РУБРИКИ

Деятельность Центрального банка Российской Федерации

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Деятельность Центрального банка Российской Федерации

Деятельность Центрального банка Российской Федерации















Контрольная работа

по дисциплине «Деятельность Центрального банка Российской Федерации

и коммерческих банков»


Содержание


1. Политика обязательных резервов

2. Совершенствование банковской системы и кредитной политики Российской Федерации

Задача 1

Задача 2

Задача 3

Задача 4

Список литературы

обязательный резерв банк кредит

1. Политика обязательных резервов


Обязательные резервные требования или политика обязательных резервов является одним из основных инструментов денежно-кредитной политики и средств денежно-кредитного регулирования. Данный инструмент относится к традиционным экономическим средствам, реализуемым Центральным банком Российской Федерации (Банком России) посредством прямого метода воздействия. Политика обязательных резервов регулирует соотношение спроса и предложения кредитных ресурсов в целях обеспечения стабильности функционирования денежных и финансовых систем своих стран. В основе рассматриваемого средства лежит следующая идея: поскольку ни один коммерческий банк не может работать в условиях, когда его свободные денежные средства, находящиеся в кассе или на счете, покрывают все его обязательства на сто процентов, возникает необходимость обеспечить хотя бы их частичное покрытие за счет первичных и вторичных резервов. При этом обязательные резервы имеют двойное назначение: во-первых, они призваны обеспечивать постоянный уровень ликвидности банков, и, во-вторых, они используются центральными банками для регулирования денежной массы и кредитоспособности банков.

Обязательные резервы – это вклады банков в Центральном банке РФ, размер которых устанавливается законодательством в определенном отношении к банковским обязательствам (вкладам клиентов).

Главная причина проведения политики обязательных резервов заключается в том, что между объемами резервов и банковскими операциями имеется определенная взаимосвязь, которую, соответственно, может использовать Банк России для того, чтобы влиять на поведение кредитных организаций. Хотя в основе обязательных резервных требований и лежит экономическая зависимость между объемами таких резервов и банковскими операциями, при осуществлении Центральным банком РФ политики обязательных резервов регулирование происходит посредством волевого установления определенного размера резервов для кредитных организаций с целью решения регулятором текущих задач в области денежно-кредитной политики, в том числе по обеспечению стабильности рынка банковских услуг.

Политика обязательных резервов впервые была применена в 30-е гг. XX в. в США, а после Второй мировой войны в свой арсенал денежно-кредитных инструментов ее включили центральные банки большинства развитых стран. Вместе с тем, хотя политика обязательных резервов традиционно использовалась большинством развитых стран (за исключением, например, Великобритании, Канады, Австралии), в силу отмеченной выше жесткости данного средства денежно-кредитного регулирования на сегодняшний день ему все чаще предпочитают более гибкие инструменты, такие, например, как операции на открытом рынке, позволяющие предоставлять или изымать ликвидность у банковского сектора.

В России политика обязательных резервов также является традиционным средством денежно-кредитного регулирования и продолжает достаточно эффективно использоваться Банком России наряду с инструментами тонкой настройки, в том числе в целях обеспечения стабильности рынка банковских услуг. Вместе с тем банковскими аналитиками отмечается, что механизм обязательных резервов является своего рода анахронизмом в экономически развитых странах. Резервные отчисления, по сути, являются скрытым налогом на банковский бизнес, а значит, большую его часть банки перекладывают на плечи кредиторов, занижая процентные ставки по депозитным операциям. Однако отказ от данного инструмента могут позволить себе только экономически высокоразвитые страны.

В России же существенное значение политики обязательных резервов на сегодняшнем этапе подтверждается и положениями Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Так в 2008 г. Банк России принял решения о временном снижении нормативов обязательных резервов: с 18 сентября 2008 г. они были снижены на 4 процентных пункта по каждой категории резервируемых обязательств (с 8,5 до 4,5% – по обязательствам перед банками-нерезидентами, с 5,5 до 1,5% – по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации, с 6,0 до 2,0% – по иным обязательствам), а с 15 октября 2008 г. – установлены в размере 0,5% по каждой категории резервируемых обязательств с их последующим поэтапным повышением начиная с 1 февраля 2009 г. до 1,5%, начиная с 1 марта 2009 г. – до 2,5%. При этом с 18 по 22 сентября и с 15 по 17 октября 2008 г. было проведено внеочередное регулирование обязательных резервов (по вновь установленным нормативам), в рамках которого на корреспондентские счета кредитных организаций было перечислено 262 и около 100 млрд. рублей соответственно. Одновременно с решением о снижении с 18 сентября 2008 г. нормативов обязательных резервов было принято решение о повышении с 1 октября 2008 г. Банком России коэффициента усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов для кредитных организаций, не являющихся расчетными небанковскими кредитными организациями и РЦ ОРЦБ, – с 0,55 до 0,6, а также о предоставлении временно (в течение периода с 1 октября 2008 г. до 1 июля 2009 г.) права на усреднение обязательных резервов кредитным организациям независимо от классификационных групп, присвоенных им в результате оценки их экономического положения в соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов Банка России.

