РУБРИКИ

Кредитная система в Российской Федерации

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Кредитная система в Российской Федерации

Кредитная система в Российской Федерации

Содержание


Введение…………………………………………………………………………...3


1.Государственный кредит в Российской Федерации…………………………..5

 

2. Анализ отношения в рыночной экономике………………………………….13

 

3. Пути развития кредита в рыночной экономике России…………………….15

3.1. Анализ развития банковского сектора……………………………...15

3.2. Причины современной кризисной ситуации в российской банковской системе……………………………………………………….20

3.3. Перспективы развития банковской системы в России в условиях антикризисных программ………………………………………………...25

 

 

Заключение……………………………………………………………………….28


Список использованной литературы…………………………………………...30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Данная работа посвящена общим аспектам функционирования денежно-кредитной системы в рыночной экономике и ее отличительным особенностям в России.

Денежный рынок - часть рынка ссудных капиталов, где совершаются краткосрочные (до 1 года) депозитно-ссудные операции. Обслуживает движение краткосрочных ресурсов коммерческих банков, государств, фирм, частных лиц, а в последнее время - небанковских финансовых посредников (типа совместных фондов денежного рынка в США). Инструментами денежного рынка являются высоколиквидные ценные бумаги - казначейские векселя, оборотные депозитные сертификаты, банковские акцепты, муниципальные векселя, коммерческие векселя и некоторые другие.

Государственный кредит, совокупность кредитных отношений, в которых государство выступает в качестве заёмщика. Однако в системе международного кредита (при межгосударственных займах) государство нередко выступает и кредитором. Содержание и формы государственного кредита определяются характером экономических отношений, сложившихся в обществе. Государственный кредит – важнейшая составляющая денежно-кредитной системы.

Современная экономическая теория немыслима без того вклада, который внес Дж. М. Кейнс, прежде всего без совершенно нового ее раздела - макроэкономики и теории макроэкономического регулирования. Ученик видного экономиста А. Маршалла он по основным теоретическим проблемам  - стоимость, капитал, заработная плата, рента - разделял его взгляды. Именно его идеи способствовали основательной перестройке рыночных отношений, превращению его, по сути дела, в смешанную систему, в которой действие рыночного механизма, заключенное в цивилизованные рамки законов и общепринятых правил, увязано с государственным регулированием экономики. Большой вклад в развитие этой проблемы также внес Нобелевский лауреат А. Леонтьев.

Актуальность рассмотрения данной темы определяется следующими обстоятельствами. Сегодня очевидно, что замедленность хода экономического реформирования страны во многом объясняется нежеланием банковского капитала вкладывать деньги в промышленное инвестирование, в модернизацию товарного производства. Существующее положение дел таково, что краткосрочные спекулятивные операции банкам выгоднее, чем долгосрочное инвестирование. Соответственно проценты за полученные кредиты (до 30% годовых) являются сдерживающим элементом реформирования производства. А инвестирование, производимое из средств бюджетов разных уровней, зачастую проистекает по пресловутому остаточному принципу, т.е. со значительным недофинансированием. Тем самым изменение данного порочного круга, существенное увеличение инвестиций в промышленное производство – насущная проблема правительства.

Цель данной работы – рассмотрение понятия денежно-кредитной системы в рыночной  экономике и более детальное освещение ее особенности в нашей стране. Реализация поставленной цели подразумевает анализ как официальных документов и нормативных актов, регламентирующих функционирование денежно-кредитной системы, так и учебной и общеэкономической литературы. Следует отметить, что указанные вопросы хорошо освещены в финансовой периодике; самые современные данные по проблеме можно получить в глобальной компьютерной сети Интернет.

 






1.Государственный кредит в Российской Федерации


Государственный кредит - это урегулированная нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств.

В отношении других государств Российская Федерация может выступать как должником, так и кредитором. В правоотношениях по государственному кредиту стороны не могут изменять предписаний государства.

Взятые в займы денежные средства у населения,  хозяйствующих субъектов и других государств поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы просто как планируемый бюджетный ресурс, ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс, но как правило, государственные займы в разных формах используются особенно интенсивно для покрытия бюджетного дефицита.

[1]Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную сроку1. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов. В сферу государственно-кредититных отношений попадают временно свободные средства населения и хозяйствующих субъектов, но не предназначенные для текущего потребления. Конечно при определенных условиях население может сознательно идти на ограничение потребления,  как было  в годы Великой отечественной войны. В условиях тоталитарного государства  ограничение текущих расходов часто происходило принудительно, и население должно было подписываться на государственные займы в размере нескольких зарплат в ущерб себе.

