РУБРИКИ |
Международные финансовые организации |
РЕКЛАМА |
|
Международные финансовые организацииМеждународные финансовые организации[pic] Министерство высшего образования Российской Федерации Санкт-Петербургская Государственная инженерно-экономическая академия Институт предпринимательства и финансов Кафедра финансов и банковского дела РЕФЕРАТ на тему: «Международные финансовые организации» по дисциплине: «Теория финансов» Выполнила: Павлова Е. В.
студентка группы 3171, III курс г. Санкт-Петербург 2000 год Содержание Международные финансовые организации 3 Международный валютный фонд 4 Группа Мирового банка 10 Международный банк реконструкции и развития 10 Международная финансовая корпорация 13 Международная ассоциация развития. 15 Международное агентство по инвестиционным гарантиям 16 Россия и международные клубы кредиторов 17 Принципы Парижского клуба 17 Принципы Лондонского клуба. 21 Сходства и различия Лондонского и Парижского клубов. 21 Задолженность России по Парижскому клубу. 23 Внеклубная задолженность России. 24 Задолженность перед Россией в рамках Парижского клуба. 24 Задолженность России по Лондонскому клубу 26 Список литературы 29 Международные финансовые организации После Второй мировой войны расстройство международной и национальных
валютно-кредитных систем и крайне тяжелое положение в народном хозяйстве
воюющих стран обусловили необходимость мобилизации национальных финансовых
ресурсов этих государств и принятия коллективных мер для ликвидаций
последствий войны. В этих целях на международной валютно-финансовой
конференции ООН, состоявшейся в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США), было
принято решение об образовании в качестве специализированных органов ООН По мере стабилизации национальных хозяйств европейских стран,
расширения международных экономических связей и интернационализации
хозяйственной жизни в мире происходили изменения в деятельности МВФ и МБРР. Возросший круг вопросов в валютно-кредитной области, как на международной арене, так и в отдельных регионах, который необходимо было решать мировому сообществу, также вызвал потребность в создании региональных банков долгосрочного кредитования. В результате если в довоенные годы существовал лишь Банк международных расчетов в Базеле (Швейцария), то в настоящее время функционирует целая система международных валютно-кредитных организаций как глобального, так и регионального характера (Азиатский банк развития, Межамериканский банк развития, Африканский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития и др.). Международный валютный фонд Международный валютный фонд (МВФ) создан в целях поддержания стабильности в международных валютных отношениях. Официальными его задачами, изложенными в Уставе МВФ, являются сотрудничество в международных валютных вопросах, содействие в стабилизации валют, устранение валютных ограничений и создание многосторонней системы расчетов между странами, предоставление странам-членам валютных ресурсов для устранения временных нарушений их платежных балансов. С начала 80-х гг. МВФ стал предоставлять средне- и долгосрочные кредиты (на 7—10 лет) на «структурную перестройку экономики» странам-членам, осуществляющим радикальные экономические и политические реформы. МВФ начал свои операции в марте 1947 г. в качестве специализированного органа ООН. Место нахождения центрального аппарата, г. Вашингтон, имеет свои отделения и представительства в ряде стран. Учредителями МВФ были 44 страны, в 1999 г. его членами являлись 182 государства. Структура управления Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих, в котором каждая
страна — член Фонда представлена управляющим и его заместителем,
назначаемыми правительствами соответствующих стран на пятилетний срок (это,
как правило, министры финансов и руководители центральных банков). Совет
управляющих собирается один раз в год и решает принципиальные вопросы Рабочими органами Совета управляющих, подготавливающими для него необходимые материалы, являются 2 комитета. Временный комитет (полное название — Временный комитет Совета
управляющих по вопросам международной валютной системы) состоит из 24
управляющих МВФ, проводит заседания 2 раза в год; отчитывается перед Комитет развития (полное название — Объединенный министерский комитет Исполнительным органом является директорат (исполнительный совет),
состоящий из 24 директоров, из которых 5 назначаются Великобританией, Директорат назначает директора, который возглавляет административный аппарат Фонда и ведает текущими делами. По традиции им является европеец. В руководящих органах голоса определяются в соответствии с размером
квот. Каждая страна имеет 250 голосов плюс 1 голос на каждые 100 тыс.
