РУБРИКИ |
Инвестиционная деятельность банков |
РЕКЛАМА |
|
Инвестиционная деятельность банковВ качестве источников финансирования инвестиций могут использоваться и ресурсы, формируемые за счет привлечения займов. К ним относятся кредиты Центрального банка, межбанковские ссуды, средства, полученные в результате эмиссии долговых обязательств (облигаций, векселей). Заемные источники используются для финансирования инвестиций банками, проводящими активную политику. Для расширения возможностей финансирования инвестиционных активов, поддержания ликвидности они часто прибегают к обширным займам денежных средств на финансовом рынке. При этом важнейшим условием использования заемных средств является сопоставление издержек их привлечения с предполагаемыми доходами от инвестиционной деятельности. На основе анализа специфики движения различных видов банковских ресурсов исходя из степени стабильности можно выделить следующие три группы: наиболее стабильные (собственные средства банков и долгосрочные обязательства); стабильные (срочные сберегательные депозиты, займы у других банков, неснижаемый остаток депозитов до востребования); нестабильные (подверженные колебаниям остатки депозитов до востребования). Чем больше доля стабильной и дешевой части банковских ресурсов, тем при прочих условиях выше прибыльность и устойчивость коммерческого банка. Любые сдвиги в структуре активов и пассивов воздействуют на доходность и степень риска банковских операций. В основе этих сдвигов лежат изменения кредитной и инвестиционной политик и банка, которые, в свою очередь, определяются целым рядом макроэкономических и микроэкономических факторов. Долгосрочное кредитование, особенно в условиях зарождающегося предпринимательства, могло бы стать одним из важных источников инвестиций. Нет необходимости говорить о важности долгосрочных кредитов для развития производства в России. Долгосрочные банковские кредиты в первую очередь направлены на решение стратегических целей в экономике. Они способствуют постепенному увеличению производства и, как следствие, общему подъему экономики страны. Назрела потребность создания инвестиционных банков, которые занимались бы финансированием и долгосрочным кредитованием капитальных вложений. А пока правительство вынуждено финансировать необходимые программы из средств бюджета, а их в бюджете катастрофически не хватает. Привлечение средств населения в инвестиционную сферу путем продажи акций приватизированных предприятий и инвестиционных фондов, в частности, могло бы рассматриваться не только как источник капиталовложений, но и как один из путей защиты личных сбережений граждан от инфляции. Стимулировать инвестиционную активность населения можно путем установления в инвестиционных банках более высоких по сравнению с другими банковскими учреждениями процентных ставок по личным вкладам, привлечение средств населения на жилищное строительство, предоставление гражданам, участвующим в инвестировании предприятия, первоочередного права на приобретение его продукции по заводской цене и т.п. Для притока сбережений населения на рынок капитала необходима широкая сеть посреднических финансовых организаций - инвестиционных банков и фондов, страховых компаний, пенсионных фондов, строительных обществ и др. Однако важно по возможности обеспечить защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги в фондовые ценности, установив строгий государственный контроль за предприятиями, претендующими на привлечение средств населения. Основным фактором, влияющим на состояние внутренних возможностей финансирования капиталовложений, является финансово-экономическая нестабильность. Тем не менее, недостаточность внутреннего инвестиционного потенциала можно считать относительной. 2.2 Проблемы развития банковского инвестированияПритоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый инвестиционный потенциал объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и объектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн непосредственно на ее границах, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства и др. Российское законодательство нестабильно, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических препон. Хотя и в этих сферах уже происходят некоторые перемены. Все эти факторы перевешивают такие привлекательные черты России, как ее природные ресурсы, мощный, хотя технически устаревший и хронически недогруженный производственный аппарат, наличие дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы, высокий научно технический потенциал. В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом. Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны и "барометром" для иностранных инвесторов. Несмотря на то, что отечественный рынок акций в течение последних нескольких лет демонстрирует устойчивый рост, его "узость" из-за нежелания большинства компаний становиться публичными и проблемы инфраструктурного характера выступают факторами, сдерживающими инвестиции. Более того, в последнее время наметилась тенденция перемещения торговли ценными бумагами отечественных компаний на западные биржи, в то время как доля фондовых площадок РФ в общем объеме торгов российскими акциями снизилась. [1] В России до сих пор отсутствует своя система оценки инвестиционного климата и ее отдельных регионов. Инвесторы ориентируются на оценки многочисленных фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в России. Однако оценки инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными экспертами на их регулярных заседаниях, проводимые вне Российской Федерации и без участия российских экспертов, представляются мало достоверными. В связи с этим встает задача формирования на основе ведущихся в Институте экономики РАН исследований Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России, крупных