РУБРИКИ

Межбанковские расчеты

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Межбанковские расчеты

Межбанковские расчеты

СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

 Введение

Глава 1. Организация межбанковских расчетов

1.1. Необходимость, сущность и значение межбанковских

 расчетов

1.2. Характеристика видов межбанковских расчетов

1.2.1. Расчеты через корреспондентские счета, открываемые

 в других банках

1.2.2. Расчеты через расчетно-кассовые центры

1.2.3. Межбанковский клиринг

1.2.4. Межбанковские расчеты через коммерческие сети

Глава 2. Анализ межбанковских расчетов на территории Свердловской  области

2.1. Платежный оборот Свердловской области за период  1997-1999 годов

2.2. Практика межбанковских расчетов в Головном расчетно - кассовом  центре г. Екатеринбурга

Глава 3. Проблемы межбанковских расчетов и пути их совершенствования

 Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение


Общеизвестно, что уровень развития общества определяется не только совершенством политической системы, наличием социальных гарантий для граждан, но, прежде всего состоянием экономики.

Современная экономика любого государства представляет собой широко разветвленную сеть сложных взаимоотношений миллионов входящих в нее хозяйствующих субъектов. Основой этих взаимосвязей являются расчеты и платежи, в процессе которых происходит удовлетворение взаимных требований и обязательств. Платежная система страны - неотъемлемый элемент рыночной экономики, через которую реализуются различные экономические возможности. Она представляет собой совокупность законодательно регулируемых элементов, обеспечивающих выполнение долговых обязательств, возникающих в процессе экономической деятельности. Для России она имеет особую значимость, ибо стала одной из ключевых проблем реформирования экономики на переходном этапе.

 Одним из условий эффективной экономической деятельности субъектов рынка является своевременное и гарантированное получение оплаты за реализованную продукцию (услуги).

Сначала девяностых годов платежная система России заметно изменилась.

Проведена большая работа в области ее совершенствования, оснащения современными техническими средствами, обеспечения эффективности, надежности, стабильности и безопасности проведения безналичных расчетов.

В настоящее время данная проблема привлекает особое внимание в виду возросшей активности на фондовом и валютном рынках, операции на которые составляют значительные суммы денежных средств, весьма ощутимые даже в сравнении с общим объемом торговых и промышленных операций. Поэтому, немаловажным представляется вопрос о том, каким способом и в какой форме стороны осуществляют свои взаиморасчеты.

 Сегодня вопросы развития платежных систем весьма актуальны.

Эффективная система расчетов должна базироваться на целевом характере, срочности, и обеспеченности любого платежа, а также учитывать платежеспособность и кредитоспособность плательщика.

Естественной составной частью расчетов, осуществляемых банками, являются межбанковские расчеты (далее - МБР).

Организация МБР является одной из узловых проблем развития банковского дела. Внедрение и отлаживание новых расчетов сопряжено с большими трудностями экономического, организационного и технического характера. Накоплен опыт нескольких лет применения МБР.

Целью данной дипломной работы является анализ действующей практики осуществления МБР в России, анализ расчетов на примере Головного расчетно-кассового центра (далее - ГРКЦ) г. Екатеринбурга.

В соответствии с поставленной целью, автором определены следующие задачи:

1.Обосновать необходимость расчетов в экономической системе.

2.Рассмотреть действующие системы МБР в Российской Федерации (далее - РФ).

3.Проанализировать практику осуществления МБР в ГРКЦ г. Екатеринбурга.

4.Выделить проблемы МБР в РФ и предложить некоторые направления их совершенствования.

В работе использованы нормативные документы ЦБ РФ, теоретические источники по МБР: Лаврушин О.И., Булатов М.А., Сигова Е. М., Грязнова А.Г., Молчанов А.В., Ларенц Х., Дитер В. Эльберскирх, Липис А., Линкер Я., публикации из экономических газет и журналов, практические данные Головного РКЦ.

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖБАНКОВСКИХ РАСЧЕТОВ

 

1.1.Необходимость, сущность и значение межбанковских расчетов.


Совокупность всех денежных расчетов в экономической системе составляет ее денежный оборот. В свою очередь, денежные расчеты совершаются в форме безналичных платежей, либо в виде непосредственного обращения наличных денег. Во всех цивилизованных, экономически развитых странах основной частью денежного оборота (более 90 %) является безналичный платежный оборот. Он представляет собой процесс организации денежных расчетов в экономической системе без непосредственного использования наличных денег по средствам их перевода с одного счета на другой, либо путем так называемого зачета взаимных требований.

Безналичные расчеты - это денежные расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя.

