РУБРИКИ |
Организация процесса кредитования юридических лиц в Республике Беларусь |
РЕКЛАМА |
|
Организация процесса кредитования юридических лиц в Республике БеларусьЗа период с 01.01.2005 по 01.01.2006 года наблюдается тенденция снижения процентных ставок по кредитам: в национальной валюте с 45 – 50% до 30-33%, в иностранной валюте с 14-16% до 9-12% Для полной характеристики кредитования юридических лиц представляется целесообразным рассмотрение структуры кредитного портфеля банка по клиентам. По состоянию на 01.01.2006г. крупнейшими клиентами, пользующиеся кредитной поддержкой филиала, являются: РУП ПО «Беларуськалий» - 32,5% кредитного портфеля РУП «Белвнешторгинвест» - 11,8% ОАО «Шахтоспецстрой» - 7,4% ЗАО «ТД «Декорум» - 6,3% Среди привлечённых в филиал за 2005 год клиентов и активно пользующихся кредитами и иными услугами можно выделить ИП «БелстройВетурия», ЗАО «Аркилизинг», ЗАО «Алтолан», ИП «Вэллтраст», ОДО «Ксанаксис», ИП «Лисичкин А.П.». Классификация кредитных вложений по характеру задолженности отражает соблюдение сроков кредитования и выделяет срочную, пролонгированную, просроченную, сомнительную задолженность. К срочной относится та задолженность, срок погашения которой, в соответствии с кредитным договором, ещё не наступил. Пролонгированная задолженность возникает при наличии уважительных причин, не позволяющих заёмщику своевременно погасить кредит. При недостаточности средств у заёмщика для полного выполнения обязательств перед банком весь непогашенный кредит относится на счёт просроченной задолженности. Задолженность, просроченная свыше 90 дней, должна отражаться на счёте сомнительной задолженности. Также к сомнительной задолженности относятся недостаточно обеспеченные и необеспеченные кредиты, длительность просроченной задолженности которых менее 90 дней. По материалам анализа характера задолженности (см. приложение 5) можно дать качественную оценку кредитного портфеля (второе направление анализа), определить наиболее рисковые для данного банка вложения. Для качественной оценки этой группы активов недостаточно сделать только расчёт структуры кредитного портфеля и её изменений, необходимо использовать различные показатели, в том числе и коэффициенты. [29, с.91-97] Наиболее распространённый показатель по оценке кредитного портфеля – показатель качества кредита, или коэффициент проблемных кредитов. Он рассчитывается как отношение суммы проблемных кредитов к размеру всей кредитной задолженности. Объём проблемных кредитов банка определяет общая сумма просроченной, пролонгированной и сомнительной задолженности. На 01.01.2005г. коэффициент проблемных кредитов по филиалу составил 24,52%, а по состоянию на 01.01.2006г. – 15,09%. При значении рассматриваемого коэффициента выше 5% можно утверждать о наличии у банка сложностей со своевременным погашением задолженности. Однако в течение года данный коэффициент значительно снизился. Это связано с уменьшением размера сомнительной задолженности на 790021,19 тыс. рублей и увеличением валового кредитного портфеля на 41717881,72 тыс. рублей. Коэффициент степени защиты от риска представляет собой отношение суммы созданного резерва на покрытие возможных убытков к кредитам, не приносящим дохода. По международным стандартам желательно не иметь подобных операций. К кредитам, не приносящим дохода, относятся просроченные, пролонгированные или срочные кредиты, по которым не платятся проценты в силу финансовых трудностей, а также беспроцентные кредиты. На 01.01.2005г. значение коэффициента составило 8,9%, а по состоянию на 01.01.2006г. –1,9%. Увеличение знаменателя свидетельствует об отрицательной тенденции (за год знаменатель увеличился на 64471343,03 тыс. рублей). 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА КРЕДИТОВ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕВ Основных положениях Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы предусматривается обеспечение прироста валового внутреннего продукта к 2010 году по отношению к 2005 на 46-55%, при этом продукции промышленности – на 43-51%, сельского хозяйства – на 34-45%, потребительских товаров – на 50-57%, объема реализации платных услуг населению – на 54-61%. С целью выполнения прогнозных показателей в республике должны быть максимально задействованы все материальные и финансовые ресурсы. Важная роль в этом процессе принадлежит денежно-кредитной политике, являющейся составной частью экономической политики государства и направленной на реализацию основных задач, ежегодно определяемых прогнозом социально-экономического развития и бюджетом Республики Беларусь. Одним из важнейших условий обеспечения динамичного социально-экономического развития страны, поддержки политики экономического роста, создания условий для роста реальной