РУБРИКИ |
Развитие банковской системы Республики Казахстан |
РЕКЛАМА |
|
Развитие банковской системы Республики КазахстанСледует отметить, что в декабре 1996 года был принят новый Закон «О валютном регулировании», поскольку ранее действовавший закон уже не отвечал достигнутому уровню либерализации в этой сфере, а в некоторых случаях нормативные акты устарели или противоречили друг другу. Особый интерес в новом Законе вызывали ограничения на проведение валютных операций. В целях выполнения международных обязательств и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций Президент Республики Казахстан имеет право приостановить, либо ограничить валютные операции, а Нацбанк, являющийся основным органом валютного регулирования республики, вправе установить ограничения на валюту платежа экспортной выручки. Кроме того, данным Законом было определено, что все текущие операции, к которым относятся и переводы дивидендов, вознаграждений (интереса) и иных доходов от инвестиций, осуществляются без ограничений. Лицензированию и регистрации в Нацбанке подлежат только тс операции, которые согласно определениям Закона отнесены к операциям, связанным с движением капитала. Причем лицензируется только отток капитала, а регистрация операций по притоку ведется только с целью статистического учета и не влечет за собой каких-либо ограничений. Особенностью валютных операций на Алматинской бирже финансовых инструментов AFINEX (в сентябре 1997 года Казахстанская фондовая биржа преобразована в AFINEX) в 1997 году явилось введение в операционную практику таких инструментов, как СВОП-операции, позволившие удовлетворять потребности банков в долларах США и казахстанских тенге для покрытия краткосрочной ликвидности без повышения спроса и предложения на биржевом рынке и соответствующего колебания валютного курса. За 1997 год биржевой курс тенге к доллару США снизился на 2,8 процента. С развитием валютного рынка наблюдалось сокращение объемов торгов на биржевом сегменте и значительное увеличение сделок банков-резидентов на межбанковском сегменте. В 1997 году Правлением Нацбанка был утвержден ряд нормативных документов, регламентирующих валютные операции: Положение о порядке лицензирования деятельности, связанной с использованием иностранной валюты, Положение о порядке регистрации валютных операций, связанных с движением капитала, Правила проведения валютных операций в Республике Казахстан, Положение об организации экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан, Положение об организации обменных операций с наличной иностранной валютой в Республике Казахстан. В 1998 году внутренний валютный рынок по-прежнему оставался одним из динамичных сегментов финансового рынка Казахстана. В целом за год наблюдалось заметное повышение спроса на иностранную валюту и усиление девальвационных ожиданий после российского финансового кризиса. В 1998 году рост биржевого курса доллара США по отношению к тенге составил 10,7 процента. Преобладающий объем операций на валютном рынке, как и предыдущие периоды, приходился на доллары США. доля российского рубля и немецкой марки в общем объеме оборота оставалась незначительной. Межбанковский валютный рынок продолжил набирать обороты, намного превысив объемы торгов на биржевом рынке. Развитие внутреннего валютного рынка в 1999 году во многом определялось достигнутыми позитивными сдвигами в динамике важнейших макроэкономических показателей и текущей валютной политики Нацбанка, в частности был введен режим свободно плавающего обменного курса тенге, что вызвало снижение курса тенге к доллару США на 64,6 процента. Также важным нововведением в этом году стало начало торгов по Евро и становление евросегмента валютного рынка.
