РУБРИКИ |
Казначейское дело |
РЕКЛАМА |
|
Казначейское делоКазначейское делоКАЗНАЧЕЙСКОЕ ДЕЛО 2008 Одобрено на заседании ПЦК учетно- экономических дисциплин Председатель ПЦК Шувалова И.А. Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальностям Заместитель директора по УР НТТЭК С.А.Морозова Составитель: И.А.Шувалова Издается в авторской редакции Учебное пособие по дисциплине «Казначейское дело» для студентов Центра Дистанционного Обучения / Автор-составитель преподаватель гуманитарных дисциплин И.А.Шувалова. – Нижний Тагил: Торгово-экономический колледж, 2008. - 138 с. Шувалова И.А. НТТЭК, 2008. СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. Становление казначейской системы. Тема 1.1 История организации казначейской системы в России Тема 1.2 Структура и организация органов федерального казначейства Российской Федерации Тема 1.3 Организация финансового контроля за исполнением бюджетов всех уровней управления Тема 1.4 Основные задачи и функции органов Федерального казначейства Российской Федерации Тема 1.5 Проблемы организации информационного и правового взаимодействия органов казначейства с другими субъектами бюджетного процесса Раздел 2. Исполнение федерального бюджета казначейскими органами Тема 2.1 Организация исполнения бюджета в Российской Федерации Тема 2.2 Исполнение федерального бюджета по доходам Тема 2.3 Исполнение федерального бюджета по расходам Тема 2.4. Завершение финансового года по доходам и расходам федерального бюджета Раздел 3.Организационные формы казначейского исполнения бюджета Тема 3.1 Организация прохождения средств федерального бюджета до получателя Тема 3.2 Организация казначейского исполнения бюджета в условиях перехода на единый казначейский счет Тема 3.3 Этапы внедрения системы единого казначейского счета Раздел 4.Организация исполнения федерального бюджета по доходам органами казначейства Тема 4.1 Принципы исполнения бюджета по доходам органами казначейства Тема 4.2 Учет доходов федерального бюджета Раздел 5. Финансирование расходов федерального бюджета при казначейском исполнении бюджета на уровне субъекта Российской Федерации. Тема 5.1 Организация работы по доведению бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до распорядителей (получателей) средств Тема 5.2 Обработка реестров (указаний) на перечисление бюджетных средств предприятиям, учреждениям и организациям субъекта Российской Федерации Тема 5.3 Осуществление оперативной связи с распорядителями средств федерального бюджета,. Прием и обработка сводных реестров. Тема 5.4 Формирование указаний (реестров) на перечисление средств федерального бюджета получателям Тема 5.5 Формирование платежных поручений на перечисление средств федерального бюджета Тема 5.6 Организация передачи платежных документов в расчетно-кассовый центр. 11олучение и проверка выписок банка Тема 5.7 Передача указаний (реестров) отделениям и управлениям Федерального казначейства других регионов Тема 5.8 Организация проведения учетных операций по выпискам банка Раздел 6. Ведение лицевых счетов распорядителей (получателей) средств федерального бюджета казначейскими органами Тема 6.1 Порядок открытия лицевых счетов распорядителей (получателей) средств федерального бюджета Тема 6.2 Порядок совершения операций по лицевым счетам Тема 6.3 Открытие финансирования расходов распорядителей (получателей) бюджетных средств Тема 6.4 Учет и разассигнование платежных документов на поступление средств Тема 6.5 Учет наличных денежных средств и контроль за их расходованием Тема 6.6 Учет средств по безналичным расчетам и контроль за их расходованием Тема 6.7 Учет документов, не оплаченных в срок Тема 6.8 Операции по списанию средств с лицевых счетов бюджетополучателей. Формирование оборотно-сальдовой ведомости и выписок по лицевым счетам Раздел 7.Организация исполнения бюджета на уровне субъекта Российской Федерации Тема 7.1 Законодательная база и компетенции органов власти субъектов Российской Федерации Тема 7.2 Организация формирования доходной и расходной частей бюджета субъекта Российской Федерации Тема 7.3 Казначейское исполнение бюджета субъекта Российской Федерации Тема 7.4 Обоснование выбора организационной формы казначейского исполнения бюджета субъекта Российской Федерации Тема 7.5 Организационные формы казначейского исполнения бюджета субъекта Российской Федерации ГЛОССАРИЙ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Раздел 1. Становление казначейской системы Тема 1.1 История организации казначейской системы в России На переходных этапах экономического развития разных стран возникает необходимость выбора новых форм управления финансовыми потоками, в том числе и бюджетными. Таким образом, создаются предпосылки для образования новой экономической структуры, которая должна: · обеспечивать исполнение федерального бюджета и бюджетов всех уровней управления; •повышать оперативность в финансировании государственных программ; • усиливать контроль за поступлением и целевым использованием государственных средств; • совершенствовать межбюджетные отношения и повышал координацию финансовых и налоговых органов; • увеличивать доходную базу бюджетов за счет повышения собираемости налогов, усовершенствования методики взимания налогов и полноты их сбора; • направлять средства на реализацию социальной политики и обеспечения своевременного и полного финансирования на всех уровнях бюджетов социально защищенных статей; • повышать эффективность валютно-финансовых операций и крепить национальную валюту и т.