РУБРИКИ

Государственные ценные бумаги: сущность и значение

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Государственные ценные бумаги: сущность и значение


Итак, формирующиеся рынки, к которым относится рынок Казахстана, обладают рядом особенностей в сравнении с развитыми рынками:

– указанные рынки находятся на начальной стадии развития, низка их ликвидность и насыщенность ценными бумагами, упрощена продуктовая структура, сужен денежный спрос на ценные бумаги при более высоких рисках;

– для этих рынков характерны сверхконцентрации в структуре собственности, в структуре рынка; эти рынки фрагментарны;

– формирующиеся рынки отличаются меньшей прозрачностью и степенью эффективности в сравнении с развитыми рынками индустриальных стран, большей распространенностью инсайдерской торговли, манипулирования и других нарушений честного и справедливого механизма ценообразования.

Степень вмешательства государства на формирующихся рынках должна быть значительно выше, чем на развитых рынках ценных бумаг. На последних – государство работает в режиме корректировки процессов, оформления складывающейся рыночной практики, придания ей формы, которая бы содействовала сохранению честного и справедливого механизма ценообразования. Но и на рынках индустриальных стран в моменты фондовых кризисов или в периоды нарастающих инноваций используется стратегическое планирование, программирование будущего с тем, чтобы найти правильные ответы на вызовы, сохранить конкурентоспособность рынка. Примерами могут быть послекризисное реструктурирование рынка ценных бумаг в США, масштабная перестройка фондового рынка в Великобритании /16/.

Формирующиеся рынки постоянно находятся в состоянии высокой волатильности. Они нуждаются в развитии каждого своего компонента, в инвестициях в инфраструктуру рынков, в заполнении пустоты технологиями, финансовыми продуктами, квалифицированным персоналом, институтами рынка. Каждый из формирующихся рынков должен еще пройти долгий путь к тому, чтобы стать более прозрачным и эффективным, чтобы механизм ценообразования в большей мере отвечал критериям честности и справедливости. В этой связи огромна регулирующая роль государства, чтобы его роль в процессе формирующихся рынков была более значимой, чем на рынках индустриальных стран. «Самоформирование» рынка, не поддержанное государством, как показывает практика, связано с масштабными потерями и кризисами, медленными темпами развития, массовыми нарушениями прав инвесторов. В этой связи, роль государства может проявляться в следующих формах:

– ускоренное создание регулятивной инфраструктуры и, на этой основе, перенос на рынок лучших обычаев и правил делового оборота из зарубежной практики – предписывание рынку, находящемуся на этапе становления, структуры финансовых продуктов, форм и технологий профессиональной деятельности, правил организации фондового бизнеса, управления конфликтами интересов.

– определение стратегии и программирования развития рынка, непосредственное участие в строительстве новых рынков и изменении архитектуры отрасли в тех элементах, которые создают повышенные системные рынки; оказание финансовой поддержки в создании инфраструктуры рынка; разумный протекционизм, позволяющий, с одной стороны, создать отечественную отрасль ценных бумаг, а с другой – использовать операционную способность иностранных инвестиционных институтов и фондовых рынков; формирование системы экономических стимулов, создающих интерес всех классов инвесторов к вложению средств в ценные бумаги;

– демонстрация действенности надзора за честностью и справедливостью механизма ценообразования, неотвратимости санкций за нарушения прав инвесторов и, на этой основе, содействие во введении деловых обычаев и формированию общепринятой рыночной культуры и этики, обеспечивающей становление эффективного и справедливого рынка.

Основной характеристикой фондовых рынков практически всех постсоветских стран является тот факт, что они не выполняют своей главной функции – финансирование инвестиций в реальный сектор экономики, привлечение средств для этой цели. Этот рынок существует в основном как бы сам для себя и не является органической частью финансовой системы, призванной обеспечить эффективное использование капитала в интересах экономики в целом. Для того, чтобы фондовый рынок более эффективно выполнял свою функцию в качестве «преобразователя» накопления в инвестиции необходимо, чтобы широкие слои населения были заинтересованы вкладывать свои сбережения в корпоративные ценные бумаги. Практика показала, что для обеспечения быстрых темпов экономического роста необходимы крупные инвестиции, высокая национальная норма накопления. Характерным примером в этом отношении является Япония и Южная Корея /17/. «Корейское чудо» в значительной мере связано с высокой нормой накопления. В 1991–1997 гг. в этой стране она была одной из самых высоких в мире, составляя более 37%.

Важную роль в эффективном использовании сбережений для инвестиций играет соответствие их структуры структуре инвестиционного спроса. Если сбережения носят в основном краткосрочный характер, а экономика нуждается в долгосрочных капиталовложениях, необходимо принимать меры по повышению доверия населения к власти, национальной валюте, банкам и фондовому рынку.

Однако для достижения оптимального экономически и социально приемлемого соотношения между уровнем инфляции и степенью занятости населения также важна роль государства. Экономика сама по себе не может обеспечить полную занятость работоспособного населения и стабильность цен. Рыночные механизмы должны быть дополнены государственными стабилизирующими мероприятиями, важными из которых являются сбор налогов) и кредитно-денежные мероприятия. При этом полностью исключить экономические колебания невозможно, однако можно ослабить резкие колебания цен и занятости. Роль государства в странах с развитыми рыночными отношениями заключается в том, что оно воздействует на экономику, оптимизируя уровень инфляции и обеспечивая наиболее полную занятость. При достижении этих целей государство использует следующие инструменты:

1) фискальную политику;

2) кредитно-денежную политику, которая включает в себя:

-                     операции на рынке государственных ценных бумаг;

-                     ставку рефинансирования;

-                     величину обязательного банковского резервирования.