экономических районов и субъектов Федерации. Это обеспечит приток и оптимальное использование инвестиций, послужит ориентиром российским банкам в собственной кредитной политике. Хотя отечественный рынок акций в настоящее время и приносит немыслимые доходы (в 2004г. средняя доходность инвестиций в российские акции составила порядка 40%, а с 2005 года - 10%), говорить о том, что он в полном порядке, нельзя, поскольку кажущееся благополучие при внимательном рассмотрении оказывается зыбким и шатким. Серьезные нарекания у специалистов вызывает ценообразование на российском фондовом рынке. Так, на развитых рынках формирование рыночной цены акции происходит, как правило, на основе фундаментальных факторов, в первую очередь оценки финансового состояния компании (ее чистой прибыли, выручки и других показателей). В России же текущая цена акции во многом зависит от спекулятивных тенденций, что, естественно, несет с собой и высокий инвестиционный риск. Процесс перехода ценных бумаг из низколиквидного сектора в группу "голубых фишек" (так называются самые торгуемые акции крупных компаний) практически отсутствует - за последние пять лет "элитную" группу акций пополнило лишь считанное число бумаг. И причин здесь несколько, начиная от банального непонимания менеджерами сути фондового рынка и заканчивая особенностями отечественного применения гражданского и судебного законодательств. Несовершенство последних служит сдерживающей причиной для выхода компаний на открытый рынок, ведь российская действительность знает немало примеров, когда бизнесмены лишались своих предприятий из-за того, что конкуренты, приобретя через подставные лица несколько акций компании, обращались в суд, выносивший решения не в пользу действовавших на тот момент акционеров или менеджеров. Проблема усугубляется еще и тем, что даже среди наиболее ликвидных акций реально на рынке обращается лишь незначительная доля. Средний показатель доли акций, находящихся в свободном обращении, для наиболее крупных и капитализированных компаний России не превышает 30%- для акций 20 крупнейших российских компаний этот коэффициент составляет лишь 27% от их совокупного уставного капитала. Аналогичный показатель для 30 крупнейших компаний США составляет 90%, а для 40 крупнейших компаний Франции - 80 процентов. Если же Россия сможет создать сильный фондовый рынок, то не только компании смогут привлекать относительно "дешевые" деньги в достаточном количестве, но и рядовые вкладчики выиграют от более широкого набора инвестиционных инструментов. То есть обычные граждане смогут получать больший доход по своим сбережениям и делать это с меньшим риском. Следствием узости и относительной слабости отечественного рынка акций являются резкие скачки стоимости ценных бумаг, что в какой-то степени хорошо для мелких и средних спекулятивных игроков, но для крупных стратегических и институциональных инвесторов (коммерческие банки), а также обычных граждан такая чрезмерная изменчивость рынка опасна. Взлеты и падения рынка порой бывают настолько стремительными, что инвестор буквально за считанные минуты может как обогатиться, так и, наоборот, стать банкротом. За последние годы в России сложился слой предприятий и предпринимателей, накопивших крупные капиталы. Из-за неустойчивости экономического положения в стране большие средства переводятся в конвертируемую валюту и оседают в западных банках. Отток денежных ресурсов (потенциальных инвестиций) из России в несколько раз превышает их приток. Мотивация оттока капиталов ощущение российскими бизнесменами политической и экономической нестабильности в России. Значительная часть накопленных российскими бизнесменами средств под влиянием страха перед возможным социальным взрывом в силу инфляции и боязни денежной реформы переправляется ими в западные банки или используется для покупки недвижимости и ценных бумаг. Часто предприятия используют свои сбережения не на капиталовложения внутри страны, а на выдачу кредитов за рубеж. Компании экспортеры, как правило, хранят свою прибыль на счетах в зарубежных банках вместо того, чтобы ввозить ее обратно в Россию и направлять на новые инвестиции. Этот процесс, известный как утечка капитала, очень часто носит противозаконный характер. И все же, несмотря на ее противозаконность, утечка капитала находит логичное экономическое оправдание: гораздо надежнее помещать капитал в лондонский банк, чем в российскую экономику. Именно поэтому банки предпочитают предоставлять кредиты иностранцам (помещая деньги в зарубежный банк), а не своим соотечественникам. Общие масштабы оттока валюты не поддаются точному измерению, поскольку финансовая статистику, естественно, учитывает только их легальную часть. Отток в крупных масштабах иностранной валюты за пределы России побудил власть принять организационно правовые меры по ужесточению контроля за возвращением валютной выручки на территорию страны. Для того чтобы российские банки не боялись инвестировать средства в экономику своей страны, необходимо создать условия для снижения инвестиционного риска. Степень риска может быть уменьшена за счет снижение инфляции, принятия четкого экономического законодательства, основанного на рыночных потенциалах. Технология проведения рыночных реформ предполагает последовательность шагов наряду со стимулированием притока капитала сразу же принимаются меры, препятствующие его оттоку. 