РУБРИКИ |
Кризис банковской системы России 1998 года, его причины и последствия |
РЕКЛАМА |
|
Кризис банковской системы России 1998 года, его причины и последствияp> Для смягчения экономических и социальных последствий банковского кризиса Советом директоров Банка России было принято решение о переводе наСберегательный банк Российской Федерации обязательств ряда коммерческих банков (СБС-Агро, “Менатепа”, Мосбизнесбанка, Мост-банка, Промстройбанка, “Российского кредита” и Инкомбанка) перед физическими лицами по договорам банковского вклада, заключенным до 1 сентября 1998 года, в размере, сложившемся на момент принятия решения. Кроме того, 16 ноября 1998 года заключены соглашения о передаче
обязательств по вкладам населения в Сбербанк России коммерческими банками Принятое Банком России решение о переводе вкладов населения из ряда крупнейших банков в Сбербанк России в сложнейшей обстановке способствовало в определенной степени улучшению ликвидности кредитных организаций и прекращению массового оттока частных депозитов. В целом оно оказало положительное воздействие на укрепление доверия населения к банковской системе, которое является важнейшим условием успешной реализации мер по реструктуризации кредитных организаций. Для поддержания банковской ликвидности Банк России с сентября 1998
года активно использовал механизм рефинансирования банков. В
августе—сентябре 1998 года Банк России выдал ломбардные кредиты 80 банкам По мере нормализации ситуации в банковском секторе Банк России
предполагает прекратить предоставление кредитов, выдаваемых по отдельным
решениям Совета директоров Банка России, и полностью перейти на
рефинансирование банков на рыночных принципах. При этом Банк России
проводит активную работу по распространению процедуры предоставления
обеспеченных кредитов Банка России (внутридневных кредитов и кредитов Другим инструментом денежно-кредитного регулирования, который был задействован Центральным банком Российской Федерации для смягчения кризиса, стало изменение нормативов обязательных резервов кредитных организаций, депонируемых в Банке России. Установление с ноября 1998 года единого норматива обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте в размере 5%, предоставление кредитным организациям возможности проведения внеочередного регулирования обязательных резервов и установление специального курса при расчете обязательных резервов по привлеченным средствам в иностранной валюте способствовало высвобождению дополнительных денежных ресурсов банковской системы. В кризисной ситуации Банк России внес необходимые коррективы в систему требований, предъявляемых к банкам. Банк России перенес срок применения принудительных мер воздействия за нарушение минимальной величины собственных средств (капитала) на два года. В настоящее время в принципе решен вопрос о сохранении минимальных требований по величине собственных средств (капитала) только для банков, открывающих филиалы за рубежом. Одновременно изменены подходы Банка России в отношении рисков,
принимаемых на себя банками. Банк России сократил лимит открытых валютных
позиций, ужесточил порядок расчета нормативов ликвидности, исключив
портфель государственных ценных бумаг из величины высоколиквидных активов,
и ввел оценку кредитного риска по вложениям в государственные ценные бумаги Кроме того, в конце 1998 года было решено уменьшить в десять раз размер регистрационного сбора за государственную регистрацию вновь создаваемых кредитных организаций и размер сбора за открытие филиала. Эти решения позволяют уменьшить “затраты” потенциальных учредителей и стимулировать принятие ими решения о создании кредитных организаций, а также максимально расширить сферу деятельности кредитных организаций с целью поиска новых источников доходов. 6. Возможные причины банковского кризиса в России. Оценивая причины системного кризиса российской банковской сферы, следует выделить четыре их основные группы. Первая из них связана с неблагоприятным состоянием экономики и особенностями развития финансовых рынков; вторая - с политикой ЦБР и правительства; третья - с недостаточным профессиональным уровнем банковского менеджмента; четвертая - с последствиями мирового финансового кризиса прежде всего в странах Азии. Для каждой из указанных групп причин можно назвать следующие характеристики. К особенностям развития банковского сектора относятся: политизированность ведущих банков; чрезмерно высокая зависимость банков от рынка ГКО; специфическая структура собственности, позволявшая полностью контролировать деятельность банка одной связанной группе лиц (организаций); низкий уровень капитализации банковской системы; тяжелое положение ряда ведущих банков, ранее входивших в систему спецгосбанков СССР; крупные начальные затраты при развитии стандартных банковских услуг; демонетизация операций реального сектора, ограничившая возможности расширения ресурсной базы коммерческих банков и снижавшая спрос на банковские кредиты; вынужденный переход ведущих банков на заимствования за рубежом; негативные последствия конкуренции в условиях снижения процентных ставок; высокий уровень кредитного риска, усиливавшегося в результате роста неплатежей в российской экономике. К недочетам в области политики банковского регулирования следует отнести: ошибки стратегического планирования ЦБР; недостаточную жесткость в установлении надзорных требований и оздоровлении банковской системы, обусловленную, в частности, внутренним конфликтом интересов; отсутствие законодательства в таких важных областях банковского регулирования, как становление ответственности менеджеров банков и акционеров за принимаемые решения, создание системы страхования депозитов, определение процедуры банкротства и санирования кредитных организаций; запоздалые изменения в системе банковского контроля и надзора, которые оказались не в состоянии предотвратить масштабный банковский кризис; недооценку возможных последствий финансового кризиса в