В 1956 году поступления по займам составили около 33 млрд. рублей, которые в основном, были направлены на развитие тяжелой индустрии.

[2]Следует отдельно рассмотреть Государственный 3%-ный внутренний выигрышный заем 1982 г. Это был свободно обращающийся заем. Он размещался в порядке индивидуальной покупки за наличный расчет. Продажа облигаций проводилась по установленному (несколько повышенному) курсу, а покупка - без ограничений по нарицательной стоимости облигаций.

Реальная доходность облигаций эмитента определяется курсовой разницей, которая зависит от многих причин, в том числе от величины номинального процента по облигациям, насыщенности рынка ценными бумагами, от состояния хозяйственной конъюнктуры, степени доверия населения правительству. Применительно к настоящему моменту в сложившемуся нашей стране, практически при полном отсутствии доверия к правительству, облигации должны продаваться по цене ниже номинала.

Таким образом, кредитным ресурсом в области государственного кредита могут служить средства населения, юридических лиц, заемные средства других государств.

К государственным займам могут быть отнесены и казначейские ссуды. Они выражаются в оказании финансовой помощи предприятиям и организациям, а также органам государственной власти и управления за счет бюджетных средств, которые в данном случае являются кредитным ресурсом, на условиях срочности, платности и возвратности. В государственной экономической деятельности  все время возникает необходимость оказывать финансовую помощь для налаживания стабильной деятельности тех предприятий и отраслей промышленности, в которых государство заинтересованно и по этому  использование казначейской ссуды в дальнейшем не исключено. Казначейская ссуда отличается от банковской тем, что она выдается на льготных условиях, не имеет коммерческой цели, а является средством поддержки важных для государства экономических или властных структур.

Иногда правительство может гарантировать безусловное погашение займа, выпущенного нижестоящим органом власти или управления, и даже выплаты процентов по нему. Здесь правительство несет гарантированную ответственность в случае неплатежеспособности плательщика. Однако для каждого случая эмиссии нижестоящими государственными органами или отдельными структурами каких-либо процентных или беспроцентных ценных бумаг вопрос их погашения должен согласовываться с Министерством финансов или Правительством РФ. Если эмитентом является не государственная а коммерческая структура, то за эмиссию впускаемых ею денежных обязательств независимо от их названия - ценные это бумаги или нет, государство ответственности не несет, даже если на деятельность этих коммерческих структур ЦБ РФ выдана лицензия В этом случае лицензия только удостоверяет, что данная коммерческая финансовая или хозяйствующая структура получила разрешение на выпуск таких обязательств и государством проверены порядок ее образования, величина уставного капитала, наличие резервных фондов, что является гарантией выплат по ценным бумага, но не более.


- Правовые основы государственного кредита.


В настоящее время государственный кредит регулируется Законом “О государственном внутреннем долге Российской федерации”. По этому закону государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Долговые обязательства бывшего Союза ССР включаются в государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя РФ.

Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Долговые обязательства РФ могут быть в форме кредитов, полученных Правительством РФ, государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительств РФ, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяется Правительством РФ. Эта деятельность называется управлением государственным долгом.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, или иное не установлено Правительством РФ. Обслуживание государственного внутреннего долга осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Внутренний валютный долг погашается на основании Указа Президента “О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего СССР”, где предусмотрено, что погашение задолженности Внешэкономбанка физическим лицам осуществляется с 1 июля 2001 года по первому требованию клиентов без ограничения сумм выдачи в пределах средств, имеющихся на их счетах.

Для обеспечения выплаты задолженности физическим лицам - резидентам бывшего Союза ССР использовать : средства республиканского бюджета РФ; 100 процентов валютной выручки, направляемой в соответствии с отдельными решениями Правительства РФ на погашение обязательств перед физическими лицами; средства от реализации активов бывшего СССР, как это предусмотрено пунктом 10 решения Межгосударственного совета по наблюдению за обслуживанием внешнего долга и использованием активов Союза ССР от 28 мая 2000 года (протокол №11).

Для обеспечения правопреемства РФ по обязательствам СССР перед российскими предприятиями, организациями, в том числе учреждениями банка, было поручено Минфину РФ совместно с Центральным банком РФ и Внешэкономбанком переоформить указанные обязательства путем выпуска государственных облигаций в иностранной валюте на следующих основных условиях: эмитент - Минфин РФ; валюта облигационного займа - доллары США; процентная ставка - 3 процента годовых; срок погашения облигаций - от 1 до 15 лет.

Государство полностью берет на себя ответственность по погашению внутреннего валютного долга. Нужно иметь в виду, что государство ответственно относится и ко всем другим своим долгам. Так, уже принимались меры по восстановлению и защите вкладов населения в сберегательном банке, 51 процент акций которого принадлежит государству. Вопросы погашения внутреннего долга постоянно обсуждаются в Думе и в конце концов, надо надеяться, будут решены.

