов и других платежей, чтобы обеспечить стабильность бюджета и финансирование неотложных экономических и социальных программ.

Рассмотрим подробнее проблемы первого компонента финансовой стабилизации.

Наиважнейшей проблемой является стабилизация денежного обращения, для чего требуется: а) укрепить сом и сделать его надежной валютой, привязанной к доллару; б) снизить инфляцию до однозначных цифр и удержать ее; в) следовать строгому, но разумному ограничению эмиссии денег.

Как бороться с инфляцией?

Одна из главных причин инфляции – это дефицит государственного бюджета. Поэтому переход к сбалансированному бюджету за счет ликвидации субсидий и дотаций, льготного государственного финансирования отраслей и общего сокращения непроизводительных расходов является основным способом борьбы с инфляцией во всем цивилизованном мире.

Мы должны культивировать именно такой подход к формированию бюджета, ибо отношение к бюджету есть показатель экономической грамотности общества.

Правительство и НБК должны сделать для правилом жесткую бюджетную и кредитную акции. Надо отказаться от всех непредусмотренных дотаций предприятием и отраслям, которые покрывают непроизводительные и непроизводственные затраты. Законодательная независимость НБК позволит ему сопротивляться любому инфляционному финансированию дефицита госбюджета.

Аскар Акаев.
1. О стратегии социально-экономического развития Кыргызской Республики и неотложных действиях.

Бишкек – 1993.

Мы должны поставить цель и добиться снижения ежемесячных темпов инфляции к концу текущего года до 10%, а в 1994 г. – до 3-5 % !

Если Кыргызстану удастся стабилизировать инфляцию, доверие к сому возрастет как внутри республики, так и за рубежом. Станет возможной реальная экономическая оценка работы предприятий, прогнозирование из прибыльности, возрастет экономическая активность.

Итак, стабильность денег - первооснова для будущего динамичного развития экономики. Полновесные деньги – самый необходимый инструмент рынка, мощный стимул к развитию производства, к более производительному труду.

Правительство и НБК должны принять меры против искусственного поддержания курса сома и идти по пути унификации режима обменных курсов постепенным снятием всяких ограничений на участие в валютных аукционах.
Но уже сегодня надо добиваться, чтобы разница между официальным курсом национальной валюты и параллельным рыночным курсом не превышала 10 %.

Для укрепления доверия к сому очень важно стимулировать население вкладывать свои сбережения в банки. Это будет дополнительным стабилизирующим фактором. Рост банковских депозитов в свою очередь обеспечит антиинфляционные инвестиционные средства для структурной перестройки экономики. Но для этого банки должны выплачивать достаточно высокие процентные ставки по вкладам граждан, что могло бы государство компенсировать проведением либеральной налоговой политики по отношению к банкам.

Немаловажным является также вопрос о количестве денег, находящихся в обращении, так называемый уровень монетаризации. Рост денежной массы безусловно ведет к инфляции. Необходимо на каждом этапе достижения сбалансированности между денежной массой и товарными ресурсами.
Количество денег определяется следующей формулой:

М=PY

V где: М – денежная масса

Р - средний индекс цен

Y - реальный объем пр-ва (ВП)2

V - скорость обращения

Сегодня уровень монетаризации в Кыргызстане составляет = 16% ВНП.

Мало это или много? Например, в восточноевропейских странах уровень монетаризации составляет около 25 % , приблизительно таким же он был и в бывших союзных республиках. Он более высокий в странах, где наблюдается экономический рост и развитые финансовые

1. Предложенное лауреатом Нобелевской премии математиком Ивингом
Фишером (1867-1947) отношения, например, в Индии – 40 %, а в Китае 100
%.

В Кыргызстане уровень монетаризации, естественно, низкий из-за неразвитости финансовых отношений. Нам, по-видимому, не следует спешить с повышением уровня монетаризации и делать это поэтапно, постепенно вместе с увеличением товарной массы и улучшением деятельности финансовой машины - банковской системы, налоговой и таможенной служб. Иначе государство потеряет контроль под операциями в сфере торговли и услуг, а бюджет – львиную долю налоговых поступлений.

Дефицит бюджета республики в текущем году ожидается на уровне 7,9%
ВНП и превышает 33 % расходной части. Дефицит покрывается приблизительно на 2/3 кредитами НБК, а на 1/3 - иностранными кредитами. На 1994 г. планом прогнозом прогнозировался дефицит в 7 % ВНП или почти половина расходной части (=48%), и предполагается, что он будет покрыт на 1/3 за счет кредита НБК, а на 2/3 – за счет иностранных займов и кредитов, т.е. за счет наращивания внутреннего и внешнего государственных долгов.

