РУБРИКИ |
Кредитование проектов малого предпринимательства |
РЕКЛАМА |
|
Кредитование проектов малого предпринимательстваКредитование проектов малого предпринимательства
Ростовская Государственная Экономическая Академия Кафедра “Банковское дело” Утверждено зав. кафедрой д.э.н., проф. Семенютой О.Г. “___”____________1998г. _______________________ (подпись) Д И П Л О М Н А Я р а б о т а на тему Кредитование проектов малого предпринимательства
г. Ростов-на-Дону 1998 Банковское дело д.э.н., проф. Семенюта О.Г. “___”____________1998г. ___________________ РОСТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА БАНКОВСКОГО ДЕЛА Задание на подготовку дипломной работы студенту Кредитование проектов малого предпринимательства утверждена приказом по Академии от ___________ № ________________. Оперативная информация по кредитованию проектов малых предприятий в ОАО КБ “Центр-инвест”
Задание принял к исполнению Бутыров Г.А. Содержание Введение Актуальность темы дипломной работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство - не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет приложения кредитных ресурсов, а также потребитель различных розничных услуг коммерческого банка. Значимость изучения проблемы малого предпринимательства усиливается тем, что именно ему, как подчеркивают авторы большинства публикаций на эту тему, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки, до сих пор в масштабах страны не создана инфраструктура, обеспечивающая нормальную работу малых предприятий. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей в течение почти всего периода реформ могут быть расценены как крупный, стратегический просчет, чреватый дальнейшим углублением кризиса российской экономики в целом. Вышесказанное в полной мере относится и к российским банкам. Если в
советское время малый бизнес не кредитовали из-за отсутствия указанного
явления, то с началом реформ банки были озабочены в основном проблемами
передела собственности, спекулятивными операциями на рынке ценных бумаг. В контексте вышесказанного цель работы - изложить концепцию организации работы банка по кредитованию проектов малого бизнеса, отражающую специфику его становления в нашей стране и учитывающую мировой опыт работы кредитных организаций с малыми предприятиями. Автор сразу оговаривается, что акценты в Дипломной работе смещены в сторону работы с проектами. Эта цель определяет логику построения дипломной работы. Задача изложения основ эффективной работы банка с малыми предприятиями требует определения экономической сущности малого предпринимательства, определения его роли в экономике, выявление интереса к нему со стороны коммерческого банка (первая глава). Вторая глава включает в себя описание технологии кредитования проектов малого предпринимательства в банке. Предложения по повышению эффективности кредитования проектов малого предпринимательства даны в третьей главе. При использовании статистических данных автор имел доступ к
материалам, подготовленным областным комитетом по статистике на 01.01.98г. 1.1. Экономическая сущность малого предпринимательства Направления анализа экономической сущности малого предпринимательства определяются двумя обстоятельствами: во-первых, оно объективно существует и развивается как сектор экономики (национального, регионального, местного масштабов); во-вторых, оно является особым типом предпринимательской деятельности. Подход к малому предпринимательству как сектору экономики основан на
выявлении единства двух сторон общественного производства: организационно-
технической и социально-экономической. Вторая представлена
производственными отношениями (образующими общественную форму
производства), а первая - производительными силами, то есть совокупностью
материально-вещественных элементов производства, рабочей силы и форм
организации производства. При этом последние, как отмечалось в литературе, Размерная структура отрасли (экономики) по определению предполагает сосуществование предприятии различных размеров, в том числе мелких, образующих соответствующую размерную группу. Данную совокупность производственных единиц мелкого масштаба характеризует понятие “мелкое производство”. Общественной формой мелкой производственной единицы в условиях рыночной экономики становится малое предприятие, основными экономическими чертами которого являются: 1) обособленность (то есть хозяйствование на свой страх и риск); 2) специализация на каком-либо виде деятельности; 3) реализация произведенных товаров (услуг) через куплю-продажу на рынке. Речь, следовательно, идет о малом товарном предприятии. Определение социально-экономической стороны малого предпринимательства дополняется тем, что оно (малое предприятие) может основываться на: 1) личном труде владельца и членов его семьи; 2) использовании наемного труда в сочетании с производственно- управленческой деятельностью хозяина (его семьи). Малое предприятие является “единицей” малого предпринимательства. Таким образом, мелкое производство в качестве особого размерного
