РУБРИКИ |
Корпоративное управление в коммерческих банках |
РЕКЛАМА |
|
Корпоративное управление в коммерческих банкахТабличный материал (табл.1) наглядно показывает динамику сокращения общего количества банков второго уровня в республике, так если в 1993 году количество банков составляло 204 единицы, то 2002 году их количество сократилось до 38 единиц. Наблюдаемая тенденция напрямую связана с проводимой Национальным Банком Казахстана политикой последовательного ужесточения требований к банкам второго уровня, и как следствие улучшение их финансовой устойчивости и надежности. На дальнейшее укрепление банковской системы была направлена Программа перехода банков второго уровня на международные стандарты финансовой отчетности, которая была принята в декабре 1996 года. Согласно данной Программы, все действующие банки Казахстана должны были до конца 2000 года достичь международных стандартов в части достаточности капитала ликвидности, качества активов, уровня менеджмента, бухгалтерского учета, введения и передачи информации. В 2001 году процесс перехода банков второго уровня на международные стандарты деятельности резко активизировался, что было обусловлено главным образом целенаправленной работой, проводимой Национальным банком Казахстана и продолжающимся развитием банковского бизнеса в республике. Параллельно процессу разгосударствления и приватизации коммерческих банков, в республике создавалась соответствующая законодательная база для формирования системы корпоративного управления. Работа по продвижению идеи развития корпоративного управления в Казахстане была начата еще в 2002 году, когда экспертным советом Национального Банка Республики Казахстан были разработаны Рекомендации по применению принципов корпоративного управления в акционерных обществах. С того момента была проведена определенная работа в этом направлении различными общественными организациями и компаниями, однако эти мероприятия не были каким-либо образом взаимосвязаны и скоординированы. Но, как правило, все попытки системного решения проблем создания и совершенствования системы корпоративного управления в Казахстане не приводили к конкретным результатам, заканчиваясь обозначением проблем и декларированием благих намерений. Конкретная работа в данном направлении началась только после того, как в 2004 году при Ассоциации Финансистов Казахстана (АФК) была создана Рабочая Группа по развитию системы корпоративного управления в Казахстане. В данную рабочую группу вошли представители крупнейших коммерческих банков страны, пенсионных фондов, страховых компаний, представители Казахстанской Фондовой Биржи, Ассоциации управляющих активами, Института Директоров, а также иностранные консультанты. Прежде всего, была разработана программа действий по развитию системы корпоративного управления в Казахстане, которая предусматривала 3 ключевых направления деятельности: 1. Разработку рекомендаций и норм корпоративного управления для внедрения в казахстанских компаниях; 2. Совершенствование законодательства в области защиты прав миноритарных акционеров; 3. Проведение разъяснительной работы с инвесторами и эмитентами. В рамках реализации первого пункта этой программы Рабочей Группой был разработан стандартный кодекс корпоративного управления, который был затем одобрен Советом Эмитентов. С октября 2006 года, согласно постановлению Агентства по финансовому надзору Республики Казахстан (АФН), данный кодекс обязателен к принятию всеми компаниями, чьи ценные бумаги входят в листинг Казахстанской Фондовой Биржи. В дальнейшем Рабочая Группа планирует регулярно обновлять типовой Кодекс. Второй пункт программы, включающий мероприятия по совершенствованию законодательства в области защиты прав миноритарных акционеров бы реализован путем разработки и принятия Закона Республики Казахстан №230-III ЗРК от 19 февраля 2007 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав миноритарных инвесторов". И, наконец, Рабочей Группой разработаны предложения по совершенствованию законодательства по корпоративному управлению, большая часть которых вошла в законопроект, внесенный на рассмотрение в Мажилис. Среди основных положений законопроекта следующие: 1. Введено понятие "публичная компания". Совершенно понятно, что необходимо разделить понятия "акционерное общество" и "публичная компания", поскольку первое отнюдь не означает автоматически второе. Нет необходимости требовать от всех акционерных обществ Казахстана соблюдения норм корпоративного управления: это неэффективно, да и не имеет смысла. Но к тем, кто хочет и готов выйти на рынок, предложить своих акции инвесторам, стать публичной компанией, должны предъявляться особые требования, касающиеся именно корпоративного управления. Так, согласно проекта закона публичной компанией признается общество, которое соответствует следующим критериям: 1. общество должно осуществить размещение своих простых акций путем подписки на неорганизованном рынке ценных бумаг или путем подписки или торгов на организованном рынке, предложив данные акции неограниченному кругу инвесторов; 2. не менее двадцати пяти процентов от общего количества размещенных простых акций общества, должно принадлежать акционерам, каждый из которых владеет не более чем двумя процентами простых акций общества от общего количества размещенных простых акций общества; 3. объем торгов простыми акциями общества должен соответствовать требованиям, установленным нормативным правовым актом уполномоченного органа; 4. акции общества должны находиться в категории списка фондовой биржи, функционирующей на территории Республики Казахстан, для включения и нахождения в которой внутренними документами фондовой биржи установлены специальные (листинговые) требования к ценным бумагам и их эмитентам, либо включены в список специальной торговой площадки Регионального финансового центра города Алматы. 2. Введено понятие "корпоративный секретарь". Корпоративный секретарь – это лицо, которое назначено советом директоров общества, и подотчетно совету директоров общества. Основные функции корпоративного секретаря включают: 1. подготовку и проведение заседаний собрания акционеров и совета директоров общества, 2. формирование материалов по повестке дня собрания акционеров и совета директоров; 3. ведение контроля за обеспечением доступа к этим материалам и т.д. Согласно данному законопроекту, Уставом публичной компании должно быть предусмотрено наличие: 1. кодекса корпоративного управления; 2. должности корпоративного секретаря; 3. корпоративного web-сайта; 4. запрета "золотой акции". Признание общества публичной компанией или отзыв у него статуса публичной компании должно производиться уполномоченным органом в установленном им порядке на основании заявления общества. Кроме данных предложений Рабочей Группой при Ассоциации Финансистов Казахстана АФК в законопроект предлагалось ввести определенные налоговые льготы для публичных компаний. Понятно, что публичные компании будут нести дополнительные затраты, связанные с получением ими статуса публичной компании, с соблюдением всех вышеозначенных критериев, работой с миноритарными акционерами и т.