РУБРИКИ

Бухгалтерский учет и аудит затрат в строительстве

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Бухгалтерский учет и аудит затрат в строительстве

Строительно-монтажные организации в пределах сумм накладных расходов, определенных в установленном порядке по объемам строительных и монтажных работ, планируемых к выполнению, составляют смету накладных расходов на отчетный год.

В состав накладных расходов включаются:

1.                 административно-хозяйственные расходы:

- расходы на оплату труда административно-хозяйственного персонала (руководителей, служащих, старших производителей работ, рабочих, осуществляющих хозяйственное обслуживание работников аппарата управления): Д-т 26 К-т 70;

- сумма уплаты ЕСН, исчисляемая от расходов на оплату труда административно-хозяйственного персонала: Д-т 26 К-т 69;

- почтово-телеграфные расходы, оплата услуг связи: Д-т 26 К-т 76;

- расходы на содержание и эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, занимаемых и используемых административно-хозяйственным персоналом (отопление, освещение и пр.), а также расходы, связанные с платой за землю: Д-т 26 К-т 76, 60;

- расходы на оплату лицензионных, юридических и информационных услуг: Д-т 26 К-т 76;

- расходы на оплату консультационных и иных аналогичных услуг: Д-т 26 К-т 76;

- расходы на оплату аудиторских услуг, связанных с проверкой достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществленные в соответствии с законодательством РФ: Д-т 26 К-т 76;

- расходы на приобретение канцелярских принадлежностей, бланков учета, отчетности, периодических изданий, необходимых для целей производства и управления им, на приобретение технической литературы, переплетные работы: Д-т 26 К-т 76;

- расходы на проведение всех видов ремонта (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) основных фондов, используемых административно-хозяйственным персоналом: Д-т 26 К-т 96;

- расходы, связанные со служебными разъездами работников административно-хозяйственного персонала в пределах пункта нахождения организации;

- расходы на содержание и эксплуатацию служебного легкового автотранспорта, числящегося на балансе строительной организации и обслуживающего работников аппарата управления этой организации, включая оплату труда (с отчислениями на единый социальный налог) работников, обслуживающих легковой автотранспорт (Д-т 26 К-т 70 ,69) стоимость горючего, смазочных и других материалов, технического обслуживания автотранспорта (Д-т 26 К-т 10, 76);

- представительские расходы, связанные с деятельностью организации.

2.                 расходы на обслуживание работников строительства:

- затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров. К расходам на подготовку и переподготовку кадров относятся расходы, необходимые для обеспечения деятельности организации, связанные с оплатой предоставляемых в соответствии с договором с общеобразовательным учреждением образовательных услуг, предусмотренные уставом образовательного учреждения, а также дополнительного образования кадров этой организации. Вышеуказанные расходы подлежат включению в себестоимость СМР при условии заключения договора с государственным и негосударственным профессиональными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию: Д-т 26 К-т 76;

- расходы по обеспечению санитарно-гигиенических и бытовых условий, включая расходы на содержание санитарно-бытовых помещений (на оплату труда с отчислениями на ЕСН уборщиц, дежурных слесарей, электриков и других категорий обслуживающего персонала, расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренных законодательством РФ, а также расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда);

- расходы на охрану труда и технику безопасности (затраты на взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний Д-т 26 К-т 69; затраты на проведение медицинских осмотров, на проведение аттестации рабочих мест и др.)

3.                 расходы на организацию работ на строительных площадках:

- износ и расходы по ремонту инструментов и производственного инвентаря, используемых в производстве строительных работ: Д-т 26 К-т 02, 60, 23;

- износ и расходы, связанные с ремонтом, содержанием и разборкой временных (нетитульных) сооружений, приспособлений и устройств, к которым относятся: приобъектные конторы и кладовые прорабов и мастеров; складские помещения и навесы при объекте строительства; сооружения, приспособления и устройства по технике безопасности; леса и подмости, не предусмотренные в сметных нормах на строительные работы или в нормативах на монтаж оборудования, предохранительные козырьки и т.п.

- содержание пожарной и сторожевой охраны;

- расходы по проектированию производства работ (расходы на оплату труда проектно-сметных групп и групп проектирования производства работ, оплата услуг проектных организаций по составлению проектов производства работ и оказанию технической помощи;

- расходы по подготовке объектов строительства к сдаче;

- расходы по благоустройству и содержанию строительных площадок (на оплату труда и другие расходы по уборке и очистке территории строительства и прилегающей к ней уличной полосы; на электроэнергию и другие расходы, связанные с освещением территории).

4.                 прочие накладные расходы:

- амортизация по нематериальным активам: Д-т 26 К-т 05;

- расходы, связанные с рекламой Д-т 26 К-т 76;

5.                затраты, не учитываемые в нормах накладных расходах, но относимые на накладные расходы:

- платежи по обязательному страхованию имущества строительной организации, отдельных категорий работников и др. Д-т 26 К-т 68;

- расходы на создание страховых фондов в пределах норм, установленных законодательством РФ для финансирования расходов по предупреждению и ликвидации последствий пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций;

- налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком;

- расходы на сертификацию продукции и услуг;

- суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполнение сторонними организациями работы;

- затраты на платежи по добровольному страхованию средств транспорта, строительных грузов и прочее, а также по добровольному страхованию работников по договорам долгосрочного страхования жизни, пенсионного и личного медицинского страхования.

Строительная организация в учетной политике может выбрать один из двух вариантов списания накладных расходов отчетного периода:

1)                 отнесение накладных расходов по окончании отчетного периода непосредственно на уменьшение финансового результата, что отражается записью:

Д-т 90-«Себестоимость продаж» К-т 26;

2)                 отнесение накладных расходов на себестоимость строительно-монтажных работ и вспомогательного производства:

Д-т 20 К-т 26 – накладные расходы отнесены на увеличение себестоимости СМР;

Д-т 23 К-т 26 – накладные расходы отнесены на увеличение затрат вспомогательного производства.

При этом распределение накладных расходов между основным и вспомогательным производствами осуществляется по прямому признаку, т.е. на затраты вспомогательного производства относятся непосредственно те расходы, которые связаны с его управлением и обслуживанием.

Распределение накладных расходов на себестоимость выполненных работ по заказам (объектам строительства) организация имеет право производить тем способом, который она выберет самостоятельно, закрепив его в учетной политике.

Накладные расходы можно распределять пропорционально выручке от реализации СМР. Но в этом случае в невыгодном положении оказываются те участки, которые выполнили (и сдали) наибольший объем работ, т.к. на них приходится и большее количество накладных расходов. По тем же объектам, где реализации не было, накладные расходы в этом случае в стоимость работ вообще не включаются.

Другой способ, это пропорционально прямым расходам, т.е. стоимости материалов, заработной платы основных рабочих и затратам на содержание строительных машин и механизмов.