Какие есть пути снижения дефицита бюджета и какие цели здесь реальны?

Реальность такова, что в ближайшей перспективе мы не сможем добиться бездефицитного бюджета, но мы можем ставить задачу снижения бюджетного дефицита до уровня 4-5 % ВНП, что считается вполне нормальным пределом в соответствии с современной экономической теорией и подтверждается практикой многих стран мира.

Если же говорить о путях снижения бюджетного дефицита, то следовало бы начать с того, что нам необходимо ввести режим строжайшей экономии денежных средств во всех сферах, урезать все государственные расходы и начать с сокращения расходов на бюрократические структуры управления.

Но здесь я особо хотел бы остановиться на взаимоотношениях государства и предприятий.

Развитие производства в рыночной экономике основано на свободе цен и заработной платы при государственном контроле под совокупными расходами народного хозяйства и денежной эмиссий. Только так возможно создать оптимальное равновесие спроса и предложения, стимулирующее безинфляционный рост производства. Поэтому пришло время и нам разделить финансы государства и предприятий, т.е. отделить затраты предприятий от государственных расходов.

Сегодня же наше государство все еще принимает на себя долги предприятий автоматически оказываются государственным долгом. Это происходит либо путем прямого льготного кредитования производств и взаимных поставок предприятий, либо на базе самовольного накопления взаимных долгов, навязываемых затем для приплаты государству. Более того, рост взаимных неплатежей является корпоративной части директорского корпуса на жесткую денежно-кредитную политику Правительства.

В конечном счете финансовое оздоровление является не самоцелью, а фактором экономического роста. Только разделение финансов предприятий и государств и необходимость зарабатывания на рынке заставят предприятия перепрофилироваться по технологическим цепочкам.

Государство должно целенаправленно и быстро помочь запуску этого процесса, взяв приоритетные конечные отрасли, такие, как сельское хозяйство, пищевую и лёгкую промышленность и т.д.

Крайне важно, чтобы это поняли руководители предприятий, управленческий персонал и немедленно обратились к изучению передового зарубежного опыта управления предприятиями в условиях дефицита финансовых ресурсов, методов снижения издержек производства, поиска новых рынков, обновления товарной номенклатуры, как наращивать производство на кредиты коммерческих банков на нормальных рыночных условиях.

Многие, к сожалению, еще не ведают, откуда берутся кредитные ресурсы. До сих пор мы брали их в странах СНГ, в первую очередь в России,
Казахстане и Узбекистане. Наш долг этим странам, зафиксированный в момент перехода к национальной валюте, составил 114 млрд. 251 млн. рублей.
Общая сумма прогнозируемого на 1994 г. отрицательного сальдо торгового баланса со странами СНГ, без учета ожидаемого с 1 января 1994 г. нового повышения цен на нефтепродукты, составляет 1 млрд. 323 млн. сомов! МЫ сегодня живем верой и надеждой, что мы получили на эту сумму кредиты у братских стран СНГ. Но смогут ли они выделить Кыргызстану такие кредиты и в дальнейшем? Ведь у каждого их них сегодня свои, не менее трудные, чем у нас, проблемы. К тому же кредиты мы получаем в странах СНГ на весьма не льготных условиях. Показатель кредитной безопасности Кыргызстана сегодня составляет 444%, т.е. в 44 раза превышает допустимую грань!

Поэтому Правительству необходимо ввести жёсткие ограничения на величину сальдо в торговле со странами СНГ. Мы обязаны приспосабливать нашу экономику к более низкому уровню притока ресурсов, резко уменьшить дефицит платежного и торгового баланса и строго следить за тем, чтобы не выходить за рамки этих средств. Торговый дефицит составлял в 1989-1999 гг.

На сегодняшний день наиболее важными задачами для Нац. банка КР яв- ся:
- развитие банковской системы, регулирование ден-го обращения, сдерживание инфляции, ускорение расчетов, устранение дефицита банковских услуг, усиление надзора за деятельностью коммерческих банков и др. кредитных учреждений.

Финансовый кризис.

Системный финансовый кризис, поразивший Россию, продолжает оказывать свое негативное влияние на экономику Кыргызстана.

