РУБРИКИ

Обязательные экономические нормативы в банковской деятельности

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Обязательные экономические нормативы в банковской деятельности

В целях ограничения валютного риска уполномоченных банков, связанного с возможным изменением курса национальной валюты к иностранным валютам, Центральный банк Республики Узбекистан устанавливает для уполномоченных банков лимиты открытых валютных позиций.

Валютная позиция – показатель, характеризующий соотношение требований и обязательств уполномоченного банка в иностранной валюте, приобретенной в результате осуществления операций по купле – продаже иностранной валюты, а также иных операций, в результате которых изменяются требования либо обязательства уполномоченного банка, выраженные в иностранной валюте. Открытая валютная позиция – валютная позиция, при которой сумма требований уполномоченного банка в иностранной валюте не совпадает с суммой его обязательств в иностранной валюте.

Различают следующие категории лимитов:

·                    открытой валютной позиции по каждому виду иностранных валют;

·                    суммарной величины открытых валютных позиций.

Открытая валютная позиция по каждому отдельному виду иностранной валюты на конец каждого операционного дня не должна превышать 10% регулятивного капитала банка.

Суммарная величина открытых валютных позиций на конец каждого операционного дня не должна превышать 20% регулятивного капитала банка.

Банки самостоятельно устанавливают лимиты открытых валютных позиций для своих филиалов.

Контроль за открытыми валютными позициями уполномоченных банков осуществляется Центральным банком на основании:

данных отчета об открытых валютных позициях за каждый рабочий день;

данных проверок, осуществляемых Центральным банком и его территориальными Главными управлениями в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан».

В случае нарушения лимитов открытых валютных позиций, уполномоченный банк обязан представить в Центральный банк разъяснения по причинам допущенных нарушений с перечнем принятых мер по исправлению этих нарушений. Представление разъяснений по причинам допущенных нарушений не освобождает банк от ответственности за нарушение лимитов открытых валютных позиций.

В случаях превышения лимита открытой валютной позиции по отдельным иностранным валютам и суммарной величины открытых валютных позиций или непредставления отчетов Центральный банк Республики Узбекистан может применять к уполномоченным банкам штрафные санкции в установленном порядке, либо ограничивать осуществление уполномоченным банком операций по покупке и продаже иностранной валюты сроком до шести месяцев, а также устанавливать индивидуальные лимиты открытой валютной позиции.

Помимо всех вышеуказанных нормативов существуют и другие. К примеру, нормативы по операциям с ценными бумагами. Банки могут осуществлять вложения в ценные бумаги, при этом:

1.                 Максимальный размер инвестиций в ценные бумаги одного эмитента не должен превышать 15% регулятивного капитала банка первого уровня. Данный норматив рассчитывается с учетом вложений банка в негосударственные ценные бумаги одного эмитента как по счетам “Инвестиции”, так и по счетам “Купли-продажи ценных бумаг”;

2.                 Максимальный общий размер вложений банка в негосударственные ценные бумаги для купли-продажи не должен превышать 25% регулятивного капитала банка первого уровня;

3.                 Максимальный общий размер инвестиций банка в уставный капитал и другие ценные бумаги всех эмитентов не должен превышать 50% регулятивного капитала банка первого уровня.

А так же нормативы по операциям со связанными лицами (инсайдерами).

Лицами, связанными с банком являются:

а) должностные лица, в том числе, председатель и члены Совета банка, председатель правления и его заместители, главный бухгалтер банка и его заместители, руководитель и главный бухгалтер филиала банка, другие работники банка;

б) любое физическое лицо, являющееся крупным акционером банка, т.е. владеющее 10% или более уставного капитала банка.

в) любое лицо, являющееся близким родственником лиц, отмеченных в подпункте (а) или (б) этого пункта;

г) любое юридическое лицо, являющееся крупным акционером банка;

д) любое юридическое лицо, в котором банк является крупным акционером;

е) руководство (члены Совета и Правления) юридических лиц, отмеченных в подпунктах (г) и (д) этого пункта, а также близкие родственники этих руководящих работников.