д. В системе экономических отношений эти функции возлагаются на специализированный финансовый орган - казначейство. Казначейство - специальный государственный финансовый орган, представляющий собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу и входящую в состав Министерства финансов Российской Федерации. В России упоминание о казначеях встречается в XV в. По мере развития экономических отношений совершенствовалась и система приказных учреждений. На территориях губерний были организованы так называемые казенные палаты - губернский орган, который был учрежден 7 ноября 1775 г. Императорским указом Екатерины II «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». В ведение казенной палаты отошло все казенное имущество: денежная казна, гербовая бумага, печатные паспорта, наличные вино и соль казенных магазинов, таможни и заставы. Казенная палата, как записано в указе: «... не что иное есть, как соединенный департамент Камер- и Ревизион-коллегии, которому поручается в смотрение... ведомости о числе народа, ревизионные сказки, сведения о приходе и расходе, ревизия счетов, соляные дела, винный откуп и подряды, казенные всякие права, казенные и публичные строения и их содержание...». Законы и указы казенная палата получала только от императора и сената. В сенат же она посылала всевозможные рапорты и донесения. В подчинении казенной палаты также находились губернские казначеи. Уездный казначей, по указу Екатерины II, «не имеет власти сам собирать и распоряжаться казенными доходами, но он есть хранитель тех денег, кои в казну приносятся, и ведет порядочные приходные и расходные книги». Губернские казначеи II подчиненные им уездные казначеи ведали приходом, хранением и выдачей денежных сумм. В 1780 г. были созданы два главных казначейства - в Москве и Санкт-Петербурге, в которые поступали все доходы государства.' В начале XIX в. на существовавшие в то время казначейства Александром I в Императорском манифесте «О мерах к уменьшению государственных долгов; о прекращении выпуска в оборот новых сумм ассигнациями и о возвышении некоторых податей и пошлин» от 2 февраля 1810 г. были возложены новые функции. В манифесте, в частности, говорилось: «Все статьи казенных доходов, в каком бы отдельном управлении они ни состояли и из каких бы источников ни поступали, считать принадлежащими казначейству точно так же. как бы действительно в казначействе они находились. Никакая выдача, никакое сверхштатное назначение из них не должно быть произведено иначе, как с предварительным согласием министра финансов, и по тем же самым правилам, по коим чиниться имеют все расходы казначейства». В 1821 г. Александром 1 в составе Министерства финансов был учрежден департамент Государственного казначейства, который просуществовал до 1 ноября 1918 г., когда и был упразднен по декрету СНК РСФСР и слит с Народным банком РСФСР. Таким образом были совмещены функции казначейства и центрального эмиссионного органа в целях проведения политики тотального планового руководства экономикой. Развитие рыночных процессов в современной российской экономике сопровождалось разрушением централизованной государственной банковской системы и образованием большого количества разрозненных коммерческих банков. В этот период Банк России, сосредоточив усилия на вопросах организации денежно-кредитного обращения, значительно снизил приоритетность вопросов исполнения бюджетов всех уровней. Вследствие этого был ослаблен банковский учет бюджетных средств, а коммерчески» банки на местах не только устранились от контроля за использованием бюджетных средств, но и были заинтересованы в отсутствии такого контроля. В сфере расходов бюджетов всех уровней действующая система допускала оперативное фиксирование денежных средств лишь на стадии перечисления со счетов финансовых органов на счета главных распорядителей бюджетных средств и не позволяла оперативно получать информацию о кассовых расходах и перечислении этих средств по назначению, а следовательно, не могла эффективно контролировать данные операции. Утрата государственного контроля за поступлением и расходованием средств бюджетов различных уровней, отсутствие детального учета этих средств привели к ослаблению бюджетной .дисциплины. Бюджетная дисциплина - обязательный для всех предприятий, учреждений и организаций, а также должностных и физических лиц строгий порядок своевременного и полного внесения всех платежей в бюджет и целесообразного расходования бюджетных средств в точном соответствии с их назначением. Кроме того, в условиях острой недостаточности бюджетных средств подобная организация исполнения бюджетов всех уровней не позволяла маневрировать финансовыми ресурсами для наиболее рационального их использования. Действовавший механизм использования государственных финансовых ресурсов, характерный для бюджетов всех уровней, в переходный период имел следующие недостатки: • был слабо адаптирован к современным экономическим условиям; • был не способен обеспечить «прозрачность» бюджета и эффективный контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных