РУБРИКИ |
Экпортные аккредитивы |
РЕКЛАМА |
|
Экпортные аккредитивыЭкпортные аккредитивыСанкт-Петербург 2001 СОДЕРЖАНИЕ Стр. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Теоретическая часть 1.1 Денежно – кредитная политика государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 1.2 Обязательные резервы как инструмент ДКП . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 Глава 2 Учёт операций по формированию и регулированию обязательных резервов . . . 17 2.1 Учёт формирования обязательных резервов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 2.2 Учёт регулирования обязательных резервов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 Практическая часть
размера обязательных резервов, депонируемых в Банке России, и достоверности представленных в нем сведений (на примере банка «АРСЕНАЛ») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 ВВЕДЕНИЕ Вступление в XXI век знаменуется переходом мировой экономики в качественно новое состояние. Возникает принципиально новая экономика, отличительные черты которой — глобализация, либерализация, распространение новых технологий, систем телекоммуникации и Интернета, электронного бизнеса, коммерции и бэнкинга. Цивилизация приобретает черты информационного мира. А в нем доминируют не материальные, а интеллектуальные и финансовые ресурсы. Актуальность темы заключается в том, как в новых условиях изменится роль государства, в частности Банка России, традиционно регулирующих денежное обращение, национальную денежную массу и вообще все денежное хозяйство любой страны? Возможно, тотальная либерализация, самофинансирование и эффективные, планетарно объединенные финансовые рынки постепенно сведут роль национальных монетарных властей к минимуму? В этой ситуации Банк России должен достаточно тонкими инструментами денежно-кредитного регулирования поддерживать баланс между задачами увеличения денежной массы для обеспечения экономического роста, пополнения золотовалютных резервов, обслуживания внешнего долга, недопущения значительных колебаний валютного курса. При этом чрезвычайно важно не допустить неконтролируемый рост цен и падение жизненного уровня населения. Для этого необходимо перейти от жесткой политики количественного регулирования денежной массы к регулированию процентных ставок. Плавно снижая процентной ставки, Банк России может добиваться стабильного безинфляционного роста, что и наблюдается в экономике развитых стран в последние 17 лет. Другим, не столь гибким, но сильнодействующим инструментом денежно-
кредитного регулирования является механизм обязательного регулирования
средств коммерческих банков в Банке России Обязательные резервы призваны
обеспечить стабилизацию процентных ставок денежного рынка и устойчивый
спрос кредитных институтов на ликвидность. Они используются практически
повсюду в мире; их значение отражено даже в названии Центрального банка
страны, где они возникли, который именуется Федеральной резервной системой. В дополнение к обязательному резервированию регулировать денежную массу в необходимом для производства направлении могла бы эффективно организованная система Рефинансирования банков. Следующий инструмент монетарного регулирования — операции на открытом рынке, т. е. операции ЦБ на рынке государственных ценных бумаг. Цель выполнения работы: рассмотреть один из инструментов денежно- кредитного регулирования Банком России денежной массы в обращении - установление норм обязательных резервов коммерческих банков. Предмет исследования: сущность, оформление и учёт операций по
депонированию обязательных резервов кредитных организаций в учреждениях Объект исследования: Положение ЦБР от 30 марта 1996 г. N 37 "Об
обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном
банке Российской Федерации" (утв. приказом ЦБР от 30 марта 1996 г. N 02-77) Глава 1 раскрывает основные понятия, принципы и общую характеристику обязательных резервов как инструмента ДКП. В Главе 2 показан порядок учёта формирования и регулирования обязателбных резервов. Глава 3 показывают проведение проверки правильности составления
расчета регулирования размера обязательных резервов, депонируемых в Банке Методы исследования применяемые для написания курсовой работы: метод синтеза и метод анализа. При написании данной работы использованы законодательные акты и нормативные документы, материалы специальной экономической литературы ( как учебных пособий, так и монографических изданий ), периодической печати ( журналов и газет). ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ КАК ИНСТРУМЕНТА ДКП 1. Денежно – кредитная политика государства Большинство современных экономистов рассматривают монетарную Высшая конечная цель монетарной политики заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках кредитно-денежной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение конъюнктуры. В связи с этим текущая монетарная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанная выше глобальная задача, например на фиксацию количества денег в обращении, определенного уровня банковских резервов или нормы процента и т.д. В том или ином случае проводником монетарной политики является центральный банк страны, а объектами являются предложение и спрос на денежном рынке. Под предложением денег понимается общее количество денег, находящихся в обращении. Спрос на деньги формируется из спроса на деньги как средство обращения (иначе, деловой, операционный или спрос на деньги для совершения сделок) и как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос). С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны. Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. Прогнозируя кредитно-денежную политику на следующий год, Банк России ежегодно не позднее 1 октября представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря ( основные направления единой государственной денежно- кредитной политики на предстоящий год. В связи с принципом разделения властей предварительно проект основных
