РУБРИКИ |
Основы валютного законодательства |
РЕКЛАМА |
|
Основы валютного законодательстваОсновы валютного законодательстваИнститут международного права и экономики имени А.С. Грибоедова Юридический факультет Заочное отделение III курс КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по курсу «Финансовое право» Тема: Основы валютного законодательства Выполнил: студент группы 33 Дорошин Андрей Евгеньевич Проверил: Старший преподаватель Панина А.Б. г. Петрозаводск (филиал) 2000 г. Контрольная работа Тема: Основы валютного законодательства План: 1. Введение 3 2. Общая характеристика валютного законодательства 3-6 3. Характеристика валютных правоотношений 6-9 4. Валютный курс и порядок его определения 9 5. Правовое регулирование валютного контроля 9-11 6. Ответственность за нарушение правил о валютных операциях 11-12 7. Заключение 12-13 8. Список использованной литературы 13 1. Введение Исторически валютное законодательство включали в состав законодательства о финансах и кредите, рассматривая как составную часть финансового права. Действительно, предметы финансового и валютного права очень близки, а непосредственно финансовое и валютное право имеют общие области регулирования, такие как осуществление валютного контроля, создание и использование государством и муниципальными образованьями фондов в иностранной валюте и некоторые другие. Становление высокоэффективной российской экономики невозможно без
развитого финансового рынка, составной частью которого является валютный
рынок. Являясь формой организации движения валютных ценностей в Российской Валютный рынок представляет собой финансовый центр, в котором сосредоточена купля-продажа валют и валютных ценностей на основе спроса и предложения на них. С функциональной точки зрения валютные рынки стран мира обеспечивают своевременное осуществление международных расчетов, страхование от валютных рисков, диверсификацию валютных резервов, валютную интервенцию, получение прибыли от разных курсов валют. Либерализация и развитие внешнеэкономической деятельности в В результате развития регулирования операций с валютными ценностями в российском праве фактически сложилась новая отрасль права – валютное, которое объединяет совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения в сфере обращения валютных ценностей и регулирующая их. 2. Общая характеристика валютного законодательства История валютного законодательства послереволюционной России может быть условно поделена на 4 этапа. Первый этап (до 1986 года) обладал всеми характерными чертами
валютной монополии государства. В этот период имела место полная
централизация валютных доходов от экспорта, который также был
монополизирован государством, от имени и за счет которого на мировых рынках
выступали различные внешнеторговые объединения. Валютная выручка от
экспорта концентрировалась на счетах одного банка - монополиста,
обслуживавшего все международные расчеты СССР - Внешторгбанка СССР. Второй этап развития валютного рынка в России начался в 1986 году
децентрализацией внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности, когда
сначала сотни, а затем практически все субъекты хозяйственной деятельности В это же время началась широкомасштабная реформа банковской системы,
в результате которой появилось большое число независимых от государства
коммерческих банков, получивших право открытия и ведения валютных счетов
клиентов и проведения международных расчетов. Роль специального органа
валютного регулирования в это время выполняла Государственная
внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР, а источниками валютного
законодательства служили решения Совета Министров СССР и издаваемые в их
развитие нормативные акты министерств и ведомств. Все это привело к
пониманию необходимости специального законодательного регулирования
валютных отношений, создания единых правил совершения валютных операций,
придания функций органа валютного регулирования и контроля одному из
органов государственного управления и послужило основанием для разработки в С вступлением в силу в марте 1991 года Закона СССР «О валютном
регулировании» начался третий этап развития валютного регулирования в
стране. В юридическую практику впервые на уровне закона были введены такие
понятия как «валютные ценности», «валюта СССР», «иностранная валюта», В законе впервые было провозглашено гарантируемое и защищаемое
государством право собственности резидентов и нерезидентов на валютные
ценности в стране; определены общие принципы владения, пользования и
распоряжения валютными ценностями государством, предприятиями,
организациями и гражданами; установлены основные положения порядка
осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами. Основным
органом валютного регулирования был определен Государственный банк СССР,
что соответствовало практике большинства стран мира, где аналогичные
функции осуществляют центральные (национальные) банки государств. Главным
документом, который регулировал основные стороны валютных отношений
субъектов внешнеэкономической деятельности, стало разработанное Госбанком Распад СССР и образование суверенного государства Российской Началом четвертого этапа развития валютного законодательства в РФ
стало вступление в силу Закона РФ «О валютном регулировании и валютном
контроле» в ноябре 1992 года. Названный закон (от 09.10.1992 г. № 3615-1) в
редакции Федеральных законов от 29.12.1998 г. № 192-ФЗ и от 05.07.1999 г. № В Раздел 2 «Валютное регулирование» была введена новая статья «Защита
валюты РФ» (ст.2) с важнейшим положением о том, что расчеты между
резидентами осуществляются в валюте РФ осуществляются без ограничений, а