единиц СДР ее квоты. Решения принимаются простым большинством (не менее
половины) голосов, а по наиболее важным вопросам — специальным большинством Капитал и заемные средства Уставный капитал МВФ образуется из взносов государств-членов в
соответствии с устанавливаемой для каждой страны квоты, которая
определяется исходя из экономического потенциала страны и ее места в
мировой экономике и внешней торговле. При создании Фонда его капитал
составлял 7,7 млрд. долл. США. В последующие годы в связи с приемом новых
членов и увеличивающейся потребностью в средствах для оказания помощи
нуждающимся странам уставный капитал возрастал каждые 5 лет, а также
корректировались квоты стран в соответствии с их меняющейся ролью в мировой
экономике. На состоявшейся в 1997 г. в г. Сянгане (Гонконге) сессии МВФ
было принято решение о повышении его капитала на 45%, и после одобрения
этого решения парламентами стран-членов (такой порядок принят в Фонде),
уставный капитал МВФ увеличен до 212 млрд. СДР (297 млрд. долл.). В 1962 г. Фонд подписал с 10 экономически развитыми странами (США, Полученные средства Фонд, в свою очередь, предоставляет на условиях кредита на определенный срок с уплатой определенного процента. Кредитная деятельность Важнейшим направлением деятельности Фонда являются его кредитные операции. Согласно Уставу. МВФ предоставляет кредиты странам-членам для восстановления равновесия их платежных балансов и стабилизации валютных курсов. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами стран-членов: казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами. Страна, нуждающаяся в иностранной валюте или в СДР, производит их
покупку у Фонда в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте,
которая зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. По
истечении установленного срока кредита страна обязана произвести обратную
операцию, т. е. выкупить у Фонда находящуюся на специальном счете
национальную валюту и возвратить полученную иностранную валюту или СДР. Размеры предоставляемых Фондом кредитов и возможности их получения связаны с выполнением страной-заемщиком ряда условий, не всегда приемлемых для этих стран. Первая сумма иностранной валюты, получаемая страной-заемщиком в
размере до 25% ее квоты, называется резервной долей. Ее размер определяется
как превышение величины квоты над суммой находящегося в распоряжении Фонда Резервная доля и кредитная позиция составляют резервную позицию страны Средства, получаемые страной от Фонда сверх резервной доли (они составляют 100% от величины квоты), выдаются на более строгих условиях: предельная величина получаемых средств от МВФ, когда страна полностью использовала резервную позицию (т.е. резервную долю и кредитную позицию), не должна, как правило, превышать 125% ее квоты. Приобретаемые страной средства сверх резервной доли делятся на 4 части (транша) по 25% каждая, и по мере использования этих частей (траншей) получаемого кредита требования по «обоснованному использованию» получаемых средств возрастают. В «письме о намерениях», направляемом страной-заемщиком Фонду, излагаются направления и меры по использованию кредита, и Фонд контролирует их выполнение. В тех случаях, когда, по мнению Фонда, происходит нарушение страной-заемщиком взятых обязательств, кредитование сокращаются, а может и полностью прекратиться. МВФ с начала 50-х гг. стал заключать со странами-членами соглашения о
резервном кредите, или соглашения «стэнд бай» (англ. Stand-by В 1974 г. была создана система расширенного кредитования, которая
предназначена для предоставления средств в иностранной валюте странам —
членам Фонда на более длительные сроки и в значительно больших размерах. Для получения расширенного кредита страна-заемщик подписывает с Фондом специальное соглашение, в котором оговариваются условия кредита и принимаемые страной обязательства. Общий размер кредитов, которые страна- член может получить от Фонда в рамках резервных и расширенных кредитов, составляет на протяжении года до 68% от ее квоты, а включая ранее полученные кредиты — 300% от квоты. Специальные механизмы В целях оказания помощи странам — членам МВФ, испытывающим трудности в экономическом развитии по не зависящим от них причинам, а также для содействия в решении обширных проблем экономического и социального характера. Фонд создал ряд специальных механизмов, которые предоставляют средства на валютных условиях. К ним относятся: • Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования, средства которого выделяются в связи с постигшими страны стихийными бедствиями, непредвиденным изменением мировых цен и другими причинами; • Механизм финансирования буферных (резервных) запасов сырьевых товаров, создаваемых в соответствии с международными соглашениями; • Механизм финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию внешнего долга, который выделяет средства развивающимся странам, оказавшимся в кризисной ситуации с внешними долгами; • Механизм поддержки структурных преобразований, средства которого направляются в страны, осуществляющие переход к рыночной экономике путем осуществления радикальных экономических и политических реформ. Помимо указанных функционирующих ныне механизмов МВФ создавал