Рассмотрим, как, используя эти инструменты, государство имеет возможность воздействовать на уровень сбережений и инвестиций.

Фискальная политика. Политика государственных расходов и налоги изменяет уровень равновесия дохода. При этом повышение налогов приводит к понижению чистого дохода населения. Сокращение доходов приводит к сокращению потребительских расходов, сбережений и в конечном итоге инвестиций, осуществляемых населением.

Если при этом государство, собрав налоги, оставляет прежними государственные инвестиции и расходы, то сокращение потребления вызывает уменьшение производимого чистого национального продукта. Таким образом, при высокой занятости населения и наличии инфляционных тенденций в экономике новые налоги помогают сократить инфляцию. В том случае, когда экономика государства находится в депрессивном состоянии, фискальная политика направлена на снижение налогового бремени. Уменьшение налогов ведет к росту чистого дохода. Это, в свою очередь, вызывает рост потребительских расходов, сбережений и частных инвестиций. В конечном итоге происходит рост национального продукта. Мероприятия, проводимые в рамках налогово-бюджетной политики правительства, могут также принимать форму изменения объемов государственных закупок. Рост государственных закупок стимулирует рост национального продукта, поскольку в результате растут доходы фирм от продажи товаров и услуг государству; также растут и доходы семейных хозяйств, если увеличивается заработная плата рабочих, занятых в государственном секторе или растет количество занятых в нем. Снижение же объемов государственных закупок оказывает на национальный продукт противоположный эффект.

Ставка рефинансирования. В руках государства есть еще один эффективный механизм воздействия на экономику. Этим механизмом является процентная ставка, под которую Центральный банк предоставляет кредит коммерческим банкам. При инфляционных тенденциях в экономике учетная ставка повышается. В этом случае кредит, получаемый коммерческими банками, становится дорогам. Это вызывает увеличение стоимости кредитов, которые коммерческие банки предоставляют субъектам экономических отношений. В результате происходит снижение привлечения инвестиционных ресурсов, что замедляет увеличение объемов производства и, следовательно, уменьшает инфляционные тенденции в экономике.

В случае экономического застоя ставка рефинансирования снижается. Кредит становится более дешевым, что вызывает возрастание спроса на него. При этом возрастает объем инвестиционных средств, обеспечивая расширение производства.

Изменение нормы резервирования в коммерческих банках. При инфляции Национальный банк может использовать мощный инструмент, который представляет собой требование увеличения нормы резервирования средств коммерческими банками. В этом случае связываются денежные средства коммерческих банков, объем денежной массы становится меньше, ее инфляционное давление снижается. При снижении объемов производства и дефляционных явлениях норма резервирования уменьшается. Денежные средства высвобождаются, что приводит к росту инвестиций, развитию производства и увеличению занятости.

Выпуск государственных ценных бумаг. Операции на открытом рынке. Рынок государственных ценных бумаг, выполняя функции по обслуживанию государственного долга, играет, кроме того, роль регулирующего финансового инструмента. При нарастании в стране инфляционных тенденций государство в лице уполномоченного института выпускает государственные ценные бумаги. При этом часть денег связывается и изымается из оборота, что снижает инфляционное давление на финансовую систему. В случае экономического застоя, сокращения производства государство выкупает государственные ценные бумаги. При этом денежные средства высвобождаются, обеспечивая увеличение инвестиционных ресурсов.

Государственные ценные бумаги, почти безрисковые, поскольку государство гарантирует своевременное выполнение своих обязательств. При этом государство старается в меру возможностей обеспечить конкурентоспособную доходность по сравнению с другими финансовыми инструментами, которая частично обеспечивается льготным налогообложением и высокой степенью ликвидности государственных ценных бумаг.

 

2.2 Анализ рынка государственных ценных бумаг


В современной рыночной экономике одним из основных эмитентов ценных бумаг, как известно, становится государство. Как я уже говорила в предыдущей главе, во всём мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в широком плане в качестве инструмента государственного регулирования экономики, а в плане более узком – как рычаг воздействия на денежное обращение и управление объёмом денежной массы, средство не эмиссионного покрытия дефицита государственного и местного бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных конкретных задач. Накоплен богатый опыт моделирования и выпуска разнообразных финансовых гособязательств, отвечающих потребностям и запросам различных инвесторов – потенциальных вкладчиков в государственные ценные бумаги.

В распространении и обращении государственных ценных бумаг значительную роль играют коммерческие банки, приобретающие и продающие их на фондовых рынках. Такие банки занимают одно из ведущих мест среди держателей рассматриваемых бумаг. Ещё более велика роль коммерческих банков как дилеров, через руки которых проходит значительно большое количество государственных ценных бумаг, нежели аккумулируемое ими как держателями. Государственные ценные бумаги принято делить на рыночные и нерыночные – в зависимости от того, обращаются ли они на свободном рынке или не входят во вторичное обращение на биржах и свободно возвращаются эмитенту до истечения срока их действия. Основную часть государственных ценных бумаг составляют рыночные. Рынок правительственных заимствований имеет разные названия. В их числе: рынок государственных облигаций, рынок государственного или национального долга, рынок правительственных займов или рынок государственных инструментов с фиксированной ставкой. В Великобритании, например, такой рынок также называется рынком «золотообрезных» облигаций благодаря сертификатам с золотой каймой.