расчеты с нерезидентами – в порядке устанавливаемом Банком России. В статье Кардинально был изменен Раздел 3 «Валютный контроль», в котором было
установлено, что органами валютного контроля в РФ являются Центральный Банк Несмотря на то, что Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» содержит ряд отдельных неточностей, которые предстоит исправить, он является главным источником валютного законодательства РФ и важнейшей вехой развития валютного регулирования в стране. Отсутствие в тексте закона детализированных норм является скорее плюсом, чем минусов рассматриваемого закона – закрепление на продолжительный срок определенного набора валютных ограничений стало бы искусственным препятствием для интеграции нашей страны в мировую экономику и не позволило бы оперативно решать возникающие в сфере валютных отношений проблемы в условиях быстроменяющейся экономической ситуации. 3. Характеристика валютных правоотношений Можно выделить несколько групп правоотношений, которые регулируются валютным законодательством: правоотношения, складывающиеся в процессе владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории РФ; правоотношения, в которые вступают резиденты и которые приводят или должны привести к возникновению прав на валютные ценности вне зависимости от нахождения на территории РФ; правоотношения, складывающиеся в связи с расчетами между нерезидентами и резидентами в валюте РФ; правоотношения, складывающихся в связи с осуществлением контроля за реализацией правоотношений первых трех групп. Валютные правоотношения обладают определенными специфическими особенностями: они возникают, развиваются и прекращаются в связи с обращением специфического объекта (валютных ценностей – ограниченно оборотоспособных вещей) или в связи с участием в расчетах нерезидента; они, как правило, постоянно находятся под контролем органов и агентов валютного контроля; они, как правило, отражают приоритет публично-правовых интересов в регулируемой сфере над частноправовыми. Субъектами валютных правоотношений являются 2 категории: резиденты и
нерезиденты. Под объектами валютных правоотношений понимают: валюту РФ,
ценные бумаги в валюте РФ, иностранную валюту и валютные ценности. Валютные отношения регулируются как специальными нормами финансового права, так и нормами других отраслей права и представляют собой особый финансово-правовой институт – валютное право. К основным элементам валютного регулирования можно отнести: установление порядка проведения валютных операций; определение условий и порядка формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов; валютный контроль. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» закрепляет
систему юридических понятий регулирования валютных отношений и в первую
очередь понятие «валюты РФ». Согласно статьи 1 Закона – это: а) рубли в
виде банковских билетов ЦБ РФ и монеты; б) средства в рублях на счетах в
кредитных учреждениях в РФ; в) средства в рублях на счетах в кредитных
учреждениях за пределами РФ (на основании межправительственных соглашений
об использовании валюты РФ в качестве законного платежного средства). Валюта РФ имеет 3 основные особенности: национальной валютной единицей
является рубль РФ, законодательно введенный в обращение в 1993 году;
согласно названного Закона, в качестве валюты выступают не реальные деньги Закон содержит формулировку «иностранной валюты» (ст.3), под которой понимаются: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем государстве или группе стран; б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах. Указанные выше 3 характеристики российской валюты, применимы и к иностранной валюте. Более широким является понятие «валютные ценности», в содержание которого входят: иностранная валюта; ценные бумаги в иностранной валюте; драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы); природные драгоценные камни. К последним двум группам не относятся ювелирные изделия и лом этих изделий. Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» формулирует понятия «резидент» и «нерезидент», тем самым, разделяя всех действующих на валютном рынке субъектов на 2 категории. Такое разделение диктуется потребностями проведения внешнеэкономических операций страны и отделение последних от операций внутрихозяйственных. Анализ зарубежного и международного валютного законодательства позволяет сделать вывод, что выработка универсальных определений «резидент» и «нерезидент» является на сегодняшний день необходимой, но не реализованной задачей. Большинство стран с развитой рыночной экономикой определяющим признаком считает наличие или отсутствие тесной связи хозяйствующего субъекта с национальной экономикой. Резидентами по российскому законодательству являются: физические лица,
имеющие постоянное место жительства в РФ; юридические лица, созданные в
соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ; предприятия и
организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с
законодательством РФ, с местонахождением в РФ; дипломатические и иные
официальные представительства РФ за ее пределами; находящиеся за пределами Таким образом, основными критериями разделения субъектов, действующих на валютном рынке РФ, являются: создание их в соответствии с законодательством РФ или иностранного государства; их фактическое местонахождение или местожительство. В сфере валютных отношений резиденты и нерезиденты наделяются различными правами и обязанностями, в их отношении по-разному осуществляется валютный контроль. Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» также дает
определение понятия «уполномоченные банки», под которыми подразумеваются
банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензию Центрального Банка Для правильного понимания валютных правоотношений принципиальное значение имеет законодательное разграничение валютных операций на 2 основных вида: текущие валютные операции; валютные операции, связанные с движением капитала. Разделение валютных операций на 2 типа – дань их влиянию на экономические процессы. Текущие валютные операции направлены на обслуживание экспортно- импортных торговых операций (в т.ч. на их оплату, включая получение кредитов для этих целей), а также на обеспечение перемещения валютных средств граждан, работающих или проживающих за рубежом (пенсии, доходы, переводы и т.д.). Валютные операции, связанные с движением капитала, означают вложение российского капитала в иностранную экономику, а также ввоз иностранного капитала в страну. И тот, и другой процесс (отток капитала или установление иностранного контроля за отдельными предприятиями) могут иметь негативные последствия для отечественной экономики. Как следствие этого, резиденты осуществляют текущие валютные операции без ограничений, а операции связанные с движением капиталов подлежат жесткому контролю со стороны государства, в лице соответствующих органов. Под валютными ограничениями подразумеваются законодательное или
административное запрещение, лимитирование или иная регламентация операций
резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Законодательные ограничения операций с валютными ценностями – одна из
форм валютной политики РФ, которая может применяться как к текущим
операциям, так и к операциям связанным с движением капитала. Одним из
объектов валютных ограничений является валютные права предприятий и
населения. Деятельность предприятий-экспортеров регулируется с помощью
экспортных лицензий, экспортно-импортных тарифов, обязательной продажи
части валютной выручки на внутреннем рынке РФ. Российские предприятия могут
покупать ценные бумаги и получать кредиты за рубежом только с разрешения ЦБ В отношении физических лиц валютным ограничением является запрет
вывоза, ввоза и пересылки за границу гражданами РФ наличной национальной
валюты на сумму свыше 500 МРОТ. Вывоз иностранной валюты свыше 1500 $US
допускается только при наличии справки уполномоченного банка, а суммы свыше В качестве смягчающего момента в валютной политике РФ можно назвать
предоставленное гражданам право открывать валютные счета в банках, а также
продавать и покупать валюту в обменных пунктах уполномоченных банков. 4. Валютный курс и порядок его определения В соответствии с Указом Президента РФ от 14.06.92 г. № 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» Банк России осуществляет установление официальных курсов иностранных валют к рублю РФ, используемых при расчетах доходов и расходов государственного бюджета, для всех видов платежно- расчетных отношений государства с предприятиями, объединениями, организациями и гражданами, а также для целей налогообложения и бухгалтерского учета без обязательства осуществлять операции купли-продажи иностранных валют по указанным курсам. Банк России каждый рабочий день не позднее 12 часов по московскому
времени устанавливает официальные курсы валют стран, являющихся ведущими
внешнеэкономическими партнерами РФ, к российскому рублю. При этом: После подписания приказов об установлении официальных курсов
иностранных валют к рублю РФ Департамент иностранных операций Банка России
передает информацию об установленных курсах в информационное агентство 5. Правовое регулирование валютного контроля Основы правового регулирования валютного контроля определены разделом Основными направлениями валютного контроля являются: проверка соответствия проводимых валютных операций законодательству и наличия необходимых лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством и обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке РФ; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ. Названные функции позволяют предположить, что кроме проверки законности валютных операций, валютный контроль должен осуществляться и за их целесообразностью. Валютный контроль в РФ осуществляется двумя видами субъектов: органами
валютного контроля и агентами валютного контроля. С точки зрения полномочий
одно из главных отличий органов валютного контроля от агентов заключается в
праве первых издавать нормативные акты, обязательные для резидентов и
нерезидентов в РФ. Органами валютного контроля согласно Закону являются ЦБ В соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» важнейшим органом, осуществляющим широкие управленческие функции в сфере валютных отношений является Центральный банк РФ, который имеет право: определять сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте; издавать нормативные акты, обязательные для всех субъектов валютных отношений; устанавливать правила проведения операций с иностранной валютой, с валютой РФ и ценными бумаги в иностранной валюте и валюте РФ; устанавливать общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдавать такие лицензии; устанавливать единые формы учета, отчетности, порядок и сроки их предоставления; осуществлять иные регулирующие полномочия. Помимо ЦБ РФ к органу валютного контроля относится Правительство РФ в
лице таких органов, как Министерство финансов РФ, Министерство РФ по
налогам и сборам, Государственного таможенного комитета РФ,
правоохранительных органов. До 17 мая 2000 г. особую роль играла Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, в
соответствии с Постановлением Правительства РФ № 560 от 16.06.93 г. В развитие валютного контроля ЦБ РФ совместно с ГТК РФ разработали и
ввели в действие Инструкцию от 12.10.93 г. № 19 «О порядке осуществления
валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта
товаров». Решением РС РФ от 03.12.98 г. данный документ был признан
незаконным и не подлежащим применению. В 1999 году ЦБ РФ и ГТК РФ издали
новую Инструкцию № 86-И от 13.10.99 г. под тем же названием взамен
признанной ВС РФ незаконной. Основная задача, которая решается названными
нормативными документами – пресечь утечку капиталов из РФ за границу. 6. Ответственность за нарушение правил о валютных операциях Основные виды ответственности установлены пунктом 1 статьи 14 Закона Резиденты и нерезиденты за отсутствие учета валютных операций; ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка; непредставление или несвоевременное предоставление органам или агентам валютного контроля документов или информации несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая либо не была учтена; либо была учтена ненадлежащим образом; либо по которой документы и информация не были предоставлены в установленном порядке. При повторном нарушении указанных положений, а также за невыполнение или ненадлежащие выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты и нерезиденты несут ответственность в виде: а) взыскания в доход государства сумм, указанных в пункте 1 статьи 14 Закона, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого ЦБ РФ; б) приостановление действия или лишения резидентов или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений; в) других санкций, предусмотренных законодательством РФ. Должностные лица юридических лиц-резидентов и юридических лиц- нерезидентов, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность. Взыскание штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц – в судебном. В целях усиления валютного контроля за поступлением валютной выручки на счета резидентов Указом Президента РФ от 21.11.1995 г. «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в РФ» был установлен порядок, в соответствии с которым расчеты по внешнеэкономическим сделкам резидентов, предусматривающим ввоз товаров на таможенную территорию РФ или вывоз товаров с названной таможенной территории, осуществляется только через счета резидентов, заключивших или от имени которых заключены сделки с нерезидентами. Импортеры-резиденты обязаны ввезти товары в РФ, либо обеспечить возврат (в течении 180 дней) средств, ранее переведенных в оплату товаров. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения этих предписаний импортеры-резиденты несут ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, ранее переведенной в оплату товаров. Уголовная ответственность предусмотрена УК РФ за: незаконный оборот
драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст.191);
нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных
камней (ст.192); невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте 7. Заключение В процессе создания эффективно работающего и контролируемого внутреннего валютного рынка необходимо соблюдение следующих основных принципов: Во-первых, с одной стороны валютное регулирование, являясь частью денежно-кредитной политики государства, должно своими методами способствовать целям экономического развития страны, а с другой стороны, очевидно, что использование средств и методов валютного регулирования не может служить панацеей от всех бед, так как подчиняется макроэкономическим ориентирам экономической политики государства. Во-вторых, валютная политика государства, оказывающая значительное влияние на экономическую жизнь общества, должна отличаться последовательностью, логичностью, стабильностью и взвешенностью. Субъекты хозяйственной деятельности очень чутко реагируют на любые изменения в области валютного регулирования, поэтому любые непродуманные действия в этой сфере, могут привести к разрушительным последствиям, что подтверждает мировой опыт. В-третьих, валютное законодательство в РФ еще далеко от своего
полного становления, оно объективно ограничено, не полностью
систематизировано, отрывочно, а зачастую и противоречиво. В целом же оно
достаточно сложно даже для специалистов, не говоря о работниках предприятий
и банков, поэтому, чем меньше будет исключений из единых правил и норм
валютного регулирования, тем эффективнее будет валютная политика
государства. Практика показывает, что многочисленные льготы, которые
делались в интересах отдельных регионов, отраслей и даже конкретных
предприятий существенно усложняло работу банковской системы, «запутывало»
законодательство, делало невозможным применение универсальных санкций за
нарушение единых норм. Предоставление таких льгот не сопровождается мерами
специального контроля за фактическим их использованием, что создает
незаслуженные преимущества одних участников валютных отношений перед
другими и стимулирует иждивенческие настроения у претендентов на льготы. В-четвертых, необходимо сочетание активного нормотворчества в области валютного регулирования с одновременным введением мер контроля за выполнением установленных правил совершения валютных операций. Решение этой проблемы видится в развитии комплексной системы государственного валютного контроля за соблюдением валютного законодательства резидентами и нерезидентами в РФ. 8. Список использованной литературы 1. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.10.1992 г. № 3615-1 // «Ведомости СНД и ВС РФ» от 12.11.1992 г. № 45, ст. 2542 «Собрание актов Президента и Правительства РФ» от 15.03.1993 г. № 11, ст. 940 ФОИВ» № 8 за 1996 г. России по вопросам валютного регулирования» // «Вестник Банка России» от 10.08.2000 г. № 44 РФ» № 7 за 2000 г. «Юристъ», Москва, 1996 г., стр. 323-340 «Юристъ», Москва, 1999 г., стр. 580-594 «Юриспруденция», Москва, 2000 г., стр. 192-207
|
|
© 2000 |
|