 

- Основы классификации государственных займов.


Основными видами ценных бумаг по государственному кредиту являются государственные займы, государственные казначейские обязательства (КО) и государственные краткосрочные обязательства (ГКО).

В целом государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам:

1. По срокам действия долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 30 лет). Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.

2. По праву эмиссии они делятся на выпускаемые центральным правительством, правительствами национально-государственных и административно-территориальных образований и органам местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом.

3. По признаку субъектов - держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на :

    а) реализуемые только среди населения. Так, специально    для населения был выпущен от 19 февраля 2000 года, который назывался о государственном внутренним выигрышном займе 1982 года и выпуске российского выигрышного займа 2000 года”;

    б) реализуемые только среди юридических лиц. Примером может служить внутренний государственный валютный облигационный заем;

    в) реализуемые как среди юридических лиц, так и среди населения. Примером может служить широко обращающиеся сейчас ГКО о КО, которые государство намерено продавать не только коммерческим и государственным структурам, но и населению.

4. По форме выплаты доходов займы могут делиться на:

      а) процентно-выигрышные, где владельцы долговых     обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг, без ежегодных выплат.

   б)  выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигации, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные. Однако они сейчас в РФ не выпускаются;

    в) беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется.

5. Займы могут делиться по методам размещения. Они  делятся на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Сейчас используются только добровольные займы.

    Принудительные займы применяются только в   тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, по этому также не применяются.

6. По форме займы могут быть облигационными и безоблигационнами. Облигационные займы предлагают эмиссию ценных бумаг.

    Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашения, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

    Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия.

    Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковским консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.

7. По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (срок погашения до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Сейчас используются займы всех сроков погашения. Так на срок 3 месяца был выпущен государственный заем краткосрочных бескупонных облигаций не основании Постановления Совета Министров РФ от 09.02.92., на 10 лет был выпущен Государственный внутренний выигрышный заем 2000 года - с 1 октября 2000 года по 1 октября 2002 года.

На Министерство финансов РФ возложена обязанность изготовления, хранения и рассылки облигаций государственных займов.

На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг. Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств. Этот рынок так важен, что Указом Президента РФ от 27.02.2003 года. Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ приравнивается по правовому статусу к федеральному министерству.

Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате долгов в виде процентов по ним или в иной форме, т.е. Центральный банк РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России.

Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ осуществляются за счет федерального бюджета РФ.

Контроль за состоянием государственного долга осуществляется представительными и исполнительными органами государственной власти.

В соответствии с Законом “О государственном внутреннем долге РФ”. Правительство РФ публикует ежегодно, не позднее мая текущего года, сведенья о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый год.











2. Анализ отношения в рыночной экономике


Кредитные союзы наиболее развиты в США, Англии, Канаде и предназначены в основном для обслуживания физических лиц, объединенных по профессиональному и религиозному признакам. Они организованы, как правило, на кооперативных началах. Пассивные операции их формируются за счет паевых взносов в форме покупки особых акций, а также кредитов банков. По паевым взносам союзы выплачивают процент. Активные операции складываются в основном путем предоставления краткосрочных ссуд на покупку автомобиля, ремонт дома и т.д. Эти кредиты составляют около 90% всех активов, оставшаяся их часть формируется за счет вложений в различные ценные бумаги, как частные, так и государственные.


Кредитные союзы в основном специализируются на обслуживании малосостоятельных слоев населения. Большое количество нуждающихся в финансовой помощи обусловило довольно быстрый рост числа кредитных союзов и существенное расширение их операций. В последние годы эта форма кредитно-финансовых учреждений развивается также в Японии, странах Западной Европы и Юго-Восточной Азии.


В связи с обострением конкуренции на рынке ссудных капиталов кредитные союзы в США претерпели определенные изменения. Прежде всего некоторую эволюцию прошли их пассивные и активные операции.


Это связано с тем, что долгое время они пользовались определенными льготами и как бесприбыльные институты освобождались от федеральных налогов. Когда начался процесс дерегулирования положение изменилось и кредитные союзы вынуждены были диверсифицировать свою деятельность. Так, они стали выпускать кредитные карточки, предлагать брокерские услуги, приобретать банковские автоматы. Кроме того, они получили право выдавать ссуды под залог недвижимости, хотя именно этим им трудно воспользоваться из-за отсутствия достаточных денежных ресурсов.