В связи со стремлением Правительства РК использовать государственные краткосрочные и среднесрочные обязательства в качестве одного из определяющих источников бюджетных поступлений рынок государственных ценных бумаг получает мощный импульс. Каждый раз, когда правительство собирается привлечь займы, ему необходимо решить, на какое время ему понадобятся средства. Существуют различные названия периодов заимствования, которые все вместе называются «сроками». Эти сроки могут быть также разбиты на различные временные периоды, каждый из которых имеет свое собственное название.

Для большинства государств самый короткий период времени, на который они привлекают средства, равен 3 месяцам. Обычно такие инструменты называются «краткосрочными бумагами». В некоторых странах национальные заемщики могут использовать этот термин для заимствований и на более долгосрочные периоды вплоть до 1 года. Такие инструменты обычно предлагаются правительствами только первоклассным банкам, которые будут торговать ими только на межбанковском рынке и очень редко – на биржах ценных бумаг.

Следующий термин – это рынок краткосрочных займов или облигаций, который обычно представляет заимствования на срок от одного года до пяти лет. Обычно эти инструменты обращаются на организованных биржах, но структура ценообразования по этим инструментам делает их привлекательными только для небольшого круга профессиональных инвестиционных институтов и не представляющими интереса для частных лиц.

Еще один важный термин – это рынок среднесрочных займов или облигаций. Среднесрочные ценные бумаги – это термин, который до недавнего времени использовался только в Великобритании и США и представлял облигации со сроком погашения от 5 до пятнадцати лет или от двух до десяти лет. Большинство других государств не привлекали средства на периоды более 10 лет. Только недавно Германия и Япония стали выпускать облигации со сроком погашения 20 лет и больше.

Последний вид заимствований с точки зрения сроков называется долгосрочным, и этот термин используется для займов на период вплоть до тридцати лет.

Следует заметить, что такие названия дал соответствующим инструментам рынок, и они могут быть разными в разных странах. Например, в Великобритании эти термины используются для описания периода с настоящего времени до момента погашения облигаций правительством независимо от того, сколько времени прошло с момента выпуска инструментов. В США, наоборот, эти термины используются для описания периода действия облигации на момент выпуска независимо от того, сколько времени осталось до ее погашения правительством, поскольку в США, если облигация была выпущена на период 25 лет, то она остается долгосрочной, даже если она будет погашена через 2 года. Также следует помнить, что выпуски облигаций не становятся краткосрочными бумагами в последний год или три месяца жизни облигации.

Бумаги и облигации являются абсолютно различными инструментами. Существуют еще бессрочные облигации. Эти облигации, выпускаемые правительством, не имеют конкретной даты погашения.

Поскольку такие правительственные заимствования представляют собой кредиты государству, то кредиторы будут ожидать не только возврата своих средств, но также и плату за использование их денег. Поскольку по кредитам такие платежи называются процентными, методы, которые правительство может использовать для выплаты этих процентов, называются «видами процентов».

Один из таких методов называется дисконтированием. По этому виду правительство включает все начисляемые на заимствование проценты и выплачивает вместе с основной суммой долга. Соответственно первоначальная сумма, предоставляемая в кредит государству, будет меньше той суммы, которую государство выплачивает в конце срока. Традиционно этот метод применяется практически для всех краткосрочных бумаг, но в последние годы он также стал популярен для более долгосрочных инструментов. По методу дисконтирования погашается «Государственное краткосрочное казначейское обязательство», на государственном языке именуемое – «Мемлекеттiк кыска мерзiмдi казынашылык мiндеттеме» со сроками обращения три, шесть, девять и двенадцать месяцев. Номинальная стоимость краткосрочного казначейского обязательства – 100 тенге. Для исчисления вознаграждения используется фактическое количество дней в сроке обращения краткосрочных казначейских обязательств. Размещение краткосрочных казначейских обязательств осуществляется по дисконтированной цене, погашение – по номинальной стоимости.

Следующий метод называется «купонными платежами». При этом методе государство устанавливает фиксированную годовую процентную ставку, который выплачивается кредиторам либо раз в год, либо раз в полгода. В этом случае та сумма, которую государство заимствует в начале периода, будет равняться той сумме, которую оно выплатит в конце периода. Этот метод используется правительствами для большинства государственных облигаций. По методу купонных платежей погашаются «Государственное среднесрочное казначейское обязательство» на государственном языке именуемое «Мемлекеттiк орта мерзiмдi казынашылык мiндеттеме», номинальной стоимостью – 1000 тенге со сроками обращения свыше года до пяти лет включительно. Сумма купона определяется следующей формулой:


S=N*C*180/360


где S, тенге – сумма купона среднесрочных казначейских обязательств, подлежащих очередной выплате,

N, тенге – сумма номинальной стоимости соответствующего количества среднесрочных казначейских обязательств, подлежащих очередной выплате,

С, % – ставка купона.