Таким образом, в состав накладных расходов включаются: административно-хозяйственные расходы; расходы на обслуживание работников строительства; расходы на организацию работ на строительных площадках; прочие накладные расходы; затраты, не учитываемые в нормах накладных расходах, но относимые на накладные расходы;

В регистрах бухгалтерского учета накладные расходы учитываются на дебете счета 26 в корреспонденции кредитом счетов 02,23,60,69,70,71,76,96,97 и др.



ГЛАВА 3. АУДИТ ЗАТРАТ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ


3.1 Цели и задачи аудита затрат в строительстве. Источники информации


Строительные организации в качестве хозяйствующих субъектов экономики характеризуются рядом отраслевых особенностей в технологии производства, организационно-правовых основах деятельности, порядка ценообразования и учета себестоимости, системе бухгалтерского учета и налогообложения и, как следствие, в аудите.

Согласно п. 1 ст. 1 ФЗ «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ аудиторская деятельность, аудит – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц).

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Под достоверностью понимается такая степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Для осуществления строительства требуются большие финансовые ресурсы, поэтому многие строительные организации подпадают под экономический критерий деятельности, при котором отчетность подлежит обязательному аудиту. Согласно ст. 7 ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит осуществляется в случаях, если объем выручки организации от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда (МРОТ) (с 1 мая 2006 года МРОТ составляет 1100 руб.) или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз МРОТ. Для подобного аудита также нужна специфическая методика проверки. Данная проверка может быть только комплексной, охватывающей все сферы деятельности организации, все разделы и счета бухгалтерского учета, все виды имущества [36].

Целью аудита расходов подрядных организаций на производство строительно-монтажных работ (далее - СМР) является установление правильности отнесения затрат и формирования себестоимости строительной продукции в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету.

Основными задачами аудита затрат на производство СМР являются:

-  проверка обоснованности осуществления расходов на строительство;

- правильности группировка затрат по статьям калькуляции и распределения их по объектам учета;

- оценить обоснованность применяемого метода учета затрат, методов распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов;

- подтверждение соответствия представленной отчетности нормативным документам и принятым положениям учетной политики и др.

Как указано ранее себестоимость строительной продукции состоит прямых и косвенных затрат. К прямым затратам относятся материальные затрат и затраты на оплату труда производственных рабочих, к косвенным – расходы на содержание строительных машин и механизмов, накладные расходы.

Аудит затрат в строительных организациях представляет собой трудоемкий процесс, в ходе которого можно выделить следующие разделы аудиторской проверки:

- аудит использования материальных ресурсов в строительстве;

- аудит расходов на оплату труда;

- аудит операций по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов;

- аудит накладных расходов;

Для качественного проведения аудита затрат в строительной организации аудитор должен уделить особое внимание источникам информации, на основании которых в последующем он выразит мнение о достоверности такого рода операций в организации. Информационная база, используемая аудитором при проверке расходов на производство СМР, включает в себя первичные документы, оформляющие операции, связанные с учетом затрат в строительстве. Необходимо, чтобы они удовлетворяли общим требованиям, которые предъявляют к документам согласно Закона о бухгалтерском учете. Документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:

- наименование документа;

- дату составления документа;

- наименование организации, от имени которой составлен документ;

- содержание хозяйственной операции;

- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

- личные подписи указанных лиц.

Источниками информации для проведения аудита материальных затрат являются договора строительного подряда, заключенные с заказчиками и субподрядчиками; производственные нормы расхода основных строительных материалов, разрабатываемые непосредственно строительной организацией и утверждаемые ежегодно ее руководителем; журнал учета выполненных работ по форме № КС-6 по каждому объекту строительства; материальные отчеты (форма № М-19) по материально ответственному лицу – производителю работ, начальнику строительного участка; форма № М-29 – ежемесячный отчет о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с расходом, определенным по производственным нормам; приказ об учетной политики строительной организации, в котором содержится информация о порядке учета МПЗ, способа определения стоимости материальных ресурсов при отпуске их в производство и т.д., регистры бухгалтерского учета по счету и другие документы необходимые для аудита.

Для проведения аудита расходов на оплату труда необходимы следующие документы: положения об оплате труда и премировании, разработанные и утвержденные организацией; наряды на выполнение работ (при сдельной оплате труда); штатное расписание управленческого и линейного персонала организации; табеля учета использования рабочего времени; налоговые карточки; расчетно-платежные или расчетные ведомости; приказы организации о приеме и увольнении работников, на выплату премий; регистры бухгалтерского и налогового учета по счету 70 « Расчеты с персоналом по оплате труда» и другие документы необходимые для проведения аудита.

Аудит операций по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов основывается на договорах на оказание транспортных услуг или выполнение субподрядных строительно-монтажных работ; сменных рапортах о работе машин и механизмов; путевые листы; корешках путевых листов (при оказании услуг сторонней организацией); авансовых отчетах (если ГСМ приобретались за наличный расчет); заправочные ведомости; акты на установку и списание запчастей; расчеты начисления амортизации, регистры бухгалтерского учета по счету 25 «Общепроизводственные расходы» и других документах, необходимых для его проведения.

В ходе проведения аудита накладных расходов источниками информации служат положения об оплате труда и премировании, разработанные и утвержденные организацией; наряды на выполнение работ (при сдельной оплате труда); штатное расписание управленческого и линейного персонала организации; табеля учета использования рабочего времени; налоговые карточки; расчетно-платежные или расчетные ведомости; приказы организации о приеме и увольнении работников, на выплату премий; регистры бухгалтерского учета по счету 26 «Общехозяйственные расходы» и другие документы необходимые для проведения аудита накладных расходов [6].

Данные источники информации должны быть кропотливо изучены аудитором, только на этом основании можно быть уверенным в достоверности о выражаемом им мнении.


3.2 Планирование аудита затрат в строительстве


Международный и отечественный опыт доказывают, что аудиторская проверка не может быть проведена качественно, если она не спланирована должным образом. Планирование аудита заключается в определении его стратегии и тактики, выбор процедур и методов, позволяющих наиболее эффективно достичь поставленной цели – выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

Общие принципы планирования в российском аудите регламентируются правилом (стандартом) аудиторской деятельности №3 «Планирование аудита», в котором указано, что аудиторы обязаны планировать свою работу так, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно.

Аудиторская организация должна начинать планировать аудит затрат до написания письма-обязательства и до заключения договора со строительной организацией о проведении аудита

Планирование аудита включает в себя следующие основные этапы:

§     Предварительное планирование аудита;

§     Подготовка и составление общего плана аудита;

§     Подготовка и составление программы аудита.

На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь информацию:

1)                О внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности;

2)                О внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями.

Аудитору также следует ознакомиться с организационно-управленческой структурой экономического субъекта; видами производственной деятельности; технологическими особенностями производства СМР; уровнем рентабельности; порядком распределения чистой прибыли; существованием дочерних и зависимых организаций; организованной экономическим субъектом системой внутреннего контроля.

