РУБРИКИ |
Направления и тенденции развития социального страхования в РФ |
РЕКЛАМА |
|
Направления и тенденции развития социального страхования в РФНаправления и тенденции развития социального страхования в РФСОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Анализ развития социальной защиты 1.1 Понятие, функции и виды социальной защиты 1.2 Развитие мировых систем социального страхования 1.3 Социальное страхование в СССР 1.4 Изменения в системе социального страхования РФ ГЛАВА 2. Направления и тенденции развития социального страхования в РФ 2.1 Роль государства в развитии системы социального страхования 2.2 Основные проблемы действующей системы обязательного социального страхования 2.3 Предложения по реформированию системы страхования в РФ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ Социальная защита - неотъемлемый элемент любой нормально функционирующей социальной системы. Существовавшая в простейших формах на стадиях общественной жизни, с возникновением рыночной экономики становится самостоятельным видом общественной деятельности (выполняя роль своеобразного буфера), направленным на поддержку людей, не сумевших вписаться в новую экономическую среду. Социальная сфера является одной из основополагающих, ключевых сфер жизни общества, а ориентация на социальную защищенность граждан стала одной из первостепенных задач современного государства при любом политическом, социальном и прочих укладах. Вместе с тем социальная сфера одна из наиболее динамично развивающихся областей современной экономики. Появившись более века назад, система страхования социальных рисков находилась в постоянном развитии, и, видя прошедший опыт поколений, можно думать, что на текущем этапе существования, эволюция данной системы не прекратится. В советской России проводилась социальная политика по защите социальных интересов граждан в основном в форме социального обеспечения, основанного на бюджетно-налоговых поступлениях. Переход к рыночной экономике потребовал глубоких реформ не только в экономике, но и в социальной политике. В настоящее время идет реформирование социальной защиты в направлении приспособления ее к рыночным условиям. Целью реформирования является повышение качества жизни, здоровья нации, повышение трудоспособности, защита человека в старости. В сложившихся экономических условиях в России предпринимались меры, направленные на смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни и на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения. Были созданы механизмы защиты доходов работников бюджетной сферы, социальной поддержки семей с детьми, ветеранов, инвалидов, граждан, потерявших работу. В основном удалось сохранить общедоступность образования, здравоохранения и культурного обслуживания населения. Вместе с тем эта работа проводилась недостаточно эффективно. Многочисленные льготы, компенсации, социальные выплаты и пособия вводились нередко без учета материального положения семей и реальных возможностей людей обеспечить собственное благополучие. В результате в обществе нарастало социальное иждивенчество, ограничивались возможности для оказания помощи тем, кто действительно в ней нуждается. В целом на сегодняшний момент ситуацию в социальной сфере можно охарактеризовать как неоднозначную и противоречивую. Наряду с определенными положительными сдвигами, многие негативные явления приобрели застойный характер, отдельные социальные проблемы усугубились и стали представлять серьезную опасность для социально - экономической стабильности общества. Одним из основополагающих понятий в социальной сфере является социальное страхование. Социальное страхование является одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, воздействия государства на процесс воспроизводства и накопления капитала. Социальное страхование является составной частью механизма социальной защиты. Страховой метод обеспечения социальных гарантий по защите малоимущих граждан предполагает создание страховых фондов на основе, как правило, обязательных страховых взносов. В Российской Федерации развитие социального страхования происходило не постепенно, причем та или иная принятая мера зачастую противоречила предшественницам, приводя к различным социальным потрясениям. Рассмотрим актуальность темы исследования. На всех этапах исторического развития общества социальная защита была индикатором гражданской позиции государства. Ее эффективная организация является гарантом стабильности общества. Кризис общественных отношений 90-х годов наложил значительные отпечатки на развитие системы социальной защиты в настоящее время. В последние годы в России социальную защиту населения рассматривают с точки зрения оказания социальной помощи нетрудоспособным, забывая при этом про огромный пласт трудоспособного населения, которое также нуждается в комплексе социальной защиты, как все группы населения. Определение основных направлений, структуры и форм совершенствования этого механизма имеет весьма актуальное значение для современного этапа развития общества. Вопросам преобразования в социальной сфере сегодня обращено огромное количество исследовательских, научно-публицистических, журнальных работ. Несмотря на большое количество различных трудов и исследований в сфере социального страхования и социальной защиты в целом, отсутствует комплексный подход в освещении вопросов социального страхования, отсутствуют принципиальные моменты общего видения социального страхования, связанные с подходом к отдельным социальным группам. При недостаточно развитых теоретической, практической и законодательной базе в сфере социального страхования, выбор данной темы дипломной работы достаточно актуален. Цель дипломной работы заключается в анализе, систематизации и оценке существующих мер, норм развития социального страхования. Результатом проделанной работы должны стать рекомендации по определению перспектив развития и реформирования системы социального страхования и ее составных частей. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Обобщить теорию и практику развития механизма социальной защиты населения. 2. Проанализировать состояние действующего механизма социальной защиты населения и выявить недостатки, основные тенденции и резервы развития социальной защиты. 3. Дать текущую оценку состояния социальной сферы в целом и социального страхования в частности в РФ. 4. Провести анализ полноты охвата социальных рисков. 5. Дать оценку эффективности выплат по социальному страхованию. 6. Разработать предложения по реформированию социального страхования, правовой базы. Объектом исследования является социальное страхование. Предметом исследования является система социальной защиты населения. Поставленные цель и задачи достигаются при помощи таких методов исследования как методы изучения документов, нормативно-правовых актов, сравнительного анализа, наблюдения, обобщения. В своих исследованиях автор рассматривает труды мировых и российских специалистов данной области, справочно-информационный материал законодательных и исполнительных органов РФ, статистические отчеты социальных внебюджетных Фондов, законодательные акты РФ. Теоретической и методологической базой, помимо трудов отечественных и зарубежных ученых по вопросам социальной политики, социального страхования и социальной защиты в целом являются конституции Российской Федерации и ее субъектов, законы Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации, постановления Федерального Собрания РФ, указы Президента РФ, президентов республик в составе РФ, постановления правительства Российской Федерации и региональных администраций, документы Международной организации труда. При выявлении проблем, которыми характеризуется развитие системы социальной защиты и социального страхования в РФ, а также при постановке методов решения поставленных задач, автор опирается на труды ученых, исследовавших данную проблему: Бабич A.M., Воронин Ю.П., Голикова Е.И., Гудков А.А., Донюшко М.Б, Егоров Е.Н., Жильцов Е.Н., Каминский А.П., Карелов Е.А., Колесник А.П., Лисовский Ю.П., Лукьянова Г.И, Михайлов А.В., Михеева Ю.Е., Мудраков В.И., Пронина Л.И., Римашевская Н.М., Роик В.Д., Самсонова Г.И, Семенов Д.А., Соловьев А.К., Сорокина В.Ф., Суворов А.В., Ульянов В.А., Цаликова Е.М., Якушев Л.П., Янова С.Ю., и др. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих 5 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Содержит основной текст, включает схемы, таблицы. В списке использованной литературы 50 наименований. Во введении обоснована актуальность рассматриваемой проблемы, определены цель, задачи, предмет и объект исследования, раскрыта его информационная база. В первой главе раскрываются объективные начала социальной защиты, выявляется ее сущность и структура социальной защиты населения. Исследованы структурные и качественные изменения в социальной защите на современном этапе развития страны, выявлены основные тенденции, факторы в контексте развития экономических отношений в обществе, рассмотрено развитие мировых систем социального страхования. Во второй главе определены направления и тенденции развития социального страхования в РФ. В заключении формулируются основные выводы и даются рекомендации по повышению эффективности социальной защиты населения. Глава 1. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ 1. 1 Понятие, функции и виды социальной защиты Что касается социальной защиты населения, то она на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупностью мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан. Социальная защита - политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств. Социальная защита населения в широком смысле слова - это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности различным социальным категориям и группам, а также совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца. Она представляет комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований. Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя: - социальное обеспечение; - социальное страхование; - социальную поддержку (помощь) Осуществляется социальная защита граждан за счет федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов. Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности. Необходимость совершенствования системы социальной защиты населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе. Основные цели социальной защиты населения сводятся к следующим: 1) избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума; 2) оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях; 3) содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики. Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах: 1) денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты); 2) натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи). Социальная помощь выполняет функцию вспомоществования по бедности отдельным группам населения в экстремальных условиях; носит характер периодических и единовременных денежных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях нейтрализации критических жизненных ситуаций, неблагоприятных экономических условий. Социальная помощь (поддержка) осуществляется за счет местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной, дифференцированной помощи нуждающимся. Социальное обеспечение - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и(или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физических лиц вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми [26, с. 3]. Социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам [22, с. 114]. Социальная политика - это сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей, а потому в центре социальной политики всегда находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект. Социальная политика современного государства - это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, направленных на ослабление неравенства в распределении доходов и имущества; защиту населения от безработицы, повышения цен, обесценивания трудовых сбережений и др. Проблема социальной защиты населения по-разному решается в рамках определенной социально-экономической формации, конкретной страны. Чтобы обеспечить такую защиту, государство, прежде всего, должно в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизм их реализации и функции предоставления социальной поддержки. Социальную защиту населения обеспечивают также предприятия (или предприниматели) и сами наемные работники через свои профсоюзные организации. Материальная помощь так же относится к числу социальных услуг. Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Социальной услугой является и социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется: 1. гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта Российской Федерации, в котором они проживают; 2. гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов; 3. несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. В учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации [6]. Система социальной защиты населения выполняет функцию поддержания реального сохранения денежной единицы в условиях инфляции, оперативного механизма защиты отдельных слоев населения (нетрудоспособных, малообеспеченных, безработных, семей с детьми, самодеятельного населения) от нововведений, приводящих к снижению их жизненного уровня (индексация денежных доходов, установление льготных цен на товары и услуги для пенсионеров, льготное налогообложение и т.д.). Основные цели социальной защиты населения - избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной по мощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики. Важнейшей составной частью социальной защиты населения является институт органов социальной работы. Цель их деятельности - проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении. Эффективность работы органов социальной защиты населения выражается в разрешении проблем экономического, социально-политического и духовного развития, обеспечении стабилизации общества. Объектами управления в системе социальной защиты населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми. Субъекты управления - органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерство, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, трудовые коллективы). Основная функция органов, учреждений социальной защиты населения - совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей. Важную роль в системе социальной защиты населения играют профессиональные союзы, администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах. Основные функции органов социальной защиты населения на федеральном уровне: организация пенсионного обслуживания и обеспечение пособиями; социальное обслуживание; медико-социальная экспертиза, реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи; социальная помощь семье и детям; подготовка законодательства по социальной защите населения; внешнеэкономическое и международное сотрудничество, а также разработка положений по основам социальной политики, анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения, подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ, разработка социальных нормативов и т.д. Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности включают: обеспечение и решение производственно-экономических задач, плановую и финансово-экономическую деятельность, создание различных фондов социальной помощи, решение экономических проблем и др. Определенные функции выполняют различные благотворительные организации и фонды социальной помощи населению: социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным; социальная реабилитация инвалидов; правовая помощь социально нуждающимся категориям населения и т.