заработной платы является использование такого инструмента денежно-кредитной политики, как кредитование банками юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. [34, с.7] Одной из особенностей переходной экономики Республики Беларусь является наличие крупных предприятий, находящихся в собственности государства или преобразованных в акционерные общества, контрольный пакет акций которых принадлежит государству. Место расположения предприятий не имеет привязки к рынкам сбыта и сырья. Сырьё и электроэнергия прибывают из стран СНГ. Основная часть продукции данных предприятий реализуется также в страны СНГ. В последние годы имеет место тенденция роста цен на сырьевые ресурсы и их снижения на готовый продукт. Крупные предприятия республики, не имеющие возможности даже частично произвести обновление технологического оборудования и сформировать оборотный капитал за счёт акционеров, вынуждены привлекать дорогостоящие финансовые ресурсы коммерческих структур через бартерные и давальческие схемы, из-за чего становятся низкорентабельными или убыточными. В данной ситуации возрастает роль банковского кредитования. Рентабельность предприятий может быть повышена путём полного замещения банковскими кредитами просроченной кредиторской задолженности предприятий за предоставленные сырьё и материалы. Учитывая, что речь идёт о больших суммах, банки предпочитают заниматься «точечным кредитованием», что не решает проблем предприятий. Законодательная база не позволяет банкам направить выручку от реализации залога на погашение проблемной кредитной задолженности, минуя расчётный счёт должника. Просроченная задолженность по банковским кредитам взыскивается с расчётного счёта должника по второй группе очерёдности. В то же время кредиторы, поставившие предприятию сырьё или оказавшие любую другую услугу, могут взыскать с предприятия сумму задолженности в первоочередном порядке, направив денежные средства в погашение своей задолженности перед бюджетом. На практике все предприятия, имеющие просроченную кредиторскую задолженность за поставленное сырьё и материалы, имеют к расчётному счёту картотеку первой группы очерёдности. Банковский сектор республики в настоящее время представлен 3128 банками, из которых только 8 имеют достаточный собственный капитал, ресурсную базу и могут принять на себя риски по финансированию крупных проектов. Максимальный размер риска на одного клиента (группу взаимосвязанных клиентов) в группе ведущих банков составляет: АСБ «Беларусбанк» - 62,5 млн. USD; ОАО «Белагропромбанк» - 46,5 млн. USD; ОАО «Приорбанк» - 18,5 млн. USD; ОАО «Белпромстройбанк» - 8,2 млн.USD; ОАО «Белвнешэкономбанк» - 6,5 млн.USD. Доля кредитов крупным предприятиям в кредитных портфелях данных банков составляет более 50%. Вместо консорциального кредитования имеет место кредитование предприятия несколькими банками под конкретные контракты при условии направления выручки от контракта на счёт, открытый в банке-кредиторе. Таким образом, крупные предприятия имеют несколько ссудных счетов в различных банках. Данный подход только увеличивает риски банков и не обеспечивает полной потребности предприятия в кредитных ресурсах. [35, с.44-45] Одним из выходов из сложившейся ситуации может стать долгосрочное консорциальное кредитование, которое в полной мере позволит удовлетворить потребность предприятия в финансировании и выработать систему анализа кредитных рисков. Для привлечения кредитных ресурсов предприятием составляется бизнес-план, включающий в себя анализ рынков сырья и сбыта продукции, описание конкурентов и их производственных возможностей, характеристику производственных мощностей предприятия, расчёт потребности и источников формирования внеоборотных и оборотных активов с учётом их стоимости, расчёт рентабельности предприятия в целом и по каждому выпускаемому изделию, расчёт использования прибыли, прогноз движения денежных средств, прогноз бухгалтерского баланса на каждую отчётную дату в течение всего периода кредитования. Срок кредитования и график погашения задолженности целесообразно устанавливать исходя из возможности формирования собственного капитала с учётом длительности использования основного технологического оборудования. Для снижения риска непогашения кредита необходимо организовать систему кредитного мониторинга, основанную на постоянном (ежемесячном, ежеквартальном) сравнении реальных параметров с заложенными в прогнозных балансах предприятия. В перечень контролируемых параметров необходимо включить прибыль и её использование, размер собственного капитала, суммы дебиторской и кредиторской задолженности, наличие готовой продукции и производственных запасов. В случае отклонения предприятия от запланированных параметров банками рассматривается вопрос о принудительном