Источниками получения информации об организации для аудитора должны являться: устав, документы, регламентирующие учетную политику экономического субъекта и внесение изменений в нее, бухгалтерская отчетность, контракты, договоры, соглашения организации, внутренние отчеты аудиторов, консультантов, материалов проверок налоговых органов и др.

На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита. В случае, если аудиторская организация считает возможным проведение аудита, она переходит к формированию штата для проведения аудита и заключает договор с экономическим субъектом.

Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита.

В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть сроки проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения.

В процессе подготовки общего плана и программы аудита дается предварительная оценка эффективности системы внутреннего контроля на предприятии, устанавливается приемлемый уровень существенности и аудиторского риска, позволяющий считать бухгалтерскую отчетность достоверной, выявляются значимые для аудита области, намечается объем и последовательность выполнения аудиторских процедур, выбираются методики контроля.

Общий план включает следующие показатели: наименование аудируемого лица, период аудита, состав аудиторской группы, руководитель аудиторской группы, количество человеко-часов, необходимых для проведения проверки, планируемый уровень существенности, планируемый аудиторский риск, а также таблица с графами: планируемые виды работ, период проведения, исполнитель, примечания.

Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за разработку общего плана и программы аудита.

На базе общего плана аудита разрабатывают программу аудита, являющуюся набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. Программа аудита определяет временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Она является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур.

Общий план и программа аудита должны, по мере необходимости, уточняться и пересматриваться в ходе аудита затрат на производство СМР, причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы [7, с.114].

Общий план аудита затрат представлен в приложении 2. Примерный перечень аудиторских процедур по аудиту расходов в строительстве приведен в приложении 3.

В процессе планирования аудиторы обязаны оценить уровень существенности.

Под уровнем существенности понимают максимально допустимый размер ошибки (искажения) в отчетности проверяемого субъекта, который не введет пользователя отчетности в заблуждение относительно интересующей его информации.

Различают три основных уровня существенности (материальности).

К первому уровню относятся ошибки и пропуски, суммы которых так малы и по своему содержанию так незначительны, что никак не могут повлиять на решение пользователя данной отчетности. Такие ошибки и пропуски считаются нематериальными (непринципиальными, несущественными).

Ко второму уровню относятся материальные ошибки и пропуски, влияющие на принятие пользователем тех или иных решений. Но, несмотря на это, внешняя отчетность в целом объективно отражает реальную действительность и является полезной.

К третьему уровню материальности относятся такие ошибки и пропуски в учете и внешней отчетности, которые ставят под вопрос достоверность и объективность всей отчетной информации в целом. Полагаясь на такую искаженную информацию, пользователи могут принять в корне неправильное решение.

Оценивая, действительно ли ошибка относиться к третьему уровню материальности, аудитор, прежде всего, анализирует степень ее влияния на другие элементы отчетности.

Установив третью степень материальности ошибок и пропусков, аудитор высказывает в своем заключении неблагоприятное (отрицательное) мнение о состоянии учета и отчетности строительной фирмы с подробным описанием обнаруженных фактов.

При расчете уровня существенности аудитору следует выбрать показатели бухгалтерской отчетности («базовые показатели») и установить уровень существенности для каждого из них.

Процедура нахождения уровня существенности, все арифметические расчеты, усреднения, округления и причины, на основании которых аудитор исключил какие-либо значения из расчетов, должны быть отражены в рабочей документации проверки. Конкретное значение уровня существенности должно быть одобрено по окончании этапа планирования аудита руководителем аудиторской проверки. Аудитор в случае обстоятельств, которые станут известны ему по ходу проверки, имеет право скорректировать значение уровня существенности.

Расчет уровня существенности на условном примере приведен в приложении 4.

Аудиторы в процессе проведения аудита затрат обязаны оценить аудиторский риск и его взаимосвязь с уровнем существенности.

Согласно Федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом» №8 аудиторский риск – риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой (бухгалтерской) отчетности содержаться существенные искажения. Обычно его оценивают как высокий, средний и низкий или в процентах. Аудиторский риск включает три составные части: неотъемлемый риск, риск средств контроля и риск необнаружения.

Неотъемлемый риск (НР) означает подверженность остатков на счетах бухгалтерского учета искажениям, которые могут быть существенными при допущении отсутствия средств внутреннего контроля.

Риск средств контроля (РСК) означает риск того, что искажения на счетах бухгалтерского учета или группы однотипных операций не будет своевременно предотвращено или обнаружено и исправлено с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Риск необнаружения (РН) – риск того, что аудиторские процедуры не позволят обнаружить искажения на счетах бухгалтерского учета.

Между риском необнаружения и информационной базой аудита существует обратная зависимость: уменьшение РН приводит к необходимости увеличения объемов данных для тестирования.

Существует обратная зависимость между РН, с одной стороны, и совокупным уровнем НР и РСК, с другой стороны. Если НР и РСК высоки, то необходимо, чтобы приемлемый риск необнаружения был низким, что позволит снизить аудиторский риск до приемлемо низкого уровня. Если же, напротив, НР и РСК находятся на низком уровне, аудитор может принять более высокий РН и снизить аудиторский риск до приемлемо низкого уровня.

В соответствии с п. 9 Федерального стандарта аудиторской деятельности «Существенность в аудите» №4, между уровнем существенности и аудиторским риском существует обратная зависимость, т.е. чем выше уровень существенности, тем ниже аудиторский риск и наоборот [8, с.125].

Планируемый аудиторский риск должен быть отражен в общем плане аудита и программе аудиторской проверке.

К числу основных задач, которые необходимо проверить – состояние учета и внутреннего контроля расходов на производство строительно-монтажных работ.

Единые требования к пониманию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля установлены федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».

Под «системой бухгалтерского учета» понимают упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Термин «система внутреннего контроля» означает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Система внутреннего контроля выходит за рамки тех вопросов, которые непосредственно относятся к системе бухгалтерского учета, и включает контрольную среду.

 Под контрольной средой понимаются осведомленность и действия руководства аудируемого лица, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля, а также понимание важности такой системы. Контрольная среда влияет на эффективность конкретных средств контроля и включает в себя следующие составляющие:

а) стиль и основные принципы управления данным аудируемым лицом;

б) организационная структура аудируемого лица;

в) распределение ответственности и полномочий;

г) осуществляемая кадровая политика;

д) порядок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности для внешних пользователей;

е) порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей;

ж) обеспечение соответствия хозяйственной деятельности аудируемого лица требованиям законодательства;

з) наличие и особенности организации работы ревизионной комиссии, службы внутреннего аудита в составе органа управления аудируемого лица.

