РУБРИКИ |
Механизм страхования |
РЕКЛАМА |
|
Механизм страхованияПриоритеты налоговой политики в процессе экономических реформ в РФ 69 С введением в 19991г. налоговой системы, предполагалось ограничить стихий-ность рыночных отношений, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктур, добиться снижения инфляции. Но эта налоговая система оказалась крайне несовершенной в силу множества причин, и прежде всего – отсутствия единой законодательной и нормативной базы налогообложе-ния, чрезмерно жестких норм ответственности за нарушение налогового законо-дательства, большого количества налогов, достаточно высокой налоговой нагрузки. Необходимость реформирования сложившейся налоговой системы России была очевидной. НК, введенный в действие с 1 янв. 1999г. должен был решить следующие задачи: 1. Построение стабильной, единой для всей РФ налоговой системы 2. Развитие налогового федерализма 3. Создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей достижения баланса общегосударственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства 4. Снижение общего налогового бремени и уменьшение числа налогов При совершенствовании налоговой системы РФ необходимо учитывать, что воз-действие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно, проявля-ется с некоторым опозданием, т.к. осуществляется через участие гос-ва в распре-делении и перераспределении ВВП. С помощью налогового регулирования гос-во создает необходимые условия для ускорения накопления капитала в наиболее перспективных с точки зрения НТП отраслях. Снижение налоговых ставок должно положительно отразиться на стимулах к труду и предпринимательской активности, что приведет к росту производитель-ности труда и увеличению выпуска продукции. Все это будет способствовать увеличению гос-х доходов, сдерживанию роста цен и инфляции, выходу на свет теневой экономики. В качестве приоритетных направлений реформирования налоговой системы учеными-экономистами, правительством РФ предлагается поэтапное решение следующих наиболее важных задач: - Отмена исчисляемых от показателей выручки «оборотных» налогов - Снижение суммарного налогообложения фонда оплаты труда - Пересмотр правил формирования базы налогов - Изменение принципов налогообложения за пользование природными ресурсами - Отмена мелких налогов. России нужна такая налоговая система, которая бы не тормозила развитие хозяй-ства, а являлась мощным импульсом к подъему экономики страны. В качестве стратегии реформ выбран вариант, при котором проводится курс не на координальное изменение действующей налоговой системы, а на ее эволю-ционное преобразование, устранение присущих ей недостатков. Для достижения целей налоговой реформы в ближайшее время правительство намерено реализо-вать следующий комплекс мер: 1. Выровнять условия налогообложения для всех налогоплательщиков посред-ством постепенной отмены исключений и льгот 2. Повысить профессиональный уровень органов, разбирающих споры в сфере налогового законодательства 3. Снизить совокупное налоговое бремя посредством более равномерного распре-деления налоговой нагрузки между всеми категориями налогоплательщиков 4. Упростить налоговую систему РФ за счет сокращения общего числа налогов и унификации порядка уплаты налоговых платежей 5. Обеспечить стабильность и предсказуемость налоговой системы. Основы организации и функционирования рынка ценных бумаг и его сегментов Рынок ЦБ это сектор финансового рынка, который накапливает временно сво-бодные капиталы инвесторов и способствует реализации интересов продавцов и покупателей ЦБ. Рынок ЦБ – это совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ЦБ между его участниками. Сущность рынка ЦБ проявляется в его функциях: I. Общерыночные функции: 1.Коммерческая функция – т.е. получение прибыли от операций на данном рынке 2.Ценовая функция – т.е. рынок обеспечивает процесс формирования рыночных цен на ЦБ 3.Информационная функция – т.е рынок производит и доводит до сведения участников соответствующую информацию о ЦБ 4.Регулирующая функция – т.е. рынок создает правила торговли и участия в ней и устанавливает органы контроля и управления II. Специфические функции: 1.Перераспределительная – т.к. временно свободные денежные средства, пере-распределяются между участниками воспроизводственного процесса. 2.Функция страхования ценовых и финансовых рисков. В структуре рынка ЦБ выделяют 2 части: 1. Первичный рынок ЦБ – т.е. приобретение ЦБ их первыми владельцами. Его важнейшая черта – это полное раскрытие информации для инвесторов, что позволяет им сделать правильный выбор вида ЦБ для инвестирования. 2. Вторичный рынок ЦБ – это обращение ранее выпущенных ЦБ, т.е. совокуп-ность всех активов купли-продажи ЦБ в течение всего срока ее существования. Важнейшая черта этого рынка – это ликвидность, т.е возможность успешной купли-продажи ЦБ при низких издержках обращения. Вторичный рынок в свою очередь делится на 2 сектора: А) Биржевой – обеспечивает ликвидность и регулирование рынка, определение цены с помощью функционирования фондовой биржи. Б) Внебиржевой – охватывает совокупность операций с ЦБ, которые совершаются за пределами фондовой биржи. Кроме этого, выделяют: - Кассовый рынок ЦБ – т.