временные специальные фонды, которые были призваны содействовать
преодолению кризисных валютных ситуаций, возникавших по разным причинам Россия стала членом МВФ в 1992 г. По размеру выделенной квоты (4,3
млрд. СДР, или 3%) и числу голосов (43,4 тыс., или 2,9%) она заняла 9-е
место. За прошедшие годы Россия получала от Фонда разного рода кредиты Группа Мирового банка Группа Мирового банка включает Международный банк реконструкции и
развития (МБРР) и три его филиала — Международную ассоциацию развития Возглавляемые единым руководством, каждый из указанных институтов самостоятельно, за счет имеющихся у него средств и на различных условиях осуществляет финансирование инвестиционных проектов и содействует осуществлению в ряде стран программ экономического развития. Международный банк реконструкции и развития МБРР, более известный как Мировой или Всемирный банк, был создан в Высшим органом МБРР является Совет управляющих, состоящий из
представителей всех стран-членов Банка, назначаемых соответствующими
правительствами на пятилетний срок. Собирается на сессии один раз в год
совместно с МВФ. Членами МБРР могут быть страны, вступившие в МВФ,
поскольку обязаны проводить валютно-финансовую политику, соответствующую Текущей деятельностью руководит Директорат, состоящий из 22 директоров-
исполнителей, из которых 7 назначаются (представляют США, Англию, Францию, Директорат возглавляет Президент Банка, которым по традиции является американец (в настоящее время Вульфенсон - от США). Уставный капитал МБРР образуется путем подписки стран-членов на его акции. Первоначально капитал составлял 10 млрд. долл. США, но в дальнейшем в связи с необходимостью расширения его кредитной деятельности потребовалось неоднократно увеличивать подписной капитал, который в 1998 г. достиг 186,4 млрд. долл. США (свыше 150 млрд. СДР, оплаченная часть — 11,3 млрд., а остальное может быть востребовано при необходимости). Для пополнения своих ресурсов МБРР выступает как заемщик на мировом финансовом рынке, размещая на нем в отдельные годы облигационных займов на сумму более 10 млрд. долл. Поскольку МБРР имеет высокую репутацию, а облигации приносят солидный доход (около 7% годовых), частные банки и другие кредитно-финансовые институты охотно вкладывают свободные капиталы в облигации МБРР. Кредитные операции МБРР соответствуют интересам частного капитала, который через посредство Банка осуществляет активную инвестиционную деятельность, в частности в развивающихся странах. МБРР предоставляет кредиты на одобренные им проекты, причем получение этих кредитов обусловливается выполнением заемщиком ряда рекомендаций Банка как экономического, так социального порядка. Общая сумма кредитов, предоставленных Банком 128 странам за более чем 50 лет его деятельности, превысила 320 млрд. долл. МБРР предоставляет кредиты платежеспособным заемщикам и исключительно на высокорентабельные проекты. Получателями кредитов могут быть правительства стран-членов Банка, а
также частные фирмы и организации, имеющие гарантию правительства или
центрального банка. Кредиты МБРР - долгосрочные, обычно предоставляются на Наибольшая часть предоставленных МБРР кредитов направлена на развитие инфраструктуры, на подержание сельского хозяйства и рыболовства, а на развитие промышленности менее 15%. В кредитной деятельности Банка в начале 80-х гг. произошли
значительные изменения: если ранее Банк предоставлял только целевые кредиты
на какие-то конкретные объекты производственного характера, то с этого
времени МБРР стал выделять средства на осуществление программ структурной
перестройки и на урегулирование обострившихся валютно-финансовых проблем
развивающихся стран. В частности, в связи с разразившимся в 1997 г. валютно-
финансовым кризисом в странах Юго-Восточной Азии в рамках международных
программ экстренной помощи Банк выделил многомиллиардные долларовые кредиты Доля указанных нецелевых кредитов во всем объеме выделяемых Банком
