РУБРИКИ |
История зарождения и развития федеральной резервной системы США |
РЕКЛАМА |
|
История зарождения и развития федеральной резервной системы СШАИстория зарождения и развития федеральной резервной системы СШАСОДЕРЖАНИЕ:
ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕЗЕРВНОЙ СИСТЕМЫ (ФРС) США Кредитная система США представляет собой совокупность государственных и частных кредитных институтов. Ее основным государственно-монополистическим компонентом является ФРС, выполняющая функции центрального банка США. ФРС была создана Законом о Федеральной резервной системе, принятом В 1863 году с принятием Закона о национальных банках был сделан определенный шаг в направлении к созданию центрального банка. Закон явился вторичной попыткой упорядочить банковскую систему путем унификации выпуска банками банкнот и усиления банковской системы в целом. Закон был принят также с целью облегчения финансирования гражданской войны. На основании закона возник новый класс банков—национальных, работа которых находилась в ведении контролера денежного обращения, входившего в состав аппарата казначейства. Эти банки пользовались определенными привилегиями в обмен на применение к ним более строгих требований в отношении поддержания ими определенных соотношений между различными частями их балансов. Вместе с тем новая денежная система не смогла предотвратить в конце XIX- начале XX веков неоднократного возникновения паники. Где-то на рубеже века стало очевидно, что система того времени приводила к росту денежной массы и кредита. Такое положение зачастую не соответствовало возможностям экономики к расширению, что приводило к ее срывам. Также стало очевидным, что система ограничивала использование кредита там, где потребность в нем была наивысшей, что служило препятствием к развитию кредитного рынка в стране и экономической эффективности. Кроме того, отмечались ярко выраженные сезонные колебания в наличии и цене кредита, что создавало большие неудобства для экономически важных частей населения. К 1908 году почти все понимали, Соединенным Штатам был нужен центральный
банк, аналогичный тем, что существовали в Европе. Они могли предотвращать
возникновение банковской паники или смягчать ее последствия, они
обеспечивали рост денежной массы и кредита согласно потребностям экономики
и сглаживали сезонные колебания в предложении кредита. Для изучения данного
вопроса, согласно закона Олдрича-Риманда, в 1908 году Конгресс учредил В основном возникли две очень похожие друг на друга модели центрального банка. Согласно первой модели в финансовом центре страны—Нью-Йорке создавался единый центральный банк со своим правлением директоров, в состав которого входили представители коммерческих банков. По второй модели возникал целый ряд региональных банков, каждый из которых обладал собственными полномочиями центрального банка. Ни один из этих региональных банков не мог преобладать над другим, и почти полностью отпадала необходимость в координации их деятельности между собой. Президент Вудро Вильсон, сторонник прогрессивных взглядов, искал компромиссного решения, и 1913 году он утвердил закон о Федеральной резервной системе, которая была ближе ко второй модели с децентрализованной системой. Согласно закону о федеральном резерве Конгресс фактически передавал свои
полномочия по вопросам денежной политики Федеральной резервной системе. В
законе говорилось о создании от восьми до двенадцати федеральных резервных
банков, каждый из которых обслуживал свой регион или округ. В конце концов
было создано двенадцать банков с двадцатью пятью отделениями в целях
лучшего обслуживания округов. Во главе каждого банка стоял свой
управляющий. Все национальные банки, находившиеся в ведении контролера
денежного обращения, были обязаны стать членами Федеральной резервной
системы, для коммерческих же банков Штатов это было не обязательно. Банкам,
пожелавшим стать членами ФРС, предоставлялись определенные привилегии,
такие, как право пользования кредитом Центрального банка, в обмен на
введении в этих банках более строгих требований по соотношениям между
различными частями их балансов. Для координации деятельности ФРС в ФРС оказалась довольно свободным образованием, не вынесшим серьезного
испытания кризисом 30-х годов, ознаменовавшимся широкой волной банкротств и
экономической депрессией. ФРС оказалась неспособной в нужное время
обеспечить банковскую систему ликвидными средствами. В течение первых двух
десятилетий своего существования ей оказалось трудным достичь единой
кредитно-денежной политики, но в начале 30-х годов этот вопрос встал со
всей остротой. В значительной мере он был вызван отсутствием в ФРС
последовательной линии руководства. Стало очевидным, что отсутствие
последовательного руководства и единой политики отрицательно сказывалось
также и за пределами сферы денег и кредита. Несогласованные действия банков-
членов Федеральной резервной системы заставляли задуматься об
обоснованности предоставления тех или иных услуг со стороны центрального
банка и об эффективности распределения кредитных ресурсов. В результате в Главное решение состояло в необходимости большего сосредоточения
полномочий Совета в этой области как государственного органа. Вводилась