направлений единой государственной денежно-кредитной политики
представляется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на текущий год включают следующие положения: . анализ состояния и прогноз развития экономики Российской Федерации; . основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной денежно-кредитной политики. Главной целью денежно-кредитной политики как в текущем, так и в предстоящем году является последовательное снижение инфляции. Выше были изложены цели денежно-кредитного регулирования. Рассмотрим теперь основные инструменты с помощью которых центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. В мировой экономической практике используются следующие инструменты регулирования денежной массы в обращении: операции на открытом рынке, т.е. на вторичном рынке казначейских ценных бумаг; политика учетной ставки, т.е. регулирования процента по займам коммерческих банков у центрального банка; изменение норматива обязательных резервов. В настоящее время в мировой экономической практике основным инструментом регулирования денежной массы являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг центральный банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда. Операции на открытом рынке проводятся Центральным банком обычно
совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений. Политика учетной ставка (дисконтная политика). Учетная ставка - это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Причем центральный банк предоставляет этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но испытывает временные трудности. Учетную ставку устанавливает Центральный банк. Уменьшение ее делает
для коммерческих банков займы дешевыми, и они стремятся получить кредит. Среди инструментов монетарной политики политика учетных ставок занимает второе по значению место после политики Центрального банка на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложением денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке. Изменение нормы обязательных резервов банков. Механизм этого инструмента кредитно-денежной политики таков: если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к уменьшению денежного предложения; при уменьшении нормы обязательных резервов происходит расширение предложения денег. Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики o процентные ставки по операциям Банка России; o нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов; o операции на открытом рынке (купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки); o рефинансирование банков (кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей); o валютное регулирование (купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег); o установление ориентиров роста денежной массы; o прямые количественные ограничения (установление лимитов на рефинансирование банков и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций). При этом, Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно- кредитной политики. Он может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Последняя представляют собой минимальную ставку, по которой Банк России осуществляет свои операции. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля. Использование Банком России инструментов денежно-кредитной политики в
значительной степени определяется условиями развития экономики,
сложившимися в стране. Несмотря на достигнутый рост объемов производства и Поэтому Банк России в активно использует инструменты абсорбирования свободной ликвидности, в первую очередь путем проведения депозитных операций с банками. Операции Банка России на открытом рынке в текущем году, как и в предыдущем, ограничиваются главным образом операциями на валютном рынке. 2. Обязательные резервы как инструмент ДКП Важное значение для осуществления Банком России денежно-кредитной политики имеет предоставленное ему право определять размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Банке России, устанавливаемые Советом директоров. Обязательные резервы (резервные требования) являются одним из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики Банка России и представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы. В ходе исторического развития банковской системы минимальные резервы появились в виде страхования ликвидности кредитных учреждений как гарантия вкладов клиентов. Эта политика является “административным” и наиболее действенным методом влияния центрального банка на налично-денежный объем ресурсов банков и их кредитные возможности по сравнению с такими методами, как учетная политика и политика на открытом рынке. Практически во всех развитых странах, за исключением Великобритании, Сущность этой политики заключается в установлении центральным банком норм обязательных минимальных резервов кредитным институтам в виде определенного процента от суммы их депозитов, которые хранятся на беспроцентном счете в центральном банке. В настоящее время минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы,
которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме
наличных денег в кассе кредитных организаций, либо в виде депозитов в Банке Норматив резервных требований представляет собой установленное в
законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к
абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных Минимальные резервы выполняют две основные функции: Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов Банк России поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их
обязательные резервы в Банке России превышают установленный норматив. Когда
масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую
потребность, Банк России проводит политику кредитной рестрикции путем
увеличения нормативов отчисления, то есть процента резирвирования средств в Нормативы резервных требований устанавливаются дифференцированно в зависимости от видов депозитов. Кроме того, возможна дифференциация устанавливаемых нормативов в зависимости от срока деятельности, величины активов банка, региона деятельности. Обязанность выполнения кредитной организацией резервных требований
возникает с момента получения лицензии Банка России на право совершения
соответствующих банковских операций и является необходимым условием их
осуществления. Кредитная организация несет ответственность за соблюдение
порядка депонирования обязательных резервов Банка России. Обязательства
кредитной организации перед третьими лицами не являются основанием для
освобождения ее от обязанностей по депонированию обязательных резервов в Формирование обязательных резервов производится путем перечисления денежных средств с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в расчетно-кассовом центре. Согласно Федеральному закону (ст. 38) нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированы для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на 5 пунктов. Порядок применения Банком России обязательных резервов помимо Нормативы обязательных резервов устанавливаются Советом директоров Указанием Банка России от 11 января 2000 г. N 731-У установлены новые нормативы обязательных резервов, депонируемых в ЦБР: 10%; Однако вышеприведенные нормативы не распространяются на Сбербанк Порядок депонирования части привлеченных денежных средств,
установленный упомянутым Положением, распространяется на все кредитные
организации, действующие на территории РФ на основании лицензии Банка Регулирование размера обязательных резервов осуществляется территориальным учреждением Банка России по месту нахождения головной кредитной организации в целом по кредитной организации, включая филиалы, находящиеся на территории Российской Федерации. Филиалы кредитных организаций, открытые за рубежом, самостоятельно депонируют часть привлеченных ими средств в национальном банке того государства, на территории которого они открыты, в порядке и по нормативам обязательных резервов, установленным национальным банком соответствующего государства. Средства этого фонда не подлежат использованию и возвращаются кредитной организации в полной сумме только при его ликвидации. При расчете средств подлежащих депонированию в Банке России в составе привлеченных средств не учитываются: 1. Межбанковские кредиты; 2. Кредитные ресурсу, выданные кредитной организацией правительству на централизованные программы; 3. Начисленные, но не выплаченные % по депозитам, межбанковским кредитам, централизованным кредитам. 4. Дивиденды, начисленные, но не выплаченные акционерам. 5. Сумма налогов, начисленная, но не уплаченные в бюджет. В случае, когда средства на определённых счетах не учитывается при
резервировании кредитная организация дает расшифровку этих счетов в Банк Кредитная организация периодически осуществляет регулирование величины средств, подлежащих резервированию. Оно осуществляется по состоянию на 1-ое число месяца, но иногда по ходатайству кредитной организации оно может осуществляться по состоянию на 16-е число. При регулировании сравниваемая сумма средств, которая уже зарезервирована в Банке России сравнивается с суммой средств, которая подлежит резервированию исходя из расчета кредитной организации. Сумма, подлежащая резервированию рассчитывается исходя из средней арифметической величины ежедневного остатка средств, подлежащих резервированию с учетом кол-ва рабочих дней кредитной организации. В течение 2 рабочих дней, не считая день представления расчетов кредитная организация должна передать платёжное поручение на дополнительное перечисление средств или Банк России должен возвратить кредитной организации часть ранее зарезервированных средств, если сумма привлечённых средств уменьшилась. С кредитных организаций, нарушающих установленный порядок формирования
обязательных резервов, в том числе допускающих недовзнос в обязательные
резервы, взыскиваются штрафы, а также к ним применяются другие меры
воздействия, предусмотренные статьями 74 и 75 Федерального закона "О Размер штрафа устанавливается территориальным учреждением (расчетно- кассовым центром) Банка России исходя из количества допущенных кредитной организацией нарушений сроков и полноты депонирования обязательных резервов в течение календарного года начиная с 1 января и длительности задолженности по обязательным резервам в днях: а) при нарушении сроков и полноты депонирования обязательных резервов
один раз сроком не свыше двух календарных дней - в размере 1,3 ставки
рефинансирования Банка России, деленной на 360, за каждый день. За каждый
день недовзноса свыше двух календарных дней - 1,3 ставки рефинансирования б) при повторном нарушении сроков и полноты депонирования обязательных