странах ЮВА и Латинской Америки; недостаточную проработанность решений 17 августа, прежде всего о замораживании выплат по ГКО и введении моратория на выплату иностранных долгов. Банковскому менеджменту также были присущи определенные негативные черты: ошибки и просчеты высших менеджеров отдельных ведущих банков; слабое развитие системы управления инвестиционными рисками; повышенные расходы на универсализацию деятельности, поддержание многофилиальной сети, многочисленного штата сотрудников и строительство офисных зданий; высокий уровень операционного риска ( выдача льготных кредитов, проведение операций в личных целях с нарушением интересов кредиторов, частных вкладчиков и мелких клиентов - юридических лиц), растущего по мере усиления кризисных явлений в банковской системе; операции в рамках банковско-промышленных групп, приведшие к существенному снижению надежности банков. Особую группу причин составляют глобализация экономики и последствия мирового финансового кризиса, обусловившие: включение России в общемировые экономические процессы; рост влияния на поведение международных инвесторов кризисных процессов на развивающихся рынках; снижение цен на мировых товарных рынках, ограничившее возможности российских экспортеров поддерживать банки в составе БПГ; масштабный отток иностранного капитала; жесткие требования иностранных кредиторов. В сложившихся экономических условиях системные ошибки сделали кризис
неизбежным. О том, что политика регулирования банковской системы имела
определенные недостатки, говорят первые последствия кризиса. Сильнее всего
пострадали ведущие банки, составлявшие основу системы и за деятельностью
которых предполагался наиболее тщательный контроль. Реализация в целом
правильной идеи создания ОПЕРУ-2 не дала ожидаемого эффекта, поскольку:
лоббироваие интересов отдельными банковскими группами и разногласия внутри Вместе с тем следует отметить, что в самый острый период кризиса ЦБР осуществил серьезные денежные "вливания" в качестве помощи последней надежды". Объемы выдаваемых кредитов свидетельствовали как о масштабах кризиса, так и о попытках ЦБР таким способом как-то исправить просчеты регулирования и предупредить крах крупнейших банков. III. Состояние банковской системы в 1999 году. 3.1. Меры по реструктуризации банковской системы после кризиса. Финансовый кризис 1998 года сделал совершенно очевидным тот факт, что в России появилась необходимость не просто поддерживать, укреплять или совершенствовать существующую банковскую систему, а, по существу, создать качественно иную банковскую систему, адекватную сложившимся реалиям и задачам восстановления экономического роста. Долгосрочная устойчивость банковской системы недостижима без опоры на взаимодействие с эффективными предприятиями нефинансового сектора экономики. Принципы, цели и задачи органов государственной власти и Банка России
по реструктуризации кредитных организаций, направления реализации
поставленных задач были сформулированы в документе “О мерах по
реструктуризации банковской системы Российской Федерации”, одобренном Важнейшей составной частью процесса реструктуризации банковской системы явилось финансовое оздоровление проблемных кредитных организаций, сохраняющих жизнеспособность и перспективы развития. В этом значительную роль сыграли процедуры, связанные с обязательным уменьшением согласно требованиям законодательства уставного капитала кредитных организаций при сокращении их собственных средств (капитала) до уровня ниже зарегистрированного уставного капитала. Указанный порядок был призван оказать стимулирующее воздействие на собственников проблемных кредитных организаций принимать своевременные меры по финансовому оздоровлению банков с целью сохранения их капитальной базы. Деятельность Банка России по финансовому оздоровлению кредитных организаций характеризуется, в том числе следующими данными. По состоянию на 1.01.99 территориальные учреждения Банка России контролировали выполнение около 350 планов санации, из которых 249 были затребованы в 1998 году. По состоянию на 1 марта 1999 года дополнительно запрошены планы санации от 60 кредитных организаций. За период с 1.10.98 по 1.02.99 32 кредитные организации, реализующие планы санации, улучшили свое финансовое положение. Банк России исходит из того, что финансовая поддержка может оказываться жизнеспособным кредитным организациям. Участие государства в процедурах реструктуризации возможно только в отношении ограниченного круга проблемных банков, относящихся к категориям “опорных” региональных банков и крупных многофилиальных банков. Данные банки в совокупности с банками, сохранившими финансовую устойчивость, должны обеспечить потребности в банковских услугах всех регионов Российской Федерации. У кредитных организаций, которые, по оценке Банка России, не имеют перспектив восстановления нормальной деятельности, будут отзываться лицензии. Это не означает принятия решений по отзыву лицензий по принципу “списков”. Отдельной проблемой, важной для судьбы российской банковской системы, является перспектива крупнейших кредитных организаций. Число таких банков составляет 18. На долю этих банков в настоящее время приходится около 46% активов и 40% вкладов населения. Банк России ведет работу со всеми этими банками по определению конкретных форм их реструктуризации. Банком России ведется работа по рассмотрению планов финансового оздоровления крупных системообразующих кредитных организаций. За период с декабря 1998 года по март 1999 года Банком России, в частности, рассмотрены вопросы о ходе реализации мероприятий по финансовому оздоровлению и целесообразности предоставления поддержки ряду крупных банков. С целью ускорения и повышения эффективности процедур реструктуризации системообразующих банков Банк России принимает участие в проводимых указанными банками переговорах с кредиторами, потенциальными инвесторами, в том числе нерезидентами. По мнению Банка России, из 18 крупнейших банков