РУБРИКИ

Платежная система Российской Федерации

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Платежная система Российской Федерации

Обработка и учет операций с пластиковыми картами, как правило, производится в специализированном программном комплексе, входящем в состав автоматизированной системы операционного дня банка.

2.2.2 Внутрибанковские технология и документооборот по операциям, связанным с пластиковыми картами

В системе внутрибанковского документооброта по карточным операциям задействованы следующие структурные подразделения кредитной организации:

-                   подразделение операционного обслуживания клиентов, непосредственно контактирующая с физическими лицами и представителями организаций, изъявляющих желание стать держателем карты, либо уже являющимися таковыми.

-                   подразделение, выполняющее функцию эмиссии пластиковых карт (карточное подразделение), технологического сопровождения операций с ними и взаимодействия банка с другими участниками платежной системы.

-                   подразделение, отвечающее за экономическую безопасность банка, осуществляющее функции контроля состоятельности заемщиков и их соответствия требованиям, предъявляемым банками к своим клиентам.

-                   Подразделение бухгалтерии, отвечающее за своевременное и точное отражение операций с пластиковыми картами в бухгалтерском учете банка.

Структура внутрибанковского документооборота по операциям с пластиковыми картами обязана отвечать установленным нормативам в части сроков выпуска карт, но в то же время не должна быть чересчур упрощенной, не должно чрезмерно сокращаться время, необходимое для выполнения процедур, так как это напрямую влияет в том числе на качество проверки клиентов службами экономической безопасности банка. Это может достигаться полной алгоритмизацией и формализацией действий вовлеченных сотрудников и подразделений, позволяющий повысить прозрачность процедур и сократить временные затраты как при типовых операциях, так и при возникающих нестандартных ситуациях.

Рассмотрим общий порядок движения документов при типовых операциях, связанных с обслуживанием банком-эмитентом держателей его пластиковых карт. В общем случае, каждая конкретная схема документооборота разрабатывается банком исходя из особенностей его структурной организации, но в соответствии с правилами и нормами, установленными как законодательными и нормативными актами, так и политиками и нормативами платежежной системы банковских карт.

При обращении клиента – физического лица в отделение банка с заявлением о выпуске карты, операционный сотрудник банка проверяет самоличность (соответствие клиента документам, удостоверяющим его личность), правильность заполнения заявления на выпуск карты, контролирует полноту предоставленных документов и информации, формирует пакет документов, направляемый затем в службу безопасности для проверки состоятельности клиента и соответствия его требованиям, предъявляемым банком к своим клиентам. Также, сотрудник передает заявление карточному подразделению банка для инициирования процесса выпуска карты и совершает финансовые операции, необходимые для выпуска карты.

В случае обращения юридического лица с желанием стать клиентом системы расчетов с помощью пластиковых карт основные действия сотрудника операционного подразделения остаются таковыми же, как и при обслуживании физического лица, но за следующими исключениями: при уведомлении карточного подразделения о возникшей потребности в запуске процедуры выпуска карты, операционный сотрудник дожидается уведомления об открытии счета компании-налогоплательщику от карточного подразделения (или работающего с ним во взаимодействии подразделения бухгалтерии) и затем сообщает клиенту об этом факте. При необходимости выпуска дополнительных карт, этот этап выпадает из технологической цепочки, но в заявлении на выпуск карты, предоставляемой клиентом должен явно указываться номер счета.

Факты приема заявления на выпуск карты и факты отправки соответствующих документов службе безопасности и карточному подразделению, операционным подразделениям рекомендуется фиксировать в установленной внутрибанковскими нормами управленческого учета документации – это позволит избежать в дальнейшем возможных задержек в прохождении документов, обусловленных их возможными задержками и утерей, также и облегчить последующий учет операций.

Сотрудник карточного подразделения банка, при поступлении полного пакета документов необходимых для выпуска карты и открытия счета, при поступлении благожелательного заключения о клиенте от службы безопасности, самостоятельно проводит оценку рисков, связанных с выпуском карты данному клиенту и, при нахождении риска в приемлемых границах, инициирует процесс выпуска карты и открытия счета (об открытии счета клиентам – юридическим лицам, первоначально уведомляется соответствующий налоговый орган и лишь после получения обратного уведомления о получении им сообщения об открытии счета, запускается процесс собственно выпуска карты). В случае отказа клиенту в выпуске карты, информирование клиента об этом факте и возврат поступивших от него средств производятся в установленном порядке.

По изготовлению карты, она, совместно с конвертом, содержащим PIN-код, пересылается в операционное подразделение банка принятым порядком – внутренней почтой банка либо организациями почтовой и специальной связи. Выдача поступившей карты и PIN-кода клиенту осуществляется операционным сотрудником после надлежащей проверки личности клиента (физического лица или представителя организации, действующего на основании доверенности), получающего ее.

Выпущенные карты, невостребованные клиентами, по истечении установленного срока с момента передачи в операционное подразделение, возвращаются в карточное подразделение, где производится их уничтожение, о чем составляется акт, подписываемый ответственным за уничтожение сотрудником карточного подразделения.

При необходимости перевыпуска срочной карты по истечении срока ее действия клиент оформляет заявление о продлении срока действия карты, при отсутствии со стороны банка претензий к держателю и наличии необходимых остатков на его счетах, проверяемого операционным сотрудником и пересылаемого в карточное подразделение. Дальнейшая процедура пересылки карты и выдачи ее клиенту аналогична ранее описанной.

Такая же процедура применяется и при досрочном первыпуске карты по инициативе клиента, потребность которого может быть вызвана сменой фамилии держателя, утерей или повреждением карты.

Сданные держателем банковские карты направляются операционным подразделением в карточное подразделение банка для их уничтожения, оформленного соответствующими актами.

Выписки по счетам клиентов формируются операционными подразделениями банка по требованию клиента за запрашиваемый период. Отчеты по операциям в разрезе корпоративных карт формируются операционными подразделениями банка по запросу компании-клиента. Данные процедуры производятся в соответствии с общими правилами по формированию выписок по счетам, принятой в кредитной организации.