взыскании задолженности. Данное право банков фиксируется в кредитном договоре. Учитывая ограниченные возможности банков по реализации заложенного имущества, основную долю риска непогашения кредита должен взять на себя собственник предприятия. Размер риска, принимаемого на себя собственником, зависит от состояния рынка банковских услуг. Источниками погашения проблемной задолженности могут являться запланированные в бюджете средства на исполнение гарантий, выданных банкам; организованный для данных целей страховой фонд; средства, вырученные от продажи имущества кредитополучателя. Особое внимание следует уделить страхованию рисков непогашения кредита. В настоящее время данный вид обеспечения практически не применяется, так как страховые взносы, являющиеся источником формирования страхового фонда, увеличивают затраты на реализацию кредитуемого проекта. Для уменьшения страховых взносов предприятий, находящихся в собственности государства, целесообразно частичное формирование страхового фонда за счёт бюджетных средств. Развитие страхования риска непогашения кредита позволит снизить сумму гарантий, предоставленных банкам Правительством и местными органами управления Республики Беларусь, а также положительно повлияет на развитие процесса банковского кредитования. [36, c. 81-86] Ещё одной проблемой является то, что предприятия очень часто стремятся получить кредит тогда, когда у них резко ухудшается положение. А когда бизнес идет нормально, предприятие, наоборот, предпочитает ограничиваться собственными средствами, тем самым, сдерживая свой рост. Многие банки столкнулись с этим на собственном опыте и поэтому подходят к кредитованию таких предприятий с большой осторожностью. [37, с.10] В кредитовании коммерческими банками Республики Беларусь юридических лиц в последнее время появилась одна отличительная особенность – практика выдачи кредитов на погашение задолженности предприятий по заработной плате, вызванная необходимостью оказания предприятиям финансовой поддержки и недопущения социальной напряженности в обществе. Поскольку в целом по стране задолженность по заработной плате в последние годы остается стабильно высокой и около 80% от суммы невыплаченной предприятиями-клиентами банков зарплаты предполагается получить за счет банковского кредита, удовлетворить такой объем кредитных заявок при существующей динамике роста кредитных ресурсов банковская система не в состоянии. Практика перманентного покрытия расходов предприятий на зарплату с помощью банковского кредита себя не оправдывает, т.к., с одной стороны, не способствует эффективному ведению хозяйствования на предприятиях, ведет к «проеданию» ими оборотных средств, с другой стороны, такие кредиты носят вынужденный для банка характер, что противоречит принципам кредитования. [38, c.32-33] Успешная работа банков в условиях рыночной экономики, как правило, опирается на правильную и эффективную организацию их кредитных отношений с клиентами, поскольку именно кредитные операции служат основным источником доходов банков. Анализ данных за последние 5 лет по республике показывает устойчивую тенденцию повышения доли кредитов реальному сектору экономики в активах коммерческих банков, которая составляла на 01.01.2006 г. 61,4%. [35, с.56-57] Вместе с тем изменяющиеся потребности экономических субъектов и динамика хозяйственных процессов в стране стимулируют развитие и усложнение механизма кредитования, его постоянное совершенствование. К числу наиболее важных факторов, оказывающих влияние на характер кредитных отношений, следует отнести: 1) Достаточно жестокую денежно-кредитную политику, проводимую Национальным банком; 2) Недостатки в области стратегического планирования развития отечественной экономики, и, прежде всего в сфере инвестиций и финансов; 3) Нестабильную нормативно-правовую базу, регулирующую кредитные операции банков; 4) Наличие излишней регламентации процесса банковского кредитования и большого количества административных ограничений, влияющих на кредитную политику банков и их доходы; 5) Необходимость поддержания банками положительных реальных ставок на кредитно-депозитном рынке в условиях сохраняющейся высокой инфляции в стране; 6) Высокий удельный вес кредитов, предоставляемых банками в иностранной валюте, и связанные с этим дополнительные риски и затраты; 7) Недостаток внутренних источников для долгосрочных инвестиций в отечественную экономику и многое другое. Основной предпосылкой и необходимым условием для дальнейшего совершенствования системы банковского кредитования и повышения её эффективности является коренное преобразование ведущих отраслей национальной экономики, реформирование и переоснащение её реального сектора с целью обеспечения выпуска новой, конкурентоспособной продукции и увеличения