Система расчетов между различными контрагентами и хозяйствующими субъектами, обеспечение бесперебойности и непрерывности платежей являются важнейшими условиями нормального функционирования экономики. В денежных расчетах и платежах, проводимых преимущественно банками, находят свое воплощение практически все виды экономических отношений и обществе. Это, в свою очередь, немыслимо без взаимных расчетов между банками - межбанковских расчетов, что обусловлено широкой разветвленностью хозяйственных связей, большой территориальной удаленностью предприятий. По существу, лишь на основе расчетов между разными банками и их филиалами можно завершить расчеты в народном хозяйстве:

- предприятий друг с другом по поводу купли-продажи товаров (услуг);

- с финансовыми органами по уплате налогов;

- с внебюджетными фондами по перечислению обязательных взносов;

- со страховыми компаниями по страхованию имущества и коммерческих рисков;

- с собственным персоналом по выплате заработной платы и других платежей;

- другие денежные расчеты.

Определенная часть МБР служит для экономических связей самих кредитных и финансовых институтов, например:

- при размещении денежных средств в форме депозитов и кредитов;

- при переучете векселей друг у друга и в ЦБ РФ;

- получение от ЦБ России кредитов в порядке рефинансирования;

- покупка и продажа ценных бумаг, в том числе государственных.

Межбанковские расчеты сопровождают и различные виды внешнеэкономических связей, возникающих в процессе экспорта- импорта товаров (услуг), капиталов и миграции рабочей силы.

Таким образом, платежный механизм опосредствует “обмен веществ” в хозяйственной системе, от его четкой и непрерывной работы зависит общая эффективность функционирования экономических институтов.

Особенно велика роль этого механизма для банков.

Организация системы денежных расчетов в советский период, как известно, характеризовалась “административной” спецификой. Разграничение наличного и безналичного денежного оборота было искусственным. Если международные расчеты осуществлялись в какой-то мере в соответствии с общепринятыми в мировой практике принципами, то внутри страны функционирование расчетной системы приводилось в движение исключительно жесткими инструкциями Государственного банка (Госбанка) СССР.

 Действующие принципы организации безналичных расчетов, а, следовательно, и МБР, в России в определенной степени сохраняют в себе черты более чем полувекового господства государственной собственности на банковское дело и заключаются в следующем:

 - все расчеты должны производиться через учреждения банка;

- все платежи должны осуществляться в основном после отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, а при необходимости, погашение в денежной форме других обязательств (по возврату кредита, например, и др.);

- по мере наступления сроков погашения. Допускается и использование авансовых платежей, а также предварительные оплаты в том случае, если это оговорено соглашением между поставщиком и покупателем;

- оплата совершается только с согласия или по поручению плательщика-владельца счета. В бесспорном порядке взыскиваются недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджет; штрафы, а также другие средства, списываемые со счета на основании распоряжений судебных органов и т.п.;

- платежи со счета должны осуществляться при наличии на нем необходимых средств, либо в том случае, если плательщик имеет право на кредит.

Организация МБР является одной из основных проблем развития банковского дела.

Как уже отмечалось выше, естественной составной частью расчетов, осуществляемых банками, являются МБР. Причем последние в настоящее время реализуются через систему корреспондентских счетов, открываемых коммерческими банками в подразделениях ЦБ, через прямые связи между коммерческими банками и посредством межбанковского клиринга.

Современная система МБР в РФ регламентировалась специальным Положением ЦБ РФ “Об организации межбанковских расчетов на территории РФ”, появившимся 9 июля 1992 года в приложении к Положению о безналичных расчетах в РФ.

С апреля 1998 года в действие вступило Положение о проведении безналичных расчетов кредитными организациями в РФ, утвержденное ЦБ РФ 25 ноября 1997 года (Положение № 5-П), которое регулирует более широкий круг вопросов, характерных для МБР.

В процессе развития банковской системы в СССР была создана в целом отлаженная система межбанковских и внутрибанковских расчетов. Рассмотрим, как развивались эти операции в нашей стране.

Клиринг как форма МБР появился еще в Англии в середине 18 века, а в России в 19 веке.

Взаимные зачеты долговых требований между банками-участниками расчетов осуществляли специальные расчетные отделы, созданные при эмиссионном банке (правлении и провинциальных конторах Госбанка России) в 1898 году.

В 1916 году в стране насчитывалось 54 расчетных отдела.

Таблица 1

Межбанковский клиринг в России в начале ХХ века 1

Годы

Кол-во расчетных отделов

Представлено требований

Покрыто

зачетом

Перечислено с теку

щих счетов, млн. руб.

Процентное соотношение суммы

зачета к сумме

предъявленных

требований

 Общий

 оборот,

 млн.

 руб. 

1898

1

100

74

38

65,1

220

1900

3

2811

1954

857

69,4

5623

1902

3

3624

2507

1116

69,0

7428

1904

5

5449

3986

1463

73,1

10897

1906

5

4999

4363

1635

72,7

11997

1908

16

8422

6007

2415

71,3

16845

1910

27

13434

9525

3909

70,9

26869

1912

40

19856

14414

5442

72,6

39711

1913

45

21431

15426

6004

71,9

42862


Как следует из таблицы, развитие межбанковского клиринга в России отличалось большим динамизмом и высокой эффективностью. Однако после Октябрьской революции 1917 года указанные расчетные отделы были упразднены.