Передача выписок клиенту, либо сотруднику компании-клиента, действующему на основании доверенности, производится сотрудником операционного подразделения после проверки всех необходимых документов, подтверждающих личность клиента или его представителя и право получения им данной отчетной формы.

В случае возникновения спорной ситуации, клиент обращается в обслуживающее его операционное подразделение банка, где оформляет заявление, описывающее все обстоятельства возникновения спорной ситуации и излагает содержание претензии, к заявлению прилагаются документы, подтверждающие обоснованность претензии. После этого, претензия направляется операционным сотрудником в карточное подразделение, проводящего, совместно с подразделениями экономической безопасности и процессинговым центром банка, работу с поступившей претензией в следующем порядке:

-                   общее рассмотрение заявления, установление его обоснованности и путей разрешения спорной ситуации, возможности, в случае обоснованности претензий клиента, зачисления спорных сумм на его счет без необходимости привлечения к разбирательству вопроса внешних организаций.

-                   в случае возникновения спорной ситуации при обслуживании карты вне сети эквайринга банка, для получения полной информации о транзакции и права на возврат средств, согласно правилам установленным в системе, организует установленный стандартами коммуникацию с иными участниками карточной платежной системы, в отдельных вопросах, урегулирование которых на межбанковском уровне невозможно, обращается в организацию осуществляющую регулирующую функцию в данной платежной системе.

-                   на основании имеющихся в его распоряжении по результатам разбора претензии, данных, формирует заключение по претензии клиента и направляет его в операционное подразделение.

При необходимости зачисления спорных сумм на счет клиента, операции проводятся в установленном законодательством и внутренними нормативами банка порядке.

О необходимости блокировки карты или ограничения ее использования, клиент уведомляет банк по телефоны или иным, установленным в договоре обслуживания, способом связи ответственных сотрудников операционного или карточного подразделения (подведомственность этой операции устанавливается внутренними нормативами банка), после чего карта вносится в "стоп-лист" и всю дальнейшую ответственность по операциям, совершенным с ее помощью возлагается на банк. В любом случае, держатель карты обязан подтвердить факт утраты или хищения карты или иной причины, побудившей его к блокировке или ограничению, письменным заявлением, переданным ответственным сотрудникам банка непосредственно, либо с помощью установленных форм передачи, и являющимся основанием для действий банка по пресечению попыток использования карты. При необходимости, перевыпуск утраченной карты производится по схеме, описанной выше.

При закрытии счета и прекращении договорных отношений банка и клиента по предоставлению услуг расчетов с помощью платежных карт, клиент подает заявление установленного вида, содержащее указание на желаемый порядок возврата средств, остающихся на счету, в операционное подразделение банка. Операционное подразделение уведомляет карточное о необходимости закрытия счетов и изъятия платежной карты из базы активных. Уничтожение сданных клиентом карт и выдача средств, согласно заявленной клиентом форме, производится в стандартном порядке.

В случае непогашения клиентом задолженности или отсутствия полномочий на ее погашение, а также в случае возникновения нештатных ситуаций, возникших по вине клиента и несущих риски для банка, то все материалы по данному делу, снабженные сопроводительной запиской, передаются в службу безопасности банка, в свою очередь проводящую всю дальнейшую работу по урегулированию возникших у банка претензий.

2.2.3 Бухгалтерский учет операций кредитной организации с пластиковыми картами

Операции с пластиковыми картами, учитывая их ориентацию на высокую автоматизацию обслуживания, как правило, подразумевают следующую систему распределения полномочий между структурными подразделениями банка, отвечающими за бухгалтерский учет операций с этими платежными иструментами:

-                   ведение аналитических счетов в разрезе клиентов-картодержателей, ведущихся в обособленной автоматизированной системе учете операций с картами, обеспечивается карточным подразделением банка.

-                   ведение синтетических счетов и счетов лицевого учета (транзитных, доходных/расходных), необходимых для операций с картами, ведется сотрудниками бухгалтерии банка в общебанковской системе операционного дня, в том числе и на основании данных, предоставляемых автоматизированной система учета операций с пластиковыми картами.

Все бухгалтерские операции ведутся в соответствии с положением "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" и иными нормативными актами.

Ниже представлены основные типовые проводки, применяющиеся при отражении в бухгалтерской отчетности как клиентских, так и внутри- и межбанковских операций, связанных с дебетовыми платежными картами.

При учете движения персонализированных бланков карт между подразделениями банка и при выдаче их клиенту формируются следующие проводки:


Д-т 91203

К-т 91203

Первоначальная проводка, отражающая операцию передачи карт из карточного подразделения операционному подразделению банка, при этом счета открываются в разрезе каждого структурного подразделения.

Д-т 91203

К-т 99999

Формируется при выдаче карты клиенту.

Д-т 99999

К-т 91203

Формируется при уничтожении сданной клиентом карты.

Д-т 91203

К-т 91203

Формируется при возврате невостребованных карт в карточное подразделение. Обратна первой проводке таблицы.


По этим операциям распечатываются соответствующие мемориальные ордера по выдаче ценностей и помещаются в документы дня банка.

Аналитический учет операций с банковскими картами ведется в отдельном програмном комплексе на следующих лицевых счетах: 42301, 42601, 405xx, 406xx, 407xx, 40802, 40814. В дальнейшем, будем обозначать эту группу счетов аббревиатурой СПК, для обозначения же прочих счетов клиента (до востребования, расчетных, текущих), открытых в банке, примем обозначение ПСК. Структура счета устанавливается нормативами банка и, как правило, в последних разрядах включает в себя номер пластиковой карты. Формирование книги учета открытых лицевых счетов по установленной форме и на основании данных автоматизированной системы учета операций с пластиковыми картами, как правило, возлагается на карточное подразделение банка.

Синтетический учет ведется в системе операционного дня банка на сводных балансовых счетах – для физических лиц и на лицевых балансовых – для юридических. Структура сводных балансовых счетов отражает, как правило, и тип платежных карт, и платежную систему.

При внесении денежных средств для обеспечения расчетов с пластиковыми картами формируются следующие проводки:


Д-т ПСК, 20202

К-т 47422

Формируется на каждую отдельную сумму при внесении клиентом взноса за выпуск и обслуживание карты.