В соответствии с Основными направлениями единой денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов Банком России в 2009-2011 гг. по-прежнему будут использоваться обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора. На период 2009-2011 гг. Банк России предполагает придерживаться политики поэтапного повышения коэффициента усреднения обязательных резервов в целях расширения возможностей банковского сектора по управлению ликвидностью и адаптации кредитных организаций к новым резервным требованиям. Вместе с тем в зависимости от изменения макроэкономической ситуации Банк России может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов. В 2009-2011 годах предполагается уточнить категории резервируемых обязательств, порядок определения величины резервируемых обязательств по выпущенным кредитной организацией долговым ценным бумагам, порядок переоформления обязательных резервов при реорганизации кредитных организаций.

Основы правового регулирования политики обязательных резервов закрепляются в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее Закон о Банке России) и Федеральном законе от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» (далее Закон о банках и банковской деятельности).

Статья 25 «Норматив обязательных резервов банка» Закона о банках и банковской деятельности, предусматривает, что банк обязан выполнять норматив обязательных резервов, депонируемых в Банке России, в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных денежных средств. Порядок депонирования обязательных резервов определяется Банком России в соответствии с Законом о Банке России.

Таким образом, усмотрение Банка России в вопросе определения размеров обязательных резервов не безгранично, так как ст. 38 Закона о Банке России устанавливает, что нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации, но могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Кроме того, данные нормативы не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов. Закрепление этого положения в Законе о Банке России важно с точки зрения контроля за деятельностью самого Банка России и стабильности всей банковской системы. В связи с этим следует отметить, что с момента становления российской банковской системы размер обязательных резервов неоднократно изменялся Банком России. При этом Центральный банк России имел возможность единовременно повышать размер обязательных резервов без соответствующих ограничений, что вызывало обоснованное недовольство кредитных организаций, так как резко сокращало доходность их кредитных операций по ранее заключенным кредитным договорам и не позволяло своевременно изменять свою кредитную политику.

На сегодняшний день детальное правовое регулирование политики обязательных резервов осуществляется нормами Положения Банка России от 29 марта 2004 г. № 255-П «Об обязательных резервах кредитных организаций» (далее Положение Банка России).

Согласно Положению Банка России обязанность кредитной организации по выполнению резервных требований возникает с момента получения лицензии Банка России на осуществление банковских операций и является необходимым условием их осуществления.

В России депонирование обязательных резервов производится на специальных счетах по учету обязательных резервов и осуществляется кредитными организациями денежными средствами в валюте Российской Федерации путем их перечисления на указанные счета в безналичном порядке. В Европейской системе центральных банков обязательные резервы означают необходимость хранения своих средств на счетах в Центральном банке в виде бессрочных вкладов. В некоторых же странах кредитные организации вправе засчитывать часть установленных обязательных резервов в свою денежную наличность, имеющуюся в сейфах и операционных кассах. Например, в США Федеральная резервная система не изымает средства банков на свой счет по учету обязательных резервов, а обязывает банки, чтобы на их счетах на отчетные даты были ресурсы, которые подлежат учету в качестве обязательных резервов. Таким образом, в банковской системе США обеспечивается гибкое использование банками средств для поддержания текущей ликвидности.

Согласно действующему законодательству кредитная организация обязана самостоятельно рассчитывать и перечислять сумму обязательных резервов на специальные счета Банка России. При этом расчет представляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного сообщения на третий рабочий день месяца, следующего за отчетным, если кредитная организация не имеет филиалов, на четвертый – если расчет представляется кредитной организацией, имеющей филиалы и в срок, установленный Банком России для представления сводного бухгалтерского баланса на первое число месяца, следующего за отчетным – крупной кредитной организацией с широкой сетью подразделений.