д. Соответственно, на начальном этапе, пока компании не ощутили всю пользу статуса "публичной компании" было бы логично стимулировать их приобретать этот статус посредством налоговых льгот. В частности одним из предложений Рабочей Группы в этой части были налоговые льготы публичным компаниям в размере 50% от начисленной суммы корпоративного подоходного налога. Однако, данные предложения пока не нашли поддержку государственных органов. Для реализации третьего пункта программы действий по развитию системы корпоративного управления в Казахстане в ноябре 2005 года Рабочей Группой была организована и проведена первая в Казахстане международная конференция по корпоративному управлению. В целом можно отметить, что в последнее время активизировались процессы, связанные с корпоративным управлением и это дает надежду на то, что уже в самое ближайшее время систему корпоративного управления в Казахстане ждут серьезные улучшения. 2.2 Анализ внутренней структуры и методов корпоративного управления банков КазахстанаВ настоящее время банковская система Казахстана — наиболее динамично развивающийся сектор экономики Казахстана. Уровень проникновения в экономику (около 90% ВВП) сопоставим с показателями стран Евросоюза. В целом по банковской системе растут основные качественные показатели (достаточность капитала и ликвидность). По данным Агентства по финансовому надзору на 01.01.2008 г. на казахстанском финансовом рынке функционировали 35 банков второго уровня. Традиционно, тройка крупнейших банков: Народный банк, Казкоммерцбанк и Банк ТуранАлем, являлась основной составляющей банковского сектора Казахстана, как по размеру активов, так и по объему совершаемых операций. Жесткая конкуренция между ними позволяла избежать образования монополий на банковском рынке Казахстана. В настоящее время уже, пожалуй, не существует устойчивого понятия "первая тройка" банков. Существенный рост активов как "Альянс Банка", так и "АТФ Банка" позволили им поочередно занимать третье место по такому показателю, как величина активов. С точки зрения ренкинга, в 2008 году можно выделить первую шестерку крупных банков, хотя, как по объему активов, так и по другим количественным показателям АО "Казкоммерцбанк" и АО "Банк ТуранАлем" пока еще заметно опережают четыре остальных банка и входят в категорию крупнейших. Тройку лидеров по количеству активов возглавляет Казкомерцбанк, на втором месте Банк ТуранАлем. К тройке лидеров по капиталу можно отнести Казкоммерцбанк, Банк ТуранАлем и Народный сберегательный банк Казахстана (рисунок 1). Рисунок 1 – Динамика капитала крупнейших банков Казахстана Рассматривая динамику капитала крупнейших банков Казахстана, представленную на рисунке 1, можно отметить, что в 2006 году капитал банков значительно возрос. В соответствии с задачами диссертационного исследования проанализируем компоненты корпоративного управления в пятерке крупнейших банков Республики Казахстан: Альянс-банк, Алматинский торгово-финансовый банк (АТФ-банк), Народный сберегательный банк Казахстана, БТА-банк, Какоммерцбанк. В качестве методологии анализа используем систему показателей эффективности корпоративного управления в банках, применяемую рейтинговым агентством Standard & Poor's: 1. Структура собственности банка: - Прозрачность структуры собственности; - Концентрация собственности и влияние со стороны собственников; 2. Отношения с финансово заинтересованными лицами: - Регулярность проведения собраний акционеров, возможность принятия в них участия и получения о них информации; - Права собственности (регистрация и передача, равенство прав собственности); 3. Финансовая прозрачность и раскрытие информации: - Принятые стандарты раскрытия информации; - Своевременность и доступность раскрываемой информации; - Независимость аудитора и его статус; 4. Структура и методы работы совета директоров и руководства компании: - Структура и состав совета директоров; - Роль совета директоров; - Роль и независимость внешних директоров; 5. Политика в области вознаграждения, оценки результатов работы и должностных перемещений директоров и менеджеров. Активный аналитический процесс подразумевает общение с руководством банка. Просто изучив публичные данные или узнав мнение о банке респондентов и представителей СМИ, все-таки всей информации о корпоративном управлении не получишь. Тем не менее, можно выделить хотя бы общие характерные черты и методы корпоративного управления, присущие банку. 1. Прозрачность структуры собственности анализируемых банков. АО "Казкоммерцбанк" является акционерным банком и осуществляет свою деятельность в Республике Казахстан с 1990 г. Деятельность Банка регулируется Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с лицензией № 48. Банк является материнской компанией банковской группы, в которую входят следующие компании, консолидированные в финансовой отчетности: "АО "Казкоммерц Секьюритиз, ТОО "Процессинговая компания", "Kazkommerts International B.V.", "Kazkommerts Finance II B.V.", "Kazkommerts Capital II B.V.", АО ООИУПА "Grantum Asset Management", АО "Казкоммерц LIFE", АО "Казкоммерцбанк Кыргызстан", АО НПФ "Грантум", АО Страховая Компания "Казкоммерц Полис". АО "Казкоммерцбанк" (Алматы), являющееся листинговой компанией Казахстанской фондовой биржи (KASE), предоставило на KASE выписку из системы реестров держателей ценных бумаг по состоянию на 01 апреля 2007 года. Регистратором банка является АО "РЕЕСТР-СЕРВИС" (Алматы). Согласно выписке из системы реестров держателей ценных бумаг на 01 апреля 2007 года, общее количество объявленных простых акций АО "Казкоммерцбанк" KZ1C00400016 составило 575 000 000, привилегированных KZ1P00400815 - 125 000 000, из них размещено 574 988 275 простых и 124 978 795 привилегированных акций, выкуплено эмитентом 11 725 простых и 21 205 привилегированных акций. Держателями пяти и более процентов от общего количества размещенных акций АО "Казкоммерцбанк" являлись: Таблица 2 - Акционеры АО "Казкоммерцбанк"
Привилегированные акции имеют номинальную стоимость 10 тенге и не имеют права голоса, но имеют преимущество перед простыми акциями в случае ликвидации АО "Казкоммерцбанк". Годовой дивиденд по привилегированным акциям определен правилами выпуска привилегированных акций в размере 0,04 доллара США. Эти акции не подлежат погашению. По данным АО "Центральный депозитарий ценных бумаг" не раскрыта информация о собственниках 259 647 150 простых акций и 58 507 313 привилегированных акций АО "Казкоммерцбанк", что в сумме составляет 45,5% от общего количества размещенных акций банка. Держателями пяти и более процентов голосующих акций от общего количества голосующих / размещенных акций АО "Альянс Банк" по состоянию на 01 октября 2007 года являлись (таблица 3). Таблица 3 – Количество акций
Согласно таблице 3, основным акционером АО "Альянс Банк" является Инвестиционная Группа Сеймар, одна из наиболее успешных инвестиционных компаний Казахстана. АО "Центральный Депозитарий ценных бумаг" является номинальным держателем, т.е. сведения о реальных держателях этих акций не раскрыты. Seimar I.G. на сегодняшний день располагает контрольным пакетом акций АО "Альянс Банк" и является его основным собственником: владеет 72,04% голосующих акций АО "Альянс Банк" и планируется увеличение ее доли за счет дальнейшего выкупа акций у миноритарных акционеров. Таким образом, Seimar I.G. уже несколько лет имело возможность влиять на политику АО "Альянс Банк" через аффилированные компании, входящие в состав консорциума, выкупившего в 2001 г. крупный пакет акций банка. Состав акционеров АО "Финансовая Корпорация Сеймар Альянс" представлен в таблице 4. Таблица 4 – Акционеры АО "Финансовая Корпорация Сеймар Альянс"