К процедурам контроля, принятым руководством аудируемого лица, относятся:

а) подотчетность одних работников другим;

б) внутренние проверки и сверки данных по вопросам финансово-хозяйственной деятельности;

в) сравнение результатов подсчета денежных средств с бухгалтерскими записями (инвентаризация);

г) сравнение данных, полученных из внутренних источников, с данными внешних источников информации;

д) проверка аналитических счетов и оборотных ведомостей и арифметической точности записей;

е) осуществление контроля за прикладными программами и компьютерными информационными системами, в том числе посредством установления контроля за изменениями компьютерных программ и за доступом к файлам данных, за правом доступа при вводе и выводе информации из системы;

ж) ограничение доступа к активам и записям;

Существуют различные методы документирования информации, имеющей отношение к системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Выбор конкретного метода является аудиторского суждения. Обычные методы, применяемые по отдельности или в сочетании друг с другом, включают:

§    Повествовательное (текстовое) описание

§    Вопросник

§    Контрольные перечни и блок-схемы

Для оценки состояния системы внутреннего контроля аудитор осуществляет проверку наличия на предприятии подразделения внутреннего контроля, а также данные о контроле за:

- списанием и правильностью применения строительных материалов;

- начисленной заработной платой;

- использованием строительных машин и механизмов, автотранспорта;

- списанием расходов на осуществление монтажа оборудования и включением его в объем капитальных вложений.

Кроме того, необходимо убедиться в том, что на предприятии соблюдаются сметы накладных расходов и осуществляется технический контроль (надзор) за производством СМР.

Наличие подразделения внутреннего контроля на аудируемом предприятии и регулярное проведение проверок по всем указанным направлениям значительно уменьшают вероятность мошенничества, приписок в нарядах, завышение списания материальных ресурсов, неправильного расчета трудозатрат, невыполнения отдельных скрытых работ, утвержденных проектно0сметной документацией, выявляют реальные потребности строительной организации в использовании машин и механизмов и снижают аудиторский риск при проведении проверки [31].

На основе полученной информации аудиторы заполняют тесты проверки состояния систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета по данному разделу проверки Приложение 5 и формулируют мнение в отношении первоначальной оценки эффективности указанных систем.

В результате полученного понимания систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также тестов средств контроля аудитор должен оценить данные системы как эффективные, малоэффективные или неэффективные и использовать эту оценку при планировании аудита [4, с.193].

Также аудитор в разумные сроки должен уведомить (в письменной форме) руководство аудируемого лица соответствующего уровня о выявленных им существенных недостатках структуры или функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Однако если аудитор считает, что информирование в устной форме является более целесообразным, такое сообщение информации следует отразить в рабочих документах аудитора. В сообщении важно отменить, что представлены только те недостатки, которые стали известны аудитору в ходе аудиторской проверке, и что проверка не предназначена для определения полной эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Аудиторская организация или индивидуальный аудитор, проводящий проверку формирования затрат в строительной организации должны получить надлежащие доказательства с целью формулирования обоснованных выводов на которых основывается, в последующем, мнение аудитора. Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам относятся первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой бухгалтерской отчетности, а также письменные разъяснения сотрудников аудируемого лица и информация, полученная из различных источников.

При проверке учета расходов аудитор использует все методы аудиторских доказательств, чтобы составить свое мнение о постановке бухгалтерского учета на данном предприятии, достоверности и объективности учетных данных, эффективности системы внутреннего аудита. Основными методами сбора аудиторских доказательств являются:

- участие в инвентаризации;

- наблюдение за выполнением хозяйственных или бухгалтерских операций;

- устный опрос;

- получение письменных подтверждений;

- проверка документов;

- проверка арифметических расчетов.

Таким образом, планирование, будучи начальным этапом проведения аудита, состоящем в разработке аудиторской организацией общего плана аудита затрат в строительно-монтажных организациях с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита является важным моментом при осуществлении контроля учетом их на счетах предприятия. Также как и оценка систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета имеет свое значение. Следовательно, и оценка аудиторского риска при проведении аудита указанных затрат должна быть определена, для того, чтобы можно было утверждать, что процесс проверки был проведен качественно и выраженное мнение аудитора о достоверности высказываемого им мнения по учету затрат на предприятии не подлежит сомнению.


3.3 Методика проведения аудита затрат в строительстве


Приступая к аудиторской проверке учета затрат строительно-монтажной организации, следует осуществить аудит учредительных документов организации, проверить наличие всех необходимых для функционирования предприятия документов. При этом следует проверить:

- на основании, какого документа организация осуществляет свою деятельность;

- наличие и формы учредительных документов;

- внесена ли организация в единый государственный реестр юридических лиц;

- проверить постановку организации на налоговый учет;

- прописано ли в основных видах деятельности строительно-монтажные работы.

На начальном этапе осуществления аудиторской проверки контролю и изучению подлежит учетная политика предприятия, в которой отражен порядок документирования хозяйственных операций и порядок хранения документации. Все хозяйственные операции, проводимые предприятием, оформляются оправдательными документами, служащими первичными учетными документами для ведения бухгалтерского учета. Первичные учетные документы принимаются к бухгалтерскому учету для оформления (документирования) каждой хозяйственной операции, если они составлены по типовым формам. Ответственность за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет генеральный директор организации, ответственность за обеспечение сохранности таких документов в период работы и передачу их в архив несет главный бухгалтер предприятия. На основании данного положения аудиторами проверяется наличие и оформление первичных документов, касающиеся учета затрат на выполнение СМР.

При проведении аудита затрат на производство строительно-монтажных работ используют следующие методы и приемы получения аудиторских доказательств:

- Инспектирование (проверка записей, документов). Проверка документов заключается в том, что аудитор должен убедиться в реальности определенного документа. Для этого рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операций вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения операции;

- Пересчет. Заключается в проверке арифметической точности источников документов и бухгалтерских записей и в выполнении независимых подсчетов. Как правило, пересчет осуществляется выборочно. При проведении аудиторской выборки аудитор обязан следовать установленным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Аудиторская выборка» требованиям.

- Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций [5, с. 205].

1. Как было отмечено выше в структуре себестоимости работ строительно-монтажных организаций значительный удельный вес составляют материальные затраты.

В этой связи при аудите строительно-монтажных организаций особое внимание должно быть уделено вопросам использования материальных ресурсов. Аудит использования материальных ресурсов рекомендуется начинать с установления мест хранения материально-производственных запасов и определения круга материально ответственных лиц.

Подрядные строительно-монтажные организации учитывают основные строительные материалы, конструкции и детали согласно Плану счетов бухгалтерского учета на счете 10 "Материалы", субсчет 1 "Сырье и материалы". Необходимо обратить внимание на то, что субсчет 8 "Строительные материалы" счета 10 используют предприятия-застройщики. При аудите проверяется полнота и своевременность оприходования строительных материалов и других материальных ценностей, а также правильность отнесения их на соответствующие счета бухгалтерского учета. Учетной политикой должен быть предусмотрен способ учета материальных затрат с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» или без их использования. В процессе аудита следует проверить, соответствует ли состав фактических расходов по заготовлению и доставке материалов нормативному перечню, установленного ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Кроме того, следует также проверить, не относились ли расходы по заготовлению и приобретению материальных ценностей непосредственно по дебету счетов учета издержек производства (счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы, 26 «Общехозяйственные расходы»), минуя счета учета МПЗ.