Положением Банка России предоставлена возможность по усреднению обязательных резервов. Под усредненной величиной обязательных резервов в указанном положении понимается размер обязательных резервов, рассчитываемый путем применения коэффициента усреднения к нормативной величине обязательных резервов, подлежащий поддержанию на корреспондентском счете (субсчетах) в течение периода усреднения в порядке, предусмотренном положением.

Положением Банка России установлена также такая процедура, как регулирование размера обязательных резервов, представляющая собой комплекс мероприятий, осуществляемых уполномоченным учреждением Банка России в целях обеспечения соответствия размера обязательных резервов, фактически депонированных кредитной организацией на счетах по учету обязательных резервов, расчетной величине обязательных резервов, в том числе проведение перерасчета по обязательным резервам за отчетный период и по результатам проверок, а также контроля исполнения кредитной организацией обязанности по поддержанию усредненной величины обязательных резервов на корреспондентском счете (субсчетах) в периоде усреднения. Период регулирования равен трем рабочим дням, начиная с рабочего дня, установленного кредитной организации для представления расчета, либо со дня утверждения акта проверки выполнения норматива обязательных резервов.

Отсутствие (недостаточность) средств на корреспондентском счете (корреспондентском субсчете), наличие ограничений по распоряжению денежными средствами, находящимися на корреспондентском счете (корреспондентском субсчете), не освобождают кредитную организацию от ответственности за нарушение нормативов обязательных резервов.

Важнейшим понятием для механизма обязательного резервирования является категория резервируемых обязательств, под которыми согласно Положению Банка России понимаются обязательства кредитной организации в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, состав которых определяется в соответствии с данным положением. В состав резервируемых обязательств кредитной организации включаются пассивные остатки определенных балансовых счетов, установленных Положением Банка России от 26 марта 2007 г. № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации».

Порядок надзора Банком России за соблюдением кредитными организациями резервных требований также определяется нормами Положения Банка России. Так, уполномоченное учреждение Банка России осуществляет контроль за выполнением кредитными организациями нормативов обязательных резервов при проведении регулирования размера обязательных резервов и при проведении проверок непосредственно в кредитной организации. При этом уполномоченное учреждение Банка России осуществляет взыскание недовзноса с корреспондентского счета (субсчетов) кредитной организации, не перечислившей недовзнос на счета по учету обязательных резервов в период регулирования обязательных резервов, инкассовым поручением, оформляемым на основании распоряжения, до проведения иных операций – с первого рабочего дня, следующего за периодом регулирования обязательных резервов, до полного его возмещения.

Согласно ст. 38 Закона о Банке России при нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.

Следует отдельно остановиться на проблеме порядка использования обязательных резервов. В разных странах этот вопрос решается по-разному.

Например, в Великобритании и Японии для центральных банков существуют определенные ограничения по использованию обязательных резервов по собственному усмотрению. Для принятия такого решения регулятору в указанных странах необходимо согласие правительства.

В России регламентации такого порядка ранее вообще законом не предусматривалось, и поэтому Банк России имел возможность сам определять, как использовать депонированные средства. Сегодня в соответствии со ст. 38 Закона о Банке России на обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются. После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. Таким образом, ранее депонированные в Банке России резервные средства должны использоваться, по сути, только для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами при отзыве лицензии и при ликвидации.

2. Совершенствование банковской системы и кредитной политики Российской Федерации

Проблема совершенствования банковской системы в России возникла одновременно с появлением первых банков. Еще в пореформенный период XIX в. имели место примерно такие же проблемы, как и в 90-е гг. XX в. С самого начала не было частной инициативы – частные кредитные банки все-таки пришлось насаждать чисто искусственными путями, а ипотечного кредита 10 лет у нас и вовсе не существовало. Когда частные кредитные учреждения после великих усилий и пожертвований со стороны государства удалось пустить в ход, недостатки их сказались сейчас же: страшно дорогой кредит, неумелое ведение дела, захваты значительной доли прибылей различными дельцами, прямые злоупотребления.

Государство может развивать банковскую систему двумя путями. Первый путь – экономический. Это создание государственных банков, кредиты банкам, применение различных регулирующих методов со стороны центрального банка. Второй путь – юридический, когда государство предусматривает в своих законах определенные модели кредитных организаций, банковские технологии и механизмы ответственности, минимально вмешиваясь в экономические механизмы спроса и предложения на денежные ресурсы. Все остальное сделают свободная инициатива и конкуренция. При таких условиях все банки в равной степени удалены от государства. Но при этом четко соблюдается закон. Соблюдение закона вызывает доверие к банкам со стороны населения. А оно ничем не заменимо для развития банковской системы.