Общая сумма всех кредитов, предоставленных банком всем связанным с ним лицам не должна превышать 100% регулятивного капитала первого уровня банка. А сумма выданных обеспеченных и необеспеченных кредитов одному инсайдеру или группе связанных лиц связана с показателями риска на одно или группу взаимосвязанных заемщиков и равны соответственно 25% и 5 %.

Согласно статье 53 Закона «О Центрально банке», в случае нарушения банками и их филиалами банковского законодательства, устанавливаемых экономических нормативов Центральный банк имеет право взыскивать штраф до 0,1 процента от минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

Если допущенные нарушения или совершаемые банком операции создали реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Центральный банк вправе:

·                   взыскать с банков штраф не более одного процента от минимального размера уставного капитала;

·                   потребовать от банка осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению банка, в том числе изменения структуры активов снижения расходов банка и прекращения выплаты дивидендов акционерам, замены руководителей банка или филиала в том числе руководителей и членов совета банка, реорганизации банка, ликвидации филиала; (В редакции п.16 раздела VIII Закона РУз N 447-II от 13.12.2002 г.)

·                   изменить для банка экономические нормативы на срок до шести месяцев;

·                   ввести запрет на осуществление банком отдельных банковских операций сроком до одного года, а также на открытие филиалов на этот же срок;

·                   принимать решения об установлении опеки над банком с наделением опекуна всеми полномочиями должностных лиц и акционеров банка на период, необходимый для финансового оздоровления или выполнения предписаний Центрального банка;

·                   отозвать лицензию на право осуществления банковских операций.

Инспектирование деятельности банков Узбекистана осуществляется в плановом порядке один раз в год. Проверка банков, имеющих устойчивое финансовое состояние и рейтинг которых в течение двух последних лет был равен единице, производится, как правило, один раз в два года. Результаты отражаются в инспекционном отчете и акте проверки, которые подписываются руководителем и членами рабочей группы, руководством проверяемого банка.

В зависимости от оценки коммерческого банка, определяемой по системе CAMEL (от 1 до 5), в ходе проведения инспекций и результатов анализа финансовой отчетности банка (пакет, включающий 21 форму) Департамент лицензирования и регулирования деятельности коммерческих банков готовит предложения и применении к банку исправительных мероприятий или принудительных мер, направленных на улучшение его финансового состояния. Для банков, отнесенных по результатам проверки к категории «1» или «2», применяются исправительные мероприятия типа «моральные убеждения»; для категории «3», как правило, составляются «письменные соглашения» между банком и органами надзора; к категориям «4» или «5» может применяться такая мера воздействия как «предписание» Центрального банка. При выявлении финансовых нарушений, а также злоупотреблений, хищений в зависимости от размера причиненных убытков, материалы проверки передаются в следственные органы.

Одной из важнейших задач развития банковской системы является совершенствование государственной политики в отношении данного сектора экономики. Целью этой политики является создание равных условий для устойчивого динамичного развития банков на базе единых рыночных начал и соблюдения пруденциальных принципов и нормативов.

3. Регулирование банковской деятельности: сравнительная характеристика зарубежных стран и Республики Узбекистан


Предпосылки для регулирования деятельность кредитных организаций в качестве самостоятельной государственной функции появились давно. В Германии такая необходимость впервые возникла в 1874 г., однако соответствующий государственный орган – Совет банков – был создан только после кризиса в 1931 г. Настоятельная потребность в контроле и регулировании банковской сферы появилась после Великой депрессии 20–30-х годов ХХ в в США.

В Узбекистане реальная необходимость в ужесточении регулирования банковской деятельности возникла на третьем этапе развития банковской системы. В этот период реально начинает происходить «акционирование» коммерческих банков, подразумевающее расширение финансовой самостоятельности банков путем повышения роли и ответственности акционеров в управлении деятельностью банков, а также усилением функциональной обязанности Совета банка.