рентабельности производства. Необходима выработка правого механизма финансовой реструктуризации убыточных производств, а в случае её нецелесообразности – механизма банкротства и ликвидации. В этих условиях совершенствование системы банковского кредитования напрямую зависит от степени вовлечения в кредитные отношения различных предпринимательских структур, субъектов мелкого и среднего бизнеса, что объективно потребует от банков внедрения гибких банковских технологий с иной организацией аналитического процесса и финансового менеджмента, расширения спектра банковских услуг кредитного характера, таких, как финансовый лизинг, учёт коммерческих векселей, факторинг. Заслуживает также внимания проблема совершенствования банковского законодательства и тщательной проработки принимаемых Национальным банком Республики Беларусь нормативных актов. Следует также учесть, что в сложившихся условиях первостепенного внимания заслуживает проблема рационального и эффективного размещения ограниченных кредитных ресурсов, которая может быть решена только при условии неукоснительного соблюдения основополагающих принципов банковского кредитования. Практика работы белорусских банков за последние годы показывает наличие в кредитном порфеле значительного количества просроченных и сомнительных кредитов, снижение удельного веса которых в 2006 году до 5-7% хотя и обнадёживает, но не внушает уверенности в закреплении надолго такой тенденции. [35, с.56-57] Основным документом, регулирующим кредитование в республике Беларусь является Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утверждённая постановлением правления Национального банка от 30.03.2003 г. №226. 30.06.2005 в данную инструкцию были внесены изменения, касающиеся, в основном, кредитования и погашения кредитов индивидуальных предпринимателей, без открытия расчетных счетов. В целом, изучение действующей практики кредитования и отношений коммерческих банков с кредитополучателями позволяет определить ряд проблем, связанных с порядком проведения и методикой проверки материального обеспечения кредита, кредитоспособности кредитополучателей и возвратом кредита. Основные проблемы заключаются в следующем: - анализ кредитоспособности заёмщика, который должен предшествовать заключению кредитных договоров, нередко на практике подменяется определением на основе балансовых данных наличия материальных ценностей у клиентов, так как существует мнение, что наличие у потенциального заёмщика товарно-материальных ценностей в размере, равном (или большем), чем запрашиваемый кредит, снижает риск невозврата банку заёмных средств; - расчёты наличия товарно-материальных ценностей и произведённых затрат на стадии оформления кредита производятся, как правило, по всем кредитам (нередко даже по долгосрочным кредитам на инвестиционные цели!) независимо от избранной формы обеспечения возвратности кредита. В то же время последующий контроль за наличием материального обеспечения, в том числе и по кредитам, выданным под залог ценностей, в процессе использования кредита осуществляется далеко не всегда [32, с.25]. Подобные проблемы зачастую являются предпосылками несвоевременного возврата кредита. Мировой опыт свидетельствует, что полноценное развитие банковской инфраструктуры служит важнейшим фактором роста национальной экономики. Именно посредством банковских систем аккумулируются крупнейшие инвестиционные ресурсы, а государства заинтересованы в их использовании на нужды национальной экономики. Вместе с тем банковская система выступает глобальным финансовым институтом, неизбежно требующим интеграции национальных рынков в мировую финансовую систему. Наиболее часто такая интеграция реализуется путем открытия на территории другого государства банковских подразделений (дочерних банков или их филиалов). В то же время чрезмерное облегчение доступа иностранных банков на национальный рынок может привести к перетоку накопленных ресурсов на международные финансовые рынки, подавлению деятельности отечественных банков, снижению их конкурентоспособности и т.д. В настоящее время кредитные потоки в Республике Беларусь характеризуются увеличением доли краткосрочных кредитов в кредитных портфелях банков в ущерб долгосрочным, так как это оказалось более прибыльным и менее рискованным мероприятием для кредитных учреждений страны. Без обновления технологий и внедрения в производство достижений научно-технического процесса (в основном на основе долгосрочного кредита) невозможно дальнейшее выживание предприятий, развитие экономики страны и выход ее из кризисной ситуации. Для сбалансированного и устойчивого развития экономики необходимо достижение эффективности на трех уровнях: уровне предприятия, кредитного учреждения, государства. В Республике Беларусь наблюдается