По такому же принципу осуществляется выплата долгосрочных казначейских обязательств – МЕУКАМов.

Третий метод называется «индексацией». Поскольку покупательная сила денег в будущем может быть меньше, чем в настоящий момент и основную сумму долга к этому индексу, что даст инвесторам стабильный доход от их средств в реальном выражении. По принципу «индексации» начисляется доход среднесрочных индексированных казначейских обязательств – МОИКАМов. Индексация денег, вложенных в среднесрочные индексированные казначейские обязательства, производится путем исчисления индексированного купона, полученного от сложения фиксированного купона, определенного при размещении, и индекса инфляции за истекший купонный период.

Сумма индексированного купона определяется следующей формулой:


S=N*I/100+C,


где

S, тенге – сумма индексированного купона среднесрочных индексированных казначейских обязательств, подлежащих очередной выплате,

N, тенге – сумма номинальной стоимости соответствующего количества среднесрочных индексированных казначейских обязательств, подлежащая очередной выплате,

I, % – индекс инфляции за истекший купонный период, подлежащий выплате, при этом,


I = ***….*) – 1)*100


где I1, I2, I3,…, In – индексы потребительских цен за соответствующие месяцы купонного периода, значение I округляется до третьей цифры после запятой,

С, – сумма фиксированного купона,

при этом,


C=N*К*180/360,


где, К, % – значение фиксированного годового купона, определенного при размещении.

Индекс потребительских цен публикуется ежемесячно Агентством Республики Казахстан по статистике. В случае, если индекс инфляции за истекший купонный период равен отрицательному значению, то значение индекса инфляции принимать равным нулю. Аналогично осуществляется выплата индексированного купона по долгосрочным индексированным казначейским обязательствам – МУИКАМам.

В процессе заимствования средств заемщик должен продумать, как он будет погашать займ, а кредитор должен учитывать вероятность того, что его средства могут к нему не вернуться. Оба должны, таким образом, решить, какая процентная ставка должна выплачиваться по займу. Совершенно очевидно, что заемщик хочет получить средства по наименьшей возможной ставке, а кредитор хочет предоставить средства в кредит по наивысшей возможной ставке. Для того чтобы обе стороны могли найти ставку, которая лежит где-то посередине, необходимо учесть ряд факторов:

Кредитоспособность;

Стабильность государства;

Прогноз инфляции.

С целью защиты пенсионных активов накопительных пенсионных фондов Минфином РК выпускаются специальные валютные государственные облигации АВМЕКАМы со сроком обращения пять лет в бездокументарной форме номинальной стоимостью 100 долларов. Владельцы АВМЕКАМ имеют право на получение их номинальной стоимости при погашении и на получение вознаграждения в размере 6,14% годовых.

Следующим типом государственных ценных бумаг являются НСО – национальные сберегательные облигации.

Размещение НСО среди инвесторов осуществляется путем проведения подписки через финансовых агентов, которыми являются банки второго уровня, выполняющие роль субдепозитариев депозитария генерального финансового агента. Все затраты финансовых агентов по субдепозитарному обслуживанию НСО, выплате процентов и погашению номинальной стоимости облигаций компенсируются комиссионными вознаграждениями, которые оговариваются в агентских соглашениях, заключаемых с генеральным финансовым агентом, и выплачиваются МФ РК одновременно с выплатой квартальных процентов. При этом комиссионные вознаграждения не должны превышать пяти процентов годовых от размещаемого ими объема облигаций.

Финансовые агенты принимают заявки и оплату за приобретаемые НСО от инвесторов до достижения объемов, оговоренных в агентских соглашениях. Оповещение инвесторов о выпуске и начале подписки на национальные сберегательные облигации производится МФ РК за две календарные недели до начала подписки на очередную эмиссию облигаций через средства массовой информации и финансовых агентов. Информация должна содержать: инструкцию по подписке и приобретению НСО, порядок их обращения, дату и номер эмиссии, срок обращения, дату выплаты процентов и погашения, метод расчета процентной ставки, минимальный и максимальный объем приобретения НСО единичным инвестором, список финансовых агентов, через которых может осуществляться подписка, условия признания выпуска НСО состоявшимся. Подписка продолжается в течение десяти календарных дней и заканчивается за три банковских дня до начала обращения НСО.

При осуществлении подписки инвесторы заполняют заявку, в которой указываются полные данные об инвесторе, количество приобретаемых облигаций, дату и время подачи заявки, наименование финансового агента, обслуживающего данного подписчика. Инвестор одновременно с подачей заявки производит оплату в сумме, соответствующей количеству облигаций, указанному в заявке.

На НСО начисляются плавающие проценты доходности, которые выплачиваются ежеквартально. Плавающая процентная ставка устанавливается равной средней ставке доходности трехмесячных государственных краткосрочных казначейских обязательств по средневзвешенной дисконтированной цене, сложившейся на аукционах, проводимых МФ РК совместно с Национальным Банком РК, за период соответствующего квартала, включая первую неделю обращения облигаций для первого квартала и недели выплаты процентов для последующих кварталов начисления процентов. Погашение номинальной стоимости облигаций производится одновременно с выплатой последней процентной ставки дохода в течение тридцати календарных дней после установленной даты. После окончания этого срока сумма невостребованных инвесторами процентных выплат и номинальной стоимости облигаций аннулируется и перечисляется в доход республиканского бюджета.