также более прямая форма отчетности. Результаты проведенных крупных реформ С годами были внесены и другие поправки. В частности, в 1970 году были внесены поправки к Акту «О банковских холдинговых компаниях», к Акту «О международном банковском деле» от 1978 года, к Акту от 1978 года «О полной занятости и сбалансированном росте» и к Акту от 1980 года «Об отмене вмешательства государства в дела депозитарных учреждений и о валютном контроле». В настоящее время ФРС выполняет следующие функции: . управляет национальной денежной политикой путем влияния на денежное и кредитное состояние в экономике, преследуя полную занятость и стабильные цены . контролирует и регулирует банковские учреждения с целью обеспечения безопасности и прочности банковской и финансовой систем . поддерживает стабильность финансовой системы и сдерживает систематический риск, который может возникнуть на финансовых рынках . предоставляет определенные финансовые услуги правительству США, общественности, финансовым учреждениям, играя также главную роль в управлении национальной системой расчетов ФРС структурно состоит из Совета управляющих ФРС, 12 федеральных резервных банков и около 6 тыс. банков членов. В структуру ФРС входят также два ее органа, созданные Конгрессом,-- Федеральный комитет по операциям на открытом рынке и Федеральный консультативный совет. ФРС представляет собой верхний ярус банковской системы США. Нижний же ярус составляют коммерческие банки, которые принимают вклады (депозиты), выдают кредиты, осуществляют безналичные расчеты между клиентами, покупают и продают акции, облигации и другие ценные бумаги и валюту, создают новые безналичные деньги, но не имеют права эмиссии наличных денег. СОВЕТ УПРАВЛЯЮЩИХ. Центром организации Федеральной резервной системы является Совет
управляющих в Вашингтоне. Он состоит из 7 членов, назначаемых президентом Председатель и вице-председатель Совета назначаются президентом США на 4 года из числа членов. Они могут быть назначены повторно, если срок их работы в качестве членов Совета не истек. Такие повторные назначения также должны быть утверждены Сенатом. Члены Совета составляют большинство в Комитете по операциям на открытом рынке, который руководит операциями ФРС и общим курсом финансовой и кредитно-денежной политике. В Комитете Совет рассматривает и утверждает деятельность Федеральных резервных банков по дисконтированию и издает постановления по управлению «дисконтным окном» в этих банках. Совет может также использовать резервные требования как инструмент кредитно-денежной политики посредством осуществления своего права изменения некоторых резервных норм депозитных учреждений в предписываемых законом пределах. Наряду с другими федеральными ведомствами, Совет устанавливает основные принципы политики надзора над коммерческими банками и управления их деятельностью. Эта политика нацелена на достижение надежных сбалансированных условий существования банковской системы, а она стремится сократить количество нарушений, вызываемых страхованием депозитов и другими защитными мерами, которые охватывают банки и другие депозитные учреждения. Проводниками различных направлений политики Совета являются резервные
банки, за операциями которых Совет ведет жесткий контроль. Каждый банк
обязан предоставить Совету свой бюджет для утверждения. Некоторые статьи
расходов(например, на строительство или реконструкцию зданий банка, выплату
заработной платы президентам и первым вице-президентам) подлежат
специальному утверждению со стороны Совета. Назначение президента и вице-
президента каждого федерального резервного банка утверждает Совет. Совет
также считает, что к процессу выработки и претворения политики необходимо
привлекать сотрудников резервных банков, занимающих высокие должности. В
этих целях пораздельно проводятся совещания президентов и совещания первых
вице-президентов, в ходе которых их постоянно просят высказывать свои
взгляды по вопросам политики в стадиях ее разработки и воплощения в жизнь. Совет ФРС выполняет контролирующую и регулирующую функцию по отношению к банкам-членам ФРС, к банковским холдинговым компаниям, банковским объединениям, международным банковским образованиям в США по отношению к зарубежной деятельности банков-членов ФРС и к деятельности филиалов иностранных банков в США. Совет устанавливает границы использования кредитов для покупки и продажи ценных бумаг. Совет выполняет основные Федеральные законы, регулирующие деятельность по кредитованию потребителя (Закон о частном кредитовании, Закон о равных кредитных возможностях, Закон об открытой информации по жилищным ипотекам ) Совет предоставляет Конгрессу ежегодный доклад о его операциях и
дважды в год - доклады о состоянии экономики и действиях Системы по росту
денежной массы и кредитов. Ежемесячный Бюллетень Федеральной резервной
системы публикует статистические данные и другую информацию о деятельности
системы. Материалы, относящиеся к регулирующим функциям Совета,
представлены в другом печатном органе --Регулирующая деятельность ФРС. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВНЫЕ БАНКИ Согласно закону о ФРС вся территория США поделена на 12 резервных округов, каждый из которых обслуживается федеральным резервным банком данного округа. Федеральные резервные банки являются главными оперативными звеньями Федеральной резервной системы, выполняя функции центрального банка для своего округа. Каждый из них является своего рода акционерным обществом, акции которого принадлежат банкам-членам из данного округа. Сеть Федеральных резервных банков вместе с их 25 отделениями выполняют такие функции ФРС как приведение в действие общенациональной системы расчетов, распределение национальной валюты, контроль и регулирование банков-членов и банковских холдинговых компаний, а также функцию банкира для казны США. Каждый резервный округ обозначен своей буквой и номером( прил.3). таким образом вся валюта США имеет на себе пометку с номером и буквой того резервного банка, который первым выпустил ее в обращение. Кроме выполнения функций Федеральной резервной системы в целом, таких как ведение банковской и кредитной политик, каждый резервный банк служит хранилищем для средств других банков в его округе и предоставляет кредиты банкам, испытывающим финансовые затруднения. Каждый резервный банк имеет правление, состоящее из 9 директоров со