Специфика кредитных доходов состоит в том, что руководство кредитных союзов обладает правом узнавать, где берутся средства на погашение ссуд. Более того, если кредитный союз организован работодателями или профсоюзами, они могут вычитать из заработной платы работников на погашение ссуд.






















3. Пути развития кредита в рыночной экономике России


3.1. Анализ развития банковского сектора.


В течение периода рыночных реформ, то есть с начала 90-х годов, в России сформировалась новая банковская система, построенная на основе разгосударствления и развития кредитных институтов различных форм собственности. Вообще говоря, рассматривая историю развития банковской системы в России, следует выделить два этапа: до кризиса 1998 года и после него, то есть в настоящее время. Хотя корни кризиса августа 1998 года следует искать именно с начала развития российской банковской системы, то есть уже с начала 90-х годов. Развитие банковского сектора после кризиса будет рассмотрено немного позднее ниже.

Система кредитно-финансовых институтов строилась из двух уровней – учреждений Центрального банка и коммерческих банков. В течение нескольких лет произошел интенсивный рост общего количества коммерческих банков, сложилась инфраструктура рынка, в обращение были введены новые финансовые инструменты, задействована схема государственного регулирования и контроля деятельности, были заложены необходимые основы законодательной базы, подготовлено достаточно большое число квалифицированных банковских работников.

В 2003 году завершился происходивший несколько лет этап экстенсивного развития банковской системы, начался этап формирования основной модели ее деятельности, характера взаимодействия с другими экономическими объектами, включая государство.

Произошло резкое замедление количества кредитно-банковских учреждений, после первоначального периода стремительного увеличения стабилизировалась их численность. Уже в тот период можно проследить нарастание некоторых кризисных явлений (см.таблицу 1).


Таблица 1


Динамика численности кредитных учреждений в 1999-2004 г.г.

Показатель

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Количество зарегистрированных кредитных учреждений

2603

2801

2920

3028

3600

5280

Количество убыточных банков, %

н.д.

450


256


254


230


н.д.

Число отозванных лицензий на                совершение операций

56

68

11

56

28

н.д.



В 2000 году начало экономических преобразований обусловило резкое увеличение уровня инфляции. Это дало банковскому сектору экономики ряд сравнительных преимуществ:

-         возможность установления завышенных процентных ставок по кредитам; в условиях инфляционных ожиданий и сравнительно меньших ставок по привлеченным средствам это позволяло доводить уровень процентной маржи до 30-40%.

-         постоянный рост курса доллара по отношению к рублю, являющийся одной из составляющих инфляционного процесса, приносил сверхприбыли на курсовой разнице и валютообменных операциях;

-         инфляционное обесценение невозвращенных ссуд в условиях роста номинальной валюты баланса позволяло безболезненно производить списание просроченных ссуд;

-         складывающаяся в данных условиях импортная ориентация экономики стимулировала высокодоходное коммерческое кредитование торгового оборота в оптовой торговле.

Однако, в результате действия некоторых факторов, в том числе и перечисленных выше, в экономике наряду с инфляционными, происходили также и другие негативные процессы. Темпы спада промышленного производства держались на уровне 20-25% в год, снижались реальные доходы населения, большинство действующих предприятий испытывало проблемы платежеспособности, связанные с общим ростом цен.

[3]Развились примитивные формы взаиморасчетов: бартерный обмен, взаимный зачет задолженности, выдача зарплаты натуральной продукцией.
В результате совокупная сумма взаимных неплатежей предприятий и сумма задолженностей в бюджет и внебюджетные фонды стали значительно, в несколько раз превышать общий объем средств предприятий на расчетных и текущих счетах. Государство приступило к проведению политики финансовой стабилизации, сдерживанию инфляционных процессов и регулированию валютного курса.

В 2003-1997 годах развитие российской банковской системы происходило в результате воздействия  нескольких факторов. С одной стороны, резко уменьшилась доходность вложений по основным видам активных операций. С другой стороны, ужесточились условия проведения пассивных операций – произошло подорожание привлеченных средств и уменьшились возможности по их использованию.

Произошли качественные изменения основных условий и общей экономической среды для деятельности коммерческих банков.

Во-первых, введение многочисленных ограничений на валютные операции в целях стабилизации курса рубля резко сузило доходность валютного рынка. Центральный банк принял ряд мер в этом направлении: установление пределов колебаний курса доллара в течение одного дня – не более 10% от начального курса, сокращение лимитов открытых валютных позиций банков и дальнейшее их ограничение размером собственного капитала, введение системы расчетов по валютным операциям “поставки против платежа”, и, что наиболее важно, введение и неоднократное последовательное продление “валютного коридора”.