уклада характеризует организационно-техническую сторону производства Малое предпринимательство как тип предпринимательской деятельности наиболее полно раскрывается через характеристику ее субъекта, то есть предпринимателя. Предприниматель - это субъективный (личностный) фактор воспроизводства, способный на инициативной и инновационной основе, не боясь полной экономической ответственности, идти на риск и особым, рациональным образом соединять другие факторы производства так, чтобы в перспективе появлялся дополнительный доход (21, с.69). Вышеуказанные характеристики можно отнести и к малому
предпринимательству. Однако количественные факторы - относительно небольшие
масштабы - порождают качественные особенности малого предпринимательства. Сущностные черты малого предпринимательства, охарактеризованные выше,
образуют его ядро. Логика дальнейшего анализа малого предпринимательства
предполагает формулирование системы критериев, на основе которых
производится оценка и классификация хозяйственных субъектов на предмет их
принадлежности к данному сектору экономики. По этому поводу в отечественной
литературе ведется дискуссия, однако ясно, что в качестве таких признаков
выступают устойчивые, характерные черты типичного малого предприятия. Первая представлена стадиями процесса производства: снабжением, собственно производством, сбытом. Вторая включает в себя фазы управленческого цикла: планирование,
оперативное управление (организация, координация, мотивация), контроль Третья группа объединяет компоненты малого предприятия: кадры,
социальные отношения, инновации, финансы, правовые отношения и т.д. б) Внешняя среда малого предприятия - это совокупность элементов - устойчивость; - полнота; - действенность и т.д. Конкретное состояние законодательства - скажем, его нестабильность, несовершенность, недейственность - негативный фактор внешней среды малого предприятиям. Разнообразные элементы внешней среды можно подразделить на пять групп: Первая охватывает совокупность ключевых для малого предпринимательства рынков: ресурсных (средств производства, информации, рабочей силы, финансовых ресурсов) и сбытовых. Вторая группа элементов внешней среды представлена важнейшими (с точки зрения малого предприятия) рыночными институтами и контрагентами. В третью группу включаются комплексы (блоки) общественных отношений: правовых, социокультурных и политических, выраженных соответственно в законодательстве, традициях и нормах морали, расстановке политических сил. Четвертая группа объединяет прочие относящиеся к малому предпринимательству социально-экономические процессы и явления: экономическую конъюнктуру, преступность, экологию, научно-технический прогресс, структуру народного хозяйства, и т.п. В отдельную группу стоит выделить особый элемент внешней среды малого предприятия -систему поддержки малого предпринимательства. В соответствии со структурой внутренней и внешней среды малого
предприятия могут быть сформированы несколько групп его критериев 1) характером производственного процесса; 2) спецификой системы управления и руководства; 3) состоянием отдельных компонентов (кадры, финансы и т.д.); 4) особенностями внешних воздействий. Первая группа характерных черт малого предприятия такова: 1) ограниченность масштабов применяемых средств производства и технологических процессов; 2) небольшая номенклатура выпускаемых изделий, то есть узкая специализация; 3) упрощенность системы сбыта. Вторая группа критериев малого предприятия включает в себя: 1)
единство права собственности и непосредственного управления предприятием; В составе третьей группы признаков выделяются: 1) особый, характер
отношений между хозяином и работником, обусловленный тем, что хозяин
является непосредственным руководителем всех работников малого предприятия; Четвертую группу образуют следующие устойчивые характеристики малого
предприятия: 1) локальность ресурсных и сбытовых рынков; 2) неформальность
взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей; 3) положение Значение вышеперечисленных характеристик будет проанализировано в третьей части первой главы при рассмотрении вопроса о целесообразности выделении работы по кредитованию малых предприятий в банке в отдельную составляющую деятельности кредитного отдела (или отдела инвестиций). Необходимость определения критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства стоит и перед государством. Как было уже сказано, малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, вместе с тем этот сектор в силу объективно менее благоприятных по сравнению с крупными фирмами условий хозяйствования характеризуется неустойчивостью, а значит, нуждается в государственной поддержке. Как же государство решает этот вопрос? Несомненно, относить
предприятие к малому для целей налогообложения, отчетности, применения