д. Таким образом, под социальной защитой населения понимается система законодательных, экономических, социальных и иных гарантий и льгот для обеспечения всем трудоспособным гражданам равных прав и возможностей труда, лечения, отдыха, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям - преимуществ в пользовании для этих целей общественными фондами потребления. Политика социальной защиты реализуется, как правило, на основе пассивно-распределительных методов. Специфической разновидностью понятия «социальная защита населения», часто используемой в науке и практике управления, является категория «социальная поддержка населения». Она, на наш взгляд, является подсистемой социальной защиты и представляет комплекс адресных мер натуральной, денежной, организационно-правовой, морально-психологической помощи нуждающимся категориям населения с целью поддержания их усилий по решению проблем самообеспеченности. Социальная поддержка реализуется преимущественно на основе активно-стимулирующих методов. 1.2 Развитие мировых систем социального страхования Существует мнение, что само понятие социальное страхование появилось в Германии в 19 веке, когда по указанию Бисмарка был образован «Свод имперских законов», который включал законы о страховании по болезни, страхованию по несчастным случаям, и страхованию по инвалидности для промышленных рабочих [30, с. 142]. Можно отметить, что эти законы включали в том или ином виде тот круг проблем, которые охватывает проблема социального страхования населения и в данный момент, и, будучи доработанными, действуют и сейчас [15, с. 150]. Предпосылками для возникновения социального страхования была индустриализация экономики, выделение наемных работников как класса в массе народонаселения, которые стремились отстаивать свои права через возможность получения материальной помощи после утраты способности получать трудовые доходы. При изучении работ представителей различных экономических школ в общем, и ученых, занимавшихся проблемами социальной защиты населения, как системой, включающей в себя социальное страхование, молено выделить четыре известных истории XX в. модели системы социальной зашиты и органически включенной в нее системы социального страхования: «бисмаркианскую», «модель Бевериджа», «советскую» и «частнокорпоративную», причем первые три, обнаруживая существенное сходство, противостоят четвертой. «Бисмаркианская» модель, имеющая самую давнюю историю и используемая в Германии, Австрии, Люксембурге, Франции и Италии, основана на принципе сбора страховых тарифов безучастия налоговых органов. В соответствия с этой моделью государство законодательно исключает из сферы своей компетенции, например, обязанность компенсации ущерба от производственных несчастных случаев и возлагает ее на структуры, управляемые представителями работодателей и работников. Внутри юридически очерченных рамок и под контролем государственных органов конкретную работу ведут бесприбыльные корпорации (товарищества) «публичного права». Характерной для Великобритании и Ирландии, а также для некоторых других стран Северной Европы «модели Бевериджа», напротив, присуще включение бюджета социального страхования в систему государственных бюджетов. Одним из основополагающих принципов данной доктрины является принятием государством на себя защиты от рисков утраты трудоспособности в результате старения, инвалидности, по безработице, болезни, потери кормильца. Вся система социального обеспечения предполагает сотрудничество между государством и индивидуумом, при этом государство не должно подавлять инициативу и ответственность граждан. Эти идеи были развиты на Филадельфийской 26-й сессии Международной конференции труда, на которой были приняты Рекомендации 1944 года об обеспечении дохода и о медицинском обслуживании. Данными рекомендациями предлагается обеспечить гарантированный доход лицам, потерявшим трудоспособность, оплачиваемую работу или кормильца; унифицировать системы социального страхования и увеличить их охват в отношении всех трудящихся, включая сельское население и самостоятельно занятых лиц, распространить медицинское обслуживание на все население. Хочется отметить, что такое расширение государственных гарантий в области социального обеспечения разрабатывалось в годы, когда все европейские страны, участвовавшие во 2 мировой войне, испытывали значительнее экономические трудности, и достижение социальной стабильности рассматривался ими как фактор экономического роста. Отмеченные Рекомендации разрабатывались тогда, когда ныне действующего законодательства еще не было, но в их основу заложено ожидаемое развитие событий [25, с. 174]. Главное в «советской модели» — тотальная роль государства в деле обеспечения компенсации реализованных социальных рисков. Государство на основе прямого изъятия части доходов предприятий перераспределяет вновь созданную стоимость в общенациональном масштабе, руководствуясь мотивами не столько страхования, сколько уравнивания материального положения различных категорий работников и поддержки социально уязвимых групп граждан для обеспечения нормального воспроизводства рабочей силы [24, с. 157]. При всех очевидных различиях этих трех моделей они обнаруживают следующие общие