Все операции с НСО прекращаются за семь дней до объявленной даты выплаты процентов и погашения. В течение этого времени генеральный финансовый агент должен представить в Министерство Финансов РК сводную ведомость на погашение, включающую сведения о количестве НСО, по которым производится погашение процентов и погашение к сумме выплаты отдельно по каждому финансовому агенту. Затем средства, необходимые для выплаты квартальных процентов и погашения облигаций, перечисляются Министерством Финансов РК на корреспондентские счета финансовых агентов за один банковский день до объявленной даты выплаты.

Подписка на НСО была ориентирована в основном на население, однако, как показывает анализ, физическими лицами НСО приобретаются лишь на небольшие суммы.

Наиболее популярными государственными ценными бумагами являются краткосрочные ноты Национального Банка РК со сроком обращения от 7 дней до 91 дня номинальной стоимостью 100 тенге. Краткосрочные ноты представляют собой инструмент денежно-кредитной политики Национального Банка, предназначенный для регулирования ставок вознаграждения на финансовом рынке. Краткосрочная нота представляет собой обращаемую эмиссионную государственную дисконтную бездокументарную ценную бумагу, которая размещается Национальным Банком по дисконтированной цене, а погашается по номинальной стоимости.

Условия выпуска и размещения, а также срок обращения краткосрочных нот определяются в соответствии с целями денежно-кредитной политики, проводимой Национальным Банком РК.

Национальный Банк по согласованию с первичным агентом вправе произвести досрочное погашение вылущенных им краткосрочных нот как в полном объеме, так и частично, если в условиях выпуска и размещения было закреплено данное право и указана дата досрочного погашения.

Размещение краткосрочных нот Национального Банка РК осуществляется следующими методами:

-        методом аукциона, проводимого Национальным Банком РК;

-        методом продажи Национальным Банком по дисконтированной

цене, согласованной с первичными агентами;

-        методом доразмещения.

Аукционный метод размещения краткосрочных нот заключается в том, что удовлетворение заявок начинается с наибольшей дисконтированной цены, указанной в заявках первичных агентов, и заканчивается по цене отсечения. Национальному Банку РК предоставлено право покупать и продавать выпускаемые им краткосрочные ноты на вторичном рынке государственных бумаг в целях оперативного воздействия на состояние финансового рынка. Приобретая или продавая ноты, НБ РК тем самым будет соответственно увеличивать дополнительную ликвидность, либо изымать избыточную с денежного рынка. Складывающаяся доходность по ГКО – важнейший денежный ориентир денежного рынка. Что касается вторичного размещения ГКО, то анализ его базовой характеристики строится на оценке средневзвешенной эффективной доходности по отношению к погашению действующих выпусков – учётной ставке. Если в данный период происходит ускорение или торможение роста котировок ГКО, то оно затрагивает все обращающиеся выпуски независимо от текущего срока до погашения каждого из них.


Показатели по первичному размещению нот НБК

Срок обращения нот НБК

Дата аукциона

Объем, установленный

Минфином, НБК,

Фактич.

спрос

Удовлетворенный объем,

Доходность номинальная

Эффективная

доходность

Ноты 28 дней

01.02.2008

25 000,00

31 272

31 173

6,16

6,34

Ноты 26 дней

02.09.2007


100 000,00


39 420


39 221


5,35


5,48


Ноты 91 день

13.07.2007


200 000,00


165 804


200 000


5,41


5,52


Ноты 180 дней

22.06.2007


200 000,00

109 476


108 337


5,95


6,04


Ноты 363 дня

11.05.2007


200 000,00


87 445

75 880


6,50


6,50



Обращение краткосрочных нот начинается со дня, установленного Национальным Банком для оплаты первичными агентами за приобретенные краткосрочные ноты, и завершается за один рабочий день до даты погашения или даты досрочного погашения.

Владелец краткосрочных нот имеет право передавать их в залог, проводить операции РЕПО и обратного РЕПО, продавать и покупать их на вторичном рынке. Объем биржевых сделок по государственным ценным бумагам на организованном рынке в 3 квартале 2007 увеличился на 9,19% по сравнению с началом года, в связи с увеличением объема сделок «репо» на 8,17% и объема первичных размещений – на 0,37%, соответственно. На долю сделок «репо» в общем объеме сделок с государственными ценными бумагами приходится 94,47%.


Объемы сделок на KASE с государственными ценными бумагами


за 1 квартал

2007 года

за 2 квартал

2007 года

за 3 квартал

2007 года

изменения за 3 квартал, в %

Объем сделок, в том числе:

4 794 355

5 454 649

5 956 126

9,19

первичные размещения

19 809

40 135

40 282

0,37


Государственные ценные бумаги, находящиеся в обращении на территории Республики Казахстан


на 1 октября 2006 года

на 1 января 2007 года

на 1 апреля 2007 года

на 1 июля 2007 года

на 1 октября 2007 года

Всего в обращении в т.ч.

611 774

906 076

1 235 740

1 308 925

885 803

Ноты Национального Банка

243 374

533 103

837 492

867 530

404 439

Ценные бумаги Министерства финансов

362 740

368 280

393 555

438 002

477 971

ценные бумаги местных исполнительных органов

5 660

4 693

4 693

3 393

3 393


Всего, на 1 октября 2007 года в обращении на территории Республики Казахстан находилось государственных ценных бумаг на сумму 885 803 млн. тенге.