процедур организации было бы достаточно проблематично на основе
вышеуказанных критериев. Основной показатель для государства – количество
работающих на предприятии: Закон “О предприятиях СССР” в промышленности и
строительстве к малым предприятиям относил вновь создаваемые и действующие
предприятия с численностью до 200 человек, в науке – до 100 человек, в
других отраслях производственной сферы – до 50 человек, в отраслях
непроизводственной сферы – до 25 человек, в розничной торговле – до 15
человек; принятый 14 июня 1995 г. Федеральный Закон “О государственной
поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” снизил этот
показатель в 2 раза: теперь “под субъектами малого предпринимательства
понимаются коммерческие организации .., в которых средняя численность
работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней - в промышленности – 100 человек; - в строительстве – 100 человек; - на транспорте – 100 человек; - в сельском хозяйстве – 60 человек; - в научно технической сфере – 60 человек; - в оптовой торговле – 50 человек; - в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; - в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – Ужесточение критериев отнесения к малым предприятиям представляется недальновидным шагом, так в развитых странах уже давно осознана социальная и экономическая ценность этого сектора экономики, количественные критерии расширены и речь идет о малых и средних предприятиях в системе господдержки. Так, в США интегральное понятие “малый бизнес” включает в себя рыночную деятельность семейного бизнеса, малых предприятий (до 100 человек) и средних предприятий (от 100 до 499 человек). Закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в В качестве количественных критериев в некоторых странах развитой экономики помимо описанных показателей может применяться размер уставного капитала, размер валовой выручки предприятия (в России предельный размер этого показателя (100 000 минимальных размеров оплаты труда) устанавливается для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения учета и отчетности). Таким образом, определяя сущность малого предпринимательства, мы выявили, что это – сектор экономики, характеризующийся мелкотоварным производством. В силу ограниченных ресурсов (сырьевых, финансовых, рабочей силы) этот сектор наиболее подвержен влияниям внешней среды, однако поэтому же малое предприятие является наиболее мобильной размерной хозяйствующей единицей, не требующей громоздких управленческих систем. Между руководителем (хозяином) и работником нет посредников, то есть менеджер- хозяин должен быть универсальным специалистом (администратором, маркетологом, управлять производством и сбытом) и при этом совмещать функции собственника. Из этого следует, что малое предпринимательство является также особым видом предпринимательской деятельности. 1.2. Малое предприятие в экономике страны. Как уже было сказано, малые предприятия играют значительную роль в экономике страны. Возвращаясь к сказанному выше, можно говорить о влиянии малого предприятия на свою внешнюю среду. При рассмотрении качественных характеристик малого предпринимательства можно говорить о его влиянии на: - ресурсно-сбытовые рынки; - на агентов рыночных отношений; - на политические и социокультурные процессы. С точки зрения влияния малого предпринимательства на ресурсные и сбытовые рынки есть основания говорить о его роли как: а) важного потребителя, осуществляющего значительные закупки для собственных производственных нужд; б) гибкого производителя, оперативно реагирующего на изменения конъюнктуры рынка и придающего рыночной экономике необходимую эластичность; в) крупного работодателя, к тому же использующего рабочую силу социально уязвимых слоев (женщин, иммигрантов, инвалидов) и выполняющего в силу этого важную социальную функцию. В аспекте воздействия малого предпринимательства на важнейших агентов рыночных отношений целесообразно выделить следующие моменты: а) малое предпринимательство играет значительную роль в формировании конкурентной среды; б) выступает как амортизатор колебаний экономической конъюнктуры; в) играет роль катализатора научно-технического и технологического прогресса (по оценкам специалистов, на его долю приходится около половины всех изобретений и научных разработок). Воздействие малого предпринимательства на политические и социокультурные процессы выражается в его роли: а) амортизатора социальной напряженности, поскольку именно малое предпринимательство является фундаментальной основой формирования В дополнение к вышеперечисленным, так сказать общим функциям малого предпринимательства, в России добавляются новые, обусловленные общеэкономической ситуацией, необходимостью смягчения кризиса в экономике и социально-политической сфере. Роль малого предпринимательства возрастает в силу того, что оно призваны: значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья; принять активное участие в конверсии через кооперирование как с малыми (то есть внутри размерной группы), так и более крупными предприятиями; обеспечить эффективное использование высвобождающихся ресурсов; приблизить производство товаров и услуг к потребителю, помочь выравниванию условий жизни в населенных пунктах различных масштабов; вовлечь в производство часть материальных и финансовых средств населения, ранее использовавшихся исключительно для личного потребления; создать благоприятные предпосылки для трудоустройства части рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях; ускорить демонополизацию производства, развитие конкуренции, оптимизацию размерной структуры рыночных субъектов; послужить источником ощутимых бюджетных поступлений. Не менее весомо социально-политическое значение малого предпринимательства: малые предприятия служат базой развития “среднего” класса, который в состоянии выступить гарантом стабильности в обществе. Что касается количественных характеристик малого предпринимательства, к ним относят: абсолютное и удельное количество малых предприятий, число занятых на малых предприятиях, доля малых фирм в ВВП и др. Таблица 1.1
Как видно из таблицы 1.1, малые предприятия в развитых странах (на место среди которых претендует Россия) производят в среднем чуть более половины ВВП, при этом малое предпринимательство в большинстве стран более эффективно, чем прочие сектора экономики. Учитывая, что данная выборка репрезентативна для развитых стран, и в данных странах в основном только экономические (то есть базисные) предпосылки формирования малого предпринимательства были схожи, а культурные и исторические разнились, можно утверждать, что в стране с рыночной экономикой весомая роль малого предпринимательства – объективна. На данный момент в России малым предпринимательством занимается только 9 % населения, производя 12 % ВВП. Исходя из вышесказанного можно утверждать, что в России существует большой потенциал развития малого предпринимательства. Учитывая выявленный потенциал можно было бы предположить, что малое предпринимательство должно развиваться сверхбыстрыми темпами с начала реформ и по сегодняшний день; что должен включиться механизм саморегуляции рыночной экономики, стимулируя создание и развитие малого предпринимательства экономическими методами. Однако этого не происходит, как видно на рисунке 1.1. [pic] Рис. 1.1 Динамика численности малых предприятий в РФ в 1992-1997гг. Анализ официальной статистики обнаруживает резкое замедление темпов
роста числа субъектов малого предпринимательства: если за 1992 г. их
количество увеличилось в 1,2 раза (560 тыс. против 268 тыс.), а за 1993 г. Таким образом сопоставляя качественные и количественные характеристики малого предпринимательства можно выявить следующее противоречие: с одной стороны, налицо возрастание отмечавшейся выше значимости малых предприятий, а с другой – стагнация малого предпринимательства. Очевидно, что если не включаются экономические стимулы развития малого предпринимательства, значит этому мешают различные элементы надстройки: административные, правовые, культурные. На отсутствие предпринимательского образа мышления, выкорчеванного у советского человека административно-командной системой накладывается нежелание малых предпринимателей играть по правилам государства: “перерегистрацию многие предприятия не прошли, спрятались “в тень”, подтверждает и Генеральный директор Федерального фонда поддержки малого предпринимательства Высоков Сложившаяся тревожная ситуация усугубляется рядом обстоятельств: негативная динамика численности малых фирм сопровождается консервацией неблагоприятной отраслевой и региональной структуры российского малого предпринимательства (см. табл. 1.2 и 1.3). Таблица 1.2 Распределение и динамика численности малых предприятий по ведущим отраслям в 1994-1996гг. По состоянию на сентябрь 1996г. 42 % малых предприятий России было
сосредоточено в сфере торговли и общественного питания, по 16 % приходилось
на промышленность и строительство. По Ростовской области доля малых
предприятий, сосредоточенных в торговле и общественном питании ещё выше – [pic] Рис. 1.2. Таблица 1.3 Распределение и динамика численности малых предприятий по регионам России в 1994-1996 гг. Динамика численности постоянно занятых на малых предприятиях еще более