средств; • имел многоступенчатую структуру; • характеризовался низкой оперативностью и раздробленностью; • не позволял определить величину кассовых расходов и совершать разумный маневр государственными, финансовыми ресурсами в условиях их дефицитности и создавал возможность их нецелевого использования. В этих условиях возникла необходимость внесения изменений в процесс исполнения бюджета В целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета Российской Федерации, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств Указом Президента Российской Федерации «О Федеральном казначействе» от 8 декабря 1992 г. № 1556 в 1992 г. было введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для его осуществления в составе Министерства финансов Российской Федерации было образовано Федеральное казначейство. Процесс формирования и развития органов казначейства сталкивается с определенными трудностями, которые объясняются прежде всего перераспределением полномочий по управлению бюджетными потоками, что затрагивает интересы многих органов и структур. Во-первых, за главными распорядителями средств федерального бюджета (министерствами и ведомствами) остается только право распределения лимитов федерального бюджета по подведомственным учреждениям. С организацией казначейских органов они утрачивают возможность осуществлять управление финансовыми потоками по счетам средств бюджета. Во-вторых, непосредственные бюджетополучатели средств попадают под жесткий контроль за целевым и эффективным расходованием средств федерального бюджета. В-третьих, в коммерческих банках повсеместно закрывают счета по доходам и средствам федерального бюджета, на которых находились значительные денежные средства, используемые в обороте. В-четвертых, появляется возможность контроля сроков прохождения денежных средств федерального бюджета по счетам в банках. В-пятых, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, получающие дотации, субвенции, субсидии, бюджетные ссуды, бюджетные кредиты и другие средства из федерального бюджета, утрачивают возможность единоличного принятия решений о фактическом расходовании средств не в соответствии с их назначениями. Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах. Таким образом, органы Федерального казначейства, представляя интересы государства, ставят под контроль действия участников процесса исполнения федерального бюджета. Начиная с 1997 г. задача перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета становится для Правительства Российской Федерации приоритетной. Тема 1.2 Структура и организация органов федерального казначейства Российской Федерации В настоящее время создана единая централизованная система органов Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, включающая Главное управление Федерального казначейства, 89 управлений казначейства по субъектам Российской Федерации и 2311 отделений казначейства в регионах. Систему казначейства образует вся совокупность органов казначейства. Организационная структура органов казначейства бывает централизованной, многоуровневой и иерархической. Структура построения соответствует существующему административно-территориальному делению Российской Федерации. Организационно-функциональная структура содержит три уровня иерархии. 1-й уровень - Главное управление Федерального казначейства (ГУФК) Министерства финансов Российской Федерации. 2-й уровень - управления Федерального казначейства (УФК) по субъектам Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу. 3-й уровень - отделения Федерального казначейства (ОФК) по городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах. Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации возглавляет начальник в ранге заместителя министра финансов. Основными функциями ГУФК являются: • осуществление сводного учета доходов и расходов федерального бюджета; управление движением средств на счетах казначейства; • доведение информации о результатах исполнения федерального бюджета до высших исполнительных и законодательных органов власти; • руководство работой нижестоящих органов казначейства, получение от них оперативной информации и отчетных данных о доходах и средствах федерального бюджета; • обеспечение исполнения нижестоящими органами казначейства бюджета в соответствии с действующим законодательством. Управления Федерального казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу возглавляются руководителями, назначаемыми на должность и освобождаемыми от занимаемых должностей министром финансов по представлению начальника ГУФК. Основной функцией УФК является обеспечение через нижестоящие органы казначейства исполнения всех решений о формировании доходной части и расходовании средств федерального бюджета. Отделения Федерального казначейства по городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах возглавляются руководителями, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности руководителем УФК. Основные функции ОФК: • формирование доходной части федерального бюджета на соответствующей территории; • обеспечение целевого финансирования расходов по бюджетополучателям; • ведение учета операций по движению средств на счетах казначейства; • представление вышестоящим органам казначейства информации об исполнении федерального