РУБРИКИ |
Правовое положение Агентства по страхованию вкладов |
РЕКЛАМА |
|
Правовое положение Агентства по страхованию вкладовПравовое положение Агентства по страхованию вкладовМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) Кафедра гражданского права и процесса КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Банковское право» на тему «Правовое положение Агентства по страхованию вкладов». Вариант 16 Кемерово 2010 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. Цели деятельности, полномочия и органы управления Агентства 2. Полномочия агентства по управлению фондом обязательного страхования вкладов 3. Практическое задание ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Введение Российская Федерация сбережения находятся преимущественно на руках, но не в коммерческих банках. Соответственно огромные массы денег оседают, на них долгое время ничего не приобретается, они неработоспособны и не развивают российскую экономику. Почему люди так поступают - понятно. В начале 1990-х гг. у всего населения обесценились вклады в Сбербанке. Несколько позже очень у многих "сгорели" деньги в коммерческих банках. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию и вернуть (или создать) доверие к банковской системе, необходимо регулирование ее деятельности и обеспечение стабильности со стороны государства. Страхование вкладов физических лиц является одним из элементов стабильности банковской системы. Принятый Закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", безусловно, повысит доверие к российской банковской системе. Более восьми лет в Госдуме рассматривались различные законопроекты о страховании банковских вкладов граждан. Наконец, законопроект, внесенный Правительством РФ в сентябре 2003 г., был одобрен обеими палатами Федерального Собрания и 23 декабря 2003 г. подписан Президентом за № 177-ФЗ. После принятия этого Закона в России начала создаваться система защиты вкладчиков банков. Основной целью издания упомянутого Закона было обеспечение гарантированного возврата денежных средств. 1. Цели деятельности, полномочия и органы управления Агентства Ключевую роль в организации и функционировании системы страхования вкладов играет Агентство по страхованию вкладов. Основные элементы его правового статуса состоят в следующем. АСВ является государственной корпорацией – не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданной для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Поскольку АСВ – некоммерческая организация, получение прибыли не является основной целью его деятельности. Агентство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, если только это служит достижению цели, ради которой оно создано, и соответствует этой цели. Цель деятельности АСВ, прямо закрепленная в ч.1 ст.15 Законна о страховании вкладов, - обеспечение функционирования системы страхования вкладов. АСВ в силу Закона о страховании вкладов наделено рядом государственно-властных полномочий, поэтому имеет право использовать на печати изображение Государственного герба РФ, хотя и не является органом государственной власти. Агентство имеет счет в Банке России. Местонахождение центральных органов Агентства – г. Москва. АСВ может создавать филиалы и открывать представительства. Имущество Агентства формируется за счет имущественного взноса РФ, который осуществляется путем передачи ему государственной корпорацией «Агентство по рескрутизации кредитных организаций» 3 млрд. руб[1]., страховых взносов, а также за счет доходов, получаемых Агентством от размещения денежных средств, средств от выпуска эмиссионных ценных бумаг и других законных поступлений. Агентство не отвечает по обязательствам Российской Федерации. Российская Федерация не отвечает по обязательствам Агентства, если иное не установлено федеральным законом. АСВ обладает следующими полномочиями: ü Организует учет банков (ведет реестр банков[2]); ü Осуществляет сбор страховых взносов и контроль за их поступлением в фонд обязательного страхования вкладов; ü Осуществляет мероприятия по учету требований вкладчиков к банку и выплате им возмещения по вкладам; ü Имеет право обращаться в Банк России с предложением о применении к банкам мер ответственности, предусмотренных ст. 74 Законна о Банке России и нормативными актами Банка России; ü Размещает и (или) инвестирует временно свободные денежные средства фонда обязательного страхования вкладов; ü Имеет право требовать о банков размещения информации о системе страхования вкладов и об участии в ней банка в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых обслуживаются вкладчики; ü Определяет порядок расчета страховых взносов в соответствии со ст. 36 Законна о страховании вкладов; ü Осуществляет иные полномочия, направленные на достижение поставленных перед Агентством целей. Органами управления АСВ являются совет директоров Агентства, правление