негативна: показатель сентября 1996 г. (6,01 млн. человек) составил лишь Таблица 1.4 Распределение и динамика численности постоянно работавших на малых предприятиях по ведущим отраслям в 1994 - 1996гг. [pic] Рис. 1.3. Динамика численности постоянно занятых на малых предприятиях Кризисное положение дел в сфере российского малого предпринимательства во многом обусловлено силой отрицательных процессов, происходящих во внешней среде. В чем же суть деструктивного действия основных факторов внешней среды российского малого предпринимательства? Первая из групп факторов связана с состоянием важнейших ресурсных рынков. Характерные черты ситуации с факторами производства для малых предприятий следующие: - усложненность процедуры доступа к ресурсам (в первую очередь к земле и производственным помещениям), обусловливающая существенные потери времени и финансовых средств; - отсутствие широкой информации о наличии ресурсов, порядке и условиях доступа к ним; - недостаточная степень конкурсности и открытости в предоставлении ресурсов со стороны государства, ведущая к созданию неравных условий доступа к ним субъектов малого предпринимательства; В настоящее время на первое место по значимости для малого предпринимательства в отношении ресурсного обеспечения выходит нехватка производственных площадей. Имеющиеся на крупных предприятиях избытки оборудования и неиспользуемых производственных мощностей только в ограниченном объеме включаются в рыночный оборот. Наиболее часто встречающимся вариантом взаимоотношений малых предприятий и основных владельцев недвижимости (крупных предприятий и муниципальных органов) стал договор краткосрочной аренды и, как правило, на неблагоприятных для малого предприятия условиях (срок такого договора 3-5 лет с правом заключения долгосрочной аренды в дальнейшем, однако реализация этого права по мнению многих предпринимателей проблематична, что сдерживает и заставляет их работать с оглядкой на возможность расторжения договора аренды). В дополнение к этому можно отметить высокую монополизированность рынка недвижимости. Выход из данной ситуации видится в дальнейшем развитии рынка недвижимости. Уже сейчас есть достаточно эффективные проекты, позволяющие инициаторам окупить вложения в недвижимость в течение 2-3 лет. Развитие кредитно-финансового рынка позволяет уже сегодня привлекать заемные ресурсы на такой срок. К сожалению, большинство таких проектов относится к торговой сфере. На начальном этапе развития малого предпринимательства (конец 80-х -
начало 90-х годов) весьма острым был дефицит специализированного
оборудования для малых предприятий, поскольку отечественные производители
ориентировались на удовлетворение потребностей крупных государственных
предприятий. С развитием рыночных преобразований и активизацией
внешнеэкономической деятельности предложений по поставкам отечественного и
импортного оборудования стало во многих случаях достаточно. Однако теперь
трудности в приобретении малыми предприятиями подобного оборудования
связаны прежде всего с финансовыми проблемами и информационным вакуумом Ситуация на рынке сырья и вспомогательных материалов в последнее время стабилизировалась: если раньше рост цен на продукцию базовых отраслей, используемую малыми предприятиями, опережал рост цен на продукцию малого предприятий, трудно было получить информацию по интересующим позициям, то сейчас цены стабилизировались, а соответствующие каталоги подбирают информацию практически по всем интересующим предпринимателя видам сырья и комплектующих. В последнее время наблюдаются положительные сдвиги на финансовом
рынке: расширяется набор услуг, предлагаемых банками малым предприятиям,
снижается “цена” кредитных ресурсов, увеличиваются сроки кредитования. По данным Центра социального прогнозирования и маркетинга в качестве основных трудностей во взаимоотношениях с банками малые предприниматели называют: 1) требование залога имущества - 14,6 %; 2) длительность процедуры оформления кредита - 11,5% (14, стр.87). Трудности взаимоотношений с банками побуждают представителей малого
предпринимательства обращаться к неформальному рынку ссудных ресурсов, в
частности, одалживать деньги у родных и знакомых или даже у ростовщиков Свидетельством неблагополучного положения дел является также гипертрофированная роль личных сбережений в структуре финансовой базы начинающих предпринимателей. Это достаточно серьезная проблема: банки очень осторожно подходят к рассмотрению стартовых проектов. При характеристике рынка труда необходимо отметить, что он отличается серьезными региональными и отраслевыми диспропорциями. Трудовые ресурсы недостаточно мобильны. Относительная же их дешевизна “компенсируется” недостаточной квалифицированностью. Особенно негативно отражается на развитии малого предпринимательства
нехватка подготовленных специалистов в области маркетинга и финансов. В отношении российского информационного рынка можно сказать, что он приобретает цивилизованные формы (Internet, специальные каталоги, базы данных), другое дело, что малое предприятие не всегда обладает техническими средствами доступа к этой информации или не может позволить себе подписку на достаточно дорогие обзоры по интересующему рынку. Вместе с тем в условиях достаточно большого разброса цен у различных поставщиков сырья и материалов владение информацией остается достаточно сильным конкурентным фактором. Для рынков сбыта продукции малых предприятий вплоть до 1996г.