В СССР расчетные отделы стали вновь создаваться в 1922-1923 годах в связи с созданием специализированных банков. В то время они осуществляли зачеты взаимных требований между учреждениями банков и сберкасс, производили ежедневный обмен платежными документами.

После кредитной реформы 1930-1932 годов произошли крупные изменения в структуре кредитной системы и характере функций отдельных ее звеньев. Централизация в Госбанке СССР кассовых операций, почти всех операций по краткосрочному кредитованию и расчетам между хозорганами, а в четырех специальных банках долгосрочных вложений (Промстройбанке, Сельхозбанке, Торгбанке), операций по финансированию и кредитованию капитальных вложений и подрядных организаций, сокращение сети специализированных банков - все это сделало ненужным применение метода клиринга для расчетов между учреждениями этих банков.

В 1933 году в системе Госбанка СССР были введены расчеты посредством счетов межфилиальных оборотов (далее - МФО), просуществовавшие до конца 80-х годов.

Данная система представляет собой своеобразный внутрибанковский клиринг. Конечное сальдо межфилиальных расчетов определялось и отражалось в Правлении Госбанка СССР. Поскольку в стране функционировал, по сути единый государственный банк, клиринг носил общегосударственный характер.

Система МФО, введенная в 1933 году, достаточно успешно обеспечивала проведение расчетов между учреждениями Госбанка СССР, через которые проходила подавляющая часть платежного оборота страны. В эту систему включались также учреждения Внешторгбанка СССР. Расчеты Госбанка СССР со Стройбанком СССР осуществлялись через корсчета, открытые Правлениям Стройбанка и внутри системы сберкасс основывались также на использовании счетов МФО.

Расчеты по системе МФО были хорошо отлажены, содержали четкий механизм взаимодействия между всеми банковскими учреждениями и единый порядок их урегулирования. Но такая система расчетов могла быть дифференцированной лишь в условиях централизованной системы хозяйствования, при функционировании ее в отношениях между филиалами одного банка.

С переходом к рыночной экономике, сопровождающимся созданием

большого количества самостоятельных банков, распадом СССР и формированием на его территории целого ряда суверенных государств, система МБР должна была претерпеть изменения как не обеспечивающая четкого разграничения ресурсов разных банков. Эти изменения свелись к переходу на корреспондентские отношения между банками. Внедрение и отлаживание новых расчетов всегда сопряжено с большими трудностями экономического, организационного и технического характера.


1.2. Характеристика видов межбанковских расчетов.


Анализ состояния современной расчетной системы России позволяет охарактеризовать ее как четырехуровневую. Первый уровень - расчеты через учреждения ЦБ РФ; второй - расчеты через различные расчетные, клиринговые палаты (в качестве небанковских кредитных учреждений) ; третий - расчеты непосредственно через коммерческие банки, их расчетные подразделения и четвертый уровень - расчеты через коммерческие сети.

Политика ЦБ РФ , и это четко прослеживается по нормативным документам, выступлениям руководящих сотрудников ЦБ на конференциях, семинарах и т.д., направлена на поддержку небанковских кредитных учреждений, осуществляющих расчетную деятельность, а также на активную разработку нормативной и правовой базы их функционирования.

В принципе это тенденция положительная. Было бы неправильным все многообразие форм и видов расчетов осуществлять на каком-то одном из названных уровней.

Во-первых, расчеты федерального значения, например, налоговые, бюджетные платежи должны быть подконтрольны государственным органам и проводиться с наименьшей степенью риска, т.е. через учреждения БР.

Платежи по операциям на организованных рынках, например, пластиковых карт, ценных бумаг и других целесообразно осуществлять через созданные самими же ассоциированными членами этих рынков расчетные, клиринговые палаты, что также способствует снижению рисков.

Платежи между коммерческими банками, а также между клиентами должны проводиться через взаимные корсчета на основе четко регламентированных договорных отношений между коммерческими банками, а также банков с их клиентами. Это позволит сократить сроки расчетов, более эффективно управлять ресурсами, снизить финансовые издержки, минимизировать риски.

Важно и то, что четырехуровневая расчетная система позволяет равномерно распределить общий объем платежей и, следовательно, нагрузку на каждый уровень по таким признакам, как сумма платежа, количество платежей текущего дня и другим. Это позволит снизить операционные и технологические риски и риск, связанный с разницей во времени в различных часовых поясах.

С одной стороны, существование нескольких различных систем свидетельствует о том, что каждая из них несовершенна, обладает определенными недостатками. В какой-то степени это затрудняет и контроль за движением денежных потоков. Но, с другой стороны, наличие альтернативных вариантов дает возможность выбора.


1.2.1. Расчеты через корреспондентские счета, открываемые в других банках

До 1991 года расчеты между банками осуществлялись через систему МФО. Система МФО, введенная в 1933 году, обеспечивала проведение всех расчетов между учреждениями Госбанка СССР, через которые проходила подавляющая часть платежного оборота страны.