Как видно АО "Центральный депозитарий ценных бумаг" является номинальным держателем акций Seimar I.G. По некоторым неподверженным данным реальным держателем этих акций является Сейсембаев Маргулан Калиевич. Фирменное наименование Seimar I.G. состоит из первых букв его фамилии и имени. Таким образом, реальным держателем большинства акций АО "Альсн-банк" является Сейсембаев Маргулан Калиевич. Информационная прозрачность структуры собственного капитала также не свойственна АТФ-банку. До октября 2007 года, по данным регистратора АО "Фондовый центр" (Алматы), держателями пяти и более процентов размещенных акций АО "АТФБанк" являлись (таблица 5): Таблица 5 – Держатели акций АТФ-банк до 1 октября 2007 года
По данным АО "Центральный депозитарий ценных бумаг" не раскрыта информация о собственниках 4 037 636 простых акций АО "АТФБанк". В середине ноября 2007 года австрийский банк "Кредитанштальт", подразделение UniCredit Group, завершил процесс приобретения 91,8% акций от общего числа выпущенного акционерного капитала АО "АТФБанк". Примерная цена сделки составила $2 млрд.117 млн. Изменения в составе собственников так и не появились на KASE в разделе доступной информации. После продажи государственного пакета акций (100%) в марте 1998 г. БТА стал частным банком. Значительная часть акций банка принадлежит семье Татишевых, остальные акции распределены главным образом между частными казахстанскими компаниями, причем 29,9% акционеров не являются резидентами Казахстана. С 2001 г. миноритарный пакет акций БТА принадлежит группе иностранных инвесторов, включающей шведскую компанию по доверительному управлению инвестициями East Capital, Европейский банк реконструкции и развития, Международную финансовую корпорацию и голландскую компанию Nederlandse Financierings-Maatschappij voor Ontwikkelingslanden N.V. В свое время БТА продал указанной группе 25% привилегированных акций, которые в мае 2006 г. были конвертированы в обыкновенные акции. Международные организации с 2001 г. имеют двух своих представителей в Совете директоров БТА. Их появление в Совете благотворно повлияло на систему корпоративного управления, так как обеспечило баланс влияний менеджмента и акционеров. Рейтинговое агентство Standard & Poor's дает высокую оценку структуре собственности АО "БТА-банк" отмечая, что структура собственности данного банка обеспечивает последовательную и значительную поддержку акционеров, помогающую росту бизнеса. Согласно выписке из системы реестров держателей акций на 01 января 2007 года: общее количество простых акций KZ1C33870011 составило 929 016 660, из них размещено 921 082 234; общее количество привилегированных акций KZ1P33870117 составило 24 742 000, все размещены; общее количество привилегированных акций KZ1P33870216 составило 80 225 222, все размещены. Держателями пяти и более процентов от общего количества размещенных акций АО "Народный сберегательный банк Казахстана" на 01 января 2007 года являлись (таблица 6): Таблица 6 - Акционеры АО "Народный сберегательный банк Казахстана" на 01 января 2007 года
По опубликованным данным интернет-газеты "Номад", на 1 июля 2008 года у АО "Холдинговая группа "АЛМЭКС" было два акционера: Тимур Кулибаев (50%), Динара Кулибаева (50%). Следовательно, хотя банк не опубликовывает в пресс-релизах информацию о собственников, тем не менее, и не препятствует ее появлению в других источниках. Таким образом, анализируемым казахстанским банкам не свойственна прозрачность структуры собственности. Из всех банков только БТА-банк в своей структуре собственности не публикует номинальных держателей. Видно, что наибольший вес в структуре его собственности имеют иностранные инвесторы. Позитивно это или негативно – быстро нельзя оценить. Но какая бы ни была структура собственности, она должна быть известной, должно быть как можно меньше номинальных держателей и уж, по крайней мере, не должно быть явно искусственных компаний, зарегистрированных в качестве владельцев. Такие компании-оболочки, специально создаваемые для того, чтобы представлять интересы акционеров, не ведут, как правило, никакой деятельности. Плохо, когда через такие компании представлен контрольный или блокирующий пакет. Если небольшая часть собственности - то ничего. Но когда миноритарные акционеры и прочие заинтересованные лица, кто контролирует банк, чьи интересы там присутствуют - это оценивается негативно. Потому что и отношения аффилированности, и сделки с заинтересованностью, в этом случае отследить совершенно невозможно. 2. Влияние со стороны собственников. Все анализируемые банки входят в какие-либо финансово-промышленные группы или инвестиционные компании, например НСБК в группу АО "Холдинговая группа "Алмэкс"". Ни в одном из корпоративных документов банков не обозначено, какие еще интересы есть у владельцев этого холдинга по отношению к этому банку. Такая закрытость информации о влиянии со стороны собственников вызывает сомнения в том, не используются ли ресурсы банка для того, чтобы субсидировать фактически другие компании, входящие в этот холдинг через трансфертное ценообразование, через выдачу кредитов разным лицам на нерыночных условиях, через увод активов и так далее. Это, конечно, отследить трудно. Но есть механизмы, в первую очередь, механизм внутреннего контроля, раскрытия информации, по которому можно понять, насколько открыта и прозрачна система внутреннего контроля. Например, Казкоммерцбанк объявил о том, что система внутреннего контроля Банка включает в себя, помимо прочего, проведение процедур по предотвращению легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, и финансирования терроризма. А в АТФ-банке даже принята Политика от "11" июня 2007 года по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма. Этот аргумент является значимым и позитивным для эффективности системы корпоративного управления данных банков. 3. Отношения с финансово заинтересованными лицами. Таблица 7 – Способ оповещения акционеров об общем собрании
Как видно из таблицы 7, способ оповещения акционеров далек от идеала у всех банков. В международной практике принято оповещать акционеров путем опубликования сообщения в СМИ и направления им письменного уведомления. То есть 2 способа оповещения работают каждый раз и они не взаимоисключающие. В каждом из анализируемых банков принят Кодекс корпоративного управления (таблица 8), в котором обозначена роль общего собрания акционеров: Казкоммерцбанк - Высшим органом Банка является Общее собрание Акционеров Банка. НСБК - Акционерам Банка предоставлено право на участие в управлении Банком посредством участия в работе по созыву и проведению общего собрания акционеров. Альянс-банк - Банк осуществляет корпоративное управление в соответствии с базовыми принципами, принятыми Общим собранием акционеров и определенными Миссией и Философией деятельности Банка. АТФ-банк - Акционерам Банка предоставлено право на участие в управлении Банком посредством участия в работе по созыву и проведению общего собрания акционеров. БТА-банк – Наиболее важные решения, связанные с деятельностью компании принимает общее собрание акционеров в пределах своей компетенции, определенной Уставом Банка. Таблица 8 – Количество собраний акционеров и внесения изменений в кодекс корпоративного управления