Как любые ценные бумаги, государственные ценные бумаги имеют три основных критерия, по которым они поддаются анализу. Первый из них – надёжность. Надёжность государственных ценных бумаг по сравнению со всеми другими инструментами финансового рынка, представляется достаточно высокой, поскольку агентом выступает Национальный Банк РК, который по соглашению с Минфином в случае, если Минфин окажется не в состоянии что-либо погасить, автоматически погашает рефинансируемые выпуски. Так, что надёжность государственных ценных бумаг исключительно высока.

Что касается ликвидности, т.е. возможности быстро продать и быстро купить, то пока проблем с государственными ценными бумагами практически не было. А когда у ценной бумаги высокая надёжность и высокая ликвидность, то доходность её бывает ниже, чем у тех рыночных инструментов, которые не обладают двумя первыми замечательными качествами. Известно, чем больше риска, тем больший доход платит эмитент.

Рынок государственных ценных бумаг – оптовый, профессиональный, хотя в нормально отлаженной экономике население, конечно же, имеет право покупать государственные ценные бумаги, но подавляющее большинство населения никаких государственных ценных бумаг не покупает, а свои средства хранит на счетах в сберегательных банках. А вот банки – это уже профессионалы на рынке ценных бумаг – работают с ценными бумагами и зарабатывают деньги и для себя, и для вкладчиков. Такова мировая практика.

Хотя, принимаются меры по популяризации рынка ценных бумаг среди населения путем публикации статьей в СМИ, участия в интервью, конференциях, круглых столах. Также были подготовлены видеоролики для телеканала «Хабар». Кроме того, Агентством по регулированию и надзору РК подготовлены брошюры-памятки для начинающих инвесторов на рынке ценных бумаг, распространение которых планируется, как посредством размещения на веб-сайте Агентства, так и среди населения.

В целях упрощения доступа населения к финансовым продуктам и услугам Агентством пересмотрены требования, предъявляемые к трансфер-агентской деятельности. Данные меры способствовали появлению на рынке ценных бумаг первых трансфер-агентов. Так, в мае 2006 года лицензии на осуществление трансфер-агентсткой деятельности были выданы АО «Казпочта» и ТОО «C-n-D Express».

Вложение денежных средств в государственные ценные бумаги выгодно отличается от размещения в банковские депозиты: надежность таких инвестиций пока не вызывает сомнений, поскольку активное привлечение денежных средств как на внутреннем, так и на внешнем рынке является важнейшей частью государственной политики РК. Помимо соображений надежности, следует учитывать и ликвидность государственных ценных бумаг: в отличие от банковского депозита бумаги можно продать в любой момент без существенных потерь накопленных процентов.

Таким образом, создание за короткое время устойчивого рынка государственных ценных бумаг следует признать успехом, но его нынешние особенности создают известные проблемы, одна из которых заключается в повышении расходов государства по обслуживанию долга. Недобор «штатных» доходов правительство пытается возместить увеличением займов внутри и вне страны. Малодоступность или неприемлемость альтернативных источников финансирования в настоящее время не позволяет сокращать эмиссию государственных ценных бумаг.

Между тем интенсивное наращивание эмиссии государственных ценных бумаг существенно увеличивает затраты по обслуживанию государственного долга. Издержки обслуживания госдолга постепенно приближаются к возможностям налоговой базы бюджета. На 1 февраля 2007 г. сумма государственного долга Казахстана, выпущенного в виде государственных ценных бумаг, включая муниципальные облигации, составила вместе с обслуживанием в текущих ценах 1 449,3 млрд. тенге, или эквивалент 11 480,4 млн. долларов по курсу 126,24 тенге за доллар. С 1 по 31 января 2007 года общая сумма долга в тенговом эквиваленте выросла на 332,7 млрд, в долларовом на 2 688,3 млн. Соответствующие показатели изменения долга в декабре 2006 года составляли +178,3 млрд. тенге, или 1 460,3 млн долларов.

Одной из мер по снижению стоимости обслуживания внутреннего государственного долга является реструктуризация госдолга в пользу относительно более «длинных» ценных бумаг. В то же время реструктуризация должна сопровождаться соответствующими мерами денежно-кредитной и налоговой политики, направленными на повышение привлекательности вложений в другие сектора экономики и инструменты финансового рынка. Среди факторов, характеризующих рынок государственных ценных бумаг, важную роль играют особенности организации первичного и вторичного рынков ценных бумаг, их ликвидность и доходность.

Одно из условий эффективного развития государственного рынка ценных бумаг – организация устойчивого первичного рынка ценных бумаг. Поэтому необходимо расширять круг держателей государственных ценных бумаг, регулировать операции по продаже, диверсифицировать инструменты государственного долга. Однако на увеличение объемов первичного рынка государственных ценных бумаг влияет не только привлекательность его инструментов, но и степень учета интересов отдельных его участников. Предпринимаемые усилия привлечь население к финансированию государственного долга не дают заметных результатов. Физические лица предъявляют ограниченный спрос.