стороны, не являющихся служащими данного банка. Три директора, которые
относятся к классу А, представляют коммерческие банки, которые являются
членами ФРС. Три директора класса В и три класса С представляют
общественность. Директора класса В и С избираются коммерческими банками-
членами ФРС. Совет управляющих в Вашингтоне назначает директоров класса С. Каждое отделение резервного банка имеет свое собственное правление директоров в составе 5 или 7 человек. Большинство этих директоров назначается резервным банком этого отделения; другие назначаются Советом управляющих. Правление директоров резервных банков и их отделений предоставляют Доход резервные банки получают в основном из процентов по
правительственным ценным бумагам, которые были приобретены на открытом
рынке. К другим важным источникам дохода относятся проценты на имеющиеся у После уплаты всех расходов Федеральные резервные банки отправляют
остатки своих доходов в Казну. Доходы и расходы Федеральных резервных
банков с 1914 года и до сегодняшнего дня включаются в Ежегодный отчет БАНКИ-ЧЛЕНЫ ФРС Как уже было сказано выше, каждый резервный банк является своего рода
акционерным обществом, акции которого принадлежат банкам-членам из данного
округа. Таким образом, банки-члены должны вкладывать в акции регионального Статус банка-члена ФРС предоставляет право получать займы в Федеральных резервных банках, пользоваться их услугами, а также получать необходимую информацию по интересующим финансовым вопросам. В период 70-х гг. наблюдалось сокращение членства в ФРС (за десятилетие
свыше 500 банков вышли из ФРС) по причине недостаточной финансовой
выгодности, но ситуация изменилась после принятия Конгрессом в 1980 году
закона о дерегулировании депозитных институтов и монетарном контроле, по
которым резервные требования ФРС были распространены на все депозитные
институты страны. Закон способствовал существенному усилению позиций и роли ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ПО ОПЕРАЦИЯМ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ (ФКООР) С целью контроля за операциями на открытом рынке был создан ФКООР,
ставший основным инструментом проведения денежно-кредитной политики. ФКООР состоит из 7 членов Совета управляющих и 5 президентов резервных
банков. Президент Федерального резервного банка Нью-Йорка является его
постоянным членом. Другие президенты служат по одному году попеременно. По
закону президенты всех резервных банков должны участвовать в обсуждениях на
собраниях комитета, выдвигать свои предложения, но голосовать имеют право
только 5 президентов являющихся его членами. ФКООР по закону самостоятельно
определяет свою внутреннюю организацию и по традиции избирает председателя ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ СОВЕТ ФРС пользуется услугами различных консультационных и рабочих комитетов
для выполнения различных его обязанностей. Одним из таких органов является НЕЗАВИСИМОСТЬ ФРС В проведении кредитно-денежной политики ФРС является независимой. Это
заключается в том, что ее кредитно-денежная политика не подлежит контролю
со стороны Главного бухгалтерского управления, решения Федеральной
резервной системы не подлежат ратификации со стороны президента или со
стороны любого работника из отдела правительства. Но хотя ФРС находится на
особом положении по отношению к федеральному правительству, она не
изолирована от воздействия со стороны исполнительных законодательных
органов власти. Так, президент страны назначает управляющих ФРС, а также
председателя и заместителя председателя Совета управляющих ФРС с
последующим утверждением этих назначений Сенатом. Председатель ФРС и другие
члены Совета управляющих проводят частые встречи с министром финансов и
другими представителями исполнительных органов власти для обсуждения
вопросов экономической и финансовой политики. Также часто проводятся
встречи между высокопоставленными членами Совета управляющих и сотрудниками Председатель и другие члены Совета ФРС часто выступают в Конгрессе по вопросам политики и операций Федеральной резервной системы. ФРС регулярно представляет в Конгресс различные отчеты и отвечает на многочисленные запросы конгрессменов. Кроме того, ФРС обязана предоставлять общественности значительное количество сведений о проводимых ею политике и операциях. Она постоянно подвергается проверками со стороны общества. Совет управляющих ФРС, как и другие правительственные ведомства, должен, за немногим исключением, проводить свои совещания открыто в целях участия общественности в предлагаемых распоряжениях Совета. Совет управляющих ФРС обязан еженедельно опубликовывать данные своего баланса и другие сведения по принимаемым решениям в течение достаточно короткого периода. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Г.Волынский «Современная банковская система» / Бизнес-информ, №7 1997 2. Т.Д.Симпсон «Федеральная резервная система США»/Деньги и кредит, №1 1993 3. «Современные США»:энциклопедический справочник—М.:Политиздат, 1988 4. «The Federal Reserve System: Purposes and Functions»
|
|
© 2000 |
|