Расчеты по системе МФО были хорошо отлажены, содержали четкий механизм воздействия между всеми банковскими учреждениями и единый порядок их урегулирования. Но такая система расчетов могла существовать лишь в условиях центральной системы хозяйствования, при функционировании ее в отношениях между филиалами одного банка.

С переходом к рыночной экономике, сопровождающимся созданием большего количества самостоятельных коммерческих банков, распадом СССР и формированием на его территории целого ряда суверенных государств, система МБР как внутри России, так и вне ее (с банками стран СНГ) должна была претерпеть существенные изменения как не обеспечивающая четкого разграничения ресурсов разных банков. Эти изменения свелись к переходу на корреспондентские отношения между банками.

Корреспондентские отношения - это договорные отношения между двумя или несколькими кредитными учреждениями об осуществлении платежей и расчетов одним из них, по поручению и за счет другого, а также о предоставлении кредитов, оказании инвестиционных и иных услуг. Эти отношения могут возникать между кредитными институтами, находящимися внутри страны, так и за ее пределами. В современных условиях каждый банк связан корреспондентскими узами не с одним, а с десятками, а иногда и тысячами банков.

Корреспондентские отношения - могут существовать между различными типами кредитных учреждений, в том числе банками из разных стран: между разными независимыми коммерческими банками и ЦБ данной страны или других стран: между ЦБ суверенных государств.

Необходимость установления банками прямых корреспондентских отношений (наряду с расчетами через РКЦ) объясняется совершенно конкретными, жизненно важными обстоятельствами, желанием обеспечить высокую скорость прохождения и надежность платежей, в чем заинтересованы все субъекты хозяйствования, и заработать на этом дополнительную прибыль.

С увеличением количества коммерческих банков резко возрос объем операций, которые должны были обслуживать РКЦ. РКЦ технически не были готовы к этому. В результате возникли задержки платежей, снизился контроль за их прохождением, стали появляться фальшивые авизо. ЦБ сделал попытку защитить расчеты, и были отменены телеграфные платежи на крупные суммы, что привело к еще большим экономическим потерям. Таким образом, первой жизненной причиной ускоренного развития коммерческими банками своих прямых корреспондентских отношений явился платежный кризис - катастрофическое замедление расчетов через РКЦ как внутри страны, так и с зарубежными странами.

Вторая причина - крайняя усложненность системы расчетов через ЦБ РФ.

Рассмотрим следующую операцию:

Завод из Екатеринбурга рассчитывается со своими партнерами из Днепропетровска. Платеж идет по следующей цепочке:


Банк в Екатеринбурге                           РКЦ в Екатеринбурге

 РКЦ ЦБ РФ                       Национальный банк Украины

    РКЦ Национального банка в Днепропетровске                                Банк партнера в Днепропетровске 1


Если банки этих предприятий имеют корсчета в одном из московских банков, то цепочка становится значительно короче:

Банк в Екатеринбурге         Корреспондентские счета банков Екатеринбурга и Днепропетровска в Москве                   Партнер в Днепропетровске 1


Существует и третья причина. Дело в том, что ни один банк физически не смог бы обслужить расчеты всех банков страны. Разумнее, практичнее и эффективнее использовать и расчеты через РКЦ ЦБ РФ и прямые корреспондентские отношения. Так или иначе, отмеченные обстоятельства послужили толчком к достаточно бурному развитию межбанковских корреспондентских связей.

Уже в 1993 году целый ряд банков имел достаточно мощные корреспондентские сети, позволяющие им в предельно короткие сроки, в том числе и в режиме реального времени, производить любые расчетные операции.

Корреспондентские отношения вытекают в основном из деловых связей банка со своими клиентами и используются для предоставления последним максимально широкого перечня услуг на взаимовыгодных условиях.

Развитие данных отношений следует рассматривать как отражение бизнеса банков, как рычаг его развития. Поэтому хорошие корреспондентские связи могут быть только надежными и оперативными.

Главным предназначением МБР на основе прямых корреспондентских отношений является ускорение расчетов и сокращение документооборота до 1-2 дней, а в дальнейшем - функционирование расчетной системы в режиме реального времени. Преимущества этих отношений могут проявиться только тогда, когда средства, зачисленные на корсчет могут быть оперативно использованы клиентами для оплаты приобретаемых товаров и услуг в регионе, где функционирует банк- корреспондент.

Поэтому заключению корреспондентских отношений и открытию корсчетов должна предшествовать работа по изучению хозяйственных связей клиентов, характера их платежного оборота, реализации продукции и закупок. Следует внимательно изучить все возможную информацию о банках соответствующего региона, среди которых предполагается выбрать этот банк, с которым целесообразно установить корреспондентские отношения. Когда такой банк выбран, следует направить ему соответствующее заявление, приложив к нему необходимые документы.