[4]Данные меры  в совокупности с жесткой финансово-кредитной политикой были призваны ограничить инфляционные процессы в экономике. Для банков это привело к снижению доходов по курсовой разнице и по арбитражным операциям на валютном рынке, доходов от использования разницы процентных ставок по рублевым и валютным средствам, к сужению возможностей по кредитованию клиентов, ликвидации механизма компенсации невозвращенных ссуд за счет их быстрого инфляционного обесценения.

Во-вторых, Центральный банк повысил входные барьеры на рынок, постепенно ужесточая требования к размерам собственного капитала
с 500 млн.руб. до 4 млрд. в январе 2003 года и до 12 млрд. в 2004 г. Участился отзыв лицензий в связи с нарушением правил проведения банковской деятельности. Вследствие более жестких требований безопасности увеличилась стоимость оборудования для банковских офисов, что также неблагоприятно отразилось на деятельности мелких банков.

В-третьих, в связи с ростом доли долларового оборота в общей денежной массе и в связи с нарастающим банковским кризисом было введено резервирование валютных счетов в размере 10% от объемов привлечения, рублевых счетов различной скорости от 10 до 20%. Это значительно сократило долю средств, доступных для размещения в активные операции, несмотря на последующее уменьшение ставок резервирования.

В-четвертых, произошел кризис другого доходного финансового рынка – рынка межбанковского кредитования (МБК), что повлекло обострение в остальных сегментах межбанковского рынка – валютном, форвардном и облигаций внутреннего валютного займа. Операции на рынке МБК использовались банками в нескольких целях: для поддержки клиентских расчетов, для осуществления сделок на рынках валют и государственных краткосрочных облигаций (ГКО), размещения временно свободных средств и финансирования сравнительно длительных по сроку проектов: 3 месяца и выше. Именно последний механизм перестал действовать, и получение высокой маржи на разнице процентных ставок между краткосрочными валютными МБК под 6-7% и коммерческим кредитованием клиентов под 30% годовых стало невозможным. Сыграла роль также стабилизация валютного рынка, тесно связанного с рынком МБК.

В-пятых, начался масштабный кризис ссудной задолженности, последовавший за кризисом неплатежей и снижением ликвидноси товарных рынков. В оптовой торговле уменьшилась ликвидность импортируемых товаров, сузилось поле деятельности и ухудшились ее общие условия: произошло ужесточение таможенной и тарифной политики государства, рост стоимости арендной платы, рост накладных расходов, при одновременном росте ценовой конкуренции. Обеспечение просроченных банковских ссуд оказалось в большинстве случаев некачественным, что связано как с несовершенством налогового законодательства, так и с отсутстсвием надежного обеспечения у большей части заемщиков. Невозвраты клиентских ссуд были в значительной степени обусловлены  нарастанием неплатежей, в том числе со стороны государства, перед клиентами коммерческих банков.

В-шестых, на рынке ГКО и других государственных ценных бумаг, составлявших значительную долю портфеля многих коммерческих банков, в этот период произошел рост системных рисков. Это было вызвано все более активно применявшейся практикой (приведшей в августе 1998-го к краху этой “пирамиды”) покрытий погашения выпусков путем новых эмиссий и расширением рынка за счет привлечения зарубежных и региональных инвесторов. Кроме того, произошло также значительное падение средневзвешенной доходности выпусков до 20-30%.

Для снижения уровня рисков и диверсификации деятельности многие банки в этот период включились в процесс приватизации государственных предприятий, прежде всего в добывающей и металлургической отраслях,  а также в сфере телекоммуникаций. В результате сформировалось несколько крупных финансово-промышленных групп (ФПГ). Как оказалось впоследствии, целью многих данных ФПГ было вовсе не долгосрочное стратегическое инвестирование, а следование кратковременной конъюнктуре рынка и обеспечение собственных интересов в ущерб развитию реального производства.

[5]Таким образом, за период 1999-1997 г.г. значительно упала доходность основных рынков и применяемых финансовых инструментов и схем, произошло сужение круга контрагентов и клиентской базы, ужесточилось государственное регулирование финансовой сферы. Прошел этап сверхприбылей, и банки оказались перед необходимостью изменения структуры и направления активных операций, источников пассивных средств, методов управления ликвидностью. К сожалению, как это будет рассмотрено ниже, этого не произошло и многие, даже крупные, банки в 1998 году фактически стали несостоятельными.






3.2. Причины современной кризисной ситуации в российской банковской системе.


Как было отмечено выше, кризис конца лета 1998 года  был вызван не решением Правительства от 17-го августа. Это было событие, которое только ускорило назревавший много лет крах банковской системы. Истинные причины кризисной ситуации, все более усиливаясь, развивались в течение 1999-1998 годов.