существенные моменты. Сумма собранных в течение года взносов полностью расходуется к его концу на социально-страховые цели и цели социального обеспечения: эта сумма за вычетом части, попавшей в резервы, должна быть на принципах солидарности выплачена в качестве возмещения тем застрахованным, для кого страховое событие состоялось в данном году или в предшествующий период. В случае дефицита или профицита бюджета социально-страховых организаций страховой тариф подлежит соответствующей корректировке. Все три модели построены, следовательно, так, будто затраты на социальное страхование — «неизбежное зло», непроизводительны и требуют минимизации. Другими словами, основным источником социально-страховых средств выступают исключительно доходы от труда работающих граждан в течение данного года. Хотя по внешней видимости часть страховых премий выплачивают предприниматели, данные платежи полностью учитываются в производственных издержках (себестоимости) и по своей природе оказываются вычетом из заработной платы, а не из прибыли (или предпринимательского дохода)[14]. В начале прошлого столетия в России также стали появляться правовые акты, вводившие механизмы социального страхования для представителей узкого круга профессий (добывающие и другие виды промышленности). В 1912г. принимаются законы «Об утверждении присутствий по делам страхования рабочих», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих», «Об обеспечении рабочих на случай болезни»; «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве». Организационно общее руководство деятельностью в области социального страхования рабочих осуществлял Совет по делам страхования рабочих при Министерстве торговли и промышленности. В губерниях и крупнейших городах действовали страховые присутствия, функции которых были связаны с контролем над исполнением законов. Непосредственно сбором средств и осуществлением выплат занимались больничные кассы и страховые товарищества, при этом больничные кассы должны были включать не менее 200 рабочих. Больничная касса управлялась общим собранием, в состав которого входили представители рабочих и работодателей, последним принадлежало две трети от числа голосов представителей рабочих. Размер взносов по социальному страхованию, уплачиваемых преимущественно работниками, устанавливался общим собранием больничной кассы. Размер пособий в случае болезни дифференцировался от 1/4 до 1/2 заработка, он также устанавливался общим собранием больничной кассы, как и срок начала и окончания выплаты такого пособия. По истечении срока пособия выдавались страховыми товариществами, осуществлявшими страхование от несчастных случаев. Больничные кассы выплачивали также пособия по родам в течение 2 недель до и 4 недель после родов в размере 1/2 полного заработка работницам, проработавшим на предприятии не менее 3 месяцев. Амбулаторное лечение и первая помощь при травмах участникам больничных касс должны были осуществляться за счет взносов предпринимателей, а лечение в больнице и родовспоможение - на общем основании. Можно также отметить, что больничные кассы имели право за счет двух третей своих средств организовывать лечебницы, медицинская помощь которых распространялась не только на участников кассы, но и членов их семей. Первые законы о социальном страховании имели ограниченный охват трудящихся отдельных отраслей и предусматривали тесную увязку между продолжительностью уплаты взносов самим работником в фонды социального страхования, местом работы, с одной стороны, и уровнем и продолжительностью выплат пособий, с другой стороны [24, с. 107]. Для того времени были характерны принципы самофинансирования и ведения индивидуальных счетов застрахованных. По мнению современных экономистов, данные законопроекты были несовершенны, так как лишь ограниченный круг лиц являлся застрахованным (к ним не относились сельскохозяйственные и другие работники наемного труда), а также был ограничен круг страховых рисков. Государственное пенсионное страхование в России зародилось значительно позднее, чем в большинстве развитых стран, в начале XX в. и не получило широкого распространения. До 1917 г. страхование по старости не входило в сферу интересов органов государственного управления. Только отдельные виды профессиональной деятельности (в основном связанные с государственной службой) обеспечивались специальными видами социальных пособий после прекращения гражданином работы в связи с наступлением определенного возраста. После Октябрьской революции, в 20-х гг., развернулась общественная дискуссия о необходимости рассмотрения старости как отдельного вида нетрудоспособности, нуждающегося в пенсионном обеспечении. В то время социальное обеспечение престарелых строилось не на основе учета возраста, а на основе утраты трудоспособности и наступления инвалидности. Однако ситуация быстро менялась, и уже в 1924 г. пенсионным обеспечением были охвачены преподаватели высших учебных заведений по достижении ими 65 лет, в 1928 г - рабочие текстильной промышленности, в 1929 г. - рабочие ведущих отраслей тяжелой промышленности и транспорта. В 1929 г. впервые были установлены различия в размерах пенсии по инвалидности и пенсии по старости, а также порядок выплаты пенсий продолжающим