Д-т ПСК, 20202

К-т СПК

Формируется на каждую сумму пополнения при внесении клиентом денег на счет, в безналичной форме или наличными через кассу банковского учреждения.

Д-т 47422

К-т 30302

Формируется при необходимости осуществления расчетов по пополнению карты в межфилиальной сети банка.

Д-т 47422

К-т 70601

Формируется для отражения в балансе доходов, связанных с обслуживанием и выпуском карты.

Д-т 30301

К-т 47422

Формируется по мере поступления по системе межфилиальных расчетов сумм, предназначенных к зачислению на счета клиентов.

Д-т 47422

К-т СПК, 70601

Формируется для окончательного списания поступивших из филиалов средств с транзитных счетов на счета клиентов и счета доходов банка.


Эти операции осуществляются на основании заявления клиента на взнос или перевод денежных средств, либо на основании платежного поручения.

При осуществлении клиентами расчетов в платежной системе банковских карт, на каждую сумму операций формируются следующие проводки:

платежная система безналичный расчет кредитный

Д-т 47423

К-т 30110

Формируется на основании выписок по корреспондентским счетам, отражает поступившие требования возмещения средств от других участников платежной системы.

Д-т СПК

К-т 47423

Формируется при списании денежных средств со счетов клиента на основании поступивших требований корреспондентов.

Д-т 30110

К-т 70601

Формируется при списании сумм комиссий за обслуживание банковских карт.

Д-т 20202

К-т 70601

Формируется при внесении сумм комиссии физическими лицами наличными в кассу банка.


В некоторых случаях при использовании платежных карт может возникать овердрафт – задолженность клиента, для учета которого, ко всем лицевым счетам, открытым в рамках обслуживания пластиковых карт, открываются парные ссудные счета (ПСС). Возникающая задолженность учитывается и погашается банком по следующей схеме:


Д-т ПСС

К-т СПК

Формируется при возникновении овердрафта на его сумму.

Д-т СПК

К-т ПСС

Формируется при внесении клиентом на лицевой счет сумм, достаточных для погашения овердрафта.

Д-т СПК

К-т 70601

Формируется на сумму процентов, удержанную банком за пользование овердрафтом.

При регулярном начислении процентов по лицевым счетам клиентов и при окончательном расчете с ними в случае расторжения договора обслуживания платежной карты, осуществляются следующие проводки:


Д-т 70606

К-т СПК

Формируется на сумму начисленных за период процентам на сумму остатка по лицевым счетам держателей карт.

Д-т СПК

К-т 47422, 30302

Формируются при перечислении денежных средств с лицевых счетов клиентов на иные их счета, открытые в том же банке, либо при выдаче средств наличными физическим лицам через кассу банка.

Д-т 47422, 30302

К-т ПСК, 20202


Эти операции совершаются на основании поданного клиентом заявления о закрытии счета и прекращении пользования карточными продуктами банка.

Все операции, в соответствии с действующими нормативами, надлежащим образом документарно оформляются и подлежат обязательному валютному контролю и контролю, проводимому в целях борьбы с отмыванием доходов, в соответствии с нормами действующего законодательства.

2.2.4 Анализ деятельности кредитных организаций по использованию банковских карт за период с 2008 года

Как показывает анализ статистических данных, предоставляемых Банком России и независимыми рейтинговыми агентствами, российский рынок пластиковых карт, несмотря на его значительные объем и проникновение в структуру экономических расчетов, все еще находится в стадии становления.









Рис. 3. График объема платежей, производимых посредством банковских карт


Так, при общем росте объема платежей физических лиц, совершаемых банковскими картами, составившему в третьем квартале 2009 года 133% против этого же показателя в первом квартале 2008 года, отсутствует поступательный рост этого показателя, что обуславливается и сказывающимся влиянием сезонности, и общей нестабильностью российской экономики в 2009 году и второй половине 2008-го. Так, некоторые банки, специализировавшиеся на потребительском кредитовании физических лиц и обеспечивавшие значительную долю в общей эмиссии карт и платежном обороте с их использованием, не только снизили темпы роста эмиссии, но и допустили значительное падение числа находящихся в их обороте пластиковых карт, что связано с падением спроса на их услуги в условиях упавшей платежеспособности серьезной части трудоспособного населения. Таким образом, существенная часть потенциальных клиентов, перестала отвечать требованиям банка, что незамедлительно не лучшим образом сказалось как на состоянии самих банков, так и на рынке карточных платежных систем.

Все более глубокое проникновение систем расчетов с помощью пластиковых карт, по состоянию на конец первого полугодия 2009-го года в отдельных регионах, таких как Москва, Петербург, Екатеринбург и некоторых других крупных городах уже превысивших 100% - ую отметку (рассчитывается, как отношение эмитированных банками региона пластиковых карт к общему числу жителей региона), а в масштабах страны достигшего значения в 84%, не должно вводить в заблуждение относительно действительной роли карточных платежей в жизни этих регионов. Согласно статистическим данным, лишь по 49% из общего числа эмитированных карт в первом полугодии 2009-го года совершались транзакции. Такой низкий показатель числа активных карт связан с тем, что часто, банки реализуя зарплатные проекты с использованием пластиковых карт, выдают в качестве дополнительного бонуса сотрудникам обслуживаемых организаций кредитные карты, теми не используемые. Многие карты, в основном дебетовые, рассматриваются держателями как альтернативное и "аварийное" средство расчетов, например, при поездке за рубеж или в камандировку – большую часть времени по этим картам не проводится никаких расчетов. В Москве и Московской области широко распространены "Социальные карты", эмитируемые "Банком Москвы" и представляющие собой гибрид банковской платежной и бесконтактной транспортной карт; основная часть их держателей, несмотря на активное пропагандирование возможности получения по этой карте пособий, пенсий и прочих социальных выплат, не рассматривает их, как платежный инструмент.

Обращает на себя внимание тот факт, что большая часть держателей карт рассматривает этот инструмент исключительно в качестве удобного механизма снятия наличных денег, тем самым исключая возможный положительный эффект от снижения наличной денежной массы в обращении. Так, снятия денег в банкоматах в рассматриваемом периоде колебались возле отметки в 90% от общего числа платежей. Необходимость обслуживания развитой банкоматной сети, постоянного инкассирования банкоматов и пополнения их наличностью значительно усложняет работу банков.