2.3 Анализ инвестиционного климата в РФПосле принятия инвестиционного решения необходимо спланировать его осуществление и разработать систему послеинвестиционного контроля (мониторинга). Решение вопросов создания благоприятного инвестиционного климата, управления инвестиционными комплексами, создания эффективной инвестиционной инфраструктуры и законодательного обеспечения инвестиционных процессов невозможно вне реалий и тенденций сегодняшнего мира, без анализа процессов глобализации мировой экономики. Сегодня глобализации характеризуется системной интеграцией мировых рынков и региональных экономик, всех сфер человеческой деятельности, в результате чего наблюдается ускоренный экономический рост, ускорение внедрения современных технологий и методов управления. При этом изменения, вызываемые процессами интеграции экономик носят глубинный характер, затрагивают все сферы деятельности человека, ставят задачу приведения к соответствию социальных параметров развития общества, совершенствования его политической структуры, технологий макроэкономического управления. В последние годы появляется все большая возможность для каждого предпринимателя мира, инвестора защитить себя от риска неожиданных и резких изменений курсов валют и ставок процента и быстро приспособиться к неожиданным финансовым шокам типа нефтяных, а также гарантировать некоторую финансовую дисциплину для государства, препятствуя проведению правительствами инфляционной политики и политики наращивания государственной задолженности. В условиях господства рыночных отношений в глобальном измерении государства вынуждены осуществлять более разумную экономическую стратегию. Сбережения и инвестиции размещаются более эффективно. Вкладчики не ограничены своими внутренними рынками, а могут искать по всему миру те благоприятные инвестиционные возможности, которые дадут самые высокие прибыли. Инвесторы имеют более широкий выбор для распределения своих портфельных и прямых инвестиций. Общий объем притока частного капитала на развивающиеся рынки в 2005 г оценивается в сумму порядка USD 200 млрд., что на треть больше результата 2004г. Прямые инвестиции составят USD 130 млрд., портфельные инвестиции USD 42,4 млрд. и кредиты USD 26,3 млрд[2]. Европейские развивающиеся рынки окажутся на втором месте по объему притока частного капитала - USD 34,8 млрд., из которых на прямые инвестиции придется USD 16,6 млрд., портфельные инвестиции USD 3,3 млрд. и кредиты USD 14,9 млрд. Приток частного капитала в Россию уже превышает отток. Доверие инвесторов к России "продолжает укрепляться - такой вывод содержится в докладе МВФ "Глобальная финансовая стабильность". В основе этой тенденции лежат сильные финансово-бюджетные позиции России и впечатляющие показатели экономического роста, указывается в документе. Судя по докладу успехи Москвы контрастируют с общей ситуацией на мировых финансовых рынках. По мнению МВФ, она сейчас определяется такими факторами, как "неуверенные и неровные темпы глобального экономического роста" и "нежелание корпораций наращивать капиталовложения". Ослаб и "аппетит к рискованным инвестициям", констатируют авторы документа. Разочаровывающей выглядит динамика инвестиций. В октябре инвестиции в основной капитал выросли лишь на 7,8% к уровню годовой давности, что существенно меньше показателей сентября 8,7% и августа 11,6%. По итогам 10 месяцев рост инвестиций составил 11,2% в январе-сентябре было 11,6%. [3] Из опубликованного 21 декабря 2004г. Центробанком обзора банковского сектора России следует, что количество убыточных банков с начала года выросло почти в два раза, сообщают сегодня "Новые Известия". За год были отозваны лицензии у 16 коммерческих банков. По мнению аналитиков, российскую банковскую систему ждут не лучшие времена. Очередной удар по ней был нанесен летом в результате "банковского кризиса". В результате, по подсчетам социологов, счет в банке имеют лишь 25% россиян, из них только 3% - в коммерческом. Но основная проблема не только в недоверии населения коммерческим банкам, а в бедности: 63% россиян просто не имеют сбережений. В качестве лекарства от летнего кризиса ЦБ пытается внедрить систему страхования вкладов. Сбербанк по-прежнему останется наиболее узнаваемым банковским брэндом, а масштабы его бизнеса позволяют считать его надежность сопоставимой с надежность банковской системы целиком. Внешторгбанк, расширяя филиальную сеть, обретет все большую универсальность. Нерезиденты же увеличат присутствие на российском рынке как за счет развития операций уже действующих банков (в частности, Райффайзенбанк и Сити-банк борются за лидирующие позиции на рынке кредитования частных лиц), так и благодаря приходу новых крупных игроков. Абсолютно точно можно предполагать ускорение процессов концентрации, причиной тому послужит уход с рынка некоторых мелких и средних банков, особенно работающих в Москве. А усиление конкуренции, в том числе с приходом новых нерезидентов, оставляет мелким банкам все меньше шансов на выживание. Весьма вероятно, что мы станем свидетелями заметного числа присоединений и добровольных ликвидаций. Отток капитала из РФ, который, по прогнозам Минфина, в 2006 году составит 9 млрд долл. То есть большинство тех, у кого есть деньги, предпочитают их хранить всё-таки в зарубежных банках подальше от России[4]. Резервные активы ЦБ РФ и Минфина демонстрируют уверенный рост на протяжении последних лет. Так, с 2001 г. их объем увеличился в 2,8 раза и составил по состоянию на 1 января 2004 г. $76,9 млрд. Удельный вес в структуре активов в данном периоде увеличился с 11,7% до 24,4%. Объем российских внешних финансовых обязательств по состоянию на начало 2004 г. возрос до $323,3 млрд. или на 30,3% по сравнению с началом предыдущего года. Более подробно информация изложена в таблице: Табл.1 "Структура банковского инвестиционного портфеля по видам активов, в % к соответствующим статьям совокупного банковского инвестиционного портфеля"