Если выбранный банк согласен установить корреспондентские отношения, то они начнутся с открытия счета. Взаимоотношения банков- корреспондентов строятся исключительно на договорной основе- обе стороны должны быть готовы действовать в пользу друг друга. В договорах устанавливается порядок открытия, ведения, закрытия счетов, режим взаимодействия, порядок расчетов и стоимость услуг, предоставляемых в рамках корреспондентских отношений, права, обязанности, ответственность сторон. Поэтому для открытия корсчета нужен целый пакет документов, куда могут входить также:

 - годовой отчет и баланс на последнюю отчетную дату;

 - правка о соблюдении экономических нормативов;

 - аудиторское заключение;

 - справка налоговой инспекции и другие.

Для контроля за своевременностью и правильностью исполнения платежа и исключением споров между банками - корреспондентами им необходимо вести журналы принятой информации (сообщений), в которых в автоматическом режиме должно фиксироваться время приема распоряжений корреспондента.

Распоряжения, полученные в послеоперационное время, принимаются к исполнению на следующий рабочий день. Распоряжения, по которым выявлены замечания в ходе проверки и декодирования, регистрируются в журнале ошибок с указанием характера ошибок и в тот же день по обратной автоматической связи передаются корреспонденту для исправления. На следующий день после совершения операций по списанию и зачислению средств по счету корреспондента ему в автоматическом режиме передаются выписки по счету с комментариями по каждой сумме с указанием плательщика, получателя средств, назначения платежа.

Выписки по корсчету являются основанием для отражения операции в бухгалтерском учете и балансе банка- корреспондента. Подлинники выписок и приложений к ним по договоренности сторон направляются почтой либо передаются представителю банка, имеющему доверенность. Для ускорения передачи указанных документов возможна их передача по факсу.

Технология работы по корсчетам и интересы безопасности банковского документооборота требуют обеспечения банков необходимыми документами и программами по кодированию информации, наличия современного технического оснащения, персонала высокой квалификации. Здесь у банков есть возможности индивидуальных решений.

В некоторых банках, например, при поступлении информации от корреспондента программа в первую очередь опознает сообщение по признаку принадлежности владельцу счета, проверяет сообщение на соответствие установленному формату и только после этого автоматически расшифровывает информацию. Затем распоряжение обрабатывается, формируются платежные документы стандартной формы (платежные поручения ) и передаются исполнителю.

В апреле 1998 года вступило в действие Положение о проведении безналичных расчетов кредитными организациями в РФ, утвержденное ЦБ РФ 25 ноября 1997 года (Положение № 5-П). Оно регулирует более широкий круг вопросов, характерных для МБР, и дает определения используемых здесь понятий:

- банк - корреспондент - кредитная организация (филиал), открывшая корсчет (счет “ЛОРО”) другой кредитной организации (филиалу) (банку- корреспонденту) и выполняющая по этому счету операции, предусмотренные договором между ними;

 - банк - респондент - кредитная организация (филиал), открывшая корсчет в другой кредитной организации (филиале) и являющаяся его распорядителем;

- корсчет “ЛОРО” - корсчет, открываемый банком-корреспондентом банку - респонденту, по которому банк - корреспондент осуществляет операции по перечислению средств в соответствии с действующим законодательством и договором- является корсчетом “НОСТРО” в банке - респонденте.

 Новое определение банка - корреспондента не только ограничивает тип счета, но и круг совершаемых операций. Лицевые счета, открытые в разных банках на балансовом счете 30109, могут содержать теперь присущие индивидуально каждому конкретному счету запрет или разрешение на проведение тех или иных банковских операций.

 Операции, проводимые по корсчетам корреспондентов, делятся, главным образом, на 2 вида:

 - операции, основывающиеся на обслуживании клиентов;

 - собственные межбанковские операции.

К первым относятся операции по коммерческим сделкам клиентов:

-переводы на основе инкассо или аккредитива;

-платежи по чекам;

-предоставление гарантий.

Собственные операции банков включают в себя следующие операции:

-кредитные операции;

-операции по покупке-продаже валют;

-операции по торговле ресурсами на денежном рынке и другие.

 Разумеется, наибольший интерес представляет сотрудничество с наиболее крупными банками.

Замечается стремление крупных банков внести в свои корреспондентские отношения больший элемент организованности, согласованности. С этой целью некоторые из них начали собирать конференции банков-корреспондентов, на которых обсуждаются как оперативные вопросы сотрудничества партнеров по корсчетам, так и общие проблемы банковского дела в стране.

Первая подобная конференция была организована в апреле 1993 года Инкомбанком. Ее итогом, помимо заключения новых договоров, явилось внесение изменений и дополнений в применявшейся здесь договор о корреспондентских отношениях, благодаря которым условия сотрудничества становились более корректными и жесткими в плане ответственности банков друг перед другом и клиентами за своевременное осуществление операций (штрафные санкции за несоблюдение сроков платежей).

Услуги, предоставляемые участниками данной корреспондентской сети друг другу, изначально были достаточно разнообразными и включали в себя такие операции, как инкассация и клиринг чеков, выставление аккредитивов, доверительное управление средствами корреспондентов и другие.