На мой взгляд, в России нужны оба варианта развития банковской системы. Но преобладающим должен стать юридический путь развития банковской системы. Это означает, что не Банк России должен развивать банковскую систему, а сами кредитные организации, за счет улучшения своей банковской деятельности. Но улучшить банковскую деятельность возможно тогда, когда для этого будет создана соответствующая инфраструктура. Ее нужно создать совершенствуя законодательство о банках.

Совершенствование банковской системы невозможно без расширения видов кредитных организаций, перечня организационно-правовых форм, в которых они могут создаваться, а также без усиления антимонопольного законодательства и конкуренции в банковском секторе экономики. Поэтому наряду с экономической нужна юридическая реструктуризация банковской системы – укрепление и развитие организационно-правовых форм кредитных организаций. В законодательстве необходимо предусмотреть создание банков в форме товариществ с полной ответственностью, кооперативных банков, различных специализированных банков. В целом же надо создать многообразную и вместе с тем специализированную банковскую систему. Это означает, что, во-первых, банковское законодательство должно предусматривать множество разнообразных видов кредитных организаций; во-вторых, для каждого их вида должна быть своя организационно-правовая и видовая форма, которой обязаны придерживаться кредитные организации; в-третьих, наряду с общим регулированием и общим банковским надзором (объект – банковская система в целом) Банк России должен осуществлять дифференцированный банковский надзор за каждым банком в отдельности. Возможность дифференцированного надзора уже предусмотрена законодательством, однако не реализована. Взять хотя бы финансовые нормативы. Они должны устанавливаться для каждого банка в отдельности с учетом его пассивных и активных операций, качества управления ими и т.п.

На мой взгляд, необходимо позаимствовать идею многообразия кредитных организаций, которая характерна, например, для Франции. Во Франции каждый вид кредитного учреждения имеет правовую регламентацию. И причем, не только по названию, но и по содержанию. Поэтому, например, вкладчик имеет точное представление о разновидности кредитного учреждения. Если это, допустим, сберегательная касса, то таковой она является не только по названию, но и по специфике банковской деятельности, что, на мой взгляд, уже само по себе является определенной гарантией надежности.

Предусмотренные российским законодательством организационно-правовые формы для банков и других кредитных организаций сужают возможности развития банковского сектора экономики и укрепления правопорядка.

В условиях России, где совершается переход от огосударствленной экономики к экономике, построенной на основе различных форм собственности, вопрос об ответственности учредителей кредитных организаций должен быть поставлен на первое место. С этой точки зрения понятие «хозяйственное общество» как организационно-правовая форма, предусмотренная для создания и деятельности коммерческих банков и других кредитных организаций, на мой взгляд, не создает достаточную ответственность учредителей перед кредиторами и вкладчиками. Гражданское законодательство установило и другие организационно-правовые формы, которые могли бы применяться для создания кредитных организаций, если бы такая возможность была предоставлена Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности». Известно, что в западных странах банковская система не ограничивается только такими организационно-правовыми формами для банков, как общество с ограниченной ответственностью или, скажем, акционерное общество. Есть и другие организационно-правовые формы, например полное товарищество. Его преимущество состоит в том, что в случае краха кредитной организации, созданной полными товарищами, они несут ответственность перед кредиторами всем своим имуществом, а не только имуществом юридического лица. То же самое можно сказать и о кооперативных банках, которые в этом смысле создают больше преимуществ, но они не предусмотрены российским законодательством. Термин «хозяйственное общество» не позволяет создавать кооперативные банки. Вместе с тем их участники могут нести большую ответственность, чем банки – общества с ограниченной ответственностью или акционерные банки.

Законодательство должно предусматривать определенные критерии, отличающие различные виды банков. Закон о банках и банковской деятельности мог бы предусмотреть различные виды кредитных организаций и соответствующие требования, учитывающие специфику их видов с тем, чтобы создать юридические предпосылки для разнообразия в банковской системе. Тогда у банков появятся стимулы направлять свой капитал в реальный сектор экономики. Нужны дифференцированные налоги, льготы по налогу на прибыль в отношении тех банков, которые выдают долгосрочные кредиты и тем самым способствуют развитию реального сектора российской экономики.