Если в прошлые годы валютная биржа представляла собой лишь площадку для купли-продажи валюты, то с 1999 года наблюдалось наращивание объемов и видов операций. Возросшая доходность валютных операций по сравнению с другими финансовыми инструментами способствовала появлению новых профессиональных участников и привлечению их на биржевой рынок. На межбанковском валютном рынке впервые с момента своего функционирования наблюдалось снижение объема операций банков-резидентов. Повышение биржевого объема торгов в этот период было во многом связано с введением с 4 апреля 1999 года Нацбанком обязательной продажи пятидесяти процентной экспортной валютной выручки на Казахстанской фондовой бирже (весной 1999 года AFINEX преобразована в KASE), которая благодаря нормализации ситуации на валютном рынке уже 15 ноября 1999 года была отменена. Нацбанк значительно сократил свое участие на внутреннем валютном рынке и на биржевой площадке выступал преимущественно в качестве покупателя иностранной валюты. В 1999 году совершенствование механизма валютного регулирования осуществлялось в направлении либерализации порядка проведения валютных операций и формирования адекватной законодательной и нормативной среды. Для повышения профессионального уровня, технической оснащенности, эффективности работы обменных пунктов, улучшения учета обменных операций, упорядочения контрольных функций Нацбанка была изменена нормативная база, усилены процедурные и технические требования, регулирующие обменные операции с наличной иностранной валютой. Изменение процедур лицензирования валютных операций было направлено на их упрощение при одновременном усилении контроля за вывозом капитала. Предусмотрен упрощенный порядок лицензирования операций, связанных с движением капитала для компаний по управлению пенсионными активами. Валютный контроль осуществлялся по следующим направлениям: экспортно-импортный валютный контроль; контроль за обменными операциями с наличной иностранной валютой; контроль за операциями, связанными с движением капитала; инспектирование субъектов валютного рынка. Предпринятые меры дали определенные положительные результаты: суммы по статье «Ошибки и пропуски» платежного баланса Республики Казахстан в 1999 году по сравнению с 1998 годом уменьшились на 437,6 млн. долларов США (на 40%); увеличилось число юридических лиц, обращающихся в Нацбанк за лицензией на осуществление операций, связанных с движением капитала. Так, если в 1997 году было выдано 18 лицензий на осуществление операций, связанных с движением капитала, то в 1998 году -96, в 1999 году- 121 и в 2000 году - 214. Однако, в этот период существовали определенные проблемы по контролю над текущими операциями. Одним из каналов оттока капитала за рубеж оставался невозврат экспортной выручки и непоступление товаров и услуг в счет погашения платежей по импорту. Введенный с 1997 года механизм экспортно-импортного контроля, в основном, создал систему взаимодействия банков и таможенных органов по оформлению паспортов сделок и по предоставлению банками отчетности в таможенные органы и Нацбанк. Тем самым определенно возросла роль банков второго уровня, как агентов валютного контроля, в осуществлении экспортно-импортного валютного контроля. Указанный механизм определял порядок информационного обмена между основными его участниками. В 2000 году Нацбанк придерживался политики свободно плавающего обменного курса тенге. С начала года на внутреннем валютном рынке наблюдалось понижение курса тенге, которое происходило плавными темпами и его изменение было относительно легко прогнозируемым. Однако следует отмстить усиление колебаний курса тенге по отношению к доллару США к концу 2000 года. За год курс тенге понизился на 5,2 процента, достигнув на конец года 145,40 тенге за доллар США. Сохранению стабильности на валютном рынке, а вследствие этого укреплению позиций тенге и снижению привлекательности операций с долларом США, во многом способствовали заметное положительное сальдо торгового баланса, благоприятная конъюнктура на мировых товарных рынках, а также сохранение стабильного курса российского рубля. В 2000 году межбанковский валютный рынок вновь обрел свою лидирующую позицию по объемам проведенных сделок между банками-резидентами. Наблюдалась тенденция перемещения активности по операциям с долларом США с биржевого на внебиржевой валютный рынок. Объемы сделок банков-резидентов на межбанковском сегменте валютного рынка, млн.
Нацбанк выступал на валютном рынке в роли, как продавца, так и покупателя иностранной валюты, однако операции по покупке иностранной валюты превалировали над продажами, что способствовало пополнению золотовалютных резервов. Неотъемлемой частью валютного рынка являлся рынок наличной иностранной валюты, представленный сетью обменных пунктов банков и юридических лиц. Функционирование этого сегмента позволило подавить «черный рынок» и у населения появилась возможность легального и удобного обмена валют, без риска приобретения фальшивых денег. Разветвленная сеть обменных пунктов на территории республики создает конкурентную среду и способствует расширению валютного рынка. Так, с 1993 года количество обменных пунктов возросло с 334 до 2465 на конец 2000 года. Рынок наличной иностранной валюты
Рынок наличной иностранной валюты по Алматинской области.