Также при аудите материальных расходов проверяется правильность определения фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых на производство, в зависимости от принятого организацией метода оценки.

В частности, при учете материалов по учетным ценам проверяется правильность составления расчета отклонений в стоимости материалов, списываемых на производство СМР.

Необходимо проверить наличие документов и правильность их заполнения, являющихся основанием для списания строительных материалов на производство, а именно наличие производственных норм расхода основных строительных материалов, разрабатываемые непосредственно строительной организацией и утверждаемые ежегодно ее руководителем; локальных и объектных смет на строящиеся объекты, в которых предусмотрен сметный расход материалов по конструктивным элементам и видам работ; журнала учета выполненных работ по форме № КС-6а по каждому объекту строительства; материальных отчетов (форма № М-19) по материально ответственному лицу, формы № М-29 – ежемесячный отчет о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с расходом, определенным по производственным нормам.

Следует проверить, не допускается ли расхождения между данными материального отчета и документами на списание материалов (формой № М-29 и актами на разовое списание материалов).

В случае экономии строительных материалов списание их на производство осуществляется по фактическому расходу. Перерасход материалов, подтвержденный соответствующими расчетами (при изменении технологии производства, замене материалов и т.д.), принимаются к списанию по разрешению руководителя строительной организации.

Необоснованный перерасход материалов на себестоимость СМР не относится, а подлежит возмещению за счет виновных лиц.

При аудите следует проверить, проводилась ли организацией годовая инвентаризация МПЗ, правильность оформления сличительных ведомостей в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, а также своевременность отражения ее результатов в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, и в годовом бухгалтерском отчете [38].

2. Расходы на оплату труда рабочих включают повременную оплату по тарифным ставкам и окладам, премиальные доплаты, оплату по сдельным расценкам в зависимости от количества выполненных работ, различные доплаты и надбавки (например, за работу в особых условиях отдаленности, с особыми климатическими условиями, во вредных или опасных условиях; при совмещении профессий и выполнении обязанностей отсутствующих работников, за сверхурочное время, за вахтовый метод работы, за работу в праздничные дни и в ночное время и др.).

При аудите проверяется полнота оформления табелей использования рабочего времени (формы № Т-12 и Т-13, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 №1). Табели составляются по строительным участкам или отдельным объектам.

При сдельной оплате труда подрядная организация оформляет первичные документы, подтверждающие выполненные объемы работ отдельным рабочим или бригадой. При аудите проверяется соответствие оплаченных рабочим объемам работ их количеству, включенному в акты о приемке работ форма № КС-2. При наличии премиальных доплат рабочим аудиторы устанавливают, имеется ли в организации положение о премировании, которое должно содержать показатели и условия выплат премий.

При аудите также проверяется порядок выплаты организацией различных доплат и надбавок к заработной плате, соответствие этого порядка положениям Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ). Размеры надбавки не должны быть ниже установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами.

В частности, подрядные организации, применяющие вахтовый метод строительства объектов, выплачивают работникам за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места расположения организации (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно вахтовую надбавку взамен суточных в размере и порядке, устанавливаемых самим работодателем. Такая норма применяется с 1 января 2005 г. согласно ст.302 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, надбавка за вахтовый метод работы с 1 января 2005 г. выплачивается на основании Постановления Правительства РФ от 03.02.2005 N 51 "О размерах и порядке выплаты надбавки за вахтовый метод работы работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета". Надбавки указанным работникам выплачиваются в процентах от тарифной ставки (оклада):

- 75% - в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- 50% - в районах Сибири и Дальнего Востока;

- 30% - в остальных районах.

При аудите устанавливается наличие в организации локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, в том числе определения размера и порядка выплаты надбавки за вахтовый метод работы, ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год и др.

При аудите устанавливается соответствие отраженных в бухгалтерском учете расходов на оплату труда положениям гл.25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Согласно ст.255 НК РФ в расходы организации на оплату труда в целях налогообложения включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии или единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Как было отмечено выше строительная организация может использовать в своей работе как собственные строительные машины и механизмы, так и не находящиеся в ее собственности.

При аудите расходов по содержанию собственных строительных машин и механизмов в первую очередь проверяется правильность начисления амортизационных отчислений. При линейном способе начисление амортизации производится исходя из сроков полезного использования, установленных Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 №1). Указанная Классификация используется для целей налогообложения и бухгалтерского учета.

Следует также проверить правильность списания горюче-смазочных материалов (ГСМ) на работу механизмов. Расход ГСМ должен осуществляться по нормам, разработанным и утвержденным организацией на основании паспортных данных, или по централизованно утвержденным отраслевым нормам.

Учет работы строительных машин (механизмов) должен осуществляться в журнале типовой межотраслевой формы N ЭСМ-6, включенной в Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте

По данным журнала устанавливается, на каких строительных объектах работали машины и механизмы, количество времени их работы (машино-часов, машино-дней), правильность начисления заработной платы рабочим; по актам о приемке выполненных работ (форма N КС-2) - виды работ и правомерность их выполнения с применением машин и механизмов.

При отсутствии на балансе собственных машин и механизмов строительно-монтажная организация может привлекать для работы специализированные организации по договорам на оказание услуг. В этих случаях работа привлеченных машин и механизмов должна оформляться специализированной организацией сменными рапортами и путевыми листами по типовым межотраслевым формам.

Выполнение работы строительной машиной (механизмом) подтверждается на сменном рапорте или путевом листе подписью и штампом строительно-монтажной организации.

Расчеты за выполненные специализированными организациями работы и оказанные услуги осуществляются по справке типовой межотраслевой формы N ЭСМ-7, которая выписывается отдельно на каждый рапорт (путевой лист).

При аудите проверяется оформление указанных выше справок, наличие всех необходимых подписей и печатей. Выполненные работы и оказанные услуги, включенные в справки, должны относиться к конкретным объектам строительно-монтажной организации.

Строительно-монтажные организации используют в технологическом процессе строительства автомобильный транспорт по договорам с привлеченными автотранспортными организациями.

При проверке таких договоров следует установить, имеются ли в них подтверждения о достижении сторонами соглашений по следующим существенным пунктам:

- условиям перевозки грузов;

- ответственности сторон по перевозкам (п.2 ст.784 ГК РФ);

- указанию пункта назначения.

Если в договорах не расшифрованы условия грузоперевозок, объемы и километраж перевозок, вид автотранспорта, то в соответствии с п.1 ст.432 ГК РФ такие договоры не могут считаться действительными.

