РУБРИКИ |
Финансовое состояние банка |
РЕКЛАМА |
|
Финансовое состояние банкаОднако этими же правилами установлены существенные ограничения по размещению страховых резервов в один банк. Суммарная стоимость ценных бумаг, прав собственности на долю в уставном капитале, средств на банковских вкладах, расчетном счете, а также в общих фондах банковского управления одного банка не может превышать 15%. При этом следует отметить, что размещение других финансовых ресурсов страховых организаций (уставного капитала, прибыли, резервов, сформированных из прибыли и др.) в настоящее время не регламентируется. Это также расширяет поле взаимного инвестиционного интереса банков и страховщиков. Еще одной важнейшей предпосылкой организации взаимоотношений между банками и страховыми организациями является банковская функция расчетно-кассового обслуживания юридических и физических лиц. Расчетно-кассовое обслуживание многочисленной клиентуры страховых компаний выгодно для банков, оно способствует увеличению банковских ресурсов. Остатки на банковских счетах страховых клиентов, образующиеся при их расчетно-кассовом обслуживании, являются заемными средствами, которые банк получает более легким и дешевым способом по сравнению с поступлением заемных средств из других источников (депозиты, межбанковские кредиты и др.). Более того, средства, получаемые банком при расчетно-кассовом обслуживании клиентов-страховщиков, как и других клиентов, обеспечивают повышенную ликвидность банковского учреждения. Исследованные формы функциональных связей между банками и страховыми компаниями предопределяют взаимовыгодные отношения между ними, а управление финансовыми потоками обоих организаций становится более эффективным: инвестиционная деятельность страховых компаний является серьёзным финансовым ресурсом для банков, особенно в части долгосрочного кредитования; участие банков в управлении страховым капиталом обусловлено потребностью в страховой защите банковской деятельности и привлечении клиентской базы страховщиков; интерес страховых организаций в управлении банковским капиталом обусловлен необходимостью надежного размещения своих финансовых ресурсов, возможностью расширения клиентской базы, потребностью в надежном банковском сопровождении страховых операций и т.д. Следовательно, экономическая основа взаимоотношений между банками и страховыми организациями может служить гарантией для успешного развития в будущем. Формирование национального страхового рынка и банковской системы осуществляется в тесной взаимосвязи. Взаиморазвитие банков и страховых организаций подтверждается как практически единовременным возникновением анализируемых финансовых институтов, так и их параллельным развитием. Заинтересованные взаимоотношения банков и страховых компаний проявляются уже на этапе их формирования, когда учредителями страховых организаций являются банки, а учредителями банковских организаций выступают страховщики. Взаимоотношения банков и страховых организаций необязательно предполагают взаимные вложения в капитал. Основой взаимодействия могут быть партнёрские отношения. Общим в деятельности банков и страховых организаций является наличие значительной клиентуры у двух сторон: банковские учреждения и страховщики оказывают различные финансовые услуги большому числу юридических и физических лиц. Не противопоставляя банковские и страховые продукты, а дополняя их, взаимодействие страховых и банковских учреждений способствует обмену клиентами, повышению конкурентоспособности обоих финансовых институтов; страховые компании на партнерской основе имеют возможность использовать банки для продвижения своих страховых продуктов, в то время как банки обеспечивают соответствующее расчетно-кассовое сопровождение; и наоборот, страховые организации, предоставляя свои помещения банкам, позволяют последним продвигать банковские продукты и услуги по расчетно-кассовому обслуживанию. Эффект взаимовыгодного сотрудничества повышается при использовании филиальной сети исследуемых финансовых институтов. Общим принципом организации банковского и страхового дела является принцип территориальности, означающий необходимость организации бизнеса на значительной территории посредством открытия филиалов и представительств. Совместное использование материальной базы и кадровых ресурсов контрагентов позволяет, с одной стороны, расширить клиентскую базу, а с другой стороны, сократить расходы банков и страховых компаний по развитию филиальной сети, а, следовательно, повысить эффективность банковской и страховой деятельности. В последнее время наблюдается всё более тесное сотрудничество банков и страховых компаний. Интеграция проявляется от создания совместных финансовых продуктов и оказания общими усилиями различных видов услуг до образования "финансовых супермаркетов" и банкостраховых групп. Финансовые продукты, которые обладают многими свойствами, называют мультиатрибутивными продуктами. Такие продукты появились и на стыке банковской и страховой деятельности. Это совместные пластиковые карты, которые выполняют расчетную функцию, обеспечивают страховую защиту владельцу во время поездок по Казахстану, СНГ и за