работать. В 1932 г. пенсионное обеспечение охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства. Были законодательно введены пенсионные возраста: 55 лет для женщин и 60 лет - для мужчин. Конституцией СССР, принятой в 1936 г., было предусмотрено, чтобы пенсионное обеспечение стало всеобщим для рабочих и служащих. Для послевоенного этапа развития социального страхования было характерно, что размер страховых взносов по всем видам страхования зависел от опасности и вредности производства и составлял от 12 до 28 процентов. Следующий этап развития системы государственного пенсионного обеспечения начался в 1956 г., когда был принят Закон о государственных пенсиях, регулирующий размер пенсии по старости, который отменил выплату пенсий по старости работающим пенсионерам и одновременно увеличил размеры назначаемой пенсии. Одним из результатов этого этапа развития пенсионного обеспечения наряду с ростом уровня пенсий явилось увеличение доли работающих пенсионеров начала постепенно сокращаться и снизилась с 60% в 1956г., до 9% в 1962г. [16, с. 157]. В 1964г. был принят закон о пенсиях и пособиях членам колхозов, который предусматривал с 1965г. выход на пенсию для колхозников-мужчин с 65 лет, а для женщин - с 60. Напомним, что до этого времени данная категория граждан не попадала в рамки системы социального страхования. Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного социального страхования, который, в свою очередь, входил составной частью в государственный бюджет страны. Таким образом, предшествовавшая пенсионная система была основана на консолидированной программе финансирования выплаты пенсий и полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета страны. При этом бюджет пенсионного обеспечения являлся составной частью государственного бюджета СССР и был включен в него как по доходам, так и по расходам. В общем бюджете государственного социального страхования четко определялись источники доходов и направление средств в соответствии с установленными видами обеспечения и обслуживания по социальному страхованию. Материальное обеспечение инвалидов войны, инвалидов с детства и от рождения осуществлялось за счет средств союзного бюджета, бюджетов союзных республик и т. п. Для этого, в частности, в бюджетах предусматривались средства на выплату пенсий и пособий военнослужащим и их семьям. Военнослужащие рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы имели право на пенсию в случае инвалидности, их семьи - в случае потери кормильца[32, с. 340]. Пенсии им назначались независимо от продолжительности военной службы и предшествовавшей работы военнослужащего. Пенсионное обеспечение военнослужащих, включая генералов, адмиралов, офицеров, а также рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной службы и приравненных к ним лиц, их семей и т.п. проводилось в особом порядке, установленном Советом Министров СССР. Пенсионные выплаты поступали из бюджета Министерства обороны СССР. Пенсионное обеспечение работников науки по условиям и размерам также отличалось от пенсионного обеспечения других категорий работников и регулировалось специальным Положением о пенсионном обеспечении работников науки, которое в то же время не исключало возможности получения работником науки или членом его семьи пенсии по общему пенсионному законодательству. Часть средств союзного бюджета передавалась в виде дотации централизованному союзному фонду социального обеспечения колхозников, за счет средств союзного бюджета выплачивались и персональные пенсии союзного значения, за счет республиканских бюджетов выплачивались персональные пенсии республиканского значения, а за счет местных бюджетов и бюджетов автономных республик выплачивались пенсии инвалидам войн и их семьям, персональные пенсии местного значения, пенсии работникам науки. Главной проблемой любой пенсионной системы традиционно является несбалансированность доходной и расходной частей ее бюджета. В результате этого, финансово-ресурсная обеспеченность выплат пенсий к середине 80-х гг. снизилась настолько, что для проведения очередного незначительного повышения размера пенсии потребовалось привлекать дополнительные средства. Таким образом, развитие советской пенсионной системы до периода радикальных рыночных реформ 1990 г. свидетельствует о постепенном накоплении в ней все большего количества экономических и социальных проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формировании и укрепления страховых принципов с учетом требований включения бюджета ПФР в бюджетно-финансовую систему страны. 