характерно было их колоссальное сужение вследствие снижения уровня жизни
населения и неплатежеспособности большинства предприятий. Однако уже в Вторая группа негативных факторов порождена характером взаимоотношений
важнейших рыночных институтов и агентов с малым предпринимательством. Следующая, третья, группа негативных факторов связана с состоянием правовых, отношений. Деструктивное влияние на малое предпринимательство сложившейся правовой среды проявляется, во-первых, в нестабильности законодательства: происходит постоянное изменение правил деятельности предприятий в области налогообложения вплоть до введения законов и нормативных актов задним числом. Во-вторых, - в существенных законодательных пробелах: отсутствие земельного кодекса не позволяет развивать ипотечное кредитование. В-третьих, - запрет на передачу в лизинг пассивной части основных фондов приводит к тому, что обеспеченность малых предприятий собственными производственными площадями остается на низком уровне. Негативное влияние на субъектов малого предпринимательства оказывает и
нынешнее налоговое законодательство. Так, например, Федеральный закон от Актуальны проблемы, связанные с налогово-информационным обеспечением малого предпринимательства. Речь прежде всего идет о том, что его субъекты страдают от монополии налоговых инспекций на информацию, особенно на подзаконные акты, внутренние инструкции и разъяснительные документы, практически недоступные налогоплательщикам. Перечень налоговых льгот крайне ограничен, а их позитивное воздействие
на развитие малых предприятий минимально. Скажем, льгота по налогу на
прибыль может быть использована примерно 30 % предприятиями отдельных, Другой негативный пример - сокращение вдвое показателя численности
работающих для отнесения предприятий к категории малых, введённое в 1995 г. Лишь для небольшого количества малых предприятий действует порядок налогообложения, установленный Федеральным законом “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”, поскольку он применяется только для предприятий с численностью работающих до 15 человек и валовой выручкой до 100 000 минимальных размеров оплаты труда. Что касается ожидаемых в ближайшем будущем “свежих” плодов
нормотворчества наших законодателей, то можно отметить проект внесения
изменений к Закону “Об упрощенной системе налогообложения, учета и
отчетности для субъектов малого предпринимательства” предполагающих
введение вмененного налога для малых предприятий численностью до 20 человек
и индивидуальных предпринимателей с объемом годовой выручки до 300 тыс. В завершение естественно задаться вопросом: какова эффективность поддержки малого предпринимательства в России? Организациями, занимающейся разработкой мер по поддержке малого
бизнеса в России, является Государственный комитет по поддержке малого
предпринимательства и Федеральный фонд поддержки малого
предпринимательства, а также другие государственные и муниципальные фонды. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о большой значимости малого предпринимательства для экономики страны: малые предприятия осуществляют значительные закупки для производственных нужд, повышают эластичность и конъюнктуру рынков, обеспечивают занятость свыше 50 % трудоспособного населения, способствуют формированию конкурентной среды. В российских условиях к вышеперечисленным функциям добавляются: расширение производства товаров и услуг на базе имеющегося оборудования без дополнительных крупных капиталовложений, сглаживание диспропорций в развитии регионов, вовлечение средств населения в деловой оборот, трудоустройство высвободившейся в результате прошедших на предприятиях реформ рабочей силы. Однако уровень развития малого предпринимательства в России находится на сегодняшний день на очень низком уровне в силу различных причин неэкономического характера: бюрократизм чиновников, неурегулированная нормативно-правовая база, запаздывающий процесс реструктуризации крупных промышленных приватизированных предприятий. Таким образом, несмотря на благоприятные экономические условия для
развития малого предпринимательства, сложившиеся к началу 1998 года, как то
низкие процентные ставки, доступ банков к средствам международных финансово-
кредитных организаций, реакция указанного сектора экономики достаточно
вялая. Страницы: 1, 2 |
|
© 2000 |
|