Повышение самостоятельности деятельности коммерческих банков должно было сопровождаться адекватным усилением надзора за их деятельностью со стороны Центрального банка. Если ранее, в условиях социалистической системы, инспекторы Центрального банка собирали информацию для того, чтобы проконтролировать распределение ресурсов в экономике, то сегодня инспекторы должны обеспечивать соблюдение правил, которые предоставляют возможность акционерам и вкладчикам определять стабильность и рискованность рынка, при этом содействуя большей безопасности банков.

В основу системы банковского надзора Узбекистана положены преимущества двух полярных подходов к регулированию деятельности банков - европейского, отдающего предпочтение дистанционному надзору и североамериканского, базирующегося на проведении инспекторских проверок непосредственно в банках. Центральный банк Республики Узбекистан стремится эффективно сочетать методы дистанционного надзора и инспектирования на местах. Для этого, в составе Центрального банка созданы два департамента, работающих в тесном взаимодействии: Департамент лицензирования и регулирования деятельности коммерческих банков, осуществляющим дистанционное регулирование, и Департамент инспектирования коммерческих банков – инспекционное регулирование.

В настоящее время, Центральным банком установлен ежедневный мониторинг деятельности всех коммерческих банков, функционирующих на территории Узбекистана. Коммерческие банки ежемесячно предоставляют в Центральный банк финансовую отчетность. Центральный банк также вправе потребовать от коммерческих банков дополнительную информацию, необходимую для контроля за соблюдением законодательства и нормативных актов, а также разъяснения по полученной информации. Предоставленная информация подвергается тщательному анализу, проверяется ее достоверность, контролируется выполнение банком показателей экономических нормативов, выявляются проблемы, которые возникли или имеют тенденцию к появлению в том или ином банке. В результате анализа дается заключение о финансовом состоянии и рекомендации по совершенствованию деятельности банка.

В соответствии с требованиями Базельского комитета по банковскому надзору Центральным банком в целях снижения возможных рисков, а также для поддержания стабильности банков установлена система показателей обязательных экономических нормативов, включающая коэффициенты адекватности капитала; максимальный размер риска на одного заемщика или группы взаимосвязанных заемщиков; максимальный размер крупных кредитных рисков; требования к ликвидности; требования к операциям с ценными бумагами и т.д. Этим нормативам придается правовой статус, они обязательны для исполнения всеми коммерческими банками республики. Данная система показателей устанавливает определенные рамки, в пределах которых коммерческие банки могут проводить свои активные операции, в том числе операции по кредитованию, купли-продажи ценных бумаг в зависимости от размера капитала банка, обязательств и типа заемщика. Все эти требования продиктованы не стремлением контролировать каждый шаг банков, а необходимостью защищать общественные интересы, вовремя реагировать на негативные тенденции, поддерживать доверие ко всей банковской системе в целом.

Выбор конкретного способа организации банковского надзора и регулирования определяется совокупностью факторов, многообразие которых придает каждому из них неповторимую национальную специфику. В силу этого чрезвычайно трудно выделить наиболее характерные типы регуляторов в банковской сфере. Тем не менее с очень большой долей условности можно говорить о четырех основных моделях организации банковского надзора.

Первая модель основывается на законодательном закреплении за центральными банками исключительных полномочий в сфере надзора и регулирования банковской деятельности (Испания, Греция и Португалия, с оговорками – Италия и Голландия).

Вторая модель, которую можно назвать «смешанной», представлена странами, где функции надзора и контроля выполняются специализированными органами при непосредственном участии центрального банка и министерства финансов. Самым ярким примером здесь может служить организация банковского надзора в США, сюда же можно отнести и Францию, где центральный банк страны – Банк Франции – в завуалированном виде играет если не определяющую, то ведущую роль в надзоре за деятельностью кредитных учреждений.