бюджета. Все органы казначейства - юридические лица. Они относятся к органам исполнительной власти и руководствуются в своей деятельности законодательными и нормативно-правовыми документами, утвержденными Президентом РФ, Правительством РФ, Министерством финансов РФ или согласованными с ними. Любые документы других министерств и ведомств по вопросам исполнения федерального бюджета не являются руководящими для органов казначейства. Таким образом, любые действия по исполнению федерального бюджета могут быть осуществлены органами казначейства только на основании документов, принятых в рамках правоотношений по вопросам исполнения федерального бюджета уполномоченными органами. Принимать самостоятельные решения и руководствоваться ненадлежащими документами органы казначейства не имеют права. Переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета оправдал себя, так как были решены основные проблемы, связанные с организацией исполнения бюджета: • концентрация средств федерального бюджета на счетах одного органа государственной власти; • наличие оперативных сведений о поступивших в доход федерального бюджета платежах в разрезе классификации доходов бюджетов Российской Федерации; • оперативное обеспечение текущего контроля при расходовании бюджетных средств, что сводит к минимуму их нецелевое использование; • наличие оперативной информации об исполнении федерального бюджета: финансирование расходов, кассовые расходы, остатки на счетах бюджета в разрезе всех направлений классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Кассовые расходы бюджета - суммы, выданные банком из средств федерального бюджета предприятиям, организациям и учреждениям или перечисленные по их поручениям на расходы, предусмотренные бюджетом. Тема 1.3 Организация финансового контроля за исполнением бюджетов всех уровней управления В период перехода к казначейской системе исполнения бюджетов неоднократно предпринимались меры по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета» от 12 мая 1997 г. № 477 Центральному банку Российской Федерации с участием Минфина России было рекомендовано: • в целях обеспечения контроля за использованием средств федерального бюджета, а также пресечения возможных злоупотреблений и нецелевого использования этих средств систематически проводить проверки банков, обслуживающих счета по учету доходов и средств федерального бюджета; • в случае обнаружения нарушений и злоупотреблений принимать в установленном порядке решения о лишении соответствующих банков права на обслуживание счетов по учету доходов и средств федерального бюджета, а также меры в отношении должностных лиц, допустивших нецелевое использование государственных средств. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет основные формы финансового контроля, которые должны применяться при казначейской системе исполнения бюджета. 1. Финансовый контроль, осуществляемый казначейством. Он может быть предварительным, текущим и последующим контролем за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета, кредитных организаций и других участников бюджетного процесса. 2. Финансовый контроль, осуществляемый Минфином России в лице контрольно-ревизионных органов. Он подразумевает последующий контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. Министерство финансов Российской Федерации организует проверки и ревизии юридических лиц - получателей гарантий правительства, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и инвестиций. 3. Финансовый контроль, осуществляемый главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств за получателями в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами. 4. Финансовый контроль, осуществляемый 'финансовыми органами субъектов Федерации и муниципальных образований при самостоятельном исполнении бюджетов. Цели использования бюджетных средств определяются: утвержденным бюджетом; бюджетной росписью; уведомлением о бюджетных ассигнованиях; сметой доходов и расходов; иными правовыми основаниями получения бюджетных средств. Под нецелевым использованием бюджетных средств понимаются направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств: направление средств на банковские депозиты, приобретение различных активов (валюты, ценных бумаг, иного имущества) с целью их последующей продажи; осуществление взносов в уставный капитал другого юридического лица, оказание финансовой поддержки; расходование средств при отсутствии оправдательных документов; недостача материальных ценностей, приобретенных за счет средств, выделенных из бюджета; расходование средств сверх норм (перерасход). Правом применения мер принуждения обладают в первую очередь руководители органов казначейства. Они имеют право: списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению или подлежащих возврату в бюджет (срок возврата которых истек); • списывать в бесспорном порядке суммы процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил; • взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств и просрочку уплаты процентов, пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки; • приостанавливать операции по счетам кредитных организаций сроком до I мес. Банк России, не являясь в условиях казначейской системы исполнения бюджета органом, ответственным за целевое использование бюджетных средств, в процессе выполнения своей функции по надзору за кредитными организациями осуществляет контроль за правильностью выполнения последними расчетно-кассовых операций по обслуживанию счетов казначейства. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Банк России устанавливает порядок списания средств с лицевых счетов бюджетных учреждений без их распоряжения в случаях, когда имеются основания для применения мер принуждения. В целях обеспечения сохранности бюджетных средств и наведения порядка в обслуживании счетов по учету доходов и средств федерального бюджета Центральный банк Российской Федерации разработал порядок открытия счетов в кредитных организациях. В соответствии с этим порядком счета по учету доходов и средств бюджета открываются в уполномоченных кредитных организациях только при письменном подтверждении территориальными учреждениями Банка России невозможности обслуживания указанных счетов. Кроме того, Центральный банк Российской Федерации разработал порядок перевода счетов по учету доходов и средств федерального бюджета из одного банка в другой, в соответствии с которым перевод счетов по учету доходов и средств бюджета осуществляется только с разрешения соответствующего органа казначейства или Главного управления Федерального казначейства. В целях обеспечения контроля за исполнением федерального бюджета по запросам Счетной палаты должны оперативно представляться: • Министерством финансов Российской Федерации - копии платежных документов, на основании которых осуществлялись операции с бюджетными средствами; • Банком России (еженедельно) - электронная копия базы данных платежных документов и выписок по всем счетам, подтверждающих операции по счетам органов казначейства, в рублях и на бумажных носителях - в части операций с иностранной валютой. Счетная палата - орган государственного финансового контроля, который осуществляет последующий документальный контроль всех бюджетных доходов и расходов, проверяет отчеты министерств об исполнении бюджета и представляет свои заключения высшим органам власти. Тема 1.4 Основные задачи и функции органов Федерального казначейства Российской Федерации Основными задачами органов Федерального казначейства Российской Федерации являются: 1) организация, осуществление и контроль за исполнением бюджетов различных уровней, управление доходами и расходами на счетах казначейства в банках исходя из принципа единой кассы; 2)регулирование финансовых отношений между бюджетами и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств; 3)краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных государственных расходов; 4)сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам власти и управления отчетности о финансовых операциях, о государственных внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы в целом; 5)управление и обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации; 6) разработка методологических и инструктивных материалов о порядке ведения учетных операций по вопросам, относящимся ъ компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций; подготовка проекта бюджетной классификации; ведение операций по учету государственной казны Российской Федерации. Система органов казначейства в рамках поставленных перед ней задач обеспечивает: • финансовое исполнение федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов; • учет операций по движению государственных ресурсов, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации; • сбор, обработку и анализ данных о состоянии государственных ресурсов; • контроль за поступлением и целевым использованием государственных финансовых ресурсов; • ведение сводного реестра распорядителей государственных финансовых ресурсов; • краткосрочное прогнозирование объемов государственных ресурсов; • краткосрочное планирование государственных финансовых ресурсов; • распределение доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации; • учет взаимных расчетов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации; • регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации; • размещение на возвратной и платной основе государственных финансовых ресурсов; • взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации и Федеральной налоговой службой и иными государственными органами власти и управления в целях улучшения исполнения федерального бюджета; • обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга и т.д. Одной из важнейших функций, возложенных на казначейские органы, является контрольно-ревизионная работа по контролю за расходованием бюджета на всех уровнях исполнения. Органы казначейства в соответствии с этими функциями осуществляют предварительный и текущий контроль по операциям с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов. Федеральное казначейство взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления контрольных функций. Основными направлениями контрольной деятельности органов казначейства являются: • проверка коммерческих банков и учреждений Банка России по своевременности зачисления и перечисления средств, поступивших в доход федерального бюджета или в доход государственных (федеральных) внебюджетных фондов, либо средств из федерального бюджета и государственных (федеральных) внебюджетных фондов