Одно из условий расширения круга держателей государственных ценных бумаг – наличие успешно функционирующего и ликвидного вторичного рынка, основными характеристиками которого являются большой объем обращающихся государственных ценных бумаг с четкой и объективно регулируемой. Развитие первичного рынка государственных ценных бумаг способствует повышению активности и на вторичном. Вторичный рынок растет более быстрыми темпами. Его доля в рынке государственных ценных бумаг составляет 49,17%. Как на первичном, так и на вторичном рынке основная доля сделок приходится на ноты Национального банка. Соответствующие показатели равны 58,4% и 49,9%. Объяснить перевес нот Национального банка и ГКО‑З можно их более высокой ликвидностью и коротким сроком погашения. В секторе среднесрочных и долгосрочных облигаций Министерства финансов наибольшим спросом пользовались бумаги со сроком погашения от 731 до 1825 дней.

Главной тенденцией в развитии рынка ГДО в ближайшем будущем станет увеличение сроков государственных заимствований. Преобразование структуры рынка ГДО в пользу более длительных заимствований и, как следствие, повышение спроса на свободные денежные ресурсы на фоне все большего международного признания казахстанского корпоративного и государственного долгового рынка ценных бумаг вызовет приток иностранного капитала, величина которого будет зависеть у каждого дилера от способов его привлечения.

Пополнение арсенала финансовых инструментов на рынке ГДО долгосрочными долговыми обязательствами неизбежно поставит вопрос о поиске инвесторов путём предложения со стороны дилеров дополнительных услуг, а также оптимизации и уменьшения стоимости уже предлагаемых. В данной ситуации дилеры могли бы предложить инвесторам оплату комиссии не по каждой совершаемой сделке на рынке ГДО, а за месячный оборот, что позволит инвестору с увеличением оборота уменьшить размер комиссионных. Кроме того, для привлечения крупного инвестора дилер мог бы предложить разработать индивидуальную схему инвестиционного портфеля, состоящего из ГДО.


2.3 Анализ деятельности инвестиционных фондов


Наряду с другими элементами инвестиционной структуры в Республике Казахстан может быть создан и инвестиционный фонд.

Седьмого июля 2004 был принят Закон Республики Казахстан «Об инвестиционных фондах», устанавливающий введение понятия и определения условий создания, функционирования и прекращения деятельности инвестиционных фондов, правовое положение, порядок государственного регулирования инвестиционных фондов, включая паевые инвестиционные фонды – новую структуру коллективного инвестирования на рынке финансовых услуг Казахстана. Именно этот закон и заложил основу создания новых финансовых институтов в Казахстане.

Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом и создается на неограниченный срок, если иное не предусматривается правилами фонда.

ПИФ – это уникальная форма инвестирования, которая имеет множество преимуществ:

потенциально высокая доходность на вложенные деньги, определяемая выбором фонда,

инвестиционные стратегии как для консервативных, так и агрессивных инвесторов,

профессиональное управление активами,

минимизация рисков за счет инвестирования средств в разные отрасли,

льготное налогообложение доходов ПИФов и пайщиков,

многоуровневая система защиты инвесторов через государственное регулирование деятельности фондов,

абсолютно прозрачный инвестиционный процесс.

Так, количество действующих на рынке ценных бумаг паевых инвестиционных фондов по состоянию 1 ноября 2007 года составило 169, увеличившись за период с начала года на 93. На рынке также функционирует 11 акционерных инвестиционных фондов, совокупные активы которых на 1 октября 2007 года составили 25 950 млн. тенге с увеличением на 48,47%.

Открытые ПИФы предоставляют держателю пая право требовать от управляющей компании выкупать паи не реже одного раза в две недели. Это обстоятельство требует от управляющей компании держать активы открытого фонда в ликвидных инструментах, что обеспечивает более низкий уровень доходности в отличие от других видов ПИФов.

Доминирование на рынке закрытых ПИФов является также результатом маркетинговой политики управляющих компаний – большинство фондов создается под определенные инвестиционные проекты. Привлекательность паевых инвестфондов для инвесторов обусловлено наличием для них ряда льгот, в частности налоговых. Соответственно привлекать инвестиционные средства через ПИФы намного выгоднее и эффективнее. Исходя из этого, можно предположить, что многие вновь созданные закрытые фонды уже имеют готовые проекты, под которые собирают активы.

Некоторые участники рынка начинают рассматривать закрытые ПИФы в качестве реального инвестора. Подавляющая часть закрытых ПИФов указывает на свое бессрочное функционирование. Только два из них официально заявили, что рассчитывают работать 7 и 5 лет. Это обстоятельство объясняется опять-таки направленностью закрытых фондов на проектное инвестирование. По словам представителей управляющих компаний, минимальный срок осуществления проекта составляет 5 лет. К примеру, за это время можно купить пока еще слабую, но достаточно перспективную компанию. Затем посредством эффективного менеджмента и правильной маркетинговой стратегии капитализировать ее и после получать прибыль.

Стоимость активов ПИФов на 1 января 2006 года составляла 96 млн. $, на 1 января 2007 года – 390 млн. $.


Рост активов паевых инвестиционных фондов в 2005–2006 годах


Как видим, рост активов ПИФов произошел более чем в 4 раза.