Агентства и генеральный директор Агентства. Высшим органом управления АСВ является совет директоров, в который входят 13 членов – 7 представителей Правительства РФ, 5 представителей Банка России и генеральный директор Агентства. Председатель совета директоров избирается советом директоров Агентства по представлению Правительства РФ. Совет директоров Агентства реализует следующие полномочия: 1. Утверждает предложения правления Агентства о прогнозируемом размере расходов из федерального бюджета для покрытия дефицита фонда обязательного страхования вкладов в очередном году и направляет их в правительство РФ для включения в проект федерального законна о федеральном бюджете на очередной год; 2. Устанавливает ставку страховых взносов; 3. Определяет направления, условия и порядок размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств АСВ, а также предельный размер размещаемых и (или) инвестируемых денежных средств; 4. Принимает решение о наличии дефицита фонда обязательного страхования вкладов и направляет предложения о порядке его покрытия при наступлении страхового случая в Правительство РФ не позднее 5 дней со дня получения уведомления от правления Агентства; 5. Принимает решение о перечислении в федеральный бюджет полученных средств федерального бюджета после восстановления финансовой устойчивости фонда обязательно страхования вкладов; 6. Утверждает порядок расчета страховых взносов; 7. Утверждает годовой отчет Агентства; 8. Утверждает смену расходов Агентства; 9. Утверждает организационную структуру Агентства; 10. Принимает решение о создании филиалов и об открытии представительств Агентства; 11. Назначает на должность и освобождает от должности членов правления Агентства; 12. Назначает аудитора Агентства; 13. Утверждает регламент работы правления Агентства; 14. Принимает решение о выпуске Агентством облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг; А также осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом о страховании вкладов. Количественный состав правления АСВ определяется советом директоров Агентства. Генеральный директор Агентства входит в состав правления Агентства по должности и руководит работой правления Агентства. Члены правления работают на постоянной основе. Члены правления АСВ могут быть освобождены от должности: 1. По истечении срока полномочий – генеральным директором Агентства; 2. До истечения срока полномочий – советом директоров по представлению генерального директора Агентства. Правление Агентства: 1. Принимает решение о выплате вкладчикам возмещения по вкладам; 2. Принимает решение о включении банка в реестр банков и об исключении из реестра; 3. Обращается в Банк России с предложением о применении к банку мер ответственности в соответствии со ст.74 Законна о Банке России; 4. Вносит на утверждение в совет директоров Агентства предложения о развитии системы страхования вкладов, направлениях, об условиях и о порядке размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов; Осуществляет иные полномочия предусмотренные Законом о страховании вкладов, если они не находятся в компетенции совета директоров Агентства. Генеральный директор АСВ назначается на должность советом директоров Агентства по представлению председателя совета директоров АСВ сроком на 5 лет. Генеральный директор может быть освобожден от должности советом директоров Агентства по представлению председателя совета директоров Агентства в различных случаях, например при истечении срока своих полномочий, при подачи личного заявления об отставке и т.д. Генеральный директор Агентств обладает следующими полномочиями: 1. Действует от имени Агентства и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, организациями иностранных государств и международными организациями, другими учреждениями и организациями; 2. Возглавляет правление АСВ и организует реализацию его решений; 3. Издает приказы и распоряжения по вопросам деятельности Агентства; 4. Распределяет обязанности между своими заместителями; 5. Назначает на должность и освобождает от должности служащих Агентства; 6. Принимает решение по иным вопросам, отнесенным к компетенции Агентства, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции совета директоров и правления Агентства. Поскольку государственная корпорация создается на основании федерального законна (для АСВ таковым является Закон о страховании вкладов), то реорганизована и ликвидирована она также может быть только на основании Закона. 