Развитие финансового рынка, появление новых его участников (КУПА, брокерско-дилерские компании, страховые компании и др.) и расширение форм и видов финансовых инструментов также потребовало внесения изменений в валютное законодательство. Принятие Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам валютного регулирования» в феврале 2001 года создало возможность выработки более гибкого механизма регулирования путей оттока капитала, расширения перечня норм, нарушение которых влекло бы за собой наказание в соответствии с валютным законодательством. Изъятие субъектов банковской и страховой деятельности из сферы малого предпринимательства позволило усилить надзор за указанными организациями, изменить требования к их деятельности с целью укрепления устойчивости финансовой системы и защиты интересов потребителей. Достижение в Казахстане внутренней конвертируемости национальной валюты означает возможность се обмена на любую другую иностранную валюту на внутреннем валютном рынке. Законодательством определены процедуры конвертации национальной валюты на иностранную валюту как для резидентов так и нерезидентов Республики Казахстан. Для упорядочения операций на валютном рынке и недопущения бесконтрольного оттока иностранной валюты из страны национальная валюта — тенге, была включена в понятие валютная ценность. В существующем геополитическом пространстве стран СНГ срок проведения текущей валютной операции в основном ниже или равен 120 дням. В России - 90 дней, Украине - 90 дней, Белоруссии - 120 дней, Узбекистане - изначально капитальная. В государствах Закавказья право снижения срока проведения текущей операции предоставлено центральным банкам. Более высокий срок текущей операции - 180 дней - в Казахстане способствовал обращению капитала за пределами республики, удлинению сроков исполнения обязательств, а значит, отвлечению валютных средств из экономики нашего государства. В связи с чем, сроки проведения текущих валютных операций были снижены до 120 дней. Данные изменения следует рассматривать не как попытку ограничить внешнеэкономическую деятельность, а как меру усиления контроля со стороны государства за ее проведением. Внесены изменения в нормативно-правовую базу, усиливающие требования к помещениям обменных пунктов, а также применяемым техническим средствам определения подлинности денежных знаков. Кроме того, внесенные изменения позволяют автоматизировать работу по учету обменных операций. В целях приведения операций с наличной валютой в соответствии с требованиями международной практики исключено понятие «ветхости» наличной иностранной валюты и введены понятия «платежной» и «неплатежной» валюты с определением критериев отнесения их к той или иной категории. Широкое развитие и разнообразие услуг, предоставляемых банками своим клиентам посредством платежных карт, привело к необходимости регулирования сферы кредитования банками второго уровня своих клиентов-нерезидентов через платежные карты на срок более 120 дней, что нашло отражение в соответствующих нормативных документах. Наряду с усилением валютного контроля изменения, внесенные в валютное законодательство, предусматривают либерализацию мер валютного регулирования и снятие отдельных ограничений, что стало возможным в связи со стабилизацией ситуации на валютном рынке, Увеличилась максимальная сумма разового перевода, осуществляемого физическими лицами без открытия банковского счета, максимальная сумма платежа или перс-вода денег, осуществляемого по счету физического лица без представления подтверждающих документов, а также сумма наличной иностранной валюты, вывозимой физическими лицами-резидентами за пределы Республики Казахстан без представления документов, подтверждающих легальность их происхождения, с эквивалента в 3 тысячи долларов США до эквивалента в 10 тысяч долларов США. Развитие и укрепление достигнутых договоренностей в рамках Таможенного союза вызвало необходимость унификации национального законодательства. Так, нормы валютного законодательства приведены в соответствие с Соглашением от 24.1 1.98 г. «Об обеспечении свободного и равного права пересечения физическими лицами границ государств-участников Таможенного союза и беспрепятственного перемещения ими товаров и валюты», которым предусмотрен свободный порядок (без ограничения по сумме и представления подтверждающих документов) перемещения наличной иностранной валюты физическими лицами-резидентами стран-участниц Таможенного союза внутри Таможенного союза. Согласно Протоколу о порядке и норме беспрепятственного вывоза физическими лицами государств-участников Таможенного союза наличной