е. с немедленным исполнением сделок в течение одного или двух рабочих дней - Срочный рынок ЦБ – на котором заключаются сделки со сроком исполнения до 90 рабочих дней - Денежный рынок – рынок краткосрочных ЦБ, срок обращения которых до 1 г. - Рынок капиталов – это рынок долгосрочных ЦБ, со сроком обращения более 1 года. Эти сегменты взаимодействуют между собой, образуя единую систему рынка ЦБ. Сущность портфельной политики, принципы управления портфелями активов Портфель ЦБ – это определенным образом подобранная совокупность отдельных видов ЦБ конкретного эмитента. Структура портфеля – это соотношение видов ЦБ в портфеле. Классификация портфелей ЦБ: 1. По характеру - консервативный (формируется из хорошо известных ценных бумаг, которые имеют наименьшую с степень риска, эти бумаги гарантируют возврат вложенных средств, хотя приносят небольшой доход, цель инвестирования– сохранение капитала) - агрессивный (формируется из наиболее рискованных и самых доходных бумаг, цель инвестирования – получение дохода) - бессистемный (сочетает признаки консервативного и агрессивного) 2. В зависимости от цели - получение дохода - прирост капитала - сохранение капитала 3. По срокам действия - краткосрочный - среднесрочный - долгосрочный 4. По территориальному признаку - иностранных ценных бумаг - отечественных ценных бумаг - региональных ценных бумаг 5. По составу - фиксированный - меняющийся 6. По отраслевой принадлежности - специализированный - комплексный Принципы формирования портфеля ЦБ: безопасность, доходность, ликвидность, рост капитала. Для выявления неверно оцененных ЦБ при формировании портфеля и при управ-лении им используются 2 вида инвестиционного анализа: 1. Фундаментальный анализ – способствует определению фактической стоимос-ти ЦБ и выявлению отклонения от используемой цены 2. Технический анализ – предполагает изучение внутренней информации фондо-вой биржи и формирование на этой основе действующих характеристик ЦБ. Этапы управления портфелем ЦБ: 1. Разработка инвестиционной политики с учетом целей инвесторов 2. Проведение финансового анализа 3. Формирование портфеля 4. Оптимизация структуры портфеля 5. Оценка эффективности портфеля. В настоящее время управление портфелями является специализированным, т.е. менеджеры работают с конкретным видом ЦБ. При этом формируется инвести-ционный стиль, т.е. метод управления портфелем ЦБ определенного вида. Формируя портфель, учитывается 3 типа отношений инвесторов к инвестицион-ному риску: 1. Инвестор приобретает ЦБ с невысокой доходностью и с низким риском с целью сохранить капитал 2. Длительное вложение капитала в условиях изменяющейся экономической ситуации с целью сохранения капитала и получения умеренного дохода по ЦБ. 3. Приобретение высокодоходных и наиболее рискованных бумаг с целью получения максимального дохода. Особенности финансов страховых организаций Источники доходов страховых организаций: 1. От страховой деятельности в виде страховых премий, полученных по договорам страхования, перестрахования. 2. Доходы от инвестиционной деятельности. Продолжительность периода хранения средств страхователей у страховщика определяется сроком действия договора страхования, кроме того, страховщик формирует запасные и резервные фонды, которые могут не использоваться по назначению десятилетиями. Все это создает объективную основу для участия страховщика в инвестиционной деятельности. Размещение средств страховщика должно осуществляться на условиях возвратности, прибыльности и ликвидности. 3. От оказания различного рода услуг, связанных с обучением кадров, от продажи и сдачи в аренду имущества. Состав и структуру расходов определяют два взаимосвязанных экономических процесса: - погашение обязательств перед страхователями - финансирование деятельности страховой организации В связи с этим принята следующая классификация расходов: - расходы на выплаты страхового возмещения и страховой суммы; - отчисления запасных фондов и резервов - отчисления на предупредительные мероприятия - расходы на ведения дела (з/плата, хоз.и коммун.расходы, командировочные ) Финансовый результат включает два элемента: 1. Прибыль или убыток страховщика 2. Прибыль или отток резервов, взносов Прибыль страховщика может формироваться путем сопоставления доходов и расходов и посредством получения нормативной прибыли. Нормативная прибыль включается в состав страхового тарифа. Страховые резервы формируются из полученных страховых взносов и подразделяются на: - резервы по страхованию жизни - технические резервы - резервы предупредительных мероприятий В состав технических резервов включаются: 1. Резервы на заработ.премии, которые являются частью базовой и страховой премии, поступивших по договорам страхования. 2. Резерв убытков : - резерв заявленных, но нерегулируемых убытков - резерв прошедших, но не заявленных 3. Дополнительные резервы: - резерв катастроф - резерв колебания убыточности Согласно действующему законодательству гарантиями финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика является: 1. Отчисления, у которых коэффициент ниже установленного законом раз-ра - Используется значение базового размера, коэффициент которого равен 30 млн.р. - Коэффициентов, которые зависят от вида проводимого страхования 2. Страховые резервы, рассчитанные в установленным порядке 3. Система перестрахования 4. Обоснованность страховых тарифов и др. гарантов Классические и производные ценные бумага Ценная бумага – это форма существования капитала, которая отличается от его товарной и денежной формы, или это особый товар, который обращается на собственном рынке. Функции ценных бумаг: 1. Перераспределительная – т.е. денежные средства, распределяются между гос-м и юрид. и физ. лицами. 2. Предоставление дополн-х прав владельцам ценных бумаг, кроме права на капитал. 3. Получение дохода от капитала, а также возврат самого капитала. I. Классические ценные бумаги включают в себя: Акция – это эмиссионная ценная бумага, которая закрепляет право ее держателя на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, а также на участие в управлении и на часть имущества, которая остается после ликвидации АО. Различают следующие виды акций: 1. Обыкновенные – данные акции дают право их владельцу в полном объеме участво-вать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам, а также на полу-чение дивидендов и части имущества акц.