Обменный курс национальной валюты достиг в ноябре отметки 31.2022 сом за доллар США, ухудшается торговый платежный баланс республики.
Состояние экономики, испытывающей тяжелые последствия влияние внешних факторов, стало, в очередной раз, кредитом обсуждения парламентом страны.

После начала кризиса В России Национальный банк Кыргызской
Республики сделан прогноз относительно степени его влияния на
Кыргызстан, но по словам М. Султанова, на самом деле масштабы как самого кризиса, так и его негативных последствий оказались намного глубже. Произошло резкое увеличение спроса на иностранную валюту.
Население стало лихорадочно конвертировать сомы в доллары, переводить сомовые счета в валютные, или просто забирать вклады. Пытаясь смягчить психологический фактор начавшейся паники, НБКР предпринял валютные интервенции. В августе на сумму 9,4 млн. долларов, а сентября 9,0 млн. в октября – на 5,5 млн., за 2 недели ноября – 0,47 млн. долларов, в общей стоимости на сумму 24 млн. долларов, хотя потери резервов прогнозировались в сумме 36,5 млн. долларов.

Постепенное уменьшение объема интервенций не было связано с отсутствием у Нацбанка резервов: «У нас их достаточно, - подчеркнул М.
Султанов; - потери Нацбанка составили 12% резервов со времени начала кризиса, в то время как Украина потеряла 70%; Россия – почти 50%;
Казахстан – 33% своих резервов. Если бы Нацбанк захотел привязать сом к доллару, то легко мог бы это сделать на отметке, и примерно 16,8 сома за доллар. Но мы этого не делаем. Во-первых, очень большая проблема с бюджетом - необходимо сделать корректировку приблизительного в 3% ВВП
(около 1 млрд. 250 млн. сомов) без этой корректировки невозможно осуществлять экономическую политику. Необходимо сократить расходы и увеличить доходную часть. Только после корректировки бюджета мы сможем обратиться в международные организации, чтобы получить соответствующую помощь».

Сентябрьские параметры договоренности с МВФ из-за Российского кризиса были нарушены, поэтому пришлось провести дополнительные переговоры. В результате пришли к соглашению, что 50% потерь

1. Журнал «Банковский вестник» - 11, 98 стр. 4
Кыргызстан покроет сам, а 50% МВФ и другие международные финансовые институты.

В III квартале текущего года торговый баланс ухудшился, на то есть веские причины: во первых, в России уровень девальвации достиг 160%, в то время как у нас он составил 30%, то есть реальный эффективный курс рубля значительно ослаб относительно кыргызского сома, это привело к тому, что российские товары стали конкурентоспособными на кыргызском рынке, за счет увеличился импорт из России, в первую очередь, нефтепродуктов. В кризисный момент, казалось бы, должно было уменьшится потребления, однако, этого не произошло. В связи с этим ИБКР предложил ограничить импорт тех товаров, которые не являются инвестиционными составляющими, а носят потребительский характер.

Объявленный Россией мораторий на выплату долгов заканчивается, после которого либо начнется период выплат, либо период блокировки счетов российских банков. Конечно, это сразу сказалось на резком увеличении потребностей в наличных долларах, так как большинство российских экспортеров стали требовать оплату не через банковскую систему
России, а наличными долларами США. К этому также подтолкнуло то, что
Россия обязала предпринимателей продавать часть своей валютной выручки, ввела спецсессии. т.е. серию различных ограничений, что сделало невыгодным показывать эти средства на валютных счетах.

Нацбанк может фиксировать курс, т.е. формально выполнить задачу стабилизации обменного курса, но в таком случае не будет выполнена программа, разработанная совместно с правительством. Эта программа состоит из 16-18 пунктов, которые предстоит выполнить Правительству и
Нацбанку. Свою часть программы Нацбанк практически выполнил, теперь дело за правительством и парламентом. На вопрос о привязке сома к доллару М. Султанов отметил, что такой механизм в мире существует, к примеру, в Аргентине, в Эстонии. При этом бюджетный дефицит равен – нулю. Это обязательное условие.

Выбранный Кыргызстаном валютный режим, позволяет вносить коррективы в экономическую политику. Опасно иметь привязку и допускать просчеты в проведении экономической политики. В свое время страны Юго-
Восточной Азии, Латинской Америки имели горький опыт в 60-х годах. Только позже, перестроив внутреннюю структуру, они получили позитивные результаты. По словам М. Султанова в нынешнем положении добиться бездефицитного бюджета будет трудно.