Значительное влияние оказал также прирост резервных активов. Задача удвоения ВВП за десятилетие, ориентирующая экономику на 7% -ный ежегодный прирост, породила неосознанное ощущение того, что если показатель больше 7% - это уже очень хорошо. С этой точки зрения, увеличение вложений в российскую экономику в 2006г. на 10,9% - это прекрасный результат, и замедление процесса инвестирования по сравнению с 2005 г. (12,5%) совершенно не является драматичным. Одним из главных событий 2005 г. стало повышение международным рейтинговым агентством Fitch рейтинга России по заимствованиям в национальной валюте. Прогноз рейтингов - стабильный. Как отмечается в сообщении агентства, повышение суверенного рейтинга России до инвестиционного уровня является свидетельством признания значительного улучшения кредитоспособности РФ за последние годы. Исключительные макроэкономические показатели, которым способствуют высокие цены на нефть и взвешенная финансовая политика продолжает вести к значительным сокращениям внешнего долга и госдолга, накоплению валютных резервов и увеличению стабилизационного фонда. [5] Присвоение рейтинга открывает дорогу в Россию для нового класса инвесторов, работающих только в странах, которым присвоен инвестиционный рейтинг. Это поспособствует существенному притоку капитала в страну и, соответственно на фондовый рынок, увеличится поток инвестиции. Несомненно, что для большинства инвесторов главным сигналом для активизации станет факт присвоения России инвестиционного рейтинга уже вторым всемирно известным рейтинговым агентством, так как ранее это уже сделало Moody's. Это хорошая новость для фондового рынка и в краткосрочной перспективе, неслучайно, что рынок акций моментально отреагировал на это известие ростом котировок ряда российских эмитентов. Положительную тенденцию можно наблюдать в различных секторах: Рис.1 Рост активов за 2007 г. по сегментам Повышение рейтинга означает понижение страховых рисков, что особенно важно для страхового бизнеса. Учитывая то, что рейтинг компании не может быть выше рейтинга страны, российские компании получают этот заветный шанс - повысить свои рейтинги и, соответственно, влиться в элиту мирового страхового сообщества. Таким образом 2007 году российские банки заметно увеличили свои капиталы. Рейтинговое агентство "Эксперт РА" провело исследование банковского сектора и выделило основные тенденции развития данного сектора в 2007 году. Как показало исследование, в 2007 году собственные средства банков росли существенно быстрее активов. Капитал увеличился на 57%, активы - только на 44%. Более 40% годового прироста капитала российских банков обеспечили рекордные размещения Сбербанка и ВТБ, в ходе которых было привлечено свыше $16 млрд. Проведя "народные IPO", Сбербанк и ВТБ упрочили свое лидерство, а избыточную ликвидность, которая наблюдалась в начале года, частично переместили на рынок межбанковского кредитования. Сохранили (Газпромбанк, Банк Москвы) и даже упрочили (Россельхозбанк) свои позиции другие крупнейшие банки, контролируемые органами власти и государственными компаниями. Успехи крупных частных банков в привлечении капитала на открытом рынке были скромнее. В ходе SPO банк "Возрождение" привлек около 180 млн долл., а единственное в 2007 году IPO частного банка - банка "Санкт-Петербург" принесло акционерам около 270 млн долл. Крупнейшие частные банки, больше всего пострадавшие от ухудшения условий заимствований, уступили рыночные позиции иностранцам, чья доля в активах топ-30 выросла с 8% до 9%. Кризис в американском ипотечном секторе спровоцировал, по данным "Эксперт РА", нехватку ликвидности по всему миру и ухудшил условия заимствований российских банков. В борьбе с дефицитом ликвидности банки выстояли, но большинству пришлось снизить темпы. Темпы роста активов топ-200 упали на четверть, с 24% в первом полугодии до 18% во втором. "Замедление темпов роста банковских активов могло оказаться еще более существенным, если бы не своевременные действия ЦБ по предоставлению ликвидности в августе-декабре, когда ЦБ предоставлял банкам до 275 млрд руб. в день, и смягчение бюджетной политики в конце года", - заявляет эксперт департамента рейтингов финансовых институтов рейтингового агентства "Эксперт РА" Станислав Волков. По прогнозам аналитиков рейтингового агентства "Эксперт РА", темпы развития банковской системы в 2008 году будут зависеть от того, как данная структура перенесет новые волны дефицита ликвидности. Особенно опасным может стать начало весны, когда к мировому кризису ликвидности добавятся локальные пики платежей банков по налогам и займам. Инструменты рефинансирования, отработанные осенью прошлого года, позволят Центробанку предоставить банкам до 700 млрд руб. и не допустить развития кризисных явлений. Но высокие темпы роста банковского кредитования, необходимые российской экономике для продолжения инвестиционного бума, уже не могут быть обеспечены без поддержки государства. Банки, озабоченные лишь повышением ликвидности своих активов, могут стать не катализатором, а тормозом экономического развития. Также потоки Инвестиционного Фонда России и его прогноз можно подробнее отобразить в нижеприведенной таблице. Табл. 2. "Финансовые потоки Инвестиционного Фонда России в 2006-2010 гг. "[6]