Согласно таблице 8, в НСБК не было ни одного внеочередного собрания акционеров, что наводит на размышления: соблюдаются ли интересы миноритарных акционеров в этом банке, участвуют ли они реально в принятии решений. Если анализировать количество изменений и дополнений, внесенных в Кодекс корпоративного управления видно, что только у Альянс-банка не было изменений. Это негативно характеризует корпоративную политику банка. Экономические условия в стране меняются, меняется законодательство и ситуация с акционерами – все это должно отражаться в Кодексе корпоративного управления. Для анализа механизма голосования и принятия решения, в которых должны принимать участие акционеры и финансово заинтересованные лица мною выборочно были просмотрены последние протоколы общего собрания анализируемых банков. Например, у Альянс-банка, в протоколе годового общего собрания акционеров от 08 июня отражена ситуация, когда мажоритарный акционер банка АО "Финансовая корпорация Сеймар Альянс" пытался внести дополнение в повестку дня, но председатель собрания данное предложение отклонил, так как в соответствии со статьей 43 Закона РК "Об акционерных обществах" изменения и дополнения в повестку дня могут вноситься только при наличии кворума собрания не менее чем 95 % от общего количества размещенных голосующих акций. Кворум этого собрания составлял всего 80,87 %, что не предоставляло возможности внести данные изменения в повестку годового общего собрания акционеров. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в данном банке соблюдаются интересы миноритарных акционеров и механизм принятия решений соответствует законодательству государства. Анализируя протоколы собрания акционеров БТА-банка можно сделать вывод о том, что в данном банке, с учетом меняющихся ситуаций, собираются внеочередные общие собрания акционеров, на которых акционеры принимают различные решения, в том числе и о составе Совета Директоров. Например, Решением внеочередного общего собрания акционеров АО "Банк ТуранАлем" от 13 декабря 2007 года из состава Совета Директоров выведены Заместитель Председателя Совета Директоров – Мамештеги Садуакас Халыксоветулы и член Совета Директоров – Манагадзе Ираклий. В то же время Солодченко Роман Владимирович, возглавляющий Правление Банка с 22 февраля 2007 года, введен в состав Совета Директоров АО "Банка ТуранАлем". Грубое нарушение прав миноритарных акционеров было обнаружено в АТФ-банке при процедуре продажи контрольного пакета акций. Данный случай даже был назван беспрецедентным в банковской практике Казахстана. Как уже было рассмотрено выше, в середине ноября 2007 года австрийский банк "Кредитанштальт", подразделение UniCredit Group, завершил процесс приобретения 91,8% акций от общего числа выпущенного акционерного капитала АО "АТФБанк". О сделке группы крупных акционеров по продаже "АТФБанка" было объявлено 21 июня 2007 года, после чего крупные акционеры собрались продать свои доли простых и привилегированных акций группе UniCredit по фиксированной цене $2,175 млн. Фиксированная цена охватывала три класса акций: один класс простых и два привилегированных. Однако никакой независимой и прозрачной оценки каждого класса акций не производилось, хотя у них были различные права и экономические выгоды. Поскольку условием сделки было то, что привилегированные акции должны быть конвертированы в простые акции до завершения сделки, явный конфликт интересов стал неизбежен, поскольку крупные акционеры по простым акциям и по привилегированным акциям владели большим процентом простых "бумаг" и имели стимулы увеличить коэффициент конвертирования в пользу таковых. То, что конфликт интересов, заложенный в структуру сделки, мог привести к нарушению прав миноритарных акционеров, стало ясно на внеочередном общем собрании акционеров 26 июля 2007 года, когда был установлен коэффициент конвертирования привилегированных акций в простые 3 к 1. Этот произвольный и необъяснимый курс представлял собой оценку привилегированных акций существенно ниже того, какой устанавливался в недавних конвертированиях в Казахстане и в рыночных ценах на привилегированные акции до сделки (цена привилегированных акций стала менее 4 тыс. тенге за акцию, в то время как до собрания они стоили около 5,5 тысячи тенге за акцию). Само внеочередное собрание акционеров было проведено в крайне нестандартной манере. Когда созывалось собрание, не было уведомления, что вопрос о конвертировании будет включен в повестку дня. В результате многие миноритарные привилегированные акционеры не присутствовали. Когда собрание началось, была изменена повестка дня, в нее было включено решение о конвертировании привилегированных акций и условиях конвертирования. Внеочередное общее собрание акционеров 1 октября не собрало кворума ввиду неявки доминирующей группы акционеров. Уже на следующий день повторное внеочередное собрание не одобряет курс 3 к 1. Но 13 ноября UniCredit покупает акции "АТФБанка" напрямую, без конвертирования. К этому моменту, когда прежние крупные акционеры "АТФБанка" провалили попытки провести конвертирование каким-либо образом, в дело вступила UniCredit. Она купила простые и привилегированные акции напрямую у крупных акционеров путем аукциона, за которым последовало обязательное предложение другим держателям акций о продаже привилегированных акций, но с тем же коэффициентом 3 к 1. Все документы, на которые банк опирается и от которых отталкивается, это казахстанское законодательство об акционерных обществах и рынке ценных бумаг. Законодательством установлено обязательное наличие в совете директоров акционерных обществ не менее одной трети независимых членов и кодекса корпоративного управления - документа, который смоделирован на принципах, предусмотренных ОСЭР. В кодексе корпоративного управления "АТФБанка" почти слово в слово отражены все фундаментальные принципы ОЭСР. Этот документ должен быть руководством к действию для банка. Но, однако, в реальности дело обстоит иначе. По данной ситуации можно сделать следующий вывод: В случае с данным банком наличие кодекса корпоративного управления и независимого директора не обеспечило защиты прав миноритариев. Структура распределения акций в "АТФБанке" явно может быть расценена как уязвимая для злоупотреблений – ввиду отсутствия приверженности общим принципам правильного корпоративного управления и его собственному кодексу корпоративного управления, которые бы реализовались посредством крепкой лидерской роли его независимых директоров. 