резервов штраф взыскивается в размере 1,5 ставки рефинансирования Банка в) при третьем и последующих нарушениях штраф от суммы недовнесенных
средств взыскивается в размере двойной ставки рефинансирования Банка Если в течение периода, в котором кредитная организация имела недовзнос обязательных резервов, ставка рефинансирования Банка России изменялась, то с момента ее введения начисление штрафа производится исходя из новой ставки.[3] Условный пример расчета суммы штрафа за недовзнос в обязательные резервы показан в приложении 1 При отзыве лицензии на осуществление банковских операций депонированные в Банке России средства используются для погашения обязательств кредитной организации перед кредиторами и вкладчиками. При ликвидации кредитной организации, признанной арбитражным судом несостоятельной (банкротом), средства обязательных резервов данной кредитной организации, депонированные в Банке России, перечисляются на корреспондентский счет ликвидационной комиссии не позднее следующего рабочего дня после ее открытия. Во всех остальных случаях ликвидации кредитной организации средства обязательных резервов перечисляются на корреспондентский счет ликвидационной комиссии не позднее следующего рабочего дня после согласования промежуточного ликвидационного баланса с территориальным учреждением Банка России. Территориальное учреждение (расчетно-кассовый центр) Банка России (его уполномоченные подразделения) не реже одного раза в квартал производит сплошную или выборочную проверку правильности составления кредитной организацией Расчета размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Центральном банке Российской Федерации, и достоверности представленных в нем сведений с использованием ежедневных балансов кредитной организации и других документов и материалов, имеющихся у кредитной организации. Указанную проверку проводят соответствующие подразделения
территориального учреждения (расчетно-кассового центра) Банка России, на
которые возложено исполнение этих обязанностей на основании
соответствующего приказа (распоряжения) по территориальному учреждению Процесс проверки правильности составления кредитной организацией В целях совершенствования действующего механизма обязательного резервирования, а также полного и своевременного выполнения кредитными организациями резервных требований Банк России установил порядок, предусматривающий перечисление кредитными организациями средств в обязательные резервы, а также взыскание Банком России недовнесенных средств в обязательные резервы и штрафов за нарушение порядка обязательного резервирования не только с корреспондентских счетов, но и с корреспондентских субсчетов кредитных организаций. Вывод: Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен. Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. . ГЛАВА 2 УЧЁТ ОПЕРАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РЕГУЛИРОВАНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ 2.1 Учёт формирования обязательных резервов Учет движения обязательных резервов кредитной организации, депонированных в Банке России, ведется в кредитной организации на балансовом счете N 30202 «Обязательные резервы кредитных организаций по счетам в валюте Российской Федерации, перечисленные в Банк России» - активный и балансовом счете N 30204 «Обязательные резервы кредитных организаций по счетам в иностранной валюте, перечисленные в Банк России» - активный. В территориальных учреждениях (расчетно-кассовых центрах) Банка России
учет поступающих и возвращаемых сумм средств обязательных резервов ведется
на балансовом счете N 30201 «Обязательные резервы кредитных организаций по
счетам в валюте Российской Федерации, депонированные в Банке России» -
пассивный и балансовом счете N 30203 «Обязательные резервы кредитных
организаций по счетам в иностранной валюте, депонированные в Банке России» Формирование обязательных резервов производится путем перечисления денежных средств с корреспондентского счета кредитной организации, а при их отсутствии (недостаточности) на этом счете с корреспондентского субсчета кредитной организации, открытого в территориальном учреждении/расчетно- кассовом центре Банка России в валюте Российской Федерации. Указанные перечисления производятся до осуществления иных платежей в пределах остатка средств на корреспондентском счете (корреспондентском субсчете) кредитной организации отдельным платежным поручением с отметкой «формирование обязательных резервов», выписанным в соответствии с банковскими правилами при их первичном перечислении вновь созданной кредитной организацией и платежным поручением с отметкой «перечисление недовзноса в обязательные резервы» (выписанным в соответствии с банковскими правилами) при последующих перечислениях. Включение сумм обязательных резервов в сводные платежные поручения запрещается. При этом делаются следующие бухгалтерские проводки: Если кредитная организация не имеет филиалов 1) при перечислении обязательных резервов Банку России: - в кредитной организации: Д-т сч. 30202, 30204 К-т сч. 30102; - в расчетно-кассовом центре Банка России: Д-т сч. 30101 К-т сч. 30201, 30203; 2) при возврате кредитной организации излишне перечисленных обязательных резервов: - в кредитной организации: Д-т сч. 30102 К-т сч. 30202, 30204; - в расчетно-кассовом центре Банка России: Д-т сч. 30201, 30203 К-т сч. 30101. Если кредитная организация имеет филиалы, то при перечислении филиалом средств головному офису кредитной организации для депонирования обязательных резервов в Банке России делаются следующие бухгалтерские проводки: 1) филиалом