Безусловно, сыграл свою роль и тот факт, что Россия получила в наследство от Советского Союза разбалансированную и крайне неэффективную экономическую систему с гипертрофированным ВПК, гигантскую внешнюю задолженность, отсутствие цивилизованного законодательства по вопросам регулирования рыночной экономики.

Однако, в течение восьми лет с 1999 по 1998 годы развитие рыночной экономики характеризовалось тем, что не были приняты важнейшие законодательные акты и принципиальные решения, происходило нарастание экономических диспропорций, многие меры носили половинчатый, незавершенный характер. Банковская система, как часть общей экономической системы (причем одна из важнейших частей) также подверглась влиянию негативных процессов, происходящих в экономике в целом. Кроме того, на кризис банковской системы повлияли и специфические, характерные только для нее причины. Здесь будут рассмотрены основные из них.

Проблемы российских банков накапливались не один год. Кризис постсоветской экономики во многом вызван неспособностью сложившейся российской банковской системы обслуживать крупномасштабные проекты в реальном секторе, инвестировать капитал в высококонцетрированную прмышленность, помогать ее модернизации и развитию. За неполное десятилетие своего развития кредитные организации так и остались неразвитыми, неконкурентноспособными.

К моменту кризиса 1998 года достигли критической массы взрывчатые диспропорции и дисбалансы банковской системы. Например, между московской, где сосредоточено 44% коммерческих банков и 85% банковского капитала, и региональной. Между кредитными организациями, представляющими интересы сырьевого капитала с его внушительными финансовыми ресурсами, и коммерческими банками других секторов, сидевшими на буквально на “голодном пайке”, между малыми и средними банками, составлявшими 4/5 от общего количества банков и крупными, контролировавшими, несмотря на свою малочисленность, непропорционально большую долю ресурсов. Летом 1998 года на их долю приходилось 86% бюджетных средств, 94% депозитов, 86% средств предприятий, 90% суммарных активов. При этом темпы “вымывания” с рынка малых и средних коммерческих банков намного опережали прирост  численности крупных.

О несостоятельности российской банковской системы говорит и тот факт, что собственные средства всех вместе взятых российских банков до августа 1998 года не превышали 33 млрд. долларов, суммарные активы составляли примерно 155 млрд. долларов, что в почти в три раза меньше, чем у одного крупнейшего американского банка.

Еще большие диспропорции накопились в сфере кредитной политики. Подавляющая часть российских коммерческих банков (в основном представляющая интересы экспортеров-“сырьевиков”) игнорировала в силу некомпетентности или нежелания работу с реальным сектором. К осени 1998 года суммарные банковские ссуды предприятиям и населению составили 11% ВВП. По этому показателю Россия находилась на 49-м месте среди крупнейших государств. Например, в Германии доля таких кредитов достигла 113%,
в США – 119%, в Японии – 193%.

Потребительское кредитование населения также продолжало оставаться в зачаточном состоянии.

Подавляющее большинство российских коммерческих банков (в том числе и все крупнейшие) сосредоточились практически исключительно на операциях на финансовом рынке, приносившем немедленную прибыль (спекуляции с валютой, ценными бумагами и другими инструментами). Они стали основным источником доходов, ликвидности коммерческих банков. К августу 1998 года из каждого рубля банковских вложений в экономику примерно 76 копеек приходилось на инвестиции в государственные ценные бумаги (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ, евробонды, прочие обязательства казны). Например, в Канаде на те же цели расходовалось 7,4 цента из каждого доллара, в других развитых странах этот показатель еще меньше. Несомненно поэтому, что крушение финансовой “пирамиды” госбумаг 17 августа стало весьма существенной причиной краха банковской системы и кризиса в экономике. Но эта причина была далеко не единственной.

Разрушение банковской системы вызвано и другими причинами. В России, как ни в какой другой стране, сложилась ситуация, при которой сильнейшим образом переплелись экономические интересы коммерческих банков и их крупных акционеров, являвшихся одновременно привелегированными, эксклюзивными клиентами кредитных организаций и участниками их финансово-промышленных групп. Зачастую банки действовали в интересах отельных компаний, а не частных вкладчиков и других кредиторов. Это привело к колоссальному объему просроченных кредитов, которые либо не обслуживались, либо вовсе не могли быть возвращены даже при бесчисленных пролонгациях. В результате огромная часть банковских активов оказалась иммобилизованной и обесцененной.

Профессионализм руководящего звена многих банков находился на неудовлетворительном уровне. Нередко личная корыстная заинтересованность менеджеров в проведении конкретных операций наносила непоправимый ущерб кредитодателям и акционерам коммерческих банков.