При любом кризисе есть проигравшие и выигравшие, сейчас обогащаются те, кто держит свои активы в долларах. К положительным сторонам последствий кризиса, к примеру, можно отнести то, что наши производственники смогут повысить свою конкурентоспособность. Но для улучшения положения дел нужно не только стимулировать обменный курс, но и внести изменения в налоговую систему и торговую политику».

«Что касается девальвации, то произошло ускорение ее темпов, правда, уровень ниже, чем в России, на Украине, Белоруссии и т.д., за исключением Казахстана. В России за 10 месяцев девальвация составила более 200%, в Кыргызстане – более 50%. Кризис сразу сказался на ухудшении товарного баланса, поскольку Россия является одним из основных партнеров
Кыргызстана. К настоящему времени экспорт сократился на 11,8% и составил в январе-сентябре 985,7 млн. долларов США, а импорт увеличился на 22,8% и составил 583 млн. долларов США. Столь сильное падение объемов экспорта является тревожным сигналом.

Положение Кыргызстана надо оценивать не как кризисное, но как достаточно сложное, поэтому сегодня важно прийти к консенсусу в определении дальнейшей стратегии и выработке конкретных мер по стабилизации ситуации. Сегодня же очень важно, потому что наступает время выплаты внешних долгов на фоне имеющихся проблем в экономике.

Доля иностранных займов и грантов, которые направлялись на финансирование дефицита бюджета, год от года сокращается:
1995 – 120,3 млн. долларов, 1996 – 81,18 млн. долларов, 1997-93, 03 млн. долларов, 1998-59,3 млн. долларов. Снижение уровня внешнего финансирования теперь нельзя компенсировать за счет внутренних займов, поскольку внутреннее финансирование практически сведено к нулю.

Следующий 1999 год, будет первым годом, когда объем внешней помощи будет равен выплатам по внешнему долгу.
В проекте республиканского бюджета на 1999 год для обслуживания внешнего долга предусмотрено 1733, млн. сомов, вымогая, как выплаты по основной сумме, так и на погашение процентов. Нам предстоит жить по жесткой программе: сколько получим – столько израсходуем. В 2000 году ожидается ситуация, когда платить по обязательствам придется уже счет внутренних источников, так как правительству предстоит выплатить порядка
70 млн. долларов США по внешним долгам, а поступлений из вне ожидается гораздо меньше. На 1999 и 2000 годы приходится пик платежей по нельготным кредитам. Краткосрочные заимствования нельготных иностранных кредитов согласно программе правительства и Национального банка будут сокращаться, и на ближайшее три года запланированы только долгосрочные льготные займы. Если не увеличить экспортный потенциал, не поднять реальный сектор, то в экономике республики могут возникнуть серьезные проблемы.

«Официальную записку об этом мы вносим в парламент еще до кризиса. В ней мы отмечаем, что пока не зарабатывает реальный сектор, мы рискуем стать неплатежеспособными. Правительство должно быть готовым создать потенциал и начать возвращать полученные кредиты. Пока же у правительств нет возможности выплатить в 1999 году почти 1 млрд. сомов задолженности. По нашим оценкам, - сказал М. Султанов; - правительство располагает возможностями в пределах 300-350 млн. сомов. Из суммы внешней помощи большая часть пойдет на покрытие задолженности, другая часть на финансирование внутренних нужд».

Говоря о банковской системе, глава Нацбанка отметил, что без нее не будет и бюджета, ни экономики. Надежно функционирующая банковская система – это опора экономики. «Есть денежно-кредитная политика, за которую отвечает Нацбанк, а есть реальный сектор, экономика в целом, где свое слово должны сказать Правительство и парламент»;- подчеркнул М.
Султанов.

Заявление Правительства Кыргызской Республики и Национального банка
КР. Правительство Кыргызской Республики и Национальный банк Кыргызской
Республики отмечают резкую дестабилизацию валютного рынка, которая произошла в последние дни. Обменный курс сома усиленно варьировался и находится под серьезным давлением.

Правительство КР и НБКР считают стабилизацию обменного курса приоритетной задачей на ближайшую перспективу.

В ответ на последние тенденции на внутреннем валютном рынке, вызванные резким падением доверие общественности к сому, Нацбанк
Кыргызской Республики берет на себя ответственность по восстановлению стабильности обменного курса и собираются полностью удовлетворять потребности экономики республики в иностранной валюте по приемлемому обменному курсу.