рубеж, а также в случае утраты карты. Они также несут функцию клубной карты с предоставлением значительных скидок при страховании и в торговой сети. Разработана пенсионная страховая карта, суть, которой в том, что держатели пластиковых карт банка становятся владельцами и полиса пенсионного страхования. При этом они получают скидки на различные виды страхования. Интересно использование такого направления, как страховой фундированный траст. Как известно, ту часть денег, которые получает клиент по депозитным вкладам, он вправе капитализировать, снять, а может, использовать для приобретения различных страховых программ. Направление вкладчиком ежемесячной части дохода по вкладу на приобретение страховых полисов фундирование. Страховой депозитный вклад - новый финансовый продукт. Одновременно клиент имеет две услуги: открывает депозит на 100 тыс. тенге и получает полис страхования от несчастных случаев на 100 тыс. тенге. В результате у человека появляется не только накопительная часть, но и финансовая защита на случай инвалидности, потери трудоспособности, а у родных - защита на случай смерти застрахованного вкладчика. Важной и весьма перспективной формой взаимоотношений банков и страховых организаций является сфера перестрахования. Зарубежная практика свидетельствует, что страховые организации начинают использовать банковские технологии в перестраховании. Страховые контрагенты принимают формы договоров о кредитовании при наступлении определенного условия. Из премий формируется депозит, а страховое возмещение является кредитом, который выплачивается из аккумулированных и будущих средств на депозите. Полагается, что обозначенная банковская технология перестрахования в перспективе выразится и в непосредственном участии банков в перестраховочной деятельности. Долгосрочное кредитование банкам осуществлять намного проще при взаимодействии со страховыми компаниями, которые располагают "длинными деньгами". Банки и страховые компании, входящие в банкостраховые группы, решают проблемы с капитализацией за счет перераспределения средств внутри группы. Банковские услуги и услуги по страхованию, предлагаемые совместно, прекрасно дополняют друг друга. Банкостраховые группы аккумулируют огромные средства, которые инвестируются также и с помощью инвестиционных и пенсионных фондов. В целом банкостраховые группы работают согласно концепции "финансового супермаркета", то есть клиенту предлагаются все виды финансовых услуг в одном месте. В отличие от всех традиционных финансовых институтов "супермаркеты" позволяют предложить клиентам комплексные программы инвестиционного, страхового и банковского обслуживания. При этом издержки при осуществлении различных финансовых операций существенно снижаются. Кроме того, создаётся единый центр финансовых услуг. Развивая концепцию финансового супермаркета, его участники вырабатывают общую идеологию деятельности на финансовом рынке, внедряют общую корпоративную культуру, осуществляют согласованную маркетинговую и финансовую политику. В результате все это приводит к конкурентным преимуществам как объединения в целом, так и отдельно взятых компаний, входящих в данное объединение. Тенденции к сотрудничеству наблюдаются и на более высоком уровне. В сферу интересов сторон, заключивших соглашение, входит совместная экспертиза по банковскому и страховому законодательству, усовершенствование системы подготовки специалистов банковского и страхового бизнеса, обмен аналитическими материалами и др. Активизация сотрудничества страховых компаний и банков является общемировой тенденцией. Расширяется и углубляется взаимодействие рассматриваемых финансовых институтов и в Казахстане. При этом обозначенные процессы в нашей стране происходят достаточно интенсивно, в то время как за рубежом исследуемые формы взаимоотношений страховых организаций и банков складывались десятилетиями. Однако, к сожалению, взаимоотношения банков и страховых организаций еще не являются достаточно распространенными, особенно в части страховых услуг для банков. Расширение свободной конкуренции, стабилизация экономики, постепенная либерализация финансового рынка предоставляют возможность для углубления начатых процессов. К основным тенденциям дальнейшего развития взаимодействия банков и страховых организаций в Казахстане следует отнести упорядочение законодательства в части возможностей полномасштабного взаимодействия банков и страховых организаций, организацию банкостраховых групп, разработку новых финансовых продуктов, произведенных на стыке банковских и страховых услуг, развитие и укрепление различных видов партнерских взаимоотношений банков и страховых организаций. ЗаключениеВ современных коммерческих банках финансовый анализ и анализ финансового состояния, как его составляющая, представляет собой не просто элемент финансового управления, а его основу, поскольку финансовая деятельность, как известно, является преобладающей в банке. С помощью анализа, как функция управления, и таких функций как аудит и контроль осуществляется внутреннее регулирование деятельности банка. Содержание, место и роль анализа финансового состояния в банковском бизнесе во многом