2. Полномочия агентства по управлению фондом обязательного страхования вкладов В рамках организационных основ системы страхования вкладов действующее законодательство устанавливает порядок взаимодействия АСВ, органов государственной власти, Банка России кредитных организаций. Отношения Банка России и Агентства основаны в первую очередь на взаимном информировании друг друга по вопросам осуществления мероприятий по страхованию вкладов. С указанной целью Банк России направляет в Агентство отчетность банков и иную необходимую информацию, в частности: 1. О выдаче банку разрешения (лицензии) Банка России; 2. О принятии решения о проведении проверки банка по предложению Агентства; 3. О применении Банком России к банку мер ответственности в виде наложения запрета (ограничений) на привлечение вкладов граждан. 4. О реорганизации банка; 5. О введении моратория на удовлетворение требований кредиторов банка. В свою очередь Агентство: 1. Информирует Банк России: а) о внесении банков в реестр банков и об исключении банка из указанного реестра; б) об изменении ставки страховых взносов; 2. Обращается в Банк России с предложениями: а) о проведении проверки банка Банком России; б) о применении Банком России к банку мер ответственности, предусмотренных федеральным законами, с приложением документов, обосновывающих необходимость применения указанных мер. Финансовую основу системы страхования вкладов составляет Фонд обязательного страхования вкладов, принадлежащий Агентству на праве собственности и предназначенный для финансирования выплаты возмещения по вкладам. Фонд представляет собой совокупность денежных средств и иного имущества, которые формируются и используются в целях страхования вкладов. К числу характерных особенностей относятся следующие: 1. Фонд обособляется от иного имущества Агентства; соответственно, по фонду ведется обособленный учет; 2. Денежные средства фонда учитываются на специально открываемом счете Агентства в Банке России; 3. На фонд не может быть обращено взыскание по обязательствам Российской Федерации, муниципальных образований, банков, иных третьих лиц, а также Агентства, за исключением случаев, когда обязательства Агентства возникли в связи с неисполнением им обязанностей по выплате возмещения по вкладам. Фонд обязательного страхования вкладов формируется за счет: 1. Страховых взносов, являющихся едиными для всех банков и подлежащих уплате ими со дня внесения банка в реестр банков и до дня отзыва (аннулирования) лицензии Банка России или до дня исключения банка из реестра банков. 2. Пеней за несвоевременную и (или) неполную уплату страховых взносов. 3. Денежных средств и иного имущества, которые получены от удовлетворения прав требования Агентства, приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам. 4. Средств федерального бюджета. 5. Доходов от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда. 6. Первоначального имущественного взноса Российской Федерации в имущество Агентства. 7. Других доходов, не запрещенных законодательством. Временно свободные денежные средства фонда обязательного страхования вкладов могут быть размещены и (или) инвестированы на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых Агентством финансовых инструментов: ü В государственные ценные бумаги РФ, а также в государственные ценные бумаги субъектов Федерации. ü В облигации российских эмитентов. ü В акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ. ü В паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов. ü В ипотечные ценные бумаги. ü В ценные бумаги государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития. ü В депозиты и ценные бумаги Банка России. Размещение временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов в ценные бумаги разрешается: а) они обращаются на рынке ценных бумаг или специально выпущены Правительством РФ для размещения денежных средств инвестиционных инвесторов – для государственных ценных бумаг РФ. б) они обращаются на организованном рынке ценных бумаг и отвечают критериям, установленным Министерство финансов РФ – для государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации, облигаций российских эмитентов, созданных в форме акционерных обществ; ипотечных ценных бумаг. Финансовые инструменты, приобретаемые за счет денежных средств фонда обязательного страхования вкладов, является его неотъемлемой частью и отражается на балансе, на котором учитывается этот фонд. Финансовая устойчивость системы страхования вкладов обеспечивается также имуществом Агентства и средствами федерального бюджета. В этих целях федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год устанавливаются право Правительства РФ выдавать бюджетные кредиты и осуществлять заимствования, предельный объем указанных заимствований, а также предельный объем соответствующих расходов федерального бюджета. В случаях подтверждения советом директоров АСВ решения правления АСВ о невозможности возмещения по вкладам в установленные сроки без пополнения фонда обязательного страхования вкладов за счет дополнительных денежных средств совет директоров Агентства в срок, не превышающий 7 календарных дней после наступления страхового случая, принимает одно из следующих решений: 1. Обратиться в Правительство РФ с просьбой о выделении Агентству соответствующих денежных средств в виде бюджетного кредита, если рассчитанный правлением АСВ дефицит фонда обязательного страхования вкладов составляет не более 1 млрд. руб. Правительство РФ принимает соответствующие решение в срок, не превышающий 7 календарных дней. 2. Обратиться в Правительство РФ с просьбой о выделении Агентству дополнительных денежных средств из федерального бюджета, если рассчитанный правлением АСВ дефицит фонда обязательного страхования вкладов превышает 1 млрд.