Рис. 4. Отношение объема карточных операций юридических лиц к общему объему расчетов с использованием банковских карт


Платежные карты, держателями которых являются юридические лица, составляют малую часть, не превышающей половины процента, как в объеме операций, так и в числе эмитированных карт. Следует обратить внимание на две основных особенности карточных платежей юридических лиц: во-первых, большая часть платежей представляет собой оплату товаров или услуг, что нехарактерно для физических лиц; во-вторых, бросается в глаза неравномерность распределения платежей по отчетным периодам в 2009-м году – невысокие объемы в первом и втором кварталах – прямое следствие последствий экономического кризиса, негативные факторы, вызванные которым, наиболее сильно проявляли себя как раз в это время.

Взрывной рост объема платежей в 3-м квартале объясняется, по видимости, осознанием важной роли осуществления небольших покупок (например хозяйственного инвентаря, расходных материалов) с помощью безналичных карточных расчетов в деле минимизации издержек предприятия.

В структуре раздела рынка между карточными платежными системами существует тенденция к уменьшению числа присутствующих систем и упрочения доминирования на рынке пластиковых карт международных платежных систем "Visa" и "MasterCard". Доля национальных платежных систем остается невысокой, карты, работающие в них в основном используются в зарплатных проектах, как средство снятия наличных, что обуславливается низким распространением банкоматов и торговых точек, позволяющих проведение расчетов с их использованием. Несколько особняком стоит система "Сберкарт" Сбербанка России, которая является лидером среди всех российских систем по числу эмитированных карт и по числу точек обслуживания – в основном банкоматов сети Сбербанка, крупнейшей в России, однако, осознавая перспективность интеграции платежных систем в современных условиях, сам Сбербанк предпочитает эмитировать карты "Visa" и "MasterCard", составляющих более 95% в общем объеме его эмиссии.

2.3 Организация защиты электронных расчетов


Для предотвращения нарушений в работе системы, угроз искажения или потери информации, лишения ее конфиденциального характера, вызванных причинами случайного (стихийные бедствия, технические сбои) или преднамеренного (злонамеренные действия третьих лиц) характера, должны существовать определенные политики безопасности системы – набор мер и инструментов противодействия и контроля, позволяющий низвести указанные риски к минимальным.

Система защиты электронных расчетов должна соответствовать следующим, предъявляемым к ней базовым требованиям:

-                   обязанность четко следовать избранной политике безопасности.

-                   требование наличия специальных маркеров, ассоциированных с объектами данных и гарантирующих их целостность.

-                   необходимость существования уникальных идентификаторов, позволяющих точно идентифицировать все объектов данных и взаимодействующих пользователей в платежной системе и вести их корректный учет.

-                   непрерывность защиты при любом состоянии системы и непрерывность контроля за происходящими процессами и функционированием систем защиты.

Следование этим правилам вызывает необходимость членения системы защиты как минимум на четыре главных элемента, взаимодействующих в ее рамках: подсистема контроля доступа, подсистема регистрации и учета, подсистема обеспечения целостности и криптографическая подсистема. Технологически, архитектура системы может быть решена как в виде централизованной системы, подсистемы которой являются совокупностями его методов, сгруппированных в модули по признаку функциональной близости, так и децентрализованной, но функционирующей в соответствии с едиными стандартами и протоколами.

Средства защиты, действующие в рамках этих подсистем подразделяются, в свою очередь, на законодательные и нормативные акты, установленные организационные процедуры, позволяющие точно распределить обязанности при разработке систем защиты, их комплексном аудите, их функционировании в рабочем режиме; и на программные средства, реализующие безопасное хранение, использование и шифрование как информации, обмен и обработка которой составляет прямое назначение системы электронных расчетов, так и вспомогательной информации – логов и журналов системных операций, таблиц паролей, кодов доступа, криптографических ключей.

Средства защиты также должны гарантировать возможность восстановления утраченной или поврежденной информации, как путем ее резервного хранения, так и специальными криптографическими методами – например "избыточным кодированием".

В целях адаптации системы к постоянно изменяющемуся характеру рисков, пополняющейся номенклатуре методов, находящихся в арсенале злоумышленников, также для обеспечения нормального функционирования системы в условиях ее экстенсивного роста и увеличения передаваемой по каналам данных информации необходим регулярный и полный комплексный аудит на предмет соответствия системы принятой политике безопасности, непрерывное тестирование всех технологических нововведений (в первую очередь в области программных средств) используемых при осуществлении электронных расчетов.

3. Оценка эффективности платежной системы РФ и основные направления развития


3.1 Анализ основных показателей развития платежной системы РФ и региона


Основными показателями, характеризующими развитость национальной платежной системы считаются общее число произведенных операций, их объем, количество участников платежной системы и степень автоматизации расчетов.

Общее число расчетных операций, произведенных в рамках национальной платежной системы между 2004 – 2008 годами демонстририровало бурный рост, но на основании предварительных статистических данных за первые три квартала 2009 года можно констатировать стабилизацию числа произведенных операций, обусловленную финансовым кризисом и сопутствующим ему снижением интенсивности операций, осуществляемых экономическими субъектами.

За период между 2004-м и 2008-м годами, число операций возросло практически втрое, с 992 миллионов в 2004 до 2 782 в 2008 году. Ежегодный прирост числа операций, составлявший в 2007 и 2006 годах, 50 и 47 процентов по отношению к результату предыдущего года соответственно, снизился в 2008-м до 13 процентов – это может быть объяснено как негативным влиянием кризисных явлений, пришедших в экономику страны во второй половине года, так и общим насыщением рынка платежных систем – данные показывают, что львиная доля прироста количества операций обеспечивалась частными системами – в основном за счет установления прямых корреспондентских межбанковских отношений и концентрации клиентов в развивающихся внутренних платежных системах банков.