4. Финансовая прозрачность и раскрытие информации. Финансовая прозрачность, прежде всего, подразумевает составление финансовой отчетности по международным стандартам. Если этого нет, то сразу появляется очень большой минус. Иностранные и казахстанские инвесторы должны быть в равном положении. Иностранные инвесторы не понимают национальной отчетности, фактически они таким образом дискриминируются. Что касается анализируемых банков, то финансовая отчетность их всех, без исключения, составляется в соответствие с международными стандартами. Кое-кто из них перешел на международные стандарты с 2001 года, кто-то с 2002 – это не важно. Главное, это уже устоявшаяся практика. У всех анализируемых банков также "вывешивается" на сайте информация нефинансового характера, то есть информации по видам операций, видам продукции. С чем на самом деле плохо, так это с анализом этих операций. Сами банки если и занимаются аналитической работой, то не доводят такую информацию до рядовых обывателей. Что касается способов раскрытия - важно понять, насколько активно банк проводит информационную политику, есть ли люди, которые отвечают в банке за доведение информации до акционеров и до финансового сообщества, есть ли так называемый корпоративный секретарь. Очень актуальны аудит и независимость аудитора, функции аудитора, раскрывается ли об этом информация. После изучения корпоративных документов, пресс-релизов и прочей документации казахстанских банков была составлена таблица 9. Таблица 9 - Оценка системы внутреннего и внешнего контроля
Согласно таблице 9, только у двух банков из четырех: НСБК и Казкоммерцбанк есть корпоративный секретарь, главной задачей которого является обеспечение соблюдения прав и законных интересов акционеров Банка. Согласно Кодексу деловой этики, Казкоммерцбанку присуща информационная открытость. Банк стремится к максимальной открытости и надежности информации о Банке, структуре основных акционеров, услугах и достижениях Банка, результатах финансовой деятельности. Банк нацелен честно, подробно и своевременно информировать акционеров и клиентов о состоянии дел, проводить активную коммуникационную политику, повышать прозрачность и доступность информации на основе улучшения качества отчетности и учета. В то же время Банк следит за неразглашением сведений, составляющих охраняемую законом тайну. Хотя в корпоративном кодексе БТА-банка скупо упоминается о функциях внутреннего и внешнего аудита, тем не менее, данный банк своевременно раскрывает информацию об основных результатах, планах и перспективах своей деятельности, которая может существенно повлиять на имущественные и иные права акционеров и инвесторов, а также своевременно и в полном объеме отвечает на запросы акционеров. Присутствие иностранных инвесторов обеспечивает БТА конкурентные преимущества, связанные с возможностями передачи опыта, привлечения ресурсов, реализации новых бизнес-проектов и совершенствования системы корпоративного управления. Реализация программы "Партнерство" (Twinning) в рамках соглашения о сотрудничестве с бывшим акционером Raiffeisen Zentralbank Oesterreich способствовала модернизации систем и продуктов БТА. Модернизация коснулась, прежде всего, таких направлений деятельности банка, как кредитование, розничный бизнес и маркетинг. Кроме того, работа БТА в рамках стратегического партнерства с иностранными инвесторами охватывает управление кредитными рисками, внутренний аудит и контроль, торговое и проектное финансирование. Deloitte & Touche консультирует БТА по вопросам стратегии, а другая консалтинговая фирма помогает ему в работе над проектом системы управления отношениями с клиентами. 5. Процедура работы совета директоров и менеджмента. Чтобы оценить процедуру работы совета директоров и менеджмента, нужно выяснить, действительно ли совет директоров выполняет следующие функции: - функции контроля, - функции аудита, - функции планирования и бюджетирования. В Кодексе корпоративного управления Казкоммерцбанка прописано, что совет директоров Банка должен обеспечивать эффективный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Банка. Эффективная система контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Банка обеспечивает правильность ведения бухгалтерского учета, достоверность используемой в Банке финансовой информации. Таким образом, функции контроля и аудита обеспечены. В то же время функции планирования и бюджетирования не так однозначно определены: "Совет директоров должен устанавливать основные ориентиры деятельности Банка на долгосрочную перспективу". Этого недостаточно для обеспечения последних функций. Согласно Кодексу, Совет директоров Альянс-банка должен проводить регулярные встречи с менеджментом и внутренним аудитом для разработки и утверждения политики по направлениям деятельности Банка, установления деловых контактов и контроля над процессом продвижения к корпоративным целям; В структуре Совета директоров могут быть созданы комитеты: наблюдательный, аудиторский и другие комитеты. Создание специфических комитетов для выполнения своих функций является грамотной корпоративной политикой. В кодексе АТФ-банк роли и задачи совета директоров четко определены. Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью АТФБанка и состоит из 6 человек. Для рассмотрения наиболее важных вопросов и подготовки рекомендаций Совету директоров в Банке могут создаваться комитеты Совета директоров по вопросам: 1) стратегического планирования; 2) кадров и вознаграждений; 3) внутреннего аудита; 4) социальным вопросам; 5) иным вопросам, предусмотренным внутренним документом Банка. Комитеты Совета директоров состоят из членов Совета директоров и экспертов, обладающих необходимыми профессиональными знаниями для работы в конкретном комитете. Порядок формирования и работы комитетов Совета директоров, а также их количественный состав устанавливаются внутренним документом Банка, утверждаемым Советом директоров. В БТА-банке с целью усовершенствования корпоративных процедур и практики корпоративного управления 22 февраля 2007 года общим собранием акционеров было принято и утверждено отдельное Положение "О Совете директоров Акционерного общества "БТА". Данное Положение направлено на повышение эффективности работы Совета директоров по управлению банком. В нем определены не только все функции и задачи Совета директоров, но так же рассмотрены смежные вопросы. В Народном сберегательном банке функции Совета директоров также определены довольно четко, это и аудит, и контроль, и планирование, и риск-менеджмент. Кроме того, Совет директоров НСБК обеспечивает создание системы выявления и урегулирования конфликта интересов, возникающих между акционерами и органами, должностными лицами Банка и акционерами. Роль совета директоров НСБК также состоит в том, чтобы отслеживать и утверждать в прописанном законом порядке сделки с заинтересованными лицами, а для этого опять же нужна информация о том, кто такие заинтересованные лица. В Кодексе корпоративного управления эта информация раскрывается. 