Рис. 2 "Финансовые потоки Инвестиционного фонда России в 2006-2010гг." 3. Перспективы и методы стимулирования банковских инвестиций3.1 Методы стимулирования инвестицийВажнейшая часть политики развития фондового рынка - налоговая компонента. Мировой опыт свидетельствует: фондовые рынки как источник инвестиций всегда и везде имеют огромные налоговые льготы. В условиях кризиса, дефицита инвестиций и высоких рисков создание налоговых стимулов, компенсирующих эти риски, является одним из наиболее сильных инструментов побуждения к вложению сбережений в российские акции и облигации. Вместе с тем самые обычные налоговые методы стимулирования инвесторов в ценные бумаги, которые широко применяются в международной практике, в России не используются. Налоговым кодексом Российской Федерации установлены следующие ставки налога на прибыль: 24 %, если иное не предусмотрено п.2-5. Статьей 284 НК РФ; 15 % - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов и др. В области налоговой политики создание благоприятных условий активизации инвестиционной деятельности в производственном секторе предполагает повышение действенности налоговых льгот при осуществлении инвестиций. Налоговые льготы могут осуществляться в виде: освобождения от налогообложения части прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений с целью развития собственной производственной базы и на финансирование жилищного строительства; скидок, действие которых связано с расходами, влияющими на результаты налогообложения; налоговых кредитов; налоговых каникул. Более эффективным видом налоговых льгот, получившим распространение в западной практике, является инвестиционный налоговый кредит. Он предусматривает уменьшение в течение определенного срока и в допустимых пределах платежей по налогу на прибыль (доход), а также по региональным и местным налогам с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. В отличие от других видов льгот налоговый инвестиционный кредит выступает как прямое снижение налогового обязательства и в большей степени учитывает имущественное положение налогоплательщика. Если использование налоговых скидок является более выгодным для налогоплательщиков, чьи доходы облагаются по высоким ставкам, то применение инвестиционного налогового кредита - для налогоплательщиков с низкими доходами. В России порядок применения инвестиционного налогового кредита был определен Федеральным законом "Об инвестиционном налоговом кредите", однако вследствие сложности оформления кредита и несовершенства правовой базы данный вид налоговых льгот не получил распространения. В Налоговом кодексе инвестиционный налоговый кредит рассматривается как основной вид льгот, стимулирующих инвестиций в реальный сектор экономики. Правовые основы регулирования инвестиционной сферы отражены в Гражданском кодексе РФ. Между тем в практической организации инвестиционной деятельности остается целый ряд проблем, которые требуют правовой регламентации. К ним можно отнести: гарантии реального обеспечения прав собственности, вопрос о частной собственности на землю, процедуры регистрации предприятий, связанных с деятельностью иностранных инвесторов, непредсказуемого и частого изменения таможенных пошлин, а также несогласованность и противоречивость используемых правовых подходов. Законодательная основа должна быть фундаментом деятельности всех экономических субъектов (государства, предприятий, корпораций, финансовых посредников, населения). Необходимо законодательно определить пределы административного воздействия, повысить роль правовой регламентации хозяйственной жизни, создать эффективную систему судебного рассмотрения хозяйственных споров, перейти к использованию нормативных методов регулирования экономики. Широкое применение нормативных методов регулирования (процентных и налоговых ставок, экономических нормативов ликвидности, неплатежеспособности, финансового состояния норм обязательного резервирования, нормативных требований, предъявляемых при лицензировании и регистрации хозяйственной деятельности, критериев конкурсов инвестиционных проектов и т.д.) позволит обеспечить объективность принятия хозяйственных решений, ограничить роль административных органов контролем за соответствием деятельности хозяйствующих субъектов нормативам, требованиям и критериям, установленным законодательством. Таким образом, принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить, очевидно, что для инициирования устойчивого инвестиционного подъема необходимы согласованные меры по обеспечению благоприятной среды инвестиционной деятельности, выработка форм и методов экономического регулирования, учитывающих реальную инвестиционную ситуацию. Для оживления инвестиционной деятельности в России необходимо создание эффективного механизма формирования благоприятного климата для инвестиций, концентрация необходимых финансовых средств в банковской системе. Практика инвестирования в развитых странах показывает, что интеграция инвестиционной и инновационной деятельности оказывается успешной при мощном механизме привлечения денежных вкладов населения и собственных оборотных средств банков; развитом рынке ценных бумаг; использовании возможностей лизинговых и страховых компаний, инвестиционных фондов, ипотечного кредитования. Что касается России, то для нее целесообразен выбор такой адаптационной стратегии управления инвестиционным и инновационным процессом, в которой присутствовали бы совместные элементы различных стратегий, опирающиеся на отечественный интеллектуальный потенциал и научно-инновационные ресурсы, способствующие выпуску конкурентоспособных видов продукции и услуг, их реализации на внутреннем и внешнем рынках. Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать: достижения национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями; радикализация борьбы с преступностью; торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты; пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства; мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам; запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства; предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности; В числе мер по активизации инвестиционного климата необходимо отметить: принятие законов о свободных экономических зонах; создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок "под ключ"; создание в кратчайшие сроки национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России; 3.2 Перспективы инвестиционной деятельности коммерческих банковДоминирующим сегментом кредитования населения останутся потребительские кредиты, спектр применения которых весьма широк - от автомобилей и сложной бытовой техники до медицинских и туристических услуг. Однако и потребительское кредитование нуждается в совершенствовании инфраструктуры. Расширение круга заемщиков, вовлечение в него новых социальных групп с меньшими доходами и собственностью повышает риски кредитования, а значит, потребует большего внимания к анализу заемщика. Важной предпосылкой для этого станет работа системы страхования банковских вкладов. Произойдут существенные изменения в инвестиционных процессах и применяемых инвестиционных технологиях: возможность информационного и финансового контроля за использованием инвестиционных ресурсов инвестора в режиме On-line, удаленного на любое расстояние от места вложения ресурсов; внедрение единых информационных стандартов залоговых механизмов, бухгалтерской отчетности, представления проектов и программ, предприятий, регионов и государств в информационных системах; создание интегрированной инвестиционной инфраструктуры (банковской, законодательной, организационной) обслуживания инвестиций. разработка и реализация интегральных механизмов и технологий управления инвестиционными процессами. Основой для интеграции механизмов и инструментов инвестиционного рынка, на мой взгляд, станут информационные технологии, которые составят (совместно с организационными) основу пирамиды управленческих решений. Все остальные (организационные, инвестиционные, финансовые, законодательные) приобретают подчиненный характер и будут развиваться на основе ведущих тенденций развития информационных. Последние будут характеризоваться следующими особенностями: унификацией информационного отражения и актуального сопровождения, глубокой характеристикой каждого объекта инвестиций и бизнеса, позволяющего в любой точке мира получить оперативную достоверную информацию об этом объекте; законодательным обеспечением достоверности информации любого уровня, согласование такого обеспечения межгосударственными многосторонними соглашениями всех стран мирового сообщества; организационное обеспечение проводимых сделок на рынках товаров, финансов, услуг и инвестиций в среде Internet, унификация элементов хозяйственного права стран мира, обеспечивающих безопасность таких сделок; окончательный перевод финансово-банковского сопровождение бизнеса в среду информационных и виртуальных технологий; Законодательная база глобального инвестиционного рынка также будет представлять гармоничную, сбалансированную многоуровневую систему законодательных и нормативных актов, построенную на основе информационных технологий. Банковская система России должна уже окончательно определиться с путями своего развития на фоне растущей конкуренции со стороны иностранных банков. По мнению аналитиков, пройдет реструктуризация банковской системы, слияние и поглощение в финансовом секторе экономики. Ожидается, что этот процесс продлится 2-3 года, в результате чего на рынке останутся только крупнейшие и конкурентоспособные банки. По мнению ведущих аналитиков, в период ближайших полутора лет возможен следующий сценарий развития рынка облигационных займов. При отсутствии резких изменений в регулировании рынка, можно ожидать, что количество эмитентов увеличится, а объем операций вырастет. Будет происходить удлинение сроков заимствований, расширения круг отраслей, предприятия которых будут прибегать к выпуску облигаций. К концу следующего года произойдет существенная активизация оборотов вторичного рынка. В настоящее время акции многих компаний, котирующихся на фондовом рынке являются недооцененными. Общее правило, которое выработано мировой практикой функционирования фондовых рынков можно резюмировать следующим образом: 1. Когда рыночная стоимость больше "действительной" стоимости, акция явно переоценена рынком. Рано или поздно рынок осознает это, и, следовательно, цена неминуемо снизится. 2. Когда рыночная стоимость меньше "действительной" стоимости, рынок недооценивает исследуемые акции. Рано или поздно рыночные котировки этих ценных бумаг должны возрасти. С одной стороны, общая недооценка российских предприятий говорит о неразвитости экономики и, как следствие, рынка ценных бумаг в стране, дефиците инвестиций, ведь рыночная цена акций складывается, прежде всего, под воздействием спроса и предложения акций. С другой - цена акции все же должна начать расти. В этих условиях инвестор, нацеленный на средне - и долгосрочное вложение капитала, должен определить именно те акции, которые в ближайшие годы дадут максимальный прирост своей рыночной стоимости. Законодательные (и, в первую очередь, международные) акты должны обеспечить достоверность предоставления информации об инвестиционном рынке, проектах и программах, соискателях инвестиций, производственных системах и предприятиях, выполнение обязательств перед инвесторами, предоставление последним льгот и преференций на период освоения ресурсов. Законопроекты вышеназванного направления должны быть первоочередными для рассмотрения и принятия нашей законодательной властью. На основе основных законодательных актов и для обеспечения их функционирования должна быть создана международная нормативно-правовая база, унифицированная система учета и отчетности, интегральный пакет модельных законодательных решений, позволяющих государствам мира оперативно гармонизировать свою законодательную базу. Развитие инвестиционных институтов, возможно, будет подвержено следующим изменения и определяться следующими основными тенденциями: Во-первых, инвестиционные институты должны все больше ориентироваться на создание условий для проникновение иностранного капитала, создания благоприятных условия