несбалансированное развитие экономической системы, слабость ее кредитно-финансовой системы, развитие которой отнесено на второй план после развития реального сектора. Это связано с тем, что реальная и кредитная сферы республики получили относительную самостоятельность от государства, но в то же время государство продолжает контролировать оба сектора. Административное влияние в экономике вылилось в неэффективность как реального, так и кредитного сектора. Это проявляется в том, что государство, желая активизировать процессы в экономике, жестко воздействует на направление и стоимость кредитных потоков. Но эта политика дешевых денег для неэффективного реального сектора не дает должного эффекта, в результате чего кредитные потоки превращаются в скрытое финансирование и субсидирование неэффективного реального сектора, что влияет на эффективность кредитного. Таким образом, в данный момент мы имеем экономическую систему, в которой государство контролирует как реальный сектор, так и кредитный. Реальный сектор не однороден по своей структуре, но в общем можно сказать, что он не является эффективным. На данный момент развития экономики Республики Беларусь банки являются основным источником кредита для предприятий. Если учесть опыт развитых и развивающих стран в построении кредитно-финансовой системы, то можно сделать вывод, что для стабильной работы и развития банков и предприятий необходимо усиление функции участия кредитора, т.е. банка в управлении предприятием. Это должно быть выражено в реализации соответствующей модели поведения банка и предприятия. Анализ зарубежной практики показывает, что можно различать две модели взаимоотношений банка и предприятия, которые можно условно назвать «на вытянутой руке» и «непосредственное вмешательство» [24, с.35]. Первая представляет собой модель, в которой реализуется управление по целям. Согласно ей, банки не вмешиваются в стратегические решения, принимаемые на предприятии, до тех пор, пока предприятия платят в соответствии с обязательствами. Банку нет необходимости проводить мониторинг предприятия, потому что выданные кредиты вернутся в случае неудачи кредитополучателя в виде залога. Такая модель поведения в большей степени подходит для стабильной экономики. Наиболее приемлемым является развитие банковской системы Республики Беларусь в направлении модели, ориентированной на контроль, часто называемой «управлением при непосредственном вмешательстве». Суть этой модели заключается в том, что предприятия могут сотрудничать с банком в процессе управления и принятия ключевых управленческих решений, так как у предприятий нет других источников финансирования на данный момент. Так, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 10.03.2000г. №124 банки получили право направлять своих представителей в качестве наблюдателей за хозяйственной деятельностью юридических лиц, не обеспечивающих своевременный возврат кредитов в иностранной валюте; осуществлять контроль за движением средств в иностранной валюте и белорусских рублях по всем счетам юридических лиц; взыскивать в бесспорном порядке с текущих счетов кредитополучателей и поручителей средства в иностранной валюте в счет погашения просроченных кредитов в иностранной валюте. Чтобы вследствие реализации такой модели банковскую сферу республики не поразил финансовый кризис «плохих» кредитов, построение ее связано с выполнением ряда условий. Выполнение этих условий очень важно для построения эффективной системы. Рассмотрим ключевые из них. Во-первых, несомненной проблемой для банков остается отсутствие оперативной, достоверной и полной отчетности о реальном состоянии потенциального кредитополучателя. Во-вторых, крайне необходимо соответствующее законодательное обеспечение и работающие на практике процедуры возврата долга. Без эффективной системы возврата долга кредитополучатели теряют дисциплину, поток кредита ограничивается, и кредиторы вынуждены для того, чтобы выживать, покрывать свои убытки за счет удорожания кредита остальным кредитополучателям, что негативно отражается на состоянии предприятий, а в конечном итоге — банков. Так как основным собственником является государство, то процедуры возврата долга (реализация залога и санация предприятий) не получили должного развития. Все это не стимулирует кредитный сектор направлять свои средства на длительный срок в реальный сектор. Проблемой так же является и процесс возврата просроченных кредитов через суд, так как это может занимать месяцы и годы. Основной причиной такого положения вещей является несовершенство законодательства, дающее очень много поводов для проволочек в судебном разбирательстве, а также позиция судов. Как правило, суд склонен принимать сторону ответчика, который в силу «объективных» причин не может