представляется целесообразным оказывать поддержку в первую очередь крупным многофилиальным банкам, ориентированным на оказание широкого спектра услуг населению, а также важнейшим секторам реальной экономики: аграрному, промышленности и строительству. Очевидно, что банковская система страны должна включать в себя региональные банки. По результатам проведенной в Банке России работы предлагается определить в качестве “опорных” для будущих региональных банковских систем Российской Федерации 81 банк в 59 регионах, на долю которых в общей сложности приходится около 5,4% совокупных активов банковской системы и примерно 10,8% совокупных депозитов физических лиц в коммерческих банках (без учета Сбербанка России). Из них 55 банков относятся к группе финансово стабильных и могут работать без финансовой поддержки со стороны государства, а оставшимся 26 банкам требуется государственная поддержка. В 22 регионах Банк России, учитывая конкретную ситуацию в банковской сфере (достаточную “насыщенность” этих регионов банковскими услугами), а также позицию исполнительных органов власти, считает нецелесообразным выделение “опорных” банков. Банком России оказывается содействие банкам в осуществлении ими
мероприятий, обеспечивающих сохранение работоспособной филиальной сети. В
частности, в тех случаях, когда финансово устойчивые банки открывают
филиалы на материально-технической базе филиалов проблемных кредитных
организаций, Банк России обеспечивает рассмотрение соответствующих
документов и принятие по ним решения в оптимальные сроки. При этом Банк Важными направлениями реструктуризации банковской системы в 1998 году были отзыв лицензий на осуществление банковских операций у кредитных организаций, не исполняющих требования федерального законодательства и нормативных актов Банка России, неспособных удовлетворять требования кредиторов и вкладчиков, а также ускорение ликвидационных процедур в кредитных организациях с отозванной лицензией с целью максимального удовлетворения требований кредиторов и вкладчиков. В 1998 году Банк России отозвал лицензии на осуществление банковских
операций у 229 кредитных организаций, в том числе у 5 кредитных организаций
лицензия на осуществление банковских операций была отозвана в связи с
решением учредителей банков об их ликвидации. Наибольшее количество
лицензий было отозвано у кредитных организаций, зарегистрированных в городе Рассмотрение материалов об отзыве у кредитных организаций лицензий в ряде случаев приостанавливалось, поскольку кредитными организациями принимались меры по финансовому оздоровлению. Всего в 1998 году было приостановлено производство по 25 таким кредитным организациям. По 12 кредитным организациям рассмотрение вопроса было прекращено в связи с осуществлением ими мероприятий по финансовому оздоровлению. В 1999 году (по состоянию на 9 апреля 1999 года) Банк России отозвал лицензии на осуществление банковских операций у 47 кредитных организаций, в том числе у 1 кредитной организации лицензия на осуществление банковских операций была аннулирована в связи с решением учредителей (участников) банка о его ликвидации. Учитывая, что по состоянию на 1 марта 1999 года 146 кредитных организаций из числа действующих имеют признаки несостоятельности, работа по отзыву лицензий у таких кредитных организаций в ближайшее время будет занимать значительное место в деятельности Банка России по реструктуризации банковской системы. Одним из важнейших условий обеспечения защиты прав и законных интересов кредиторов и вкладчиков Банк России считает ускорение начала ликвидационных процедур в кредитных организациях, у которых отозваны лицензии, сокращение сроков их проведения. В этих целях в 1998 году учреждения Банка России осуществляли контроль за ликвидацией кредитных организаций, согласовывали назначение ликвидационных комиссий, утверждали промежуточные и окончательные ликвидационные балансы. Ликвидация кредитных организаций имеет ряд особенностей, которые до
настоящего времени не учитывались законодательством о ликвидации
юридических лиц. Принятый недавно Федеральный закон “О несостоятельности Кроме того, Банком России подготовлен ряд нормативных актов, позволяющих более эффективно осуществлять контроль за ходом ликвидационных процедур, а также анализировать проблемы, возникающие в ходе ликвидации кредитных организаций. Одной из нерешенных проблем в этой области является завершение ликвидации 144 кредитных организаций, решения о ликвидации которых приняты, но соответствующие процедуры не проводятся в связи с отсутствием средств на их осуществление. В целях предоставления кредитным организациям возможности восстановить размер своего капитала Банк России принял решение об отмене запрета на оплату взносов в уставные капиталы кредитных организаций иностранной валютой. Актуальным остается вопрос о расчетах по форвардным контрактам между российскими банками. Банк России считает нецелесообразными предложения по административному решению этой проблемы. Выход в каждом конкретном случае должен быть результатом переговоров между кредитором и должником, и применять ко всем банкам одинаковый подход было бы неправильным. Вместе с тем неурегулированность проблемы с форвардами замедляет процесс восстановления взаимного доверия банков и активизации их работы, в том числе на рынке межбанковских кредитов. Банк России считает, что Ассоциация российских банков могла бы сыграть весьма значительную роль в урегулировании этих вопросов. Создание институциональных структур, обеспечивающих реструктуризацию банковской системы Важной составной частью программы реструктуризации банковской системы