кредитной организации (филиал также может открывать у себя на балансе счета N 30202, 30204): Д-т сч. 30202, 30204 К-т сч. 30102; - в головном офисе кредитной организации по получении платежа от филиала: Д-т сч. 30102 К-т сч. 60322; 2) при перечислении обязательных резервов Банку России - в головном офисе кредитной организации: Д-т сч. 60322 - на сумму, перечисленную филиалом Д-т сч. 30202, 30204 - на сумму обязательных резервов головного офиса кредитной организации К-т сч. 30102 - на всю сумму обязательных резервов кредитной организации; - в расчетно-кассовом центре Банка России: Д-т сч. 30101 К-т сч. 30201, 30203; 3) при возврате кредитной организации излишне перечисленных обязательных резервов - в расчетно-кассовом центре Банка России: Д-т сч. 30201, 30203 К-т сч. 30101; - в головном офисе кредитной организации: Д-т сч. 30102 К-т сч. 30202, 30204 - на сумму возврата обязательных резервов головному офису кредитной организации Д-т сч. 30102 К-т сч. 60322 - на сумму возврата обязательных резервов филиалу кредитной организации; 4) при возврате головным офисом кредитной организации филиалу излишне перечисленных обязательных резервов - в головном офисе кредитной организации: Д-т сч. 60322 К-т сч. 30102; - в филиале кредитной организации: Д-т сч. 30102 К-т сч. 30202, 30204. 2.2 Учёт регулирования обязательных резервов Расчет регулирования размера обязательных резервов, подлежащих
депонированию в Банке России, составляется по форме (Приложение 2) к Территориальное учреждение (расчетно-кассовый центр) Банка России сверяет данные Расчета с размером фактически зарезервированных средств по соответствующей кредитной организации на дату фактического проведения регулирования по Расчету. При их соответствии требования считаются выполненными кредитной организацией, и ей передается 2-й экземпляр проверенного Расчета.. Перечисление обязательных резервов кредитными организациями производтися путем передачи электронного файла либо исполнение расчетно- кассовым центром Банка России платежного поручения с отметкой «перечисление недовзноса в обязательные резервы», переданного на бумажном носителе, осуществляется после проверки Расчета территориальным учреждением (расчетно- кассовым центром) Банка России. Предварительное перечисление обязательных резервов (авансом) без представления Расчета регулирования размера обязательных резервов не допускается. Расчет должен содержать данные об остатках средств в рублях и
иностранной валюте в рублевом эквиваленте по каждому счету на каждый
календарный день отчетного периода (кроме остатков на 31-е число) При этом
сумма средств, подлежащих депонированию по счетам в валюте Российской Территориальные учреждения (расчетно-кассовые центры) Банка России, устанавливающие филиалам кредитных организаций минимально допустимые остатки наличных денег в операционной кассе на конец дня, должны сообщать территориальным учреждениям (расчетно-кассовым центрам) Банка России по местонахождению головных офисов кредитных организаций установленные ими размеры минимально допустимых остатков. Расчеты регулирования размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России, все расшифровки по балансовым счетам, а также другие документы должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером кредитной организации (либо лицами, их замещающими), подписи которых занесены в карточку образцов подписей, хранящуюся в территориальном учреждении (расчетно-кассовом центре) Банка России. При несоответствии подписей на документах, составленных по форме приложений к положению № 37, образцам подписей, занесенным в карточку образцов подписей, хранящуюся в территориальном учреждении (расчетно- кассовом центре) Банка России, указанные документы к исполнению не принимаются и возвращаются кредитной организации. При проведении ежемесячного регулирования размера обязательных
резервов кредитной организации, подлежащих депонированию в Банке России,
территориальное учреждение (расчетно-кассовый центр) Банка России со своей
стороны заполняет строки 3. «Фактически внесено обязательных резервов на
дату, установленную для представления Расчета, - Всего», 3.1. «по
обязательствам в рублях», 3.2. «по обязательствам в иностранной валюте»
графы «по данным территориального учреждения (РКЦ) ЦБ РФ» (Приложения 2 к
положению № 37) на дату фактического проведения регулирования по Расчету. В случае их несоответствия территориальное учреждение (расчетно- кассовый центр) Банка России в течение двух рабочих дней, не считая дня, установленного для представления Расчета, производит соответствующий перерасчет с кредитной организацией. При этом не позднее первого дня периода, установленного для перерасчета с кредитной организацией, территориальное учреждение (расчетно-кассовый центр) Банка России передает кредитной организации 2-й экземпляр исправленного Расчета, на основании которого кредитная организация не позднее последнего дня периода, установленного для перерасчета с территориальным учреждением (расчетно- кассовым центром) Банка России, обязана представить новое платежное поручение с отметкой «перечисление недовзноса в обязательные резервы» взамен ранее представленного либо платежное поручение на перечисление суммы недовзноса обязательных резервов в дополнение к ранее представленному платежному поручению. При недовзносе средств кредитная организация производит доперечисление
с корреспондентского счета, открытого в территориальном учреждении/расчетно-