для такого проникновения. Речь идет о страховании инвестиционных рисков, учете разности валютных ставок национальных валют, долгосрочности предоставления инвестиционных ресурсов, ликвидности залоговых активов и предоставляемых гарантий. Именно организационные структуры, реализующие вышеназванные функции - первоочередная задача ближайшего времени для субъектов инвестиционного рынка. Во-вторых, развитие инвестиционного инструментария будет осуществляться через информационное моделирование инвестиционных услуг и только затем выстраивание необходимых (недостающих) его материальных элементов. Организационная инфраструктура инвестиционного рынка должна позволить осуществлять построение финансовых мультипликаторов, создавать возможность размещения относительно дешевых ресурсов под обеспечение различных инструментов и гарантий, уровень доходности, уровень инвестиционных рисков. Создаваемая инвестиционная инфраструктура должна быть понятной и привычной инвестору, способна комплексно обслужить самого инвестора, его инвестиционный институт, соискателей инвестиций. Международное сотрудничество - один из реальных путей привлечения значительных инвестиционных ресурсов в экономики государств. При этом международное сотрудничество закрывает ту нишу инвестиционного рынка, которая не интересна национальным и региональным инвестиционным институтами - ниша малых проектов. Российские коммерческие банки будут значимыми инвесторами на рынке рублевых корпоративных облигаций, при этом их доля на этом сегменте будет снижаться в оптимистичном сценарии (при падении доходности корпоративных облигаций) и возрастать в противном случае. Перспективы развития рынка корпоративных облигационных займов на уровне нашего региона будут зависеть, прежде всего, от характера проводимой руководством края и экономической политик и, а также от инвестиционной активности предприятий, нуждающихся в дополнительном финансировании. 3.3 Обобщающие выводы инвестиционной деятельности банков в РФВ связи с анализом причин финансового кризиса и поиском путей дальнейшего развития банковской системы некоторые экономисты считают необходимым осуществить переход к американской модели, позволяющей разграничить коммерческие и инвестиционные риски. Прибыли банков, специализирующихся на отдельных операциях, могут быть достаточно велики, что делает необязательной деятельность в других сферах. Вместе с тем последние десятилетия характеризуются отчетливой тенденцией к универсализации банковских операций. Усиление конкуренции между кредитными институтами и возникновение принципиально новых возможностей в условиях развития мощного финансового рынка привели многие банки к необходимости поиска иных способов повышения доходности своих операций. Тенденция к универсализации привела к развитию услуг: финансирование инвестиционных проектов, лизинг, управление портфелем инвестиций клиентов, консультационные услуги и др. Развитие банковских услуг происходит как вследствие либерализации банковского законодательства, так и в результате различных методов обхода банками существующих законов. Универсальный характер российских коммерческих банков во многом носит вынужденный характер, что обусловлено неразвитостью рынка ценных бумаг и сети небанковских институтов. Универсальная модель связана с повышенной рискованностью деятельности коммерческого банка, резко возрастающей в кризисных условиях, поскольку риски банка по инвестиционным вложениям не отделены от рисков по депозитно-кредитным и расчетным операциям. Осуществление инвестиций в ценные бумаги в непосредственной связи с основной банковской деятельностью при отсутствии механизма контроля над рисками чревато угрозой утраты ликвидности банка. Организация инвестиционных банков, имеющих особое значение для российской экономики, столь нуждающейся в долгосрочных инвестициях, в рамках формирующейся универсальной модели скорее всего может быть создания инвестиционных институтов как дочерних организаций крупных универсальных банков или формирования специализированных инвестиционных банков, действующих на основе системы государственных гарантий и льгот. Российская экономика нуждается не только в совершенствовании имеющихся форм инвестиционной деятельности, но и в использовании новых схем взаимоотношений между участниками инвестиционного процесса. Принципиальное значение приобретает проведение банками более активной инвестиционной политики и участие в реализации высокоэффективных инвестиционных проектов. Весьма важным в этом отношении представляется анализ участия банков развитых стран в проектном финансировании. Развитию проектного финансирования в стране препятствует неблагоприятный инвестиционный климат, недостаточность ресурсов для широкомасштабного финансирования капиталоемких проектов, низкая квалификация участников проектного финансирования и другие факторы, усугубляющие проектные риски. В сложившихся условиях решение проблемы требует комплексного подхода, учитывающего интересы различных сторон. Самые обычные налоговые методы стимулирования инвесторов в ценные бумаги, которые широко применяются в международной практике, в России не используются. В области налоговой политики создание благоприятных условий активизации инвестиционной деятельности в производственном секторе предполагает повышение действенности налоговых льгот при осуществлении инвестиций. Широкое применение нормативных методов регулирования (процентных и налоговых ставок, экономических нормативов ликвидности, неплатежеспособности, финансового состояния норм обязательного резервирования, нормативных требований, предъявляемых при лицензировании и регистрации хозяйственной деятельности, критериев конкурсов инвестиционных проектов и т.