явилось создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций В марте текущего года Советом директоров Агентства по реструктуризации кредитных организаций были приняты программа деятельности Агентства, получившая предварительное одобрение миссии МВФ и МБРР, план первоочередных мероприятий Агентства, решен ряд организационных вопросов. Кроме того, были приняты за основу критерии отбора кредитных организаций для проведения реструктуризации, предусматривающие, в частности, приоритет восстановления региональных расчетов по платежам в бюджеты всех уровней, и определены пять регионов Российской Федерации, банковская система которых будет реструктурирована в первую очередь. Агентство провело переговоры с представителями МВФ и МБРР о
технической помощи по реструктуризации кредитных организаций. Агентство также проводит переговоры с инвесторами (в основном иностранными) об их участии в реструктуризации кредитных организаций, в том числе за счет средств, полученных в результате реструктуризации государственных ценных бумаг. В то же время нельзя не заметить, что отсутствие полноценного финансирования процедур реструктуризации не может не тормозить реализацию планов, намеченных в этом направлении, и это, по нашему мнению, является достаточно серьезной проблемой. В настоящее время уже очевидно, что бюджет не сможет оказать
существенной поддержки и в достаточном объеме компенсировать потери банков. По моему мнению, реальные источники рекапитализации банковской системы лежат, прежде всего, в активизации ее работы с учредителями, акционерами, кредиторами, органами местной власти. По инициативе Банка России в целях содействия проведению
реструктуризации банковской системы создан Межведомственный координационный
комитет содействия развитию банковского дела в России (МКК). 3.1. Год спустя после кризиса. В течение 1999 г. выявилось определенное противоречие между
необходимостью восстановления капитала, связанного с увеличением объема Повышение ликвидности явилось естественной реакцией банков на кризис
платежеспособности и высокие системные риски кредитования экономики. В то
же время в среднесрочном плане была заложена ориентация банков на
повышение ликвидности (особенно валютной, которая может рассматриваться
как мягкая форма оттока капитала) , что вступает в противоречие с
потребностями восстановления капитала: чем выше ликвидность активов, тем
меньше их доходность. В результате обесценения государственных облигаций и
переоценки валютных активов банковская система внешне стала более активным
кредитором реального сектора. Объем кредитов экономике возрос 9,4% ВВП в
начале 1998 г. до 11% ВВП к началу 1999 г. и стабилизировался на этом
уровне[1]. Однако доля кредитов экономике в структуре банковских активов в
течение 1999 г. снизилась с 37,5 до 33,3%. Наращивая валютную ликвидность,
банки сократили валютные кредиты экономике, что было вызвано как снижением
объемов импорта (импортеры предъявляли значительный спрос на кредиты), так
и высокими рисками кредитования и повышенным уровнем просроченной
задолженности по валютным кредитам предприятиям. Хотя банковский кризис Доля межбанковских кредитов не превышала 3% суммы чистых активов
банковской системы, вложения в государственные ценные бумаги сократились с Основным источником привлеченных средств для российских банков вновь стали, как и в 1992-1993 гг., текущие счета и срочные депозиты предприятий. Это неудивительно, поскольку в целом денежные активы реального сектора экономики увеличились до 3% ВВП к концу 1999 г. по сравнению с 1,5% на начало 1998 г., а доля депозитов предприятий в пассивах банковской системы поднялась до 30% (20% в июле-августе 1998 г.). Снижение уровня реальных доходов населения в 1998-1999 гг. почти на В результате кризиса доверия зарубежных инвесторов к российскому рынку государственного долга и российским банкам объемы привлеченных средств нерезидентов сократился за 1999 г. - на 1/3 в валютном эквиваленте. Старые кредиты погашались, новые, если и предоставлялись, то на короткие срок и в меньших масштабах. 3.2. Качество капитала российских банков. Оценка структуры совокупного капитала действующих кредитных
организаций показывает, что до кризиса базовый капитал превышал половину
совокупного капитала банковской системы (см. рис.). За период с августа по
октябрь 1998 г. базовый капитал сократился более чем на 40%. В конце 1998
г. его значение вернулось к уровню на начало года, однако убытки, не
показанные ранее и отраженные в I квартале 1999 г., привели к сокращению
базового капитала на 1/3 по сравнению с началом 1999 г. Лишь крупные
вливания в уставный фонд Внешторгбанка и прибыльная работа во II квартале Структура капитала действующих кредитных организаций Рис. 3. [pic] К концу I квартала 1999 г. вследствие увеличения убытков банковской
системы совокупные фонды составляли лишь 75% уровня возможных потерь. Защищенность средств клиентов характеризуется отношением собственных
средств банков к привлеченным (см. рис.4). Этот показатель до кризиса был
достаточно высоким - на начало 1998 г. он равнялся 22,7%. В странах Собственные средства банков и их отношение к привлеченным средствам.. Рис. 4. [pic] Кризис ослабил интерес банков к приобретению недвижимости. В результате этого, а также увеличения объемов уставного капитала коэффициент иммобилизации капитала (отношение величины уставного капитала к имуществу банков) возрос к концу 1999 г. до 1,9 против 1,07 на начало августа 1998 г. Вот почему можно высказать определенные сомнения в правильности решения Банка России, позволившего собственникам банков осуществлять взносы в их уставные фонды путем передачи зданий. Очевидно, такое решение способствует улучшению количественных показателей капитализации банков, но ведет к ухудшению качества капитала. В 1999 г. произошло заметное увеличение уставного капитала российских
банков: за 11 месяцев он возрос более чем на 40 млрд. руб. (около 0,9% Перспективы получения прибыли банками выглядели в 1999 году достаточно
оптимистичными. По итогам трех кварталов 1999г., чистые убытки всей
банковской системы составили примерно 2 млрд. руб. Если исключить из