общества при его ликвидации. 2. Привилегированные – номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна быть больше 25% стоимости уставного капитала. Привилегированная акция не дает права голоса, а привилегия заключается в том, что в уставе определяется размер дивиденда, а также стоимость, которая может быть выплачена при ликвидации общества. Владелец этой акции имеет право голоса только в следующих случаях: - При решении вопроса о реорганизации или ликвидации акционерного общества - О внесении изменений в устав акц.общества, которые ограничивают права владельцев привилегированных акций - Если на общем собрании акционеров принимается решение о невыплате или неполной выплате установленных дивидендов. Различают следующие разновидности привилегированных акций: 1. Кумулятивные – это акции, на которые не выплаченные или не полностью выплачен-ные дивиденды накапливаются и выплачиваются в последствии. Ее владелец приобре-тает право голоса на тот период, в течении которого он не получает дивиденды. 2. Конвертируемые – при их выпуске определяется возможность их перевода в обыкно-венные акции. 3. Акции типа А – возникли в ходе приватизации или предназначались для работников реорганизуемых предприятий, которые получали их бесплатно. В стоимости этих акций не может быть более 25% уставного капитала, а для выплаты дивидендов по ним напра-вляется 10% чистой прибыли. 4. Акции типа Б – выпускались в счет доли уставного капитала, принадлежащей фонду имущества, который получал их бесплатно. Для выплаты дивидендов по ним направ-ляется 5% чистой прибыли. Гос.ценные бумаги – это форма существования государственного внутреннего долга. Выпуск гос-х ценных бумаг используется для финансирования дефицита гос-го бюдже-та на не инфляционной основе. Преимущества гос-х ценных бумаг: 1. Высокий уровень надежности, вложенных средств 2. Наиболее льготное налогообложение по сравнению с др. ценными бумагами Размещение гос-х ценных бумаг осущ-ся через правительство, ЦБ и Мин-во финансов. В настоящее время на территории России обращаются следующие виды гос-х ЦБ: 1. Выпускаемые федеральными органами власти - краткосрочные – это гос-е краткоср-е бескупонные облигации, казначейские векселя. - среднесрочные – это облигации фед-го займа и облигации сберегательного займа - долгосрочные – это гос-е долгосрочные облигации 2. Выпускаемые муниципальными органами власти: - краткосрочные – это муниципальные краткосрочные бескупонные облигации - среднесрочные – это муниципальные среднесрочные облигации - долгосрочные – это муниципальные жилищные сертификаты. II. Производные ценные бумаги – это бумаги, которые удостоверяют право их владельца на покупку или продажу основных ценных бумаг. Различают следующие виды производных ценных бумаг: Варрант – это сертификат, который дает его владельцу право покупать основные ц.бу-маги по заранее установленной цене в определенный срок. Варрант выпускается одно-временно с акциями или облигациями и поэтому является эффективным способом их размещения. Кроме этого, варрант может являться залоговым свидетельством, которое выписывается при сдаче товара на хранение на склад. Варрант выдается для того, что-бы сданный на хранение товар можно было использовать в качестве залога при получе-нии кредита в банке. Опцион – это сертификат, на право покупки или продажи определенного количества ценных бумаг. При этом покупатель опциона выплачивает его продавцу премию. Т.о. риск инвесторов снижается. Фьючерс – это контракт, на приобретение определенного количества ценных бумаг установленному сроку в будущем. При этом, покупатель обязан принять эти ценные бумаги и уплатить за них сумму, указанную на бланке фьючерса, независимо от факти-ческой стоимости этих ценных бумаг. Форвард – это контракт, который заключается между двумя сторонами и обязывает его владельца принять поставку товара, вид, качество и кол-во, которые указаны в контрк. Роль и основные тенденции развития биржевых финансовых рынков 74 Биржевой финансовый рынок – это часть вторичного рынка, которая является организованной и обеспечивает наибольшую ликвидность ценных бумаг, при этом ценные бумаги продаются и покупаются через фондовую биржу. Фондовая биржа – это организованный рынок для торговли ценными бумагами, который создается профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Признаки фондовой биржи: 1. Биржа является централизованным рынком, с фиксированным местом торговли. 2. Процедура отбора лучших ценных бумаг, которые отвечают определенным требованиям. 3. Процедура отбора участников биржи. 4. Формирование правил торговли. 5. Централизация регистрации сделок и расчетов по ним. 6. Установление официальных цен на ценные бумаги. 7. Надзор за участниками биржи. Функции фондовой биржи: 1. Создание постоянно действующего рынка. 2. Определение цен. 3. Распространение соответствующей информации о ценных бумагах. 4. Поддержание профессионального уровня участников биржи. 5. Постоянный контроль за состоянием рынка ценных бумаг. Листинг – это зачисление ценных бумаг в котированный список биржи, т.е. допущение их к торгам на бирже. Многие компании стремятся включать свои ценные бумаги в биржевые списки. Преимущества таких бумаг: 1. Эти бумаги более надежные и ликвидные. 