Третья модель характеризуется тем, что надзор за банковской деятельностью осуществляется независимыми специализированными органами в тесном взаимодействии с министерством финансов и при более или менее выраженном опосредованном участии центрального банка. К их числу, в частности, относится Канада, которая наряду с Великобританией является страной «восьмерки», где роль центрального банка в регулировании и надзоре за банковской системой весьма ограничена.

Четвертая модель объединяет страны, принявшие законодательные решения о создании мегарегулятора на рынке финансовых услуг.

Исходя из этой классификации, можно определить, что Узбекистан относится к первой модели банковского регулирования. Согласно закону “О Центральном банке Республики Узбекистан” ЦБ РУз является полноправным органом надзора и банковского регулирования. Центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков посредством установления обязательных экономических нормативов.

В России, как и в Узбекистане, в порядке надзора за деятельностью коммерческих банков Центральный банк устанавливает для них обязательные экономические нормативы, содержащиеся в Инструкции № 1 «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций». Эти нормативы представляют собой ряд показателей, соблюдение которых позволяет ограничить риски коммерческих банков. Выполнение обязательных экономических нормативов является одной из пруденциальных норм (мер предосторожности) деятельности коммерческих банков. В случае невыполнения нормативов коммерческий банк несет ответственность в соответствии с Инструкцией № 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности» от 31.03.97 г.

В целях обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы РФ, защиты интересов вкладчиков и кредиторов и в соответствии с Федеральным законом РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ЦБ РФ установлены следующие обязательные экономические нормативы деятельности банков:

·                     минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков;

·                     минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков;

·                     нормативы достаточности капитала;

·                     нормативы ликвидности банков;

·                     максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

·                     максимальный размер крупных кредитных рисков;

·                     максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

·                     максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам, пайщикам) и инсайдерам;

·                     максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;

·                     максимальный размер вексельных обязательств банка;

·                     нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц.

В случаях нарушения законодательства, несоблюдения установленных Банком России экономических нормативов (в результате чего был нанесен ущерб другим банкам и клиентуре), непредставления отчетности, подведения итогов года с убытками и возникновения в связи с этим угрозы интересам вкладчиков и кредиторов, выявления иных систематических нарушений в банковской деятельности, неисполнения предписаний Банка России об устранении выявленных им ранее нарушений Банк России вправе потребовать от учредителей (акционеров) кредитного учреждения, допустившего нарушения: осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению банка, замены руководителей банка, ликвидации банка.

Банк России вправе также применить к банку, допустившему нарушение, следующие санкции: взыскать с него в бесспорном порядке штраф в размере 1 процента уставного капитала; повысить размеры обязательных резервов: назначить временную администрацию по управлению банком на период, необходимый для его финансового оздоровления; отозвать лицензию на совершение банковских операций.

Выполнение абсолютно всех административных полномочий по управлению кредитной системой законодательство возложило только на Центральный банк Российской Федерации. Как мы знаем по горькому опыту, сосредоточение всей административно-командной власти в рамках одного ведомства рано или поздно приведет к излишней бюрократизации, зарегламентированности, а в конечном счете к потере инициативы и предприимчивости всей системы контролируемых им органов. Не исключено, что подобная участь ждет и наши коммерческие банки. Кроме того, при таком устройстве кредитной системы возможны разного рода злоупотребления, что и произошло в случае с фальшивыми авизо.

Наиболее совершенная система органов управления кредитными учреждениями имеется, на наш взгляд, во Франции. Органами управления кредитной системой Франции являются: министр экономики, финансов и промышленности (Ministere de l'Economie, des Finances et de l'Industrie de la France), управляющий Банк де Франс (Banque de France).

Министр и Управляющий Банком через подконтрольные им структуры, действующие на банковско-финансовом рынке – Комитет по регламентации банковской и финансовой деятельности (Comite de la reglementation bancaire et financiere), Комитет по делам кредитных и инвестиционных учреждений (Comite des etablissements de credit et des entreprises d'investissement) и Банковскую комиссию (Commission bancaire), проводят политику государства по совершенствованию регламентации и регулирования банковского рынка, отвечающую насущным интересам экономики страны.