К договорам на автотранспортные услуги должны быть приложены документы, подтверждающие наличие у специализированной организации государственной лицензии на право осуществления транспортной деятельности.

Работа привлеченного автотранспорта оформляется путевыми листами грузовых автомобилей по типовым межотраслевым формам (утв. Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78):

- форма N 4-С - при оплате работы автотранспорта по сдельным расценкам;

- форма N 4-П - при оплате по повременному тарифу.

Формы путевых листов содержат отрывные талоны, которые заполняются строительно-монтажной организацией как заказчиком транспорта и служат основанием для предъявления организацией - владельцем автотранспорта счета заказчику. Соответствующие отрывные талоны прилагаются к счету.

При аудите проверяется:

- наличие отрывных талонов и правильность их оформления;

- указание строительного объекта, на котором работал автотранспорт;

- наличие подписей и печатей ответственных работников строительно-монтажной организации.

На практике имеют место случаи, когда стоимость автотранспортных услуг оформляется актами произвольной формы без указания объемов перевезенных грузов, пунктов отправления и назначения, вида автотранспорта, затраченного на перевозку времени.

При ненадлежащем оформлении первичных документов, подтверждающих производственный характер полученных автотранспортных услуг, отнесение их на себестоимость для целей налогообложения неправомерно.

Накладные расходы как часть сметной себестоимости строительно-монтажных работ представляют собой совокупность затрат, связанных с созданием необходимых условий для выполнения строительных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ, а также их организацией, управлением и обслуживанием.

Смета должна составляться по всем статьям накладных расходов, включенным в перечень статей затрат, в целях сопоставления сметной величины с фактическими расходами. По каждой статье затрат организация разрабатывает отдельные сметы (калькуляции), на основе которых определяются общая сумма и структура накладных расходов. Сопоставление сметных и фактических затрат позволяет соразмерить общественно необходимые и индивидуальные размеры затрат на организацию, управление и обслуживание строительного производства.

В учетной политике организации должны быть приняты ее элементов методы распределения накладных расходов. Накладные расходы основного производства в строительных организациях ежемесячно пропорционально прямым затратам относят к затратам по производству строительных работ, отражаемым на счете 20. дальнейшее распределение накладных расходов, списанных на счет 20 по объектам учета, происходит по методу, установленному в учетной политике, например пропорционально прямым затратам, затратам на оплату труда рабочих или с использованием иных баз распределения.

Если учетной политикой подрядной организации принято списывать общехозяйственные расходы в полном объеме за счет реализованной продукции, то они, минуя прямые затраты, относятся в дебет счета 90, субсчет «Себестоимость продаж». Аудитор проверяет соответствие метода распределения накладных расходов методу определенному учетной политикой.

Накладные расходы – это комплексная статья затрат, на которую относятся различные расходы организации, такие как расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизационные отчисления и расходы по аренде основных средств, расходы на служебные командировки, канцелярские расходы и др. В связи с этим аудиторами при проверке используются приемы, применяемые при аудите соответствующих участков бухгалтерского учета согласно действующей группировке затрат по их элементам.

При аудите устанавливается производственный характер затрат, правильность оформления первичных документов: применение их типовых форм, заполнение всех необходимых реквизитов, наличие подписей и т.д. [40].

Таким образом, аудитор при проверке затрат в строительной организации должен учесть и выполнить все аудиторские процедуры, касающиеся этого раздела учета на предприятии. По окончании проверки учета расходов на предприятии аудитор формирует достоверное аудиторское мнение о проверяемом разделе учета, в ходе осуществляемых им аудиторских процедур.


3.4 Отчет аудитора по результатам проверки затрат в строительстве


После проведения аудиторской проверки аудиторские организации должны подготовить и предоставить проверяемому экономическому субъекту письменный отчет по результатам проведения аудита лизинговых операций. Данные, содержащиеся в письменном отчете аудитора, необходимы руководству аудируемого лица для того, чтобы иметь представление о тех недостатках в учетных записях, бухгалтерских регистрах и системах внутреннего контроля, которые могут привести к существенным ошибкам в бухгалтерской отчетности.

Аудиторская организация обязана указать в письменном отчете аудитора все связанные с фактами хозяйственной деятельности аудируемого лица типичные ошибки или искажения, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность высказываемого аудитором мнения о проверке затрат строительно-монтажной организации. В то же время, письменный отчет не может рассматриваться как полный отчет о всех существующих недостатках. В нем указаны лишь те из них, которые были обнаружены в процессе аудиторской проверки затрат строительной организации. Письменный отчет готовиться в ходе аудиторской проверки и представляется руководителю или собственнику аудируемого лица, подлежащего аудиту, на завершающей стадии аудиторской проверки.

Аудиторами компании «ХХХ» проведена проверка учета затрат ООО «Исток» за 2005 год. Аудит проводился в соответствии с методикой, разработанной  на основе Федерального Закона от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Федеральных Правил (стандартов) аудиторской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №696 от 23.09.2002 г., Правил (Стандартов) аудиторской деятельности, одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, Международных стандартов аудита в части, не противоречащей вышеуказанным Правилам,  других нормативных актов по данному вопросу, внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности, действующих в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых является компания «ХХХ», системе внутрифирменных стандартов фирмы «ХХХ».

В ходе аудиторской проверки были получены аудиторские доказательства путем выполнения следующих процедур проверки по существу: инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет (проверка арифметических расчетов организации), аналитические процедуры.

В этой связи выполнялось следующее:

- проверка документов и при необходимости подтверждение их достоверности;

- проверка соблюдения правил осуществления хозяйственных операций и их отражение в учете;

- обсуждение отдельных вопросов, связанных с бухгалтерским и налоговым учетом в устной форме с сотрудниками бухгалтерии и специалистами других подразделений проверяемой организации с учетом их компетентности, т.е. в зависимости от возложенных на них должностных обязанностей;

- проверка арифметических расчетов клиентов (пересчет);

- аналитические процедуры;

- сбор внутренних аудиторских доказательств в результате исследования хозяйственных операций;

- другие необходимые аудиторские доказательства.

Письменная информация аудиторов основана только на документах, представленных организацией по запросу аудиторов. В связи с этим она не может рассматриваться как полный отчёт обо всех существующих недостатках.

Аудиторские доказательства получены в результате исследования хозяйственных операций. В ходе проверки аудиторы ознакомились с внутренними документами, касающимися организации, постановки и ведения бухгалтерского учёта. При этом аудиторы берут на себя ответственность за выбор аудиторских процедур в отношении объектов проверяемой совокупности.

Проведённая проверка показала, что недостатки в бухгалтерском учёте являются не результатом преднамеренных действий персонала, а следствием логических ошибок в учётных записях, расчётах, неправильного отражения в учёте фактов хозяйственной деятельности, неправильного оформления первичных документов и технологии документооборота.