иностранной валюты в третьи страны, установлена норма в эквиваленте 1,5 тысячи долларов США для вывоза наличной иностранной валюты физическими лицами-резидентами одной страны-участницы Таможенного союза через территорию другой страны-участницы Таможенного союза. Расширен перечень оснований для приобретения иностранной валюты юридическими лицами-резидентами на внутреннем валютном рынке и исключено ограничение для юридических лиц-нерезидентов на покупку иностранной валюты только на средства в тенге, полученные в результате проведения текущих валютных операций. Увеличена минимальная сумма, требующая обязательного оформления справкой-сертификатом при покупке физическими лицами наличной иностранной валюты через обменные пункты банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, с эквивалента в 200 долларов США до эквивалента в 500 долларов США. Была продолжена работа по совершенствованию экспортно-импортного валютного контроля. Нацбанком были разработаны предложения по совершенствованию механизма экспортно-импортного валютного контроля, а также проект новой редакции Инструкции об организации экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан. В проекте Инструкции нашли отражение вопросы, ранее не урегулированные законодательством: порядок осуществления валютного контроля по экспортно-импортным сделкам, предусматривающий использование вексельной формы расчетов; основания и порядок закрытия паспортов сделок. Кроме того, разграничены компетенция, функции и полномочия органов и агентов валютного контроля, а также изменены направления информационных потоков между ними. Для усиления мониторинга за движением иностранной валюты по проводимым экспортно-импортным операциям, введены два новых вида лицензируемых операций -зачисление иностранной валюты, получаемой резидентом в качестве кредита от нерезидента, на счета третьих лиц, а также получение резидентами экспортной валютной выручки в срок свыше 120 дней. В целях реализации правительственной программы развития рынка ценных бумаг был введен упрощенный порядок лицензирования операций для компаний по управлению пенсионными активами. В 2000 году выдано 6 генеральных лицензий на инвестирование пенсионных активов в ценные бумаги, эмитируемые нерезидентами. В 2000 году на проведение обменных операций с наличной иностранной валютой было выдано 497 лицензий с учетом проведенной перерегистрации уполномоченных организаций, общее количество их обменных пунктов изменилось незначительно (1 066 - на 01.01.01 г. по сравнению с 1 137 на начало 2000 года). Таким образом, за годы независимости в Республике Казахстан создан достаточно стабильный валютный рынок. За это время использован богатый международный опыт в области валютной политики с учетом особенностей нашей страны. К настоящему времени сделаны значительные шаги в достижении основных целей валютного регулирования, сформулированных как обеспечение укрепления платежного баланса страны, устойчивости национальной валюты и развитие внутреннего валютного рынка. Проводимая валютная политика Нацбанка способствовала укреплению тенге, возросшее к нему доверие послужило использованию его в качестве валюты платежа в международных расчетах, особенно в сделках с приграничными с Казахстаном странами. 2.2 Операции с государственными ценными бумагами Рынок государственных ценных бумаг Республики Казахстан был сформирован в 1994-1997 годах и является наиболее развитым сегментом рынка ценных бумаг. Зарождение казахстанского рынка государственных ценных бумаг (ГЦБ) относится к 1992 году. В тот период, государственные ценные бумаги, выпущенные Министерством финансов на часть долга по кредитам Нацбанка не нашли применения из-за слишком низкой доходной ставки. В условиях ускоренных темпов инфляции инвесторы не приобретали низкодоходные государственные бумаги. В этой связи по предложению Нацбанка Правительство пересмотрело условия обращения займа, увеличив доходность по ним. Кроме того, в целях повышения доверия к государственным ценным бумагам Казахстана и создания условий для успешного их размещения, Правительством был продлен срок выкупа обязательств государственных ценных бумаг бывшего СССР. В 1994 году Нацбанком совместно с Министерством финансов были разработаны и утверждены Временные правила проведения аукционов казначейских векселей, запущен рынок 3-х месячных казначейских векселей. Нацбан-ку было поручено размещение и обслуживание выпускаемых в обращение ГЦБ и с его согласия 20 банков получили лицензию Министерства финансов на проведение операций с ценными бумагами. Проводилась методологическая работа с первичными дилерами, оказывалась