Следующее направление – это улучшение правового регулирования ответственности кредитных организаций перед своими кредиторами. В законодательстве, на мой взгляд, следует предусмотреть механизм персонификации юридической ответственности учредителей и участников кредитных организаций и их руководителей, например в контрактах. Необходимо закрепить более действенную ответственность кредитных организаций перед своими клиентами. Недостатки становления и развития банковской системы в значительной степени были связаны с тем, что капиталы многих банков на поверку оказались нереальными. Если капиталы многих банков нереальны, то следует установить в законодательстве гарантии сохранения хотя бы уставного капитала кредитной организации.

Еще одно направление – это укрепление правопорядка в смысле создания нормального антимонопольного законодательства и его соблюдения всеми участниками банковских отношений. Антимонопольная деятельность и контроль должны быть точно обозначены в законодательстве. Уже в процессе создания и регистрации кредитных организаций должен осуществляться единый правопорядок в отношении кредитных организаций. Банк России обязан придерживаться создания одинаковых конкурентных условий для всех кредитных организаций.

Закон о Банке России предусматривает различные формы взаимодействия Банка России с банковским сообществом и с различными государственными и общественными организациями. Предполагается определенная организаторская деятельность и инициатива Банка России. На мой взгляд, Банк России мог бы проявить инициативу в разработке соответствующих проектов совместно с депутатами и заинтересованными организациями с тем, чтобы развивалась инфраструктура банковской системы. Прежде всего, такая инфраструктура отсутствует в сфере кредитования сельского хозяйства. Поэтому нужно создавать сельскохозяйственные фьючерсные биржи. Самое слабое звено российской экономики – трудности в реализации сельскохозяйственной продукции и в снабжении сельских товаропроизводителей. Вследствие этого снижаются стимулы для любой предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве. Кредитование сельского хозяйства за счет бюджетных средств в условиях отсутствия организационно-правовой инфраструктуры – бесполезно. Поэтапное расходование государственных средств, как правило, не контролируется. В значительной мере это связано с отсутствием объективной информации и критериев целесообразности выделения кредитных ресурсов. Отсюда государство не в состоянии своевременно пресечь неэффективное или даже нецелевое расходование бюджетных средств. Объективным критерием для кредитования могла бы быть котировка фьючерсных контрактов. Однако для этого необходима соответствующая организация рынка, которая на сегодняшний день отсутствует.

Как показывает опыт зарубежных стран, сельскохозяйственные предприятия и развитие рынка в данной сфере не могут обойтись без активного привлечения ссудного капитала. Однако банковское кредитование сельского хозяйства связано со значительным риском. Размещение капитала в реальном секторе экономике, в частности в сельском хозяйстве, возможно при наличии развитой организационно-правовой, маркетинговой и информационной инфраструктуры, обеспечивающей нормальную и гарантированную реализацию сельскохозяйственной продукции.

Главный системообразующий элемент рыночной инфраструктуры – сельскохозяйственная товарная биржа. На бирже заключаются фьючерсные контракты между сельхозпредприятиями и оптовыми покупателями Заключение таких контрактов возможно только на бирже. Биржевая технология снижает риски по форвардным контрактам. Такие контракты покупаются и продаются. Банк или факторинговая компания могут купить денежные требования сельскохозяйственного предприятия – поставщика к покупателю. В условиях, когда ипотека ограничена, контракты под будущий урожай – единственная возможность привлечь ссудный капитал и использовать его для развития сельскохозяйственного производства.

В развитых странах основную роль играют цивилизованные биржи нового типа – фьючерсные биржи. Они обеспечивают ускорение товарно-денежного обращения и стимулируют развитие производства всех видов продукции и услуг. В особенности их роль проявляется в сельском хозяйстве.

Создание сельскохозяйственной биржи создаст необходимую инфраструктуру для реализации продукции сельского и промышленного хозяйства, ускорит взаимодействие между различными производителями, повысит гарантии платежей и взаиморасчетов.

Банк России должен улучшить процедуры лицензирования банковской деятельности, согласования руководителей коммерческих банков.

Развитие банковской активности в регионах станет возможно только при условии равных условий банковской конкуренции. На этой основе могут быть созданы стимулы для развития региональных банков.

Следует предусмотреть льготы, в том числе налоговые, для малых и, в частности, сельских банков. При этом следует учесть, что развитие региональных банков, кредитующих сельское хозяйство, невозможно без соответствующей им инфраструктуры, о которой речь шла выше.