кассовом центре Банка России на основании платежного поручения с отметкой В случае перевзноса средств территориальное учреждение (расчетно- кассовый центр) Банка России возвращает на корреспондентский счет кредитной организации излишне внесенную сумму обязательных резервов на основании соответствующего распоряжения не позднее двух рабочих дней после установленного срока представления Расчета. Кредитной организации предоставляется право проведения зачета между
причитающимися по результатам регулирования платежами по балансовым счетам При проведении зачета делаются следующие внутренние бухгалтерские проводки в расчетно-кассовом центре Банка России и кредитной организации: - в расчетно-кассовом центре Банка России: Д-т сч. 30201 К-т сч. 30203 или Д-т сч. 30203 К-т сч. 30201; - в кредитной организации: Д-т сч. 30204 К-т сч. 30202 или Д-т сч. 30202 К-т сч. 30204. Территориальные учреждения (расчетно-кассовые центры) Банка России представляют в Банк России отчет об обязательных резервах, депонированных кредитными организациями в Банке России, составляемый на основании получаемой от кредитных организаций информации по форме и в сроки, установленные Банком России. ГЛАВА 3 Проверка правильности составления расчета регулирования размера обязательных резервов, депонируемых в Банке России, и достоверности представленных в нем сведений (на примере банка «АРСЕНАЛ») 6 декабря 2000 года руководителем «Ладожского» расчетно-кассового центра было утверждено задание на проведение проверки правильности составления Расчета регулирования размера обязательных резервов, поступившего от АКБ «АРСЕНАЛ», и достоверности представленных в нем сведений. Перед началом осуществления проверки была получена следующая информация: 1) Акционерный коммерческий банк «АРСЕНАЛ» представил в расчетно- кассовый центр по месту своего нахождения (РКЦ «Ладожский») Расчет регулирования размера обязательных резервов за ноябрь 2000 года. 1) Дата представления Расчета – 4 декабря 2000 года. 2) Согласно данным Расчета, общая сумма средств, депонируемых банком «Альбатрос» за ноябрь 2000 года, составила 169,035 тысяч рублей. 3) Все необходимые для проверки документы банком «АРСЕНАЛ» были представлены рабочей группе, уполномоченной на проведение проверки. 4) Следует также отметить, что по результатам последней проверки нарушений в составлении Расчета регулирования размера обязательных резервов, депонируемых в Банке России, выявлено не было; 5) АКБ «АРСЕНАЛ» филиалов не имеет. Прежде чем непосредственно приступить к рассмотрению этапов
осуществления инспекционной проверки правильности составления Расчета
регулирования размера обязательных резервов, перечислю те документы
синтетического и аналитического учета, которые при ней используются, в
частности это[4]: Итак, теперь рассмотрим саму схему проведения проверки. Она включает в себя ряд этапов: 1. Прежде всего, необходимо установить полноту включения в состав Эти данные представлены в Таблице 1 (приложение 3). 2. Необходимо проверить правильность включения в Расчет балансовых счетов по соответствующим группам привлеченных средств, в зависимости от видов вкладов (юридических или физических лиц, в рублях или иностранной валюте). Это важно, поскольку существует 2 вида ставок по обязательным резервам – 10 % и 7 % -в зависимости от вида вклада (см. Глава 1, п.1.2.). 3. Необходимо сверить суммы указанных ежедневных остатков с данными ежедневных сводных балансов банка, а также суммы, указанные в расшифровках по счетам, с данными аналитического учета по соответствующим балансовым счетам. Указанные выше этапы были пройдены рабочей группой. На данных этапах проверка показала отсутствие у банка «АРСЕНАЛ» каких- либо нарушений. 4. На следующем этапе была осуществлена выборочная проверка своевременности списания и зачисления средств по счетам клиентов, при использовании платежных документов клиентов, на основании которых производятся списания с расчетных, текущих и бюджетных счетов. По выписке лицевого счета проверяется дата проведения операции, номер документа и номер корреспондентского счета (наличие последнего поможет выяснить правильность отражения операций на том или ином счете). На основании выписки к корреспондентскому счету и реестра, заверенного расчетно-кассовым центром Банка России, устанавливается дата проведения платежного документа клиента по корреспондентскому счету банка, открытому в расчетно-кассовом центре. На данном этапе также не было выявлено никаких нарушений. 5. Следующим этапом должна быть проверка операций по балансовому счету 6. Наконец, последний этап – арифметическая проверка правильности представления акционерным коммерческим банком «АРСЕНАЛ» расчета (приложений к нему), а также проверка правильности примененных банком нормативов обязательных резервов по соответствующим видам вкладов. Прежде всего, следует отметить, что сумма остатков привлеченных средств, используемых при расчете обязательных резервов, рассчитывается по формуле средней хронологической за отчетный период (месяц). Применение данной формуле при составления Расчета и следует проверить. Итак, средняя хронологическая ежедневных балансовых остатков привлеченных средств за отчетный месяц, учитываемых на счетах, участвующих в Расчете обязательных резервов, рассчитывается по следующей формуле[5]: [pic], (ф.1.) где: [pic] - средние остатки привлеченных средств, используемые при расчете обязательных резервов за отчетный период (месяц); [pic] - сумма остатков привлеченных средств, используемых при