средств возрастет: если в начале 80-х гг. на них приходилось 10—12%, то в Россия вступила в МБРР в 1992 г. Общая сумма выделенных Банком кредитов России составляет 9,2 млрд. долл. США, из которых на начало 1999 г. использовано 5.7 млрд. долл. Кредиты предназначались на осуществление проектов в угольной и нефтяной промышленности, сельском хозяйстве, на жилищное и дорожное строительство, развитие системы здравоохранения и образования и др. В связи с тем, что ресурсы МБРР оказались недостаточными для удовлетворения возросших потребностей развивающихся стран в кредитах и одновременно слишком дорогими, в дополнение к МБРР на правах дочерних организаций были созданы МФК (1956 г.) и MAP (1960 г.). Международная финансовая корпорация МФК была создана с целью мобилизации национального и иностранного капитала для развития частного сектора в развивающихся странах. МФК кредитует также государственные предприятия, работающие как самостоятельные акционерные компании. Кредиты направляются на реализацию высокорентабельных проектов в наиболее развитых развивающихся странах, что связано с высокой стоимостью кредитов. Высшим органом МФК является Совет управляющих, состоящий из
управляющих и их заместителей. Он может передавать большинство своих
полномочий (за исключением приема новых членов, исключения какого-либо
члена, повышения или снижения уставного капитала, изменения соглашения о Текущую деятельность направляет Директорат. Он состоит из 24 директоров Всемирного банка, чьи страны одновременно являются членами МФК. Президент МФК по должности является председателем директората МФК. МФК
была реорганизована в 1993 году в соответствии с новыми требованиями К источникам финансирования МФК принадлежат взносы членов в уставной капитал, кредиты МБРР, отчисления от прибылей, средства от возвращенных кредитов и привлекаемые на международных финансовых рынках. МФК имеет отделения во Франкфурте-на-Майне, Лондоне, Париже и Токио. В 1986 году МФК основала Консультативную службу по иностранным
инвестициям (Foreign Investment Advisory Service), для оказания помощи
правительствам развивающихся стран в наиболее эффективном использовании
иностранных инвестиций (капиталы, технология, менеджмент) в рамках
долгосрочных программ развития. Деятельность КСИН контролируется комитетом Международная ассоциация развития. МАР и МБРР преследуют во многом одни и те же цели — предоставление займов/кредитов для приоритетных, экономически и технически обоснованных проектов в рамках национальной экономики. Организации различаются по источникам финансовых средств и условиям предоставления капитала. В то время как МБРР, занимающий капитал в основном на финансовых рынках, предоставляет займы на несколько более льготных, чем обычные коммерческие, условиях (в основном государствам, отвечающим определенным требованиям, а именно возвращающим кредиты), то МАР, получающая свой капитал из других источников, предоставляет беспроцентные кредиты беднейшим странам (с ежегодным душевым доходом менее 805 долл. США на 1992 г.). Структура МАР та же, что и у МБРР. Административную деятельность осуществляет по совместительству персонал МБРР. Штат сотрудников МАР разделен на четыре сектора: операции, финансирование, политика, планирование и исследования. МАР располагает тремя основными источниками финансирования: прибыли Раз в три года группа стран-кредиторов (в настоящее время 34 государства) назначает официальных представителей, которые проводят консультации об очередном привлечении средств МАР. Решение о проведении десятого привлечения средств МАР, используемых, прежде всего для борьбы с бедностью, проведения экономических реформ, улучшения менеджмента и экологической среды, было принято в 1993 году (срок действия до 1996 г.). Каждый финансируемый МАР проект подвергается политико-экономической экспертизе с целью наиболее эффективного использования финансовой помощи. Международное агентство по инвестиционным гарантиям МАИГ, основанное в 1988 году, является дочерней организацией МБРР, обладает юридической и финансовой независимостью. Основной целью МАИГ является поощрение иностранных инвестиций на производственные цели, особенно в развивающихся странах, в качестве дополнения к деятельности институтов группы Всемирного банка. Все полномочия по управлению МАИГ принадлежат Совету управляющих (1
управляющий, 1 заместитель), за исключением специально переданных другому
органу. Совет управляющих может передавать свои полномочия директорату. За текущую деятельность МАИГ отвечает директорат. Президент МБРР по должности является председателем директората. Президент МАИГ назначается директоратом по предложению президента МБРР и ведет текущие дела под общим надзором директората. Россия и международные клубы кредиторов Россия сейчас имеет дело с тремя группами кредиторов: официальные