Рис. 5. Рост числа платежных операций, проведенных в рамках национальной платежной системы России


Количественный рост операций в платежных системах, управляемых коммерческими банками и небанковскими расчетными организациями в 2006 и 2007 годах значительно опережал таковой в системе платежей Банка России (составив, соответственно, 74% против 25% в 2006 и 66% против 20% в 2007 годах). Данные 2008-го года зафиксировали стабилизацию соотношений, возникших между числом платежей проведенных в частных системах и реализованных в системе Банка России. Также, по результатам 2008-го года отмечено обвальное снижение темпов прироста количества платежей, за год общая их сумма выросла лишь на 13% к аналогичному показателю 2007-го года. Анализ поквартальной динамики их числа за соответствующие годы показывает, что структура распределения выполненных транзакций по сезонам сохраняется и, скорее всего, снижение темпов прироста обусловлено насыщением рынка платежей. В первых трех кварталах 2009-го года, наблюдается снижение числа проведенных транзакций. По отношению к первым трем кварталам их число составило 98% от аналогичного показателя 2008-го, что безусловно вызвано кризисными явлениями в экономике, но также указывает и на то, что даже в условиях, предъявляющих особые требования к функционированию платежной системы, она способна эффективно выполнять возложенные на нее обязанности, служить надежной "кровеносной системой" национальной экономики.


Рис. 6. Рост объемов платежных операций, проведенных в рамках национальной платежной системы России


Объем платежных операций, проведенных в рамках национальной платежной системы за рассматриваемый период (2004-2008 годы) демонстрировал бурный рост. За пять лет он увеличился в четыре раза, что в относительных показателях существенно превысило количественное увеличение произведенных операций. Увеличение оборотов средств, рост средней суммы расчетной операции – следствия происходившего в эти годы бурного роста экономики России, сопутствовавшего ему увеличения как числа торговых операций (а также сопряженных с ними операций по расчетам с государственными органами), так и неторговых – операций инвестиционного характера, операций с производными финансовыми инструментами. Ускорение оборота средств, путем преимущественного перехода на электронные формы осуществления платежей, также фиксируемое этим показателем, говорит о увеличении возможности повышения экономическими субъектами своей рентабельности, снижения экономических рисков, связанных с задержками платежей; расширение географии электронных платежей – дает новые возможности для расширения деятельности организаций, установления новых экономических контактов.

Наибольшие темпы прироста объем расчетов демонстрировал в 2006-м и 2007-м годах, в которых, по отношению к аналогичному показателю прошлого года, он составил 52% и 67% соответственно.В 2008-м году, темп роста значительно снизился, прирост величины объема платежей составил 18% в годовом исчислении.

Доминирующую роль в объеме операций, занимают платежи, производимые в системе расчетов Центрального Банка. Они же обеспечивают основную часть проведения крупных электронных расчетов, построение и эффективное управление системой которых входит в ряд приоритетных задач Банка России. В последние годы, объем платежей в системе ЦБ рос в пределах 40-60% в год, за исключением года 2008-го, за который увеличение составило лишь 16%. Объем платежей в частных системах показал лучший за период результат прироста в 2006-м году, когда он увеличился на 79% по отношению к результату 2005-го года. В следующем, 2007-м году, частные системы также серьезно увеличили объемы проводимых расчетов, показав внушительный рост в 68%, а система расчетов Центрального Банка в этом же году показала рекордный для себя рост в 67%.

В 2008-м году, рост объемов, как и рост числа платежей, значительно снизился, составив, в отношении к показателям объемов платежей предыдущего года, уже упомянутые 16% для системы ЦБ и 22% для частных платежных систем.

По результатам первых трех кварталов 2009-го года наблюдается значительный переток платежей из частных систем в систему Центрального Банка. Так, при общем снижении объемов расчетов в национальной платежной системе за указанный период на 3% в отношении к аналогичному временному промежутку 2008-го года, система расчетов Банка России увеличила объем проводимых платежей на 19%, а объемы в частных платежных системов обвально снизились на треть, составив всего лишь 68% от этого показателя в соответствующем периоде года предыдущего.

Рис. 7. Динамика изменения соотношений между количеством и суммами платежей от их общего числа в частных системах (левый график) и системе Банка России (правый график)


Причиной тому стала неуверенность экономических субъектов в возможности полного и своевременного исполнения частными платежными системами своих обязательств перед ними в условиях общей нестабильности, а при прочих равных повышение доверия к системе платежей Центрального Банка, стабильность и непрерывность функционирования которой прямо и косвенно гарантируется государством. Еще одним фактором можно признать общее снижение платежеспособности организаций – клиентов частных систем, в то время, как государственные структуры, ориентированные на расчеты через систему ЦБ, сохранили объемы финансирования и его своевременность.

Рис. 8. Структура распределения объемов платежей, реализуемых через систему Центрального Банка и частные расчетные системы в 1-3 кварталах 2008 года (левая диаграмма) и 1-3 кварталах 2009 года (правая диаграмма).

Тем самым, эти факторы вызвали разительное изменение структуры распределения объемов расчетов между частными системами и системой Центрального Банка. В первых трех кварталах 2008 года объем платежей через систему ЦБ соствил 57% от общего числа, а за первые три квартала 2009 года он вырос до 70%. Помимо упрочения контроля Банком России платежного рынка, как его непосредственного участника, это налагает на него и существенные обязательства обеспечения нормального функционирования всей национальной системы расчетов и недопущения недобросовестной конкуренции на ней. Разумеется, текущее, практически монопольное, доминирование Центрального Банка на этом рынке заставляет его выступать гарантом стабильности системы не только как регулирующей и надзирающей инстанции.

За прошедшее время (с 2004 по 2008 годы) стабильно росли и средние размеры выполненных платежей, как в системе Центрального Банка, так и в частных системах. В системе расчетов ЦБ они возросли с 286 тыс. руб. в 2004 году до 548 тыс. руб. в 2008-м. Частные системы, обслуживающие платежи меньшего размера, пусть и в большем их количестве, увеличили среднюю сумму транзакции не столь значительно – с 171 тыс. руб. в 2004-м до 198 тыс. руб. в 2008-м. Это указывает не неоднородность клиентской структуры систем и все возраставшему предпочтению, отдававшемуся участниками, осуществлявшие крупные платежи, системе расчетов Центрального Банка, как наиболее отвечавшей предъявляемым ими требованиям к удобству и надежности осуществления расчетов.