рассмотрения несколько убыточных банков, фактически являющихся банкротами Вместе с тем вызывает сомнение устойчивость доходов российских банков. Оценка основных доходов банков (в % к ВВП) Таблица 4 Ситуация с доходами банков в значительной мере объясняется структурой их активов и пассивов, меняющейся под воздействием новой экономической среды. Увеличение активов банковской системы России в 1998 г. до 39% ВВП было обусловлено опережающей переоценкой валютных активов. По мере стабилизации реального курса рубля и адаптации банковской системы к новым рискам объем активности по всем видам банковских операций снизился. При принятых макроэкономических гипотезах восстановление банковских активов до уровня 1998 г. займет 4-5 лет, так как получать доходы от кредитования предприятий значительно сложнее, чем от операций с государственными ценными бумагами. IV. Состояние банковской системы в 2000 году. 4.1. Общие положения. В 2000 году в российской банковской системе продолжался процесс
саморазрушения. В первом квартале количество действующих кредитных
организаций уменьшилось с 1349 до 1338. Число коммерческих банков (КБ) с
уставным капиталом (УК) до 500 тыс. руб. сократилось с 49 до 45, с УК от Качественное улучшение российской банковской системы замедлилось, а в
ряде сфер деятельности наблюдалась деградация. В 1999 году активы выросли
более чем в полтора раза — с 1038 млрд. до 1583 млрд. руб., а у
региональных банков — в два раза. В реальном исчислении с учетом пятикратно
обесценившегося рубля активы еще не достигли докризисного объема ($55,5
млрд. против $150-155 млрд. в 1997 году). Собственные средства КБ (без немало новых. Рост собственных средств региональных КБ отставал от вложений
в экономику, которые уменьшились до 3,5% ВВП против 15% ВВП в 1997 году. Большинство КБ по-прежнему не может, не хочет и не умеет кредитовать
реальный сектор. Почти половина активов размещается внутри самой банковской
системы, где оборачиваемость средств и надежность возврата ссуд гораздо
выше,чем в материальном производстве. За год доля таких вложений подскочила
с 30 до 46% (без учета Сбербанка). У столичных она составила 45,5%, у
провинциальных — 46,5%. Из них остатки средств в кассе и на корсчетах в ЦБ
составили около 10% (против 4% в США, например). Кредитование небанковского
сектора сворачивалось, как и в 1999 году. Его доля в активах региональных Более половины российских предприятий вообще не пользуются банковскими ссудами. Одни — из-за дороговизны кредитов, потери рынков, которые они не могут вернуть, так как изношено оборудование, плохой менеджмент. Другие обходятся без заемных средств, финансируясь с помощью бартера, денежных суррогатов, взаимозачетов, «инвестиций издержек» (то есть расходования амортизации, неплатежей работникам, партнерам, бюджетам). Третьи, особенно экспортеры, имеют собственные крупные резервы в виде уведенной за рубеж валютной прибыли. В России сложилась парадоксальная ситуация, когда именно те предприятия, которые не прибегают к кредитам, лучше реализуют продукцию, обеспечивают занятость, портфель заказов, капвложения, внедрение инноваций, сохраняют финансовую стабильность. В основном это ТЭК, черная и цветная металлургия. Ссудами пользуются преимущественно компании в машиностроительной, легкой, пищевой отраслях, не имеющие оборотных средств, ресурсов для выживания и эффективной работы. В отличие от других стран наши банки перераспределяют деньги не от слабых производств к сильным, а от конкурентоспособных к депрессивным. Изменение валютной структуры кредитов вызвано девальвацией и скачком
инфляции после августа 1998 года. Поскольку рубль пятикратно обесценился,
предприятию нужно заработать в пять раз больше российских денег, чтобы
вернуть ссуду в СКВ. С другой стороны, рублевые кредиты формально стали
доступней, так как Неглинная увеличила эмиссию, чтобы скупать доллары и
обслуживать внешние долги. Полегчавший рубль, устойчивое недоверие к
политике властей заставили банки уводить капиталы за границу. Так
происходило и в 1999 году, когда доля иностранных активов почти удвоилась —
с 10 до 19% у региональных КБ, а у московских составила 34%. Все
настойчивее звучат призывы расширить участие государства в банковской сфере
в форме увеличения капиталов действующих КБ, создания специализированных
инвестиционных институтов, предоставления гарантий, поощрения
слияний(например, Внешэкономбанка и Росэксимбанка). Сами по себе эти меры
мало что дадут, учитывая масштабы упадка промышленности и сельского
хозяйства в пост советские годы Реформы привели к тому, что многие
предприятия не могут вернуть кредиты из-за изношенности основных фондов,
неплатежей, засилья бартера и денежных суррогатов, утраты рынков Даже по
заниженным оценкам объем пролонгированных ссуд в 7-8 раз превышает
официальную «просрочку» (7,6%) В 2000 году до конца не восстановился ни
один из финансовых сегментов, на которых до августовского кризиса банки
привыкли легко и помногу зарабатывать Нет больше прежних рынков
государственных и корпоративных бумаг, межбанковских кредитов, валюты 4.2. Виртуальные доходы. Частичной финансовой подпиткой стала переоценка валютных средств, хотя не в таких размерах, как в 1998 году Тогда это принесло КБ чистый доход в объеме 2,4% активов и составило 49% дохода-нетто. Год спустя показатели снизились соответственно до 1,5 и 22% без учета Сбербанка Главным источником прибыли для кредитных организаций была разница в стоимости размещения и привлечения
ресурсов Средняя реальная доходность ссуд в рублях составила 15,5%,
валютных (в рублевом эквиваленте) — 70% Ресурсная база сформировалась в
основном благодаря депозитам юридических лиц, которые по объему на 80%
превысили вклады населения В 1999 году каждый рубль, привлеченный от
предприятий и организаций, обходился КБ в семь копеек (против 16 копеек до
августа 1998 года), из бюджета—десять копеек, от граждан — сорок две
копейки Для частных лиц, однако, при объявленной средней ставке 40,5%
годовых реальная доходность рублевых депозитов была минус 5%, валютных (при