на счета получателей; • предварительный и текущий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета распорядителями и получателями бюджетных средств; • проверка территориальных органов казначейства вышестоящими органами по соблюдению действующего законодательства и нормативных актов при исполнении федерального бюджета; • последующий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета по заданиям Минфина России и ГУФК. Выделяются три основных этапа контроля. Предварительный контроль. Проводится на стадии санкционирования расходов в момент контроля и учета принятия бюджетными учреждениями обязательств и препятствует принятию бюджетными учреждениями обязательств, не обеспеченных назначениями. Текущий контроль. Осуществляется на стадиях финансирования расходов. Бюджетное учреждение представляет для проверки в орган, исполняющий бюджет, документы, удостоверяющие факт выполнения принятого обязательства. Кроме того, оно должно соблюдать требования в отношении подготовки документов на оплату конкретных расходов. На данном этапе ставится препятствие оплате несуществующих расходов бюджетных учреждений. Последующий контроль. При его проведении устанавливается соответствие реальной стоимости товаров и услуг, поставленных по принятым обязательствам, тем суммам, которые были оплачены. Последующий контроль может осуществляться органом, ответственным за составление и рассмотрение проекта бюджета, другими финансовыми и контрольными органами исполнительной власти, а также Счетной палатой. Деятельность органов Федерального казначейства также является подконтрольной и может быть проверена со стороны других уполномоченных органов: • по финансово-хозяйственной деятельности - налоговой инспекцией, представителями внебюджетных фондов, КРУ; • по исполнению федерального бюджета - Счетной палатой, Контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов РФ, Прокуратурой РФ и др. При комплексном исполнении бюджета в первую очередь должны решаться следующие функциональные задачи: 1) осуществление кассового планирования бюджетных средств, государственных внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств и направлений их использования; 2) оперативный бухгалтерский учет исполнения бюджетов различных уровней; 3) формирование росписи доходов и расходов бюджетов; 4) контроль за своевременностью совершения операций с бюджетными средствами, а также целевое направление использования бюджетных и внебюджетных средств; 5) учет изменений и формирование уточненной росписи и уточненных планов по бюджетам; 6) составление регистров бухгалтерского учета исполнения бюджета; 7) комплексное решение проблемы информационного взаимодействия органов казначейства и распорядителей бюджетных ассигнований и т.д. Для выполнения указанных функций задействована сложная многоуровневая система с развитыми связями не только между иерархическими уровнями органов казначейства, но и с банковской платежной системой, системой государственной налоговой службы, системой формирования и исполнения бюджетов всех уровней, получателями бюджетных средств и налогоплателыщиками. Сложность этой системы усугубляется тем, что она развернута на значительных территориях и охватывает большое количество участников, принадлежащих разным ведомствам. Тема 1.5 Проблемы организации информационного и правового взаимодействия органов казначейства с другими субъектами бюджетного процесса В настоящее время казначейство находится на той стадии развития, когда в основном завершено формирование организационной структуры исходя из положений нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми оно было создано и которыми для него были определены основные цели и задачи. В то же время существующие казначейские технологии не отвечают в полной мере современным требованиям ни по функциональному наполнению, ни по методической и информационной реализации. Существуют несогласованность положений нормативно-правовых актов, проблемы в организационно-методической, а также информационно-технологической областях. Это касается всех направлений казначейства. С банковской системой: • Отсутствует централизация средств на счетах органов казначейства. • Органы казначейства реально не включены в систему электронных расчетов Центрального банка Российской Федерации. • В платежных банковских документах отсутствует ряд реквизитов, которые обеспечили бы возможность их автоматизированной обработки. С налоговыми и таможенными органами: • Существует дублирование функций по учету доходов федерального бюджета органами казначейства и налоговыми органами. • Не зачисляются таможенные платежи в доход федерального бюджета на соответствующем территориальном уровне. • Требуют улучшения методология и технология обмена информацией между органами казначейства и другими финансовыми органами. С распорядителями и получателями бюджетных средств: • Отсутствует единый реестр распорядителей и получателей бюджетных средств. • Отсутствует правовая основа единства осуществления расходов через лицевые счета по всем распорядителям и получателям средств федерального бюджета. • На счета казначейства не переведены внебюджетные средства бюджетных организаций и государственных целевых бюджетных фондов. (Указанная проблема решается в настоящее время.) • Не разграничена сфера ответственности за принятие, подтверждение и оплату бюджетных обязательств. В этой связи требует решения на качественно более высоком уровне вопрос организации информационного и правового взаимодействия органов казначейства, налоговых, таможенных органов, банков, распорядителей и получателей бюджетных средств, т.