Потенциально более высокой формой самоорганизации корреспондентских сетей являются общества банков - корреспондентов по типу того, что было создано по инициативе Сибирского торгового банка (в него первоначально вошли 98 банков, в том числе 14 - из стран ближнего зарубежья, в начале 1994 года в общество входило уже более 2000 банков).

Налаженные прямые корреспондентские отношения дают банкам возможность максимально ускорить расчеты практически на всей территории России и государств ближнего зарубежья.

Но вместе с тем с увеличением числа коммерческих банков каждому из них приходилось открывать все больше и больше корсчетов, что усложняло оперативный учет, приводило к распылению активов и затруднению в подведении итогов баланса.

Возникла необходимость в промежуточных звеньях, роль которых стали выполнять клиринговые палаты.


 1.2.2 . Расчеты через расчетно - кассовые центры.

Действующая система МБР базируется на осуществлении платежей через корсчета коммерческих банков, открытые главным образом в учреждениях ЦБ России - РКЦ. Эти отделения ЦБР являются посредниками в платежах и кредитах между коммерческими банками.

Основная функция РКЦ - проведение расчетов между учреждениями разных банков с необходимым ведением корсчетов. Вместе с тем РКЦ занимаются и эмиссионно-кассовыми, а также многими другими операциями: кредитованием коммерческих банков, кассовым исполнением бюджетов различных органов власти, финансированием государственных капитальных вложений за счет бюджетных ассигнований, операциями с ценными бумагами и операциями в иностранной валюте.

Организация и осуществление МБР через РКЦ регулируется “Положением об организации МБР на территории РФ”, утвержденным в качестве приложения 1 к “Положению о безналичных расчетах в РФ” от 9 июля 1992 года №14.

Согласно этому Положению расчеты между коммерческими банками и другими кредитными учреждениями ведутся РКЦ, организованными по месту их нахождения, а в зависимости от условий связи и наличия банков межрайонными РКЦ.

Для осуществления расчетов через РКЦ в нем каждому банку открываются корсчета. Филиалам банков открываются корреспондентские субсчета. На балансовом счете 30102 “Корсчета кредитных организаций в БР”. Разрешения на их открытие выдаются главными территориальными управлениями БР по месту нахождения головных банков, которые должны обеспечивать своевременное подкрепление субсчетов своих филиалов.

Для открытия корсчета коммерческий банк представляет: заявление на открытие счета, копию зарегистрированного устава (заверенного нотариально), образцы подписей первых лиц банка и оттиска печати банка. Одновременно с открытием счета заключается договор о корреспондентских отношениях с РКЦ, где предусматриваются права, обязанности обеих сторон и ответственность за выполнение взятых обязательств. Через корсчета банки осуществляют весь круг операций, связанных с обслуживанием своей клиентуры, а также операции самого банка как хозяйствующего субъекта. Для учреждения банка корреспондентский счет - это своего рода “расчетный счет”, на нем хранятся все средства коммерческих банков (как собственные, так и не использованные им деньги своих клиентов, а также неиспользованные деньги, полученные в ссуду от других кредитных учреждений).

Учреждения банков ежемесячно на основании ведомостей проверки производят выверку корсчетов.

Такая организация МБР обязывает коммерческие банки соблюдать бесперебойность расчетов с другими банками.

ЦБ России осуществляет посредничество в платежах между банками, что позволяет контролировать и регулировать денежный оборот в России.

Большая часть операций связана с обслуживанием клиентов коммерческими банками и, прежде всего с проведением расчетов между самими хозорганами. Последние используют следующие формы безналичных расчетов: платежные поручения, требования-поручения, инкассовые поручения, аккредитивы, платежные требования.

Расчеты между клиентами, имеющими счета в одном учреждении банка, производятся банками, минуя корреспондентский счет, путем прямого списания и зачисления средств по счетам клиентов:

Дебет - расчетный счет плательщика

Кредит - расчетный счет получателя.

Расчеты между РКЦ по операциям коммерческих банков, а также по их собственным операциям осуществляются через систему МФО. На балансе ЦБ РФ открываются два счета по МБР: N 30701 “Начальные обороты по кредитовым авизо текущего года” и N 30706 “Ответные обороты по кредитовым авизо текущего года”. РКЦ начавший операцию по расчетам (начальный провод), условно называется филиалом А, а принявший документы к ответному проводу, - филиалом Б. Операции друг с другом РКЦ осуществляет на основании специальных документов авизо, представляющих собой официальное извещение о выполнении расчетной операции. По методу доставки авизо могут быть электронными, почтовыми или телеграфными, а по содержанию операции - дебетовыми или кредитовыми (в зависимости от содержания операции).

Коммерческий банк принимает в течение операционного дня платежные документы своих клиентов и формирует документы для РКЦ (филиала А), с целью зачисления причитающихся средств клиентам коммерческих банков, расположенных в других регионах России.