ставке 9,5%) — плюс 7,6% Суммируя все процентные и непроцентные поступления Неглинная все время увеличивает отчисления в ФОР, поспешно, даже за
прошедший период. А Европейский Центробанк использует запаздывающий метод
формирования резервов с лагом в два месяца и не изымает у кредитных
организаций средства, как поступает ЦБ РФ, оставляя их в обороте банков. рублевые эмиссии вместо того, чтобы стимулировать направление средств в экономику. Неглинная конфисковала в январе 2000 года крупную сумму с корсчетов банков, увеличив отчисления в ФОР Вот почему намечаемое ЦБ РФ дополнительное расширение резервов на
возможные потери на основе общей оценки уровня риска не вызывает оптимизма Очень плохой симптом — снижение операционной маржи у большинства кредитных организаций Если не брать в расчет нерегулярные доходы и расходы банков, то в 1999 году маржа по текущим операциям была отрицательной (минус 1,5%
совокупных активов), хотя общее сальдо оставалось положительным Все
операционные убытки банковской системы пришлись на двести КБ, у которых
расходы в среднем на 23% превышали доходы Около 90% последних получены с
помощью переоценки валютных активов Поскольку переоценивались и пассивы в 4.3. Банковская система на пороге возможного четвертого кризиса. Примечательно, что до лета 1998 года убыточными были преимущественно мелкие и микроскопические КБ, а самыми доходными — тяжеловесы. В 2000 году ситуация поменялась на прямо противоположную Наибольшую рентабельность показали малые кредитные организации, не вошедшие в число первых двухсот по размеру активов Провинциальные банки работали чуть эффективней (соотношение прибыль/активы составило у них 2,4%), чем московские (минус 1,9%) В регионах КБ ближе к реальному производству, не столь обременены долгами, особенно перед нерезидентами, как крупные. Среди легковесов много банков с положительной операционной маржой, а их результаты меньше зависят от переоценки валютных средств. Процентные доходы таких КБ достигали 20% от совокупных против 6,4% у кредитных организаций с отрицательной маржой по текущим операциям и держащихся на плаву лишь благодаря переоценке ресурсов в СКВ Возможность нового (четвертого по счету) системного кризиса банковской сферы остается исключительно высокой. Восстановившись за счет средств предприятий, кредитные организации в 2000 году полностью
исчерпали данный источник роста, не создав других. В активах слишком велика
доля просроченных кредитов, замаскированных под пролонгированные, которые
заемщики рефинансируют с помощью новых ссуд (кредитные пирамиды) В пассивах
приток вкладов пока значительно превышает отток средств в виде процентных
выплат по депозитам Для привлечения дополнительных ресурсов КБ (особенно 4.4. Неэффективный надзор. Российская банковская система остается пока маломощной, поэтому для
нее непосильны нормативы по минимизации рисков, которые уже применяются. В 1999 году и в первом квартале 2000 года Центробанк направил более В особенно трудное положение политика властей ставит региональные
банки. В 1999 году их число сократилось с 784 до 730 и продолжает убывать в Подобно столичным банкам, «провинциалы» держат на счетах большие
остатки свободных средств. Объясняется это не столько желанием в любую
минуту быть готовыми к паническому нашествию вкладчиков и необходимостью
обеспечивать текущие расчеты, сколько отсутствием надежных заемщиков. 4.5. Несостоявшаяся многоукладность банковской системы. Большую проблему создают около 100 кредитных организаций, имеющих отрицательный капитал. Другими словами, они не только проедают собственные средства, но и разворовывают деньги вкладчиков, клиентов, кредиторов при полной безнаказанности со стороны Неглинной. Фактически похоронена объявленная в октябре 1998 года программа реформирования банковской системы. Тем, кто реально определяет стратегию Кремля и Белого дома, не нужны планы и концепции, твердые правила игры, так как они связывают власть, не дают вмешиваться в бизнес, делить собственность, ограничивают свободу приближать выгодно тем или иным группам влияния. Рассмотрение в Думе поправок к действующим законам и новых законопроектов о банках и банковской деятельности сознательно затягивается. Дебаты идут ни шатко ни валко, без целостного подхода к развитию кредитно-инвестиционной сферы, без учета прошедших кризисов. Вместо создания многоукладной
банковской структуры консервируется прежняя олигополия. Рынок финансовых
ресурсов и услуг жестко поделен между четырьмя группами кредитных
организаций. В первую входят КБ с гос. участием и сильной поддержкой со
стороны ЦБ РФ. Вторая состоит из старых и новых системообразующих банков. Всем им противостоят региональные КБ, по сути запертые в местных
рынках. Провинциальные банки по-прежнему маломощны, у них нет такого
ресурсного обеспечения, какое имеют первые четыре категории. Как и до
августовского кризиса, 80% финансовых средств сконцентрировано в столичных
кредитных институтах. Подобный «флюс» создает серьезные системные риски для
всей российской экономики. В России игнорируется опыт стран Западной В пост советской экономике не создано условий для равноправной
конкуренции, которая у нас приобретает самые дикие, нерегулируемые формы. услуг. В нем ничего не говорится о главной для банков области соперничества Цивилизованный рынок предполагает соблюдение всеми его участниками четких общих правил, быстрое и эффективное наказание за их нарушение, исключение двойных стандартов, законодательное пресечение неформальных связей между руководителями КБ и чиновниками. Можно ли считать конкуренцию равноправной, когда министр, руководящий отраслью, накачивает свой «карманный» банк за счет подведомственных ему государственных и смешанных предприятий. В России пока нет закона, препятствующего этой широко распространенной практике. Экономический потенциал многих субъектов РФ значительно превосходит