руб. При невозможности выделения указанных средств Правительство РФ в рамках своих полномочий вносит в Государственную Думу проект федерального закона внесении соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год в срок, не превышающий 7 календарных дней со дня получения обращения совета директоров АСВ. В целях восстановления фонда обязательного страхования вкладов совет директоров Агентства вправе также устанавливать повышенную ставку страховых взносов. Вопросы: 1.В какой организационно-правовой форме создано Агентство по страхованию вкладов? Ответ: Агентство является некоммерческой организацией, действующей в организационно- правовой форме государственной корпорации. 2. Представители каких органов входят в Совет директоров Агентства? Ответ: Входят 13 членов – 7 представителей Правительства РФ, 5 представителей Банка России и генеральный директор Агентства. 3.Перечислите источники формирования фонда обязательного страхования вкладов? Ответ: Фонд обязательного страхования вкладов формируется за счет: 1. Страховых взносов, являющихся едиными для всех банков и подлежащих уплате ими со дня внесения банка в реестр банков и до дня отзыва (аннулирования) лицензии Банка России или до дня исключения банка из реестра банков. 2. Пеней за несвоевременную и (или) неполную уплату страховых взносов. 3. Денежных средств и иного имущества, которые получены от удовлетворения прав требования Агентства, приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам. 4. Средств федерального бюджета. 5. Доходов от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда. 6. Первоначального имущественного взноса Российской Федерации в имущество Агентства. 7. Других доходов, не запрещенных законодательством. Заключение Роль банков в отечественной кредитно-финансовой системе вряд ли можно преувеличить, ведь их нормальное и стабильное функционирование – неотъемлемое условие жизнеспособности национальной экономики. От устойчивости банковской системы в значительной степени зависят защищенность и стабильность национальной валюты, эффективное функционирование механизма государства, укрепление его суверенитета, что особенно актуально в современных российских условиях. Любой человек хотя бы раз в жизни пользовался банковскими услугами. А юридическое лицо, которое не имеет банковского счета вообще невозможно представить. Именно поэтому знать банковское право обязаны не только банковские работники, но и юристы и менеджмент иных организаций; основы банковского права должен знать каждый гражданин. Все это необходимо что бы быть финансово грамотным, что бы уметь управлять своими деньгами и вкладывать их с минимальным риском для себя. В данной контрольной я раскрыл тему в полном объеме. Список используемой литературы 1. Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ. 2. Федеральный закона "О Центральном банке Российской Федерации (банке России)" от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ. 3. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ. 4. Архипов А.П. Страховое дело: Учеб. пособие. - М.: МЭСИ, 2003.-415с 5. Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. Страхование: Учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-358с. 6. Саркисов С.Э. Личное страхование. - М.: Финансы и статистика, 2002.-376с. 7. Страховое право: учебник для студентов вузов / Под ред. В.В. Шахова, В.Н. Григорьева, А.П. Архипова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006.-335с. 8. Страхование: Учебник / Под ред. В.В. Шахова, Ю.Т. Ахвледиани. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-412с. 9. Страхование: Учебник / Под ред. Т.А. Федоровой. - М.: Коммерсантъ, 2003.-325с. 10. Тузова Р.Р. Чем отличается страховой интерес от страхового риска // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.-2000.-№1. 11. Шихов А.К. Страховое право: Учебн. пособие. - М.: Юстицинформ, 2003.-322с 12. Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007. – 591 с. [1] Из указанной суммы 2 млрд. руб. направляется в фонд обязательного страхования вкладов и 1 млрд. руб. – для формирования источников расходов Агентства на проведение мероприятий, по страхованию вкладов. [2] Порядок ведения реестра банков утвержден решением правления АСВ от 19 февраля 2004 г. (протокол №5)(в ред. от 23 марта 2006 г.)//Вестник Банка России.2006.№21 |
|
© 2000 |
|