вовремя расплатиться с банком-кредитором. Таким образом, для успешной реализации этой модели необходимо развитие информационного пространства, в котором работают кредиторы и кредитополучатели; соответствующее законодательное обеспечение и работающие на практике процедуры возврата долга, основным элементом которой должна стать добровольная или принудительная санация предприятий. Несомненно, что весомым источником кредита являются и свободные средства предприятий. К сожалению, на увеличении свободных средств предприятий не самым благоприятным образом сказывается то, что убытки предприятий увеличиваются, а так же предприятия прячут часть валютной выручки в иностранных банках за пределами Республики Беларусь, тем самым, увеличивая ресурсную базу других стран. Другим немаловажным фактором является инфляции, которая вынуждает предприятия как можно быстрее переводить имеющуюся у них стоимость из денежной формы в натуральную, тем самым, увеличивая запасы сырья и материалов. Формирование клиентской базы для любого банка является важнейшей задачей, которую невозможно решить просто за счет рекламы. Более того, с крупнейшими предприятиями всех отраслей деятельности и всех форм собственности порой проводится активная работа по переводу счетов. Однако у банка — держателя счета есть свои плюсы. Во-первых, это наличие у большинства клиентов силы привычки, то есть нежелание менять обслуживающего операциониста, и другие субъективные причины. Во-вторых, банк — держатель счета при существовании заинтересованности в клиенте имеет возможность улучшить условия его обслуживания, что может оказаться решающим фактором в принятии клиентом решения. Качество кредитного портфеля банка прямо пропорционально зависит от размера проблемной задолженности. Поэтому для повышения качества кредитного портфеля банк должен работать с проблемными кредитами: не только с существующими, но и проводить работу по предотвращению их возникновения. Из числа наиболее часто встречающихся недостатков в банковской деятельности Республики Беларусь, свидетельствующих о серьезных проблемах в отношении управления кредитными операциями, можно выделить следующие: отсутствие в банке документа, излагающего кредитную политику банка; недостаточный анализ кредитуемой сделки; поверхностный финансовый анализ; завышенная стоимость залога; отсутствие контроля за использованием кредита; недостаток контроля за документальным оформлением кредитов; неполная кредитная документация; неумение проводить эффективный контроль и аудит кредитного процесса. Таким образом, для отечественных банков в настоящее время вопросы управления кредитными операциями весьма актуальны, в связи с чем необходимо уделять внимание следующим направлениям: - анализ кредитного рынка, разработка мероприятий по привлечению и отбору наиболее выгодных для банка кредитных заявок; - анализ финансового состояния кредитополучателей; - анализ обеспечения возвратности кредитов; - обязательности соблюдения принципов кредитования (срочности, целевой направленности, обеспеченности); - периодические проверки выданного кредита на предмет его возвратности: мониторинг состояния кредитополучателя, целевых рынков; экономической ситуации и т. д.; - анализ структуры кредитного портфеля, разработка и выполнение мер по реструктуризации кредитного портфеля; - выявление проблемных кредитов и проведение мероприятий по ликвидации задолженности. Кредитование юридических лиц является важным моментом в работе банка, данный вид размещения ресурсов один из самых прибыльных для банка, но в то же время и наиболее рискованный. Поэтому особенно важно правильно организовать процесс кредитования в банке, чтобы еще на стадии рассмотрения заявки клиента исключить возможность выдачи кредита, который имеет высокий риск невозврата. При решении о выдаче кредита банком проводится тщательный анализ всей деятельности предприятия, которое должно предоставить банку полный комплект необходимых для анализа документов. Проведенный в работе анализ по оценке возможности выдачи кредита предприятию ОАО ЛМЗ «Универсал» показал, что по предприятию имеется отклонение от нормативного значения по показателю ликвидности , по состоянию на 01.11.2005 он составил 1,4 при нормативном значении 1,7 однако, учитывая выполнение остальных показателей платежеспособности, финансовой устойчивости, а также репутацию данного предприятия в республике, а также после проведения рейтинговой оценки данного предприятия принято решение о возможности выдачи кредита в размере 100000000 белорусских рублей. Анализ кредитного портфеля филиала 633 АСБ «Беларусбанк» выявил следующее: - филиал занимается в основном кредитованием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, доля которых, в общей сумме выданных кредитов