По сложившихся условиях Правительство Кыргызской Республики и
Нацбанк Кыргызской Республики предпринимают решительные меры для скорейшей стабилизации внутреннего финансового рынка.

Правительством Кыргызской Республики:
- проведено тщательный анализ изменений, имевших место в бюджетно- налоговой сфере в 1999 году, и принято решение далее ужесточить бюджетные операции в соответствии с изменившимся наличием внешних ресурсов и внутренних ресурсов;
- принято решение пересмотреть проект бюджета на 1999 год, ранее предоставленный в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики в целях внесения поправок в соответствии с изменившейся внешнеэкономической ситуацией;
- приняты меры по снижению дефицита торгового баланса, в частности по снижению объемов импорта и увеличению объемов экспорта;
- внесено в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики предложение об увеличении акцизов на нефтепродукты;
- предприняты меры по ужесточению финансовой дисциплины в отношении предприятий и организаций, имеющих задолженность по налогам;
- Государственной налоговой инспекции, Государственной таможенной инспекции при Минфине Кыргызской Республики отдано распоряжение на проведение административных мероприятий с целью увеличения сбора налогов и таможенных пошлин;
- ведется работа для создания благоприятных условий предприятиям, ориентированным на экспорт, в способности продукции сельского хозяйства.
1. Журнал «Банковский Вестник» 11,98 стр. 3
- полностью гарантируется выполнение своих обязательств по государственным ценным бумагам для обеспечения стабильности развития финансового рынка;
- гарантируется также исправное выполнение своих обязательств по внешнему долгу.

Правительством Кыргызской Республики будут также приняты следующие дополнительные меры по:
- ужесточению борьбы с контрабандным ввозом товаров;
- снятию всех препятствий, мешающих развивать экспортный сектор;
- упорядочению работы свободных экономических зон (СЭЗ) и ликвидации
СЭЗ, которые работают неэффективно, особенно в области расширения экспорта;
- усилению контроля под возвратом бюджетных ссуд и займов, полученных ранее хозяйствующими субъектами, и принятию мер для этого вплоть** до привлечения к уголовной ответственности руководителей предприятий.

Правительство Кыргызской Республики и Нацбанк Кыргызской
Республики намерены преодолеть сложившееся ожидание общественности и восстановить доверие к национальной валюте.

О денежно-кредитной политике и политике обменного курса.
Недавнее потрясение на валютном рынке было вызвано падением доверия к сому, в том числе из-за последствий финансового кризиса в России, который вызвал пессимизм людей по отношению к национальной валюте.

С целью противодействия данным событиям, Национальный банк берет на себя обязательства по восстановлению стабильности на валютном рынке и удовлетворению потребностей экономики в иностранной валюте при отсутствующем обменном курсе.

Обменный курс будет определяться рыночными методами, и соответствовать фундаментальным показателям нашей экономики (особенно состоянию текущего счета платежного баланса).

Политика обменного курса будет направлена на укрепление финансовой дисциплины в экономике и противодействие валютным спекуляциям.

Для обеспечения действенности принятого решения Нацбанк предпримет следующие меры:
- не будут вводиться никакие административные ограничения на валютном рынке;
- будет минимизировано использование механизма ломбардного кредитования;
- НБКР и далее не будет предоставлять кредиты Правительству, однако оставляет за собой право проводить краткосрочные РЕПО-операции с государственными ценными бумагами на вторичном рынке для повышения ликвидности таких бумаг и, соответственно, восстановления доверия инвесторов к ним, а в случае необходимости, содействия управлению денежными средствами Правительства;
- будет усилен надзор над управлением коммерческими банками своих кредитных портфелей, соблюдением резервных требований к экономических нормативов;
- механизм чрезвычайного кредитования будет использоваться в целях защиты сомовых депозитов;
- учетная ставка привязана к ставкам по государственным казначейским векселям.

Национальный банк полагает, что вышеуказанные меры будут достаточными и устойчивыми для обеспечения стабильности курса. В случае необходимости Нацбанк готов предпринять другие дополнительные шаги.

О денежно-кредитной политике Национального банка на 1999 год.

Главной целью денежно-кредитной политики остается сдерживание темпа роста инфляции, поскольку это условие является одним из ключевых для макроэкономической стабилизации. При этом необходимо отметить, что приоритетом в политике Нацбанка на 1999 год будет недопущение резких колебаний обменного курса сома при целевом уровне инфляции около 20%, обеспечение устойчивости банковской системы и надежности функционирование платежной системы.