практическая помощь в их деятельности на рынке ГЦБ. Проводимые мероприятия позволили в 1994 году разместить на 15 аукционах 3671 тыс. штук векселей на общую сумму 233,7 млн. тенге. Объем находящихся в обращении векселей по состоянию на 1 января 1995 года составил 209,7 млн. тенге. В этих условиях удалось обеспечить стабильный рост средневзвешенной дисконтированной цены одного казначейского векселя. Причем стабилизация началась с третьего аукциона, на котором средневзвешенная дисконтированная цена составляла 55,65 процента, с доходностью векселя 270 процентов годовых, при действующей ставке рефинансирования 326 процентов годовых, и к концу года се размер достиг уровня 65,11 процента, при доходности одного векселя 182 процента и ставки рефинансирования 230 процентов, что являлось положительным фактором и свидетельствовало о повышении результативности обслуживания государственного внутреннего долга, а также о возросшем доверии потенциальных инвесторов к государственным ценным бумагам. Своевременное погашение Министерством финансов предыдущих эмиссий и снижение уровня доходности на альтернативных сегментах финансового рынка повысило привлекательность казначейских векселей. К концу 1994 года на рынке ГЦБ сложилась положительная тенденция постоянного снижения доходности по ним. Также была проведена работа по становлению вторичного рынка ГЦБ и создана необходимая нормативно-правовая база по вторичному рынку. Благоприятная макроэкономическая ситуация позволила в 1995 году начать выпуск шестимесячных казначейских обязательств. Одновременно Нацбанк начал формировать собственный портфель ГЦБ, который по состоянию на 1 января 1996 года составил по номинальной стоимости 386,6 млн. тенге, что соответствовало 6,8 процента от общего количества находившихся в обращении на рынке казначейских обязательств. Операции Нацбанка по купле-продаже ГЦБ осуществлялись для активизации вторичного рынка. За период 1995 года на вторичном рынке Нацбанком было приобретено казначейских векселей на сумму 650,8 млн. тенге и реализовано на сумму 1340,4 млн. тенге. Доход Нацбанка от указанных операций составил 47,7 млн. тенге. В июне 1995 года был начат выпуск краткосрочных нот Нацбанка, которые стали основным инструментом оперативного регулирования денежной базы. Развитие первичного рынка послужило толчком и для развития вторичного рынка. Начали функционировать Центрально-Азиатская фондовая биржа и Казахстанская межбанковская валютно-фондовая биржа. В 1996 году в силу развития рынка ГЦБ были значительно сокращены объемы прямого кредитования Нацбанком бюджета. Общая сумма выпуска государственных ценных бумаг составила 3,92 млрд. тенге. В декабре 1996 года, в соответствии с соглашением, заключенным между Нацбанком и Министерством финансов, последним было произведено досрочное погашение всего портфеля государственных ценных бумаг, приобретенных ранее Нацбанком в сумме 2,2 млрд. тенге. Активное проведение Нацбанком операций на вторичном рынке государственных ценных бумаг Нацбанком способствовало дальнейшему развитию этого рынка и поддержанию его ликвидности. Были разработаны и утверждены Правила проведения операций РЕПО и обратного РЕПО, создана нормативная база, регламентирующая проведение операций РЕПО не только Нацбанком, но и другими банками. Для реализации целей денежно-кредитной политики Нацбанка и оперативного регулирования денежной массы в обращении осуществлено 38 выпусков краткосрочных нот Нацбанка на сумму 36,56 млрд. тенге. Их доходность колебалась в пределах от 35,45 до 22,98 процентов. По состоянию на 1 января 1997 года в обращении находилось краткосрочных ног на сумму 9,1 млрд. тенге (по дисконтированной цене), В 1996 году Нацбанком совместно с Министерством финансов разработано и утверждено «Положение об условиях выпуска, обращения и погашения Национальных сберегательных облигаций государственного займа Республики Казахстан». Всего в 1996 году Национальным Банком совместно с Министерством финансов было размещено государственных ценных бумаг со сроками обращения 3 месяца (МЕККАМ-3), 6 месяцев (МЕККАМ-6) и 12 месяцев (МЕККАМ-12) на общую сумму 3,0 млрд. тенге. В 1997 году рынок государственных ценных бумаг стал занимать доминирующее положение на финансовом рынке страны. За год проведено 95 аукционов по размещению государственных казначейских обязательств (ЕКО) на сумму 53,5 млрд. тенге, что в 1,8 раз выше объема выпущенных в обращение государственных казначейских обязательств в 1996 году. В связи со стабилизацией ситуации на финансовом рынке страны, а также возросшим доверием со стороны инвесторов к бюджету, включая