В кризисных условиях, крупные расчеты сконцентрировались в расчетной системе Банка России, увеличившего в первых трех кварталах 2009-го года среднюю сумму платежа до 650 тыс. руб, в то время, как таковая в частных системах упала до 146 тыс. руб.

В структуре расчетов с использованием частных платежных систем, безусловно преобладают платежи, производимые в пределах филиальной сети одной кредитной организации, составлявших на протяжении рассматриваемого периода порядка 95% в общем числе платежей, проводимых в частных системах и порядка 85% в их общей сумме. При этом, свыше двух третей от числа и более 60% от суммы проводимых в пределах одной кредитной организации платежей, проводятся без выхода за пределы какого-либо их структурного подразделения (филиала), то есть являются внутрирегиональными. Прямые корреспондентские отношения между банками, при невеликом числе производимых операций – всего около 5%, обеспечивают существенный и имеющий тенденцию к повышению вклад в общую сумму, составивший в 2008 году 15% от ее состава. Из этого следует, что система прямых корреспондентских отношений между банками не в меньшей степени, чем система Банка России, ориентирована на работу с крупными платежами. Также, она является практически безальтернативной при осуществлении экспортно-импортных операций.

Небанковские кредитные расчетные организации составляют очень небольшую долю в структуре выполненных платежей, их доля в количестве платежей за весь рассмотренный период не превышала одного процента, а сумма не преодолевала отметки в 4% от общей суммы выполненных платежей в частных системах, снизившись в 2007-2008 годах до уровня, не превышающего одного процента. Это обуславливается как развитием банками собственных клиринговых систем, объединяющих в общую систему расчетов различные кредитные организации и непосредственно конкурирующих на платежном рынке со специализированными клиринговыми системами, так и переориентацией этих организаций на рынки услуг, предполагающих больший комиссионный доход, нежели получаемый от обычных межбанковских услуг обеспечения расчетов, таких услуг, как обслуживание систем срочных денежных переводов физических лиц, платежей через электронные системы за услуги связи, за коммунальные услуги и прочие, ориентированные на использование физическими лицами, как ближайшими конечными потребителями.

В последние годы также радикально изменилась структура осуществления платежей по видам применяемых технологий. Так, в системе Банка России, сделавшей акцент на соответствующую требованием времени автоматизацию услуг расчетов, предоставляемых клиентам, количество платежей с использованием бумажных носителей (телеграфным и почтовым способами), составляет незначительную долю, в то время, как у частных платежных систем, оперирующих большим количеством точек осуществления платежей, сохраняется высокое присутствие бумажных расчетов в численности и объеме выполняемых ими операций.

В системе расчетов Банка России, расчеты в бумажной форме за период с 2004-го по 2008-й год снизили свою долю в числе и сумме осуществленных операций с диапазона 1-3% для каждого из показателей в 2004-2005 годах, до десятых долей процента в трех последующих. По итогам первых трех кварталов 2009-го года, число платежей с использованием бумажных носителей, снизилось в сравнении с 2008-м годом втрое по общей сумме платежей и в полтора раза по их количеству. Такая динамика связана как с проводимой Банком России политикой повышения эффективности работы расчетной системы, так и меньшими тарифами, установленными за обслуживание платежей в электронной форме, что в нынешней экономической ситуации становится одним из решающих факторов для пользователей системы, стремящихся к оптимизации расходов, связанных с осуществлением их деятельности.

В частных платежных системах сохраняется высокое присутствие платежей с использованием бумажной технологии. В 2008-м году, количество таких операций составило 47% от совокупного числа платежей, произведенных частными системами. Однако доля расчетов, выполненных по бумажной технологии, в общей сумме платежей неуклонно снижается – с 23% в 2004 г. до 17% в 2008 г., то есть крупные платежи в этом сегменте рынка платежных систем также постепенно переходят в исключительно электронную форму выполнения.

Число участников системы электронных платежей Банка России в последние годы остается стабильным, так, на 1 января 2009 года в системе насчитывалось 4143 участника. Изменения в структуре участников системы происходят, в основном, за счет закрытия подразделений Банка России, происходящего ввиду повсеместного перехода на электронную форму расчетов и отпадания необходимости в содержании значительного числа подразделений, также и за счет замещения их в некоторых отдаленных регионах филиалами кредитных организаций, также участвующих в системе электронных расчетов и предоставляющих полный комплекс банковских услуг их конечным потребителям. Выбытие участников из системы компенсируется включением в участие в ней новых и ранее не работавших в системе расчетов ЦБ филиалов кредитных учреждений.

Рис. 9. Динамика изменения доли числа и объема платежей с использованием бумажной технологии в общем количестве и объеме произведенных расчетов


3.2 Роль системы крупных электронных платежей в режиме реального времени для экономики


В России, функции по построению подобной системы, возложены на Центральный Банк, как по причине относительной неразвитости банковского и финансового сектора, за небольшими исключениями (СБ РФ, ВТБ), лишенного сильных игроков, способных осознавать все возникающие риски и могущих построить под своей эгидой действенную клиринговую систему, так и в силу причин стратегического характера, требований защиты государственных интересов.

Помимо уже упомянутых в работе и мало нуждающихся в пояснениях факторов, определяющих роль необходимости наличия системы крупных электронных платежей в режиме реального времени, включающих в себя надежность, эффективность, контролируемость и прочие, достаточно общие понятия, существует ряд более частных моментов, в некоторых случаях могущих играть решающее значение в функционировании механизмов национальной экономики.

Экономико-политическая ситуация в России необходимо требует максимально возможной близкой интеграции расположенных на огромных по площади территориях экономических субъектов. Наличие возможности оперативно проводить расчеты с организациями, месторасположением отстоящих на многие тысячи километров, позволит национальной экономике функционировать как единое целое, уменьшит риски попадания отдельных ее секторов, как функциональных, так и региональных, под внешний контроль.

Определяющим фактором экономической состоятельности государства является устойчивость национальной валюты, ее привлекательность на мировых финансовых рынках в качестве резервной валюты. Низкие издержки на операции по расчетам в рублях, четкий и безупречный клиринг, развитые механизмы конвертации, повышают статус валюты страны и увеличивают ее привлекательность в качестве валюты расчетов при экспортно-импортных операциях.