Находящиеся в распоряжении руководства банков средства использовались для осуществления коррупции, для проведения различных кампаний, для лоббирования  в структурах власти.

Крайне неэффективно растрачивались государственные бюджетные средства, составлявшие важную ресурсную базу для некоторых коммерческих банков. Причем эта база была бесплатной, поскольку по ней обычно не начисляли процентов. Эти средства использовались для ускоренного наращивания размеров операций. В результате сложилась аномальная взаимозависимость между кредитными организациями и бюджетами различных уровней. Банкротство одних  немедленно приводило к краху других.

[6]Во многих коммерческих банках валюта баланса искусственно раздувалась с помощью межфилиального оборота и других комбинаций. Широко практиковалась “двойная” и даже “тройная” бухгалтерия. Банки активно участвовали в обналичивании и “отмывании” денег, нелегальном экспорте капитала за рубеж. По некоторым оценкам, за годы реформ из России было вывезено от 700 млрд. до 1 трлн. долларов.

Начавшийся в 1997 году процесс снижения мировых цен на природные ресурсы подорвал доходные позиции самой рентабельной до этого российской экономической отрасли – экспортно-сырьевой. Это не могло не отразится на финансовом положении большинства банков, поскольку именно сырьевой капитал посредством финансово-промышленных групп контролировал большую часть банковской системы России.

Коллапс банковской системы был ускорен также нерегулированностью многих юридических аспектов деятельности коммерческих банков, неэффективностью пруденциального надзора, отсутствием страхования вкладов граждан, неработоспособностью процедур санирования, реструктуризации и банкротства кредитных организаций.

Таким образом, можно сделать вывод о том что, причины современной кризисной ситуации в банковской системе накапливались в течение нескольких лет, 17-го августа 1998 года произошло только то, что неизбежно должно было произойти. Банковская система не явилась исключением в экономике, развитие которой характеризовалось доминированием сырьевых отраслей, постоянным снижением темпов реального производства, все большей зависимостью от внешних заимствований и отсутствием четкой программы проведения реформ.

Безусловно, после кризиса 1998 года произошла переоценка всех предшествующих событий, к управлению страной пришли новые руководители, не являющиеся ставленниками сырьевого капитала, был принят более приближенный к реальности бюджет на 1999 год, предпринята попытка создания комплексной программы деятельности Правительства на ближайшее будущее. Выход из кризиса и дальнейшее развитие не могут быть легкими из-за огромного количества накопившихся проблем, а также политической нестабильности, конфликтов между ветвями власти, внешнеполитических проблем. Однако преодоление кризиса требует прежде всего принятия конкретных мер, в частности, в финансовой и кредитно-банковской сфере, и подобные меры уже начинают реализовываться.

 


3.3. Перспективы развития банковской системы в России в условиях антикризисных программ.


Осенью 1998 года новое Правительство и новое руководство Центрального банка оказались перед сложнейшей проблемой вывода банковской системы России из кризисного положения.

[7]Первыми шагами было проведение так называемых “расшивок” неплатежей в банковском секторе. В результате практически 75% средств, заблокированных в коммерческих банках после августовского кризиса, были проведены по счетам и переведены получателям.

В ноябре создается Агенство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Основной задачей этого учреждения будет являться санация коммерческих банков.

Для этого предполагается (частично эти планы уже начинают реализовываться) разделить все имеющиеся кредитные организации на четыре группы:

-         не имеющие проблем;

-         стабильные региональные коммерческие банки, которые будут опорными в возрождаемой банковской системе России;

-         крупные кредитные организации, ставшие несостоятельными после августа 1998 года, но которым будет выделена госпомощь в силу их высокой социальной значимости;

-         разорившиеся банки, не имеющие перспектив и поэтому подлежащие закрытию.

Центральный банк планирует проводить также дополнительные меры по реструктуризации ГКО и ОФЗ, возобновлению рынка государственных ценных бумаг.

До начала 2001 года приостановлены требования о доведении минимального размера собственных средств действующих коммерческих банков до 1 млн. ЭКЮ.

Ведутся переговоры с иностранными инвесторами по вопроосам исполнения форвардных контрактов, заключенных российскими коммерческими банками. В качестве одного из вариантов возврата долгов может использоваться их переоформление в доли акционерного капитала для передачи иностранным кредиторам.

Центральный банк России намерен ускорить разработку нормативной базы регулирования деятельности коммерческих банков на основе рекомендаций международного Базельского комитета по банковскому надзору, сделать прозрачной финансовую отчетность банков на базе мировых стандартов бухучета. Планируется ввести их в полном объеме с 1 июля 1999 года.