е. всех субъектов бюджетного и налогового процессов. ВНИМАНИЕ: из раздела следует запомнить• Казначейство - это специальный государственный финансовый орган, представляющий, собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу и входящую в состав Министерства финансов Российской Федерации. • Процесс формирования и развития органов казначейства сталкивается с определенными трудностями, которые объясняются прежде всего перераспределением полномочий по управлению бюджетными потоками, что затрагивает интересы многих органов и структур. • Систему казначейства образует вся совокупность органов казначейства. Организационная структура органов казначейства -централизованная, многоуровневая, иерархическая. Структура построения преимущественно соответствует существующему административно-территориальному делению Российской Федерации. • Все органы казначейства - юридические лица, относящиеся к органам исполнительной власти. В своей деятельности они руководствуются законодательными и нормативно-правовыми документами, утвержденными Президентом РФ, Правительством РФ, Министерством финансов РФ или согласованными с ними. • Основные задачи и функции органов казначейства на современном этапе развития экономических отношений в стране. • Казначейские органы в соответствии с контрольно-ревизионными функциями осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль по операциям с бюджетными средствами главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов. Вопросы для самопроверки1. Перечислите предпосылки для образования новой экономической структуры - казначейства. 2. Раскройте историю развития казначейских органов в России. 3. С какими трудностями сталкивается процесс формирования и развития органов казначейства? 4. Охарактеризуйте тип организационной структуры органов казначейства и каждого уровня иерархии казначейской системы. . 5. Перечислите основные задачи органов Федерального казначейства Российской Федерации. 6. Приведите основные направления контрольной деятельности органов казначейства. 7. Охарактеризуйте сущность контрольно-ревизионной работы казначейских органов. 8. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы контрольной работы, выполняемой казначейскими органами. Раздел 2. Исполнение федерального бюджета казначейскими органами Тема 2.1 Организация исполнения бюджета в Российской Федерации Исполнение федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых для учета доходов и средств бюджета в Центральном банке Российской Федерации и его расчетно-кассовых центрах. В отдельных случаях счета казначейства могут быть открыты в других кредитных организациях, уполномоченных Правительственной комиссией по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики и определенных на конкурсной основе. Такие банки называются уполномоченными. Между банком и органом казначейства заключается договор на обслуживание счета. Банки несут ответственность за своевременное и правильное зачисление и списание средств на основании расчетно-денежных документов по счетам казначейства в' пределах остатка средств на них. Банки не отвечают по обязательствам органов казначейства, а также не могут списывать средства со счетов в бесспорном порядке без акцепта казначейства. Акцепт - согласие на оплату денежных и товарных документов или гарантирование их оплаты. В настоящее время органам казначейства открыты счет расходов федерального бюджета и следующие счета по учету: • доходов, поступающих от налогоплательщиков и подлежащих распределению органами казначейства между бюджетами различных уровней по нормативам, установленным в соответствии с российским законодательством; • доходов федерального бюджета; • доходов федерального бюджета, перечисляемых на финансирование расходов. Количество счетов, открытых органами казначейства, определяется нормативными документами. Наряду с указанными счетами и в целях управления средствами федерального бюджета, государственным долгом и совершения платежей казначейству предоставлено право открывать и закрывать иные счета федерального бюджета. Тема 2.2 Исполнение федерального бюджета по доходам Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы по этим налогам и сборам. К неналоговым доходам относятся: а) доходы от продажи или иного использования государственного или муниципального имущества; б) доходы от платных услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями; в) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности; г) доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд и др. Закон о федеральном бюджете на соответствующий год определяет перечень собственных и регулирующих налоговых и неналоговых доходов, закрепленных за федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Российской Федерации. Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации. Регулирующие доходы бюджетов - все виды налоговых поступлений и иных платежей, по которым устанавливается размер отчислений по уровням бюджетов. Налоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации. Денежные средства считаются зачисленными в доход бюджета с момента совершения Банком России или кредитной организацией, в которой открыт счет по учету доходов бюджета, операции по зачислению денежных средств на счет казначейства. Участниками процесса формирования доходной части федерального бюджета являются: • налогоплательщики, обеспечивающие перечисление налогов и платежей; • коммерческие банки и учреждения Центрального банка РФ, осуществляющие безналичные расчеты между плательщиками и получателями средств; • органы казначейства, обеспечивающие получение и учет поступивших налогов и платежей; • органы Министерства финансов Российской Федерации, регулирующие отношения между плательщиками и получателями по возврату и зачету налогов и платежей из федерального бюджета. Каждый этап исполнения органами казначейства бюджета по доходам имеет своп особенности. I этап. Перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета. Налогоплательщики обязаны своевременно и в полном объеме перечислять налоги и платежи в доход бюджета, предоставив в банк до наступления срока платежа соответствующие платежные документы. При этом налогоплательщики имеют право обратиться в налоговые органы с заявлением о возврате или зачете в уплату других налогов ошибочно или излишне уплаченных сумм. Учреждения Центрального банка Российской Федерации v коммерческие банки независимо от состояния расчетного счета плательщика и корреспондентского счета самого банка должны принять платежные документы к исполнению. Корреспондентский счет - счет, на котором отражаются расчеты, произведенные одним кредитным учреждением по поручению и за счет другого кредитного учреждения на основе заключенного корреспондентского договора. Банки обязаны соблюдать сроки списания средств с лицевых счетов плательщиков. Списание средств с корреспондентских счетов банков-плательщиков и зачисление их на корреспондентские счета банков-получателей осуществляются учреждениями Банка России. Сроки прохождения платежа от плательщика до получателя находятся под контролем органов казначейства. Зачисление доходов на лицевые счета казначейства осуществляется ежедневно, что подтверждается выпиской банка по каждому лицевому счету с копиями платежных документов к ней. В функции казначейства при этом входит учет всех поступивших сумм по видам налогов и платежей. По каждому платежному документу учитываются вид и сумма налога. II этап. Распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов между бюджетами различных уровней. Все налоговые и неналоговые доходы бюджета систематизированы и имеют код в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Согласно коду, присвоенному налогу, сбору или неналоговому платежу, осуществляется учет и формируется ежедневный отчет о суммах поступивших доходов в федеральный бюджет. Распределение регулирующих доходов строго регламентировано законом о бюджете на соответствующий год. Если органы казначейства, кроме федерального бюджета, исполняют еще и бюджет субъекта Федерации или местный бюджет, то перечень регулирующих доходов может быть расширен. Все поступившие доходы должны быть распределены согласно утвержденным нормативам. Итогом распределения за каждый день являются суммы, предназначенные к перечислению в бюджеты соответствующего уровня. Учреждение казначейства готовит платежные поручения, в которых плательщиком средств выступает само казначейство, а получателем - финансовый орган от лица исполняемого бюджета или казначейство от лица федерального бюджета Платежное поручение - расчетный документ, содержащий поучение учреждения обслуживающем у его банку о перечислении Средств на счет того лица, котором учреждение перечисляет деньги. Банк принимает платежные поручения органа казначейства и списывает средства в пределах остатка по лицевому счету. При исполнении бюджета по доходам казначейство готовит и передает территориальной налоговой инспекции сводный реестр поступлений доходов по закрепленным и регулирующим итогам. Реестр заполняется по форме, и к нему прилагаются копии платежных документов, полученных из банка. При этом выписка банка остается у органа казначейства и подшивается к документам дня по правилам бухгалтерского учета. III этап. Возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов. Инспекция Федеральной налоговой службы Министерства Финансов Российской Федерации учитывает правильность и своевременность уплаты по видам налогов каждым налогоплательщиком. В случае переплаты одного вида налога и недоимки по другим или при переплате по всем видам налогов ИФНС по заявлению налогоплательщика уполномочены принять решение о зачете или возврате сумм налогов. Казначейство обязано исполнить заключение и оформить в установленном порядке платежное поручение па возврат или зачет налога. Операции по возврату и зачету налогов юридическим лицам осуществляются в порядке безналичных расчетов. Для возврата налога физическому лицу оформляется денежный чек на его имя, но которому оно получает наличные денежные средства в банке, где открыт лицевой счет доходов казначейских органов. Все операции по возврату и зачету осуществляются банком в пределах остатка средств на счете казначейства и отражаются в выписке но лицевому счету. |
|
© 2000 |
|