Развитая система межбанковских электронных расчетов позволит банкам, нуждающимся в заемных средствах, получать своевременный доступ к кредитным ресурсам других банков – участников системы, развитость инфраструктуры электронных расчетов позволит осуществить выбор наиболее подходящей к текущему моменту схемы кредитования, условий займа, улучшить конкурентную среду на рынке межбанковского кредитования. Это же поможет банкам более рачительно распоряжаться привлеченными ресурсами, снизить объемы "лежащих без дела" высоколиквидных активов.

Возможной также функцией системы платежей в реальном времени может стать и противодействие рискам, порождаемым экономикой, с помощью заложенных в ней механизмов контроля и борьбы, способности к надежной изоляции возникающих проблемных ситуаций, препятствующей распространению негативных явлений по всей тесно связанной финансовой системе страны.

Создание национальной системы крупных электронных платежей обязательно привнесет в экономическую систему государства необходмость следования стандартам эффективности и рациональности осуществления экономических операций, оздоровит конкурентную среду, как в банковском секторе, так и в других отраслях экономики – промышленности, сфере услуг.

3.3 Анализ проводимой Банком России политики в рамках развития платежной системы РФ


В целом, проводимая Банком России политика может характеризоваться как адекватная сложившейся в экономике страны ситуации. Эволюционная модель развития платежной системы, без безаппеляционных отказов от устоявшихся технологий, но стимулированием экономических субъектов к большей автоматизации расчетов, расширению используемой номенклатуры платежных продуктов можно признать единственно возможной при текущих экономических реалиях.

Взаимодействие с международными организациями в части выработки концепций развития национальной платежной системы и перенятия зарубежного опыта в этой области позволяет избежать ошибок, неизбежных в случаях самостоятельной, без посторонних консультаций, разработке и внедрении концептуальных новшеств.

Оптимизация структуры расчетных подразделений Центрального Банка позволяет вовлекать в систему электронных платежей все большее число подразделений коммерческих банков, тем более, что процедура регистрации коммерчискими банками новых подразделений филиальной сети – филиалов, дополнительных офисов была несколько упрощена, что положительно отражается на темпах роста филиальной сети российских банков и охвата клиентской базы.

Повышение автоматизации расчетов, общая модернизация системы платежей, удержания коэффициента ее доступности (доли времени готовности системы к осуществлению платежей в общем нормативном времени ее работы) в районе 100%-й отметки, запуск системы валовых расчетов в режиме реального времени, активная нормотворческая и разъяснительная работа проводимая Банком России, повысили общую заинтересованность экономических субъектов в модернизации расчетных технологий, повысили доверие к системам электронных расчетов. О доверии, оказываемом участниками системе расчетов Центрального Банка красноречиво свидетельствует сохранение ею позиций и даже тенденций к росту в сложных экономических условиях, что резко контрастирует с падением активности в частных платежных системах.

К хорошо заметным недостаткам в работе Центрального Банка в области модернизации национальной системы расчетов можно причислить однородность структуры используемых платежных инструментов – более 99% от общей суммы операций составляют операции, выполняемые с использованием платежных поручений. Концентрация усилий на стимуляции использования участниками систем расчетов более сложных инструментов расчетов, несущих значительные выгоды и удобства, может считаться одной из важных задач развития.

Также, недостаточной является и степень интеграции систем рынков финансовых инструментов и ценных бумаг с общей системой расчетов. Безусловно, полезность централизации систем платежей может считаться спорным фактом, однако важность надежного механизма проведения расчетов в повышении инвестиционного капитала страны, вовлечение большего числа участников системы в финансовые операции, позволяющие во многих случаях застраховать риски и получить доступ к ресурсам, является безусловной.

Важным аспектом в проводимой Банком России политике, является и косвенное вовлечение физических лиц в систему безналичных расчетов. Развитие систем платежей физических лиц за значительное число видов услуг, в том числе и планируемая возможность расчета с государственными и налоговыми органами, стимулирующее регулирующее воздействие на рынок денежных переводов, развитие сети обслуживания платежных карт – серьезный фактор в повышении безопасности и удобства расчетов как для физических лиц – плательщиков, так и для организаций предоставляющих им свои услуги.

Заключение

Национальная платежная система – сложный механизм, цементирующий экономику страну, обеспечивающий сопровождение практически всех происходящих в ней экономических процессов. Поэтому проведение исследований, затрагивающих какие-то ее свойства, особенности, проблематику, неизбежно заставляет делать выводы, касающиеся, помимо собственно систем расчетов, и общего состояния экономической системы государства.

Проведенное исследование показало, что в целом, платежная система России находится в процессе модернизации, необходимость которой была вызвана общемировой тенденцией автоматизации расчетных процедур, ускорением процессов обмена информацией и необходимости построения надежной, но в то же время гибкой системы, способной адаптироваться к не остающемуся неизменным экономическому положению.

Развитие рынка отдельных платежных инструментов, расширяющих круг возможных конечных потребителей расчетных услуг часто опережает возникающий на них спрос – тому примером широкий спектр предлагаемых типов платежных операций, не пользующихся значительным спросом в силу их специфичности либо в силу склонности экономических субъектов отдавать предпочтение проверенным привычным процедурам. Также, иллюстрацией может служить попутное навязывание некоторыми банками карточных услуг своим клиентам, не предполагающимися ими пользоваться, что, в целом, подрывает информативность статистических данных по эмиссии пластиковых карт, наводняя данные значительным количеством “мертвых” карт, платежи по которым вряд ли когда будут осуществляться.

Следование Центрального Банка рекомендациям международных организаций и ведение им постоянного совершенствования нормативной базы, применимой в области расчетных операций, но положение дел в национальной платежной системе все же еще далеко от идеального: так, невысоким остается уровень развития (в первую очередь, охвата рынка расчетных услуг) платежных систем, не находящихся под управлением Банка России, которые, следуя всем нормам и принципам, гарантирующим надежность и оперативность функционирования, могли бы, в тесном взаимодействии с платежной системой Банка России, разгрузить систему Центрального Банка, взяв на себя часть осуществляемых ею платежей.