составила 72,5% , по физическим лицам 27,5%. За 2005 год кредиты юридическим лицам возросли на 84,4%, а по физическим лицам – на 15,6%, что свидетельствует о продолжении наметившейся в банке тенденции по увеличению кредитования юридических лиц; - наибольшее количество кредитов выдано филиалом в долларах США, они составляют 62,9%, в белорусских рублях выдано 35,6% от общей суммы кредитной задолженности, низкий удельный вес выдачи кредитов в российских рублях и евро объясняется отсутствием спроса на кредитование в данных видах валют у клиентов банка; - одним наиболее положительных моментов является улучшение в 2005 году структуры кредитного портфеля. В результате оперативной работы по снижению проблемной задолженности по филиалу, по сравнению с началом года ее размер снизился на 9,43% и составил 15,09% от общего кредитного портфеля, хотя данный показатель является еще достаточно высоким и филиалу усилить работу с возвратом проблемных кредитов. Таким образом, можно определить основные задачи филиала № 633 АСБ «Беларусбанк» на 2006 год: 1) Формирование качественного и доходного кредитного портфеля в соответствии с принципами и нормами кредитной политики и стратегии развития АСБ «Беларусбанк», снижение проблемной задолженности в общей структуре кредитного портфеля до 7% 2) Привлечение на обслуживание и предложение банковских услуг новым клиентам, показатели которых соответствуют нормативам выдачи кредитов в АСБ «Беларусбанк» 3) Внедрение новых банковских инструментов – аккредитивные формы расчётов, факторинг, банковские гарантии, микрокредитование – с целью управления ликвидностью банка. 4) Комплексное изучение потребностей и возможностей клиентов с целью предложения им таких услуг, которые позволят банку минимизировать кредитные риски, а заёмщику сократить затраты, формируя стабильный и рентабельный бизнес. Следует отметить, что первостепенное влияние на качество кредитного портфеля оказывает общее состояние экономики государства в целом. Большинство потенциальных заемщиков АСБ «Беларусбанк» имеют неустойчивое финансовое положение, обусловленное общим спадом производства в республике, взаимными неплатежами, критической нехваткой оборотных средств. Для решения данных проблем и повышения эффективности организации процесса кредитования в целом, необходимо разработать в республике более действенную и стабильную законодательную и нормативную базу, которая не подвержена такому большому количеству изменений за короткий период, зачастую требования к кредитованию юридических лиц меняются за период кредитования несколько раз. Банку же необходимо тщательнее относиться к организации процесса кредитования, чтобы снизить до минимума возможность невозврата кредита еще в процессе рассмотрения документов на его выдачу. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. N 441-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 31.10 2000.- N 2/219 2. Указ Президента Республики Беларусь от 10 сентября 2005 г. N 438 Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2006 год // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 13. 09.2005. N 1/5845 3. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь 24 мая 2001 г. № 116 Правила размещения банками Республики Беларусь денежных средств в форме кредита // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 31.05.2001 г. N 4/318 4. Постановление правления Национального банка Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. N 226 Об утверждении инструкции о порядке предоставления (размещения банками денежных средств в форме кредита и их возврата в ред. постановлений Нацбанка от 23.03.2004 N 36, от 28.06.2004 N 103, от 28.07.2004 N 117, от 30.06.2005 N 95 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 23 января 2004 г. N 8/10459 5. Протокол заседания Правления АСБ «Беларусбанк» 26 мая 2005 г. № 19.14.Порядок кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с изменениями и дополнениями по состоянию на 26.05.2005. 6. Протокол заседания Правления АСБ «Беларусбанк» от 17.01.2004 года. Полномочия учреждений АСБ «Беларусбанк» при проведении активных банковских операций с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. 7. Протокол заседания Правления АСБ «Беларусбанк» 26 мая 1999. № 19.16. Указания по кредитованию инвестиционных проектов в системе АСБ «Беларусбанк» с изменениями и дополнениями по состоянию на 26.05.2005 г. 8. Протокол заседания Правления АСБ «Беларусбанк» от 26.11.1998г. № 36.17 с изменениями и дополнениями на 14. 07.2003 9. . Положение о порядке приобретения, разработки и сопровождения программного обеспечения в системе АСБ «Беларусбанк». 10. Протокол заседания Правления АСБ «Беларусбанк» от 12.12.2005 г. №49. Кредитная политика АСБ «Беларусбанк» на 2006 год. 11. Протокол заседания Правления АСБ «Беларусбанк» от 26.12.2005г. № 51.10. Рекомендации по рейтинговой оценке предприятий. 