нерезидентов, доходность на аукционах ценных бумаг Минфина с начала года снизилась: по МЕККАМ-3 - с 26,26 до 15,15 процента, МЕККАМ-6 с 31,4 до 15,45 процента, МЕККАМ-12 с 35,35 до 15,05 процента, МЕОКАМ - с 20,96 до 14,5 процента. Спрос на МЕККАМ и МЕОКАМ (казначейские срочные обязательства) превысил предложение эмитента в 2,9 раза, что было связано с существенным повышением активности инвесторов и нерезидентов. Доля инвесторов в покупке МЕККАМ и МЕОКАМ увеличилась до 26,7 процента (в 1996 году 21,7%) и составила 14,2 млрд. тенге. Нерезидентами приобретено на аукционах МЕККАМ на 4,8 млрд. тенге, доля их участия составила 9 процентов в объеме всех выпущенных государственных казначейских обязательств (в 1996 году - 2,4%). Первичными дилерами приобретено за счет собственных денег на аукционах МЕККАМ и МЕОКАМ на 37,9 млрд. тенге (70,6% от общего объема размещенных бумаг). К концу 1997 года статус Первичного дилера имели 19 банков. В течение этого года проводилась подписка на Национальные сберегательные облигации (3, 4, 5 и 6 траншей). Подписка четырех траншей позволила привлечь 1,5 млрд. тенге. Инвесторами — физическими лицами было приобретено НСО на 0,2 млрд. тенге (14,3% от общего годового объема размещенных траншей). Инвесторами - юридическими лицами приобретено НСО на 0,4 млрд. тенге (23,8%). Финансовыми агентами выкуплено недоразмещенных ими облигаций на 0,9 млрд. тенге (61,9% всего объема выпущенных в обращение НСО). Объем МЕККАМ, МЕОКАМ (по дисконтированной цене) и НСО, находящихся в обращении, на конец года составил 22,6 млрд. тенге. Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 1997 год» от 31 декабря 1996 г. было предусмотрено выпустить в обращение государственных ценных бумаг на 68,3 млрд. тенге и направить на покрытие дефицита республиканского бюджета 11,8 млрд. тенге (21,5% финансирования дефицита бюджета). Фактически Министерством финансов эмитировано МЕККАМ, МЕОКАМ и НСО на сумму 55 млрд. тенге и нетто-поступления в республиканский бюджет от выпуска государственных казначейских обязательств составили около 8,5 млрд. тенге. В целях оперативного регулирования денежной базы Нацбанком в 1997 году было осуществлено 92 выпуска краткосрочных нот со сроком обращения от 5 до 63 дней на 77,6 млрд. тенге. Их доходность на аукционах снизилась с 21,8 в начале года до 10,9 процента в конце. На конец года в обращении находилось краткосрочных нот на 6,8 млрд. тенге. В первой половине 1998 года развитие рынка ГЦБ характеризовалось увеличением объемов эмиссий и низкой доходностью по ценным бумагам Министерства финансов, невысокими объемами выпуска краткосрочных нот Нацбанка. Также, в январе 1998 года с целью реструктуризации правительственного долга перед Нацбанком, возникшего за счет кредитования им дефицита бюджета, он был переоформлен в специальный выпуск долгосрочных государственных ценных бумаг со сроком обращения 10 лет (МЕАКАМ), годовой процентной ставкой 9,75 процента в объеме 36 млрд. тенге, который полностью оказался в портфеле Нацбанка. Обострение мирового финансового, в частности российского, кризиса во II полугодии 1998 года привело к ухудшению ситуации на казахстанском рынке ГЦБ. Инвесторы переориентировались на краткосрочные ГЦБ и начали требовать повышения их доходности. Учитывая неприемлемость значительного увеличения доходности, Министерство финансов все же несколько увеличило доходность, снизив объемы эмиссии и отложив выпуск 3-х и 5-ти летних ценных бумаг. Введение в 1999 году режима свободно плавающего обменного курса привело к некоторому свертыванию рынка тенговых ГЦБ. Учитывая, что во II и 111 кварталах спрос на тснговыс инструменты отсутствовал, выпуск валютных и индексированных ГЦБ позволил сохранить рынок внутреннего заимствования. Негативные последствия введения режима СПОК выразились в появлении зависимости стоимости государственного заимствования от изменения курса доллара США. Для защиты активов НПФ был проведен обмен тенговых ГЦБ Минфина и Нацбанка в их портфелях на специальные валютные ГЦБ - 5-летние АВМЕКАМ и специальные валютные ноты Нацбанка со сроком обращения 35 дней. В конце года стабилизация ситуации на финансовом рынке позволила возобновить размещение тенговых инструментов Министерства финансов при значительном снижении доходности. В 2000 году рынок ГЦБ характеризовался только положительными тенденциями. Начиная с апреля выпускались исключительно тенговые ГЦБ, значительно увеличились сроки их размещения при снижении уровня их доходности. Увеличение объемов поступлений доходов в республиканский бюджет обусловило невысокую его потребность в заемных средствах. Это