объем капитала, циркулирующего в них. Например, в промышленно развитых В одних субъектах Федерации надеются, что Кремль, правительство и ЦБ Региональные КБ боятся банков с участием зарубежного капитала и не верят, что расширение допуска иностранных кредитных институтов на российский рынок простимулирует конкуренцию и, соответственно, ускорит развитие всего банковского сектора. В провинции считают, что соревнование на равных невозможно, поскольку соперничают не конкретные КБ, а стабильность и устойчивость той или иной западной страны с российской нестабильностью и непредсказуемостью. 4.6. Неработающие законы и недостатки существующего законодательства : замкнутый круг. Предлагаемые Центробанком механизмы концентрации капиталов, их укрупнения, слияния не привлекают региональные КБ. Они считают, что процедура слишком сложна, юридически плохо обеспечена (есть соответствующие инструкции, но нет полновесных законов). Объединять ресурсы провинциальные кредитные организации предпочитают простым присоединением. Это намного быстрее и здесь уже накоплен практический опыт. Иные формы консолидации используются крайне осторожно, через определенную дорожку шагов: взаимодействие на договорной основе, постепенное объединение операций и услуг, создание банковских групп и холдингов. Причем на каждом этапе сохраняется возможность выхода из союза. Банки хотят кредитовать реальный сектор, однако до сих пор не могут решить две проблемы: краткосрочность ресурсной базы и свою правовую незащищенность в отношениях с заемщиком. При невозврате ссуд государство, действующая система судопроизводства, законодательство провинциальным КБ — не помощники. По установленному порядку при недостаточности средств на расчетных счетах предприятий погашение кредитов банкам производится в последнюю очередь. А ведь эти деньги принадлежат не КБ, а их вкладчикам и клиентам. Процедура регистрации залога неимоверно громоздка и неработоспособна. Что касается сроков удлинения пассивов, добиться этого реально лишь в неблизкой перспективе, когда экономика в целом обретет устойчивый рост, повысится доверие к российским кредитным организациям, появится надежная система гарантирования вкладов, когда. наконец, восстановится нормальное денежное обращение. Пока сохраняются платежные суррогаты, бартер, неплатежи, КБ не могут выполнять свои основные функции — расчетную, кредитную, инвестиционную. В России не созрели предпосылки для долгосрочных накоплений. Ни один банк не пойдет на риски длительных капвложений без государственных гарантий. Синдикация кредитных ресурсов с соответствующим распределением рисков не получила широкого распространения из-за плохой законодательной базы. Поэтому большинство региональных банков сокращает кредитование, укорачивает активы, размещая их на финансовых рынках, в торговле (главным образом розничной), в экспортно-импортных операциях. Совершенствование банковского права далеко отстает от потребностей кредитных институтов. Огромные масштабы приобрело ведомственное нормотворчество. Многие важнейшие вопросы не решены законодательно, а переданы министерствам и другим инстанциям. Отсутствие необходимого юридического фундамента остается одним из основных тормозов в развитии российской банковской системы. 4.7. Итоги работы АРКО. В июле Агентство по реструктуризации кредитных организаций подвело
полугодовые итоги своей работы. Число реализуемых проектов достигло 15 по За январь-июнь получена прибыль41,6 млн. руб. Понимая, что каждое решение и шаг АРКО рассматриваются в лупу, его
руководство сделало Агентство максимально открытым и прозрачным для
общественности. Баланс ведется по международным стандартам. К
сотрудничеству привлечены 30 компаний по аудиту (общему и банковскому),
страхованию, оценочной деятельности, по операциям на фондовом рынке. За полгода Агентство вывело на прибыльную работу семь из двадцати
санируемых КБ: АвтоВАЗбанк, Вятка-банк, банк «Евразия», Инвестбанк, бизнес. Это позволило нарастить объем привлеченных средств на 39%, кредитный портфель — на 44%, получить операционную прибыль 53,4 млн. руб. Что еще важнее — повысилось значение данных КБ в банковской системе
субъектов Федерации, финансово укрепить которые главная цель АРКО. В
валюте баланса региональных кредитных организаций (без учета филиалов
иногородних) доля Кузбассугольбанка увеличилась с 10 до 1 1,6%, банка Накопленный Агентством опыт показал: для спасения некоторых банков
достаточно очень малых средств. Это побудило АРКО внести в правительство
проект закона, о смягчении требований к принудительно санируемым КБ. Для
региональных банков предложено снизить долю в совокупных вкладах населения
и активах до 5% (вместо прежних 20%), для федеральных — до 0,1% (вместо Успешно развивается проект на основе Альфа-банка. Ему, напомню, был выдан кредит (1 млрд. руб. под 30% годовых до 2003 года под залог контрольного пакета) для создания пятнадцати филиалов в регионах, лишившихся после августовского кризиса достаточного банковского обслуживания. Ко второму полугодию восемь филиалов приступили к работе, еще шесть готовятся к открытию. АРКО восстановило ликвидность банка «Возрождение», выкупив у него один длинный актив — кредит холдингу «Черкизовский мясоперерабатывающий завод», с которым возникли проблемы. Сегодня у банка нет убытков, просроченной задолженности. Тем самым Агентство помогло Московской области сохранить крупный кредитный институт с развитой филиальной сетью и большим ассортиментом услуг. Вместе с банком «Морган Стенли» АРКО разрабатывает программу по повышению инвестиционной привлекательности холдинга ЧМПЗ. В Дальрыббанке и банке «Воронеж» Агентство договорилось с кредиторами
о заключении мирового соглашения. Под правление АРКО перешли также В СБС-Агро Агентство к 1 мая выкупило 90% требований вкладчиков,
имевших в банке до 5 тыс. руб. на своих счетах. В итоге было компенсировано
около 1 млн. вкладов, на что истрачено 412 млн. руб. (в Москве — 322 млн.
руб., в провинции — 90 млн. руб.). В июне АРКО начало погашать
обязательства по счетам с суммой до 20 тыс. руб. общим объемом 250 млн.