12. Анализ деятельности банков. Учеб. Пособие. Под общ. ред. И.К. Козловой. – Мн.: Выш. шк., 2003. – 240с. 13. Балабанов И.Т. Банки и банковское дело: Учеб. Пособие. - СПб.: Питер, 2001. - 256 с. 14. Банковское дело. Под редакцией Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – СПб.: Питер, 2002. – 384 с. 15. Банковские операции. Учеб. Пособие. Под общ. ред. С.И. Пупликова, – Мн.: Выш. шк., 2003. – 351с. 16. «Беларусбанк» переходит на централизованную IT-систему. Новик В. // Вестник Ассоциации белорусских банков. – 2004г. – №13. – С.20-26. 17. Белый А. Средний класс: станет ли он опорой государству? // Свободная экономическая зона. 2005.- №3-4. - С.9-11. 18. Белых Л.П. Устойчивость коммерческих банков. Как банкам избежать банкротства. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – 192 с. 19. Гуринович Т. Актуальные проблемы практики краткосрочного кредитования промышленных предприятий // Вестник Ассоциации белорусских банков. –2005. – № 8. – С.32-33. 20. Егоров А. Методические рекомендации по организации проведения лизинговых сделок в коммерческом банке // Вестник Ассоциации белорусских банков. – 2003. – № 4. – С.5-23. 21. Жуков С.Ф. Деньги. Кредит. Банки. - М.: Бек, 1999. - 445 с. 22. Игнатьев Л. Договор поручительства: исторические, практические, сравнительно-правовые аспекты // Вестник Ассоциации белорусских банков. – 2000. – №31. – С.26-28. 23. Колб К.М. Диагностика финансового состояния предприятия // Директор. – 2002. – № 11. С.35-42 24. Коцко С.О некоторых аспектах работы банка по взысканию просроченной задолженности по предоставленным кредитам // Вестник АСБ «Беларусбанк». Ежеквартальный информационный бюллетень. – 2001. – № 4. – С.30. 25. Кредитование предприятий в условиях переходной экономики Республики Беларусь. И. Камалов. Проблемы реализации кредитной политики коммерческих банков на современном этапе. Т. Гуринович. // Вестник Ассоциации белорусских банков. – 2004. – №1-2. – С.22-26. 26. Кредитная либерализация. Д. Калимов, Р. Томкович. // Национальная Экономическая газета, – 2004. - № 10 – С.6. 27. Лустова Л. Кредитование юридических лиц: реалии и перспективы // Вестник АСБ «Беларусбанк». Ежеквартальный информационный бюллетень. –2005. – № 2. – С.6-7. 28. Лебедев В.Н. Факторинговый кредит // Экономика. Финансы. Управление. – 2005. – № 10. – С.78-83. 29. Марков О.М. Коммерческие банки и их операции: Учеб. пособие. – М.: Гелиос, 1999. – 239 с. 30. Москвин В.А. Кредитование инвестиционных проектов. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 240с. 31. Мудунов А.С., Алиев М.А. Проблемы кредитования и финансирования малого предпринимательства на современном этапе // Финансы и кредит. – 2004. – № 15. – С.81-86 32. Наварко Г. Кредитование реального сектора экономики // Банковский вестник. – 2004. – №6. – С.17-19 33. Овейко С. Банковская гарантия: комментарий к главе 20 Банковского кодекса Республики Беларусь // Белорусский банковский бюллетень. – 2002. – № 8. – С.163. 34. Ольшанский А.И. Банковское кредитование: российский и зарубежный опыт. – М.: Русская деловая литература, 2003. – 352 с. 35. Организация деятельности коммерческих банков: Учеб. / Г.И. Кравцова, Н.К. Василенко, И.К. Козлова и др.; Под общ. ред. Г.И. Кравцовой. – Мн: БГЭУ, 2001. – 512 с. 36. О проектах развития банковских технологий в АСБ «Беларусбанк». В. Калашников. // Вестник Ассоциации белорусских банков. – 2005г. – №17. – С.15-19. 37. .Петрова И. Залог как форма обеспечения кредита // Банковский вестник. – 2004. – №4. –С.18-19. 38. Пузиков В.В. Некоторые аспекты предотвращения невозврата кредита // Вестник Ассоциации белорусских банков. – 1999. – №23. – С.5-10. 39. Степанова Г.Н. Кредитные операции // Вестник АСБ «Беларусбанк». Ежеквартальный информационный бюллетень. – 2005. – № 4. – С.21. 40. .Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. - М.: Эко, 1998. - 320 с. 41. Ясинский Ю.М. Основы банковского дела: Учеб. Пособие. - Мн.: Тисей, 1998. - 448 с Рейтинговая оценка клиента Таблица П.1.1 Рейтинговая оценка ОАО ЛМЗ «Универсал»
Структурный состав кредитов в национальной валюте Таблица П.2.1 Структурный состав кредитов филиала 633 АСБ «Беларусбанк» за 2005 год в национальной валюте.
Структурный состав кредитов год в иностранной валюте Таблица П.3.1 Структурный состав кредитов за 2005 год в иностранной валюте.
Структура кредитного портфеля по видам валют
Рисунок П.4.1 Структура кредитного портфеля филиала 633 АСБ «Беларусбанк» в разрезе валют на 01.01.2006. Состав кредитного портфеля по характеру задолженности Таблица П.5.1 Состав кредитного портфеля филиала 633 АСБ «Беларусбанк» по характеру задолженности за 2005 год.
|
|
© 2000 |
|