6. Компенсация членам совета директоров и компенсация менеджерам. Реально вопросы компенсации не раскрывает ни один анализируемый банк. В Кодексе только одного НСБК проскальзывают вопросы компенсации и вознаграждения. Совет директоров на основе рекомендаций Комитета по вознаграждениям определяет размеры и условия выплаты вознаграждений Председателю и членам Правления, а также утверждает программу повышения квалификации Директоров. С одной стороны, понятно, что казахстанские условия - специфические в силу существовавшего долгое время неблагоприятного налогового климата. В результате все боятся раскрывать информацию о вознаграждениях. Там, где раскрывается, она далека от действительности. А акционеры должны знать, сколько они платят своим наемным руководителям, во сколько обходится содержание этого аппарата. На этот момент нужно смотреть особо пристально и даже там, где по понятным причинам полная информация с точностью до тенге раскрываться не может, должна быть хотя бы какая-то достоверная информация о том, как вознаграждается менеджмент. И не только в абсолютном выражении. Важно то, какие принципы лежат в основе формирования компенсации, является ли эта компенсация композитной, состоящей из двух частей, и одна из частей привязана к эффективности работы компании и к эффективности работы данного человека, к его вкладу. Такой информации нет ни по одному из банков. Таким образом, в результате проведенного исследования были выявлены основные черты и методы корпоративного управления, присущие каждому из анализируемых банков. Рейтинговое агентство Standard & Poor's для оценки эффективности системы корпоративного управления предлагает использовать десятибалльную шкалу значений: от 1 до 10. Результаты исследования представлены в таблице 10. Таблица 10 – Оценка эффективности корпоративного управления банков
Таким образом, согласно данной таблице 10, наиболее высокие оценки получили НСБК, Казкоммерцбанк и БТА-банк. Если обратится к финансовым показателям банков и рисунку 1, представленному в начале данного раздела, то видно, что эти банки также лидируют в области динамики повышения активов и капитала. Такая связь, на мой взгляд, является прямо пропорциональной. Если банк успешен, то его успех зависит не только от его коммерческой деятельности, то также и от качества корпоративного управления. Модель корпоративного управления БТА-банка и Казкоммерцбанка можно отнести к японской модели, представляет собой чрезвычайно сложную форму взаимодействия и взаимосвязи банков с различными другими компаниями, во главе всей структуры находится Главный банк. Модель НСБК можно отнести к германской модели корпоративного управления, когда банк выполняет все виды банковских операций и строгой специализации выполняемых операций не существует. Главная цель - обеспечить долгосрочную надежность существования предприятий и получить прибыль. Корпоративное управление АТФ-банка и Альянс-банка строго нельзя отнести ни к одной из моделей. Вообще для всех анализируемых банков характерное узкое распределение собственности. Все банки имеют контролирующих акционеров. Таким образом, казахстанская национальная модель корпоративного управления относится к системе инсайдеров, поскольку в ней присутствуют все показатели данной системы: акции банков в основном сосредоточены в руках небольшого числа владельцев, рычаги контроля за деятельностью компании принадлежат инсайдерам корпорации. Глава 3. Проблемы и пути совершенствования корпоративного управления в коммерческих банкахКоммерческие банки, безусловно, являются особым видом организаций, отличающимся от предприятий реального сектора экономики и иных финансовых организаций, что, естественно, обусловливает специфические проблемы их корпоративного управления. В кредитных организациях иная структура финансово-заинтересованных лиц, в качестве которых выступают не только деловые партнеры, инвесторы, кредиторы, но и вкладчики, как специфические кредиторы, а также регулирующие органы и прочие контрагенты, создающие экономическую инфраструктуру деятельности кредитной организации. Важными также являются два фактора: меньшая прозрачность банковского сектора и высокая степень регулирования банковской деятельности со стороны государства. Кризис в банковской системе Казахстана летом 2007 года выявил также специфические проблемы корпоративного управления, присущие именно казахстанским банкам. Национальный банк и регулятор финансового сектора отреагировали на кризис очень быстро, успокоив инвесторов. Была создана специальная группа по управлению кризисом и принят ряд общественных и частных мер. Ни один из казахстанских банков не обанкротился и не был вынужден объединиться с более крупным банком. Это значительное достижение, учитывая размеры кризиса и сильную зависимость казахстанских банков от международных финансов. В то же время развитие в строительном секторе, особенно представление о том, что банки поддерживают в первую очередь компании, принадлежащие высокостоящим лицам, указывает на значительное политическое влияние в экономике. Этот фактор снижает качество корпоративного управления и может вызвать проблемы в будущем. Одновременно существует беспокойство и об автономном влиянии казахстанских банков. Когда АФН попыталось ограничить заимствования банков на международных рынках, банки использовали политическое влияние, чтобы ослабить регуляции. Любая концентрация повышает риск. Казахстанские банки не оценили наличие или влияние этого риска. Неполноценное управление риском свидетельствует о слабом корпоративном управлении. Дополнительный повод для волнения - различие между официальными заявлениями банков и тем, как обстоят дела на самом деле. Казахстанские банки громко заявляют о своей прозрачности, хотя это зачастую не так. При попытке узнать больше информации отношение менеджмента многих банков вдруг становится враждебным. Прозрачность - это не просто размещение информации на веб-сайте, подразумевающее, что инвесторы и аналитики должны спокойно принять эти сведения. Аналитики задают вопросы, пытаясь получить больше информации. Если управление банка должно одобрить размещение стандартных сведений, то это не является прозрачностью. Для банка недостаточно просто заявить, что его деятельность прозрачна; это нужно суметь доказать. Настоящие владельцы банков должны быть известны. Финансовая позиция банка должна быть известна всем, кто спрашивает о ней. Это, естественно, не подразумевает раскрытия конфиденциальной информации о своих клиентах, особенно если банк сильно зависим от одного клиента. С другой стороны, если менеджмент банка усложняет доступ аналитиков к информации о структуре банка или его владельцах, то возникает подозрение, что банк что-то скрывает, даже если это не так. Таким образом, можно выделить следующие проблемы корпоративного управления в коммерческих банках, присущие казахстанской банковской системе: 1. Недостаточная организация корпоративного управления (слабая база уставных и внутренних документов); 2. Различия в информации о банке, представленной в корпоративных источниках и рыночной оценке; 3. Непрозрачность структуры капитала банка; 4. Нарушения прав финансово-заинтересованных лиц; 5. Значительное политическое влияние в экономике; 6. Неполноценное управление риском. Данные проблемы решаются путем следования общепризнанным международным тенденциям в совершенствовании корпоративного управления в коммерческих банках. 