руб. К сожалению, средства в самом банке оказались разворованными. Чтобы
рассчитаться по его обязательствам, решено радикально урезать расходы СБС- Из 71 филиала к октябрю планируется оставить только рентабельные. Агентство совершенствует свою работу по пяти важнейшим направлениям. Второе направление — защита интересов рядовых клиентов с помощью
выкупа прав их требования к кредитным организациям. В регионах такие
программы реализованы в Кузбосспромстройбонке (в первом квартале вкладчикам
возвращено 58 млн. руб., к концу июня — 5 4,6 млн. руб.), в В-третьих, чтобы улучшить структуру балансов и качество кредитных
портфелей в санируемых банках, АРКО совершенствует операции с проблемными
активами. В первом полугодии их доля в балансах сократилась с 22 до 15%. Четвертым направлением является улучшение планирования в банках, управляемых АРКО. Для выработки стратегии составляются бизнес-планы на среднесрочную перспективу, квартальные и полугодовые бюджеты на основе рекомендаций Агентства. Для оперативного планирования и контроля вводится ежедневный мониторинг над прибылью и убытками, доходами и расходами, структурой активов и пассивов. АРКО разработало систему отчетности и показателей эффективности банков, в том числе в расчете на одного сотрудника. Аналогичная система внедрена в самом Агентстве, что позволяет контролировать состояние источников финансирования, направление вложения средств, состояние активов АРКО. Наконец, важное место занимает взаимодействие с международными
финансовыми организациями — Всемирным банком (технологическое и
методологическое обеспечение), ЕБРР (финансирование реструктуризации 4.8. Кому мешает агентство. Достижения Агентства были бы больше, если бы ему дали нормально работать. К сожалению, действовать приходится в одиночку, в крайне агрессивной политической обстановке, раздираемой конфликтами между ведомствами, влиятельными группировками, которые ведут нескончаемую войну друг с другом и пытаются использовать в ней АРКО. Сначала ему дали банковскую лицензию, потом отобрали, что де-юре лишило его статуса кредитной организации, сильно ограничив возможности. Выполняя самую грязную, неблагодарную работу по санированию и ликвидации банков, Агентство в то же время сидит на голодной финансовой диете. Это сделано умышленно, чтобы добиться абсолютной управляемости и послушания АРКО. В проекте бюджета-2001 пока даже не предусмотрены ассигнования но Агентство. Реструктуризацию, возврат и гарантирование вкладов граждан, погашение
задолженности АРКО вынуждено оплачивать из своих крайне скромных ресурсов. Забуксовала санация «Российского кредита» Решение заключить с
кредиторами мировое соглашение было принято еще 19 апреля и 16 мая
направлено на утверждение Арбитражного суда Но тут начались сюрпризы Суд
потребовал, чтобы разъяснения ЦБ РФ по применению закона о реструктуризации
были оформлены как нормативные акты и зарегистрированы в Минюсте. Для
полного расчета по обязательствам «Роскреда» все активы, включая имевшиеся
у дочерей, были консолидированы в единый пакет($312 млн.) Однако в Упоминавшиеся выше оперативные разъяснения Центробанка о порядке
применения Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций»
были большим подспорьем для АРКО По статье 46 данные комментарии имеют
обязательную силу на всей российской территории, что облегчает заключение
мировых соглашений, обеспечивает равную защиту прав кредиторов Это не
устраивает облеченных властью богатых клиентов, влиятельные кланы Они через юридически недействительными разъяснения ЦБ РФ, но с помощью региональных и
высших судебных инстанций умело ставят палки в колеса Агентству, когда оно
мешает проедать и разворовывать активы санируемых банков Продолжается
чехарда в руководстве АРКО В сентябре 1999 года «семья» заставила В Заключение. Одна из главных проблем российской банковской системы – ее несоответствие масштабам и потребностям экономики в целом. Восстановление банковского сектора возможно только на базе достаточно высоких требований к качеству капитала, которое можно измерить следующими показателями: - отношение размера фондов банков к возможным потерям; - отношение размера фондов банков к размеру обязательств дка, определяемому объемом привлеченных средств и внебалансовых обязательств; - степень иммобилизации активов. Назрела необходимость серьезной корректировки денежно-кредитной
политики Неглинной. Основной целью должно стать укрепление банковской
системы, расширение ее кредитной активности. Для этого нужно восстановить и
расширить рефинансирование Банком России кредитных организаций, улучшить
экономическую поддержку ими реального сектора. Серьезной помехой остается
запрет со стороны ЦБ РФ предоставлять целевые ссуды предприятиям
непосредственно со ссудных счетов на оплату материальных ценностей и услуг. Разделяя мнение Виктора Геращенко о том, что главной задачей ЦБ РФ
является не изъятие временно свободных средств банков, а их использование в
материальном производстве, следует отметить, что слова руководителя Банка Банк России заявляет о необходимости переориентировать денежные потоки
на кредитование товаропроизводителей Но в своей денежно-кредитной политике
предусматривает лишь регулирование макроэкономических процессов через
управление монетарной массой, чтобы не допустить роста инфляции. Об
активизации ссудной и процентной политики Неглинная ничего не говорит. Следует расширить рефинансирования кредитных организаций, чтобы они увеличили оборотные средства предприятий. Наболевшим остается вопрос о снижении просроченной задолженности комерческих банков, которые еще не вышли из кризиса Международный опыт показывает, что в программы реструктуризации банков обязательно входят выкуп их низколиквидных активов государственными органами, чтобы снизить резервы КБ по ссудам, улучшить ликвидность, а для рекапитализации банков осуществляется покупка их обязательств государством, которые затем обмениваются на доли в акционерном капитале К сожалению, эти формы поддержки КБ в России не применяются. Список литературы : 1. Алексашенко С., Астапович А., Клепач А., Лепетиков Д. « Российские банки после кризиса » « Вопросы Экономики » № 4, 2000 год. 2. Астапович А, Сыромолотов Д. « Российские банки в 1998 году : развитие системного кризиса » « Вопросы Экономики » № 5, 1999 год. 3. Макаревич Л. «2000 год:узел проблем затягивается все туже (Цикл из трех статей. «Аналитический Банковский Журнал» № 10 ( 65 ), 2000 -----------------------
Страницы: 1, 2 |
|
© 2000 |
|