Управляющий Банком Франции руководит Комитетом по делам кредитных и инвестиционных учреждений и Банковской комиссией, являясь, одновременно, членом Комитета по регламентации банковской и финансовой деятельности.

В соответствии с Законом Франции от 24 января 1984 года № 84-46 "О деятельности и контроле за деятельностью кредитных учреждений" (в редакции Закона Франции от 13 июля 1993 года № 9324 о статусе Банка Франции) к числу основных функций Комитета по регламентации банковской и финансовой деятельности относятся: разработка регламентационных мер по совершенствованию деятельности банковских структур и основных условий ведения банковской деятельности, в частности,

·                   определение минимального уровня банковского капитала,

·                   условий открытия банковских отделений,

·                   числа операционно-кассовых окон (guichets) в одном зале банка;

·                   определение основных критериев реализации банковских операций,

·                   условий предоставления кредитов,

·                   основных правил деловых отношений с банковской клиентурой;

·                   организация и регламентация межбанковского рынка;

определение критериев «безопасности» в банковской сфере:

§                   минимальных уровней платежеспособности и ликвидности банков,

§                   порогов финансовых и других рисков;

§                   подготовка и публикация специализированной информации для руководства банковских структур;

§                   разработка процедур внутреннего контроля.

Комитет утверждает обязательные для кредитных учреждений экономические нормативы и порядок ведения ими бухгалтерского учета и отчетности. В состав Комитета по кредитным учреждениям входят министр экономики и финансов Франции (или его представитель), управляющий Банк де Франс, председатель Банковской комиссии (или его представитель) и четыре члена, назначаемые приказом министра экономики и финансов сроком на три года из числа следующих лиц: представитель Французской ассоциации кредитных учреждений, представитель профсоюза служащих кредитных учреждений и двое специалистов в области экономики и финансов, известных своей компетентностью. Комитет по кредитным учреждениям вправе издавать акты применения права, носящие индивидуальный характер, а также заниматься регистрацией вновь создаваемых кредитных учреждений.

Банковская комиссия следит за соблюдением кредитными учреждениями действующего законодательства, изучает их финансовое положение и обеспечивает наблюдение за надлежащим осуществлением профессиональной деятельности, то есть является своего рода "профессиональной полицией". В состав Банковской комиссии входят: президент - управляющий Банк де Франс (или его представитель), директор Казны (или его представитель), четыре члена, назначаемые министром экономики и финансов Франции на 6 лет из числа следующих лиц: член Государственного Совета, советник Кассационного суда и двое видных специалистов в области банковской и финансовой деятельности. При ухудшении финансового положения кредитного учреждения, нарушении им законодательства Банковская комиссия вправе применить соответствующие санкции, в целом схожие с санкциями, применяемыми Банком России.

В соответствии с Законом Франции от 13 июля 1993 года № 93-24 о статусе Банк де Франс последний является государственным банком, на который возлагается обязанность определять кредитно-денежную политику государства. Банк де Франс обладает исключительным правом кредитной и налично-денежной эмиссии.

Аппарат Банк де Франс обеспечивает деятельность Комитета по банковской регламентации и Комитета по кредитным учреждениям, в том числе готовит проекты решений указанных органов управления кредитной системой Франции, а после их утверждения воплощает в жизнь.

Таким образом, система органов управления кредитными учреждениями Франции построена таким образом, чтобы соблюдалось своеобразное разделение властей, в котором Банк де Франс отведена роль исполнительного органа.