1. Повышение актуальности задач совершенствования корпоративного управления в коммерческих банках. Понимание необходимости совершенствования корпоративного управления приходит во многие банки, включая средние и даже малые. Крупнейшим банкам, прежде всего, требуется построение внутрибанковской системы управления, позволяющей своевременно и в полной мере контролировать весь спектр сделок, совершаемых множеством подразделений и филиалов в целях повышения эффективности деятельности банка. Небольшим банкам, особенно региональным, в первую очередь, требуется построение эффективной системы управления, повышающей конкурентоспособность на рынке банковских услуг. 2. Развитие систем бюджетирования, планирования, контроля и управления рисками. Коммерческие банки активно внедряют системы бюджетирования, планирования, контроля и управления рисками, при этом построение эффективной системы невозможно без использования автоматизированных систем управления. 3. Активизация работы по созданию условий для привлечения денежных средств вкладчиков. Казахстанские банки, стремительно увеличивающие за последние годы размер депозитов населения, начинают приходить к пониманию того, что одним из наиболее важных аспектов корпоративного управления является защита интересов вкладчиков. С другой стороны, введение системы страхования вкладов стимулирует банки к ценовым методам борьбы, что может спровоцировать кризисные явления. 4. Принятие больших усилий по обеспечению повышения прозрачности представляемой отчетности. Обеспечение прав заинтересованных лиц на получение необходимой информации в настоящее время требует от банков выработки собственной комплексной информационной политики. При этом собственно коммерческие банки должны быть заинтересованы в раскрытии информации, чему должно способствовать совершенствование системы корпоративного управления. 5. Обеспечение раскрытия структуры собственности. Решение данной проблемы для казахстанских коммерческих банков является чрезвычайно важным. Раскрытие конечных бенефициаров будет способствовать преодолению многих трудностей в совершенствовании корпоративного управления, расширению перспектив привлечения ресурсов на внутренних и внешних финансовых рынках. Приоритет прозрачности структуры собственности отмечается в первую очередь ведущими банками Казахстана на фоне роста сделок по продаже долей в уставных капиталах иностранным банкам, выпуска долговых ценных бумаг и заимствований на международных банковских рынках. 6. Повышение качества оценки рисков. Банковский кризис 2007 года показал, в какой степени качество управления правовым и репутационным рисками может быть важным для банка и его вкладчиков. Коммерческие банки на фоне увеличения количества отзывов лицензий в последние годы всерьез озабочены проблемой риска несоблюдения банком действующего законодательства, регулирующих положений и кодексов поведения. Все большее количество банков стремится к совершенствованию процедур внутреннего контроля и управления рисками. Для анализируемых банков в качестве конкретных мероприятий по совершенствованию системы корпоративного управления можно предложить следующее: - создание в составе совета директоров как минимум двух комитетов: Аудиторского комитета и Комитета по управлению рисками; - увеличение числа членов совета директоров, введение независимых членов совета директоров; - введение должности корпоративного секретаря; - модификация Кодекса корпоративного управления; - совершенствование систем оповещения акционеров, защиты прав акционеров; - привлечение акционеров к обсуждению важных вопросов функционирования банка, определению условий и размеров вознаграждений членам совета директоров и правления. Таким образом, для повышения устойчивости и надежности банковской системы важное значение имеет дальнейшее совершенствование системы корпоративного управления в коммерческих банках, которое должно быть направлено на достижение большей прозрачности банков, адекватную оценку рисков в целях обеспечения законных интересов всех сторон, связанных с деятельностью коммерческих банков. Должный уровень корпоративного управления – один из важных факторов формирования доверия граждан и хозяйствующих структур, размещающих свои средства в коммерческих банках, а банков-контрагентов – к своим клиентам-заемщикам на межбанковском рынке, инвесторов на рынке долговых бумаг и рынке акций. Повышение уровня корпоративного управления позволит банкам решить проблему "плохих" кредитов и укрепить доверие потенциальных контрагентов (вкладчиков, заемщиков, клиентов по валютным и фондовым операциям). В результате распределение кредитных ресурсов между нефинансовыми компаниями станет более рациональным, что даст возможность экономике Казахстана выйти на траекторию устойчивого роста. От создания надлежащей системы корпоративного управления в банковском секторе выиграют все заинтересованные стороны: - банки повысят эффективность своей деятельности; - банковская система в целом привлечет новых вкладчиков, заемщиков, инвесторов и иных контрагентов; - акционеры банков получат уверенность в обеспечении защиты и повышении доходности своих инвестиций; - государство сможет опереться на поддержку банковского сектора в своих усилиях по укреплению конкурентоспособности национальной экономики; - общество в целом воспользуется плодами увеличения общественного богатства. ЗаключениеПроведенное исследование убедило в многоаспектности темы диссертации. Анализ литературных источников в области теоретических основ корпоративного управления в коммерческих банках позволил мне сделать следующие выводы: 1. Корпоративное управление можно описать как выбранный той или иной компанией способ самоуправления, обеспечивающий справедливое и равноправное распределение результатов деятельности между всеми акционерами, а также иными "финансово-заинтересованными лицами", т.е. кредиторами. Понятие корпоративного управления охватывает, в первую очередь, комплекс правил и стимулов, с помощью которых акционеры осуществляют контроль над руководством компании и влияние на менеджмент с целью максимизации прибыли и стоимости компании. Результативное корпоративное управление является важным элементом эффективной рыночной экономики. Акционеры и иные финансово заинтересованные лица должны иметь доступ к соответствующей информации и возможность осуществлять контроль и влияние в отношении руководства с целью обеспечения использования активов компании в интересах всех этих лиц. Контроль осуществляется посредством как внутренних процедур управления, так и внешних правовых и регулирующих механизмов. Возможность осуществления такого контроля важна как в экономически развитых странах, так и в странах с развивающейся экономикой. 2. Существуют три национальные модели корпоративного управления: американская, германская и японская и две системные модели корпоративного управления, ориентированные на: инсайдеров и аутсайдеров. 3. Единой модели корпоративного управления, работающей во всех странах, нет. В то же время, существуют определенные стандарты, применимые в самых различных правовых, политических и экономических контекстах. Несмотря на различия подходов к организации корпоративного управления, благодаря усилиям Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОСЭР) в международном масштабе была достигнута договоренность о том, что независимо от используемой модели корпоративного управления в ней должны присутствовать такие элементы, как: прозрачная структура собственности компании, обеспечение информированности акционеров и прочих заинтересованных групп о деятельности банка, защита прав миноритарных акционеров. 