1.3 Социальное страхование в СССР Обязательное социальное страхование наемных работников в России появилось несколько позже, чем в западных странах. В России страхование от несчастных случаев имело две формы: индивидуальную и коллективную. Во втором случае страховые общества заключали договоры с владельцами предприятий, принимая на себя выплату определенных денежных сумм рабочим, пострадавшим от несчастных случаев. Наличие подобного договора освобождало предпринимателя от гражданско-правовой ответственности за причинение вреда. Вопрос о гражданско-правовой ответственности работодателя при подобных обстоятельствах особенно тщательно проработан в законе от 2 июня 1903 г. «О вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев». Именно после принятия этого закона предприниматели стали активно поддерживать требования о введении государственного страхования работников с тем, чтобы снять с себя часть расходов по возмещению вреда пострадавшим. Таким образом, данный закон можно считать, в какой-то степени, началом государственного социального страхования в России. Первые российские законы о социальном страховании были далеки от совершенства. Они не предусматривали всех рисков утраты заработка, не охватывали наемных работников отдельных отраслей хозяйства и целых регионов страны. Пособие при нетрудоспособности назначалось в размере от половины до двух третей заработка и выплачивалось только с четвертого дня болезни. Пособие по беременности и родам выдавалось в течение шести недель работницам, проработавшим на данном предприятии не менее трех месяцев. Основы обязательного социального страхования в стране были заложены принятием Третьей Государственной Думой в 1912 г. законов «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих», «Об утверждении Присутствий по делам страхования рабочих». Финансирование осуществлялось за счет взносов предпринимателей и работников. Страхование от несчастных случаев осуществлялось только за счет предпринимателей. Рабочими органами страхования на местах являлись больничные страховые кассы и страховые товарищества, которые существовали на предприятиях с числом рабочих не менее 200. Для обслуживания рабочих более мелких предприятий создавались кассы на кооперированных началах. До революции в России действовало несколько тысяч страховых касс. В центре эту работу проводил Совет по делам страхования рабочих, а в губерниях – Страховые присутствия. Октябрьская революция внесла в жизнь свои коррективы, новшества не обошли и социальное страхование. Новые руководители страны, пришедшие к власти после Октябрьской революции 1917 года, считали, что законы Третьей Государственной думы не отвечали интересам рабочих. Однако полномасштабного закона о социальном страховании так и не было принято. Существовавшие законы были заменены Положением о социальном обеспечении трудящихся, утвержденным декретом СНК в октябре 1918 года. Этот документ не только обозначил круг выплат, но и определял размеры пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по безработице и пенсий по инвалидности. Однако в условиях гражданской войны и хозяйственной разрухи Положение не получило необходимого развития. Система социального обеспечения, финансируемая, главным образом, из государственного казначейства, просуществовала до 1921 года, когда с переходом к новой экономической политике и введением хозрасчета на государственных предприятиях назрела необходимость возврата к той системе социального страхования, элементы которой были обозначены в первых декретах. По декрету СНК от 15 ноября 1921 года «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом» материальное обеспечение трудящихся основывалось на обязательных взносах предприятий, учреждений и хозяйств, использующих труд наемных работников. Конкретные нормы обеспечения определялись отдельными постановлениями СНК. В частности, пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам устанавливались в размере фактического заработка работника. Если средств было недостаточно, то пособие по болезни могло быть сокращено до одной трети тарифной ставки. При рождении ребенка предусматривалось два вида пособия: на предметы ухода за новорожденным и на кормление ребенка до девяти месяцев в размере 25 процентов средней зарплаты. Пособие по безработице выдавалось в размере от 1/6 до 1/2 средней зарплаты с учетом квалификации и стажа работы. В этих нормативных актах подчеркивалось, что фонды социального страхования твердо бронированы и не могут быть использованы на какие-либо другие цели. Тариф по всем видам страхования составлял 28,5 процента от фонда оплаты труда. Для социального страхования по временной нетрудоспособности, материнству и детству выделялось от 6 до 9 процентов; на лечебную помощь работающим – от 5 до 7 процентов от фонда оплаты труда. Кроме обычных тарифов существовали льготный и поощрительно-карательный, применение которых зависело от степени опасности и вредности условий производства. В деятельности страховых органов, кроме обеспечения застрахованных денежными выплатами, все больше внимания уделялось вопросам профилактического и социально-бытового направления (курорты, санатории, дома отдыха, профилактории, диетпитание, детские сады и ясли, молочные кухни). Союзный совет социального страхования обладал довольно широкими полномочиями. Он рассматривал и утверждал разработанные инструкции и положения в развитие действующих законоположений, касающихся страхования отдельных категорий работников, порядка взимания страховых взносов, применения действующих тарифов к отдельным видам страхования и размеров страхового обеспечения; разъяснял законодательство о социальном страховании; устанавливал порядок хранения денежных средств органов страхования и др. Этим Советом в 1925 году был утвержден первый список профессиональных заболеваний. В 1933
году произошла очередная реорганизация «сверху» социального страхования.