кредиторы, в основном входящие в Парижский клуб; коммерческие банки или Принципы Парижского клуба В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными
принципами: наличие непосредственной угрозы прекращения платежей,
обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить
определенную экономическую политику и равномерное распределение бремени
невыплаченных долгов среди кредиторов. Первые два принципа — это условия,
которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре
старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. 1. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности. Для того чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекращены. Кроме того, Парижский клуб может проанализировать степень серьезности проблем данной страны с помощью прогноза МВФ о состоянии платежного баланса страны на будущий год. Такие договорные обязательства по платежам, как правило, относятся к кредитам или особым финансовым условиям, предоставленным либо непосредственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным учреждениям и ведомствам (долг государственного сектора), либо частным юридическим лицам, если они поместили сумму в местной валюте, равную сумме задолженности, в отечественный коммерческий банк или в центральный банк данной строены, и перевод средств иностранному кредитору в конвертируемой валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валюты (долг частного сектора). Неспособность частного должника привлечь достаточные средства в
национальной валюте для приобретения необходимой суммы в иностранной валюте 2. Выполнение определенных условий. Смягчение условий погашения задолженности путем отсрочки платежей направлено на то, чтобы должнику восстановить кредитоспособность через осуществление всеобъемлющих реформ и преобразований. Поэтому государства-кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолженностей лишь при условии принятия странами-должниками программ макроэкономических преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ. Данному факту государства-кредиторы придают большое значение. Обычно, в согласованном протоколе о пересмотре условий погашения задолженности содержится такое замечание: «Положения настоящего протокола сохраняют силу до тех пор, пока Республика Х имеет договоренность с Международным валютным фондом о дополнительных ссудах». У должников, испытывающих финансовые трудности, зачастую накапливаются большие суммы неплатежей по погашению задолженности не только перед официальными и частными кредиторами, но и перед МВФ. Устав МВФ запрещает предоставлять таким странам новые кредиты и ссуды и, следовательно, заключать с ними соответствующие дополнительные договоренности. А это, в свою очередь, лишает страны-кредиторы Парижского клуба возможности урегулировать финансовые отношения с такими странами. Чтобы вырваться из этого заколдованного круга, Парижский клуб
разработал специальную стратегию, согласно которой страна-должник должна
осуществлять программу макроэкономических преобразований в соответствии с
требованиями, которые предъявляются к получателям дополнительных ссуд от Обусловленность кредитов обязательствам должников проводить определенную экономическую политику не является строгим юридическим термином. Определения этого принципа нет даже в Договорах о Международном валютном фонде и о Всемирном банке. Некоторые страны-должники утверждают, что обусловленность кредитов МВФ обязательством проводить определенную экономическую политику лишь усугубляет экономические трудности. Почему они так считают? План преобразований МВФ, который излагается в письме-обязательстве страны-заемщика, включает в себя, как правило, следующие требования: ограничение роста денежной массы, сокращение дефицита государственного бюджета, контроль над предоставлением кредитов, совершенствование политики обменного курса национальной валюты (речь идет об устранении искусственного завышения курса путем девальвации), устранение контроля над ценами, совершенствование торгового баланса, а также ограничение вмешательства государства в экономику. Однако в практическом плане программы преобразований МВФ связаны с сокращением расходов на социальные нужды (образование, здравоохранение и т.