расчете обязательных резервов, на 1 число отчетного периода [pic] - сумма остатков привлеченных средств, используемых при расчете обязательных резервов, за последний календарный день отчетного периода (на 1 число месяца, следующего за отчетным); n – число календарных дней в расчетном периоде (с 1 числа отчетного месяца по 1-ое число месяца, следующего за отчетным, включительно), равное «31» Примечание: При расчете обязательных резервов количество дней в месяце
условно принимается за 30. В месяце, имеющем 31 день, остатки привлеченных
средств на 31 число в расчет не принимаются, а в феврале остаток на
последнее число месяца повторяется столько раз, сколько дней недостает до Итак, исходя из формулы 1, а также существующих ставок по нормативам обязательных резервов, осуществляется арифметическая проверка: Средние остатки привлеченных средств по счетам юридических лиц в валюте Российской Федерации: [pic] [pic] [pic]=591,567 (тыс. руб.) Средние остатки привлеченных средств по счетам физических лиц в валюте [pic] [pic] [pic] = 302,933 (тыс. руб.) Средние остатки привлеченных средств по счетам юридических лиц в иностранной валюте: [pic] [pic] [pic] = 638,433 (тыс. руб.) Средние остатки привлеченных средств по счетам физических лиц в иностранной валюте: [pic][pic] [pic] [pic] = 248,3 (тыс. руб.) Таким образом, общая сумма обязательных резервов, депонируемых акционерным коммерческим банком «АРСЕНАЛ» в Банке России, будет равна: (591,567 + 638,433 + 248,300)* 0,1 + 302,933* 0,07 = 169,035 тысяч рублей. Итак, по результатам проверки получаем, что сумма обязательных резервов АКБ «АРСЕНАЛ», подлежащая депонированию в Банке России, определена верно. Также необходимо проверить, своевременно ли представлен Расчет в
учреждение Банка России. Согласно Положению № 37, он должен быть
представлен не позднее третьего рабочего дня месяца, следующего за
отчетным. Известно, что Расчет был представлен АКБ «АРСЕНАЛ» в РКЦ Таким образом, никаких нарушений в составлении и представлении Расчета регулирования размера обязательных резервов банком «АРСЕНАЛ» проверкой выявлено не было. В связи с этим, результаты данной проверки будут оформлены справкой. Вообще результаты данной проверки могут быть оформлены: 1) Справкой – в случае отсутствия выявленных проверкой нарушений; 1) Актом о проверке – в случае установления проверкой допущенных кредитной организацией нарушений. В акте должны быть указаны: В справке (акте) также должны содержаться указания о том, какие вопросы подлежат первоочередной проверке при проведении последующей проверки на предмет недопущения кредитной организацией выявленных нарушений. При проведении инспекционной проверки, кроме общего акта проверки, в котором отражаются все поставленные вопросы деятельности кредитной организации, результаты проверки правильности составления Расчета оформляются отдельной справкой (актом). Справка (акт) о проверке правильности составления Расчета направляется в структурное подразделение (РКЦ) ТУ БР, осуществляющее контроль за формированием обязательных резервов, для проведения в случае необходимости последующего перерасчета обязательных резервов кредитной организации и начисления по результатам выявленного недовзноса штрафа. Структурное подразделение (расчетно-кассовый центр) территориального учреждения Банка России, осуществляющее контроль за формированием обязательных резервов, обобщает материалы по результатам проведенных проверок, выявляет наиболее типичные ошибки, дает разъяснения по вопросам правильности составления Расчета. Наиболее часто при составлении Расчета встречаются следующие
нарушения: Вывод: цель проверки выполнения кредитными организациями обязательных резервных требований заключается в проверке правильности составления этими кредитными организациями расчёта регулирования размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России, и достоверности предоставленных в нём сведений. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Обязательные резервы (резервные требования) являются одним из:
основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики Банка Они представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора (коэффициент, характеризующий связь между увеличением (уменьшением) инвестиций и изменением величины дохода), устанавливаемого в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении. Изменения норм обязательных резервов — метод прямого воздействия на кредитоспособность банков. Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность
кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов
происходит как бы недополучение прибыли., поэтому многие экономисты считают
последний слишком сильным, данный метод служит наиболее эффективным
антиинфляционным средством и он редко используется. Впервые его применили в Политика обязательных резервов действует в целом в рамках всей кредитной системы. Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, например инвестиционные и другие специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами. В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно происходит снижение нормы обязательных резервов и даже её отмена. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 394-1 «О Центральном банке Федеральный закон от 03.02.96 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности в РСФСР» (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г.). Федеральный закон от 21.11.96 г. «О бухгалтерском учёте». Указ Президента Российской Федерации от18.08.96 г. № 1212 «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения» с изменениями и дополнениями. Указания Банка России от 24.10.97 г. № 7-У « О порядке составления и представления отчётности кредитными организациями в Банк России» с изменениями и дополнениями. Указания Банка России от 14.11.97 г. №27-У «О порядке составления и