позволило Министерству финансов снизить объемы заимствования на рынке ГЦБ. В июне были возобновлены аукционы по 2-х летним тенговым ГЦБ (выпускались в 1998 году), в августе впервые выпущены 3-х летние ГЦБ, в сентябре — 18-ти месячные индексированные казначейские обязательства. Также 2000 год характеризовался постоянным спросом на ноты Нацбанка, что позволило снизить доходность по ним с начала года с 13 процентов годовых до 6,7 процента к концу года при общем объеме выпуска нот за год в объеме 134,39 млрд. тенге. В связи со снижением объемов заимствования со стороны Министерства финансов в 2000 году объем операций покупки-продажи Нацбанка на вторичном рынке был незначительным, однако из-за постоянной высокой ликвидности на рынке размеры привлечения денег путем проведения операций РЕПО были довольно значительными и составили 52,38 млрд. тенге. Первая половина 2001 года охарактеризовалась резким снижением объемов выпуска краткосрочных ГЦБ со сроками обращения до 1 года и началом выпуска 4-х и 5-ти летних процентных ценных бумаг МЕОКАМ, а также индексированных к инфляции 2-х, 4-х и 5-ти летних МЕ-ИКАМ. В августе 2001 года успешно были выпущены семилетние индексированные ГЦБ. В настоящее время Нацбанком планируется планомерное снижение объемов выпуска краткосрочных нот на первичном рынке путем более активного участия на рынке РЕПО с целью недопущения резких скачков по ставкам вознаграждения на межбанковском рынке и регулирования краткосрочной ликвидности в банковской системе. 2.3 Надзорные и контрольные функции Национального Банка В целях осуществления более эффективного и действенного консолидированного надзора за финансовыми группами 1 июня 2001 года были объединены Департамент банковского надзора и Департамент страхового надзора. Департамент банковского и страхового надзора осуществляет деятельность по выполнению возложенных на Нацбанк задач и функций по надзору и регулированию деятельности банков второго уровня, страховых организаций и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. Основной задачей департамента является содействие в обеспечении стабильности банковской и страховой систем Республики Казахстан и защита интересов кредиторов и клиентов банков путем принятия нормативных правовых актов, регулирующих банковскую деятельность, и осуществления контроля за их исполнением. Департамент банковского и страхового надзора является одним из ведущих подразделений Нацбанка, которым в настоящее время проводится активная работа по реализации и совершенствованию системы надзора за банками и страховыми организациями на консолидированной основе. В последующем в целях внедрения консолидированного надзора за финансовыми группами, в частности возможности централизованного оперативного контроля над всеми финансовыми институтами, принятия скоординированных решений для предотвращения кризисных ситуаций, а также устранения их возможных последствий, комплексной защиты прав инвесторов, слияние банковского и инвестиционного капиталов предполагается создание единого органа, регулирующего финансовый рынок. В качестве такого органа финансового надзора могло бы стать самостоятельное агентство, объединяющее в себе функции Нацбанка (Департамент банковского и страхового надзора). Национальной комиссии Республики Казахстан по ценным бумагам и Комитета по управлению пенсионными активами. Следует отметить, что единый орган по регулированию финансового рынка, как правило, создастся в странах с развитой экономикой и расширенной инфраструктурой финансового рынка. С другой стороны, для Казахстана с его небольшой финансовой системой создание такого органа представляется очень важным. В 2001 году ожидается рост уровня финансового посредничества. Предпосылками этого являются повышение доверия населения и коммерческих структур к банковской системе, наличие современной законодательной базы, в том числе для развития отношений в области финансового лизинга, наблюдаемые процессы создания лизинговых компаний, принимаемые меры по реализации Концепции долгосрочного финансирования жилищного строительства и развития системы ипотечного кредитования в Республике Казахстан и принятие Закона Республики Казахстан «О жилищных строительных сбережениях в Республике Казахстан». Все это позволит дополнительно привлечь в финансовую систему временно свободные деньги населения и хозяйствующих субъектов. Внедрение консолидированного надзора за всеми финансовыми институтами будет способствовать повышению стабильности финансовой системы. При осуществлении такого вида консолидированного надзора будут учитываться не только риски, которым подвергается