2. Постоянное размещение необходимой информации о ценных бумагах в газетах и на телевидении. Каждая биржа имеет строгие правила допуска ценных бумаг к торгам и при этом предоставляет клиентам гарантии. Показатели отбора ценных бумаг – это объем чистого дохода компании, стоимость активов и размер выпуска ценных бумаг. Развитие биржевого рынка в РФ в настоящее время осложняется недостаточным уровнем законодательной базы, регулирующей биржевое обращение, а также недостатком информации о сделках с ценными бумагами. Закон о рынке ценных бумаг – регулирует и рынок и биржевое обращение. На биржевом рынке в России обращается не большая часть ценных бумаг наиболее крупных эмитентов, т.к. биржа предъявляет высокие требования для обращения ценных бумаг. Основные перспективы развития биржевого рынка следующие: 1. Трастовые операции – т.е. управление ценными бумагами и имуществом по поручению клиентов. 2. Клиринговые операции – т.е. повышение эффективности функционирования системы расчетов по ценным бумагам. На международных биржевых рынках возникают сложности по следующим причинам: 1. Различие в налогообложении ценных бумаг разных стран. 2. Риск пересылки ценных бумаг в другую страну при увеличении издержек обращения. Кроме того, проблемой функционирования международного биржевого рынка является отличие отчетности в разных странах. Инвестиционная политика государства Различают следующие виды инвестиционной политики: - государственная - региональная - отраслевая - инвестиционная политика субъектов хозяйствования Они тесно взаимосвязаны между собой, но доминирующей является инвестиционная политика государства. Инвест.политика гос-ва - это комплекс направленных мероприятий по созданию благоприятных условий всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем. Целью является необходимость решения следующих задач: - выбор и поддержка отдельных регионов и отраслей экономики; - поддержка и развитие малого и среднего бизнеса; - обеспечение сбалансированности всех отраслей хозяйствования; - стимулирование развития экспортных производств; - обеспечение конкурентоспособности отечественного производства; - строительство, программа жилищного строительства и др. Механизм реализации инвестиционной политики гос-ва должен включать в себя: 1. Выбор надежных источников и методов использования инвестиций. 2. Определение сроков и ответственных за реализацию инвестиционной политики 3. Создание благоприятных условий для инвестирования. Гос.инвестиционная политика создает благоприятные условия для развития инвестиц.деятельности путем: 1. Совершенствования системы налогов 2. Механизма начисления амортизации и начисления амортизационных отчислений 3. Установления субъективной инвестиционной деятельности, специальных налоговых режимов 4. Предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и др. природными ресурсами 5. Применение антимонопольных мер 6. Путем развития финансового лизинга 7. Путем переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции 8. Создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций 9. Путем научно-технической и финансово-кредитной политики Региональная инвестиц.политика – это система мер, осуществляемых на уровне регионов, способствующих реализации инвестиц-х ресурсов, направлению и определению наиболее эффективного и рационального использования в интересах жителей региона и инвесторов. Региональная инвестиционная политика решает следующие задачи: 1. Создание инфраструктуры инвестиционного рынка 2. Определение приоритетных направлений инвестирования 3. Поддержка инвестиций со стороны местных властей 4. Обеспечение интеграции регионального инвестиционного рынка в общеэкономические 5. Создание условий для притока инвестиционных ресурсов в регионы 6. Формирование инвестиционной открытости и привлекательности регионов. Особенности регион.инвестиционной политики определяется спецификой экономической и социальной политики, проводимой в регионе, уровнем производственного потенциала, природными и климатическими факторами, географическим положением, привлекательностью для инвесторов. Источники финансирования инвестиционной деятельности Источники финансирования инвестиций можно подразделить на следующие группы: - Собственные средства хозяйствующего субъекта - Привлеченные средства - Заемные средства - Поступления в порядке перераспределения I. Собственные источники: 1. Поступления: - Уставный капитал (для коммерческих предприятий) - Добавочный капитал (безвозмездные поступления, переоценка основных фондов, эмиссионный доход(превышение продажной цены акции над номинальной) 2. Средства, сформированные за счет прибыли прошлых лет - Резервный капитал - Специальные фонды - Нераспределенная прибыль прошлых лет 3. Чистые активы отчетного периода, которые формируются за счет прибыли от текущей деятельности, доходы от инвестиционной деятельности, от финансовой деятельности(доходы от участия в др.организациях, полученные % и др. доходы) 4. Прочие финансовые ресурсы - амортизация - доходы полученные в счет будущих периодов II. Привлеченные средства: 1. Целевые взносы юридических и физических лиц 2. Денежные ср-ва, полученные от размещения акций III. Заемные средства: 1. Кредиты банков 2. Облигационные займы 3. Лизинг 4. Инвестиционный налоговый кредит (предоставляется в форме уменьшения платежей по налогу в течение определенного срока и в определенных пределах с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и погашением %) 5. Кредиторская задолженность IV. Поступающие в порядке перераспределения 1. Поступление страховых возмещений при наступлении страховых случаев 2. Средства, поступающие от вышестоящих организаций 3. Средства федерального бюджета, субъектов Федерации и местных бюджетов, имеющие целевое назначение, поступающие на возвратной и безвозвратной основе. Налоговое бремя и экономический рост Оптимально построенная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечи-вать финансовыми ресурсами потребности государства, с другой