представления отчётности территориальными учреждениями Банка России в Указание Банка России от 24.12.97 г. № 98-У «О порядке отражения территориальными учреждениями (РКЦ) Банка России и кредитными организациями на внебалансовом счёте № 910 «Расчёты по обязательным резервам» сумм, недовнесённых кредитными организациями в обязательные резервы, и начисленных неполученных (неуплаченных) штрафов за нарушение порядка резервирования» с изменениями и дополнениями. Указание Банка России от 19.03.99 г. № 514-У «Об изменении нормативов
обязательных резервов кредитных организаций и сберегательного банка Инструкция Банка России от 01.10.97 № 1 «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций» с изменениями и дополнениями. Инструкция Банка России от 19.02.96 г. № 34 «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Банка России». Инструкция Банка России от31.03.97 г. № 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности» с изменениями и дополнениями. Положение Банка России от 30.03.96 г. N 37 «Об обязательных резервах
кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Положение Банка России от 04.11.96 № 51 «об обязательных резервах Положение Банка России от 15.09.97 г. № 519 «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России». Правила ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации от 18.06.97 г. № 61 с изменениями и дополнениями. Правила ведения бухгалтерского учёта в Банке России от 18.09.97 г. № Типовое Положение о расчетно-кассовом центре главного территориального
управления Национального банка Центрального банка Российской Федерации. Комментарии от25.03.98 г.№ 18-2-6/504 к Правилам ведения
бухгалтерского учёта в Банке России и кредитных организациях от 18.09.97.№ Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2001 год. Банковская система России. Настольная книга банкира. Кн.1. – М.: ДеКА, Гейвандов Я.А. Центральный банк Российской Федерации. – М.: Ефимова Л.Р. Банковское право. – М.: БЕК, 1994. Практический курс бухгалтерского учёта в современном банке / под ред. Полищук А.И. Банковский учёт и отчётность. – М.: Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, 1998. Российская банковская энциклопедия / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Соколова Ю.А., Масленников В.В., Николаев Д.В. Основные принципы
организации и направления развития банковской системы России. – Иваново: Сборник методических рекомендаций по проверке отдельных банковских операций (часть 1), Москва, 1997 год. «ЭКО», всероссийский экономический журнал, 2000. № 11 стр. 21 – 45. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Условный пример расчета суммы штрафа за недовзнос в обязательные резервы Исходные данные: Сумма недовзноса в обязательные резервы - 100 млн. руб.; Просрочка платежа - 12 дней; Ставка рефинансирования Банка России - 120 % годовых; 1,3 ставки рефинансирования - 156% годовых (120%x1,3=156% годовых); 1,5 ставки рефинансирования - 180% годовых (120%x1,5=180% годовых); 2,0 ставки рефинансирования - 240% годовых (120%x2,0=240% годовых). Расчет суммы штрафа за недовзнос в обязательные резервы: ¦ ¦ 2 дня ¦(1,3 ставки ¦ 360 дней нарушение ¦рефинансирова- ¦ ¦ния): ¦ ¦за следующие 10 ¦ 10 дней ¦дней (1,5 ставки ¦100 млн.руб.*180%*-------- = 5,0 млн. руб. ¦рефинансирова- ¦ 360 дней ¦ния): ¦ ¦ ¦ ¦Итого штраф за ¦0,867 млн.руб.+5,0 млн.руб.=5,867 млн.руб. ¦12 дней ¦ ¦просрочки ¦ ¦рефинансирова- ¦ 360 дней ¦ния): ¦ ¦за следующие 10 ¦ 10 дней ¦дней (2,0 ставки ¦100 млн.руб.*240%*------- = 6,667 млн.руб. ¦рефинансирова- ¦ 360 дней ¦ния): ¦ ¦ ¦ ¦Итого штраф за ¦1,0 млн.руб.+6,667 млн.руб.=7,667 млн.руб. ¦12 дней ¦ ¦просрочки ¦ ¦ния): ¦ ¦за следующие 10 ¦ 10 дней ¦дней (2,0 ставки ¦100 млн.руб.*240%*------- = 6,667 млн.руб. ¦рефинансирова- ¦ 360 дней ¦ния): ¦ ¦ ¦ ¦Итого штраф за ¦1,333 млн.руб.+6,667 млн.руб.=8,0 млн.руб. ¦12 дней ¦ ¦просрочки ¦ Приложение 2
Расчет регулирования размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Центральном банке Российской Федерации ________________________________________________________________ (наименование кредитной организации) на 1-е число месяца ______________________________ 19__ г (месяц, следующий за отчетным) _________________________________________________________________________ Руководитель Главный бухгалтер кредитной организации кредитной организации _____________________ М.П. _____________________ (подпись, Ф.И.О.) (подпись, Ф.И.О.)
"Расчет проверен" ________________________ (подпись, "___" __________________________________________________________ * Расчет представляется в 2 экземплярах. После проверки Расчета
территориальным учреждением (расчетно-кассовым центром) Банка России 2-й
экземпляр передается кредитной организации в порядке, предусмотренном п.2.5 ** Приложение должно быть подписано руководителем и главным бухгалтером кредитной организации (либо лицами, их замещающими), подписи которых соответствуют образцам подписей, представленным в карточке образцов подписей, находящейся в территориальном учреждении (расчетно-кассовом центре) Банка России. *** Территориальное учреждение (расчетно-кассовый центр) Банка России проставляет фактическую сумму депонированных обязательных резервов на дату фактического регулирования размера обязательных резервов по Расчету. Приложение 3
Рецензия преподавателя -----------------------
|
|
© 2000 |
|