Кредитную систему надо модернизировать. Между тем в законодательных актах России понятие «кредитная система» не определено. Нет федерального рамочного закона о ней. Кредитная система отождествляется с понятием «банковская система». Банки являются хотя и весьма существенным, но не единственным видом кредитных организаций. Существуют, например, кредитные организации с преобладанием кредитных функций (ломбарды, лизинговые, факторинговые компании). В частности необходимо создавать условия для развития лизинга. Ведь кредит на 10-15 лет невозможен, тогда как лизинг – вполне.

В целях совершенствования жилищно-кредитной политики необходима реализация государственной структурно-инвестиционной и жилищной политики. Стимулирование государственных кредитных инвестиций в реальный сектор экономики должно сопровождаться, прежде всего, проведением комплекса мер в области бюджетной и налоговой политики, совершенствованием правовых основ кредитной деятельности банков и всех других участников кредитных отношений.

Для обеспечения потребностей широких масс экономически активного населения в жилище необходимо предусмотреть в законодательстве нормы, направленные на создание условий доступности ипотечных кредитов для рядового гражданина. Оказание поддержки государством нуждающихся граждан в жилище может охватывать два направления:

-                   на этапе предварительного накопления – с помощью выделения дотаций (субсидий) из бюджетов различного уровня, гарантии их сохранности, сберегательные премии за хранение средств на целевых вкладах по приобретению жилища;

-                   на этапе погашения ипотечного кредита – также дотации и льготы по сокращению долгов по кредитному договору (льготные условия выплаты заниженных процентов по кредиту, его индексации, снижения общих затрат по ипотечному кредитованию, различные налоговые льготы). Дифференциация инструментария государственного регулирования ипотеки жилища с учетом реальных доходов населения и качества жилища.

Только государство способно регламентировать разумные, экономически просчитанные, сбалансированные условия в типовых договорах кредитования, ипотеки, долевого участия в строительстве и др., включая конституционную процедуру обращения взыскания на заложенное имущество и его реализацию.

Таким образом, можно выполнить основную задачу кредитования – создание принципа доступности кредита для широких масс населения для стимулирования экономической, политической и социальной стабилизации общества.


Задача 1


Необходимо накопить 2500 долларов на обучение. Какую сумму необходимо положить на счет в банке под 10% годовых, чтобы через 5 лет иметь 2500 долларов.

Решение:


,

.



Задача 2


Дисконтный вексель на сумму 5000 рублей со сроком платежа 90 дней. Банковская ставка 35% годовых. Рассчитать по какой цене банк должен разместить данный вексель.

Решение:


,


 руб.


Задача 3


Цена подписки на новые акции равна 105 рублям. Рыночная цена – 106 рублей. Для покупки одной акции требуется 5 прав. Как изменится рыночная цена акции после объявления о выпуске преимущественных прав подписки.

Решение:

Общая стоимость приобретенных 6 акций составит:

 руб.

Средняя цена всех купленных акций равна:

 руб.

Цена права равна:

 руб.


Задача 4


Произвести расчет доходности операции по векселям. Компания приобрела три банковских векселя 1 марта 2009 г. номиналом каждого векселя 1 млн. рублей. Процентный доход, гарантируемый банком, 25% годовых. Векселя были предъявлены компанией к платежу 1 июля 2009 г.

Решение:


,


 руб.

Доходность банка по данным векселям составит:

%


Список литературы


1.           Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» (с изм.) // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. – 1990. – № 27. – Ст. 357.

2.           Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм.) // Российская газета. – 2002. – № 127.

3.           Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 31 октября 2008 г. № 1179-5 ГД «Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов» // Вестник Банка России. – 2008. – № 66.

4.           Положение ЦБР от 29 марта 2004 г. № 255-П «Об обязательных резервах кредитных организаций» (с изм.) // Вестник Банка России. – 2004. – № 25.

5.           Положение ЦБР от 26 марта 2007 г. № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» // Вестник Банка России. – 2007. – № 20-21.

6.           Шевчук Д.А. Правовое регулирование договорных отношений, связанных с ипотечным кредитованием. // Право и экономика. 2008, № 10.

7.           Банковское дело: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред.О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2003.

8.           Банковское дело: Учебник / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005.

9.           Братко А.Г. Банк России: правовой статус и компетенция. – Система ГАРАНТ, 2006.

10.      Латус Е.Б. Рынок банковских услуг: правовое обеспечение стабильности. – М.: «Волтерс Клувер», 2008

 /



© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.