Принятая во Франции система регулирования банковского рынка и банковской деятельности, являющаяся одной из лучших в мире, позволяет на протяжении длительного периода времени обеспечить достаточно стабильную работу банковского сектора и обеспечивать практически бесперебойное распределение финансовых потоков в стране, а также расчетов предприятий, организаций и частной клиентуры.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что по характеру организации регулирования банковской деятельности Узбекистан близок к России, однако совершенно отличается от Франции. Несмотря на это у всех трех данных стран есть одна общая черта, регулирование банковской деятельности, независимо от того какой орган ее проводит, осуществляется посредством обязательных экономических нормативов.

Одним из приоритетных требований является достаточность капитала банков, на сегодняшний день этот показатель для вновь образуемых коммерческих банков в трех странах одинаков, и составляет 5 миллионов евро в эквиваленте.

Коэффициент достаточности собственного капитала рассчитывается одинаково, но существую некоторые отличие в его допустимых значениях, в России этот показатель зависит от размера собственного капитала банка.


Страна

От 5 млн. евро и выше

 1 - 5 млн. евро

Менее 1 млн. евро

Россия

С 1.01.2000 г. — 10%

С 1.01.2000 г. — 11%

С 1.02.98 г. — 7%

Узбекистан

10%

-

-

 

Далее нормативы ликвидности банка. В Узбекистане и России существуют различные показатели ликвидности, схожим является лишь показатель текущей ликвидности. Однако минимальные требования по этому показателю в Узбекистане составляют не менее 30%, а в России с 01.02.99 г. - 70%.

Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков устанавливаемый в процентах от собственных средств (капитала) банка, рассчитывается и имеет одинаковые требования к минимальному размеру – 25%.

Заключение.


Исходя из данной работы можно сделать вывод, что экономические нормативы имеют огромное значение для деятельности банков. Расчет экономических нормативов на 1-е число ка­ждого месяца вместе с бухгалтерским балансом, на основе данных которого он выполняется, представля­ется коммерческим банком в региональное Главное управление Центрального банка. Главное упра­вление Центрального банка России проверяет правиль­ность составления этого расчета и соблюдение нор­мативов. Центральный банк уделяет большое внимание соблюдению данных нормативов банками.

При нарушении экономических нормативов учреждение Центрального банка дает коммерческому банку предписание об устранении этих нарушений, в случае неисполнения которого, а также непредставле­ния соответствующей отчетности или представления недостоверной отчетности Центральный банк России применяет к коммерческому банку санкции в пределах полномочий, предоставленных ему в соответствии с за­конодательством.

В частности, ЦБ предъявляет требования учреди­телям коммерческого банка о проведении меропри­ятий по финансовому оздоровлению банка — по уве­личению собственных средств, восполнению утрачен­ного капитала, изменению структуры активов и др.

Со стороны ЦБ могут применяться к коммерчес­кому банку и такие достаточно жесткие меры экономи­ческого воздействия, как взыскание денежного штрафа, повышение нормы обязательных резервов.

При исчерпании всех возможностей экономически­ми методами улучшить и стабилизировать финансовое положение и ликвидность банка ЦБР ставит вопрос перед учредителями коммерческого банка о замене его руководителей и назначении временной администра­ции по управлению банком на период, необходимый для его финансового оздоровления.

Список использованной литературы:

1.                 Положение о требованиях к адекватности капитала коммерческих банков 26 апреля 2000 г. N 420

2.                 Положение о максимальном размере риска на одного заемщика или группу заимосвязанных заемщиков 2 ноября 1998 г. №422

3.                 Балабанов И. Т под ред. «Банки и банковское дело» — СПб.: Питер, 2003. —256 с.

4.                 Жарковская Е.П. «Банковское дело: Учебно-методическое пособие». – М., Издательство МФЮА, 2001.С.102.

5.                 Лаврушин О.И/ Под ред., «Банковское дело: Учебник» - М.: Финансы и статистика, 1998. -576c.

6.                 Миллер Р.Л., Ван-Хуз Д.Д. «Современные деньги и банковское дело: перевод с английского», - М.:ИНФРА-М, 200. – XXIV, 856с.