Денежно-кредитная политика Нацбанка будет направлена в первую очередь, поддержания действий правительства Кыргызской Республики в отношении изменения общей экономической ситуации в стране. При этом
Национальный банк с одной стороны, будет стремиться организовать рост широкого показателя денежной массы, а с другой - максимально удовлетворять текущие потребности экономики в деньгах в соответствии с темпами изменения основных показателей реального сектора и структуры платежного баланса.

НБКР предполагает, что начиная со второго квартала, темпы роста денежных агрегатов несколько увеличатся, однако, учитывая сезонный характер изменения уровня потребительских товаров этот пророст денег окажет значительного влияния на рост инфляции.

При проведении денежно-кредитной политики Нацбанк будет отдавать предпочтение операциям на открытом рынке. В то же время для более широкого охвата объектов воздействия, а также быстрого достижения поставленных целей, будет активно использоваться весь сектор инструментов, включая обязательные резервные требования, механизмы кредитования, изменение экономических нормативов.

В вопрос валютного курса Нацбанк будет продолжать придерживаться политики, основанной на установлении обменного курса вследствие действия рыночных сил. Как и ранее, никакие административные или другие ограничения вводиться на валютном рынке не будут.

Нацбанк, ставя своей целью обеспечение относительной стабильности обменного курса сома, в случае роста давления на валютном рынке, будет продолжать использовать имеющиеся в его распоряжении инструменты для ужесточения денежно-кредитной политики. При благоприятных обстоятельствах (улучшении торгового баланса и более высоком притоке валютных средств) НБКР будет аккумулировать международные резервы.

Другим приоритетным направлением деятельности НБКР будет оставаться повышение эффективности, стабильности и безопасности банковской системы.

Нацбанк провел и планирует проводить в 1999 году мероприятия, направленных на дальнейшее укрепление устойчивости банковской системы.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить , важность валютной политики в осуществлении эффективной денежно-кредитной политики. Валютная политика является одной из составляющих денежно-кредитной политики, и ее регулирование является одной из задач Национального банка, которые рассмотрены во второй главе дипломной работы. Политика плавающего обменного курса Кыргызского сома к иностранным валютам позволяет своевременно решать проблемы адаптации к изменениям на мировых рынках и внутренней макроэкономической ситуации.

Органы денежно-кредитного регулирования, не вмешиваясь в процесс курсообразования, определяют учетный курс, исходя из сложившихся на свободном рынке спроса и предложения. В то же время, это не означает абсолютную пассивность центрального банка в этом вопросе.

Введение собственной валюты дало значительные преимущества
Кыргызской Республике во многих аспектах:

- способствовало созданию национальной двухуровневой банковской системы;

- позволило Национальному банку проводить самостоятельную денежно- кредитную и валютную политику;

- способствовало формированию собственных золото-валютных резервов
Республики;

- способствовало упорядочению торговли и платежей м/у Кыргызстаном и странами СНГ;

- позволило привести в порядок проведение платежей Кыргызскими предприятиями за товары и услуги, которые образовали задолженность
Кыргызской Республики перед странами СНГ по корреспондентским счетам.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что будущее у сома есть. Сом оправдал наши надежды, крепко встал на ноги и чувствует себя на равных среди «мягких» валют собратьев по содружеству Независимых
Государств. Сом является одной из самых стабильных валют в регионе и его по праву можно назвать конвертируемой валютой.

Сом - лицо Кыргызстана.

Список использованной литературы.

1. Бункина М.К.
Деньги. Банки. Валюта. Учебное пособие - Москва
АО «ДИС», 1994 год.
2. До лан Э. Дж. И др.
Деньги, банки и денежно-кредитая политика - С-П, 1994 год.
3. Дробозина Л.А.
Финансы. Денежное обращение. Кредит.
Москва «Финансы»
Издательское объединение «ЮНИТИ» 1997 год.
4. Кварцова Г.И.
Деньги, Кредит, Банки.
Справочное пособие: Минск «Меркаванне» 1994 год.
5. Койчуманов Т.Ж.
В мире денег.
«Сом – Кыргызская национальная валюта».
6. Маметова
Деньги, Кредит и банки. Минск – 1993 год.
7. Лаврушина О.И.
«Деньги, Кредит, Банки».
Москва, «Финансы и статистика» 1998 год.
8. Аскар Акаев
О стратегии социально-экономического развития Кыргызской Республики и неотложных действиях.
Бишкек - 1993 год.


Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.