д.) позволит обеспечить объективность принятия хозяйственных решений, ограничить роль административных органов контролем за соответствием деятельности хозяйствующих субъектов нормативам, требованиям и критериям, установленным законодательством. Однако, на мой взгляд, несмотря на заманчивые перспективы роста кредитования частных лиц, основной доход банков, как и прежде, будет приходиться на кредиты предприятиям. Важной предпосылкой финансовой устойчивости станет начало реальной работы системы страхования банковских вкладов. Скорее всего, ее членами станут практически все банки, играющие заметную роль на рынке частных вкладов, а отсеяно будет небольшое количество банков с незначительным объемом депозитов. Банковская система России должна окончательно определиться с путями своего развития на фоне растущей конкуренции со стороны иностранных банков. Пройдет реструктуризация банковской системы, слияние и поглощение в финансовом секторе экономики. Организационная инфраструктура инвестиционного рынка должна позволить осуществлять построение финансовых мультипликаторов, создавать возможность размещения относительно дешевых ресурсов под обеспечение различных инструментов и гарантий, уровень доходности, уровень инвестиционных рисков. Развитие межрегионального сотрудничества - один из путей к международному безопасному и стабильному экономическому развитию, укреплению государственности. ЗаключениеПроблемы участия российских банков в инвестиционном процессе во многом связаны со спецификой становления банковской системы, которое происходило в отрыве от реального сектора экономики. Особенностями становления российской банковской системы явились краткие сроки создания и инфляционная основа финансового потенциала. В период, последовавший за снижением темпов инфляции, процесс развития банков начал определяться также уровнем банковского менеджмента, захватом рыночной ниши. Действие рыночных механизмов конкуренции, политика Банка России, направленная на укрепление банков и наращивание капитала, привели к институциональным сдвигам в банковской системе, концентрации и централизации банковского капитала. Между тем российские банки значительно уступают по размерам капитала и активов зарубежным. Ресурсная база характеризуется крайне низкими размерами собственных капиталов большинства российских банков, высокой централизацией банковского капитала в центральных регионах и неразвитостью региональной банковской сети, низким качеством пассивов и активов. Восстановление и наращивание ресурсной базы банковского сектора являются важнейшими предпосылками активизации участия банков в инвестиционном процессе. При наличии альтернативных направлений вложения средств в финансовые инструменты банки экономически не заинтересованы осуществлять вложения в производственные инвестиции, характеризующиеся меньшей доходностью, длительными сроками окупаемости и высокими рисками. В новой экономической ситуации возможности банков быстро зарабатывать деньги посредством финансовых спекуляций существенно уменьшились. Необходимость активизации банков в инвестиционном процессе определяется взаимообусловленностью эффективного развития банковской системы в экономике в целом. Параллельное развитие процессов универсализации и специализации деятельности банков привело к формированию инвестиционных банков нового типа, отличительными чертами которых являются: глобальный характер деятельности, наличие значительного свободного капитала, полный набор диверсифицированных и комплексных услуг, создание собственного бизнеса по управлению активами, осуществлению розничных операций с мелкими и средними клиентами через развитие мощных брокерских сетей, слияние со страховым бизнесом. Важную роль в обеспечении инвестиционного режима играют денежно - кредитные, налоговые, структурные и иные методы стимулирования инвестиций. Организационная инфраструктура инвестиций будет становиться все более интернациональной и интегрированной. Она не должна замыкаться на территории государства, или отдельной его части. Чем более разностороннее будет состав такой инфраструктуры, тем полнее она сможет реализовывать возможности различных государств, инвестиционных технологий и привлекать ресурсы на более удобных и выгодных условиях. Список использованных источников1. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 2007.544 с. 2. Федеральный закон РФ от 10 июля 2004 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" // КонсультантПлюс СПб Выпуск [Электронный ресурс] Версия 3000.01.07©1992-2006. Электрон. дан. СПб.: КонсультантПлюс, 1992-2005.1 Электрон. опт.д.иск (CD-ROM). 3. Коновалов В. Новости / В. Коновалов // Журнал ИнтерфаксВРЕМЯ [Электронный ресурс] Электрон. дан.М. 2007. Режим доступа: #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Коновалов В. Новости / В. Коновалов // Журнал ИнтерфаксВРЕМЯ [Электронный ресурс] Электрон. дан. М. 2005. Режим доступа: #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] Нехаев С.А. Основные тенденции развития инвестиционного рынка в эпоху глобализации / С.А. Нехаев // Финансы ru. [Электронный ресурс] Электрон. дан. М. 2004.Режим доступа: #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] ПРАЙМ-ТАСС [Электронный ресурс] / Информационное агентство. Электрон. дан. М. 18.11.2004.Режим доступа: #"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4] Новости[Электронный ресурс] / Информационно-аналитическое агентство РосБизнесКонсалтинг. Электрон.дан. М. 22.12.2005.Режим доступа: http: //www.rbc.ru, свободный. [5] По материалам агентств Интерфакс [Электронный ресурс] / ИТАР-ТАСС и РИА Новости. Электрон. дан. М. 2005. Режим доступа: #"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">[6] Период прямого прогнозирования свободных денежных потоков общегосударственного инвестиционного проекта. Страницы: 1, 2 |
|
© 2000 |
|