 В соответствии с договором № 1 от 06.02.2005, нами с 06.02.2005  по 20.02.2005 год, был проведен аудит финансово-хозяйственной деятельности ООО «Исток» за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г. При проверке учета затрат строительно-монтажной организации были выявлены следующие нарушения нормативно правовой базы.

Проверили правильность оформления документов и порядка отражения в бухгалтерском учете операций по поступлению строительных материалов, которые имели место в 2005 году.

Синтетический учет строительных материалов ведется на балансовом счете 10 «Материалы».

При поступлении материалов на основании поступивших от поставщиков сопроводительных документов (счет-фактур, товарных накладных, товарно-транспортных накладных и др.) составляется приходный ордер (форма № М-4). Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления ценностей на склад. Приходный ордер должен выписываться на фактически принятое количество ценностей.

При приемке материалов, поступивших без документов, или при обнаружении несоответствия количества и качества материалов сопроводительным документам составляется акт о приемке материалов (форма №М-7).Акт в двух экземплярах составляется членами приемной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации. При проверке обнаружено несвоевременное оприходование материальных ценностей, что нарушает п. 5 ст. 8 ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно которой все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.

В ходе выборочной проверки порядка оформления получаемых счетов-фактур установлено, что в нарушение требований пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ имеют место случаи, когда счета-фактуры, на основании которых принимается к вычету НДС, предъявленный поставщиками товаров (работ, услуг), оформлены с нарушениями установленного порядка,  а именно использованы копии счетов - фактур,  нет КПП и так далее. Согласно Постановления Правительства Российской Федерации № 914 от 02.12.2000 г. «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» покупатели и продавцы оформляют счета-фактуры установленной формы.

Пунктом 1 статьи 169 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса установлено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном вышеуказанной главой Кодекса. В соответствии с пунктом 7 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке. При этом счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты и оприходования приобретаемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, не могут регистрироваться в книге покупок.

Пунктом 6 статьи 169 Кодекса установлено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными должностными лицами, уполномоченными на то в соответствии с приказом по организации. При этом данная статья Кодекса не представляет возможности использования факсимильных подписей руководителя и главного бухгалтера организации. Копия счета - фактуры  не позволяет доказать подлинность подписей, и соответственно в этом случае счет-фактура не имеет силы первичного учетно-контрольного документа (поскольку не соответствует установленным для таких документов требованиям). То есть, копия счет-фактура действительно не может служить основанием для осуществления каких-либо бухгалтерских записей, поскольку не представляется возможным доказать его юридическую силу.

Таким образом, налогоплательщик (покупатель) согласно вышеуказанной норме Кодекса не вправе регистрировать в книге покупок выставленные продавцом счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения. В связи с выше изложенным строительная организация не вправе предъявлять к вычету или возмещению суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщику, на основании счета-фактуры, оформленного с нарушением действующего законодательства. Следовательно, возникает налоговый риск при формировании налоговой базы по налогу на добавленную стоимость. Рекомендуется составить уточняющую декларацию по НДС за соответствующий период.

Также в ходе аудита затрат выявлено отклонение (перерасход) материалов без предоставления объяснительной записки о причинах перерасхода по установленной форме.

Также установлено неправомерное включение в состав расходов на оплату труда сумм премии по итогам месяца, ввиду отсутствия положения о премировании, утвержденного в установленном порядке, что влечет необоснованное завышение себестоимости.

По окончании аудиторской проверки затрат строительной организации аудитор рекомендует предприятию исправить, выявленные в ходе проверки нарушения и ошибки. Внимательно отнестись к заполнению документов, изучить нормативное регулирование проверяемых вопросов, внести поправки в организационную структуру предприятия.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Данная дипломная работа посвящена учету и аудиту затрат в строительстве. Целью данной дипломной работы является изучение методики учета и аудита затрат в строительстве.

В настоящее время номенклатуру статей затрат на производство и калькулирование себестоимости строительных работ строительно-монтажные организации определяют самостоятельно исходя из потребностей менеджмента на разных уровнях управления.

Строительным организациям в качестве типовой рекомендуется группировка затрат на производство строительных работ по следующим статьям расходов: материалы; расходы на оплату труда рабочих; расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов; накладные расходы.

Затраты принимаются к бухгалтерскому учету на основании надлежащим образом оформленных первичных документов: накладных на отпуск материалов в производство, табелей учета рабочего времени, нарядов на выполненные работы или иных принятых в организации документов, подтверждающих затраты труда и размер их оплаты, сменных рапортов об использовании строительных машин и механизмов, а также составленным по установленным формам материальным отчетам.

Расходы на производство строительно-монтажных работ формируются на счете 20 «Основное производство». При чем материальные расходы и затраты на оплату труда производственных рабочих относят к прямым расходам, поэтому они сразу учитываются на счете 20. Расходы по обслуживанию производства сначала учитываются по дебету счета 25 «Общепроизводственные расходы», на котором отражаются расходы по содержанию и обслуживанию строительных машин и механизмов. К накладным расходам в строительстве относятся: административно-хозяйственные расходы; расходы на обслуживание работников строительства; расходы на организацию работ на строительных площадках; прочие накладные расходы; затраты, не учитываемые в нормах накладных расходах, но относимые на накладные расходы. Данные затраты отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы». В конце месяца затраты, учтенные на указанных счетах списываются на счет 20 в соответствии с принятыми и закрепленными в учетной политике способами (пропорционально прямым затратам, затратам на оплату труда рабочих или др.).

Основным методом учета затрат на производство строительных работ является позаказный метод учета. При этом на каждый объект строительства (вид работ)в соответствии с договором, заключенным с заказчиком, оформляется отдельный заказ, по которому ведется учет затрат нарастающим итогом до окончания выполнения работ. Для учета затрат на каждый заказ открывается отдельный аналитический счет.

Для качественного проведения аудита затрат на предприятии аудитор должен уделить особое внимание источникам информации, на основании которых в последующем он выразит мнение о достоверности их формирования в учете организации.

При проведении аудиторской проверки учета затрат на производство строительных работ, необходимо следовать нормам законодательства Российской Федерации и оговаривать какие-либо возможно возникшие ситуации договором между аудируемым лицом и аудиторской организацией. Главная цель по формированию мнения о достоверности учета затрат может быть достигнута только в том случае, если аудит такого рода операций будет проведен своевременно и качественно.

Планирование аудита, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана аудита затрат в строительно-монтажных организациях с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита является важным моментом при осуществлении контроля учетом их на счетах предприятия. Также как и оценка систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета имеет свое значение. Следовательно, и оценка аудиторского риска при проведении аудита указанных затрат должна быть определена, для того, чтобы можно было утверждать, что процесс проверки был проведен качественно и выраженное мнение аудитора о достоверности высказываемого им мнения по учету затрат на предприятии не подлежит сомнению.