п.) и отменой государственных дотаций на производство продуктов питания и других товаров и услуг первой необходимости. Выполнение таких программ во многих случаях приводило к беспорядкам и политической нестабильности, так что при осуществлении подобных планов стабилизации правительство страны- должника нередко вынужденно прибегать к репрессивным мерам против собственного народа. Бывают и исключения из этого правила: если страна-должник нс является членом МВФ, она обсуждает необходимые преобразования непосредственно с кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу экспертом для оценки, реальной экономической обстановки. Такие группы были направлены в 1994 году в Польшу и Мозамбик до того, как эти государства вступили в МВФ. Такой же подход был принят и в отношении Кубы, а эта страна не является членом МВФ. Кроме того, кредиторы утверждают, что страны- должники неохотно идут на такие условия; ведь в отличие от МВФ Парижский клуб не в состоянии предоставить новые кредиты в качестве стимула к проведению экономических реформ. 3. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств среди кредиторов. Данное правило называют еще принципом равных условий. Оно обеспечивает равномерное распределение среди кредиторов бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения долговых обязательств. В целях упрощения этой работы кредиторы Парижского клуба, как правило, договариваются о том, что для всех кредитов, предоставленных данной стране до определенного срока, будет установлен один и тот же льготный период и срок погашения. Указанный принцип распространяется и на кредиторов, не участвующих в
переговорах в рамках Парижского клуба. Официальные кредиторы не хотят,
чтобы уступки, предоставляемые Парижским клубом, использовались должниками
для покрытия долговых обязательств перед другими категориями кредиторов. Переговоры в Парижском клубе не требуют больших затрат, однако для
представителей стран-должников эта процедура унизительна и неприятна. Как
правило, переговоры в Парижском клубе завершаются в течение одного дня, но
иногда бывают более продолжительными. Самые короткие за всю историю клуба
переговоры были в октябре 1983 г., когда для достижения договоренностей с
делегацией Малави потребовался всего один час. Случается, что переговоры
занимают довольно много времени, а бывает, что и заходят в тупик. «Иногда
переговоры почти полностью проваливаются в результате возникновения в
последнюю минуту каких-то умопомрачительных моментов, — вспоминает один из
участников Парижского клуба Питер Маунтфельд. — Помню, как совершенно
неожиданно разрешилась одна из таких патовых ситуаций в мужском туалете в Принципы Лондонского клуба. Лондонский клуб - это форум для пересмотра сроков погашения кредитов, предоставленных коммерческими банками (без гарантии правительства- кредитора). Поскольку такие переговоры между суверенными должниками и коммерческими кредиторами часто проходят в Лондоне, этот клуб получил название "Лондонского клуба". Данный "клуб" является неофициальным органом, включающим в себя коммерческие банки, перед которыми имеют задолженность страны "третьего мира". Сходства и различия Лондонского и Парижского клубов. Как и Парижский клуб, Лондонский клуб стремится облегчить бремя
развивающихся стран по непосредственному обслуживанию долга. Ни один их
этих клубов не является международной организацией. Их "членский состав"
нестабилен, и они не имеют официального мандата. Каждый клуб располагает
комплексом правил и процедур для проведения операций по пересмотру долга. В Лондонский клуб занимается реструктуризацией долгов коммерческим
структурам, тогда как Парижский клуб пересматривает долги официальным
кредиторам. Лондонский клуб не имеет постоянного председателя или
секретариата, и его процедуры и организация носят гораздо более свободный
характер, чем в Парижском клубе. Поэтому правила, регулирующие проведение
заседаний Лондонского клуба, значительно различаются в зависимости от
страны. Такая гибкость подхода затрудняет задачу описания процедур Как правило, Лондонский клуб не пересматривает процентные платежи,
тогда как Парижский клуб пересматривает выплату, как основной суммы долга,
так и процентов. Вместо этого коммерческие банки предоставляют стране новый
заем в качестве части пакета мер по реструктуризации. Доли отдельных банков
в таком займе обычно основаны на величине их рисков в стране-должнике. Задолженность России по Парижскому клубу. В процессе распада бывшего СССР кредитные линии, предоставленные
правительствами развитых стран «под перестройку», продолжали действовать (в
отличие от займов коммерческих банков), продукция поступала всем бывшим
союзным республикам, в то время как обслуживание накопленного долга
осуществлялась только за счет средств Российской Федерации. В рамках