стороны, не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятель-ности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективнос-ти хозяйствования. Поэтому показатель налоговой нагрузки, или налогового бре-мени, на налогоплательщика является достаточно серьезным измерителем качес-тва налоговой системы страны. Налоговое бремя (налоговая нагрузка) – это совокупность уплаченных налогов относительно определенных показателей. На макроэкономическом уровне для оценки налоговой нагрузки используется показатель отношения общей суммы налоговых доходов к объему ВВП. На микроэкономическом уровне отдельного плательщика показатель налоговой нагрузки отражает долю совокупного дохода налогоплательщика, которая изымается в бюджет. Она рассчитывается как отношение суммы всех начисленных налоговых платежей к объему реализуемой продукции. При увеличении налогового бремени (рост количества налогов, увеличение ставок, отмена льгот) эффективность налоговой системы сначала повышается и достигает своего максимума, затем начинает резко снижаться. При этом потери бюджетной системы становятся невосполнимыми, т.к. определенная часть налогоплательщиков или разоряется, или сворачивает производство, а другая находит законные и незаконные пути минимизации установленных налогов. Зависимость между усилением налогового гнета и суммой поступающих в гос-ю казну налогов вывел профессор Лаффер. Необоснованное увеличение налогового бремени, согласно Лафферу, является первопричиной развития теневого сектора экономики. Только снижение налоговой нагрузки стимулирует предпринимательскую деятельность, развивает инициативу и предприимчивость. Рост доходов в бюджет в этом случае осущ-ся не за счет нагнетания налогового бремени на товаропроизводителя, а за счет увеличения производства и расширения на этой основе налогооблагаемой базы. Мировой опыт свидетельствует о том, что оптимальный уровень налоговой нагрузки должен составлять не более 30-40%. Что касается уровня налоговой нагрузки в РФ, то в 1999-2002гг. она составила около 32-35%. В 2003-2005гг. – около 30% (снижение). Чем меньше налоговая нагрузка, тем больше средств налогоплательщик может направить на расширение воспроизводства. Финансовые взаимоотношения организации с бюджетом В процессе хозяйственной деятельности организации вступают в финансовые отношения, которые можно сгруппировать следующим образом: I. Отношения с государством Особенности организации отношений: - обязательность - регулярность - полная регламентация с законодательством - наличие ответственности за нарушение установленной обязанности и правил Формы отношений: 1. С бюджетом и внебюджетными фондами по поводу уплаты налогов и сборов и др.обязательных платежей (Федеральные, региональные, местные налоги) и отношения по поводу возврата излишне уплаченных сумм. 2. Налоговые и др.компетентные органы по поводу контроля правильности и своевременности исчисления и уплаты налогов. Финансовый результат этой формы – штрафы и пени. 3. Отношения по поводу государственного заказа и гос-х закупок 4. Отношения по поводу получения дотаций, субсидий и бюджетных кредитов II. С контрагентами (покупатели, поставщики, посредники) – договорный характер отношений. III. Отношения с финансовыми организациями (банки, страховые и инвестиц. Институты), с одной стороны – это договорные отношения, а с другой стороны - - в рамках действующего законодательства (позволяет использовать ресурсы, привлекаемые с рынка) IV.Отношения внутри организации, т.е. отношения между подразделениями, отношения администрации и работников. Характерно формирование системы отношений с учетом отдельных положений законодательства. Возможно участие особого рода представителей, профсоюзных организаций. Финансирование основных и оборотных средств Для осуществления собственной производств.хозяйственной деятельности предприятие должно располагать соответствующими производственными фондами, которые по характеру своего участия подразделяются на: - Основные - Оборотные 1.Основные средства – это часть финансовых ресурсов, инвестируемая в основные фонды производственного и непроизводственного назначения. Основным источником формирования является основная часть уставного капитала организации. По мере участия основных фондов в производственном процессе они изнашиваются, теряют первоначальные свойства и постепенно переносят свою стоимость на вновь произведенную продукцию. Для компенсации износа предприятия формирует амортизационный фонд, в котором аккумулируются суммы амортизации в целях инвестиционного восстановления основных фондов. 1.1 Основными собственными источниками финансирования, обновления и модернизации являются: собственные источники в виде амортизационного фонда и часть прибыли, направляемой на расширение воспроизводства. 1.2 Основными привлеченными источниками : - долгосрочные банковские кредиты - облигационные займы 2. Оборотные средства – это средства инвестируемые организацией в текущие операции в течение каждого производственного цикла. Оборотные средства характеризуются тремя особенностями: - Полное потребление в течение одного производственного цикла и полный перенос своей стоимости на вновь созданную продукцию - Нахождение в постоянном обороте - Изменение своей формы с денежной на товарную и с товарной на денежную в течение одного оборота Источники формирования оборотных средств: - Собственные - Заемные - Привлеченные 1. За счет собственных источников формируется минимально стабильная часть оборотных средств. Это происходит в момент создания организации и образования её уставного капитала. Дальнейшая потребность в оборотных средствах покрывается за счет следующих собственных источников: - Резервный капитал - Прибыль - Целевое финансирование - Фонд накопления 2. Однако в силу объективных причин