Наркомтруда (НКТ) СССР был ликвидирован, а его функции переданы Всесоюзному
центральному совету профессиональных союзов (ВЦСПС), который фактически стал
частью государственного аппарата. На предприятиях (учреждения, организациях) работу по назначению пособий, контролю за правильностью их выдачи, обеспечения путевками проводили профсоюзные комитеты. Профсоюзы стали также заниматься вопросами охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии. Многие вопросы охраны труда впоследствии вновь были переданы в ведение государственных органов, но социальное страхование управлялось профсоюзами еще долгие годы. Серьезный недостаток этой модели состоял в том, что с ее введением утрачивался страховой характер социальной помощи. Если раньше работник был заинтересован в том, чтобы лично участвовать в формировании средств на собственную социальную защиту, то теперь, когда, он не должен был сам добровольно платить взносы, когда они стали взиматься принудительно, со всего коллектива, эта заинтересованность пропала. Ответственность за возмещение ущерба от потери трудоспособности качественно изменилась, стала принципом не страхования, а возмещения, которое осуществляло или предприятие, или тот, кто приносил ущерб. На предприятия легло основное бремя страховых платежей при полном отсутствии у них прав распоряжения фондами социального страхования, хотя размер взносов по всем его видам составлял 38% фонда заработной платы. Страховые платежи превратились в государственную повинность, в обязательный налог. Понятие социального страхования понималось чрезвычайно широко. Ставился вопрос не просто о денежном вспомоществовании, но о практической помощи при наступлении страхового случая. В создавшихся условиях социальное страхование утрачивает свои характерные особенности и превращается в социальное обеспечение. Смещение этих понятий распространялось и на действующее законодательство. Получалось, что социальная помощь, находясь в ведении профсоюзов и государства, как двух различных гарантов обеспечения конституционных прав, финансировалась только из средств госбюджета. Система соцстраха строилась в соответствии с социально-экономическими принципами построения государства. Поэтому для нее были характерны следующие базовые положения: 1. всеобщий охват рабочих и служащих; 2. обязательное финансирование из взносов предприятий, организаций, учреждений, которые в то же время рассматривались как составная часть госбюджета; 3. предоставление определенным категориям трудящихся ряда льгот. Важным моментом при историческом обзоре развития системы социального страхования в России может считаться то, что, начиная с модели государственного призрения в долгие годы действия советской модели, объектом ее внимания было преимущественно городское население. В отношении крестьянства, наиболее многочисленной в то время части страны, эти функции осуществлялись в весьма урезанном виде – в форме трудовой помощи по запашке полей. Лишь в 1964 году принимается Закон «О пенсионном обеспечении колхозников». В последующие пять лет в Примерный устав колхоза включаются правовые нормы социального обеспечения и социального страхования, и отличия в положении рабочего и колхозника практически исчезают. В 1970 году Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС социальное страхование колхозников обеспечивается за счет взносов колхозов в центральный союзный фонд. В этот же период государственное социальное страхование распространено и на членов других кооперативов, получивших довольно широкое развитие после принятия в 1988 году закона о кооперативах. Им были охвачены все граждане, работающие в религиозных организациях, включая священнослужителей. Специфической чертой советской модели социальной деятельности была системе двойного подчинения и контроля – со стороны Советов всех уровней и вертикальной цепочки исполнительных органов власти. Полномочия представительных органов власти находились в обратно пропорциональной зависимости к их иерархическому уровню: чем ближе совет к конкретному человеку, тем меньшими возможностями и полномочиями он обладал. В организационном плане соцстрах в этот период продолжал развиваться по пути, начало которому было положено в 30-е годы. Именно тогда были сформированы взаимоотношения между собственно соцстраховским бюджетом, профсоюзным бюджетом и средствами «хозяйственников». Перестройка, начавшаяся в России в конце 80-х годов, принесла кардинальные изменения во всех сферах жизни общества. Естественно, новые исторические обстоятельства вызвали изменения в организации и финансировании социального страхования. Первая попытка реорганизации старой системы соцстраха связана с Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 августа 1990 года «О совершенствовании финансирования расходов на социальное страхование и социальное обеспечение». В соответствии с этим документом с 1 января 1991 года образуется Фонд социального страхования СССР в ведении ВЦСПС и упраздняется централизованный союзный Фонд социального страхования колхозников. Финансовый механизм Фонда еще не был в достаточной мере разработан, но его средства уже не включались в состав государственного бюджета. 1 января 1991 года постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов был образован Фонд социального страхования РСФСР, который некоторое время функционировал одновременно с союзным Фондом, прекратившим свое существование с распадом СССР. В 1990 г. был приняты союзный, а затем, через полгода – российский Пенсионные фонды, как отдельные от государственного бюджета автономные системы (финансово-кредитные организации). 1.4 Изменения в системе социального страхования РФ Организационные структуры современной системы социального страхования сформировались в России в начале 90-х годов с созданием государственных внебюджетных фондов: пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования и занятости. Была обеспечена независимость финансовых ресурсов социального страхования от государственного бюджета, который в течение 90-х годов испытывал постоянный дефицит. С началом рыночных преобразований в нашей стране общество столкнулось с новыми проблемами в области социального обеспечения. Выделим основные: - появления риска потери работы вследствие отмены положения о всеобщей занятости; - появление явной инфляции, и соответственно, необходимости разработки механизма индексации социальных выплат и других видов социальной помощи, с одной стороны, и механизма сохранения средств, предназначенных на социальную защиту, с другой; Страницы: 1, 2 |
|
© 2000 |
|