базового соглашения (1996 г.) по долгосрочной реструктуризации официальной
задолженности России заключены двусторонние межправительственные соглашения
с 18-ю странами-членами клуба: Австралией, Австрией, Бельгией, Внеклубная задолженность России. Россия взяла на себя также обязательства по урегулированию
задолженности бывшего СССР и перед странами, не входящими в Парижский клуб. Задолженность перед Россией в рамках Парижского клуба. Большая часть межгосударственных кредитов в этой подгруппе была формой
финансовой поддержки дружественных СССР политических режимов в странах
третьего мира, т.е. предоставлялась без сколько-нибудь серьезного анализа
платежеспособности заемщиков. Как следствие, обязательства большинства
государств относятся теперь к разряду сомнительной и даже безнадежной
задолженности (рис. 6.4). Из суммарного долга 51-ой страны России в 120
млрд. долл. почти треть приходится на 25 стран, обратившихся в этот клуб с
просьбой о реструктуризации задолженности. В рамках клуба у России 5
крупнейших должников: Алжир, Вьетнам, Йемен, Мозамбик и Эфиопия. Например,
на нашу страну приходится 80% (или 6,5 млрд. долл.) всей задолженности Одним из направлений работы с финансовыми активами бывшего СССР
является продажа на тендерной основе активов, выраженных в клиринговых и
других замкнутых валютах. Сюда относятся, в первую очередь, долги Индии, Сам факт вступления России в Парижский клуб — явление для нас и для Есть, однако, и проблемные моменты. Поскольку Парижский клуб формально не отвечает за ранее заключенные двусторонние соглашения, то и страны- должники начинают уже думать - платить по ним или не платить. Тем более, что со многими странами не определен механизм оценки старых долгов, особенно если раньше они выражались в переводных рублях (например, если коэффициент пересчета долгов Вьетнама, Монголии и Кубы установить как 1:1, то сумма может превысить 50 млрд.). У стран, не поддерживающих отношения с Парижским клубом, долги более крупные. Единственным исправным плательщиком в последнее время остается лишь Индия, погашающая до 1 млрд. долл. ежегодно (рис. 1). [pic] Рис. 1. Структура внешних финансовых активов России Задолженность России по Лондонскому клубу Лондонский клуб объединяет около 1000 крупных зарубежных коммерческих
банков. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами
задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не
находятся под защитой гарантий или страхования. Обязательства России перед
этим клубом составляют межбанковские кредиты, предоставленные После распада СССР предполагалось, что каждое из государств будет
нести свою долю ответственности по внешнему долгу (к тому времени — около Переговоры с Лондонским клубом были начаты еще в 1991 г. Через два
года полномочия по обслуживанию внешнего долга и централизованных
внешнеэкономических операций РФ были переданы Внешэкономбанку как
специализированному государственному банку РФ, а еще через два года банк
был определен официальным должником перед Лондонским клубом. В 1995 г. во В соответствии с достигнутыми договоренностями основной долг переоформлен в долгосрочный синдицированный кредит (25 лет), агентом по которому выступает Bank of America. В частичную оплату процентов по основному долгу банкам-кредиторам выплачено более 3 млрд. долл. Для урегулирования оставшейся процентной задолженности осуществлен выпуск процентных облигаций (Interest Accrual Notes — IAN) на сумму свыше 6 млрд. долл. Эмитентом выступает Внешэкономбанк, но приравнены они по статусу к долговым обязательствам государства, а зарегистрированы на Люксембургской бирже. Обращение этих облигаций предусмотрено как в России, так и за ее пределами — в европейской клиринговой системе Euroclear. Агент по обслуживанию процентных облигаций — Chase Manhattan Bank, агент по завершению сделки и осуществлению первоначальных платежей по Лондонскому клубу — Deutsche Bank. В январе 1999 г. кредиторы Лондонского клуба проголосовали за резервирование права на акселерацию выплат по российскому внешнему долгу, т.е. против акселерации как таковой, что означает возможность начала переговоров о дальнейшей реструктуризации российского внешнего долга. Интересно, что Россия в списке должников клуба, который, кстати,
кредитовала основном развивающиеся и коммунистические страны, занимает
четвертое место после Бразилии, Мексики и Аргентины. Вообще, основные
методы решения долговых проблем у клуба следующие: реструктуризация
задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых Список литературы 1. Саркисянц А. Г. Система международных долгов – М.: «ДеКА», 1999 Отношения, 1995
|
|
© 2000 |
|