Результаты инвестиционной деятельности в существенной мере зависят от обоснованности инвестиционных решений, учета в процессе их принятия многообразных факторов, основными из которых являются:

-   ограниченность инвестиционных ресурсов;

-   многообразие видов инвестиций и вариантов инвестиционных решений;

-   различия в стоимости инвестиционных объектов;

-   различия инвестиционных качеств предполагаемых объектов инвестиций;

-   риски, связанные с принятием инвестиционного решения;

-   изменение внутренних и внешних условий деятельности.

Учет этих и других факторов и ходе обоснования и выбора возможных вариантов вложения средств предполагает осуществление инвестиционного анализа на основе специальных методов оценки инвестиций. Ряд аспектов инвестиционного анализа получил глубокую и всестороннюю разработку в исследованиях известных зарубежных экономистов, в частности лауреатов Нобелевской премии Г. Марковица, У. Шарпа и др. В начале 50-х годов Г. Марковицем были разработаны методологические принципы управления портфелем финансовых инструментов. Дальнейшее развитие научный инструментарий портфельной теории получил в работах У. Шарпа, предложившего технику эффективного управления крупными финансовыми портфелями. В 60-е годы У. Шарпом, Дж. Линтнером и Дж. Моссиным /20/ была предложена модель цены капитальных активов, отражающая связь систематического риска и доходности. Большое значение для развития современной теории финансов имели работы Ф. Модильяни и М. Миллера /21/ по анализу структуры капитала и стоимости источников финансирования инвестиций. Современные теории инвестиций рассмотрены в работах Д. Сорос, Е. Фама, А. Фельдмана, И. Меньшикова.

Принятие инвестиционных решений предполагает оценку приемлемости инвестиций, сопоставление предполагаемых результатов инвестирования и вложенных средств. Участники рынка прогнозируют цены активов, традиционно используя фундаментальный и технический анализ, а иногда – их комбинацию. Фундаментальный анализ основывается на всей доступной информации, технический – на графиках исторического поведения цен. Сторонники первого систематизируют информацию и создают на ее базе модели, позволяющие делать прогнозы. В отличие от них технические аналитики изучают конфигурации на графиках истории цен и создают сценарии поведения. При этом важную роль приобретает правильное определение действительной стоимости инвестируемого капитала. Решение данной проблемы означает, с одной стороны, необходимость использования такого способа мобилизации капитала, при котором стоимость капитала будет минимальной, а с другой стороны – выбора направлений использования мобилизованных средств, ориентированных на максимизацию доходности вложений.

Анализируя деятельность паевых инвестиционных фондов сделаем это на примере ПИФ «БТА Доходный». Денежные средства Фонда размещаются в широкий спектр ценных бумаг, что позволяет уменьшить риск, связанный с инвестированием в один инструмент.


Возможности формирования инвестиционного портфеля ПИФ «БТА Доходный» в 2006 году

Тип инструмента

Лимит инвестирования

Государственные ценные бумаги РК

20%

Муниципальные ценные бумаги РК

10%

Корпоративные акции резидента РК, в т.ч. ADR, GDR, включенные в листинг «А» ЗАО «КФБ»

80%

Корпоративные акции резидента РК, в т.ч. ADR, GDR, включенные в листинг «В» ЗАО «КФБ»

30%

Продолжение таблицы 6

Корпоративные облигации резидента РК, в т.ч. BV, включенные в листинг «А» ЗАО «КФБ»

90%

Корпоративные облигации резидента РК, в т.ч. BV, включенные в листинг «В» ЗАО «КФБ»

40%

Ценные бумаги, эмитированные следующими международными финансовыми организациями:

Международным банком реконструкции и развития;

Европейским банком реконструкции и развития;

Межамериканским банком развития;

Банком международных расчетов;

Азиатским банком развития;

Африканским банком развития;

Международной финансовой корпорацией;

Исламским банком развития;

Европейским инвестиционным банком;

60%

Ценные бумаги иностранных государств и агентские облигации финансовых агентств государств, имеющих долгосрочную рейтинговую оценку в иностранной валюте по международной шкале кредитного рейтинга не ниже «ВВ–» или «Ва3»;

50%

Акции, обращающиеся в торговых системах организаторов торгов и эмитенты которых имеют долгосрочную рейтинговую оценку в иностранной валюте по международной шкале кредитного рейтинга не ниже «ВB–» или «В3»;

80%

финансовые инструменты инвестиционных фондов, имеющих рейтинговую оценку по международной шкале не ниже «ВВ–» или «Ва3», выпущенные в соответствии с законодательством иных, помимо Республики Казахстан, государств;

60%

Депозитарные расписки, базовым активом которых являются ценные бумаги эмитентов, имеющих рейтинговую оценку в иностранной валюте по международной шкале кредитного рейтинга не ниже «ВВ–» или «Ва3»;

70%

Приобретаемые в целях хеджирования производные ценные бумаги нерезидентов, имеющих долгосрочную рейтинговую оценку в иностранной валюте по международной шкале кредитного рейтинга не ниже «ВВ+» или «Ва1».

50%

Аффинированные драгоценные металлы, соответствующие международным стандартам качества, принятым Лондонской ассоциацией рынка драгоценных металлов и обозначенным в документах данной ассоциации как стандарт «Лондонская качественная поставка»;

20%

Вклады в банках второго уровня

20%

Иностранная валюта стран, присоединившихся к Статье 8 Устава Международного валютного фонда;

10%

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.