Повышенное внимание, уделяемое Банком России построению системы валовых платежей в реальном времени, отвечающей всем предъявляемым национальной экономикой требованией является полностью обусловленным. Обеспечение тесной связи разнородных экономических субъектов, в том числе и иных клиринговых и расчетных систем, формирование полной и завершенной системы обмена информацией, реализация потенциала дальнейшего роста полностью автоматизированной системы за счет все еще сохраняющего присутствия платежей, совершающихся с применением технологий докомпьютерной эпохи, без всякого сомнения окажет громадное положительное воздействие на экономическую систему страны.

Необходимо заметить, что построение системы платежей в реальном времени не должно быть самоцелью, оно должно опираться на возникающие у взаимодействующих в рамках платежных систем субъектов потребности, отвечать также и предъявлямым органами государствнной власти требованиям, возникающим в ходе структурных модернизаций экономики страны.

В заключение хотелось бы сказать, что чрезмерная концентрация усилий на постороении резко централизованной и сверх потребностей зарегулированной национальной платежной системы на основе системы расчетов Центрального Банка может пагубно сказаться на экономике государства, иллюстрацией чему, правда в значительно большем масштабе, может служить незавидная судьба экономики Советского Союза. Развитой рынок расчетных услуг также может послужить и эффективной системой устранения возникающих угроз безопасности национальной платежной системы, характерных для эпохи информационных технологий – кооперация усилий присутствующих на нем платежных систем может служить эффективным средством в разрешении возникающих проблем этого рода.


Список использованной литературы


1.            Федеральный закон “О Центральном Банке Российской Федерации”, №86-ФЗ от 10.07.2002 (действующая редакция).

2.            Положение ЦБ РФ “Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с помощью платежных карт”, №266-П от 24.12.2004 (действующая редакция).

3.            Положение ЦБ РФ “О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации”, №302-П от 26.03.2007 (действующая редакция).

4.            Годовой отчет Центрального Банка Российской Федерации за 2008 год.

5.            Ф. Мишкин, “Общая теория денег, банковского дела и финансовых рынков”, М. “Аспект-Пресс”, 1999.

6.            “Банковское дело”, учебник, под. ред. Г.Г. Коробовой, М. “ЭкономистЪ”, 2006.

7.            “Банковское дело: экспресс курс”, учебное пособие, под. ред. О.И.Лаврушина, М. “КНОРУС”, 2009.

8.            Е.П. Жарсковская, “Банковское дело”, 4-е изд., учебник, М. “Омега-Л”, 2006.

9.            Н.В. Иванов, “Управление карточным бизнесом в коммерческом банке”, 2-е изд., М. “БДЦ-пресс”, 2006.

10.       В.Р. Банк, С.К. Семенов, “Организация и бухгалтерский учет банковских операций”, учебное пособие, М. “Финансы и статистика”, 2004.

11.       К.В. Балдин, В.Б. Уткин, “Информационные системы в экономике, 5-е изд., учебник, М. “Дашков и Ко”, 2008.

12.       Тютюнник А.В., Шевелев А.С., “Информационные технологии в банке”, М. “БДЦ-пресс”, 2003.

13.       Крахмалев С.В., “Современная банковская практика проведения международных платежей”, М. “ГроссМедиа”, 2007.

14.       “Бюллетень банковской статистики”, №№1, 12 за 2009 год.

15.       “Платежные и расчетные системы. Международный опыт”, выпуск 3, январь 2008.

16.       О.Хохлов, “Хитрый прием”, “Деньги” №23(748) от 15.08.2009

17.       А.В. Шамраев, Платежные системы как элемент финансовой инфраструктуры”, "Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", № 9/2006.

18.       Д. Деев, “Более половины банковских карт в РФ не используются”, опубликовано 30.11.2009 на www.mforum.ru.

19.       “Самые "пластиковые" банки в 2008 году”, опубликовано на www.rating.rbc.ru


Приложения.

Приложение 1. Таблица отдельных показателей, характеризующих операции с использованием банковских карт физическими лицами

Отчетный период

Кол-во банковских карт, тыс. шт.

Общий объем операций с их использованием, млн. руб.

в.т.ч. по получению наличных средств, млн. руб.

в.т.ч. по оплате работ или услуг, млн. руб.

1 квартал 2008

106 986

1 828 971

1 653 463

175 508

2 квартал 2008

111 504

2 132 072

1 943 971

188 101

3 квартал 2008

118 321

2 344 167

2 120 573

223 594

4 квартал 2008

119 019

2 569 793

2 354 908

214 885

1 квартал 2009

121 729

2 069 231

1 869 941

199 289

2 квартал 2009

121 379

2 283 086

2 082 664

200 422

3 квартал 2009

121 359

2 443 082

2 218 542

224 540

Приложение 2. Таблица отдельных показателей, характеризующих операции с использованием банковских карт юридическими лицами

Отчетный период

Кол-во банковских карт, тыс. шт.

Общий объем операций с их использованием, млн. руб.

в.т.ч. по получению наличных средств, млн. руб.

в.т.ч. по оплате работ или услуг, млн. руб.

1 квартал 2008

194

84 191

26 225

57 966

2 квартал 2008

195

86 445

34 288

52 157

3 квартал 2008

221

103 763

39 579

64 184

4 квартал 2008

223

103 954

32 974

70 980

1 квартал 2009

242

48 837

23 947

24 890

2 квартал 2009

245

57 713

24 951

32 762

3 квартал 2009

245

136 719

33 612

103 107


Приложение 3. Платежи проведенные платежной системой Банка России и частными платежными системами в 2004-2008 годах (в погодовой разбивке)


Всего платежей

В системе Банка России

В частных системах

млн. ед.

трлн. руб.

млн. ед.

трлн. руб.

доля в кол-ве, %

доля в сумме, %

млн. ед.

трлн. руб.

доля в кол-ве, %

доля в сумме, %

2004

992

224

472

135

48

60

519

89

52

40

2005

1117

294

555

193

50

66

561

100

50

34

2006

1672

446

696

267

42

60

976

179

58

40

2007

2456

746

833

445

34

60

1621

300

66

40

2008

2782

882

940

516

34

59

1841

366

66

41


 


Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.