4. Активное изучение международного опыта в области управления банковской деятельностью показывает, что Казахстан может воспользоваться частью механизмов, инструментов и методов, применяемых в международной финансовой практике корпоративного управления, с целью существенного повышения эффективности банковской системы. 5. Консультативная группа бизнес-сектора по корпоративному управлению Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) сформулировала комплекс основополагающих принципов в данной области (Principles of Corporate Governance, 1999), подходящих для различных юрисдикций, а именно: честность, прозрачность, подотчетность и ответственность. Использование вышеотмеченных принципов корпоративного управления рассматривается в качестве одного из основных условий эффективности функционирования банковского сектора в постсоциалистических странах, в частности в Казахстане. В целом надо отметить, что принятые в Казахстане законодательные нормы полностью по своему содержанию соответствуют общепризнанным стандартам, которые определяют характер корпоративного управления во всех странах. В них нашли свое отражение практически все принципы корпоративного управления, принятые в рамках ОСЭР, а также рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору в части проблем совершенствования корпоративного управления в кредитных организациях. Вместе с тем, как показывают результаты проведенного анализа внутренней структуры и методов корпоративного управления в банках, потенциал эффективного корпоративного управления, заложенный в принятых законопроектах и иных нормативно-правовых актах в Республике Казахстан, реализован далеко не полностью. Результаты анализа в целом подтвердили общепризнанное мнение о недостаточном внимании казахстанских банков к организационным аспектам корпоративного управления. Даже на уровне уставных и внутренних документов анализируемых банков данные принципы отражены не полностью. Оказалось, что на пути внедрения корпоративного менеджмента в практику работы коммерческих банков Казахстана существует достаточно большое количество препятствий и проблем: - Недостаточная организация корпоративного управления (слабая база уставных и внутренних документов); - Различия в информации о банке, представленной в корпоративных источниках и рыночной оценке; - Непрозрачность структуры капитала банка; - Нарушения прав финансово-заинтересованных лиц; - Значительное политическое влияние в экономике; - Неполноценное управление риском. Причем для подавляющего большинства казахстанских банков решение проблем, связанных с защитой прав акционеров, — пройденный этап. Практически в 100% случаев акционеры получают необходимую информацию вовремя и в полном объеме до общего собрания. Именно общее собрание, а не совет директоров выбирает независимого аудитора, решает другие важные вопросы, касающиеся деятельности банка. И результаты общего собрания своевременно доводятся до сведения акционеров. Исключение составляет ситуация с АТФ-банком, когда интересы миноритарных акционеров были прямо ущемлены. Гораздо большую озабоченность вызывают две другие группы проблем: во-первых, прозрачность структуры собственности, во-вторых — эффективность системы органов управления банком с точки зрения принципов их формирования и взаимодействия. Существуют два пути решения проблемы корпоративного управления. Во-первых, это юридический путь. С помощью совершенствования законодательной базы, механизмов регулирования, эффективности регулирующих органов, механизмов правоприменения должны решаться глобальные проблемы в сфере корпоративного управления в масштабах всей экономики. Второе - экономический путь, когда банки становятся сами заинтересованы в повышении качества корпоративного управления. Дальнейшее совершенствование системы корпоративного управления в коммерческих банках должно быть направлено на достижение большей прозрачности банков, адекватную оценку рисков, обеспечение законных интересов всех сторон, связанных с деятельностью коммерческих банков. Таким образом, мне представляется, что расширение практики корпоративного менеджмента в банковской сфере открывает возможности для дальнейшего привлечения дополнительных средств в уставные капиталы банков, прежде всего иностранных инвесторов, а также других учредителей за счет расширения их круга. Кроме того, посредством корпоративного управления требуется добиться повышения роли банков в обслуживании и кредитовании реальных секторов экономики, активизации их деятельности в реализации инвестиционных программ и проектов, совершенствование механизма партнерства в отношениях между банками и их клиентами. Список литературы1. OECD Principles of corporate governance. OECD, 2004 2. Enhancing corporate governance for banking organisations. Basel. September 1999. 3. Principles for the management of credit risk. Basel. September 2000 4. Закон Республики Казахстан №230-III ЗРК от 19 февраля 2007 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав миноритарных инвесторов" 5. Кодекс корпоративного управления. Ассоциация финансистов Казахстана от 31.03.2005 года 6. Пресс-релиз о состоянии финансового рынка и финансовых организаций на 1 января 2008 года// Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций 7. Кодекс Корпоративного Управления Казкоммерцбанка от 30.04.08г 8. Кодекс Корпоративного Управления Народного банка от 20.12.06г 9. Кодекс Корпоративного Управления Альянс-Банка от 10.10.05г. 10. Кодекс Корпоративного Управления АТФ-банка от 26.07.07г. 11. Кодекс Корпоративного Управления БТА-банка от 14.10.05г. 12. Кодекс деловой этики Казкоммерцбанка от 17 февраля 2006 года /протокол № 3.2 от 19.03.08г., рег. № Н-798/1 от 01.04.08г./ 13. Протокол годового общего собрания акционеров АО "Альянс Банк" № 08/07 14. Бекболатулы Ж.К., Коммерческие банки Казахстана: проблемы и приоритеты // Экономика Казахстана, 2007г., № 9-10. 15. Давлетгалиева А. Корпоративное управление в Казахстане: актуальность и перспективы развития// Обзорно-аналитический журнал "Эксклюзив", № 10 (31) октябрь 2004 16. Заварихин. Н. М. д.э.н., профессор. Совершенствование корпоративного управления в банках// Дело и сервис, №4, 2002г.- С.35-38. 17. Калиева Г.Т. Коммерческие банки в Казахстане и проблемы обеспечения их устойчивости: Автореферат. – Алматы: 2004г, С.21 18. Корпоративное управление: опыт России и США. Шеин В.И. и др.— М.: ОАО "Типография Новости", 2000. 19. Кочетыгова Ю. Термин "корпоративное управление"// Корпоративное управление в банках. Октябрь 2001 № 11 20. Мазур И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г. Эффективный менеджмент, Москва: Юнити-Дата, 2003 г – С.36 21. Мон И. Развитие корпоративного управления в банках// Управление в кредитной организации, 2006, N 3, С.17-24 22. Сейткасимов Г.С., Банковское дело. – Алматы: Каржы-Каражат, 2002 23. Универсальный бизнес-словарь. Лозовский Л.Ш. и др.— М.: ИНФРА-М, 2000. 24. Юридический энциклопедический словарь/Под общ. ред. В.Е. Крутских.- М.: Инфра-М, 2001. Интернет-ресурсы: 25. www.konkir.ru 26. http://www. oecd. org 27. http://www.bis.org 28. http://www.nomad.su Страницы: 1, 2 |
|
© 2000 |
|