В РКЦ производится обработка полученных документов, оформляется авизо и отправляется в РКЦ филиала Б, который зачисляет деньги на корсчет банка-получателя. Авизо остается в РКЦ - филиале Б, а на основании документов банк получатель зачисляет деньги непосредственно на расчетные счета хозорганов - получателей средств.

На этом этапе заканчиваются расчеты между клиентами, участниками. А в РКЦ (филиале А) составляется отчетная ведомость по отправленным авизо и вместе с экземпляром авизо отправляется обрабатывающий центр, где составляются табуляграммы внутрикустовые и межкустовые для квитовки авизо.

Списание средств с корсчета банка осуществляются с согласия последнего.

 Имевшие место недостатки в осуществлении МБР через РКЦ (длительность, многочисленные случаи утраты расчетных документов, появление фальшивых авизо, чеков и т. п.), вынудили БР начиная со второй половины 1992 года приступить к реализации комплекса мер по их последовательному устранению.

Так, в августе 1992 года ЦБ РФ начал разработку современных технических средств защиты платежей, используя метод кодирования данных, создал службу защиты банковской информации, а также использовал имеющуюся фельдъегерскую связь для ускорения доставки банковских документов и предотвращения несанкционированного доступа к ним, организовал систему транспортировки банковских документов внутри регионов.

С целью ускорения МБР установлены временные нормативные сроки экспедирования почтовых расчетно - денежных документов между учреждениями (РКЦ) ЦБ РФ на территории России. Данные сроки неукоснительны для исполнения. Для выполнения данных сроков ГУ ЦБ РФ по Свердловской области был принят ряд мер, направленных на значительное сокращение прохождения платежных документов между РКЦ и региональным центром информатизации (далее - РЦИ) ГУ. В результате Свердловская область полностью отказалась от услуг предприятий почтовой связи по доставке РДД. Документы доставляются силами фельдсвязи, специальной связи, Управления инкассации и на транспорте РКЦ, РЦИ. Разработаны специальные маршруты доставки расчетно - денежных документов и графики следования транспорта, за соблюдением которых установлен контроль. Доставка корреспонденции силами данных организаций осуществляется на основании договора с РКЦ. Установлена единая форма журналов, используемых при передаче между РКЦ и службой доставки. Разработана инструкция для эксперта по оформлению и доставке расчетно - денежных документов, а также компьютерная программа по регистрации авизо и оформлении конвертов.

Приказом по ГУ утверждены “Временные нормативные сроки обработки и экспедирования расчетно - денежных документов на территории Свердловской области”. Благодаря вышеперечисленным мерам, а также круглосуточному режиму работы служб ГУ ЦБ РФ (почти на всех маршрутах доставка корреспонденции осуществляется в ночное время), внутри области почтовые платежные документы доставляются до банка - получателя за 1-2 дня, за исключением самых отдаленных районов.


1.2.3. Межбанковский клиринг.

 Клиринг – это способ регулярных безналичных расчетов, основанный на определении и зачете взаимных денежных требований и обязательств юридических лиц за товары, ценные бумаги, оказанные услуги с последующим переводом сальдо.

Наиболее распространенными областями применения клиринга являются:

- товарный рынок;

- фондовый рынок;

- банковское дело.

В этих сферах клиринг упорядочивает и упрощает просчет позиций каждого участника, снижает риски непоставки или неуплаты. При этом:

- участники получают возможность постоянно и точно оценивать свои позиции по всей массе сделок, а не только по каждой из них в отдельности:

- биржи (товарные, фондовые, валютные) - дополнительную прибыль от увеличения масштабов биржевой торговли;

- клиринговые учреждения - плату за услуги.

Позиции – то или иное соотношение требований и обязательств участника сделки. Их равенство называется закрытой позицией, а неравенство - открытой позицией (совокупность обязательств участника, которые ему еще предстоит исполнить, и прав, которые еще надо реализовать). Открытая позиция считается длинной, если требования данного участника превышают его обязательства (он имеет на своем счете больше средств, чем ему нужно для исполнения своих обязательств по сделкам). В противном случае открытая позиция называется короткой.

Что касается банков, то для них клиринг важен, прежде всего, как способ уменьшения потребности в средствах платежа и упрощения обмена встречными платежами.

Как известно, расчеты по платежам могут производиться либо на валовой, либо на чистой основе. В первом случае расчет по каждой сделке осуществляются отдельно. Во втором случае банки делают возможность требованиям и обязательствам накопиться на протяжении определенного периода времени (как правило, одного операционного дня), в конце которого проводят расчеты по взаимозачтенным (взаимопогашающимся) обязательствам. Если получаются закрытые позиции, то процесс на данном его цикле можно считать завершенным.

Если же позиция открытая, то остается подсчитать (незачтенный) остаток по счету и в этом размере пересчитать средства на счет участника, требование которого осталось неисполненным (урегулирование платежей).

Именно этот случай и означает клиринг. В результате его сумма обязательств (долгов) всех участников должна равняться нулю.