Предполагается создать несколько специализированных “банковских регистраторов” для ведения реестров акционеров всех коммерческих банков.

Будут ужесточены лицензирование и надзор за банковскими холдингами, а также участием коммерческих банков в финансово-промышленных группах.

Планируется полностью восстановить рыночную систему рефинансирования банков.

Кроме того, ведется работа над созданием средне- и долгосрочной программы развития банковского сектора России.

Если не произойдут разрушительные внутренние или внешние политические катаклизмы, российская банковская система имеет перспективы возрождения и дальнейшего успешного развития, поскольку даже в современной кризисной обстановке немало кредитных институтов, преодолевая трудности, добиваются хороших результатов.

Банковская система может и должна стать реформатором отечественной экономики, помогая ей интегрироваться в мировые рыночные связи.







Заключение


Подводя итоги изложенному, можно следующим образом определить спрос на деньги: это спрос на денежные средства, необходимые для товарного обращения, внешнеэкономических сделок для осуществления финансовых операции по приобретению государственных ценных бумаг. Решающее влияние на спрос на деньги оказывает динамика физического объема продукции, а также цены. Базовой основой спроса на деньги являются денежные остатки средства на счетах субъектов рынка и склонность субъектов рынка к сбережениям, доверие к национальной денежной единице и к кредитной политике Центрального банка.

Изобретение кредита вслед за деньгами является гениальным открытием человечества. Благодаря кредиту сократилось время на удовлетворение хозяйственных и личных потребностей. Предприятие-заемщик за счет дополнительного привлечения ресурсов получило возможность их преумножить, расширить хозяйство, ускорить достижение производственных целей. Граждане, воспользовавшись кредитом, получают возможность направить полученные дополнительные ресурсы для расширения своего дела либо приблизить достижение своих потребительских целей, скорее получить в свое распоряжение вещи, предметы, ценности, которыми, не будь кредита, они могли бы владеть лишь в будущем.

Кредит во многом является условием и предпосылкой развития современной экономики, неотъемлемым элементом экономического роста. Его используют как крупные предприятия и объединения, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые предприятия. Им пользуются как государства и правительства, так и отдельные граждане.

Наша переходная экономика требует особого подхода к роли государства, поскольку это период одновременно и ломки старой государственной системы управления, и создания государством новой рыночной инфраструктуры (в виде законов, институтов контроля, налоговых сборов и т. п.), без чего рынок превращается в "дикое поле" разбоя. А кроме того, переходная экономика требует проведения активной структурной политики. Знание теории и опыта развитых стран, понимание условий, в которых дает эффект та или иная мера экономической политики, способны и помочь, и уберечь от ошибок в ходе ненужного экспериментаторства.

Список использованной литературы


1.  Деньги. Кредит. Банки. Учебник для ВУЗов.Изд.2  Лаврушин О.И.

2.  Деньги. Кредит. Банки. Учебник. Алтапов Г.Е.,Базулин

3.  Деньги. Кредит. Банки. Учебник для ВУЗов.Изд.2 Жуков Е.Ф.

4.   Афанасьева О.Н. Краткосрочное кредитование предприятий:

проблемы и возможные пути решения // Банковское дело. 2002 г.  9. - с. 25 - 28.

5.  Афанасьева О.Н. Тенденции развития и направления совершенствования краткосрочного кредитования предприятий // Банковское дело. 2002 г.  6. с. 9-13.

6.  Шенаев В.Н. Денежная и кредитная системы России. - М.: 1998. - 230 с.

7.  Федеральный Закон РФ ''О банках и банковской деятельности''.



[1] Афанасьева О.Н. Краткосрочное кредитование предприятий: проблемы и возможные пути решения // Банковское дело. 2002 г.  9. - с. 25 - 28.

[2] Деньги. Кредит. Банки. Учебник для ВУЗов.Изд.2  Лаврушин О.И.

[3] Афанасьева О.Н. Краткосрочное кредитование предприятий: проблемы и возможные пути решения // Банковское дело. 2002 г.  9. - с. 25 - 28.

[4] Деньги. Кредит. Банки. Учебник для ВУЗов.Изд.2  Лаврушин О.И.

[5] Афанасьева О.Н. Краткосрочное кредитование предприятий: проблемы и возможные пути решения // Банковское дело. 2002 г.  9. - с. 25 - 28.

[6] [6] Афанасьева О.Н. Краткосрочное кредитование предприятий: проблемы и возможные пути решения // Банковское дело. 2002 г.  9. - с. 25 - 28.

[7] Афанасьева О.Н. Краткосрочное кредитование предприятий: проблемы и возможные пути решения // Банковское дело. 2002 г.  9. - с. 25 - 28.



© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.