7.                 Журнал «Рынок, деньги и кредит», №5 от 05.05.2007 год, «Банковская система и пруденциальный надзор в Узбекистане: общая концепция», А. Гайсина. Л. Султанова, стр. 3

8.                 Журнал «Деньги и кредит», №10 от 10.2007 год, «К вопросу регулирования банковской деятельности в сфере платежей и расчетов», Ю.А Соколов, М.К. Беляев, стр. 7

Вопросы для самоконтроля:


1.                 Какими особенностями обладают обязательные экономические нормативы, установленные Центральным банком для коммерческих банков?

2.                 Какие цели преследует регулирование банковской деятельности?

3.                 Какие обязательные экономические нормативы вправе устанавливать, для коммерческих банков, Центральный банк РУз?

4.                 Что представляют собой требования к размеру капитала банка?

5.                 Какие цели преследует Центральный банк, увеличивая минимальный размер уставного капитала банка?

6.                 Что включает в себя капитал первого и второго уровней?

7.                 Что отражает коэффициент левеража?

8.                 На какие категории классифицируются активы банка (по качеству), в соответствии с «Порядком классификации качества активов и формирования и использования резервов, создаваемых коммерческими банками на покрытие возможных потерь по ним», №632 от11.02.99 г.

9.                 Что такое валютная позиция банка?

10.            На каком этапе развития банковской системы в Узбекистане возникла реальная необходимость в ужесточении регулирования банковской деятельности, и с чем это было связано?

Тесты


1.                 Размер минимального размера уставного капитала для вновь создаваемых банков коммерческих банков в Узбекистане с 1 января 2008 года:

а)                  3 млн евро;

б)                 4 млн евро;

в)                 5 млн евро;

г)                  6 млн евро.

2.                 Капитал первого уровня должен составлять от регулятивного капитала:

а)                  30% и более;

б)                 50% и более;

в)                 75% и более;

г)                  100% и более.

3.                 Каково минимальное значение коэффициента достаточности регулятивного капитала:

а)                  Не менее 5%;

б)                 Не менее 10%;

в)                 Не менее 15%;

г)                  Не менее 20%.

4.                 Каково минимальное значение коэффициента достаточности капитала I уровня:

а)                  4%;

б)                 5%;

в)                 6%;

г)                  10%.

5.                 Каково минимальное значение коэффициента левеража:

а)                   4%;

б)                 5%;

в)                 6%;

г)                  10%.

6.                 Максимальный размер риска на одного заемщика или группу заемщиков не должен превышать:

а)                  10% капитала I уровня банка;

б)                 15% капитала I уровня банка;

в)                 20% капитала I уровня банка;

г)                  25% капитала I уровня банка.

7.                 Коэффициент достаточности капитала I уровня рассчитывается по формуле:

а)                  К I = капитал I уровня / сумма всех активов банка;

б)                 К I = капитал I уровня / сумма активов взвешенных с учетом риска;

в)                 К I = капитал I уровня / (общие активы – нематериальные активы);

г)                  К I = капитал I уровня / регулятивный капитал.

8.                 В соответствии с обязательными нормативами коэффициент текущей ликвидности должен составлять:

а)                  Не менее 10%;

б)                 Не менее 20%;

в)                 Не менее 30%;

г)                  Не менее 40%.

9.                 Суммарная величина открытых валютных пизаций на конец каждого операционного дня не должна превышать:

а)                  10%;

б)                 20%;

в)                 30%;

г)                  40%.

10.            В случае нарушения банками банковского законодательства, устанавливаемых экономических нормативов Центральный банк имеет право взыскать штраф в размере:

а)                  0,1% от минимального размера уставного капитала;

б)                 0,2% от минимального размера уставного капитала;

в)                 0,3% от минимального размера уставного капитала;

г)                  0,4% от минимального размера уставного капитала.


Ключ


1.                 в)

2.                 б)

3.                 б)

4.                 б)

5.                 в)

6.                 г)

7.                 б)

8.                 в)

9.                 б)

10.             а)

Практическая часть


В данной главе будут представлены аналитические коэффициенты по основным экономическим нормативам, предъявляемым ЦБ к коммерческим банкам, на примере АИКБ «Ипак Йули».