у организации возникают временные, дополнительные потребности в оборотных средствах, покрытие которых только за счет собственных источников объективно не возможно. В этом случае привлекаются заемные источники: - Банковские и коммерческие кредиты - Инвестиционный налоговый кредит - Инвестиционные вклады работников организации - Облигационные займы - Устойчивые пассивы Устойчивые пассивы – минимальная задолженность по оплате труда, резервы на покрытие предстоящих расходов - Средства кредиторов, полученные в качестве предоплаты и др. Финансовые ресурсы организации: их источники и направления использования Под финансовыми ресурсами организации понимают совокупность денежных средств и возможности для их получения, которые могут быть направлены на развитие, финансирование затрат или погашение обязательств по усмотрению самой организации. В литературе нет четкого единого понятия финансовых ресурсов.С точки зрения эконом.теории финансовые ресурсы представляют собой капитал, который будучи вложенным в хозяйственную деятельность и последовательно пройдя все стадии кругооборота капитала приносит доход. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, т.е. принадлежность финансовых ресурсов к тому или иному хозяйст-му субъекту, а так же их формирование и использование является практическим воплощением отношений, денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВВП и национ.дохода. В зависимости от источников образования финансовые ресурсы подразд-ся: 1. Собственные источники 1.1 Уставный капитал - это сумма ср-в, инвестированная в коммерческую организацию, принимающая на себя коммерческий риск вкладчика (совладельцами или учредителями) предназначенная для обеспечения уставной деятельности. В зависимости от организ.-правовой формы может иметь различный вид и особенности форм-я: акционерный и складочный капитал 1.2 Нераспределенная прибыль - это часть общего финансового результата деятельности, оставшегося после всех видов обязательных финансовых изъятий (налогов, дивидендов). Формируется нарастающим итогом в течение периода деятельности, при ликвидации организации подлежит распределению между учредителями. Является основным источником для покрытия убытков. 1.3 Собственный фонд денежных средств - законодательно установлен для организаций с высоким уровнем рыночных рисков (банковские, страховые, инвестиционные институты). Основное направление использования – снижение финан.риска хозяйственной деятельности. Коммерческие организации, для которых установлена обязанность формирования фондов, могут формировать их по своему усмотрению. Резервы по сомнительным долгам - резерв по обесцениванию ценных бумаг. 1.4 Амортизация, амортизационный фонд формируется в соответствии с принятой данной организацией амортизационной политики. 2. Привлеченные (заемные) средства 2.1 Бюджетное финансирование - наиболее характерно для государственных предприятий и бюджетных учреждений, для коммерческих организаций бюджетное финансирование осуществляется в форме дотаций при выпуске и реализации социально-значимых товаров и услуг, субсидий, целевого финансирования и государственного заказа. 2.2 Коммерческие кредиты - это форма финансирования, источник финансирования со стороны контрагента, не являющегося финансовой организацией. Условия устанавливаются по согласованию сторон. 2.3 Заемные средства (ссуда, займы, кредиты) - наиболее распространенный из привлекаемых источников. Используется на основе возвратности, срочности, платности. Наиболее распространенными являются: банковские кредиты, облигационные займы, вексельные кредиты. Конкретный перечень финансовых ресурсов предприятия определяется организационно-правовой формой. Финансовые ресурсы и их источники для ОАО 1. Долгосрочные источники 1.1 Собственные источники - уставный капитал - добавочный капитал - дополнительная эмиссия акций - эмиссия депозитарных расписок (если акции приобретены иностр.инвесторами) - резервы накопленные обществом: нераспределенная прибыль, резервный капитал, амортизационный фонд) - средства поступающие в порядке перераспределения (страховые возмещения по наступившим случаям, средства внебюджетных фондов(фонд соцстраха), прочие поступления) 1.2 Заемные источники - банковские кредиты (полученные в Российских коммерч-х банках, еврокредиты – полученные за рубежом в иностран.валюте) - эмиссия облигаций ( в России, еврооблигации) - займы др.коммерческих организаций - бюджетные кредиты - прочие источники 2. Краткосрочные привлеченные источники Лизинг – это форма, а не 2.1 Краткосрочные банковские кредиты источник. Лизинг.платежи 2.2 Кредиторская задолженность относятся на затраты и включ. 2.3 Прочие в с/с продукции Финансовые результаты деятельности организации 17 Под итоговым финансовым результатом деятельности предприятий понимают показатель - прибыль. Однако экономической базой формирования являются доходы и расходы. Доходы - это увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств или иного имущества) и или погашения обязательств, приводящих к увеличению капитала этой организации. В зависимости от характера, условий получения и направления деятельности доходы организации подразделяются: - Доходы от обычных видов деятельности - Операционные доходы - Внереализационные доходы Доходы от обыч.видов деят-ти признаются при налич.следующих условий: 1. Организ-я имеет право на получение этого дохода, который вытекает из конкретного договора 2. Сумма дохода может быть определена 3. Имеется уверенность, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. 