При проверке затрат в строительной организации должен учесть и выполнить все аудиторские процедуры, касающиеся этого раздела учета на предприятии. По окончании проверки учета расходов на предприятии аудитор формирует достоверное аудиторское мнение о проверяемом разделе учета, в ходе осуществляемых им аудиторских процедур.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.                 Адамов, Н.А. Бухгалтерский учет в строительстве / Н.А. Адамов.- 2-е изд. - СПб. :Питер, 2004.-672 с.: ил. – (Серия «Бухгалтеру и аудитору);

2.                 Адамов, Н.А. Калькулирование себестоимости продукции вспомогательных производств в строительстве / Н.А. Адамов // Строительство: налогообложение, бухучет – 2005.- № 1;

3.                 Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ. Утверждены Постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. N 100;

4.                 Аудит: Учебное пособие / [под. ред. О.В. Ковалевой]. – М.: Приориздат, 2003. – 320 с.;

5.                 Аудит: Учебник для вузов / В.И. Подольский, А.А Савин, Л.В. Сотникова и др.; Под ред. проф. В. И. Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2006. – 583 с.

6.                 Аудит формирования себестоимости строительных работ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.termika.ru ;

7.                 Богатая, И.Н. Аудит: Учебное пособие / И.Н. Богатая, Н.Т. Лабынцев, Н.Н. Хахонова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 544 с.;

8.                 Богатая, И.Н. Аудит для студентов вузов / И.Н. Богатая. – изд. 2-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 252 с. – (Шпаргалки).;

9.                 Борисенко, Т.Н. / Т.Н. Борисенко, В.Д. Борисенко. - Строительство: бухучет, налогообложение, право. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: МЦФЭР, 2003.- 304 с. – (Приложение к журналу «Консультант», 31- 2003);

10.            Бычкова, С.М. Аудит затрат на производство / С.М. Бычкова // Аудиторские ведомости – 2005. - № 1;

11.            Верещагин, С.А. Строительство: бухгалтерский и налоговый учет у инвестора, заказчика и подрядчика / С.А. Верещагин. - 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Информцентр 21 века, 2005. -320 с.;

12.            Верещагин, С.А. Кто есть в строительстве / С.А. Верещагин // Налоговый вестник – 2005. - № 10;

13.            Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 г. №14-ФЗ (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.06.2005);

14.            Лобазова, Н.С. Заполняем формы № КС-2 и № КС-3 / Н.С. Лобазова // Главбух. Приложение «Учет в строительстве» - 2005. - № 2;

15.            Мельник, М.В. Аудит / М.В. Мельник. – СПб. : Питер, 2006. – 296 с.

16.            Методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве МДС 81-33.2004, утвержденных постановлением Госстроя России от 12.01.2004 № 6;

17.            Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н (в ред. Приказа Минфина РФ от 23.04.2002 № 33н);

18.            Налоговый Кодекс Российской Федерации: (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 02.11.2004, с изм. от 01.07.2005);

19.            Налоговый Кодекс Российской Федерации: (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 06.06.2005, с изм. от 01.07.2005);

20.            Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений : Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ (в ред. ФЗ от 02.01.2000 № 22-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ);

21.            Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ (ред. от 30.12.2004 № 219-ФЗ);

22.             Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте: Постановление Госкомстата РФ от 28.11.1997 №78;

23.             Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ;

24.            О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 128-ФЗ;

25.            О лицензировании отдельных видов деятельности : Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ (в ред. от 02.07.2005 № 80-ФЗ);

26.            Паронян, Г.Г. Расчеты между заказчиком и подрядчиком по договору строительного подряда: особенности проверки / Г.Г. Паронян // Аудиторские ведомости – 2005. - № 1

27.             План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкция по его применению : Приказ Минфина от 31.10.2000 г. № 94-н (ред. Приказа Минфина РФ от 07.05.2003 г. № 38);

28.            Положение о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом: Постановление Правительства РФ от 21.03.2002 №174;

29.             Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций от 30.12.1993 г. № 160;

30.            Пронина, Е.А. Подрядная строительно-монтажная организация: аудит производственных затрат / Е.А. Пронина // Аудиторские ведомости – 2005. - № 12. – С. 61-68.;

31.            Пронина, Е.А. Подрядная строительно-монтажная организация: аудит производственных затрат / Е.А. Пронина // Аудиторские ведомости – 2004. - № 12;

32.            Пронина, Е.А. Деятельность подрядной организации: признание дохода и определение финансового результата / Е.А. Пронина // Аудиторские ведомости – 2004. - № 11;

33.            Расходы организации: Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 10/99) от 06.05.1999 г. № 33н (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.03.2001 № 27н);

34.             Савина, Н.В. Аудит расходов на капитальное строительство: типичные нарушения / Н.В. Савина // Аудиторские ведомости – 2004. - № 2. – С. – 59-66.

35.            Савина, Н.В. Аудит расходов на капитальное строительство / Н.В. Савина // Аудиторские ведомости – 2003. - № 10;

36.            Савина, Н.В. Аудит строительных организаций / Н.В. Савина // Аудиторские ведомости – 2004. - № 7;

37.            Слепов, Ю.В. Бухгалтерский учет и налогообложение деятельности организаций – застройщиков / [Электронный ресурс] / Ю.В. Слепов // http://www.gostaudit.ru/article ;

38.             Соколов, П.А. Аудит использования материально-производственных запасов в строительстве / П.А. Соколов // Строительство: налогообложение, бухучет – 2004. - № 2;

39.            Соколов, П.А. Аудит подрядных строительно-монтажных организаций / П.А. Соколов // Строительство: налогообложение, бухучет – 2004. - № 4;

40.            Соколов, П.А. Особенности аудита строительных организаций: аудит накладных расходов в строительстве / П.А. Соколов // Финансовая газета – 1999. - № 5;

41.            Соколов, П.А. Особенности аудита строительных организаций: аудит накладных расходов в строительстве (продолжение) / П.А. Соколов // Финансовая газета – 1999. - № 6;

42.            Страховые взносы: Документы и комментарии // Главбух – 2006. - № 2. Режим доступа // http://www.glavbukh.ru

43.             Суслова, Ю.А. Оценка незавершенного производства в строительных организациях / Ю.А. Суслова // Аудиторские ведомости – 2006. - № 1;

44.            Томилова, А.С. Переработка материалов заказчика: составляем акт / А.С. Томилова // Главбух. Приложение «Учет в строительстве» - 2006. - № 1;

45.             Травкина, Н.А. Экономическая оправданность затрат / Н.А. Травкина // Аудиторские ведомости.- 2003. - № 8;

46.             Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство: Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 2/94) от 20.12.1994 г. № 167;

47.            Учет материально-производственных запасов: Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 5/01) от 09.06.2001 г. № 44;

48.            Учетная политика организации: Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/98) от 09.12.1998 г. № 60 ( ред. от 30.12.1999);

49.            [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.journal/questions.shtm;

50.            [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.tpp-inform.ru

 


Страницы: 1, 2, 3


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.