или может подвергнуться банковская группа или аффилированные с банком лица, но и другие финансовые организации независимо от источника этих рисков. Это позволит значительно повысить эффективность надзора, что является одним из основных условий защиты интересов населения. Современная организация системы внутреннего контроля банков, и управления рисками включает оценку и измерение риска, контроль и мониторинг риска. Постановлением Правления Нацбанка от 20 апреля 2001 года № 1 16 утверждены Методические рекомендации по организации систем корпоративного управления и управления рисками в банках второго уровня. В результате повышения устойчивости банковского сектора значительно сократилась доля банков, нарушающих установленные законодательством пруденциальные нормативы. Так, по состоянию на 1 июля 2001 года показатель выполнения банками пруденциальных нормативов составил 91 процент. Количественные и качественные показатели развития банковского сектора в 2000 году превысили темпы развития национальной экономики. В немалой степени этому способствовали мероприятия Нацбанка по защите вкладчиков, а также повышение требований к уровню капитализации банков. Показатели, приведенные ниже, свидетельствуют о росте положительного влияния банковского сектора на национальную экономику. (в млрд. тенге)
Кредитные рейтинги от международных агентств на начало текущего года имели уже 8 отечественных банков, а также 10 дочерних банков-резидентов. Усиление национальной банковской индустрии положительно повлияло и на другие сегменты финансового рынка. В настоящее время банки все более активно - через свои дочерние организации проникают на рынок ценных бумаг, страховой рынок, в деятельность пенсионных фондов. Кроме того, из организационной структуры банков все чаще стали выделяться специализированные дочерние организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, например, лизинговые компании. Последние годы банковский сектор Казахстана является одним из самых динамично развивающихся отраслей экономики и признан самым финансово-устойчивым среди стран СНГ. Происходит не только количественный рост показателей деятельности банков, растет и улучшается качество банковских услуг. 2.4 Совершенствование системы бухгалтерского учета и статистики Бухгалтерский учет Еще в советское время подразделение бухгалтерского учета было одним из старейших и квалифицированных подразделений Казахской республиканской конторы Госбанка СССР, да и всей банковской системы. В Москве и союзных республиках не раз отмечали «казахов», как наиболее эффективную команду. Казахстан даже являлся неким полигоном для апробации финансовых новшеств, которые внедряли в Союзе. И сегодня Казахстан традиционно открыт для обмена опытом: как и десять лет назад, в стенах Нацбанка можно наблюдать из стран СНГ делегатов, приехавших за передовыми знаниями. Уже в начале 90-х, учет в Нацбанке почти не зависел от Цснтрбанка России. Казахстанцы одними из первых успели внедрить корреспондентские счета в банках. С провозглашением суверенитета, подразделение бухгалтерского учета в составе Нацбанка становится Управлением бухгалтерского учета и отчетности. К тому времени у Республики появилась необходимость строить взаимоотношения (и не только, взаиморасчеты) с другими странами с позиции независимого государства. Вместе с тем, как никогда острой, стала потребность привести в рабочее состояние систему учета внутри страны. Требовалась команда, способная с филигранной точностью, осуществить все это. Коллектив Управления бухгалтерского учета и отчетности, штатной численностью в 11 человек, возглавляемый Наилией Абдулиной, был первым, для кого стало делом жизни - разработка методологии бухгалтерского учета в банках на новой основе. Необходимо было: - в кратчайшие сроки урегулировать вопросы установления корреспондентских отношений с государства ми бывшего Советского Союза и дальнего зарубежья, подготовить нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности в банках и организации- ях, осуществляющих отдельные виды банковской деятельности; - осуществить организацию методического руководства областными управлениями Нацбанка в области бухгалтерского учета. Основы реформирования бухгалтерского учета в банковской системе были заложены в 1992 году, с целью обеспечения условий привлечения иностранных капиталов в казахстанскую экономику. Инвесторам было сложно анализировать нашу отчетность из-за большой разницы методологии учета. Поэтому Казахстан начал постепенный переход на Международные стандарты бухгалтерского учета, по которым работает цивилизованный финансовый мир. |
|
© 2000 |
|