Одним из наиболее важных нормативов является требование к адекватности капитала, которое выражается в соответствии минимально необходимому уровню коэффициентов достаточности капитала, достаточности капитала I уровня и левеража. Как видно из диаграммы 3 на протяжении трех лет АИКБ «Ипак Йули» выполнял требования по показателям достаточности капитала. Коэффициент достаточности капитала I уровня значительно превышает минимально необходимое значение в 5%.


Диаграмма 3

Коэффициент достаточности капитала и капитала I уровня[10]

(в процентах)


Однако, хотя показатель достаточности всего капитала удовлетворяет минимальным требованиям в 10%, он находится на низком уровне. Это особенно заметно при сравнительном анализе, диаграмма 4.

По результатам рейтинговой оценки деятельности коммерческих банков по итогам 2006 года, представленной Межбанковской рейтинговой компанией «Ахбор-рейтинг» при Ассоциации банков Узбекистана, наиболее высокий уровень капитализации среди банков, сформировавших свои уставные капиталы в соответствии с минимальными требованиями Центрального банка Республики Узбекистан имеют:

§                   из числа крупных банков - «Микрокредит банк» (коэффициент достаточности капитала на конец года составил 54,6%), «UzKDB банк» (42,5%), «Галла банк» (32,9%);

§                   из числа средних банков – «У-Т банк» (40,8%)

§                   из числа малых банков – «Уктам банк» (62,5%).


Диаграмма 4

Коэффициенты достаточности капитала на 2006 год[11]

(в процентах)









Столь низкое значение коэффициента достаточности всего капитала возможно связано с недостаточным уровнем капитала II уровня у банка.

Значение коэффициента левеража на протяжении трех лет снижалось, но, несмотря на это все же остается выше необходимого минимума в 6%.

Диаграмма 3

Коэффициент Левеража АИКБ «Ипак Йули»[12] (в процентах)


Как видно из диаграммы, несмотря на рост, в 2006 году, достаточности капитала I уровня значение коэффициента левеража продолжало падать. Причиной этому могло стать повышение общего количества активов банка в 2006 году.

Коэффициент текущей ликвидности АИКБ «Ипак Йули», несмотря на тенденцию к снижению, поддерживается на высоком уровне и значительно превышает нормативное значение, установленное Центральным банком (30%). Отрицательную же динамику моно объяснить превышением темпов роста суммы обязательных депозитов до востребования и срочных вкладов до 30 дней, над темпами роста текущих активов.


Диаграмма 4

Коэффициент текущей ликвидности АИКБ «Ипак Йули»[13] (в процентах)

По результатам рейтинговой оценки компании «Ахбор-рейтинг» в среднем по банковской системе этот показатель составляет 73,2%. Банки, поддерживающие высокий уровень ликвидности, активно участвуют на межбанковском денежном рынке и на рынке государственных ценных бумаг.

Итак, можно сделать вывод, что АИКБ «Ипак Йули» успешно выполняет основные обязательные экономические нормативы Центрального банка.


[1] Составлено автором

[2] Составлено автором

[3] Составлено автором

[4] Составлено автором

[5] Составлена автором

[6] Составлено автором

[7] Составлено автором

[8] Источник: журнал «Рынок, деньги и кредит », №3 (118) 2007г., стр. 15

[9] Составлено автором на основе «Порядка классификации качества активов и формирования и использования резервов, создаваемых коммерческими банками на покрытие возможных потерь по ним», № 632 от 11.02.99 г.

[10] Газета «Банковские ведомости» №44 (от 10.07), стр.2

[11] По данным #"#_ftnref12" name="_ftn12" title="">[12] Газета «Банковские ведомости» №44 (от 10.07), стр.2

[13] Газета «Банковские ведомости» №44 (от 10.07), стр.2


Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.