4. Право собственности на продукцию 5. Расходы, которые произведены или будут произведены в соответствии с этой операцией могут быть определены Расходы – это уменьшение экономических выгод организации в результате выбытия активов или возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала организации. Расходы подразделяются на: - расходы по обычным видам деятельности - операционные расходы - внереализационные расходы Условия признания расходов: 1. Расход производится в соответствии с конкретным договором, либо требованиями нормативнозаконодательных актов или обычаям делового оборота (банковское обслуживание) 2. Сумма расходов может быть определена 3. Имеется уверенность, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации Доходы и расходы учитываются в случае возможности их оценки. Существуют следующие способы аналитич-й оценки доходов и расходов: 1.По цене сделки – принимаются во всех ситуациях, когда в документах, на основании которых возникает соответствующий доход или расход определены стоимостная оценка. 2. По установленным нормативам – способ применяется если для определения с/с применяется нормативный метод или система Стандарт-Кост. 3. По рыночной стоимости, либо по цене сделок с аналогичными объектами оцениваются доходы или расходы по уникальным сделкам, либо доходы от безвозмездно полученного имущества. 4. Способ характерен для определения размера доходов и расходов, по которым определен четкий порядок расчетов (налоговый расчет) Прибыль – итоговый финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. По экономической сути прибыль – есть часть накопления организации, выраженная в денежной сумме. Виды показателей прибыли: 1. По источнику формирования: - прибыль от реализации продукции и услуг - прибыль от реализации имущества - операционная и внереализационная прибыль 2. По видам деятельности: - прибыль от обычных видов деятельности - прибыль от инвестиционной деятельности - прибыль от финансовой деятельности 3. По характеру использования: - прибыль направленная на дивиденды - капитализированная (нераспределенная) прибыль 4. В зависимости от периодичности получения - регулярная прибыль -чрезвычайная прибыль. Основы корпоративного налогового планирования Под налоговым планированием понимается совокупность мероприятий, разраба-тываемых налогоплательщиками с целью снижения общей налоговой нагрузки. Это целенаправленная деятельность, имеющая своей конечной целью перевод налогообложения определенного бизнеса из нормального режима в более прив-лекательный, благоприятный. Для реализации данных целей необходимо провести следующие мероприятия: 1. Провести анализ видов и направлений деятельности предприятия. 2. Провести анализ организационно-правовой формы предприятия 3. Провести анализ использования отдельных льгот по каждому налогу. 4. Провести анализ проводимых сделок, с точки зрения снижения налогов. И на основании проведенного анализа необходимо разработать и спланировать мероприятия по снижению налоговой нагрузки, а также просчитать экономичес-кий эффект от их применения. Различают следующие виды налогового планирования: 1. Классический – действия налогоплательщика соответствуют закону, налого-вые платежи производятся в определенном порядке. 2. Оптимизационный – действия налогоплательщика соответствуют закону, но при этом, налоговые платежи и налоговая нагрузка значительно уменьшается. 3. Противозаконный (вульгарный) – действия налогоплательщика не соответст-вуют закону, платежи не производятся или производятся в меньших объемах. Смысл классического планирования заключается в правильной и своевременной уплате налогов. Содержание классического планирования состоит из организа-ции правильного учета и отчетности, планирования экономической деятельности в рамках, определенных законом и своевременной уплаты налогов. Оптимизационное планирование – это планирование, при котором налогопла-тельщик путем использования и манипулируя существующим законодательством планирует и организует свою экономическую деятельность так, чтобы платить меньше налогов. Для этого он использует все достоинства и недостатки налого-вого законодательства, в том числе его несовершенство, сложность и противоре-чивость. При этом он использует налоговые механизмы, при которых предусмот-рена минимальная налоговая нагрузка. Вульгарное – это противозаконное планирование, при котором применяются противозаконные методы уменьшения налоговых платежей. Соответственно все это порождает неблагоприятные последствия для данных налогоплательщиков. Корпоративное – это оптимизационное налоговое планирование, не может быть реализовано без сбора, анализа и переработки информации с использованием некоторых основных показателей конкретного бизнеса. Особенно это относится к предприятиям, чья деятельность носит разносторонний характер. Для таких предприятий очень важно распределить материальные и финансовые потоки, финансовые и налоговые показатели для каждого вида деятельности. При этом можно выделить постоянные и переменные показатели. В попытке реализации оптимизационного налогового планирования приводят к применению механизмов с какими-либо ограничениями и изъятиями. Чем меньше будет число ограничений в этом механизме, тем он будет проще и эффективнее. Постоянные показатели зависят как от внутренних условий хозяйствования предприятия (стоимость сырья, величина з/платы), так и от внешних условий (специфика налоговых режимов, место расположения субъекта, мнение контро-лируемых органов). К переменным показателям можно отнести организационно-правовую форму предприятия, вид и качество реализуемой продукции, формы взаиморасчетов, условия заключения договоров. Снижение налоговой нагрузки в результате корпоративного планирования про-исходит при применении более льготных налоговых режимов (создание зависи-мых предприятий, дочерних, работающих по упрощенной системе налогообло-жения, дробление предприятия на более мелкие с целью получения освобожде-ния от уплаты НДС, заключение хозяйственных договоров с особыми условиями. В результате проведения корпоративного налогового планирования происходит общее снижение нагрузки в целом на совокупно-зависимых субъектов. Для проведения данного планирования необходимо проводить глубокий анализ всех финансовых показателей, который способен сделать только специалист, имеющий высокие познания в области экономики. Виды налогов и сборов Налог – это обязательный, принудительный и безвозмездный платеж взымаемый с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом рамках и установленные сроки в целях финансового обеспечения государства и его территориальных образований. В России общую линию налогового законодательства определяет Гос. Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Гос. Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации после подписи Президента РФ вступают в силу. Федеральные налоги и сборы: 1. НДС ( 0%-на отдельные виды товаров, топлива, ГСМ., 10%-при реализации продуктов скота, товаров для детей, медтоваров, лекарств, 18% - все остальное). 2. Акцизы на отдельные виды товаров и минерального сырья. (20-80% на алкогольную продукцию…) 3. Налог на прибыль организаций (24% на прибыль от дохода по основной деятельности, из которых 6,5% перечисляется в фед.бюджет, 17,5% - в бюджеты субъектов РФ) 4.НДФЛ (13% от нач. зар.платы за вычетом льгот) 5. ЕСН (налоговая ставка = 26% из которых: 20% в федеральный бюджет, - 3,2% в ФСС, - 0,8% в ФФОМС, - 2% в ТФОМС) 6. Государственная пошлина (устанавливается однократно в зависимости от субъекта налога и оказываемой услуги) 7. Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами. 8. Водный налог. 9. Налог на добычу полезных ископаемых. 10. Налог на наследование или дарение. Региональные налоги и сборы: 11. Налог на имущество организаций. 12. Транспортный налог. (зависит от мощности двигателя,) 13. Налог на игорный бизнес. Местные налоги и сборы: 14. Земельный налог. (0,3% от кадастровой стоимости земельного участка, отнесенного к землям с/х назначения, занятым жилым фондом, 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка иного назначения). 15. Налог на имущество физических лиц. (ставка налога устанавливается с учетом суммарной инвентаризационной стоимости в размере от 0,1 до 2%.). Сущность, функции налогов и принципы налогообложения Налог – это обязательный, принудительный и безвозмездный платеж взимаемый с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хоз. ведения или оперативного управления денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом рамках и установленные сроки в целях финансового обеспечения государства и его территориальных образований. Признаки налога: - императивность (субъект не может отказаться от возложенных на него обязанностей безвозмездно отдать часть своего дохода) - смена формы собственности дохода (что отданная часть дохода переходит государству и используется на его усмотрение) - безвозвратность и безвозмездность (эта часть дохода не возвратится субъекту) - легитимность (означает не только признание налогов, но и их взимание только с законных операций). Налоги являются одним из основных источников формирования бюджета любого государства и одним из методов мобилизации денежных средств на переустройство государства и общества. По своей сути налоги являются одним из самых доходных источников пополнения казны, которые безвозмездно изымаются государством у налогоплательщиков, также поступая в бюджет, являются той его частью на которую гос-во не затрачивает средств. Функции: фискальная и экономическая. Фискальная – предполагает, что налоги являются доходом государства и формируют основную доходную часть бюджетов различных уровней гос. власти. Фискальная функция является главной, т.к. она формирует осн. часть бюджетов всех уровней. Экономическая или регулирующая функция – заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве. Именно налоги оказывают влияние на платежеспособный спрос, предложение и ресурсоснабжение. Они создают или разрушают экономические условия, т.е. регулируют рыночные отношения в государстве. Экономическая функция раскрывается более подробно в своих подфункциях: - перераспределительная, перераспределение доходов м/у бюджетами различных уровней. - стимулирующая, обеспечивает равномерность и поступательность, проявляется ч/з налоговую политику, размеры и ставки налогов, систему льгот и скидок. - учетная, государство заинтересовано в строгом учете налоговых доходов и облагаемой базы. - контрольная, тесно связано с учетной и дополняет ее, она отражает количественное отражение налоговых поступлений и их сопоставление с потребностями государства в денежных средствах. Принципы налогообложения: - однократность обложения объектов налоговыми платежами; - всеобщность охвата налогообложением или обязательность уплаты налога; - безвозмездность; - добровольность уплаты и исчисления налога; установление минимума, свободного от обложения; - возвратность налога субъекту налога; - территориальность налогообложения; - умеренность распределения налогов; - равномерность распределения налогов; - справедливость налогообложения; - пропорциональность взимания налогов; - прогрессивность взимания налогов; - дифференцированность взимания налогов; - регрессивность взимания налогов; - самообложение налогом; - резиденство; - сбалансированность; - минимизация поступления. 80% - налоги 16% - таможенные пошлины 4% - административное управление государством За счет сниж. налог. нагрузки увеличивается налогооблагаемая база, т.е. увеличивается кол-во налогоплательщиков. Улучшается администрирование налогов. |
|
© 2000 |
|