Такой взаимозачет сумм кредиторской задолженности может иметь место между двумя и более сторонами. Когда два банка имеют большие объемы общих платежей, клиринг и урегулирование МБР часто осуществляются на основе двустороннего соглашения: банки договариваются о взаиморасчете посланных платежных поручений и об осуществлении в определенное время взаимных расчетов по чистому остатку платежей (нетто – платеж). Этот процесс носит название двустороннего взаимозачета.

Если во взаимозачете участвуют три и более банка, то процесс именуется многосторонним взаимозачетом.

В этом случае из числа банков – участников назначается или выбирается расчетный агент группы, берущий на себя подсчет позиции каждого члена клиринговой системы и другие необходимые функции (получение платежей от дебиторов, предоставление кредитов для финансирования расчетов, прием и хранение залога для обеспечения обязательств по расчетам).

Процесс взаимозачета обязательств сторон – участников клиринговой системы носит название клирингового сеанса.

Межбанковские клиринговые расчеты могут проводить:

-                                      Центральный банк;

-                                      Клиринговые (расчетные) палаты;

-                                      Специальные клиринговые банки;

-                                      Крупные коммерческие банки;

-                                      Клиринговые отделы головных контор банков (для расчетов между филиалами банка).

Клиринговая палата – это специальная межбанковская организация, осуществляющая расчеты путем зачета взаимных требований. Деятельность ее регулируется соглашением между банками об обмене платежными инструментами по определенным правилам, в определенное время. Это значит, что клиринговая палата, как и некоторые другие клиринговые структуры, возникает тогда, когда два или более банков, или кредитных учреждений, располагающихся, как правило, в одном и том же городе или регионе, подсчитает выгодным такой обмен платежными инструментами.

Если интерес подобного рода проявлен, то образуется двух – или многосторонняя рабочая группа, которая проводит предварительное исследование вопроса с целью выяснения жизнеспособности будущей палаты.

Основное внимание при этом должно быть уделено определению потенциального количества платежных поручений, которые явятся объектом взаимозачета.

Один из важнейших вопросов организации клиринговой палаты связан с составом ее членов. Члены палаты могут быть отнесены к категории постоянных членов и ассоциированных. Первые имеют право голоса при решении всех вопросов жизнедеятельности палаты, вторые могут участвовать в процессе расчетов, но не обладают правом голоса.

Палаты, занимающиеся расчетами только по платежным поручениям, обычно относят всех участников к категории членов с правом голоса. Это объясняется тем, что изменение установленных норм и правил затронет всех участников, в связи с чем каждый из них должен иметь возможность представлять и защищать свои интересы.

Необходимость введения категории ассоциированных членов возникает в тех случаях, когда не все участники сделали вложения в материально – техническую базу палаты или когда материальные ценности, входящие в указанную базу, являются собственностью только отдельных участников. К примеру, для создания и функционирования телекоммуникационной сети могут потребоваться капиталовложения нескольких банков. Банки, осуществляющие такие вложения, станут членами с правом голоса, а другие пользователи сети получают статус ассоциированных членов. Это обеспечит защиту капитала, принадлежащего банкам – учредителям.

Клиринговые палаты можно подразделить на следующие категории по объемам и другим параметрам работы:

-                                      местные;

-                                      региональные;

-                                      национальные.

В состав местных клиринговых палат входят организации, обслуживающие данный район:

-                                      небольшие местные банки (включая отделения Сбербанка);

-                                      ссудо – сберегательные ассоциации, кредитные союзы;

-                                      небольшие независимые организации, обрабатывающие платежи от имени третьих лиц.

Наиболее распространенный вид расчетов – обработка платежных поручений, срок получения по которым может быть сведен до 1 дня и менее.

В отличие от местных клиринговых палат, где большая часть работы выполняется их членами на добровольной основе и плата за участие не предусматривается, в региональных клиринговых палатах сотрудники используются в течение полного рабочего дня и на платной основе. Расходы на функционирование палаты покрываются за счет ежегодных членских взносов и платы с участников.

Членами национальных клиринговых палат являются в основном крупнейшие и наиболее передовые в техническом отношении банки. Обычно такие палаты используются для осуществления большого объема расчетов на крупные суммы.

Применяются, как правило, электронные платежи. В число услуг может входить и обеспечение доступа к международным системам расчетов.

Деятельность клиринговой палаты осуществляется на основе внутреннего регламента или устава.

В настоящее время обшенациональный клиринг во многих странах ведут ЦБ. В Великобритании насчитываются 12 расчетных палат, находящихся под контролем Банка Англии. В США функционируют межбанковские платежные системы расчетных палат Нью – Йорка и 32 автоматические расчетные палаты федеральной резервной системы.

Каждый федеральный резервный банк является расчетной палатой своего округа.

Высшим органом, ведающим вопросами безналичных расчетов в масштабе всей страны выступает межокружной расчетный фонд в Вашингтоне, который по решению Совета управляющих Федеральной Резервной Системы производит телеграфный перевод денежных средств по счетам резервных банков.

Страницы: 1, 2, 3


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.