зависят от специфики деятельности кредитных учреждений. Роль анализа финансового состояния в управлении деятельностью коммерческих банков, повышении надежности и качества управления является не только ответственной, но и определяющей жизнеспособность как отдельных коммерческих банков, так и банковской системы в целом. Важной особенностью финансового состояния в банках является то, что деятельность их неразрывно связана с процессами и явлениями, происходящими в той среде, где они функционируют. Поэтому проведению анализа финансового состояния в банке должен предшествовать анализ окружающей его финансово-политической, деловой и экономической среды. Эффективность большинства управленческих решений может быть оценена с помощью финансовых показателей, поэтому анализ финансового состояния, как неотъемлемая часть финансового анализа является этапом, операцией и одним из основных условий обеспечения качества и эффективности принимаемых управленческих решений. Изучая и характеризуя экономическую эффективность деятельности банка, анализ является одной из функций управления наряду с планированием организацией, регулированием, координацией, мотивацией, стимулированием, гуманизацией и контролем. То есть, анализ финансового состояния и финансовый анализ в целом в коммерческом банке изучает и оценивает не только эффективность деятельности самого банка, но и экономическую эффективность управления им. Итак, анализ финансового состояния как часть финансового анализа, как практика, как вид управленческой деятельности предшествует принятию решений по финансовым вопросам, являясь этапом, операцией и условием их принятия (информационно-аналитическим обеспечением), а затем обобщает и оценивает результаты решений на основе итоговой информации. Анализ финансового состояния как наука изучает финансовые отношения, выраженные в категориях финансов и финансовых показателях. При этом роль его в управлении коммерческим банком состоит в том, что он является самостоятельной функцией управления, инструментом финансового управления и методом его оценки. В данной курсовой работе был проведен анализ финансового состояния коммерческого банка. В 2008 году активы составляли 9346730713 тысяч тенге, в 2009 году сумма активов составила 9519453029 тысяч тенге, что на 172722316 тысяч тенге больше предыдущего периода, темп прироста составил 1,85%. Основное влияние на увеличение активов оказали такие разделы баланса как: начисленные доходы, связанные с получением вознаграждения, сумма которых за 2009 год составила 52976696 тысяч тенге. обязательства банка увеличились за исследуемый период на 147435885 тысяч тенге. В структуре обязательств значительную долю составили обязательства перед клиентами, удельный вес которых в 2009 году составил 57,78, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 3,74 процента. За отчетный 2009 год совокупный собственный капитал банка увеличился на 25286431 тысяч тенге и составил в 2009 году сумму 1166682102 тысяч тенге. Данный прирост обеспечен сбалансированным изменением всех основных составляющих капиталов первого и второго уровня, в том числе уставной капитал с учетом дополнительного капитала. Вообще собственные средства коммерческого банка - это средства, принадлежащие самому банку. Основным элементом капитала банка является уставной (акционерный) капитал - он служит основным обеспечением обязательств кредитной организации. Так сумма уставного капитала в 2009 году составила 814147555 тысяч тенге, что на 61980022 тысяч тенге больше, чем в 2008 году. Это свидетельствует об укреплении статуса банка. Проведенный анализ финансового состояния банка за 2008-2009гг показывает динамику роста активов, обязательств и собственного капитала. Таким образом, финансовое состояние банка устойчивое, платежеспособность и ликвидность обеспечены. Список использованной литературы1. Закон "О Национальном банке Республики Казахстан", от 30 марта 1995года 2. Закон Республики Казахстан от 31 августа 1997 года № 2444 "О банках и банковской деятельности в Республики Казахстан" 3. Бабичевой Ю.А. М Банковское дело. Справочное пособие с 420 4. Белоглазова Т.Н. Банковское дело Финансы и статистика, с 680 5. Галицкая С.В. Деньги. Кредит. Финансы с 224 6. Деева А.И. Финансы Экономика с 327 7. Давыдова Л. А Банковское право с 456 8. Жукова Е.Ф. Банки и банковские операции. с 472 9. Колесников В.И. Финансы и статистика с 560 10. Кроливицкой Л.П. Банковское дело с 78 11. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. с 480 12. Максютов А.А. Основы банковского дела с 384 13. Рысбекова Ж. Деятельность коммерческих банков с 70-74 14. Сейткасимов А.Г. Управление банковской ликвидностью и методы ее анализа с 110 15. Сахариев С.С. Сахариева А.С. Финансы с 436 16. Сапарбаева Ж.А. Управление финансовым состоянием предприятия в рыночных условиях с 18-23. 17. Свиридов О.Д. Финансы, денежное обращение, кредит с 288 18. Тулегенова С. Б Финансовая отчетность с 158 19. Ухтуева Г.А., Банковское дело с 66 20. www.nationalbank. kz 21. www.kase. Kz ПриложенияПриложение А Таблица 1 - Финансовая отчетность
Приложение Б Таблица 2 - Отчет о прибылях и убытках В тыс. тенге
|
|
© 2000 |
|